Психодиагностика – это область психологических знаний, являющаяся теоретическим направлением, которое занимается разработкой методов выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей индивида, а также сферу практической деятельности психолога.
Дифференциальная психодиагностика – это теория, которая объясняет индивидуально-психологические различия.
Зачастую в зарубежной и отечественной литературе можно обнаружить мнение, касающееся того, что проблема теории индивидуальных различий – это сфера изучения особой области исследований – дифференциальной психологии.
На рубеже XIX и ХХ веков, выдающимся немецким психологом Вильямом Штерном, было это понятие введено в науку для обозначения существенных различий в психических функциях в свойствах. Со времени В. Штерна в понимании дифференциальной психологии изменилось не многое, она и на сегодняшний день определяется в качестве направления, которое изучает поведение и свойства личности, имеющие значительный разброс.
Когда заходит речь об истоках дифференциальной психологии, практически все исследователи единодушно ссылаются на Гальтона Ф., Кеттелла Дж., Бине А. и других ученых, которые известны в качестве основоположников тестирования.
Предметными областями психодиагностических исследований и исследований дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по признаку того, что область исследования психодиагностики ориентируется на измерение индивидуальных различий, а дифференциальная психология характеризуется познанием, проникновением в сущность причин и следствий этих различий.
Дифференциальную психодиагностику рассматривают в качестве моста между наукой и практикой. Наука об индивидуальных психологических различиях и практика постановки психологических диагнозов. Этим дифференциальная психодиагностика в качестве исследовательской области сводится к организации процесса измерения ряда явлений, психологическая природа которых изучается другой наукой.
В целом методологические принципы дифференциальной психодиагностики психического развития неоднократно были воспроизведены в целой серии публикаций. Их можно сформулировать следующим образом:
Большое значение психодиагностики для дифференциальной психодиагностики может привести к ошибочному их отождествлению. Поэтому, принципиально важно четко выделить границы дифференциальной психодиагностики, которые используют только два типа методик. Это методики, первичные результаты которых можно перевести в оценки, которые получили при выборке стандартизации.
Также такие опросники имеют взаимозависимые шкалы, набор которых будет соответствовать определенной психологической типологии. Важно, что в обоих этих случаях индивидуальной психодиагностической оценкой определяется по сравнению с другими людьми. Касательно отношений дифференциальной психологии и психодиагностики – следует учитывать то, что в дифференциальной психологии помимо психодиагностических методов могут использоваться методические средства других областей. В методах дифференциальной психодиагностики значительное место отведено методикам, которые не предназначены для выявления различий между людьми, например, проективные методики.
К характеристикам методик дифференциальной психодиагностики относят валидность и надежность.
Валидность теста демонстрирует степень измерения того психического явления, для оценивания которой он предназначен.
Надежность методики отражает точность и устойчивость результатов, которые получены при ее использовании.
Иными словами, валидность характеризует то, что оценивает методика, надежность – то, каким образом она это делает.
Дифференциальная диагностика недостатков развития состоит из трех этапов.
Первый этап – это скрининг. На этом этапе выявляются отклонения в развитии без точной их квалификации.
Второй этап – непосредственно дифференциальная психодиагностика, предполагающая определение типа, вида или категории нарушения развития, а, следовательно, направленность обучения ребенка и вида образовательного учреждения для него.
Третий этап – раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристика его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и работоспособности. Эти особенности необходимо учитывать при построении индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми.
Последний этап, к сожалению, осуществляется только в том случае, когда в образовательном учреждении работает на постоянной основе психолог.
Серьезного изучения требуют возможности различных методов психологической диагностики, которые применяются на сегодняшний день работниками психолого-медико-психологической консультации и комиссии. Анализируя работу этих учреждений можно сделать вывод, что в разных учреждениях применяются разные методы, в зависимости от наличия в них специалистов, уровня их подготовленности, а также личного опыта и их предпочтений.
Такая ситуация вызвана тем, что отсутствует единая четкая система критериев нарушенного развития и стандартизированных иди унифицированных наборов методик дифференциальной психодиагностики.