Реферат по предмету "Иностранный язык"


Язык как система, уровни языковой системы. Фонемы. Морфемы. Предложение

Язык каксистема, уровни языковой системы. Фонемы. Морфемы. Предложение

Содержание
 
1.Язык и речь
2.Концепциязыка как система
3.Уровниязыковой системы
4.Понятиефонемы и фонологического уровня.
5.Понятиеморфемы. Виды морфем.
6.Понятиепредложения
7.Понятиезнака

1.Язык иречь
Этоодна из фундаментальных проблем в стилистике. Язык имеет 3 аспекта:1)правильноли противопоставление языка и речи 2) что такое язык и речь 3)что яв-сяпроизводным. 1 аспект решенный 2аспект – однозначного ответа нет. ВильгельмГумбальт –догадка о различии языка и речи. В его работах упом-ся процесс«энергия» и продукт этого процесса «энергон». Это граница между языком и речью.2 пол.18в.-1пол.19в.-жизнь Гумбальта. Язык –это единство 2 явлений (БодуэнДекуртон-отечест лингвист). Но научн. Концепции он не разработал. Швейцлингвист – Фердинанд де Соссюр-разграничил понятия языка и речи. Речев деят-тьраспадается на 2 части:1)язык-социальная сторона, не зависит отречи.2)речь-индивидуальная сторона речевой деят-ти. По Соссюру речь-реализацияязыка-установление, речь-индивидуальна, индивидуальна, случайна, свободна.язык- социален, фиксирован, существенен. Щерба гов о 3х аспектах одного и тогоже явления: о речев деят-ти, включающ о языковых системах, о языковыхматериалах, как осовокупности всего понимаемого в данной обстановке.Смирнитский работал над этой проблемой. Он выделил несколько форм существованияречи: устная и письменная. Соссюр, Щерба, Смирнинский их объединяет то, что онарассматривается как абстракция. Древние исследователи полагают, что язык неявл-ся продуктом деят-ти специалистов, а сущ-ет как объективное яв-е.языковеда-различный продукт, пораждаемый неким языковым устройством(текст) и сам процесспорождения этого продукта. Язык обеспечивает пр-во речи и ее пониманиеграммат-х правил и как некое устройство. Можно не полагать, что язык и речьотносит-ся к одной сущности — речев деят-ти. Оба эти понимания не противоречатдруг другу. Язык представляется и как процесс поражения высказывания. Язык иречь взаимосвязаны и не сущ-ют друг без друга. Между ними имеютсяразличия:1)язык представляет собой потенциальное явление, которое содержится всознании людей с самого детства в способности говорить, передавать информация.Речь яв-ся конкретной реализацией этой потенции 2)речь относится к языку какчастное и индивидуальное явление к явлению общественному и социальному. Языксоциален, но также индивидуален. Индивидуальность исполнения обеспечиваетуникальность и социальность речевого аспекта. Социальность языка гарантируетпонимание речи.3) речь всегда содержит целевую установку и всегда связана сэкстралингвистической ситуацией. Язык нейтрален. 4)язык-это многомерноеявление. Связи между единицами языка чрезвычайно разнообразны. Благодаря этимсвязям язык объединяется в различные иерархические системы. Множество различныхсвязей обуславливает разнообразную комбинаторику. И можно одну мысль передатьпо-разному. Речь –противоположность от многомерн языка-линейна. Мы способнывоспроизводить речь только в линейной последовательности. Язык – не линеен, аречь-линейна. Все эти пар-ры отношений между речью и языком выр-ся в единицах.Единица языка на всех его уровнях явл-ся инвариантами.фонеме соотв вариантывонемы аллофоны. Морфеме-алломорфы(морфы), фонемы и морфемы в речи не сущ-ют.Лексема раел-ся в виде словоформ. Синтаксема в виде высказывания. Язык и речьявл-ся психофизическим процессом, исследует психолингвистика. Она возникла настыке языкознания и психологии. В речев деят-ти смыкается язык и речь.Соотношение языка и речи не явл-ся симметричным. При произв-ве речи могутпроявл-ся такие индив особенности говорящего, которые не соответствуютобщепринятой языковой норме. Речь каждого чел-ка обладает определенной степеньюсвободы по отношению к языку. Процесс порождения речи всегда происходит вопределенной ситуации, а каждая новая ситуация модет вызвать новый поворот вчеловеческом мышлении. Старались адекватно выразить мысль, чел-к ищетсоответствующие речевые выражения. Иногда они могут приводить в нарушениюязыковой нормы. разграничение языка и речи представляет определенную ценность впрактическом плане. Все существующие методики обучения языку базируются на этихрасположения.
2.Концепция зыка как система
Мысльо том, что язык представляет собой упорядоченное единство явления, что егоэлементы взаимосвязаны и обусловлены присутствует в древнегреческой грамматике«Пании», присутствует в концепции языка Шлейхера, в работах Декуртонэ деСоссюра. Переход от упрощенных представлений о мире в системно-структурномпонимании намечается в физике, химии, лингвистике. Освоение идеи системностирядом наук, привело к тому, что в 30-е годы 20в. возникла новая наука общаятеория системы. Термины «система» и «структура» употреблялись как синонимы. Нозатем исследователи поняли, что эти 2 термина необходимо различать.Система-обозначение общего как целого. Структура- совокупность связи иотношений, существ-ая. Структура явл-ся атрибутом системы. Система- понятиесинтетическое, структура – аналитическое. Единого определения пониятия№системы» не сущ-ет. Система – это упорядоченное, иерархическое целое,обладающее структурой и предназначена для выполнения определенной целью. Важноесиредство системы – несводимость ее свойств к простой сумме свойствсоставляющих ее элемнтов. Языковая система обладает несколькими типами единиц,из к-х наиболее общепринятыми явл-ся фонема, морфема, лексема. Эти единицыфигурируют в 2 видах: абстрактном и конкретном (морфема –аллафон, фонема-морф).Все отношения между эл-ми языковой системы сводятся к 3 типам:парадигматические, синтагматические и иерархические. Парад-е отнош-этоотношения ассоциаций, выбора, основанные на противопоставлении элементов, насходстве и различии (парадигма – словообразовательный ряд, склонение,спряжение, морфы одной морфемы)… это класс однотипн явлений. Синтагматическиеотношения – это отнош-я единиц, расположенных линейно, т.е. в потоке речи.синтотнош-это способность элементов сочетаться друг с другом (фонемы –в морфемы – влексемы- в синтаксемы). В языке синтагматика – это способность сочетаться другс другом, а в речи-как реализация этой языковой потенции. Иераргическиеотношения – это отношения более простой языковой единицы с более сложной.Отношения определяют друг друга. Синтагматическе отношения зависят отпарадиг-ой. Лексема, не имеющая синоннимов, имеет огарниченные парадигмы.Употребление двух аллофонов в одной и той же позиции, может привести квыпадению одного из этих аллофонов.
3.Уровни языковой системы
Парадигмати-еи синтагм-е отношения связаны единицами разной степенью сложн.против-влениеэтих отношений отражает разноуровненый характер языка. Языковая система неявл-ся однородной, а сотоит из ьолее частных систем- уровни, ярусы. На каждомуровне возможны только синтетч-е или парагм-е отношения. Поскольку отношениямежду единицами одного уровня однотипные, от качества стор един и от их кол-вазависит определение числа уровней. Уровень-набор относительно однородных единицодинаковой степени сложности. Они отличаются особен-тями планов выражения исодержания; морфемы и лексич – содерж, сущ-ое св-во Л.Е. – они формируются нанижнем уровне, а функцион на верхнем. Различия основного и промежуточногоуровня: основ-й- уровни минимальных, т.е. далее не делимых единиц: предложение-минимум высказывание, лексема-неделимый и мин компонент предложения,морфема-минимальный компонент лексемы. Промежуточные уровни: такимиминимальными единицами не обладают.единица промеж уровня – это интеграл, илисостав часть единицы ближайшего основного яруса. Уровень дифференцированныхпризнаков предшествует уровню фонетическому. Дифференцированный признакфонемы-глухость, взрывность. Морфонемный уровень предш-ет морфонологическому.Морфонема- это цепочка фонем, чередующихся в морфах (ручка-рука).Каждый уровень не явл-ся монолитным, а состоит из микросистем. Чем меньшеединиц в ярусе, тем он системнее. Чем больше единиц в ярусе, тем большевероятность формирования ярусов микросистем. Фонемный уровень и дифференпризнаков – это 2 наиболее системных уровней языка. Именно здесь возникла идеяо системности языка в целом. Но уровни с большим количеством единиц проявилисвой характер несколько иначе. В языке,, который является открытой динамическойсистемой, системность и не системность друг другу не противоречат. Языковаясистема постоянно стремится к равновесию, но абсолютно правильной не бывает. Можнополагать, что она находится в состоянии равновесия. Язык сочетает строгуюсистемность с несистемною периферией. Здесь заложен источник языковой системы.
4.Понятие фонемы и фонологического уровня
Фонетика-разделязыкознания, изучающая способы образов звуков речи и их акустическиехарактеристики. Фонология- раздел языкознания, изучающая звуки речи, каксредство различия звуковых оболочек слов и морфем. Фонология исследуетсемитологическую релевантность и функцион св-ва звуков,звукосочетаний.симитологический релевантный – дифференцирующий единицысемантического уровня в плане выражения. Трубецкой сделал вклад в изучениеплана выражения языка, его звуков, имела свои устоявшиеся правила. Только споявлением понятия «фонема» оно стало соотносится с изучением плана значения,таки образом вошло в систему языка. Сегодня противопоставление звука и фонемыобщеизвестно. В этом противопоставлении звук определяется как членораздельныйэлемент, образуемый с помощью речевых органов фонемы- это абстракция,отвлечение от всех позиционных вариантов и индивидуальных особенностейпроизнесения данного звука. В 70-е годы 19 века Де Куртене впервые обращаетвнимание не на физические свойства звука, а на его функциональные св-ва, т.е.семитологические, релевантные. Именно он первым противопоставил 2 понятия: звуки фонема в дальнейшем его концепция имеет большое значение, ему не удаласьразработать критерии. Большой вклад внес Щерба. В его работах понятие «фонема»получило вполне приемлемое определение. Есть все основания считать, что работыэтих двух ученых заложили основу общей теории фонемы. Но фонология, как особаяотрасль языка связана с именем Трубецкого, который является автором «Основфонологии». Исходными теоретическими предпосылками для Трубецкого явилась:фонема- кратчайшая единица языка, реализующаяся в речи. Фонема служитразличению слов. По Трубецкому фонемы образуют систему. От вводит понятия для описанияфонем1)противопоставления2)дифференцированный признак. Все противопоставленияделятся на 2 типа: фонологические(смыслоразличительные) и нефонологические(неяв-ся смыслоразличит-ми). Фонологическую аппозицию образую любые звуковыеединицы, если их противопоставляют с различными значениями: мел-мель,мель-моль, маль-мал, мол-гол, гол-кол. Опознание структур предполагает ихразличие. Различие возможно только в том случае, если отдельные структурыотличаются друг от друга определенными признаками. Фонемы являются ими. Каждоеслово должно содержать столько фонем и в такой последовательности, чтобы можнобыло отличать их от других слов. Для различения фонем между собой. Трубецкойвводит понятия дифференцированного признака, который может выступать вакустическом характере звука. Звуки и фонемы отличаются по степени участияголоса, по месту, способу, характеру. Важно, чтобы такая характеристикаразличала 2 слова, или 2 морфемы. Если же различие не способно дифференцироватьслова, то такие звуки образуют нефонологическую оппозицию. Такой признакосуществляется в речи, но в принципиальную характеристику фонемы не включаются.В целом все дифференцированные признаки делятся на 3класса:1)вокалисткие-служат для противопоставления гласных фонем 2)нонсонантные –образуют согласные фонемы 3)просодические –ударение, вариацииголосового тона. Каждый звук используется для смыслового различия, не всеакустические и артикуляционные признаки звука, используются только определенныйнабор этих признаков. Именно этим объясняется то, что кол-во фонем в языкахмира насчитывается от 12-20 до 70-80, но не более того. При этом одна и та жехарактеристика звука в фонологической системе одного языка может являтьсядифференцированным признаком, а в системе другого языка оказываетсяфонологически несущественной. Щерба обрщал на это внимание, у Трубецкого этотфакт нашел теоретическое и практическое развитие. Трубецкой показал, чторазличные колебания признаков образует систему гласных и согласных фонем вразных языках, также заложил основы типологий разных систем. Каждая фонемаотличная от фонем другого языка, либо одним, либо несколькими дифференцпризнаками, но эти признаки служат не только различению фонем, они составляютсуть каждой фонемы. Так в русском языке фонема Трубецкого- это сочетаниедифференцированных признаком глухости, переднеязычной твердости и взрывности. Вэтом основной смысл концепции Трубецкого и звучит в виде такого определения:фонема – это совокупность фонологических и существенных признаков, свойственныхданному звуковому образованию.
5.Понятие морфемы. Виды морфем
Морфологияоказывается широкой областью, при делении грамматики на морфологию и синтаксис.Морфемика – раздел языкознания, занимающийся описанием системой морфем иправилами их дистрибуции. Морфема –мин. Значимая часть слова. В качестве основнединиц она хар-ся:1)повторяемостью 2)значимостью3)неделимостью4)абстрактностью.1.морфема должна повторяться в различных словах и словоформах и должнасочитаться с другими морфемами. Ее будет невозможно выдель, определенную формуи значение. 2.морфема яв-ся носителем значения. Морфемы делятся на корневые иаффиксальные (словообразование и словоизменительные). Корневые морфемыобязательно присутствует в слове. Аффиксальные – может да, а может и нет.Корневые морфемы выражают лексическое значение слова. Аффиксальное словообразованиеморфемы участвует в передаче вещественного словарного значения. Они могутявляться носителями лексико-грамматического значения:учить-учитель(тель-суффикс-профессия), словоизменительные морфемы выражающиесловоизменительное значение и может нести классификационное значение.3.морфема–это единица языка. В потоке речи морфема в виде своих разновидн.морфов.морфема принадлежит к основной структуре элементам звука( морфема, фонема,лексика). Для морфемы явл-ся естественным чередование в ее составе звуков. нопри этом сохраняет свое тождество. Пример этого тождества –альтернации морфов(свет, свеч, чвещ). Чередование фонем характерно и для аффикс морфем.Семантически морфы – абсолютно равноценны суть того или иного морфа обусловленаего окружением. Такие морфы, обусловленные дистрибуцией называются алломорфами.Но бывает, что встречаются взаимозаменяемые морфы, которые не зависят отокружения – рукой, рукою. Это варианты морфем: 1)абстрактно языковой характерморфем наглядно проявлялся в том, что данная, языковая единица способнапередать свое значение при помощи звука – это нулевая морфема. Отсутствие оказываетсязначимым, только в том случае, если в языковой парадигме оно противопоставленоналичию окончанию у др. членов парадигмы. Морфема используется в передачизначения в Им. и Вин.п. у сущ-х м и ж рода. Им.п. и Вин.п.—стол.Род.п.—стен(мн.ч.).

6.Понятие предложения
Продуктдеят-ти говорящего – это текст. Текст распадается на синтаксические единицы,для которых сущ-ют различные названия: высказывание, предложение, фраза. Иногдаони употребляются как синонимы, но обычно бывают не равнозначны. В качествеминимального представителя текста нельзя рассматривать ни слово, нисловосочетание, поскольку это единицы номинативны, а не коммуникативны. Единицатекста представляет собой минимальное сообщение – такая единица должнавыполнять коммуникативную функцию. Поэтому, если слово или словосочетание получкоммуникативную функцию, они уже являются высказыванием(«О»!). минимальнаяединица текста, т.е. высказывание должно обладать также относительнойсамостоятельностью. Самостоятельность высказываний характеризуется чистоформальным признаком. От себе подобных высказывания отделяются паузами в устнречи или пробелами в письм речи. На практике это прояв-ся интонацией илизнаками препинания. Минимальная единица текста далжна также обладатьструктурной моделью. Высказывание обладает 3 принципами:1)коммуникативнойфункцией 2)относительной самостоятельностью 3)структурной целостностью. Дажесамые оригинальные высказывания строятся по узаконенным моделям. Только притаком условии слушающий поймет говорящего. В языке есть небольшое кол-воотвлеченных образцов, по которым строится многообразие речевые сообщений. Этиобразцы наз-ся синтаксическими моделями или структурными схемами. Нередко вэтом же значении используется термин «предложение». В таком случае оппозиция«предложения» и «высказывания» явл-ся противопоставлением языковой модели и ееречев организации.

7.Понятие знака
Естественныеязыки относятся к системам. Одномерные системы – составные части многомерныхсистем. Фонетическая система состоит из однородных элементов и явл-ся частьюмногомерной системы языка. В динамических системах элементы постоянно меняютположение по отношению друг к другу. В статической системе состояние элементовустойчиво. Если исходить из всех перечисленных свойств, то язык можноопределить, как вторичным, искусственным для всех семиотричных систем, языкимеет свойственные только ему особенности: 1)он используется как универсальноеср-во общения, употребляемое во всех сферах человеческой деятельности, всеостальные коммуникативные системы применяются ограниченно, обслуживая те илииные стороны чел деятельности.2)все искусственно знаковые системы, используемыечеловеком в информационных целях, производны и вторичны по отношению к языку,поскольку возникают на его основе.3)одной из существенных черт естественногоязыка явл-ся его развитие и совершенствование. Это свойство обеспечивает языкуроль самого мощного средства мышления. Развитие языка происходит стихийно, поддействием внутренних причин, в отличие от языка, знаковая системаискусственного происхождения самостоятельно не развивается, все изменения,которые в них происходят, осущ-ся людьми в тех случаях, когда возникланеобходимость совершенствования этих систем в нов условиях. 4)помимонепосредственной инфор-ии языковые знаки выражают чувства чел-ка, использующегоязык для передачи сообщения. Знаки большинства систем, за исключение муж знакови жестов, эмоционально нейтральны и служат для выражения мыслей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.