ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ»
Кафедра «Сервис транспортных систем»
Контрольная работа
по дисциплине: «Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий»
на тему: «Проектирование информационно-аналитических систем
в компьютерном салоне»
Выполнил: студент гр. 2127
Ахмадиев Ф. Х.
Проверил: ассистент
Беляев А. И.
Набережные Челны
2007
Содержание
1. ЗАДАНИЕ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ
3. АНАЛИЗ ВХОДНОЙ И ВЫХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Функциональные зависимости между данными.
Логическая структура данных программы (особенности взаимодействия таблиц, связи между таблицами, ключевые поля, типы связи).
Структура взаимосвязей между исходными и результирующими данными.
4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
Обоснование типа операционной системы.
Выбор языка программирования.
Необходимость сетевого варианта работы программы.
Возможность работы с базами данных под управлением СУБД.
Перенос программы на различные платформы.
5. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Определение состава общесистемного программного обеспечения.
Разработка детального алгоритма обработки данных. Осуществление выбора инструментальных средств разработки программных модулей.
6. РАБОЧИЙ ПРОЕКТ
Описание применения.
Руководство пользователя.
Руководство программиста.
7. ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.ЗАДАНИЕ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Создать информационно-аналитическую систему компьютерного салона, организующую операции с продажей компьютеров и комплектующих к ним (принтеры, мониторы и т.д.). Система должна предоставлять информацию о компьютерах и их комплектующих.
2.Определение целей и выделение задач
Основной целью является создание БД компьютерного салона, предназначенной для программного анализа продаж компьютеров и их комплектующих на основе справочной информации, содержащейся в четырнадцати взаимосвязанных таблицах. Данная программа будет автоматизировать процесс продажи компьютеров и их комплектующих, а также БД должна позволять выводить информацию в виде диаграмм, фильтровать данные в заданном диапазоне, сортировка. В ходе работы должны быть созданы четырнадцать таблиц данных – «Матплаты», «Процессоры», «Видео», «Оперативка», «HDD», «Мониторы», «Приводы», «Колонки», «Клавиатуры», «Принтеры», «Мыши», «Сканеры», «Модемы», «Вентиляторы», которые будут являться справочными. Далее необходимо выделить связи между таблицами, после чего на основе справочных таблиц создать – аналитические систему, где на основе определенных пользователем установок будет происходить анализ поступающих данных.
3. Анализ входной и выходной информации
Функциональные зависимости между данными.
Все данные, вводимы пользователями, располагаются в четырех таблицах:
Таблица
Наименование поле
Имя поля
Тип данных
Функц. связь
Матплаты
Модель
nameM
string[15]
/>
Наименование
NameM
string[15]
Socket
NameSock
string[15]
Шина В/А
NameVideo
string[15]
Разъемы ОЗУ
NameOper
string[15]
Разъемы HDD
NameHDD
string[15]
Наличие
Nal
string[15]
Цена
PriceProd
Real
Процессоры
Модель
nameP
string[15]
/>
Наименование
NameP
string[50]
Socket
NameSock
string[15]
Наличие
Nal
string[15]
Цена
PriceProd
Real
Видеоадаптеры
Модель
NameV
string[15]
/>
Наименование
NameV
string[50]
Шина
NameVideo
string[15]--PAGE_BREAK--
Наличие
Nal
string[15]
Цена
PriceProd
Real
Оперативная память
Наименование
NameO
string[50]
/>
Разъемы
NameOper
string[15]
Наличие
Nal
string[15]
Цена
PriceProd
Real
Винчестеры
Модель
nameVint
string[15]
/>
Наименование
NameVint
string[50]
Разъемы
NameHDD
string[15]
Наличие
Nal
string[15]
Цена
PriceProd
Real
Логическая структура данных программы (особенности взаимодействия таблиц, связи между таблицами, ключевые поля, типы связи).
В данной канонической схеме одинарные стрелки показывают связь один ко многим.
Структура взаимосвязей между исходными и результирующими данными.
