Реферат по предмету "Информатика"


Автоматизированные библиотечно-информационные системы в работе детских библиотек на пример ЦДБ

--PAGE_BREAK--
Управление БФ— постоянное, объективно целесообразное упорядочение, изменение состава, величины и структуры БФ, его приведение в соответствие с задачами библиотеки и ИП её абонентов. Управление включает в себя непрерывный сбор и передачу информации о состоянии и использовании БФ; логическую переработку этой информации; принятие решения и выдачу управляющих воздействий. Цель этих действий – приведение фонда в желаемое, заранее смоделированное состояние, а также контроль за тем, как выполняется принятое решение.  Каждый из основных этапов может совершаться по процессам, а  процессы,   в   свою  очередь,  делиться   на   более   мелкие  части-операции.

Большое число трудоемких технологических операций в недалеком прошлом везде проводилось вручную. В последние годы в биб­лиотеках (как правило, крупных) активно применяется современная электронно-вычислительная техника, некоторые процессы полностью или частично автоматизированы. Можно говорить о трех группах предметов, систем механиче­ского типа, устройств, которые облегчают труд работников отде­лов, способствуют обеспечению читателей своевременной и пол­ной информацией.

  Оргтехника. К ней относят простейшие средства организации труда  на рабочем месте:  авторучки,  карандаши и  механические точилки, автоблокноты, механические картотеки, диктофоны, теле­фоны   (для внешней связи и внутренние), переговорные устрой­ства и др.

  Техника, которая используется непосредственно в процессах формирования   фонда:   машины,   устройства,   системы   механиче­ского и электромеханического типа. К ним относят нумераторы, различные   счетные   машины,   пневмопочту  для   транспортировки требований   читателей   в  отдел   фондохранения,   транспортеры   и подъемники для подачи документов к месту их выдачи и обрат­но — к месту хранения. К этой же группе относят средства для копирования и тиражи­рования документов: пишущие машинки, пишущие автоматы, про­грамма для которых задается извне (на перфо- или магнитных лентах), а копии воспроизводятся в нужном количестве экземпля­ров, ксероксы, работающие на основе электрографии (ксерогра­фии), ротаторы (самые распространенные пока, а потому наиболее известные множительные аппараты), ротапринты, ра­ботающие по способу офсетной печати, светокопировальные аппа­раты, фотокопировальные аппараты и т. п.

 Большие возможности открывает перед библиотеками ис­пользование аналоговых ЭВМ, в частности в процессах формиро­вания библиотечных фондов. Благодаря огромной электронной памяти машин, на их базе создаются всякого рода системы, способные хра­нить, искать и выдавать разнообразную информацию и при со­ответствующим образом составленной программе, можно решать различные задачи. Так, например, на базе хранящейся информации о содержании модели фонда, сведений об экономическом профиле района, читательском профиле машина может произвести отбор документов по тематическим планам издательств, из резервно-обменных фондов и проделать другие операции. Сегодня электронная техника активно используется в госу­дарственных, профсоюзных, массовых и целом ряде других биб­лиотек.

Таким образом, рассмотрев данный параграф, можно сделать основные выводы:

— технология формирования БФ состоит из следующих этапов: моделирование, комплектование, организация фонда и управление БФ.

— каждый из выше перечисленных этапов состоит из определённых технологических процессов.

— технологические процессы моделирования: сбор и анализ информации о составе и величине существующего фонда, стоящих перед ним задач, степени его использования, полноте удовлетворения ИП; выявление тенденций развития фонда, расчет его желательных параметров и фиксация в описательной модели.

— технологические процессы комплектования: ввод информации об издании, что поступает от поставщиков литературы; сбор информации о потребностях в литературе от филиалов библиотеки, передача заказа поставщику, поступление литературы; обработка партий литературы, распределением ее по точкам хранения; учет и анализ фонда, списание литературы.

— технологические процессы организации БФ: учет, обработка фонда, размещение и расстановка БФ, хранение, проверка БФ.

— технологические процессы управления: непрерывный сбор и передача информации о состоянии и использовании БФ; логическая переработка этой информации; принятие решения и выдача управляющих воздействий.

Все эти этапы и технологические процессы характерны для всех типов и видов библиотек, в том числе и детских.  
1.2 Справочно-библиографический аппарат. Библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей в детских библиотеках.
Согласно ГОСТу 7.0-99 справочно-библиографический аппарат (СБА) – это совокупность традиционных и электронных справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов, используемых при обслуживании читателей. СБА создаётся и функционирует в библиотеках. СБА состоит из разнородных элементов: законченных или «закрытых» (ретроспективных библиографических изданий, законсервированных каталогов и картотек, баз данных на СD-ROM и т.п.) и продолжающихся (текущих библиографических пособий, действующих каталогов и картотек, пополняемых баз данных). Он может размещаться в библиотеке концентрированно (на центральном справочном пункте и/или в библиографическом отделе) или рассредоточено, что обуславливает сложность его организации и управления им. Конкретный состав СБА дифференцируется в зависимости от типа библиотеки и её функций.

Структура СБА:

Элементы СБА

Материальная форма элементов

Характер изменений

Источники пополнения

СБФ

Издания, СD-ROM

Постоянные/ эпизодические

Внешние (преимущественно)

Каталоги и картотеки, ЭК, библиографические БД

Карточки, дискеты, накопители

Постоянные

Внутренние/ внешние

ФНБП

Неопубликованные библиографические пособия

Эпизодические

Внутренние (преимущественно)



Библиографическое обслуживание – это совокупность процессов доведения библиогафической информации до потребителей в соответствии с их реальными и потенциальными информационными потребителями и запросами. Библиографическое обслуживание является обязательной функцией библиотеки как информационного учреждения.

Основными видами библиографического обслуживания, осуществляемого в библиографических подразделениях библиотек, являются библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание. Библиографическое обслуживание одновременно централизовано для удовлетворения сложных запросов и рассредоточено в пунктах библиотечного обслуживания для удовлетворения возникающих в процессе работы простых запросов. В библиографическом обслуживании проявляется ориентация библиографических служб на активное раскрытие информационных ресурсов библиотеки других информационных учреждений, полноценное удовлетворение реальных разовых и долговременных ИП.   

Особенность организации библиографической работы в ЦГДБ обусловлена спецификой её структуры. Она характеризуется, прежде всего, наличием библиотек-филиалов, территориально удалённых от ЦБ и друг от друга в пределах города.

Организация библиографической работы определяется следующими факторами:

— роль ЦБ, возглавляющей библиографическую деятельность всей системы;

— централизованное выполнение отдельных библиографических процессов;

— функциональная специализация подразделений системы;

— унифицированная технологическая документация;

— наличие устойчивых производственных связей между ЦБ и библиотеками-филиалами.

В соответствии с Положением о центральной детской библиотеке одной из задач её является создание единой системы справочно-библиографического и информационного обслуживания детей на основе согласованной деятельности структурных подразделений ЦДБС.

Единство действий всей справочно-библиографической и информационной работы обеспечивает информационно-библиографический отдел. Основными функциями отдела являются:

— ведение единого справочно-библиографического аппарата;

— справочно-библиографическое обслуживание пользователей;

— аналитическая роспись статей из журналов, газет, сборников в электронный каталог, систематический каталог, систематическую картотеку статей;

— создание папок газетных и журнальных статей – роспись или перераспределение литературы прошлых лет изданий.

Качество справочно-библиографического обслуживания во многом определяется состоянием справочно-библиографического аппарата (СБА). СБА   состоит  из фонда справочных и библиографических изданий, системы каталогов и картотеки фонда выполненных справок.

СБА строится на единых принципах: научности, систематичности, доступности, наглядности, полноте и др.

