Министерство Образования и НаукиРоссийской Федерации
Благовещенский ГосударственныйПедагогический Университет
Факультет заочного обучения
Кафедра русского языка и литературы
Контрольная работа по дисциплине:
«Русский язык и культура речи»
Тема: Речевые фигуры и тропы в произведенияхрусских писателей и поэтов
Выполнил: Годенчук Ольга Валентиновна,
студентка 2 курса ППФ ОЗО
специальность педагог-психолог
Благовещенск 2010
Содержание
Введение
1. Тропы
1.1 Метафора
1.2 Метонимия
1.3 Синекдоха
1.4 Сравнение
1.5 Эпитет
1.6 Олицетворение
1.7 Перефраза
1.8 Аллегория
1.9 Гипербола
1.10 Литота
1.11 Ирония
2. Фигуры
2.1 Антитеза
2.2 Градация
2.3 Инверсия
2.4 Эллипсис
2.5 Анафора
2.6 Эпифора
2.7 Параллелизм
2.8 Период
2.9 Риторическое обращение, восклицаниеи риторический вопрос
Заключение
Введение
Слова способны передаватьтончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самымответный отклик слушателей, читателей. Способствует этому такое качество речи,как выразительность. Выразительной называется речь, способная поддерживатьвнимание слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи наадресата.
Существенное свойствохудожественной речи – изобразительность, то есть употребление таких слов иоборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядноепредставление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Средствахудожественной изобразительности многочисленны и разнообразны.
Языковеды их делят на двегруппы: тропы и фигуры речи. Тропы чаще всего используют авторы художественныхпроизведений при описании природы, облика героев. Эти изобразительно-выразительные средства носят авторский характер, определяют самобытностьписателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля. Фигурыоживляют речь писателя, придают ей эмоциональность и образность, наполняюттекст жизнью и передают соответствующее настроение читателю, вызывают в нёмэмоции и чувства.
Но средствамивыразительности так же можно и в конец испортить произведение, перенасытив имитекст. А.С.Пушкин высказывался об этом так: «Но что сказать об наших писателях,которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думаютоживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда нескажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень ипр. Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: едва первые лучи восходящегосолнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это всё ново и свежо,разве оно лучше потому только, что длиннее. Точность и краткость – вот первыедостоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ник чему не служат. Стихи дело другое…» («О русской прозе») Следовательно«блестящие выражения», о которых писал поэт, — надо выбирать в прозе с осторожностью,но следует уточнить, что лексические «красоты» и синтаксические «длинноты»необходимы и в стихах только тогда, когда они композиционно мотивированы.Многословность в поэзии также может оказаться неоправданной, а в прозе столь женеоправдан лексико-синтаксический минимализм, если он возведён в абсолютнуюстепень.
Моя задачасистематизировать знания об основных средствах художественной изобразительностии научиться находить и распознавать их в произведениях русских писателей ипоэтов, чтобы увидеть индивидуальность и стиль каждого творца, ведь всемсвойственна избирательность в использовании выразительности речи.
1. Тропы
Лексические средстваязыка, усиливающие его выразительность, называют в лингвистике тропами (отгреч. tropos –переворачивание).
В основе тропа лежитсопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими вкаком-то отношении и которые реализуются на уровне слова или словосочетания.
Тропы присутствуют вразличных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Ностоит заметить, что существуют и общеязыковые тропы, возникшие как авторские,но со временем ставшие привычными, закрепившиеся в языке: «время лечит», «битваза урожай», «совесть заговорила», «свернуться калачиком» и т.д.
Как среди грамматиков,так и среди философов ведётся неразрешимый спор о родах, видах, числе тропов иих систематизации. Оставляя в стороне все разногласия, можно назвать наиболеераспространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора,метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.
Тропы выполняют множествофункций: придают эмоциональности словам, помогают выражать чувства,способствуют наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мирачеловека, а так же показывают предметы и явления с новой, неожиданной стороныпридавая стихам или прозе привлекательность и индивидуальность.
1.1 Метафора
Метафора основана напереносе наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов.Источником нового метафорического значения является сравнение. Метафорыобразуются по принципу олицетворения («вода бежит», «буря плачет»),овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности»).
В роли метафор могутвыступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное.
Метафоры должны бытьнеобычными, оригинальными, в этом случае они украшают речь, например: «Целыйдень осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец» (Н.Заболоцкий) или «В садугорит костер рябины красной… (С.Есенин)
Или такой пример:
«В каждый гвоздикдушистой сирени,
Распевая, вползает пчела…»и
«Вознеслась ты под сводголубой
Над бродячей толпойоблаков…» (А.Фет)
Метафора представляетсобой нарасчленённое сравнение, в котором, однако, легко усматриваются обачлена:
«Со снопом волос своиховсяных
Отоснилась ты мненавсегда…»
или
«Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег»(С.Есенин)
Помимо словеснойметафоры, большое распространение в художественном творчестве имеютметафорические образы или развёрнутые метафоры:
«Ах, увял головы моейкуст,
Засосал меня песенныеплен,
Осуждён я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм…»(С.Есенин)
Или такой пример:
«Вот охватывает ветерстаи волн объятьем крепким
И бросает их с размаху вдикой злобе на утёсы,
Разбивая в пыль и брызгиизумрудные громады…» (М.Горький)
Метафора является скрытымсравнением, в котором слова как, как будто, словно опущены, но подразумеваются:
«Очарованный поток»(В.А.Жуковский),
«Живая колесницамирозданья» (Ф.И.Тютчев),
«Жизни гибельный пожар»(А.А.Блок),
«И Гамлет, мыслившийпугливыми шагами» (О.Э.Мандельштам)
Из всех тропов метафораотличается особой экспрессивностью, потому как нередко она как своего родамикромодель является выражением индивидуально-авторского видения мира:
«Стихи мои! Свидетелиживые за мир пролитых слёз» (Н.А.Некрасов)
«Мирозданье – лишьстрасти разряды» (Б.Л.Пастернак)
Метафоры, однако, невсегда делают речь художественно-привлекательной. Иногда, чересчур увлекаютсяметафорами, а как писал ещё Аристотель: «Чересчур блестящий слог делаетнезаметными как характеры, так и мысли…».
1.2 Метонимия
Близка к метафореметонимия, но в отличие от метафоры она основана на смежности. Если приметафоре два одинаково названных предмета, явления должны быть чем-то похожидруг на друга, то при метонимии два предмета, явления, получившие одноназвание, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать непросто как соседние, а несколько шире – тесно связанные с друг другом.
Связь может быть:
1. Между предметом иматериалом, из которого он сделан: «Янтарь в устах его дымился» (А.С.Пушкин);«Не то на серебре, на золоте едал» (А.С.Грибоедов); «Вся в тюле и в панбархатев зал Леночка вошла» (А.А.Галич)
2. Между содержанием исодержащим: «Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый» или «Я три тарелки съел»(И.А.Крылов); «Трещит затопленная печь» (А.С.Пушкин)
3. Между действием иорудием этого действия: «Перо его местью дышит» (А.Толстой)
4. Между местом и людьми,находящимися в этом месте: «Театр уж полон, ложи блещут» (А.С.Пушкин)
5. Между автором и егопроизведением: «Из рук моих ветхий Данте выпадает» (А.С.Пушкин);«Мужик…Белинского и Гоголя с базара понесёт» (Н.А.Некрасов); «Читал охотноАпулея, а Цицерона не читал» (А.С.Пушкин).
Итак, стало понятно, чтопредставление о понятии в метонимии даётся с помощью косвенных признаков иливторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:
«Ты вёл мечи на пиробильный;
Всё пало с шумом предтобой;
Европа гибла, сонмогильный
Носился над её главой…»(А.С.Пушкин) Здесь «мечи» — воины.
Очень распространена и метонимия,в которой название профессии заменено названием орудия деятельности:
«Когда же берег ада
Навек меня возьмёт
Когда навек уснёт
Перо, моя отрада…» (А.С.Пушкин).
Здесь метонимия — «уснётперо».
1.3 Синекдоха
Разновидностью метонимииявляется синекдоха – перенос значения с одного на другое по признакуколичественного отношения между ними:
1. Единственное числоупотребляется вместо множественного: «Всё спит: и человек, и зверь, и птица»(Н.В.Гоголь); «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Ю.Лермонтов);«Там стонет человек от рабства и цепей» (М.Ю.Лермонтов); «И гордый внук славяни финн…» (А.С.Пушкин); «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва спалённая пожаромфранцузу отдана…» (М.Ю.Лермонтов)
2. Множественное число употребляетсявместо единственного:
«Мы все глядим вНаполеоны» (А.С.Пушкин); «Миллионы вас. Нас – тьмы, тьмы, тьмы» (А.А.Блок).
3. Употребление частивместо целого: «Имеете ли в чём-нибудь нужду? Да, в крыше для моего семейства»(Герцен); «Все флаги в гости будут к нам» (А.С.Пушкин); «А в двери – бушлаты,шинели, тулупы…» (В.Маяковский).
4. Целое в значениичасти:
«Ах, ты вон как! Дратьсякаской? Ну, не подлый ли народ! (Твардовский).
5.Употребление родовогопонятия вместо видового (обобщающая синекдоха):
«Ну, что ж, садись,светило» (В.Маяковский);
6.Употребление видовогопонятия вместо родового (сужающая синекдоха):
«Пуще всего берегикопейку» (Н.В.Гоголь); «Бьёшь грошом. Очень хорошо!» (В.Маяковский)
А вот ещё великолепныйпример использования синекдохи:
«На восток,сквозь дым и копоть,
Из однойтюрьмы глухой
По домам идетЕвропа.
Пух перин надней пургой.
И на русского солдата
Брат француз, британец брат,
Брат поляки все подряд
С дружбойбудто виноватой,
Но сердечноюглядят»
(А.Т.Твардовский)
Здесь обобщенноенаименование Европа употребляется вместо названий европейских народов;единственное число существительных солдат, брат француз идругих выступает в значении множественного числа. Синекдоха усиливаетэкспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.
1.4 Сравнение
Одним из самыхраспространённых приёмов выразительности является сравнение – троп, категориястилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемоеявление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с цельювыявить в объекте сравнения новые важные свойства. Иными словами – этосопоставление (параллелизм) или противопоставление (отрицательный параллелизм)двух предметов по одному или нескольким признакам: «Твой ум глубок, что море.Твой дух высок, что горы» (В.Брюсов) или «Не ветер бушует над бором, не с горпобежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои» (Н.Некрасов); «Икак черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Вот ещёочень красивые сравнения: «Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, какзолотые…» (А.Твардовский); «Змейкой мчится по земле белая поземка…» (С. Маршак)
Сравнение придаётописанию особую наглядность, изобразительность. Этот троп в отличие отостальных всегда двучленен – в нём называются оба сопоставляемых илипротивопоставляемых предмета. В сравнении выделяют три необходимо существующихэлемента – предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, встроке М.Ю.Лермонтова «Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака…» предметсравнения – облака, образ сравнения – горы снеговые, признак сходства – белизнаоблаков.
Сравнение может выполнятьизобразительную («И кудри их белы, как утренний снег над славной главоюкургана» — А.С.Пушкин), выразительную («Прекрасна, как ангел небесный»- М.Ю.Лермонтов)функции или совмещать их обе. Сравнение может быть выражено:
1. Сравнительным оборотомс союзами «как», «словно», «будто», «как будто», «точно», «тем…чем»: «Безумныхлет угасшее веселье, мне тяжело как смутное похмелье» или «Но, как вино – печальминувших дней в моей душе, чем старее, тем сильней» (А.Пушкин).
А вот ещё примеры: «Подним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял» (М.Ю.Лермонтов); «Впрочем,это были скорее карикатуры, чем портреты» (Н.В.Гоголь)
2. Сравнительнымиоборотами без союза: «У меня ль молодца кудри – чесаный лён» (Н.Некрасов);«Заутра казнь, привычный пир народу» (А.С.Пушкин).
3. Существительным вформе творительного падежа: «Змейкой мчится по земле белая позёмка…»(С.Маршак); «Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют»(С.Есенин); «Я на неё вовсю глядел, как смотрят дети» (В.Высоцкий); «Звёзд этихв небе – как рыбы в прудах» (В.Высоцкий); «Я не парю – сижу орлом» (А.С.Пушкин).
Сравнения, которыеуказывают на несколько общих признаков в сопоставляемых предметах, называются развернутыми. В развернутое сравнение включаются двапараллельных образа, в которых автор находит много общего. Художественныйобраз, используемый для развернутого сравнения, придает описанию особуювыразительность: «Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путемсравнения…Замысел-это молния. Много дней накапливается над землейэлектричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облакапревращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоярождается первая искра — молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землюобрушивается ливень… Для появления замысла, как и для появления молнии, нуженчаще всего ничтожный толчок… Если молния-замысел, то ливень — это воплощениезамысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга» (К.Г. Паустовский)
/>Сравнениеоформляется и как отдельное предложение, начинающееся, словом так и по смыслусвязанное с предыдущими. Такие сравнения часто замыкают развернутыехудожественные описания, как, например, в «Бахчисарайском фонтане» А.С.Пушкина: «Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, неумолкая никогда. Так плачет мать во дни печали о сыне,павшем на войне». Многие считают, что сравнение – доступный, лёгкий, ноне самый глубокий способ описания. Когда трудно что-то описать, легче сравнитьи тем самым показать достоинства и недостатки описываемого объекта илиподчеркнуть определённые черты. Не берусь спорить, в силу своейнекомпетентности, но, несомненно, то, что яркие, выразительные сравненияпридают речи особую поэтичность.
1.5 Эпитет
Эпитеты художественноопределяют предмет или действие и могут быть выражены полным и краткимприлагательным, существительным, наречием: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожуль в многолюдный храм…» (А.С.Пушкин); «Она тревожна как листы, она, как гуслимногострунна… (А.К.Толстой); «Неудержимо, неповторимо всё пролетело далече имимо» (С.Есенин). А вот ещё замечательные примеры:
«Статные осины высоколепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дубстоит… (И.С.Тургенев);
«Воздух чист и свеж, какпоцелуй ребенка…» (М.Ю.Лермонтов); или «Сквозь волнистые туманы пробираетсялуна. На печальные поляны льет печально свет она» (А.С.Пушкин). Когда признак,выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, он обогащает его всмысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется присоздании художественного образа:
«Не люблю я, весназолотая,
Твой сплошной, чудносмешанный шум;
Ты ликуешь, на миг несмолкая,
Как дитя без заботы идум…» (Н.Некрасов)
Возможны эпитеты, которыене только определяют предмет или подчёркивают какие-либо стороны, но ипереносят на него с другого предмета или явления новое, дополнительное качество,такие эпитеты называют метафорическими:
«И мы тебя, поэт неразгадали,
Не поняли младенческойпечали
В твоих как будто кованыхстихах» (М.Ю.Лермонтов)
Эпитеты классифицируютсяследующим образом:
1.Изобразительные(наглядно рисуют предметы и действия, дают возможность увидеть их такими, каквидит автор): «Толпа пестрошерстная быстрая кошка» (В.Маяковский); «Трава полнапрозрачных слёз» (А.Блок)
2.Эмоциональные (передаютчувства, настроение автора): «Вечер чёрные брови насопил»; «Заметался пожарголубой»; «Неуютная жидкая лунность» (С.Есенин); «И юный град вознёсся пышно,горделиво» (А.С.Пушкин)
3.Постоянные (характерныдля устного народного творчества): «Добрый молодец»; «Лес дремучий»; «Мать сыраземля» и т.д.
1.6 Олицетворение
Олицетворение, илипрозопопея – такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, прикотором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностьюмыслить и чувствовать. Олицетворение является особым видом метафоры. Рассмотримпримеры: «О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?» (Ф.Тютчев); «Кней прилегла в опочивальне её сиделка – тишина» (А.Блок); «И сердце готово квершине бежать из груди» (В.Высоцкий); «Одни зарницы огневые, воспламеняясьчередой,…ведут беседу меж собой» (Ф.Тютчев); «Надежды вальс зовёт, звучит…исердцу громко говорит» (Полонский).
Олицетворенияподразделяют на общепризнанные, «языковые»: «тоска берёт», «время бежит», «часыидут» и творческие, индивидуально-авторские: «Качалась Невка у перил, вдругбарабан заговорил» (Заболоцкий). Нельзя представить поэтическую речь без использованияэтого приёма:
«Буря мглою небокроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, оназавоет,
То заплачет, какдитя» (А.С. Пушкин)
Олицетворение, пожалуй,самый выразительный из всех существующих тропов, это идеальный приёмвыразительности. «Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленноезлодейство. И руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читаяволи…» (А.С.Пушкин) Может ли мысль быть выражена сильнее?
1.7 Перифраза (перифраз)
При обозначении того илииного лица или явления писатель вместо точного названия прибегает порой кописательному выражению. А.С. Пушкин в «Полтаве» вместо «Петр I» пишет: «геройПолтавы», в «Евгении Онегине» вместо «Байрона» говорит: «певца Гяура и Жуана».Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» вместо имени Пушкина употребляетвыражение «невольник чести». Замена собственного имени или названияописательным выражением называется перифразом.Перифраза преследует те же цели, что и другие средства поэтического языка. Вкачестве примера остановимся на значении приведенных выше перифразов. В«Полтаве» Пушкин показал доблесть русского народа и отметил огромную роль ПетраI в победе над шведами. В этом случае перифраз «герой Полтавы» указывает на тотпризнак Петра, который в данном контексте в особенности важен поэту: В «ЕвгенииОнегине», раскрывая умонастроения и литературные симпатии героя романа, Пушкинпоказывает, что Онегин разочаровался в литературе, сделав, однако, исключениедля Байрона. Выделяя тех героев английского поэта, которые были Онегину наиболееблизки, Пушкин прибегает к перифразу — «певцу Гяура и Жуана». Лермонтову важнов стихотворении «Смерть поэта» подчеркнуть мотивы, заставившие Пушкина дратьсяс Дантесом. Отсюда и закономерность перифраза «невольник чести».
А ещё перифраза — способизложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов. Например,опять же у А.С.Пушкина пример пародийной перифразы: «Юная питомица Талии иМельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вместо молодая талантливая актриса).
1.8 Аллегория
Аллегория заключается виносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного,жизненного образа. В литературе аллегории появляются в средние века и своимпроисхождением обязаны древним обычаям, культурным традициям, фольклору. Вобыденном понимании аллегория –это вещественное изображение невещественного понятия. Главный источникаллегорий – сказки о животных, в которых лиса есть аллегория хитрости, волк — злобы и жадности, баран – глупости, лев – мощи, змея – мудрости и т.д.Аллегории чаще всего используются в баснях, притчах, других юмористических исатирических произведениях. д.р. Например, вспомним всем нам известную баснюИ.А. Крылова «Стрекоза и муравей»: здесь стрекоза – легкомысленный человек, недумающий о будущем; муравей – трудолюбивый, домовитый человек, заботящийся освоём благополучии. Аллегория позволяет лучше понять ту или иную идею писателя,вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить ситуацию. Аллегории имеютразный срок жизни. Одни из них живут тысячелетия, а век других значительнокороче:
«Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели»
Эти строкиБлока для нынешнего читателя требуют комментария. В дооктябрьскую эпоху вагоныпервого и второго класса были выкрашены в желтый и синий, а вагоны третьего –зеленый цвет. В русской классической литературе аллегориями пользовались: М.Е.Салтыков-Щедрин, А.С.Грибоедов, Н.В. Гоголь, И.А.Крылов, В.В.Маяковские и д.р.
1.9 Гипербола
Гипербола – чрезмерноепреувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета, человека илиявления. С помощью гипербол автор усиливает нужное впечатление илиподчёркивает, что он прославляет или высмеивает. Например: «Во сне дворниксделался тяжёлым, как комод» (И.Ильф, Е.Петров). Из русских авторов к гиперболесклонен Н.В.Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно В.Маяковский («Я», «Наполеон»,«150 000 000»). Возьмём пример из В.Маяковского:
«И будь я хоть негромпреклонных годов, и то б без унынья и лени, я русский бы выучил только за то,что им разговаривал Ленин» или «В сто сорок солнц закат пылал…»А вот примеры ещё примеры: «наметали стог выше тучи…»,«вино лилось рекой» (И.Крылов); «Весь мир на ладони…» (В.Высоцкий); У Н.В. Гоголя: «Ротвеличиной в арку Главного штаба»; «Шаровары, шириной в Черное море». А другой егогерой Иван Никифорович, носил «шаровары в таких широких складках, что если быраздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями»(«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)А как Вам такая красота слова:«И полусонным стрелкам леньВорочаться на циферблате,
И дольше векадлится день
И некончается объятье» (Б.Л.Пастернак)
В поэтическойречи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами(метафоры, олицетворения, сравнения и др.) Например, у Пушкина:«Да! если бы все слезы, кровь и пот,Пролитые за всё, что здесь хранится,Из недр земных все выступили вдруг,То был бы вновь потоп — я захлебнулся бВ моих подвалах верных» («Скупой Рыцарь»).Как уже было сказано, богат такими гиперболическимифигурами в нашей литературе стиль Гоголя: «Слышишь ли, как у ног твоих собралсявесь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!» («Жизнь»); «Рубиныуст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу» («Вий»); целые описания ихарактеристики строятся у Гоголя гиперболически, например, Днепра, Украинскойночи, албанки Аннунциаты, Собакевича и др. Всюду здесь образ сохраняет свою «тропическую»природу, он не растворяется в гиперболе, а гипербола, так сказать, лишьокрашивает его.
1.10 Литота
Противоположный гиперболестилистический приём – литота – намеренное преуменьшение малых размеровпредмета речи: «Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить…» (Н.Некрасов), ав поэме «Крестьянские дети» он использовал фольклорное выражение «мужичок сноготок»:
«И шествуя важно, вспокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцымужичок
В больших сапогах, вполушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок!
или «Такой маленький рот,что больше двух кусочков никак не может пропустить»; «Талии никак не толщебутылочной шейки» (Н.В.Гоголь)
В комедииА. С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит: «Ваш шпиц,прелестный шпиц, не более наперстка.Я гладил все его; как шелковая шерстка»
На литоте построено целоестихотворение А. Н. Плещеева «Мой Лизочек», положенное на музыкуП. И. Чайковским:
«Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял.
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал…»
1.11 Ирония
Ирония – троп,заключающийся в употреблении наименования или целого высказывания в косвенномсмысле, прямо противоположном прямому, это перенос по контрасту, по полярности.Выражает насмешку или лукавство, иносказание, осмеиваться может как сущностьпредмета, так и его отдельные стороны: «Слуга влиятельных господ, с какойотвагой благородной громите речью вы свободной всех тех, кому зажали рот» (Ф.И.Тютчев)
Ирония есть поношение ипротиворечие под маской одобрения и согласия; явлению умышленно приписываютсвойство, которого в нём заведомо быть не может: «Откуда умная, бредёшь тыголова» (спрашивает герой одной басни И.А.Крылова у осла).
Целиком на ирониипостроено полное горькой усмешки стихотворение Н.А. Некрасова «Калиcтрат»,написанное в 1863 году:
«Надо мной певаламатушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив,Калистратушка!
Будешь жить тыприпеваючи!»
И сбылось, по волеБожией,
Предсказанье моейматушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет наряднейКалистратушки!
В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается -
Носит лапти сподковыркою!..»
Разнообразна ирония врусской литературе: «насмешливая критика» В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова,М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского (образ «проницательного читателя» вромане «Что делать?»), сливающаяся со стихией юмора у Н.В.Гоголя, пародийная уКозьмы Пруткова, романтическая у А.А.блока. Различные виды и оттенки иронииприсущи произведениям В.В.Маяковского, М.М.Зощенко, М.А.Булгакова, Ю.К.Олеши, В.П.Катаева.
2. Фигуры
Фигуры – приёмывыразительности, приёмы стилистического синтаксиса которые реализуются втексте, равном предложению или большем, чем предложение. Иногда фигурыпонимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормыразговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов(перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). Внастоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, воснову которого положен тот или иной – количественный или качественный признак,мы рассмотрим одну из самых распространённых. Специалисты выделяют три группыфигур:
1. Фигуры, основанные насоотношении значений слов: антитеза, градация, инверсия, эллипсис.
2.Фигуры, основанные наповторе одинаковых элементов: анафора, эпифора, параллелизм, период.
3.Фигуры, основанные навыражении риторической адресованности к читателю или слушателю: обращение,вопрос, восклицание.
Если рассмотреть соотношениетропов и фигур, то можно сделать заключение, что фигуры – более сильные приёмывыразительности, чем тропы, потому что они часто дают возможность охватитьтекст целиком как единую структуру, построенную по определённому принципу.
2.1 Антитеза
Антитеза – приём,основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. Антитезашироко представлена в пословицах и поговорках: «Велик телом, да мал делом», «Наголове густо, да в голове пусто», «Ученье свет, а неученье тьма», «Не было бысчастья, да несчастье помогло», «Как аукнется, так и откликнется» и т.д. Длясравнения двух явлений могут использоваться антонимы – слова с противоположнымизначениями – на этом принципе построены многие строки из художественных,поэтических произведений. Можно привести массу примеров использование антитезыписателями и поэтами. Возьмём такой пример:
«Ты и убогая, ты иобильная,
Ты и могучая, ты ибессильная…» (Н.Некрасов) А вот строки Державина, который сумел достичь цели –сильнее подействовать на душу читателя быстрой сменой противоположныхвпечатлений:
«Где стол был яств, тамгроб стоит;
Где пиршеств раздавалиськрики,
Надгробные там воют лики…
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб, я червь –я Бог»
А вот ещё один пример,более сложный, но не менее интересно тут применена всё та же антитеза:
«Не отстать тебе. Я — острожник,
Ты конвойный. Судьбаодна»
А вот, например, пролог кпоэме А.Блока «Возмездие» целиком построен на противопоставлении антонимичныхслов: начало-конец, ад-рай, свет-тьма, свято-грешно, жар-холод и др.:
«Жизнь – без начала иконца…
Познай где свет, — поймёшь где тьма.
Пускай же всё пройдётнеспешно
Что в мире свято, что внём грешно,
Сквозь жар души, сквозьхлад ума…»
2.2 Градация
Градация – фигура речи,суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов(слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящаяградация») или в порядке убывания значений («нисходящая градация»). Под«возрастанием», «убыванием» значений понимают степень экспрессивности(выразительности), эмоциональной силы, «напряжённости» выражения, слова,оборота или фразы. Пример восходящей градации: «Осенью ковыльные степисовершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем несходный вид»; «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь» (М.Волошин). А вот примернисходящей градации: «Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, вгодах, в часах» (А.Белый); или такой:
«Присягаю ленинградскимранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну,не устану,
Не крупицы не прощуврагам» (О.Берггольц).
Приведу ещё несколькопримеров использования градации в своих произведениях писателями: «Она былатам, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел»(Ю.Бондарев);
Как же всё-таки градацияусиливает эмоциональное значение и прозы, и стиха! Кому не известны этипрекрасные строки поэта?!:
«Не жалею, не зову, неплачу,
Всё пройдёт, как с белыхяблонь дым…» (С.Есенин)
Градация, как и антитеза,часто встречается в фольклоре, что свидетельствует об универсальности данныхриторических фигур. Они делают речь лёгкой для восприятия, выразительной,запоминающейся.
2.3 Инверсия
Ценное средствовыразительности – инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложениисо смысловой и стилистической целью. Перестановка частей фразы придаёт речисвоеобразный выразительный оттенок:
«Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморнымступеням…» (А.С.Пушкин)
Другими словами, инверсияпроявляется в расположении слов в словосочетании или предложении в порядке,отличном от естественного. В русском языке естественным является, к примеру,порядок «подлежащее + сказуемое», «определение + определяемое слово» или«предлог + имя существительное в падежной форме», а неестественным – обратныйпорядок. Чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному члену предложения,применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательномпредложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец: «Как бытрудно ни было, сделать это должны мы…» (И.Тургенев).
Приведу ещё несколькопримеров использования инверсии писателями и поэтами: «Опасна охота на медведя,страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям сдетства» (А.Коптяева) – здесь имеет место инверсия главных членов.
«Вышел месяц ночьютёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние,на деревни ближние» (А.Неверов) – в этом отрывке инверсия согласованныхопределений. А вот в следующем примере инверсия дополнений: «Мы щуку с яицсогнали, мы Волгу толокном замесили» (М.Салтыков – Щедрин).
«Сначала очень былаогорчена…» (А.С.Пушкин) – инверсия обстоятельства меры и степени.
А вот ещё: «Сметливостьего и тонкость чутья меня поразили» (А.С.Пушкин); «Досадно было. Боя ждали»(М.Ю.Лермонтов); «Ослепительно – яркое вырвалось из печи пламя» (Ф.Гладков);«Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково»(С.Аксаков); «Да, мы дружны были очень» (Л.Н.Толстой);
«Тут сгорел мой приятельсо стыда» (И.Тургенев).
Благодаря всевозможным перестановкам,в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можносоздать несколько вариантов, и каждый из них будет иметь различные смысловыеоттенки, т.к. необычная позиция отдельного слова влияет на его интонационноевыделение и инверсионная конструкция будет звучать выразительно и боле веско.
2.4 Эллипсис
Эллипсис – фигурапоэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения,легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигаетсядинамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий. Эллипсис –один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованностьговорящего или напряжённость действия:
«Мы сёла – в пепел, грады– в прах,
В мечи – серпы и плуги…»(В.Жуковский)
Данный приём частоиспользуется в эпических и драматических произведениях при построении диалоговперсонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своихгероев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной,потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средствкомпозиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранеепрозвучавшие слова.
Между тем, использованиеэллипсиса как выразительного средства в речи художественной может бытьмотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желаяизобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может отсцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского«преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическимифразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительнымсредством выражения его отчуждённого состояния:
— …Прежде, говоришь,детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
— Я делаю… — нехотя исурово проговорил Раскольников
— Что делаешь?
— Работу…
— Какую работу?
— Думаю, — серьёзноотвечал он помолчав.
Здесь мы видим, чтопропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.
Можно привести ещёнесколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики –за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчики»(А.Толстой); «Шампанского!...» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба – камень, вместопоучения – колотушки» (М.Салтыков – Щедрин)
2.5 Анафора
Нередко для усилениявысказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такойфигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафораили «единочатие» – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов,строф или фраз:
«Клянусь я первым днёмтворенья,
Клянусь его последнимднём,
Клянусь позоромпреступленья
И вечной правдыторжеством…» (М.Ю.Лермонтов)
или такой пример:
«Это — круто налившийсясвист,
Это – щёлканье сдавленныхльдинок,
Это – ночь, леденящаялист,
Это — двух соловьёвпоединок…» (Б.Пастернак)
Анафора бывает:
1) звуковой (повторениеодних и тех же сочетаний звуков): «Грозой снесённые мосты, гроба с размытогокладбища…» (А.С.Пушкин);
2) морфемной (повторениеодних и тех же морфем или частей сложных слов): «…Черноглазую девицу,черногривого коня!» (М.Лермонтов);
3) лексической(повторение одних и тех же слов): «Не напрасно дули ветры, не напрасно шлагроза…» (С.Есенин);
4) синтаксической(повторение одних и тех же синтаксических конструкций):
«Брожу ли я вдоль улицшумных,
Вхожу ль во многолюдныйхрам,
Сижу ль меж юношейбезумных,
Я предаюсь моим мечтам…»(А.С.Пушкин)
5) строфической(повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфическойанафоры – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Иногда повторяютсянесколько раз целые предложения в прозе, чтобы подчеркнуть, выделить, сделатьболее наглядной стержневую мысль, заключённую в них. И на всё той же анафоре ис той же целью может строиться целое стихотворение:
«Почему, как сидишьозарённой,
Над работой проборнаклонят,
Мне сдаётся, что кругблаговонный
Все к тебе приближаетменя?
Почему светлой речизначенья
Я с таким затрудненьемищу?
Почему и простые реченья
Словно тёмную тайнушепчу?
Почему как горячее жало
Чуть заметно впивается вгрудь?
Почему мне так воздухумало,
Что хотел бы глубоковздохнуть? (А.Фет)
2.6 Эпифора
В противовес анафоре, какбы в паре с ней, существует ещё одна фигура повтора, которая называется эпифораили «единоконцовка», повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов,строф или фраз: «Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, нарукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, вездефестончики…» или «Мне бы хотелось знать отчего я титулярный советник, почемуименно титулярный советник?» (Н.В.Гоголь).
А вот примериспользования эпифоры в поэзии:
«Милый друг, и в этомтихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места втихом доме
Возле мирного огня!»(А.Блок)
В чистом виде эпифораупотребляется реже, чем анафора и она менее заметна в произведениях, однаконельзя говорить о том, что русские писатели и поэты её игнорировали. Известно,что эпифора очень полюбилась С.Есенину, вот лишь один пример из обилия егостихов, которые я перечитывала:
«Я обманывать себя нестану,
Залегла забота в сердцемглистом.
Отчего прослыл яшарлатаном?
Отчего прослыл яскандалистом?
И теперь уж я болеть нестану.
Прояснилась омуть всердце мглистом.
Оттого прослыл я хулиганом,
Оттого прослыл яскандалистом»
2.7 Параллелизм
Следующая фигураназывается параллелизм – тождественное или сходное расположение элементов речив смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ; ну или еслисказать немного иначе, то параллелизм – одинаковое синтаксическое построениесоседних предложений, расположенных в них сходных членов предложения, например:«В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…» (Н.Некрасов) или «Твойум глубок, что море. Твой дух высок, что горы» (В.Брюсов); «Спит животноеСобака, дремлет птица Воробей» (Заболоцкий «Меркнут знаки зодиака…»); «Помедли,помедли вечерний день. Продлись, продлись очарованье…» («Последняя любовь»Тютчева); «Забором крался конокрад, загаром крылся виноград…» (Б.Л.Пастернак) Авот, я считаю, ещё один прекрасный пример использования параллелизма нашимлюбимым классиком, А.С.Пушкиным:
«В синем небе звёздыблещут,
В синем море волны хлещут
Бочка по морю плывёт,
Туча по небу идёт…»
Параллелизм особеннохарактерен для произведений устного народного творчества (былин, частушек,пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературныхпроизведений («Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Кому на Руси житьхорошо» Н.А.Некрасова, «Василий Тёркин» (А.Т.Твардовского).
Различают такжепараллелизм отрицательный, в котором, однако, отрицанием подчёркивается неразличие, а совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:
«Не стая вороновслеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкругогней
Удалых шайка собиралась…»(А.С.Пушкин)
Чаще всего параллелизмвстречается в периодах.
2.8 Период
Период – особаяритмическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастают,достигают вершины, после чего тема получает своё разрешение, и, соответственноснижается интонационное напряжение: «Как ни старались люди, собравшиеся в однонебольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой онижались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как нисчищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, какни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц,- весна была весною вгороде» (Л.Толстой)
Т.к. период является также фигурой из разряда повтора, на примере мы видим, что первая большая частьтекста делится на несколько единообразных, сходных частей, а вторая являетсякороткой, заключительной. Совершенно очевидно, что для представления серьёзнойглубокой мысли, сформулированной в рамках одного предложения, очень хорошоподходит структура периода. Как может быть проинтерпретирована подобная периодусинтаксическая структура? Первая часть – обоснование, вторая – вывод. Перваячасть – аргументация, вторая – тезис. Или первая часть – как условие, а вторая– как следствие, результат и т.д. Любая глубокая мысль имеет внутреннееобоснование, систему причинно-следственных связей, что легко представимо впериоде: «Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того чтоперед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец имать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, — мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть иуслышать слова и любовь, какой не видала я…» (Н.В Гоголь)
2.9 Риторический вопрос,риторическое обращение и восклицание
Риторический вопрос –эффективный стилистический приём, является средством выделения смысловых иэмоциональных центров речи. Особенность его заключается в том, что он нетребует ответа, а служит для утверждения или отрицания чего-либо. Риторическийвопрос усиливает воздействие на читателя, слушателя, пробуждает соответствующиечувства, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, например: «Разве яне знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л.Толстой). Риторический вопросвсегда синонимичен повествовательному предложению, например: «Кому в головупридёт, что заключённый решится бежать днём, на глазах всей тюрьмы?»(М.Горький), т.е. «никому в голову не придёт…»; «Почему мы должны скучноскрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотаятруба нового мира?» (А.Н.Толстой); «Где, когда, какой великий выбирал путь,чтобы протоптанней и легче?» (В.Маяковский)
Риторическое восклицание– эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции обязательно выраженыинтонационно и в нём утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицаниезвучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:
«Да так любить, как любитнаша кровь
Никто из вас давно нелюбит!» (А.Блок);
«Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!»(С.Есенин);
«Увядающая сила!
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать…»(С.Есенин)
Риторическое обращение –подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразитьотношение автора к тому или иному объекту, дать характеристику: «Люблю тебя,булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный…» (М.Ю.Лермонтов) Даннаястилистическая фигура заключает в себе экспрессию, усиливая напряжённость речи:«О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу…» (Н.Некрасов) или«Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душою» (А.С.Пушкин)
По форме риторическоеобращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужнуюавторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.:
«Звёздочки ясные, звёздывысокие!
Что вы храните в себе,что скрываете?
Звёзды, таящие мыслиглубокие,
Силой какою вы душупленяете?» (С.Есенин)
В некоторых случаяхпространное обращение поэтической речи становится содержанием предложения:
«Солдатский сын, чтовырос без отца
И раньше срока возмужалзаметно,
Ты памятью героя и отца
Не отлучён от радостейземных…» (А.Твардовский)
В поэтической речириторические обращения могут выстраиваться в однородный ряд: «Пойте, люди,города и реки, пойте горы, степи и моря!» (А.Сурков); «Услышь меня, хорошая,услышь меня красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая…» (М.Исаковский);«Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса»(А.С.Пушкин);
«О, город! О, ветер! О,снежные бури!
О, бездна разорванной вклочья лазури!
Я здесь! Я невинен. Я свами! Я с вами!..» (А.Блок)
Заключение
В заключение даннойработы хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных средств в языкенеисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речькрасивой и выразительной необычайно разнообразны. И знать их весьма полезно,особенно писателям и поэтам, живущим творчеством, т.к. использование фигур итропов накладывает отпечаток индивидуальности на авторский стиль.
Удачное применение тропови фигур повышает планку восприятия текста, а неудачное же применение такихприёмов, наоборот, опускает её. Текст с неудачным применением приёмоввыразительности определяет пишущего как человека неумного, а это самый тяжёлыйпобочный результат. Интересно, что, читая произведения молодых писателей, как правило,стилистически несовершенные, можно сделать заключение об уровне ума автора:одни – не понимая, что они не умеют пользоваться различными приёмамивыразительности, перенасыщают, тем не менее, ими текст, и читать его становитсяневозможно; другие, понимают, что им не справиться с мастерским применениемтропов и фигур, делают текст нейтральным с этой точки зрения, используя такназываемый «телеграфный стиль». Это тоже не всегда уместно, но воспринимаетсялучше, чем нагромождение приёмов выразительности, неумело использованных.Нейтральный, почти лишённый приёмов выразительности текст выглядит как скудный,что совершенно очевидно, но он, по крайней мере, не характеризует автора какглупца. Лишь настоящий мастер может умело применять тропы и фигуры в своихтворениях, а гениальных авторов даже можно «узнавать» по своему индивидуальномустилю написания.
Приёмы выразительности,такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя. Эффективность достигаетсялишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами иобразами произведения. Литературные произведения русских поэтов и писателей поправу славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играютвыразительные средства русского языка, которые наши русские писатели оченьумело применяют в своих произведениях.