Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический университет
(ДВПИ им. В.В. Куйбышева)
Кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры
«Проектирование информационной системы «Гостиница»
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ЗАДАНИЕ
2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ
2.1 Функциональная модель бизнес-процессов
2.2 Внешнее окружение проектируемого ПО
2.3 Функциональность проектируемого ПО
2.4 Спецификации процессов
2.4.1 Спецификация процесса «Бронирование номеров»
2.4.2 Спецификация процесса «Регистрация клиентов»
2.4.3 Спецификация процесса «Отъезд клиентов»
3 СИСТЕМНЫЕ (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ
4 СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО
4.1 Распределение требований по субъектам и прецедентам
4.2 Диаграмма прецедентов системы
4.3 Диаграмма деятельности системы
5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе необходимо разработать предложения по автоматизации для гостиницы.
Гостиница — имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания.
С точки зрения функционирования или структуры гостиницы, можно сказать, что гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Номера могут быть разных типов: люкс — многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс — номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; обычный номер – с минимальным уровнем сервиса. В гостинице ведется учет состояния номеров.
Все прибывающие и размещаемые в гостинице клиенты при вселении должны заполнить карточку регистрации, в которой необходимо указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, паспортные данные, время заселения, время отъезда.
Любой номер гостиницы имеет номер, по которому ведется учет клиентов, проживающих в гостинице.
Также гостиница предоставляет возможность бронирования номеров.
Таким образом, в функционирование гостиницы входит:
Регистрация клиентов;
Учет состояния номеров;
Прием заявок на бронирование номеров;
Расчет стоимости проживания;
Справочная информация о дополнительных услугах.
1 ЗАДАНИЕ
Разработать предложения по автоматизации гостиницы (номера – бронирование – клиенты).
Регистрация клиентов и бронирование номеров. Учет состояния номеров. Заявки на бронирование и проживание. Расчет стоимости проживания. Справочная информация о дополнительных услугах.
2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ
2.1 Функциональная модель бизнес-процессов
Построение модели информационной системы начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы.
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с помощью входов («Обращения клиентов» и «Оплата услуг»), выходов («Оказанные услуги» и «Полученная прибыль»), управления («Законы РФ» и «Устав гостиницы») и ресурсов («Номера» и «Персонал гостиницы»).
Клиенты – люди, создающие спрос на услуги гостиницы.
Оплата услуг – часть прибыли, формирующейся из оплаты оказанных услуг.
Устав гостиницы – свод правил, которому подчиняются все работники гостиницы.
Законы РФ – законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых гостиницей услуг.
Номера – основной ресурс для процесса функционирования гостиницы, так как они сдаются клиентам для временного проживания.
Персонал гостиницы – люди, работающие в гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и др.
Оказанные услуги – услуги, оказанные гостиницей клиентам.
Полученная прибыль – сумма всех выплат за оказанные услуги.
После описания контекстной диаграммы переходим к процессу функциональной декомпозиции, т.е. разбиваем систему на подсистемы до степени, достаточной для понимания роли проектируемого ПО и написания спецификаций процессов.
Как видно из диаграммы, весь процесс функционирования гостиницы разбивается на три:
Предоставление номеров – деятельность гостиницы по сдаче номеров и их предварительного бронирования;
Учет состояния номеров – поддержание персоналом гостиницы номеров в чистоте и порядке;
Оказание дополнительных услуг – выдача справочной информации о дополнительных услугах и их оказание.
Произведем дальнейшее разбиение на подсистемы первых двух видов работ «Предоставление номеров» и «Учет состояния (обслуживание) номеров».
Опишем процессы, представленные на данной диаграмме декомпозиции.
Бронирование номеров – предоставление услуги бронирования номеров позволяет клиентам заранее спланировать пребывание в гостинице.
Заселение номеров – данный процесс включает в себя процедуру идентификации клиента по паспорту при заселении.
Процессы бронирования и заселения номеров будут подлежать автоматизации.
Прием предоплаты – заселение в номер осуществляется после предоплаты за указанный срок проживания или при его продлении.
Выезд из гостиницы – процесс включает в себя формирование итогового счета за вычетом предоплаты.
Проверка оплаты счетов – формирование итогового счета за оказанные услуги. Создаваемое программное обеспечение в дальнейшем будет формировать итоговую сумму счетов, подлежащих к оплате.
Теперь опишем связи, которые не были представлены на диаграммах высшего уровня.
Забронированные номера – номера гостиницы, которые займут уже известные клиенты по запросу при въезде в гостиницу.--PAGE_BREAK--
Тариф – суточная плата за проживание, соответствующая типу выбранного номера.
Счет – данные о платежах клиента. Это также запрос в бухгалтерию на формирование суммарных счетов клиента.
Неоплаченные счета – итоговый счет или сводка текущих платежей за проживание в гостинице и пользование услугами, подсчитанный и проверенный бухгалтерией и направляемый администратору гостиницы для предъявления клиенту.
Опишем процессы, представленные на данной диаграмме.
Подготовка номеров – уборка номеров перед заселением в него новых клиентов.
Плановое обслуживание номеров – плановое регулярное обслуживание номеров во время проживания клиентов в номере.
Далее продолжим декомпозицию диаграммы «Предоставление номеров».
Опишем процесс бронирования номеров.
Первым этапом для бронирования номера клиент должен заполнить форму, в которой должен указать фамилию, имя, отчество, место постоянного жительства, паспортные данные, телефон или e-mail (при заполнении формы через интернет) для дальнейшей связи с клиентом при возникновении вопросов, категорию номера, дату въезда и дату выезда. Далее система произведет расчет стоимости согласно выбранным данным и предоставит эту информацию пользователю (клиенту). Далее, если клиент согласен с условиями бронирования, он должен подтвердить заказ. Затем клиент должен оплатить заказ удобным для него способом из предложенных.
Данные о пользователе – форма заполненная пользователем на первом этапе бронирования.
Тариф – стоимость услуг, согласно категории выбранного номера.
Данные о стоимости – цена для подготовленного заказа.
Квитанция об оплате – квитанция для оплаты заказа.
Опишем процесс заселения номеров.
Перед заселением в номер клиент должен заполнить форму, в которой должен указать свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, тип номера, дату въезда и отъезда. Затем клиенту производят расчет стоимости за проживание и предъявляют счет, который он должен оплатить. После оплаты происходит заселение в номер.
При выезде из гостиницы клиенту предъявляют итоговый счет за проживание в гостинице и пользование услугами. Затем клиент должен оплатить данный счет. Потом происходит проверка номера перед отъездом клиента и сдача ключей. Номер становится свободным.
2.2 Внешнее окружение проектируемого ПО
На схеме показано, что система гостиницы работает с базой данных клиентов, базой данных номеров гостиницы и базой данных услуг, предоставляемых гостиницей. Также система гостиницы имеет систему защиты и систему обслуживания.
2.3 Функциональность проектируемого ПО
Данная информационная система будет автоматизировать:
Бронирование номеров;
Регистрацию новоприбывших клиентов (ФИО, паспортные данные, место жительства, номер комнаты в гостинице, дата въезда и выезда);
Вести учет платежей за проживание;
Вести учет занятых, свободных и забронированных номеров.