На всю систему детских библиотек информационно-библиографический отдел ведёт следующие каталоги и картотеки: алфавитный каталог (АК); систематический каталог (СК); систематическая картотека статей (СКС); краеведческая картотека; картотека заглавий произведений художественной литературы; картотека персоналий; жанровая картотека «ССП» (стихи, сценарии, песни).

Главная цель деятельности ИБО – оперативность доведения информации до потребителей.

Что представляет собой технология библиотечно-библиогафического обслуживания? Традиционно технология ББО в библиотеках определяется циклами «путь читательского запроса» и «путь библиографической справки». Первый цикл включает такие операции, как приём и проверка читательского запроса, подбор документов по запросу в книгохранилище, пересылка их в читальный зал или на абонемент, оформление выдачи. Второй цикл составляют приём  и уточнение запроса, просмотр источников, отбор материалов, их систематизация и оформление справки.

Технология библиотечно-библиографического обслуживания – не один процесс, это совокупность процессов, поскольку в библиотеку поступает множество запросов. Предоставление каждой формы библиотечных услуг осуществляется во время характерного только для неё технологического процесса. Отличаются между собой технологические процессы предоставления услуг даже одной формы, например предоставление документа с использованием листа читательского требования или приём запроса в устной форме.

Таким образом, технология обслуживания, в том числе и детских библиотеках, рассматривается как совокупность технологических процессов, которые обеспечивают преобразование, влияние на предметы труда (запросы) с целью предоставления разных видов и форм библиотечных услуг. Технологический процесс обслуживания можно определить как последовательность действий (операций, процедур) библиотекаря над предметом работы (запросом), направленных на предоставление пользователю определённой услуги.

Библиотечный персонал специализируется на определённых процессах, а в средних и крупных библиотеках даже на определённых процедурах  или операциях, чтобы оперативно выполнять запросы пользователей. Несмотря на значительное отличие технологических процессов, они имеют общую структуру. Это позволяет построить модель технологического процесса обслуживания. Модель базируется на том, что в любой деятельности можно выделить  три этапа: подготовка к деятельности, собственно деятельность, её анализ. Эти этапы присутствуют и в технологическом процессе выполнения определённой услуги: подготовка к обслуживанию, реализация библиотечной услуги, анализ её исполнения.

В процессе реализации библиотечных услуг (центральный этап технологического процесса) осуществляются следующие процедуры: приём запросов, их выполнение,  оформление услуги, предоставление услуги пользователям, фиксация предоставленных услуг и отказов, приём документов от пользователей.

Процесс анализа библиотечного обслуживания предусматривает  такие процедуры: текущий анализ, исполнение услуг, их количество, виды, качество, термины пользования документами и т.п.; сравнение показателей предоставления библиотечных услуг с потребностями пользователей региона, предприятия; расчёт эффективности обслуживания; анализ библиотечного обслуживания с целью выделения перспектив его развития.  

Такой подход позволяет строить алгоритм выполнения каждой библиотечной услуги, состоящей из набора элементов, которые составляют весь технологический цикл.

Новые информационные технологии вносят существенные изменения в технологический процесс исполнения значительной части услуг; меняется акцент блоков модели технологического процесса обслуживания. Если при ручном выполнении технологического процесса основные усилия библиотекаря были направлены на реализацию услуги, то в условиях использования современных технологий блок реализации услуг выполняется почти без участия библиотекаря средствами ПО и работы самого потребителя  при отборе необходимой ему информации.

Термин «библиотечное обслуживание» в настоящее время не отражает содержания многообразной деятельности, которую осуществляет библиотека для удовлетворения потребностей пользователей. Читателям выдают необходимые им документы (собственно библиотечное обслуживание), сведения о документах (библиографическое обслуживание), конкретные фактические   данные,   включая   аналитические   справки (фактографическое обслуживание). Для читателей составляются тематические подборки и дайджесты, сочетающие признаки библиотечного, библиографического и фактографического обслуживания. Поэтому этот комплексный процесс правильнее называть библиотечно-библиографическим обслуживанием (ББО).

Уникальность детской библиотеки заключается в том, что она практически единственное бесплатное учреждение, где имеются условия и возможности для приобщения детей к мировой и национальной  культуре.

Специфика работы с детьми состоит в феномене преобладания воспитательных, педагогических функций над функциями по обслуживанию, т. к. предоставляя читателю широкий выбор изданий, удовлетворяя их спрос, в первую очередь библиотекари думают о развитии потребности в книге, читательской и информационной культуре.

Библиотеки, входящие в состав ЦДБС г. Минска, осуществляют свою деятельность в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей, подростков и юношества.

Дифференциация читательских групп, обслуживаемых ЦДБС:

— дети 6-9 лет (дошкольный и младший школьный возраст);

— 10– 14 лет; (средний школьный возраст);

— 15 – 18 лет (старшие школьники, студенты колледжей, гимназий, лицеев);

— руководители детского чтения.

В структуре потребностей абонентов детских библиотек выделяются:

— в помощь образованию и самообразованию;

— любительские, рекреационные;

— потребность в общении на основе читательских и иных интересов.

Порядок обслуживания абонентов регламентируется «Правилами пользования библиотекой», которые разработаны комитетами ББА в 1993 г. и обязательны для всех библиотек.

Среди форм библиотечного обслуживания (в рамках библиотеки) выделяются следующие структурные единицы: старший абонемент, младший абонемент, читальный зал, мультимедийный центр.

Технология библиотечного обслуживания на абонементе включает все процессы работы с читателем: запись читателей, приём и выдача литературы, консультирование, рекомендации.

Основная задача читальных залов – удовлетворять разнообразные запросы разных категорий читателей, потребителей информации. Читальные залы располагают специальными фондами, которые включают: справочные издания (энциклопедии, словари, справочники, путеводители и др.), документы законодательного и нормативно-правового характера (кодексы, уставы и др.), материалы в помощь образовательной и самообразовательной деятельности (программы, учебники, методические материалы и др.), наиболее ценные и редкие издания; периодические издания в широком ассортименте. Всё это способствует качественному и оперативному обслуживанию читателей в детских библиотеках.

Таким образом, библиотечно-библиографическое обслуживание включает в себя следующие циклы «путь читательского запроса» и «путь библиографической справки». Первый цикл включает такие процессы, как приём и проверка читательского запроса, подбор документов по запросу в книгохранилище, пересылка их в читальный зал или на абонемент, оформление выдачи. Второй цикл составляют приём  и уточнение запроса, просмотр источников, отбор материалов, их систематизация и оформление справки. Эти процессы характерны для всех типов и видов библиотек, в том числе и для детских.
ГЛАВА 2
АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОРОДСКОЙ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ ИМ. Н. ОСТРОВСКОГО. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ В АВТОМАТИЗИРОВАННОМ РЕЖИМЕ
2.1 Технический аспект внедрения автоматизированных систем в деятельность библиотеки.
Стремительное развитие современного информационного пространства требует от учреждений культуры использования новых возможностей, внедрения современных технологий, новых схем работы.В первую очередь это относится к библиотекам. Создание единого информационного пространства становится одним из основных направлений организации их деятельности.

С появлением информационных технологий в библиотеках Беларуси радикально изменилась обработка информации и ее использование. Автоматизация процессов дала возможность совершенствовать не только информационное обслуживание, но и другие технологические процессы в библиотеке.

Техническое обеспечение. Развитие и внедрение автоматизации в наших библиотеках проходит бурно и очень часто уверенно опровергает пословицу «цель оправдывает средства». Стремление поскорей уставить свои помещения компьютерами и любоваться на переливающиеся экраны во многих случаях не решает проблем ни автоматизации, ни даже интерьера и характеризуется скорее данью моде, чем усовершенствованием технологий.

 Основное лицо в библиотеке – библиотекарь, который, в конечном счете, является потребителем попадающих в библиотеку различных технических новшеств, и в этом он ненамного отличается от читателя: библиотекарь использует достижения компьютеризации и информатизации для технологических целей, а читатель – для своих пользовательских, т.е. другими словами, компьютер заменяет библиотекарю традиционные картотеки, каталоги, учётные книги и пр., а читателю – позволяет не перебирать карточки и не заполнять листки заказа, а довериться поиску на компьютере и получить первоисточники с его помощью.

Все остальные новшества, как-то: он-лайн, CD-ROM, сканеры и т.д., только расширяют эти возможности, не меняя сути.  В итоге библиотекарь не является решающим звеном в деле внедрения новых информационных и компьютерных технологий, он скорее жертва прогресса, пусть и в хорошем значении этого слова.

К автоматизации нужно подходить  очень осторожно. Начальный этап автоматизации: вы вводите в компьютер библиографические данные, потом печатаете традиционную карточку на принтере и ставите её в традиционный каталог. У вас формируется электронный каталог – основа будущей автоматизации. Важно другое – как скоро вы начнёте отдавать предпочтение работе именно с электронным каталогом, использовать его для поиска нужных сведений, уточнения и доработки запросов, составления библиографических справок и т.д. 

Типичная ошибка, приводящая к недоверию к автоматизации и к последующему её неприятию – перенос  на современную технику традиционной технологии, который впоследствии ведёт не к снижению, а к увеличению трудоёмкости. Необходимость компьютера в библиотеке должна назреть, назреть так, чтобы библиотекарь легко мог отказаться от привычных ему картотек, ящичков и прочей привычной ему утвари. Поэтому очень важным является предварительное изучение чужого опыта, знакомство и даже временная работа с системами, уже установленными в других библиотеках и, самое главное, приобретение уверенности, что «так дальше жить нельзя» и что именно этот компьютер и эта система помогут внедрить новые технологии, облегчающие труд библиотекаря и повышающие качество обслуживания пользователей.

В качестве основных технических средств используются компьютеры с периферийными устройствами. Важными их параметрами являются: быстродействие, объёмы внутренней и внешней памяти. К периферийным  устройствам относят: принтеры, сканеры, сетевые адаптеры, модемы и другие устройства, например, считыватели штрих-кодов. При этом на разных участках могут использоваться различные их модификации. Важным является преемственность технических и программных средств, возможность наиболее простой замены использованных или вышедших из строя устройств (комплектующих) и материалов.

К примеру, в ЦГДБ им. Островского находится 23 компьютера, из которых в отделе обслуживания на старшем абонементе находятся 2 компьютера, за ними работают библиотекари. Благодаря этому качество обслуживания улучшилось в несколько раз: уменьшилось количество отказов, увеличилась оперативность обслуживания. По всей же ЦБС Компьютеров насчитывается более 100 штук. В основном это машины старых моделей, таких как SAMTRON.

По-прежнему тормозит внедрение новых информационных технологий в библио­теках области недостаточное техническое оснащение и устаревшее программное обеспе­чение, слабое использование телекоммуника­ций. Недостаточное финансирование не позволяет библиотекам предоставлять читателям дос­туп к дорогостоящим полнотекстовым ресурсам в режиме он-лайн, отсутствие оборудова­ния для оцифровки и микрофильмирования фонда — не дает возможности оцифровывать фонды и т.д.

Успешное развитие библиотек в рамках информационного общества возможно при наличии региональной программы информатизации библиотек как части информатизации региона в целом, координации действий региональных и муниципальных органов управ­ления культурой, установления партнерства библиотек с другими организациями.

Программное обеспечение– это совокупность программ, которая объединяет аппаратные средства в единую систему и позволяет организовать обработку информации на компьютере.

Основу программного обеспечения составляет алгоритм – последовательность действий, операций или команд правильного исполнения действий для решения определённых задач.

Программное обеспечение делится на группы:

-              прикладное;

-              системное;

-              инструментальное.

Системное программное обеспечение предназначено для организации совместной работы устройств компьютера как единой системы и для расширения возможностей каждого устройства. Ядром системного программного обеспечения компьютера является операционная система. Без операционной системы компьютер представляет собой бесполезный набор отдельных электронных устройств. Кроме операционной системы, в системное программное обеспечение входят различные сервисные программы: системные оболочки, драйверы устройств, утилиты (вспомогательные программы), сетевые программы.

Системные оболочки обеспечивают пользователям более удобные способы работы с операционными системами.

Драйверы клавиатуры позволяют вводить с клавиатуры буквы различных шрифтов, включая русский и белорусский. Текстовые драйверы экрана позволяют вносить в кодировочную таблицу компьютера любые символы и выводить их на экран. Графические драйверы экрана обеспечивают работу специальных устройств – графических адаптеров, которые расширяют возможности вывода графической информации на экран.

Утилиты расширяют возможности операционных систем по работе с файлами. К утилитам относят архиваторы, антивирусные программы, программы диагностики компьютера, программы управления оперативной памятью и др. сетевые программы обеспечивают работу компьютера в компьютерных сетях (локальных, территориальных, всемирных).

Прикладное программное обеспечение объединяет программные средства, которые предназначены для решения конкретных задач обработки информации. Прикладные программы могут быть универсальными или специализированными. Наиболее распространены универсальные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, системы управления базами данных, электронные таблицы, музыкальные редакторы и т.п.

Инструментальное программное обеспечение – это программные средства, которые служат инструментом для создания любых компьютерных программ. К этому виду обеспечения относятся системы программирования,  которые облегчают работу программистов при создании программ с помощью языков программирования.

Операционная система – это комплекс программ, который управляет работой компьютера и организует диалог пользователя с компьютером. Это своего рода буфер-передатчик между компьютером и остальными программами. Операционная система принимает на себя сигналы-команды, которые посылают другие программы, и «переводит» их на понятный машине язык. Операционная система управляет всеми подключёнными к компьютеру устройствами, обеспечивая доступ к ним другим программам. Наконец, третья задача операционной системы – обеспечить удобство работы с компьютером для пользователя.  

Программное обеспечение АБИС – совокупность программных средств для ЭВМ, АБИС и документация необходимая для  эксплуатации этих средств.

Программный аспект подразумевает наличие качественного информационного обеспечения. Выбор программных средств – ответственное мероприятие, основанное на знании традиционных технологий в конкретной (автоматизируемой) библиотеке, общих основ автоматизированных технологий и возможностей различных специализированных программ (АБС, АББС, АБИС, АИБС и др.).

Библиотекам не угнаться за молниеносно меняющимся рынком программного обеспечения. Кажется, совсем недавно появилась WINDOWSXP, а уже в спину дышит новая WINDOWSVISTA.

А мы, во многих случаях ничего стоящего не создав, в простой и надёжной, например,          WINDOWS2000 системе, требуем её замены, а, скорее всего и покупки новых, более мощных компьютеров. А ведь и на   WINDOWS98, WINDOWS2000 можно успешно решать многие проблемы в малой, средней и даже крупной библиотеке, особенно если грамотно спроектировать свою локальную сеть.

В Центральной детской библиотеке им. Н. Островского используется  программа ALIS – 2000, которая была разработана научно-производственной фирмой «ИНЕАК».

Автоматизированная информационная библиотечная система предназначена для использования, как в вузовских библиотеках, так и в ЦБС. В полный пакет входят такие подсистемы как: комплектование и обработка, аналитика, обслуживание и регистрация читателей.

Рекомендуемые системные требования к использованию АИБС (ALIS): процессор IntelPentium 233, объём свободного места на винчестере 200 Mb, ОС WindowsME, InternetExplorerv5.0. Желательно наличие источника бесперебойного питания.

В детской библиотеке используется операционная система WINDOWS 2000 и сейчас, как пробный вариант, устанавливается WINDOWSXP.

С 1995 года в библиотеке ведётся электронный каталог.

Для запуска электронного каталога на уровне пользователя нужно воспользоваться иконкой в папке ALIS2000 – «электронный каталог». Маршруты к файлу программы должны в точности соответствовать маршрутам установки. Поиск можно производить одновременно в нескольких базах, либо в отдельно выбранной одной. В  ЦГДБ используют такие базы как «Краеведение» и предбаза «Обработка». В левой части экрана необходимо выбрать нужную базу и переместить в правую часть, это означает, что поиск будет проводиться в выбранной вами одной базе. После выбора баз для поиска будут доступны закладки «Поиск» и «Результаты». В закладке «Поиск», в левой части экрана отражён перечень поисковых элементов, по которым можно производить поиск библиографических описаний в выбранной базе. Поиск в электронном каталоге можно осуществить по словарям:

·             именной или авторский – по которому находят все имеющиеся в наличии публикации данного автора;

·             основное заглавие (заглавие источника) – по которому можно узнать, какие наименования книжной или журнальной продукции расписаны (аналогов в карточном каталоге нет). Словарь удобен для вывода информации из электронного каталога.

·             индекс ББК,

·             по заглавию части – соответствует указателю названий каждого произведения, отражённого в электронном каталоге

·             персоналии  — раскрывает информацию о деятельности конкретной личности,

·             заглавие серии (можно использовать как рекомендательный список /серия Женский роман/),

·             ключевые слова – содействует раскрытию информации по тематической  рубрике как художественной, так и отраслевой литературы (аналогов в карточных СБА публичных библиотек нет);  

·             словоформы – уникальный словарь, который содержит в себе ещё два словаря:

1.    Заглавие части.

2.     Аннотации; здесь есть слова не входящие в ключевые слова.

Например, если в поисковом элементе указан автор, то в строчке ниже необходимо указать 2 – 3 первые буквы от полной фамилии нужного автора. В окне слева будет предложен список документов указанного автора. Из предложенного списка  (результатов поиска) вы выбираете то, что вам нужно.

 Данная система ключей в  электронном каталоге позволяет выполнять большую часть запросов читателей без обращения к традиционным карточным каталогам не только сотрудников ИБО, но и библиотекарям отделов обслуживания.

  Электронный каталог обновляется два раза в месяц. Из отдела обработки поступает новая информация и устанавливается работниками отдела автоматизации в 17 библиотеках-филиалах. Нужно отметить, что в библиотеках № 1, 2, 3, 5, 8 и 9 есть свои филиалы, однако не все они автоматизированы.

Электронный каталог библиотеки на данный момент по объему самый большой среди детских и юношеских библиотек Белоруссии  и составляет более 15 000 записей в базе данных «Аналитика».

В ЭК в описании указываются номера библиотек-филиалов.

Информационное обеспечение– это совокупность текстовых, графических и других данных, которые хранятся на внешних компьютерных носителях и обеспечивают эффективную работу пользователя компьютера в его профессиональной области.

В понятие «информационное обеспечение» не включают многочисленные служебные файлы с данными, необходимыми для работы программных средств (заставки, фоновые экраны и др.).

Информационное обеспечение делится на собственное и приобретённое. Собственное  информационное обеспечение создаётся пользователем как своего рода архив (библиотека) собственных текстовых и графических документов, баз данных, рабочих таблиц.  Архив используется для непосредственного хранения информации и помогает при составлении новых документов, графических объектов и информационно-справочных систем.

Приобретённое информационное обеспечение представляет собой электронные информационные бюллетени (газеты), компьютерные базы данных. Электронные  учебники и энциклопедии, которые в больших количествах производятся и распространяются на компьютерных носителях и по компьютерным сетям (Internetи др.).

Информационное обеспечение АБИС – совокупность информации, которая обрабатывается системой, средств её кодирования, методы хранения и контроля.

Файл в переводе с английского языка – это некая совокупность информации, документ, лист. Точнее было бы – папка, но папка в иерархии размещения информации именуется совершенно другой уровень. Скорее – листок бумаги, на котором может быть написана некая информация. Неважно. Что это – код программы или созданный вами текст.

В подавляющем большинстве случаев файл хранит в себе какой-то определённый тип данных – текст, графическую информацию, программный код и так далее (хотя бывают и некие «комбинированные» файлы, включающие в себя, к примеру, текст и элемент программы).

Файлом называется информация, которая хранится на внешнем компьютерном носителе под специальным именем.

Файловая система – это система хранения и передачи информации в виде файлов. Основными компонентами являются:

-              файлы;

-              каталоги;

-              устройства ввода-вывода.

Все компоненты файловой системы получают имена.

Применительно для АБИС под базой данной понимают организованную совокупность взаимосвязанных данных — блоков информационных элементов, которые относятся к определённой проблемной области и которые представлены и зафиксированы на определённых форматах электронных носителей.

Библиографические БД, создаваемые библиотекой, являются основным, непре­менным элементом при организации информационного и справочно-библиографического обслуживания читателей библиотеки.

Кроме собственных БД для обслуживания пользователей детских библиотек используютсяресурсы Интернет, справочно-правовые полнотекстовые БД.

Вместе с тем, ограничивает процесс обслуживания читателей в новой информа­ционной среде только недостаток компьютеров.

Итак, можно отметить, что вкачестве основных технических средств в детских библиотеках используются компьютеры с периферийными устройствами. Важными их параметрами являются: быстродействие, объёмы внутренней и внешней памяти. К периферийным  устройствам относят: принтеры, сканеры, сетевые адаптеры, модемы и другие устройства, например, считыватели штрих-кодов.Программное обеспечение – это совокупность программ, которая объединяет аппаратные средства в единую систему и позволяет организовать обработку информации на компьютере. Техническое обеспечение и программное взаимосвязаны друг с другом. Программное обеспечение должно соответствовать тем техническим средствам, которые используются детской библиотекой.

Информационное обеспечение – это совокупность текстовых, графических и других данных, которые хранятся на внешних компьютерных носителях и обеспечивают эффективную работу пользователя компьютера в его профессиональной области. Информационное обеспечение, создание электронных информационных ресурсовявляется важнейшим направлением информатизации библиотек.
2.2 Автоматизация процессов комплектования в ЦГДБ им. Н.Островского.

Изменения в технологии комплектования связаны с автоматизацией. С приходом в конце 80-х гг. вычислительной техники началась автоматизация библиотек. В 1995 г. силами специалистов ЦГДБ им. Н. Островского и научно-производственной фирмы ИНЕАК была сформирована автоматизированная система управления и началась последовательная работа по автоматизации библиотечных процессов в библиотеке, в первую очередь, в отделе комплектования. Сегодня автоматизированы практически все традиционные технологические составляющие библиотечной работы. В 1996 г. осуществлена первая попытка решить одну из частных проблем автоматизации комплектования – ведомственную подписку на книжные и периодические издания. Разработан комплекс задач позволивший автоматизировать ряд функций сотрудника по оформлению ведомственной подписки. С 1997 г. ЦГДБ начала регистрацию всех видов документов (кроме газет) в автоматизированном режиме, что помогло поднять на более высокий уровень комплектование и обработку литературы.

С 1996 г. в автоматизированном режиме началось оформление подписки на издания через Белпочту и другие подписные агентства. С того же года ведется база данных “Заказы”, которая объединила в себе информацию по ведомственной подписке и подписке через Белпочту, а также приобретение литературы по различным источникам. Были созданы справочники издающих организаций и книгораспространителей. Задумывая и реализуя автоматизированную систему комплектования документов, сотрудники отдела вместе с автоматизаторами стремились создать систему способную реорганизовать труд комплектатора, автоматизировать некоторые технологические процессы организации БФ и ускорить путь документа.

При автоматизации технологических процессов комплектования библиотеки были поставлены следующие задачи:

·                     повысить эффективность процесса подачи заказов на литературу из библиотек-филиалов за счет предоставления более полной информации об ассортименте литературы и автоматизированного сбора и учета потребностей;

·                     ускорить процесс заказа литературы поставщикам;

·                     повысить производительность труда комплектаторов за счет автоматизации всех производственных процессов: сбор, оформление и передача заказов на книги, учет фонда (индивидуальный и суммарный), создание актов на поступление и списание, печати книг инвентарного и суммарного учета;

·                     обеспечить возможность всестороннего анализа фонда за счет автоматизированных процедур статистической обработки, в том числе, анализа книгообеспеченности;

·                     оперативное обеспечение информацией всех отделов библиотеки о поступлении новой литературы.

Автоматизация была начата с отдела комплектования и обработки книг. Модуль комплектования системы, который по своим параметрам объединяет как технологические процессы комплектования, так и процессы организации БФ, “Alise-2000” обеспечивает централизованное распределение библиотечных фондов, таким образом в центральном каталоге сохраняется информация о всех фондах библиотек, что является основой формирования общего каталога. Эта система обеспечивает планирование библиотечного фонда, докомплектование, регистрацию полученных и списанных изданий и других процессов, проводимых в отделе комплектования. Существует специальная форма для регистрации процесса комплектования, которая совмещает в себе и основные технологические процессы этапа организации БФ. С помощью этой формы осуществляются все операции по ведению инвентарных книг в библиотеке. Шифр библиографического описания присваивается документу в момент первоначального создания библиографического описания. При этом используются счетчики видов документов. Отражён список инвентарных номеров документов, имеющихся в библиотеке. Если документ списан, то в колонке «Списан» появляется дата соответствующего акта на списание.

До внесения информации о новых поступлениях необходимо указать на соответствующую запись в таблице «Журнал поступлений». В этой таблице представлены сопроводительные документы, по которым зарегистрированные документы поступали в библиотеку.

Сопроводительный документ, соответствующий конкретному инвентарному номеру в таблице инвентарных номеров также отражён.

В программе предусмотрены специальные окна для ведения таких процессов как поиск и просмотр новых поступлений, списание, передача документов из фонда в фонд, подписка на периодику (заказ на докомплектование), информация о распространяющих организациях, инвентарная книга, книга суммарного учёта и др.

Всё это способствует более качественному выполнению работы, повышению производительности труда, уменьшает затраты сил библиотекаря и времени на обработку документа.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: в ЦГДБ им. Н. Островского используетсяспециальная форма, разработанная ИНЕАК, для регистрации процесса комплектования, которая совмещает в себе и основные технологические процессы этапа организации БФ. Она позволяет вести все эти процессы в автоматизированном режиме: ведомственную подписку на книжные и периодические издания, приобретение литературы по различным источникам, созданы в электронном виде справочники издающих организаций и книгораспространителей, поиск и просмотр новых поступлений, списание, передача документов из фонда в фонд, подписка на периодику (заказ на докомплектование), инвентарная книга, книга суммарного учёта и др.
2.3  Создание и использование электронного каталога при обслуживании пользователей детских библиотек

 

Создание собственных ЭИР в библиотеках начинается с создания электронного каталога. Электронный каталог является конечным этапом процесса каталогизации в библиотеке. ЭК обеспечивает доступ к библиографической и другой информации не только пользователям данной библиотеки, но и удалённым клиентам.

Электронный каталог — понятие, которое прочно вошло в жизнь библиотечного сообщества. Оно достаточно многогранно и может рассматриваться с различных точек зрения. Есть множество вариантов определения этого понятия. Большинство из них характеризуют отдельные функции электронного каталога или его назначение, или определяют его структуру и форму существования.

В «Справочнике библиотекаря» приведено следующее определение: «Электронный каталог — это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей библиотеки». Оно характеризует ЭК с точки зрения режима работы и формы предоставления библиографических данных.

Есть ли в библиотеке определенная книга, или какая литература по тому или иному вопросу имеется в библиотеке, читатель может узнать, обратившись к библиотекарю. Однако такой способ информации не всегда можно признать удовлетворительным: он не гарантирует точную справку. Какой бы хорошей памятью ни обладал библиотекарь, он не в состоянии запомнить все книги, находящиеся в библиотеке.

В настоящее время, несмотря на все сложности и трудности, в библиотеках всё шире внедряются элементы автоматизации. Комплексная автоматизация библиотечных процессов – очень сложное и дорогостоящее дело, и вряд ли она осуществима в ближайшее время. Следовательно, необходимо проводить автоматизацию поэтапно, выбирая главные направления. Используя новые технологии, библиотеки влияют на качество справочно-библиографического аппарата. Появляются электронные библиотеки, каталоги, базы данных.

Работа по созданию электронного каталога (ЭК) в централизованной системе детских библиотек г. Минска ведется с 1995 года. За 10 лет его массив составил   1.149.531 единиц информации на книги как отдельные издания и около 90000 информаций аналитики[1]. 

       Запись информации производится в системе ALIS-2000, разработанной

при Национальной библиотеке Беларуси. Пользователями этой программы

является большинство публичных библиотек страны, некоторые вузовские и

Национальная библиотека Беларуси.

       Поиск информации в ЭК осуществляется в двух базах «ПРЕДБАЗА «ОБРАБОТКА» и «КРАЕВЕДЕНИЕ». Первая предоставляет сведения о книжной продукции как отдельного издания, а также аудио изданиях: видеокассетах, CD-Roмах. Вторая – произвольно названная разработчиками программы – аналитическая роспись книг и журналов. В связи с временным характером большинства публикуемых материалов в газетах вносить в ЭК информацию из них сотрудники информационно-библиографического отдела Центральной детской библиотеки считают нерентабельной. Через 3 года при списывании данной печатной продукции газетные статьи, не потерявшие своей актуальности, расписываются в ЭК как часть архива ЦДБ, сохраняющегося в читальном зале в виде папок газетных статей.

       Как показывает опыт использования ЭК библиотекарями системы, существование двух отдельных баз затрудняют поиск информации. Однако совмещение их в одну в программе ALIS— 2000 не представляется возможным. Поэтому, вводя исходные данные для поиска в одной программе, библиотекарь не должен забывать при необходимости продублировать поиск во второй.   

       При использовании данных в «ПРЕДБАЗЕ «ОБРАБОТКА» необходимо иметь в виду, что ее массив составляют все издания книг, полученных с момента централизации, т.е. с 1995 года. Сведения о книгах, полученных до этого года необходимо смотреть в карточных каталогах библиотек.

       Аналитическая роспись («КРАЕВЕДЕНИЕ») включает данные из книжной продукции с 1995 года и из журнальной соответствующей срокам хранения (5 лет). Исключения составляют названия таких журналов, как «Бібліятэка прапануе”, “Роднае слова”, “Бібліятэчный свет”, “Новыя кнігі Беларусі”, «Библиотекарь», «Литература в школе».

       Используя массив ЭК, сотрудники любой детской библиотеки могут производить поиск и ответить на вопрос не только, какая литература по данному запросу читателя есть в данной библиотеке, но и о том, что есть  во всех библиотеках города.

