Семейная диагностика представляет собой оценку семейной системы с позиции нарушений, которые могут вызвать соматические или невротические нарушения у одного из членов семьи.
Известны различные способы диагностики – проективные, бланковые, игровые и пр. Есть несколько направлений семейной терапии – стратегическое, структурное, динамическое, поведенческое и пр.
Семейная психодиагностика – это разновидность психологической помощи, направленный на распознавание и измерение социально-психологических семейных феноменов и личностных особенностей ее членов, а также выявление разнообразных видов семейных проблем.
Психодиагностика отвечает на несколько стратегических вопросов: способен ли психолог самостоятельно оказывать эффективную помощь в рассматриваемом случае, и если может, то должен определить кто же является объектом его помощи – ребенок, родители или в целом вся семья. Если он сам оказать помощи не может – то, к каким специалистам он может направить клиентов.
Также важной психодиагностической задачей при этом является выбор способа действия: индивидуальная работа с одним из родителей или с ребенком, с семейной парой, со всей семьей и т.д.
Такую диагностику осуществляют посредством беседы, опросника, проективного метода и т.д.
Цель изучения семьи – помощь в установлении семейного диагноза, то есть выявление нарушений жизнедеятельности определенной семьи.
Семейный диагноз – это выявление в жизни семьи нарушений, из-за которых возникают и сохраняются у одного или нескольких ее членов трудности в повседневной жизни, а также психические расстройства. Также семейный диагноз предполагает выявление таких психологических особенностей семьи и ее членов, которые влияют на коррекцию этих нарушений, которые должны быть учтены при выборе метода оказания помощи и в процессе ее осуществления.
Основной целью специалиста в работе с семьей является постановка диагноза, который позволит решить ряд практических задач.
Понимание и овладение методологическими особенностями психодиагностики семьи предполагает овладение психодиагностической культурой, которая требуется, чтобы специалист мог профессионально самосовершенствоваться в психолого-социальном направлении, работая с семьями.
Выделяют ряд значимых методологических вопросов в психодиагностике семьи.
Задачи семейной психодиагностики разделяют на три группы:
Для того, чтобы комплексно изучить психологическое здоровье семьи, а также оценить его, необходимо учитывать грядущий ряд проблем. Наиболее значимыми являются диагностические проблемы по получению информации, касающейся семьи и ее психологического здоровья.
При психодиагностике семьи, психолог должен соблюдать следующие принципы:
В психодиагностике семьи часто встречаются не только общие, но и частные проблемы, реализовать которые можно посредством конкретных методик изучения семьи или отдельных сторон жизнедеятельности семьи.
Психодиагностические методы в изучении семьи – это инструменты, посредством которых можно собрать, проанализировать и обобщить данные, которыми характеризуется семья, а также вскрываются взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
На сегодняшний день понятие психодиагностики семьи напрямую связывают не только с определением разнообразных факторов, которые влияют на качество брака, на структуру семьи, на межсупружеские отношения, а также условия благополучного существования семьи, то есть ее психологическое здоровье, а также рассматривание его в качестве объекта разнообразных форм психолого-педагогической помощи семьям.
Этические нормы диагностики – это совокупность норм и принципов касающихся защите интересов обследуемых семей или отдельных ее членов.
К профессиональной деятельности специалиста, проводящего психодиагностику семейных отношений, предъявляется ряд требований:
Успешность в реализации названных требований существенно зависит от знания специалиста в области различных систем психодиагностики и умение выбрать, в соответствии с обстоятельствами, наиболее эффективных из них.