2.4 Спецификации процессов
2.4.1 Спецификация процесса «Бронирование номеров»
@ВХОД= ДАННЫЕ КЛИЕНТА
@ВХОД= ТИП НОМЕРА
@ВХОД= СРОКИ ПРОЖИВАНИЯ
@ВЫХОД= ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ
@СПЕЦПРОЦБРОНИРОВАНИЕ НОМЕРОВ
ВЫПОЛНИТЬвывести ФОРМУ клиенту, для ее заполнения
ЕСЛИВ ФОРМЕ заполнены ДАННЫЕ КЛИЕНТА, ТИП НОМЕРА, СРОКИ ПРОЖИВАНИЯ ТО
ВЫПОЛНИТЬрассчитать стоимость заказа и вывести ее пользователю
КОНЕЦЕСЛИ
ЕСЛИподтверждение ЗАКАЗА ТО
ВЫПОЛНИТЬ отправить ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ
ИНАЧЕ
ВЫПОЛНИТЬ отменить ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ
КОНЕЦЕСЛИ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА БРОНИРОВАНИЕ НОМЕРОВ
2.4.2 Спецификация процесса «Регистрация клиентов»
@ВХОД = ДАННЫЕ КЛИЕНТА
@ВХОД = ДАТА ВЪЕЗДА
@СПЕЦПРОЦ РЕГИСТРАЦИЯ КЛИЕНТОВ
При запросе на поиск свободных номеров
ВЫПОЛНИТЬ вывести список свободных номеров
При выборе номера
ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ для ее заполнения
ЕСЛИ в ФОРМЕ заполнены ДАННЫЕ КЛИЕНТА, ДАТА ВЪЕЗДА ТО
ВЫПОЛНИТЬ добавить ДАННЫЕ КЛИЕНТА в базу и отметить выбранный номер как занятый
КОНЕЦЕСЛИ
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА РЕГИСТРАЦИЯ КЛИЕНТОВ
2.4.3 Спецификация процесса «Отъезд клиентов»
@ВХОД = ДАННЫЕ КЛИЕНТА
@ВХОД = ДАТА ВЫЕЗДА
@ВЫХОД = СЧЕТ
@СПЕЦПРОЦ ОТЪЕЗД КЛИЕНТОВ
При запросе на поиск КЛИЕНТА
ВЫПОЛНИТЬ вывести форму для поиска клиентов
При вводе ДАННЫХ КЛИЕНТА
ВЫПОЛНИТЬ вывести информацию о КЛИЕНТЕ
ЕСЛИ введена ДАТА ВЫЕЗДА ТО
ВЫПОЛНИТЬ сформировать окончательный СЧЕТ за проживание для КЛИЕНТА и вывести его на печать
КОНЕЦЕСЛИ
ВЫПОЛНИТЬ занести ДАННЫЕ КЛИЕНТА в архив и отметить освобождаемый номер как свободный
@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОТЪЕЗД КЛИЕНТОВ
3 СИСТЕМНЫЕ (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2 – Системные (бизнес) требования для системы «Гостиница»
Номер
Описание требования
BR-1
Клиент должен иметь возможность оформить заказ на бронирование номера.
BR-2
При оформлении заказа на бронирование клиент должен иметь возможность выбрать тип номера и указать сроки проживания.
BR-3
Клиент должен иметь возможность отменить заказ на любом этапе оформления, пока он не подтвердил его.
BR-4
Администратор должен иметь возможность выполнять поиск номеров гостиницы по их параметрам. В том числе просматривать информацию о свободных номерах гостиницы.
BR-5
Администратор должен иметь возможность регистрировать клиента при его заселении в гостиницу.
BR-6
Администратор должен иметь возможность отменить регистрацию клиента на любом этапе регистрации.
BR-7
Администратор должен иметь возможность оформить отъезд клиента из гостиницы.
BR-8
Администратор должен иметь возможность выполнять поиск клиента в базе по его данным.
BR-9
Администратор должен иметь возможность сформировать окончательный счет клиента за проживание в гостинице и распечатать его.
BR-10
Администратор при необходимости должен иметь возможность изменить информацию о клиентах и номерах гостиницы.
BR-11
Администратор должен иметь возможность вести учет оплаты платежей клиентом за проживание.
4 СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО
4.1 Распределение требований по субъектам и прецедентам
Перед построением диаграммы прецедентов составим таблицу распределения требований по субъектам и прецедентам:
Таблица 3 – Распределение требований по субъектам и прецедентам
№
Описание требования
Субъект
Прецедент
1
Клиент должен иметь возможность оформить заказ на бронирование номера.
Клиент
Бронирование номеров
2
При оформлении заказа на бронирование клиент должен иметь возможность выбрать тип номера и указать сроки проживания.
Клиент
Бронирование номеров
3
Клиент должен иметь возможность отменить заказ на любом этапе оформления, пока он не подтвердил его.
Клиент
Бронирование номеров
4
Администратор должен иметь возможность выполнять поиск номеров гостиницы по их параметрам. В том числе просматривать информацию о свободных номерах гостиницы.
Администратор
Поиск номеров
5
Администратор должен иметь возможность регистрировать клиента при его заселении в гостиницу.
Администратор
Регистрация клиентов
6
Администратор должен иметь возможность отменить регистрацию клиента на любом этапе регистрации.
Администратор
Регистрация клиентов
7
Администратор должен иметь возможность оформить отъезд клиента из гостиницы.
