Реферат по предмету "Информатика"


Основы информационных технологий 2

РЕФЕРАТ
На тему: «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
1. Понятие информационной технологии
Понятие «информационная технология» базируется на понятии
«технология». Наиболее широкое по содержанию его толкование дал польский философ и писатель Станислав Лем, который определил технологии как «…обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных обществом…».
А наиболее распространенным является определение, зафиксированное в различных энциклопедиях и словарях: «ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne– искусство, мастерство, умение и…логия) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции…».
Последнее определение, несомненно, уже и конкретнее того, которое сформулировано С. Лемом, поскольку ограничивает его применение сферой промышленного производства, но оно позволяет вычленить основные его составляющие (рис. 1):
–объект технологии, т.е. то, на что направлены действия, осуществляемые в рамках технологии (сырье, материалы, полуфабрикаты);
–цель технологии, т.е. конечный результат действий, осуществляемых в рамках технологии (обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы);
–средства технологии и методы их применения, т.е. способы осуществления действий над объектом технологии для достижения цели технологии.
Технология
Объект
Цель
Средства и методы
Рис. 1.Составляющие понятия «технология»
Поскольку в соответствии с определением С. Лема технологии не ограничиваются сферой промышленного производства, а определяются потребностями общества во всем их многообразии, то различные области человеческой деятельности требуют и различных технологий.
Различия технологий проявляются в том, на что направлена деятельность людей в той или иной сфере, т.е. в объектах технологий. Для промышленного производства, как уже указывалось, это сырье, Материалы, полуфабрикаты – все, что составляет материально-вещественные ресурсы производства.
Если в качестве объекта деятельности, а следовательно, и соответствующих способов ее осуществления выступают энергетические ресурсы (например, электрическая энергия), то мы получаем энергетические технологии (производство, передача, преобразование, распределение, потребление энергии).
Финансовые ресурсы как объект деятельности порождают финансовые технологии (банковские и бухгалтерские технологии, технологии работы на рынке ценных бумаг, технологии финансового и экономического анализа и т.п.).
Информация как общественный ресурс тоже является объектом деятельности и, следовательно, связана с соответствующими технологиями – информационными технологиями.
Опираясь на рассмотренное содержание понятия «технология», можно сформулировать следующее определение понятия «информационная технология»:
2. Объекты информационных технологий
В сформулированном определении понятия «информационная
технология» в качестве ее объекта выступает информация. В современной научной литературе существует множество подходов к определению содержания понятия «информация».
Для наших целей достаточно указать на практическое совпадение содержания таких понятий, как «информация», «сведения» «сообщение», «данные», которые в словарях и энциклопедиях определяются друг через друга. Будем в дальнейшем опираться на достаточно однозначное понимание содержания этих понятий как сведений о чем-либо.
Эти сведения или информация как объект информационных технологий характеризуются формой восприятия или представления и содержательной интерпретацией, а также материальным носителем (рис. 2).
Объекты информационных технологий
Форма представления и восприятия
Содержательная интерпретация
Материальный носитель
Рис. 2. Характеристика объекта информационных технологий
Форма восприятия и представленияинформации определяет основной способ конечного их использования в той или иной сфере деятельности и предполагает один из следующих вариантов (рис. 3):--PAGE_BREAK--
текстовая информация;
аудиоинформация (звуковая);
видеоинформация (визуальная).
Форма восприятия и представления информации
Текстовая информация
Аудиоинформация (звуковая)
Видеоинформация (визуальная)
Рис. 3. Формы восприятия и представления информации
Текстовая информация – это различные виды письменной речи или представления данных с помощью систем специальных знаков (математические и химические формулы, тексты программ и т.п.).
Аудиоинформация – это устная речь, музыка, звуки естественного или искусственного происхождения, системы звуковых сигналов различного назначения.
Видеоинформация – это различного вида образы, воспринимаемые органами зрения (рисунки, схемы, карты, фильмы и т.п.).
Содержательная интерпретацияопределяет восприятие конкретной информации той или иной формы восприятия и представления в рамках конкретного вида деятельности или решаемой задачи.
Так, текст некоторого документа на английском языке понятен и можетбыть использован специалистом, знающим английский язык, но не имеет практического смысла для человека, не владеющего указанным языком. Одна и та же математическая формула описывает различные сущности в зависимости от интерпретации операндов, ее составляющих. Одни и те же звуковые сигналы, подаваемые с помощью горна в различных армиях мира, воспринимаются по-разному. Этих примеров достаточно для того, чтобы показать необходимость такой характеристики информации, как ее содержательная интерпретация.
Носитель информации– это материальное воплощение информации той или иной формы восприятия и представления.
В принципе, в качестве носителя информации может выступать любой материальный объект (в том числе и физическое поле той или иной природы), определенные состояния или свойства которого могут рассматриваться как представление информации. Рассмотрим примеры.
Носителями текстовой информации в разное время человеческой истории выступали такие материальные объекты, как поверхность каменных пещер, выделанные шкуры животных, изготовленные из тростника папирусные свитки, берестяная кора, глиняные и деревянные дощечки, ткани и, наконец, наиболее распространенный в этом отношении носитель – бумага. Все эти носители имели тосвойство, что в течение определенного времени изменяли свои физические свойства в диапазоне, позволяющем сохранять изображение текста.
Носители аудиоинформации не так разнообразны. Это прежде всего естественная среда, передающая звуковые волны, а также различного рода искусственные материальные объекты, определенные свойства которых позволяют фиксировать, хранить и воспроизводить звуковые колебания (восковые валики, виниловые диски, намагниченные проволока и пленка, магнитные и оптические диски). Естественно, следует упомянуть и электромагнитные поля, позволяющие воспринимать, передавать и воспроизводить звуковые колебания (радио, телефон, телеграф и т.п.).
Носители видеоинформации естественным образом включают в себя все перечисленные выше носители текстовой информации. Кроме того, они включают в себя различного рода фотоматериалы, голографические пластины и прочие материалы, позволяющие фиксировать, хранить и воспроизводить зрительные образы. К носителям видеоинформации следует отнести электромагнитные поля, позволяющие воспринимать, передавать и воспроизводит звуковые колебания (телевидение).
К особым видам носителей информации относят так называемые «электронные». Это не вполне точное название (поскольку в большинстве случаев речь идет о магнитных и оптических носителях) объединяет все виды носителей, которые хранят данные
в виде некоторых объектов (файлов, дисковых томов и т.п.), интерпретация которых с помощью программ, выполняемых компьютером, воспроизводит ту или иную форму информации на соответствующих устройствах.
3. Результаты информационных технологий    продолжение
--PAGE_BREAK--
Целью, или результатом, информационной технологии является целенаправленное изменение свойств информации, определяемое содержанием решаемой задачи или проблемы.
Такие изменения осуществляются с помощью различного рода информационных преобразований.
Каждое такое преобразование характеризуется содержанием, направлением и объемом (рис. 4).
Информационное преобразование
Содержание
Направление
Объем
Рис. 4. Характеристики информационного преобразования
Содержание информационного преобразования определяется конкретным набором изменяемых свойств информации, и с этой точки зрения выделяют следующие информационные преобразования (рис 5):
сбор информации;
накопление информации;
регистрацию информации;
передачу информации;
копирование информации;
упорядочение информации;
хранение информации;
поиск информации;
представление информации;


Сбор
Накопление
Регистрация


Защита








Передача
Выдача
Информационные преобразования
Копирование
Представление








Упорядочение


Поиск
Хранение


Рис. 5. Виды информационных преобразований
выдачу информации;
защиту информации.
Сбор информациипредставляет собой процесс получения сведений из различных источников о состоянии тех явлений и объектов, свойства которых являются существенными для решения конкретных задач.
Накопление информации– это процесс аккумулирования собранных сведений в каком-либо накопителе в том случае, когда нет возможности немедленного их использования.
Регистрация информации– это процесс фиксирования собранных (или иных) сведений на том или ином материальном носителе.
Передача информации– это процесс изменения пространственных координат
сведений, т.е. их перемещение из одного места в другое.
Копирование информации– это процесс дублирования сведений для одновременного их использования в нескольких местах.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Упорядочение информации– это процесс размещения сведений в соответствии с определенными отношениями между ними.
Хранение информации – это процесс изменения временных координат сведений, т.е. их содержание в хранилище (архиве) с целью последующего использования. Хранится только упорядоченная информация.
Поиск информации – это процесс выборки сведений из хранимой информации по тому или иному запросу. Запросы, как правило, учитывают упорядоченность хранимой информации.
Представление информации – это процесс приведения сведений из формы получения (при передаче) или хранения (при поиске) в форму, удобную для последующего использования при решении конкретных задач.
Выдача информации – это процесс передачи сведений в необходимой форме представления для решения конкретных задач.
Защита информации – это процесс обеспечения сохранности сведений как таковых, а также процесс ограничения доступа к ним
При решении конкретных задач для каждого вида информационного преобразования определяются его направление и объев. Направление характеризует конкретную реализацию преобразования (например, степень упорядоченности в соответствующем преобразовании), а объем – его количественные характеристик (например, количество сведений, передаваемых на хранение).
4. Средства и методы информационных технологий
Каждое информационное преобразование в зависимости от eго направления и объема, а также возможностей конкретной реализации может осуществляться различными методами и средствам.
Средства и методы информационных технологий включают в себя (рис. 6):
комплекс технических средств;
средства управления техническим комплексом;
организационно-методическое обеспечение.
Средства и методы информационных технологий
Комплекс технических средств
Средства управления техническим комплексом
Организационно – методическое обеспечение
Рис. 6. Структура средств и методов информационных
Комплекс технических средств – это совокупность инструментов, приспособлений, машин, механизмов и автоматических устройств, с помощью которых осуществляется собственно информационное преобразование.
Средства управления техническим комплексом позволяют персоналу осуществлять целенаправленное использование технических средств для реализации информационного преобразования.
Организационно –методическое обеспечение увязывает реализацию всех действий технических средств и персонала в единый монологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного преобразования и включает в себя:
нормативно-методические материалы по подготовке и оформлению различных документов в рамках решения конкретной задачи;
инструктивные и нормативные материалы по эксплуатации технических средств, в том числе по технике безопасности работы и по условиям поддержания нормальной работоспособности оборудования;
инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы персонала в рамках конкретной информационной технологии.
Если основу комплекса технических средств составляют средства компьютерной техники, то речь идет о компьютерных информационных технологиях.
Литература
Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев Г.А. – Информационные технологии, 2008 г.
Угринович Н.Д. «Практикум по информатике и информационным технологиям», Издательство:БИНОМ, 2009 г.
«Информатика и ИКТ» под редакцией Н.В. Макаровой Издательство:Питер, 2008 г.
Мозговой М.В. «Занимательное программирование. Самоучитель» Издательство:Питер, 2009 г.
Чуркина Т.Е. «Информатика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие» Издательство: Экзамен, 2010 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Писанки та писанкарство на Україні
Реферат Совокупный спрос и предложение
Реферат Злокачественная патология кожи
Реферат Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и показатели их эффективности
Реферат 4. Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке привлеченными частными охранными предприятиями
Реферат Теория в социальной работе
Реферат Анализ эффективности использования фонда заработной платы
Реферат Деятельность социального педагога по профилактике курения среди студентов I курса Северного педагогического колледжа
Реферат Основоположники промышленной системотехники
Реферат Резервный капитал, его формирование и учет
Реферат Эссе на фильм Обыкновенный фашизм
Реферат Лейкоциты
Реферат О «практике Карренца»
Реферат Беременность, гигиена беременности
Реферат Психолого–педагогічні проблеми спілкування викладача та студента