Реферат по предмету "Государство и право"


Хозяйственные суды Республики Беларусь и их должностные лица



6

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Конституция гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60). При этом система судов должна строиться на принципах территориальности и специализации (ст. 109).

В нашей стране, как и во многих других, законодатель-ством предусмотрено несколько форм защиты прав и за-конных интересов юридических и физических лиц. В част-ности, в ст. 10 ГК указывается, что защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством (в предусмотренных законодательством случаях подве-домственность может быть определена договором). За-щита гражданских прав в административном порядке осу-ществляется лишь в случаях, предусмотренных законода-тельством. Решение, принятое в административном поряд-ке, может быть обжаловано в соответствующий суд.

История специализированных судов уходит в глубо-кую древность: были такие суды во времена Киевской Ру-си и Древнего Новгорода.

Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества в 1667 г. предпринял царь Алексей Михай-лович, а с 1721 г. при Петре I уже появился Главный маги-страт, судивший торговые дела.

Именным Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были учреждены коммерческие суды и Устав их су-допроизводства. Коммерческие суды состояли из предсе-дателя, его заместителя, назначавшихся и увольнявшихся указами императора, и судей. Кроме того, при коммерчес-ком суде состояли присяжные попечители по делам несо-стоятельности и присяжные стряпчие. К компетенции коммерческого суда были отнесены все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязатель-ствам, а также все дела о торговой несостоятельности. При этом торговыми оборотами признавались все виды торговли оптовой, розничной и мелкой; торговля фабрич-ная, заводская, лавочная, магазинная и т.п.; торговая про-мышленность по строительству, приобретению, ремонту и найму кораблей и купеческих судов; дела по закупке, продаже, перевозке и поставкам товаров (комиссионные, экспедиционные и маклерские дела); денежные переводы на российские и иностранные города, дела вексельные и банкирские.

После Октябрьской революции 1917 г. и на протяже-нии более 70 лет экономические споры рассматривались различными органами.

В годы Гражданской войны, в период военного комму-низма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров, а судебные споры между казенны-ми учреждениями не допускались1.

С развитием экономических отношений возникла не-обходимость в создании специальных органов по разреше-нию споров между государственными предприятиями и организациями. Такими специальными органами эконо-мической юрисдикции стали арбитражные комиссии. Для разрешения различных категорий имущественных споров были созданы: Высшая Арбитражная комиссия, Арбит-ражная комиссия Высшего Совета народного хозяйства, арбитражные комиссии бирж, арбитражная комиссия Го-сударственной хлебной инспекции2. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверж-дено Положение о порядке разрешения имущественных споров между госучреждениями и предприятиями3. 15 но-ября 1922 г. Экономическое совещание БССР распростра-нило действие этого Положения на территорию Беларуси со следующими изменениями: Высшей Арбитражной ко-миссией в БССР являлось Экономическое совещание, ко-торое для каждого заседания избирало из своего состава председателя и двух членов комиссии4.

Арбитражные комиссии впервые возникли в Россий-ской Федерации, затем - в других союзных республиках. Основные правовые документы, касающиеся вопросов их организации и деятельности, имели российское происхож-дение, а впоследствии специальными указами либо в ином порядке распространяли свое действие на территорию других республик Союза ССР. На практике установилось, что высшие органы государственной власти и управления РСФСР выполняли роль своеобразных общефедеральных органов.

Поэтому неудивительно, что деятельность и структура арбитражных комиссий в Беларуси, возникших в феврале 1923 г., практически не отличалась от деятельности и структуры российских арбитражных комиссий. В состав Арбитражной комиссии при Экономическом совещании БССР, организованной 31 января 1923 г., входили народ-ный комиссар по финансам, уполномоченный народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции и др.

Арбитражные комиссии рассматривали следующие споры:

о признании неплатежеспособными и ликвидации государственных предприятий;

имущественные споры объединений потребительской кооперации с государственными учреждениями и хозяйст-венными органами;

имущественные споры местных госучреждений и предприятий с железной дорогой;

споры, касающиеся земель, находящихся в пределах го-родской черты, за исключением споров о землеустройстве;

имущественные споры со смешанными акционерными обществами и споры между собой.

Не подлежали рассмотрению в арбитражных комисси-ях следующие категории споров:

споры между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства;

споры, в которых стороной являлся Государственный банк или Госстрах;

споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а так-же споры по почтовой пересылке;

иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа за пользование коммунальными услугами (телефо-ном, электричеством, водопроводом) и помещениями; имущественные споры профсоюзов и партийных орга-низаций с государственными учреждениями и предприяти-ями;

имущественные споры государственных учреждений и предприятий с организациями частного характера и част-ными лицами1.

При разрешении конкретных споров арбитражные ко-миссии нередко отдавали приоритет распоряжениям госу-дарственных органов, а не нормам гражданского законо-дательства, государственной целесообразности, а не за-конности и обоснованности.

В то же время для процедуры рассмотрения споров ар-битражными комиссиями были присущи такие принципы, как публичность, состязательность, обязательность при-нятых решений, право на особое мнение, право обжалова-ния принятых решений и др. Нередко арбитражные ко-миссии выполняли функции законодательного органа, по-скольку формулировали новые нормы права и толковали отдельные правовые понятия в издаваемых актах.

Количество дел, рассматриваемых арбитражными ко-миссиями, не было значительным. Например, за 1923 г. Арбитражная комиссия при Экономическом совещании БССР рассмотрела 80 споров, за 1927 г. - 256, за 1928 г. -1282.

Следующим этапом в развитии специальных органов экономической юрисдикции Беларуси стал период созда-ния и становления государственных и ведомственных ар-битражей.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 марта 1931 г. арбитражные комиссии были упразднены3, в том числе на территории Беларуси. А постановлением того же органа от 3 мая 1931 г. было утверждено Положение о государст-венном арбитраже4. Положение исключало из компетен-ции государственного арбитража споры между хозяйственными органами одного ведомства, чем было положено начало созданию ведомственных арбитражей.

В послевоенные годы стала проявляться тенденция увеличения числа государственных арбитражей, в том числе на территории Беларуси, где к 1947 г. их было 131.

Период 50-х гг. XX ст. примечателен для истории орга-нов государственного арбитража попыткой ввести их в си-стему Министерства юстиции СССР (в марте 1953 г. орга-ны государственного арбитража были переданы в состав этого министерства, а в июне 1954 г. - выведены из него и подчинены Совету Министров).

В 1960 г. отменено Положение о государственном ар-битраже 1931 г. и утверждено новое Положение о государ-ственном арбитраже при Совете Министров СССР2. А 8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского зако-нодательства Союза ССР и союзных республик, в ст. 6 ко-торых говорилось, что защита гражданских прав осуще-ствляется в установленном порядке судом, арбитражем или третейским судом3-

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял по-становление «О повышении роли органов государствен-ного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве», в котором отмечалось, что арбит-раж должен содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйст-венных связей, укреплению хозяйственного расчета, уси-лению роли договора в хозяйственных отношениях.

В 1974 г. Совет Министров СССР принял постановле-ние «О дальнейшем совершенствовании организации и де-ятельности органов Государственного арбитража»5, кото-рым Государственный арбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено но-вое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Соответственно и в нашей республике были приняты Положение о Государственном арбитраже при Совете министров БССР и Положение о государст-венном арбитраже при исполнительном комитете област-ного Совета депутатов трудящихся, утвержденные поста-новлением Совета Министров БССР 25 июня 1974 г.1.

Следующий этап развития государственного арбитра-жа связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбит-раж был признан конституционным органом.

Организация и порядок деятельности органов государ-ственного арбитража определялись Законом «О Государ-ственном арбитраже в СССР». На основе этого Закона были приняты Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хо-зяйственных споров государственными арбитражами.

Система хозяйственных судов сменила систему госу-дарственного и ведомственных арбитражей. 5 июня 1991 г. Верховный Совет Белорусской ССР принял Закон Бело-русской ССР «О хозяйственном суде в Белорусской ССР». Одновременно были ликвидированы государствен-ный арбитраж и арбитражи министерств, государствен-ных комитетов и ведомств. Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР о порядке введения в действие этого закона была утверждена структура Высшего Хозяй-ственного Суда (руководство: Председатель и его два за-местителя; судьи; отдел надзора, обобщения судебной практики и инструктирования; отдел систематизации за-конодательства и предупреждения нарушений законности в экономических отношениях; канцелярия). Была уста-новлена также общая штатная численность Высшего Хо-зяйственного Суда - 27 единиц (судей и специалистов) и шести хозяйственных судов областей (Брестской, Витеб-ской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской) -125 единиц. На судей хозяйственных судов были распространены Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судов Бе-лорусской ССР.

Процессуальной основой деятельности хозяйственных судов стал ХПК Белорусской ССР, также принятый Вер-ховным Советом Белорусской ССР 5 июня и введенный в действие с 1 июля 1991 г.

Принятие названных законов не означало простую замену арбитражей хозяйственными судами. Это был осознанный и обоснованный шаг законодателя по созданию самостоятельной ветви судебной власти. Такой шаг предо-пределялся новыми политическими и экономическими ус-ловиями развития государства, при которых основными регуляторами экономических отношений становились закон и договор. Необходимо было создать суды, которые с учетом положительного опыта, накопленного государст-венным арбитражем (оперативность рассмотрения спо-ров, специфика правоотношений, эффективное воздейст-вие на хозяйственные отношения, преемственность кад-ров и т.д.), на строгой процессуальной основе разрешали бы экономические споры, предоставляя при этом споря-щим сторонам равные возможности для защиты.

После принятия первого ХПК юридические и физиче-ские лица независимо от формы собственности и характе-ра деятельности, в том числе иностранные, действующие в сфере хозяйственных отношений, получили право в ус-тановленном порядке обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов. Субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) получили возможность защитить свои права не в административно подчиненном исполни-тельной власти органе, которым являлся государственный и ведомственный арбитраж, а в независимом органе пра-восудия - хозяйственном суде.