Администратор
Отъезд клиентов
8
Администратор должен иметь возможность выполнять поиск клиента в базе по его данным.
Администратор
Поиск клиентов
9
Администратор должен иметь возможность сформировать окончательный счет клиента за проживание в гостинице и распечатать его.
Администратор
Отъезд клиентов
10
Администратор при необходимости должен иметь возможность изменить информацию о клиентах и номерах гостиницы.
Администратор
Поиск клиентов, поиск номеров
11
Администратор должен иметь возможность вести учет оплаты платежей клиентом за проживание.
Администратор
Оплата за проживание
4.2 Диаграмма прецедентов системы
Опишем каждый из вариантов использования системы отдельно.
Таблица 4 – Описание варианта использования «Бронирование номеров»
Номер
1
Название продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
4
Название
Поиск номеров
Актеры
Администратор
Краткое описание
Поиск номеров гостиницы в базе данных номеров.
Предусловия
Система находится в режиме просмотра и изменения информации о номерах гостиницы.
Постусловия
Нет
Основной поток
4.0 Поиск номеров
1. Администратор вводит все или некоторые данные для поиска (№ номера, тип номера, статус, цена).
2. Система выводит список номеров, удовлетворяющих критериям поиска.
3. Администратор просматривает либо изменяет информацию о выбранных номерах.
Альтернативные потоки
4.1 Данные для поиска не введены(ответвление шага 2)
1. Система просит повторить ввод данных.
2. Возврат к пункту 1.
Таблица 8 – Описание варианта использования «Поиск клиентов»
Номер
5
Название
Поиск клиентов
Актеры
Администратор
Краткое описание
Поиск клиентов гостиницы в базе данных клиентов.
Предусловия
Система находится в режиме просмотра и изменения информации о клиентах гостиницы.
Постусловия
Нет
Основной поток
5.0 Поиск клиентов
1. Администратор вводит все или некоторые данные о клиенте (ФИО, № паспорта, дата въезда, дата выезда) или номер, в котором он проживает.
2. Система выводит список клиентов, удовлетворяющих критериям поиска.
3. Администратор просматривает либо изменяет информацию о выбранном клиенте.
Альтернативные потоки
5.1 Данные для поиска не введены(ответвление шага 2)
1. Система просит повторить ввод данных.
2. Возврат к пункту 1.
Таблица 9 – Описание варианта использования «Оплата за проживание»
Номер
6
Название
Оплата за проживание
Актеры
Администратор
Краткое описание
Клиент производит оплату за проживание в гостинице. Администратор принимает оплату.
Предусловия
Система находится в режиме просмотра и изменения информации о клиенте гостиницы, производящем оплату.
Постусловия
Нет
Основной поток
6.0 Оплата за проживание
1. Клиент производит оплату за проживание.
2. Администратор принимает оплату.
3. Администратор вводит сумму платежа в базу.
4. Система изменяет баланс клиента и выводит чек на печать.
5. Клиент получает чек.
Альтернативные потоки
6.1 Не введена сумма платежа(ответвление шага 4)
1. Система просит повторить ввод суммы платежа.
2. Возврат к пункту 3.
6.2 Система не может вывести чек на печать(ответвление шага 4)
1. Система выводит сообщение о том, что печать не может быть выполнена, с указанием причины.
2. Администратор выписывает чек вручную, либо устраняет неполадку и повторяет печать чека.
3. Переход к пункту 5.
4.3 Диаграмма деятельности системы
Данная диаграмма описывает поток событий, происходящий в системе при выполнении клиентом запроса на бронирование номера.
5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО
Для спецификации состояния системы построим диаграмму классов для данной системы.
При разработке данной диаграммы было выделено три класса.
1. Клиент. Данный класс имеет такие атрибуты, как: код клиента в базе, фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место жительства, номер паспорта, номер, в котором он проживает в гостинице, дата въезда и выезда из гостиницы.
2. Номер, где непосредственно проживает клиент. У данного класса имеются следующие атрибуты: номер, тип (люкс, полулюкс, обычный номер), цена за сутки проживания и статус (свободный, занят, забронирован).
3. Услуги, предоставляемые клиенту. У каждой услуги есть свой код, название и цена.