          Основные положения работы в ЭК.

       Поиск информации в ЭК можно осуществлять одновременно с обслуживанием читателей, используя ресурсы одного компьютера. Для этого в начале работы включаются программы «Регистрация», «Обслуживание» и «ЭК». При необходимости переключение с одной программы на другую происходит путем нажатия клавиши мышки.

       Открывая программу «ЭК», библиотекарь видит страницу со следующей записью:
Рис. 1.

 
В левом углу страницы высвечено «БАЗЫ». Потребителю информации предстоит выбрать путь поиска (книги, как отдельного издания или аналитическую роспись) и нажать на строчку с выбранной базой. После ее засвечивания нажатие стрелки между полями запись переносится в правую часть страницы, а вверху высвечиваются иконки «Поиск», «Результаты». Между колонок высвечивается новая стрелка. На нее следует нажать при смене работы в другой базе.      
Рис. 2.


При нажатии записи «Поиск» в левом поле появляется перечень ключей (или первый ключ. Тогда следует нажать на стрелку с названием нужного ключа.
Рис. 3.



 Условия поиска.

Осуществляя поиск, необходимо:

1)                 выделить название словаря в списке ключей.

2)                 подвести курсор к полю написания задания (строчка ниже после названия ключа)

3)                 записать фамилию или термин задания

4)                 нажать клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера

5)                 посмотреть на результаты поиска в количественной его части. При цифре «0» результаты поиска отрицательные и возможно надо поискать другой вариант набора терминов или другой ключ. При других количественных показателях поиск осуществлять дальше.

6)                 Прочитать результаты предварительного поиска в левой части

7)                 Выбрать необходимые варианты фамилии

8)                 путем выделения одного или нескольких вариантов перенести их в правую часть, для чего нажать одну (если необходима только одна строка) или две стрелки между полями поиска.
Рис. 4.

9)                 нажать поиск иконку, изображающую бинокль  

10)подождать результаты поиска (на экране во время длительного поиска может появиться изображение песочных часов).

Информация появляется в левой части страницы, при этом в круге количественной части высвечивается цифра найденных записей. Правая сторона должна быть чистой. Количество информаций здесь — 0.

11)Перед началом просмотра информации потребитель должен определить, что и в каком объеме ему необходимо:

·                     кратко осветить тему;

·                     все сведения по заданной теме;

·                     последние, новейшие сведения;

Исходя из задания библиотекарь или пользователь выбирают варианты поиска.


На странице в левой части размешается 15 записей. Об этом информирует строчка после слов «Результаты последнего поиска».  При этом надо помнить, что записи в ЭК сохраняются в порядке хронологии их внесения.

12) В низу страницы в голубом поле появляется запись информации, отмеченной курсором в кратком ее варианте.

·                                 Если она заинтересует ПИ, то необходимо нажать на стрелку между полями. При этом запись переместится в правое поле.

·                                 Нужную информацию необходимо скопировать в архив (правое поле).

          Словари или ключи электронного каталога.

Работая в ЭК необходимо учитывать, что при вводе информации используются два вида ключей – автоматические и произвольные, введенные библиографом «от себя». Автоматические ключи рассчитаны на ввод терминов с использованием тезаурусов,  один раз вводимых и закрепленных специальной программой. Это словари персоналий и ключевых слов. Разночтения в использовании и написании терминов в этих словарях не допускается. При этом действуют системы ссылок и отсылок как и в традиционных карточных каталогах. «=» соответствует ссылке см. (смотри), «+» – смотри также.

В других словарях информация вводится произвольно, соответственно тексту титульного листа и составленной библиографом аннотации («от себя»). А это означает, что при использовании этих ключей возможны варианты.       

       Приступая к работе со словарями необходимо помнить, что работа по поиску информации в обоих базах тождественна, но содержание массивов баз различно. Поэтому определять базу поиска надо исходя из запроса читателя.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Словарь №1. Авторский или именной. Его содержание соответствует традиционному алфавитному каталогу. Используя этот ключ, потребитель информации может получить сведения о том, какие книги данного автора, составителя или редактора есть в минской ЦДС. Есть ли переводы этого автора на белорусский или, наоборот, на русский язык.
Словарь №2. Основное заглавие. Его содержание соответствует традиционной картотеке «Заглавия книг», а также включает названия всех расписываемых журналов. Данный словарь представляет интерес для сотрудников отдела обработки и библиографов при списании выбывших книг и журналов, в также информации о том, была ли данная литература расписана ранее. Потребитель информации обратится к базе этого словаря, чтобы узнать по названию книги автора наличие издания в ЦБС. Трудностей и особенностей в использовании нет.

Словарь №3. Заглавие части. Его содержание соответствует традиционной карточной картотеке «Заглавия произведений», причем не только изданного в виде книжной продукции. Используется в базе «КРАЕВЕДЕНИЕ». Читатель часто обращается к нему, не зная автора.

Словарь №4. Индекс ББК.ББК – традиционная и самая распространенная для карточных каталогов систематизация литературы, применяемая в СК, СКС, краеведческой картотеке. В ЭК практическое использование этого ключа сводится к минимуму, так как применение персональных, тематических и словообразовательных рубрик более удобно читателям в поиске информации (нет нужды запоминать классификацию). Используется 1 раз на 1000-1500 запросов.

Словарь №5. Заглавие серии. Аналогов в традиционном карточном каталоге нет. Может с успехом использоваться в “ПРЕДБАЗЕ “ОБРАБОТКА” в качестве рекомендательного списка, так как читатели часто спрашивают подобное тому, что прочитали в этой серии. В базе “КРАЕВЕДЕНИЕ” при оформлении информации в ПГС (Архив ЦДБ) в эту графу заносятся сведения из какого журнала или газеты информация расписана, ибо непосредственным адресом статьи уже стала папка.

Словарь №6.Ответственность. В эту категорию входят переводчики, художники, составители и др.

Словарь №7. Персоналии. Его содержание соответствует традиционной карточной «картотеке персоналий», раскрывающей информацию о деятельности конкретного лица в любой области общественной жизни, науки, искусства, литературы и спорта.

Словарь персоналий является автоматическим. Это значит, что термин с именем персоны включается в тезаурус только после сверки написания фамилии с официальным источником – энциклопедией или энциклопедическим словарем. Таким образом, при использовании этого ключа не надо думать, как набрать фамилию Меньшиков или Меншиков, Эль Греко или Греко Эль, Евфросиния Полоцкая или Полоцкая Евфросиния. Поэтому в данном словаре широко применяется система отсылок «=» (соответствующая см. в карточном каталоге). Нелишне помнить, что во всем мире до XVIвека практически не было фамилий. Поэтому лучше сразу набирать Кирилл Туровский, а не Туровский Кирилл, Жанна д'Арк (Жанна из Арка), Авраамий Смоленский.

Словарь №8. Ключевые слова. Этот словарь способствует раскрытию информации по тематической рубрике как художественной, так и отраслевой литературы (аналогов в карточных СБА публичных библиотек для взрослых нет). Словарь автоматический, т.е. рубрикатор составлялся в начале процесса компьютеризации путем трансформации терминов «АПУ ББК для детских и школьных библиотек» и дополнялся терминами на новые актуальные явления, такими как клонирование, терроризм, августовский путч и т.д.

 Как и в АПУ таблиц  ББК, термины употребляются во множественном числе: славяне, церкви, львы, но лес, авиация, право. Словарь «ключевые слова» успешно заменил шифр в СК и СКС традиционной карточной формы. Теперь ПИ не нужно помнить или узнавать, что бодибилдинг надо искать под шифром 75.712, хакеров – 32.97, клонирование вместе с генной инженерией – 28.0. Достаточно набрать нужное ключевое слово и, не зная шифра, получить конечный результат. Помимо терминов научно-популярной литературы «Ключевые слова» позволяют вести поиск художественных произведений. Терминами являются все жанры: баллады, басни, песни, притчи, проза, романсы, сонеты, стихотворения, сценарии. Поэтому, пользуясь этим ключом, легко  подобрать литературу о сценарии выпускного вечера в школе, или стихах об осени, песнях ко Дню Победы.

Словарь №9. Словоформы. Словоформы – новое справочное образование, способное дать информацию по любому слову названия произведения и аннотации. Аналогов этому словарю в карточном СБА нет. По частоте обращения занимает ведущее место.

        При вводе информации в ЭК библиограф старается зафиксировать в аннотации все новые или редко встречаемые термины, понятия, имена. Стремится показать связь между основной и побочной темами публикации.  Например, описывая статью о музее Прадо, упомянет имена и произведения художников, экспонирующихся в этом музее. Поэтому словарь «Словоформы» является своего рода сборным, дополнительным или запасным для всех выше рассмотренных словарей. Например, избрали нового президента в Ливии, Румынии и его имени, естественно, нет в энциклопедических справочниках, как и имени новой эстрадной звезды, молодого, хоть и популярного писателя. Смотреть информацию о них в картотеке персоналий безрезультатно, именно для этого существуют аннотации, отраженные как словоформы. В статье о медицине, технике есть упоминание о Леонардо да Винчи (абзац или предложение), но интересное для читателя. Помещать это в персональный ключ тоже нерентабельно – используются словоформы. Т.о., нужен читателю материал для урока об известном художнике – смотри в словаре персоналий, нужна обширная информация для научной работы, удовлетворение личного интереса следует обратиться к обоим словарям персональному и словоформам.     Использование ключа «Словоформы» позволяет более быстро подобрать литературу по узкому запросу.

Словарь состоит из терминов, вводимых библиографом произвольно («от себя»), т.е. во всевозможных падежах и сочетаниях. Поэтому при использовании его необходимо учитывать варианты. Для этого при наборе термина следует писать запрос «отсекая» возможные окончания.

Еще две особенности программы необходимо знать при поиске.

1) Программа составлена на поиск терминов превышающих три знака.

2) Слова, которые пишутся через дефис, ищутся как два самостоятельные термина. При поиске информации о Тадж-Махале следует набирать Тадж или Махал.

       Ну, и, наконец, какой термин предпочтительнее избирать при поиске. Тот, что встречается реже обычных слов. Конечно, перечислить и дать советы на все случаи обращения к ЭК просто невозможно. Каждый запрос предполагает множество вариантов поиска.

Таким образом, рассмотрев процесс создания и использования, ЭК можно отметить:

— электронный каталог — это библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей библиотеки;

-  в ЦГДБ им. Н. Островского для поиска информации в ЭК используются следующие словари: основное заглавие, заглавие части, авторский или именной словарь, индекс ББК, ключевые слова, словоформы, заглавие серии, словарь персоналий.

— использование ЭК при обслуживании читателей детских библиотек увеличило производительность труда библиотекаря, улучшило качество обслуживания пользователей.
2.4 Автоматизация процессов библиотечно-библиографического обслуживания в ЦГДБ им. Н. Островского. Использование электронных ресурсов при обслуживании пользователей ДБ.
ЦДБ им. Н. Островского организует обслуживание детей в соответствии с единым межведомственным планом библиотечного обслуживания детей и подростков района, города. Создает и развивает нестационарную сетку в микрорайонах города, населенных пунктах, районах новостройках, в школах, местах учебы и отдыха детей.

Общие задачи и функции, которые свойственны всем библиотекам, в деятельности детских библиотек, в частности центральной детской библиотеки, получают соответствующее преломление, что обусловлено  возрастными и социально-психологическими особенностями ее читательского состава.

Компьютерные технологии заменили рутинную бумажную технологию при записи читателей в библиотеку, регистрацию их в читальных залах и залах обслуживания. Благодаря данным мероприятиям специалисты детской библиотеки могут более оперативно и качественно выполнять информационные запросы своих читателей.

Читателям библиотеки предоставляются самые современные информационные услуги: электронные книги и периодические издания, информационные базы данных, издания на CD-дисках и DVD, доступ к ресурсам Интернета.

Для обучения юных читателей работе с новыми электронными видами информации, для воспитания информационной культуры подрастающего поколения в библиотеке создан Центр обучения информационным технологиям в библиотеке. Ежегодно более 1500 детей и подростков посещают мероприятия центра.

В связи с усложнением школьной программы и повышением общего уровня знаний потребности и интересы школьников изменились. В художественной литературе наряду с классикой большим спросом стали пользоваться современные авторы. К сожалению, фонд библиотеки содержит далеко не все интересующие наименования. Такая же картина и с отраслевой литературой: спрос превышает предложение. Библиотека пытается решать эту проблему с помощью Интернета.

Информационно-библиографический отдел библиотеки, работающий на базе библиотеки Островского, создает каталоги и картотеки для обеспечения каждого читателя эффективным доступом к необходимой информации, квалифицированно выполняет разные библиографические запросы, помогает в составлении библиографических списков, организовывает выставки новых поступлений в библиотеку. Отдел работает в автоматизированном режиме.

Основное внимание в деятельности информационно-библиографического отдела было направлено на расширение информационных возможностей удовлетворения запросов читателей, несмотря на то, что современный справочно-библиографический аппарат ЦДБ  достаточно значительный и его массив составлен для выполнения любого традиционного запроса юного читателя. Он состоит из двух частей: система карточных каталогов и картотек и электронный каталог на новые поступления. Электронный каталог на аналитику ведётся с мая 1995 года. С 2001 года карточные каталоги и картотеки не дублируют сведения с электронного каталога и пополняются только информацией из газет. На 1 января 2005 года массив составлял 89250 единиц аналитической информации из книг и журналов и 113431 единиц на книги целиком.

Система ключей в  электронном каталоге позволяет выполнять большую часть запросов читателей без обращения к традиционным карточным каталогам не только сотрудников ИБО, но и библиотекарям отделов обслуживания. Это значительно сократило время обслуживания читателей.

В процессе выполнения запроса читателя библиотекари ЦБС иногда жалеют, что необходимая информация есть только в папках архива ЦДБ (папки газетных статей). Но предложение перенести и сохранить эти данные на СD-Rомы и продублировать её для всех библиотек-филиалов вызвало отрицательную реакцию со стороны отдела автоматизации. Казалось бы, в век поиска информации через всемирную паутину стоит ли говорить о сведениях со старой периодики? Но именно там хранятся фактографические материалы о людях и событиях, о которых часто нет сведений ни в литературе последних лет, ни во всей всемирной информационной сети. ПГС на ксерокопию не выдаются.

Использование электронных ресурсов при обслуживании читателей.

Активное создание библиотеками Беларуси собственных информационных ресурсов и, прежде всего, электронных каталогов, стремление белорусского библиотечного сообщества участвовать в международном информационном обмене этими ресурсами требуют внедрения в библиотеках республики современных и признанных в мире интеграционных подходов к формированию и предоставлению пользователям возможностей доступа к информации.

   Автоматизация деятельности библиотек и формирование информационных ресурсов как приоритетные направления обозначены и подтверждены рядом принятых на государственном уровне нормативно-законодательных актов в отрасли информатизации общества.

   Создание электронных информационных ресурсов является важнейшим направлением информатизации библиотек.

Первая электронная база данных создана Центральной детской библиотекой  к 60 – летию освобождения города Минска в 2004 году. Она называлась «Война в памяти Минских улиц».

База данных разделена на две части: 139 персоналий и 9 районов + 1 зона пригорода. В неё ввели названия всех улиц района. База данных содержит библиографические и фактографические данные, а также фактографические дополнения — материалы разного характера, иногда статьи из Интернета с ссылками на авторство. Она находится во всех исполкомах г. Минска и на сайте Мингорисполкома.

В 2006 году ко дню белорусской письменности была разработана большая база данных «Вяртанне да вытокау: Сталiцы беларускай пiсьменнасцi», посвящённая 12 городам Беларуси, связанных с историей белорусской письменности и культурой.

База данных даёт возможность осуществлять поиск информации, как на русском, так и на белорусском языках. На первой странице помещены условия работы с базой данных. Сама база состоит из следующих разделов:

«История праздника». Информирует о том, как возник праздник, особенности его празднования, какие люди прославили города, которые стали столицами  праздничных мероприятий.

«Современные столицы белорусской письменности». Содержит статьи об историко-культурном развитии городов и альбомы архитектурных и культурных достопримечательностей.

«Памятники современных столиц белорусской письменности». Раздел состоит из двух рубрик: «Альбомы памятников» и «Памятники поближе». Альбомы включают в себя современные памятники, установленные в честь событий и людей, связанных с культурой и историей.

«Известные люди современных столиц белорусской письменности». Раздел составлен из персоналий людей, оставивших заметный след в истории города и Белоруссии.

База данных содержит фактографический материал, иллюстрации, обширный библиографический материал, фотоальбомы городов (7 страниц с фотографиями, по 12 на каждой), видео материалы.

Эта база уникальна и пока не имеет аналогов.

В 2007 году создана база данных «Маршрутом Жбанова».

В к. 80-х гг. скульптор Владимир Иванович Жбанов занимался изготовлением памятников воинам-интернационалистам, сейчас это в основном парковая и уличная скульптуры.

База данных состоит из следующих разделов:

·  «Биография». Содержит сведения о детстве скульптора, его первых творческих шагах, о его службе в Афганистане, семье и др.

·  «Статьи и заметки о работах». Содержит статьи из журналов и газет, где упоминается имя Владимира Ивановича Жбанова или его работы.

·  «Интервью». Помещены письменные варианты интервью Владимира Жбанова на радио, телевидении, а также материалы из периодических изданий.

·  «Работы». Фотоснимки работ скульптора не только в городе Минск, но и в других городах Белоруссии и за рубежом: в Могилёве, Витебске, под Гомелем, в Светлогорске, в Подмосковье, в Дюссельдорфе. «Звездочёт» — Могилёв, «Гусар» — Павлоград, Минск: «Девочка под зонтом», «Прикуривающий», «Незнакомка», «Торговка семечками», «Весёлые гуси», «Усталая лошадь», «Фотограф», «Дама с собачкой», «Банщик Вася», «Почтальон» и другие работы.

·  «Персональный сайт».

·  «Отзывы, стихи».

·  «Примечательные сайты». Ссылки на сайты, которые содержат информацию о Владимире Жбанове и его работах.

·  «Какой он – Владимир Жбанов?». Рассказ жены скульптора о романтическом моменте их знакомства.

База данных интересна своей структурой. Вместо традиционных ссылок на раздел «Работы» вы увидите карту центральной части города, где стрелками будет указан маршрут местонахождения статуй Жбанова.

Силами студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств была создана база данных «Минск в поэзии». В ней собраны стихи и песни о Минске, Минских улицах, истории города, а также литература, посвящённая трагедии на Немиге 1999 года.

Сейчас создаётся и постепенно пополняется база данных «30 лет Московскому району».

База данных состоит из разделов: «Историко-архитектурные памятники нашего района», «Памятники нашего района», «Улицы нашего района». В последнем разделе вы можете найти следующую информацию:

-              население Московского района;

-              территория Московского района;

-              промышленные предприятия;

-              медицинские учреждения;

-              торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;

-              образование;

-              учреждения культуры;

-              физкультура и спорт.

База данных содержит фактографическую и библиографическую информацию. Например, раздел «Улицы Московского района» содержит фактографическую информацию о людях, в честь которых названа улица и библиографическую информацию литературы о нём, а также фотографии. Если улица названа в честь писателя или поэта, то помимо биографии вы можете найти основные произведения.

Нужно отметить, что материал для раздела «Улицы Московского района» был взят из электронной библиотечно-библиографической базы данных «Война в памяти Минских улиц», а произведения скульпторов – из электронной базы данных «Возвращение к истокам: Путешествие по современным столицам белорусской письменности».

Сейчас сотрудниками библиотеки разрабатывается информационно-библиографическая игра для младших школьников «Куда повести родителей в выходной день?».

Локальная сеть (ЛС) создана для оптимизации работы организаций, имеющих компьютеры, а также повысить эффективность их работы. Под термином сеть будем понимать несколько компьютеров и иных вычислительных машин, соединённых между собой с помощью специального оборудования для обеспечения обмена различными видами информации.

Развитие локальной сети было связано с необходимостью передавать данные с высокой скоростью в пределах небольшой территории при  значительно меньших затратах, по сравнению с применением для передачи данных сетей общего пользования.

Локальные сети позволяют пользователям сочетать преимущества автономной обработки информации с возможностями индивидуального доступа к общим (внутренним и внешним) информационным ресурсам организаций. Такие сети получили название Интранет.

Дальнейшее развитие компьютерных техники и технологий вызвало к жизни потребность обмениваться информацией не только в пределах одной библиотеки, но и с другими библиотеками-филиалами, находящимися на различном удалении друг от друга.

В ЦГДБ две локальные сети. Одна объединяет компьютеры в отделе обслуживания, а другая объединяет информационно-библиографический отдел и отдел обработки.

Локальная сеть в библиотеке объединяет 17 библиотек-филиалов.

Новым в работе ИБО стало использование возможностей Интернета. Интернет в ЦДБ подключили в конце 2003 г.

          Internet— это информационная супермагистраль, метасеть, к которой подсоединены другие сети, системы, отдельные компьютеры. Интернет – это действительно мировая, всеохватывающая электронная паутина и средство коммуникации практически уже всего человечества.

Входя в Internetнадо точно знать, что вы хотите от этой сети и зачем вы ей нужны.

В нашей библиотеке Internetдоступен пользователям только в том случае, если информации в библиотеке по данному запросу нет вообще. А также Internetиспользуетсядля служебных нужд. Например, в отделе маркетинга или в отделе обработки для того, чтобы по электронным   энциклопедиям узнать точное имя персоналии и потом занести его в электронный каталог. В январе 2004 г. сотрудники ИБО, читального зала, отделов автоматизации и отделов маркетинга прослушали теоретический курс и получили практические навыки на курсах Интернет-центр IATPи с февраля 2004 года читатели, кроме возможности получения информации через электронный каталог и СБА, могли реализовать свои запросы через Интернет. Согласно со статистикой в Интернете  выполнены 152 читательских запроса, сделано 59 профессиональных обобщений для уточнения сведений о национальности, точным написании фамилии и имени, необходимых при введении в словари электронного каталога или при классификации книг, подборе литературы для подготовки массовых мероприятий, написании планов отдела обслуживания и т.д.   

Провайдером в ЦГДБ им. Н. Островского является компания SOLO.

В библиотеках-филиалах, где нет компьютеров, читатели лишены возможности получить полную информацию об имеющейся литературе. Компьютеры и доступ к единому электронному каталогу должны быть в каждой библиотеке.

В конце ноября 2007 года сотрудники отдела автоматизации закончили работу над созданием сайта детской ЦБС.                                                             
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.