В результате выполнения запросов формируется некая информация, отображаемая на форме, содержащая в себе информацию о наличии компьютера и их комплектующих на складе, цене и.т.д. Информация берется из соответствующих таблиц:
«Матплаты»
Модель
Наименование
Socket
Шина В/А
Разъем ОЗУ
Разъем HDD
Цена
String
String
String
String
String
String
Real
«Процессоры»
Модель
Наименование
Socket
Цена
String
String
String
Real
«Видеоадаптеры»
Модель
Наименование
Шина
Цена
String
String
String
Real
«Оперативная память»
Наименование
Разъем
Цена
String
String
Real
«Винчестеры»
Модель
Наименование
Разъем
Цена
String
String
String
Real
Все комплектующие («Мониторы», «Принтеры» и т. д.)
Модель
Наименование
Наличие USB
Цена
String
String
String
Real
4.Техническое задание на программирование.
Обоснование типа операционной системы.
В качестве платформы для проектирования программного продукта была выбрана многопользовательская многозадачная операционная система Windows XP.
Windows многозадачной операционной системой, т.е. данная ОС позволяет запускать несколько процессов (приложений).
Windows имеет хорошую техническую поддержку, т.е. своевременно выходят драйвера и различные обновления.
Основная масса программных и аппаратных средств создана для работы под управлением Windows, а использование ОС Linux и др. ОС могут возникнуть проблемы с поиском необходимых драйверов и программных продуктов.
ОС Windows имеет более удобный интерфейс для начинающих пользователей в отличие от ОС Linux.
ОС Windows является наиболее распространенной операционной системой в России, т.е. скорей всего переподготовки персонала не потребует.
Выбор языка программирования.
В качестве языка был выбран язык Visual Basic for Applications, реализованный в программной среде EXCEL. Он является одним из лучших средств разработки БД. Эта среда является комбинацией нескольких важнейших технологий, а именно:
Высокопроизводительный компилятор
Объектно-ориентированная модель-компонент
Visual Basic for Applications так же имеет две встроенные базы данных (MDB, ODBC)
Т.о. Visual Basic является наиболее подходящим программным средством для проектирования программного продукта в среде Windows. продолжение
--PAGE_BREAK--
Необходимость сетевого варианта работы программы.
Сетевой вариант БД компьютерного салона будет необходим в следующих случаях:
Фирма будет расширяться, и данные будут вводиться с нескольких компьютеров.
Фирма будет создавать филиалы в других городах или странах, и информация о приходе автомобилей в филиалах должны своевременно поступать в главный офис фирмы.
Для сетевого варианта программы необходимо создать общую книгу. Общая книга- книга, настроенная для одновременного просмотра и изменения по сети несколькими пользователями. Каждый пользователь, сохраняющий такую книгу, видит изменения, внесенные другими пользователями. Изменение общей книги возможно в Microsoft Excel 97 и более поздних версиях. И разместить ее в сети для одновременного редактирования содержимого книги несколькими пользователями. Например, если каждый пользователь рабочей группы работает с несколькими проектами и необходимо знать состояние каждого проекта, данная группа для отслеживания состояния проектов может использовать общую книгу. Все пользователи рабочей группы при этом могут вводить данные своих проектов в одну и ту же книгу.
Владелец общей книги может управлять ею, удаляя из нее пользователей и разрешая проблемы, связанные с противоречивыми изменениями. Когда все изменения будут внесены, совместное использование книги можно прекратить.
Недопустимые действия в общей книге
Возможные действия
Создание таблицы Excel
Нет
Вставка или удаление группы ячеек
Вставка целых строк и столбцов
Удаление листов
Нет
Объединение ячеек или разделение объединенных ячеек
Нет
Добавление или изменение условных форматов
Существующие условные форматы при изменении значений ячейки продолжают отображаться, но их невозможно изменить или переопределить условия.
Добавление проверки данных или изменение ее параметров
При вводе новых значений проверка ячеек будет продолжаться, но существующие параметры проверки данных изменить невозможно.
Создание или изменение диаграмм или отчетов сводных диаграмм
Просмотр существующих диаграмм и отчетов возможен.
Вставка или изменение рисунков или других объектов
Просмотр существующих рисунков и объектов возможен.
Вставка или изменение гиперссылок
Существующие гиперссылки продолжают работать.
Использование инструментов рисования
Просмотр существующих рисунков и графических объектов возможен.
Назначение, изменение или удаление паролей
Существующие пароли продолжают работать.
Защита листов или книг и снятие защиты
Существующая защита продолжает работать.
Создание, изменение и просмотр сценариев
Нет
Группировка или структурирование данных
Существующая структура продолжает работать.
Вставка автоматических подуровней
Просмотр существующих подуровней возможен.
Создание таблиц данных (Таблица данных. Диапазон ячеек, содержащий результаты подстановки различных значений в одну или несколько формул. Существует два типа таблиц данных: таблицы с одним входом и таблицы с двумя входами.)
Просмотр существующих таблиц данных возможен.
Создание или изменение отчетов сводных диаграмм
Просмотр существующих отчетов возможен.
Создание, запись, изменение, просмотр или назначение макросов
Запуск существующих макросов, не связанных с недоступными функциями, возможен. Возможна запись действий общей книги в макрос, хранящийся в другой книге, к которой отсутствует общий доступ.
Добавление или изменение листов диалогов Microsoft Excel 4
Нет
Изменение или удаление формул массива (Формула массива. Формула, выполняющая несколько вычислений над одним или несколькими наборами значений, а затем возвращающая один или несколько результатов. Формулы массива заключены в фигурные скобки { } и вводятся нажатием клавиш CTRL+SHIFT+ВВОД.)
Существующие формулы массива продолжают вычисляться корректно.
Использование формы данных для добавления новых данных
Использование формы данных для поиска записи возможно.
Работа с XML-данными, включая:
импорт, обновление и экспорт XML-данных;
добавление, переименование или удаление XML-карт;
сопоставление ячеек с XML-элементами;
использование области задач «XML-источник», панели инструментов XML или XML-команд в меню «Данные».
Нет
Для создания сетевого варианта книги в Excel необходимо:
На вкладке Обзор в группе Изменения выберите команду Доступ к книге.
/>
На вкладке Правка установите флажок Разрешить изменять файл нескольким пользователям одновременно (это также позволит объединять книги).
На вкладке Подробнее выберите параметры для отслеживания и обновления изменений, а затем нажмите кнопку ОК.
Выполните одно из следующих действий:
Если используется новая книга, введите ее имя в поле Имя файла.
Если используется существующая книга, нажмите кнопку ОК для ее сохранения, а затем нажмите кнопку Microsoft Office />, и затем выберите команду >Сохранить как.
В списке Папка выберите сетевой ресурс, доступный внешним пользователям, а затем нажмите кнопку Сохранить.
Примечание. Для этого следует использовать сетевую папку, а не веб-сервер.
Проверьте все имеющиеся ссылки на другие книги и документы и обновите неработающие, а затем нажмите кнопку Сохранить />на панели быстрого доступа или клавиши CTRL+S.
Возможность работы с базами данных под управлением СУБД.
БД должна работать с импортом данных из других баз данных. Импорт данных позволяет минимизировать время по внесению и обработки данных. Меню импорта данных должно находиться в главном меню: Файл ®Импорт
Перенос программы на различные платформы.
В Visual Basic имеется библиотека CLX, которая позволяет создавать межплатформенные приложения. Поэтому рекомендуется создавать приложение с использование данной библиотеки. Это позволит расширить количество покупателей данной СУБД.
5.Технический проект
Определение состава общесистемного программного обеспечения.
Для работы ИС необходимо следующее программное обеспечение:
ОС Windows 98/2000/Me/XP
Office XP SP-2 или Office 2000 SP-2 расширенная версия
Разработка детального алгоритма обработки данных.
Алгоритм программы состоит из следующих модулей:
/>/>/>/>/>/>/>/>Структурная схема алгоритма вычисления стоимости компьютера или его комплектующих.
/>
Структурная схема алгоритма обзора данных на подчиненных формах.
/>
Структурная схема алгоритма выгрузки в текстовый файл.
/>/>
/>
/>/>
/>
продолжение
--PAGE_BREAK--
/>
/>
/>/>/>/>
/>/>
/>/>
/>
/>
/>
/>
Алгоритмвыработки рекомендаций.
Осуществление выбора инструментальных средств разработки программных модулей.
В качестве языка был выбран язык Visual Basic for Applications, реализованный в программной среде EXCEL. Visual Basic for Applications является одним из лучших средств разработки СУБД. Эта среда является комбинацией нескольких важнейших технологий, а именно:
Visual Basic является одной из самых распространенных систем разработки приложений;
Компания-производитель оказывает отличную поддержку продукту, выпуская обновления и дополнительные компоненты;
Visual Basic позволяет создавать программные продукты для различных платформ, поэтому без особого труда программист может разработать приложение для работы в сети или Интернете.
Visual Basic имеет библиотеку компонентов CLX, Которая является межплатформенной, т.е. приложения созданные с использованием компонентов из этой библиотеки будут работоспособны и под управлением ОС Linux.
В Visual Basic возможно структурирование проекта. Рассмотрим основные модули:
Модули форм(Form modules) – файлы с расширением имени (.frm) – могут содержать описание формы и её элементов управления, включая установки их свойств. Здесь же могут находиться объявление констант, переменных уровня формы(используемых во всех процедурах модуля формы) и внешних процедур, описания событий и общих процедур.
Модули класса (class modules) – файлы с расширением имени (.cls) – подобны модулям формы, за исключением того, они не имеют видимого интерфейса. Вы можете использовать модули класса для создания собственных объектов, включая код для методов и свойств.
Стандартные модули (standard modules) – файлы с расширением имени (.bas) – могут содержать общие (public) или модульного уровня объявления типов, констант, переменных, внешних и общих процедур.
6.РАБОЧИЙ ПРОЕКТ
Описание применения.
Информационно-аналитическая система разрабатывалась для компьютерного салона. Предназначена информационно-аналитическая система для ведения базы данных и программного анализа продаж компьютеров и их комплектующих.
Руководство пользователя.
Цели и задачи
Целью разработки данного проекта было автоматизирование работы продавца в компьютерном салоне. Данный программный продукт применяется для подбора компьютера и для просмотра отдельных его частей. Также этот проект показывает наличие комплектующих на складе, совместимость комплектующих с материнской платой, их цену и может провести подсчет всего подобранного вами компьютера. Приложение разрабатывалось с целью добиться удобного интерфейса, а так же отдавался приоритет упроченной модели работы с таблицами, но в приложении присутствует пример сложной структуры, который мы рассмотрим в дальнейшем. Это приложение многофункциональное, то есть много задачное, но разберем основные задачи, которые выполняются данным приложением.
Задачи приложения:
Приложение создано таким образом, что бы продавец не
смотря ни на какие таблицы, а их достаточное количество, смог предложить покупателю нужный ему товар, а так же предоставить полную информацию о продукте.
2. Для того чтобы предоставить полную или достаточную
информацию, необходим контроль данного типа товара. Другими словами приложение создано, не только для продажи и хранения данных о продукте, но и для предоставления нужной информации.
3. Одной из главных задач этого программного продукта является хранение информации о товаре в таблицах приложения Excel, работа с этими таблицами и изменения данных в них.
Описание таблиц
Само приложение рассчитано для работы с таблицами, в которых хранится некая информация. Опишем эти таблицы:
1. Таблица с названием «Матплаты» содержит всю основную информацию данного проекта, то есть без этой таблицы не возможна сборка компьютера. Из этой таблицы выходят все последующие таблицы. Тут представлены виды материнских плат. Прописаны модель, наименование, наличие в продаже, цена материнской платы. А также параметры, с помощью которых подбирается компьютер и с помощью которых определяется совместимость комплектующих с выбранной материнской платой.
2. Таблицы с названиями «Процессоры», «Видео», «Оперативка», «HDD» одинаковы по написанию и выглядят так, как показано ниже. Тут представлены процессоры, видеоадаптеры, оперативная память, винчестеры. На этих таблицах прописаны их модель, наименование, наличие в продаже и цена. А также основной параметр, показывающий совместимость с материнской платой.
3. Также еще есть 9 таблиц («Мониторы», «Приводы», «Колонки», «Клавиатуры», «Принтеры», «Мыши», «Сканеры», «Модемы», «Вентиляторы»), которые одинаковы по написанию. Тут представлены мониторы, приводы, клавиатуры, принтеры, мыши, сканеры, модемы, вентиляторы. На этих таблицах прописаны их модель, наименование, наличие в продаже, наличие USB и цена. Примером одной из таких таблиц вам послужит таблица, сделанная для модемов (см. ниже).
/>Взаимосвязь таблиц
Под взаимодействием таблиц мы должны понимать, как и с какой целью, они связаны между собой и формами пользователя. В этом приложении это отношение и взаимодействие таблиц выливается в иерархическую структуру, но в тоже время в данной работе есть, и независимые таблицы, которые в свою очередь являются второстепенными. Каждая таблица связана хотя бы с одной пользовательской формой.
Взаимосвязь таблиц с пользовательскими формами.
Главная пользовательская форма.
Главная пользовательская форма ни как не связана с таблицами.
2. Второстепенные пользовательские формы.
Второстепенные пользовательские формы напрямую связаны со всеми таблицами. Например, работа со списками. В списках все данные берутся из таблиц. При выборе определенной модели или определенного наименования комплектующего из списка, все параметры, наличие в продаже, цена (расположенные под списками) также берутся из таблиц. Именно во второстепенных пользовательских формах очень четко видна взаимосвязь с таблицами.
Описание программного продукта
Для более подробного изучения действия этого приложения нам понадобится ознакомиться не только со всеми таблицами и формами, но и подробно изучить какие действия, над таблицами можно совершать в каком либо пользовательском окне и при помощи каких команд это происходит.
1. Главная пользовательская форма.
Второстепенные пользовательские формы.
Выбираем поочередно из списков необходимые комплектующие. Чтобы подобрать компьютер, сначала надо выбрать материнскую плату и только потом все остальное. Потому что именно опираясь на параметры материнской платы, идет подбор компьютера. А если вы хотите выбрать отдельно комплектующую, то можно просто выбрать из списка и посмотреть ее параметры и цену. Когда работаешь в пользовательской форме «Остальные комплектующие», то там поочередно можно выбирать несколько комплектующих, все занесется в главную форму.
После того как выбрали из определенной пользовательской формы необходимую комплектующую, жмем кнопку «Выбрать» (как вы заметили, эта кнопка находится в каждой второстепенной пользовательской форме). Если появляется сообщение «Не соответствует материнской плате/Нет в наличии», то это означает что выбранная комплектующая не соответствует своим главным параметром материнской плате или выбранной комплектующей нет на складе. Тогда нужно выбрать другую модель. После того, как вы нажали кнопку «Выбрать», пользовательская форма закрывается и все необходимые параметры и цена переносятся в ЯЧЕЙКИ на главной пользовательской форме. А в графе «Остальные комплектующие» все выбранные вами комплектующие пишутся в одну строку, а цены их суммируются и заносится в ячейку, расположенная ниже. В итоге, на главной пользовательской форме отображается весь подобранный вами компьютер.
Пользовательский интерфейс
Интерфейс данного приложения очень удобен, так как имеет особенное строение. Окна в данном приложении разделены на две группы:
Главные (в данной работе оно одно):
/>
2. Рабочие (пример рабочего окна):
/>
На сегодняшний день актуальность программ состоит в том, что бы интерфейс являлся:
Доступным
Понятным
Практичным
Доступность заключается в том, чтобы пользователь данной программой понимал все действия этого продукта и не путался в различных операциях.
Понятность данного интерфейса состоит в том, что на каждом шагу пользователь сталкивается с различного рода объяснениями, предупреждениями и подсказками.
Практичность состоит в правильном и минимальном подборе различных объектов приложения. Заужено поле действия отдельно взятого окна, что позволяет до минимума сократить количество ошибок и избежать некорректной работы приложения. Тоже самое можно сказать о различных объектах данной программы.
Руководство программиста. продолжение
--PAGE_BREAK--
Теперь покажем программные коды некоторых объектов.
/>
При нажатии на кнопку «Выбрать»:
Private Sub CommandButton1_Click()
If Label15.Caption = "нет" Then
MsgBox («Данного товара в наличии нет»)
Если в Label15 написано «нет», тогда выводится сообщение «Данного товара нет в наличии».
Else
UserForm1.TextBox1.Text = ComboBox1.Text
Информация из Списка 1 Модель (ComboBox1) переносится в Ячейку 1 (TextBox1), находящийся в главной пользовательской форме.
UserForm1.TextBox2.Text = ComboBox2.Text
UserForm1.TextBox3.Text = Label2.Caption
UserForm1.TextBox4.Text = Label10.Caption
UserForm1.TextBox5.Text = Label11.Caption
UserForm1.TextBox6.Text = Label12.Caption
UserForm1.TextBox7.Text = Label13.Caption
UserForm1.TextBox28.Text = Label14.Caption
End If
А если написано «есть», то выполняются вышеуказанные действия.
UserForm3.Hide
End Sub
Список 1 «Модель» (ComboBox1):
Private Sub ComboBox1_Change()
ComboBox2.Clear
Очищения Списка 2 «Наименование».
i = 3
Do
If Лист1.Cells(i, 1) = ComboBox1.Text Then ComboBox2.AddItem Лист1.Cells(i, 2)
i = i + 1
Просмотр начинается с третьей строки таблицы с названием «Матплаты». Если в этой таблице данные первого столбца равняются данным Списка 1 «Модель», тогда в Список 2 «Наименование» записываются данные из таблицы из второго столбца.
Loop Until Лист1.Cells(i, 2) = ""
End Sub
Список 2 «Наименование» (ComboBox2):
Private Sub ComboBox2_Change()
i = 3
Do
If ComboBox1.Text = Лист1.Cells(i, 1) And ComboBox2.Text = Лист1.Cells(i, 2) Then
Label2.Caption = Лист1.Cells(i, 9)
В Label2 записываются данные из таблицы «Матплаты» из девятого столбца.
Label10.Caption = Лист1.Cells(i, 3)
Label11.Caption = Лист1.Cells(i, 4)
Label12.Caption = Лист1.Cells(i, 5)
Label13.Caption = Лист1.Cells(i, 6)
Label14.Caption = Лист1.Cells(i, 7)
Label15.Caption = Лист1.Cells(i, 8)
Просмотр начинается с третьей строки таблицы с названием «Матплаты». Если в этой таблице данные первого столбца равняются данным Списка 1 «Модель» и данные второго столбца равняются данным Списка 2 «Наименование», тогда выполняются вышеуказанные операции.
Лист1.Select
Лист1.Rows(i).Select
End If
i = i + 1
f = Лист1.Cells(i, 9)
Loop Until Лист1.Cells(i, 9) = ""
End Sub
Ввод в эксплуатацию
Для ввода программы в эксплуатацию достаточно иметь установочные файлы и компьютер, работающий под управлением операционных систем Windows. Программа хранит файлы баз данных в папке с запускаемым файлом, поэтому для удобства работы следует скопировать все файлы в заранее созданную папку.
8.Список литературы
Лекции Макаровой И.В. «Разработка и Стандартизация Программного Обеспечения»
Visual Basic 6. КузьменкоВ.Г.
Базы Данных. Кузин А.В. Левонисова С.В.
Информатика базовый курс. Симонович С.В.