С вступлением в силу первого ХПК к компетенции хо-зяйственных судов были отнесены не только хозяйствен-ные споры, которые ранее рассматривались государствен-ными и ведомственными арбитражами, но и новые катего-рии дел, ранее не бывшие предметом рассмотрения ни ар-битражей, ни общих и третейских судов. К таким, в част-ности, относятся дела о признании недействительными ак-тов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству, и затрагивающие интересы субъектов хозяйствования, а также дела о признании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей экономически несостоятельными и банкротами.

К юрисдикции хозяйственных судов были отнесены также некоторые споры, ранее подведомственные общим судам. Это споры между колхозами, межколхозными, го-сударственно-колхозными предприятиями, организация-ми или их объединениями (как между собой, так и с други-ми субъектами хозяйствования), а также споры, возника-ющие из договоров перевозки грузов в прямом междуна-родном железнодорожном и воздушном сообщении между юридическими лицами (грузоотправителями и грузополу-чателями), с одной стороны, и органами транспорта - с другой. К подведомственности хозяйственных судов отне-сены также споры с участием иностранных субъектов предпринимательской деятельности и международных ор-ганизаций.

Концепция судебно-правовой реформы, утвержден-ная постановлением Верховного Совета Республики Бе-ларусь от 23 апреля 1992 г., предусмотрела в качестве ос-новных принципов необходимость расширения сферы су-дебной юрисдикции, децентрализацию судебной системы за счет функционального разделения организационных форм судебной власти, образования специализированных судов и судебных коллегий. Более того, Концепция судебно-правовой реформы предусмотрела возможность созда-ния хозяйственных судов в городах и районах. В дальней-шем это положение было закреплено и в Законе «О хо-зяйственном суде в Белорусской ССР».

В декабре 1992 г. в развитие Концепции судебно-пра-вовой реформы был принят закон, дополнивший закон о хозяйственном суде нормой о возможности создания в си-стеме хозяйственных судов специализированных судов.

В марте и декабре 1993г. ХПК1991 г. дополнен многи-ми принципиально новыми нормами. Хозяйственному су-ду предоставлено право возбуждать дела по собственной инициативе, он вправе руководствоваться в своей деятель-ности наряду с национальным законодательством между-народными договорами Республики Беларусь. Высшему Хозяйственному Суду предоставлено право в пределах подведомственности споров хозяйственным судам опреде-лять их подсудность.

Деятельность хозяйственных судов на начальном эта-пе сопровождалась определенными трудностями. В част-ности, сложность разрешаемых споров приводила к боль-шой нагрузке на судей хозяйственных судов. Однако орга-низационная, финансовая, кадровая и материально-техни-ческая помощь со стороны государства, а также усилия су-дей и специалистов хозяйственных судов позволили новой ветви судебной власти за сравнительно короткий срок на-чать эффективное функционирование.

В январе 1995г. Главой государства подписан приня-тый Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бе-ларусь». В нем подчеркивается, что судебная власть осу-ществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь (ст. 1). К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйст-венный Суд, хозяйственные суды областей и приравнен-ные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегии, а в случаях, предусмот-ренных законами, могут быть образованы специализиро-ванные суды.

В развитие норм ХПК 1991г. компетенция хозяйст-венных судов была уточнена совместным постановле-нием Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хо-зяйственного Суда от 23 марта 1995 г. № 2/7 «О разгра-ничении подведомственности дел между общими и хо-зяйственными судами»2. В нем были впервые сформули-рованы принципы определения подведомственности дел общим и хозяйственным судам (субъектный состав уча-стников и характер спорных правоотношений); приведен круг лиц, по чьим заявлениям хозяйственный суд возбуж-дает и рассматривает дела; дан примерный перечень спо-ров, относящихся к экономическим. В конечном итоге названное постановление пленумов способствовало реа-лизации конституционных гарантий на судебную защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства, правильному и единообразному примене-нию процессуального законодательства ветвями судеб-ной власти.

Дальнейшее развитие система хозяйственных судов получила в декретах и указах Президента Республики Бе-ларусь, итоговых документах Первого и Второго съездов судей Республики Беларусь, новых ХПК и Законе «О хо-зяйственных судах в Республике Беларусь», постановле-ниях Правительства и Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

На состоявшемся 5 декабря 1997 г. Первом съезде су-дей Республики Беларусь Президент Республики Бела-русь А.Г. Лукашенко подчеркнул: «В условиях серьезных экономических неувязок, отсутствия достаточной право-вой базы значительно возрастает роль хозяйственного су-да - органа, который от имени государства призван обеспечить объективное разрешение спора, восстановить на-рушенные права субъекта экономических правоотноше-ний независимо от его формы собственности»1.

Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 1998 г. № 6 «Об образовании специали-зированных составов хозяйственных судов» предусмотре-но образовать в Высшем Хозяйственном Суде и хозяйст-венных судах областей специализированные составы су-дов по рассмотрению споров с участием налоговых орга-нов, а также специализированные составы по рассмотре-нию дел о банкротстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).

2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.

3. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.

4. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.

5. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.

6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.

7. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :