Советская экономика накопила очень много неразрешимых проблем. Развитие страны на каждом этапе очень сильно зависело от личности руководителя:
К концу 1980-х очевидной стала необходимость рыночных преобразований. Первым шагом стало принятие Закона о государственном предприятии, предполагавшим определенную самостоятельность руководителей и коллективов госпредприятий в принятии решений – в том числе в части распоряжения прибылью, осуществления совместной деятельности с иностранными предприятиями. Развивалось и малое предпринимательство.
Июнь 1990 года ознаменовался выходом постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», на смену которому вскоре пришла «Программа 500 дней». Политическая система разваливалась, начинались процессы дезинтеграции. Экономика в это время характеризовалась большим «денежным навесом» и товарным дефицитом. Действия правительства были весьма непоследовательными. Так, например, было объявлено о грядущем пересмотре цен в сторону повышения. Возник ажиотажный спрос на товары, приведший к тотальному дефициту. Пересмотр цен под давлением общественности был отложен.
Широкое распространение получили финансовые схемы, заключавшиеся в обмене рублей на доллары через польские злотые или венгерские форинты. Курс рубля по отношению к форинтам и злотым был искусственно занижен из политических соображений. Такие операции проводились, как правило, на крупные суммы, потому что для их осуществления требовались взятки (работникам касс доплачивали иногда по несколько тысяч рублей за сделку; кроме того, приходилось платить рэкетирам, окружившим Внешэкономбанк и не пропускавшим в него посетителей без мзды).
Формальные причины денежной реформы 1991 года («Павловской реформы» - по фамилии министра Валентина Сергеевича Павлова):
Провозглашалось, что реформа проводится «в интересах подавляющего большинства населения страны».
Реальные цели денежной реформы:
22 января 1991 года Президентом СССР Михаилом Сергеевичем Горбачевым был подписан Указ N УП-1329, в соответствии с которым 50- и 100-рублевые банкноты образца 1961 года изымались из обращения. Изымаемые купюры обменивались либо на более мелкие купюры, либо на 50- и 100-рублевые купюры нового образца (образца 1991 года). Сообщение об этом указе было передано в 21 час по московскому времени, когда большая часть учреждений уже была закрыта. Ограничения обмена:
В то же время были введены ограничения на снятие денег со вкладов в Сберегательном банке (и других банках) – 500 рублей в месяц на человека. О снятии делалась пометка в паспорте, чтобы человек не смог снять «лишнюю» сумму в другом отделении.
Население стремилось избавиться от «плохих» купюр в последние часы их хождения (до 00.00 23 января 1991 года). Активно применялись следующие схемы:
Кассиры многих учреждений шли на должностные преступления, вскрывая вечером и ночью кассы, нарушая лимиты кассовых остатков ради того, чтобы утром сдать крупные купюры с инкассацией.
На смену изъятым купюрам пришли новые 50- и 100-рублевые купюры. Позже в обращение ввели и более мелкие купюры нового образца (1, 3, 5 и 10 рублей – от выпуска 25 рублевой купюры отказались), а под влиянием инфляции и более крупные, ранее не существовавшие – 200, 500 и 1000 рублей. Также были выпущены монеты нового образца – 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей и 10 рублей. Мелкие старые купюры, как и монеты, сохраняли статус законного платежного средства.
Больше всего реформа затронула обычных людей, лишившихся своих сбережений. Как это обычно бывает, «мафиози» были оповещены заранее и успели обменять деньги до провозглашения указа. Доверие к правительству было подорвано.
Цели реформы реализовались лишь частично. Хотя конфискационная процедура позволила снизить денежную массу, для оздоровления экономики этого оказалось недостаточно. За денежной реформой последовали другие непопулярные меры, а вскоре и распад СССР.