1
СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ. СРОКИ И ШТРАФЫ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В хозяйственном процессе институт судебных расхо-дов имеет функциональную направленность. Причинами существования данного процессуального института явля-ются следующие:
во-первых, государство в лице налогоплательщиков несет значительные расходы при организации деятельно-сти хозяйственных судов. Это затраты на содержание су-дебной системы, ее материально-техническое обеспече-ние, компенсации на проведение различных экспертиз, вызовы специалистов, свидетелей, привлечение в процесс переводчиков и т.д. Поэтому законодатель предусмотрел частичное погашение таких расходов за счет лиц, в инте-ресах которых разрешаются споры в хозяйственных су-дах, т.е. сторон и третьих лиц, заявляющих самостоятель-ные требования на предмет спора. От такой обязанности освобождены прокурор, некоторые государственные и иные организации и отдельные категории граждан, что предусмотрено Законом «О государственной пошлине»;
во-вторых, уплата расходов возлагается, как правило, на недобросовестную сторону, т.е. на ответчика, который доб-ровольно не исполнил свою обязанность перед истцом и до-вел дело до суда, либо на истца, который обратился в хозяй-ственный суд с необоснованным иском. Таким образом, су-дебные расходы выполняют и предупреждающую функцию.
Судебные расходы - затраты, связанные с рассмотрени-ем дел и разрешением споров в порядке хозяйственного су-допроизводства, возлагаемые на стороны и третьи лица с самостоятельными требованиями на предмет спора в целях компенсации этих затрат государству, а также побуждения заинтересованных лиц в урегулировании споров в соответ-ствии с законом без вмешательства хозяйственного суда.
Существует два вида судебных расходов. Согласно ст. 98 ХПК судебные расходы состоят из государственной по-шлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (су-дебных издержек).
Государственная пошлина - это обязательный и дейст-вующий на всей территории Республики Беларусь пла-теж, уплачиваемый или взыскиваемый за совершение юридически значимых действий, совершаемых хозяйст-венными судами по рассмотрению, разрешению и пере-смотру дел и выдачу документов.
Государственная пошлина по всем делам, рассматрива-емым хозяйственными судами (независимо от уровня су-да), уплачивается или взыскивается в республиканский бюджет.
Вопросы уплаты или взыскания государственной пош-лины в хозяйственном судопроизводстве регулируются Законом «О государственной пошлине» и соответствую-щими постановлениями Правительства.
Разъяснения по применению «О ставках государствен-ной пошлины и предоставления дополнительных льгот по ее уплате»1 названного законодательства о государствен-ной пошлине даны в постановлении Пленума Высшего Хо-зяйственного Суда Республики Беларусь от 7 декабря 2000 г. № 16 «О применении хозяйственными судами законода-тельства Республики Беларусь о государственной пошлине.
Плательщиками государственной пошлины являются юридические лица и граждане Республики Беларусь, ино-странные лица, обращающиеся в хозяйственный суд за со-вершением юридически значимых действий или выдачей документов.
В ст. 101 ХПК приведен примерный перечень обраще-ний (исковых заявлений, заявлений, жалоб) в хозяйствен-ный суд, которые оплачиваются государственной пошли-ной. В частности, государственной пошлиной оплачива-ются: исковые заявления; заявления о признании недейст- | вительными актов государственных и иных органов; заяв-ления об экономической несостоятельности (банкротст-ве); заявления о вступлении в дело в качестве третьего ли- | ца, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, кассационные и надзорные жалобы и др.
Государственной пошлиной оплачиваются первона-чальные и встречные исковые требования имущественно-го и неимущественного характера. Вопросы установления размера государственной пошлины, отсрочки или рассрочки, а также освобождения от ее уплаты, возвращения разрешаются в соответствии с приведенными выше Законом «О государственной пошлине» и постановлением Правительства. В частности, государственная пошлина взимается в твердых ставках и процентах от цены иска, в базовых величинах и по другим правилам.
При увеличении размера исковых требований истец обязан доплатить государственную пошлину исходя из но-вой цены иска. При уменьшении размера исковых требо-ваний уплаченная государственная пошлина не возвраща-ется (ч. 2 ст. 101 ХПК).
Правила определения цены иска установлены в ст. 102 ХПК. Так, цена иска определяется:
по искам о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой суммы;
по искам о понуждении к исполнению договорных обя-зательств - исходя из стоимости неисполненного обяза-тельства;
по искам о признании не подлежащим исполнению ис-полнительного или иного документа, по которому взыска-ние производится в бесспорном порядке, - исходя из оспа-риваемой суммы;
по искам об истребовании имущества - исходя из стои-мости имущества либо его доли;
по искам об истребовании земельного участка - исхо-дя из стоимости земельного участка по установленной це-не, а при ее отсутствии - по рыночной цене.
Цена иска указывается истцом в исковом заявлении, в нее включаются и суммы неустойки (штрафа, пени) и других санкций, которые истец хотел бы взыскать с ответчика. Це-на иска должна проверяться хозяйственным судом, и в слу-чае неправильного ее определения - устанавливается судом.
Издержки, связанные с рассмотрением дела, - суммы, подлежащие выплате экспертам за проведение эксперти-зы, назначенной хозяйственным судом, специалистам, пе-реводчикам, свидетелям; расходы по производству осмот-ра на месте; расходы по извещению и вызову сторон в хо-зяйственный суд, направлению судебных актов и выполнению судебных поручений; другие расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми (ст. 99 ХПК). К чис-лу последних можно отнести расходы по вызову в хозяйст-венный суд других лиц, а также расходы при организации выездных судебных заседаний, исполнении судебных и иных актов и т.д.
Размер судебных издержек непосредственно не зави-сит от характера спора, цены иска и может быть различ-ным в зависимости от фактически понесенных затрат хо-зяйственным судом по конкретному делу.
Экспертам, специалистам, переводчикам и свидетелям возмещаются понесенные ими в связи с явкой в хозяйст-венный суд расходы по проезду, найму жилого помещения и выплачиваются суточные.
Эксперты и специалисты получают также вознаграж-дение за выполненную ими по поручению хозяйственного суда работу, если эта работа не входит в круг их служеб-ных обязанностей.
Оплата труда переводчиков и выплата им понесенных расходов в связи с явкой в хозяйственный суд производят-ся из средств республиканского бюджета. Таким образом, обеспечивается независимость переводчика в хозяйствен-ном процессе.
За работниками, вызываемыми.в хозяйственный суд в качестве свидетелей, сохраняется средняя заработная пла-та по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в хозяйственный суд.
Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за от-влечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактической затраты времени исходя из установ-ленных законодательством базовых величин с депозитного счета хозяйственного суда. Порядок и размеры этих вы-плат устанавливаются законодательством (ст. 104 ХПК).
Суммы, подлежащие выплате экспертам, специалис-там и свидетелям, и другие необходимые расходы по делу предварительно вносятся на депозитный счет хозяйствен-ного суда стороной, заявившей соответствующую прось-бу, или третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора. Если указанная просьба заявлена обеими сторонами либо вызов специалистов, сви-детелей, назначение экспертизы и другие действия, подле-жащие оплате, производятся по инициативе хозяйственно-го суда, то требуемые суммы вносятся сторонами в рав-ных частях на депозитный счет хозяйственного суда (ст. 105 ХПК).
Суммы, причитающиеся экспертам, специалистам и переводчикам, выплачиваются с депозитного счета хозяй-ственного суда по выполнению ими своих обязанностей (ст. 106 ХПК).
ХПК предусматривает три порядка распределения су-дебных расходов между сторонами: при отказе от иска, при заключении мирового соглашения (ст. 107) и при обычном судебном разбирательстве (ст. 108).
При отказе истца от иска понесенные им расходы ответчик не возмещает. В этом положении отражена пре-дупреждающая функция судебных расходов и необходи-мость учета виновности.
Если истец не поддерживает своих требований вслед-ствие добровольного удовлетворения их ответчиком по-сле предъявления иска, хозяйственный суд может принять определение о возмещении ответчиком всех понесенных истцом по делу расходов. Но выносится это определение по заявлению истца.
При заключении мирового соглашения стороны могут предусмотреть порядок распределения между ними судеб-ных расходов. Такой порядок будет обязательным для сторон.
При обычном судебном разбирательстве стороне, в пользу которой вынесено решение, хозяйственный суд присуждает с другой стороны все понесенные ею по делу судебные расходы. Исключение составляет государствен-ная пошлина, от уплаты которой она была освобождена.
Если иск удовлетворен хозяйственным судом частич-но, судебные расходы распределяются следующим обра-зом: истцу присуждаются суммы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику -пропорционально той части исковых требований, в кото-рой истцу отказано.
Издержки, понесенные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от упла-ты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответ-чика в республиканский бюджет.
При отказе в удовлетворении иска издержки, понесен-ные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с истца и в том случае, когда с иском в защиту его интересов в установленном порядке обратились другие лица (прокурор, государственный или иной орган).
Судебные расходы, понесенные сторонами в связи с подачей кассационной или надзорной жалобы, распреде-ляются по таким же правилам.
Определение хозяйственного суда о распределении су-дебных расходов может быть обжаловано.
В хозяйственном процессе эффективность защиты прав и законных интересов юридических лиц и граждан зависит не только от законности и обоснованности судеб-ных актов, но и от оперативности возбуждения производ-ства по делу, его рассмотрения, исполнения судебных и иных актов, выполнения других процессуальных дейст-вий. Иными словами, временной фактор или процессуаль-ные сроки в хозяйственном судопроизводстве имеют большое значение.
Сроки в хозяйственном процессе (процессуальные сроки) - установленные ХПК и иными законодательными актами или хозяйственным судом периоды времени для совершения процессуальных действий.
Процессуальные сроки определяются точной кален-дарной датой, указанием на событие, которое обязатель-но должно наступить, или периодом времени, в течение которого действие должно быть совершено (ч. 2 ст. 109 ХПК).
Сроки в хозяйственном процессе можно подразделить на две большие группы (два вида):
сроки, установленные ХПК и другими законода-тельными актами (для хозяйственного суда; для лиц, участвующих в деле). Например, ч. 2 ст. 126 ХПК уста-навливает хозяйственному суду срок не более пяти дней для направления истцу определения о возвращении иско-вого заявления, а ст. 127 ХПК предоставляет ответчику право предъявить встречный иск до принятия решения по делу;
сроки, назначенные хозяйственным судом (для хо-зяйственного суда; для лиц, участвующих в деле; для иных участников процесса; для лиц, не участвующих в процессе).
Так, хозяйственный суд сам назначает дату рассмотре-ния конкретного дела, хотя и в пределах сроков, установ-ленных ХПК. Ответчика по сложным делам и в других не-обходимых случаях хозяйственный суд может обязать представить отзыв на исковое заявление в срок, обеспечи-вающий поступление отзыва ко дню рассмотрения дела (ст. 134 ХПК). А лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в хозяйственный суд в назначенное время (ч. 4 ст. 51 ХПК). Время явки свидетелей и других участ-ников процесса определяет хозяйственный суд (ст. 132 ХПК). Хозяйственный суд вправе потребовать представ-ления доказательства от лица, которое не участвует в про-цессе (ст. 62 ХПК).
Процессуальные сроки, установленные ХПК и други-ми законодательными актами, в свою очередь, условно можно подразделить на:
1) сроки для совершения отдельных процессуальных действий. Например, лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с протоколом судебного заседания или от-дельного процессуального действия и представлять свои замечания в отношении полноты и правильности его со-ставления в трехдневный срок после подписания протоко-ла (ст. 149 ХПК);
сроки для рассмотрения дел. Так, дело должно быть рассмотрено с принятием решения в срок до двух месяцев со дня поступления заявления в хозяйственный суд, если иное не предусмотрено ХПК и иными законодательными актами. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен до четырех месяцев председателем хозяйственного суда или его заместителем, а по делам с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, - до 12 месяцев;
сроки для пересмотра судебных актов. Кассацион-ная инстанция хозяйственного суда рассматривает дело в кассационном порядке в десятидневный срок со дня его поступления (ч. 1 ст. 186 ХПК). Сроки рассмотрения дел, по которым принесен надзорный протест, установлены ст. 213 ХПК. Заявление о возобновлении дела по вновь от-крывшимся обстоятельствам может быть подано не позд-нее месячного срока со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств - ст. 222 ХПК;
сроки вступления судебных актов в законную силу. ХПК регулирует эти сроки в ст. 161, 162 и 168 (в отноше-нии решений и определений хозяйственного суда первой инстанции). Постановление кассационной инстанции всту-пает в законную силу с момента его принятия (ч. 5 ст. 195 ХПК). Такой же срок вступления в законную силу и для постановлений надзорных инстанций (ст. 220 ХПК);
5) сроки в исполнительном производстве. Например, приказ хозяйственного суда, а также определение о судеб-ном приказе могут быть предъявлены к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, или окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению (ст. 235 ХПК).
В ХПК установлено большое количество разных сро-ков и порядка их определения в зависимости от действий, которые должны быть совершены хозяйственным судом и другими участниками процесса в эти сроки.
Процессуальные сроки в хозяйственном судопроизвод-стве исчисляются, как правило, днями, месяцами и годами.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым оп-ределено его начало (ст. 109 ХПК).
В соответствии со ст. НО ХПК срок, исчисляемый го-дами, истекает в соответствующие месяц и число послед-него года установленного срока (например, трехгодичный срок, начавший течь 1 января 2001 г., закончится 31 дека-бря 2004 г.). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в со-ответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок истекает в последний день месяца [так, годичный (12-месячный) срок для подачи надзорной жа-лобы (ст. 204 ХПК) на решение, вступившее в законную силу 1 марта 2003 г., истечет 29 февраля 2004 г.].
Днем истечения срока может считаться только рабо-чий день, поэтому если последний день срока приходится на нерабочий день (праздничный, выходной), то днем окончания срока считается первый следующий за ним ра-бочий день.
Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов по-следнего дня срока. Если кассационная жалоба и другие документы были сданы органу связи до 24 часов последне-го дня срока, то срок не считается пропущенным.
Если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в хозяйственном суде или в другой органи-зации, то срок истекает в тот час, когда в этих организаци-ях по установленным правилам заканчивается работа или прекращаются соответствующие операции (ст. ПО ХПК).
Последствия несоблюдения процессуальных сроков в ХПК и других законодательных актах предусмотрены различные. Так, с истечением установленного законодательными актами и хозяйственным судом процессуального срока по-гашается право на совершение процессуальных действий. Например, по истечении трехдневного срока со дня подпи-сания протокола судья хозяйственного суда может отка-зать стороне ознакомиться с протоколом судебного засе-дания.
Жалобы и документы, поданные по истечении процес-суальных сроков, если не заявлено ходатайство о восста-новлении пропущенного срока, хозяйственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, которым они бы-ли поданы.
Однако истечение процессуального срока не освобож-дает соответствующих лиц от выполнения процессуаль-ных обязанностей, возложенных на них хозяйственным судом. Более того, невыполнение процессуальных обязан-ностей вообще или в установленный срок может повлечь другие негативные последствия для этих лиц. Например, в случае неисполнения обязанности представить истребуемое доказательство по причинам, признанным хозяйст-венным судом неуважительными, лицо, у которого оно на-ходится, подвергается штрафу (ст. 62 ХПК).
Приостановление всех неистекших процессуальных сроков происходит автоматически с приостановлением производства по делу (ст. 112 ХПК). Основаниями для приостановления процессуальных сроков являются в этом случае обстоятельства, послужившие основанием для при-остановления производства по делу (ст. 90, 91 ХПК).
Течение срока давности для предъявления исполни-тельных документов к исполнению приостанавливается при наличии оснований, предусмотренных ГК для приос-тановления сроков исковой давности (ст. 236 ХПК).
Течение процессуальных сроков возобновляется с мо-мента возобновления производства по делу, и процессуальные сроки исчисляются при этом с учетом прошедше-го периода времени до приостановления производства по делу, т.е. процессуальные действия должны быть совер-шены в оставшийся более короткий процессуальный срок.
От приостановления процессуальных сроков следует отличать перерыв процессуальных сроков. Отличие со-стоит в том, что после перерыва процессуальный срок на-чинает исчисляться вновь с самого начала, т.е. процессу-альный срок за счет перерыва не уменьшается, прошед-шее время не засчитывается в новый срок. Так, в соответ-ствии со ст. 237 ХПК срок давности предъявления испол-нительных документов к исполнению прерывается предъ-явлением их к исполнению, если иное не установлено за-конодательством. Если одной или обеими сторонами по делу являются граждане, срок давности прерывается так-же частичным исполнением решения.
Пропущенные процессуальные сроки, установленные ХПК и другими законодательными актами для лиц, участ-вующих в деле, могут быть восстановлены хозяйствен-ным судом, если он признает причины пропуска уважи-тельными. Лица, участвующие в деле, должны подать об этом заявление в хозяйственный суд (ст. 113 ХПК), в кото-ром обосновать уважительность пропуска сроков. Напри-мер, если надзорная жалоба подана с пропуском установ-ленного срока и содержит просьбу о его восстановлении, вопрос о восстановлении срока на подачу жалобы решает-ся должностными лицами, имеющими право принесения надзорного протеста (ч. 2 ст. 206 ХПК).
ХПК предусматривает также два вида продления про-цессуальных сроков. Председателю хозяйственного суда и его заместителю предоставлено право продлить установ-ленный ХПК срок рассмотрения дела (ст. 137 ХПК). Про-цессуальные сроки, назначенные хозяйственным судом, также могут быть им продлены, о чем указывается в су-дебном акте (ст. ИЗ ХПК).
Об отказе в восстановлении либо продлении процессу-альных сроков выносится определение, которое может быть обжаловано.
В качестве санкций за невыполнение процессуальных обязанностей, как лицами, участвующими в деле, так и не участвующими в деле, ХПК предусматривает различные меры процессуальной ответственности (штрафы, преду-преждение, удаление из зала судебного заседания и др.).
Так, неисполнение частного определения хозяйствен-ного суда, оставление его без ответа, а равно дача несвое-временного ответа влечет ответственность организации, должностного лица, гражданина, которым это сообщение направлено, в виде штрафа (ст. 169 ХПК).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 ХПК хозяйственный суд мо-жет истребовать по ходатайству лица, участвующего в де-ле, необходимые доказательства, которые находятся у уча-ствующего или не участвующего в деле лица. В случае не-выполнения без уважительной причины обязанности пред-ставить истребуемые доказательства штраф, предусмот-ренный ч. 5 ст. 62 ХПК, может быть наложен как на-участ-вующее, так и на не участвующее в деле лицо. В постанов-лении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республи-ки Беларусь от 22 июня 2000 г. № 6 (п. 8) разъяснено, что такая ответственность не применяется в случаях, когда хо-зяйственный суд предлагает лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непо-средственно их истребует в соответствии с ч. 4 ст. 61 ХПК.
Вопрос о наложении штрафа разрешается в заседании хозяйственного суда.
Другие меры процессуальной ответственности предус-мотрены также в ст. 140 ХПК и иных нормах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.
3. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.
4. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.
5. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.
6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.
7. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |