Клиническое мышление


Клиническое мышление

Общее понятие мышления

Определение 1

Мышление – это познавательный процесс переработки информации получаемой личностью из внешнего и внутреннего мира, с ее преобразованием и получением качественно новой информации на ее основании.

Мышление представляет собой необходимый компонент взаимодействия личности с окружающей средой. На ранних этапах мышление носит пассивный, адаптационный характер, который выражается в усвоении функций предметов окружающей среды, их значении, способов взаимодействия с ними. Индивид стремится достичь равновесия, гармонии с окружающей средой, что реализуется благодаря знанию ее объектов и соотнесению их с потребностями организма.

По мере развертывания психики перед мышлением ставятся задачи не только адаптации, но и преобразования окружающей среды, что требует активного взаимодействия с ней, формирования мыслительной деятельности, как целенаправленного исследования предметов и явлений внешнего мира, выявления их существенных свойств и качеств.

Мышление реализуется посредством форм, операций и мыслительных процессов. Формы мышления – это способ организации и сопоставления знаний об объектах окружающего мира. Выделяют следующие формы мышления:

  • Понятие – отражение существенных признаков предмета в словесной форме.
  • Суждение – отражение связи между двумя предметами, либо раскрытие их сущности.
  • Умозаключение – вывод из нескольких суждений, который может быть образован различными способами.

Операции – это умственные действия, сформулированные в процессе развития общества, продукт преобразования внешнего, предметного действия, скоординированного с другими в единую систему.

Процессами называют сущностные механизмы мышления, которые определяют его направленность, специфику и итоговый результат мыслительной деятельности. В качестве основных принято выделять четыре процесса:

  • анализ – предполагает мысленное расчленение объекта на части, с целью выделения его существенных свойств.
  • синтез – мысленное воспроизведение целостности объекта через объединение его частей, с выявлением интегративных свойств, выходящих за рамки простой суммы свойств его частей.
  • обобщение – мысленное выделение существенных, а потому общих признаков для ряда объектов.
  • абстрагирование – мысленное выделение существенных свойств объекта при одновременном отвлечении от его несущественных признаков.
Замечание 1

Мышление представляет собой универсальный психический процесс свойственный всем представителям человечества, однако содержательная характеристика и продуктивность мышления во многом индивидуальна и зависит в том числе от профессиональной направленности личности.

Клиническое мышление врача

Определение 2

Клинические мышление — своеобразная деятельность врача, предполагающая особые формы анализа и синтеза, связанные с необходимостью соотнести общую картину болезни с выявленным симптомокомплексом заболевания, а также быстрое и своевременное принятие решения о природе заболевания исходя из единства осознаваемых и неосознаваемых, логических и интуитивных компонентов опыта.

Главными задачами клинического мышления выступают диагностика заболевание пациента, а также компетентный выбор стратегии лечения. Клиническое мышление является формируемой профессиональной компетенцией, развитие которой является одной из целей профессионального образования. Специфика клинического мышления заключается в необходимости выявления известных клинических признаков и симптомов у пациента и соотнесения их с известными заболеваниями для постановки диагноза. При этом врач действует в обстановке с высокой степенью неопределенности, так как достоверность и полнота получаемой им информации в значительной степени зависят от индивидуально-психологических особенностей пациента, а также способности врача вызвать у него чувство доверия.

Клиническое мышление реализуется одновременно на двух уровнях – осознаваемом, в качестве непосредственного мыслительного процесса, планомерного анализа и синтеза врачебной ситуации, а также неосознанном – в виде интуиции. Интуитивная компонента клинического мышления представляет собой мышление как процесс, который протекает на уровне фона, вне зависимости от содержания осознаваемого пласта мышления как деятельности. Неосознаваемый поиск приводит к выработке решения, которое осознается уже в готовом виде в качестве инсайта, внезапного озарения.

Оба уровня клинического мышления требуют высокопрофессиональной подготовки специалиста, наличия у него широкой базы знаний, практических навыков и опыта работы.

Приемы клинического мышления

Клиническое мышление задействует в первую очередь в диагностической ситуации, когда от врача требуется постановка диагноза, т.е. вынесение умозаключения о состоянии пациента на основании отдельных симптомов-суждений. Выделяют два основных подхода к формированию диагноза – индуктивный и дедуктивный.

Индукция предполагает движение «сверху-вниз», от гипотезы о характере заболевания пациента к поиску подкрепляющих симптомов. На основании первичного осмотра врачом выделяется некоторое количество симптомов. Одни из них имеют общий характер и не могут послужить основанием для диагноза, а другие более специфичны. На основании специфических симптомов выдвигается гипотеза о диагнозе, после чего он подтверждается с привлечением клинических и инструментальных методов.

Замечание 2

Главным недостатком данного метода выступает его поверхностность – состояние пациента оценивается фрагментарно, не складывается целостная картина его состояния.

Дедукция предполагает движение «снизу-вверх» от обобщения всех выявленных симптомов к постановке диагноза. Первичным этапом дедуктивного исследования выступает полная клиническая и инструментальная диагностика, на основании результатов которой, с учетом всех как специфических, так и общих симптомов, выносится итоговое суждение о диагнозе пациента.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :