1. Какое словосочетание нельзя вычленить изпредложения: 1) глагольное, 2) наречное, 3) адъективное, 4) субстантивное
1.Чересчур быстро мелькали в окне маленькие станции и полустанки.
2.Золотая от солнца пыльца висела в воздухе, не опускаясь на землю.
3)Радуга очень скоро ослабила свои краски.
4.Зной. Сераяот очень жарко светившегося солнца земля.
5.Мы невольно стали очень внимательно смотреть на луговое разнотравье.
6. Теперь мы стояли на дне яркой от разнотравья долины.
7.Изумрудное от быстро появившихся всходовполе.
8.Очень скоро к правлению подкатил старый грузовик.
9.Знакомая с детства река показалась сейчас слишком маленькой.
10.Автомобиль рванулся навстречу выползающей из-за лесасовершенно черной туче.
Ответ:
3)Радуга очень скоро ослабила свои краски. – адъективное 2. Какаясвязь между словами отсутствует в словосочетаниях, которые можно вычленить изпредложения: 1) согласование, 2) управление, 3) примыкание
1.Издалека послышался выстрел охотника.
2.Общая работа сдружила, сблизила нас.
3. Длинное бревно будет распилено рано или поздно.
4.Возле козел лежат пыльные груды опилок.
5.Поздно ночьювозвращались друзья в город.
6.Скорый поезд долго не трогался с места.
7.Мой вагон медленно проплывает мимо.
8.дорога ведет через тихое, отяжелевшее под росой клеверное поле.
9.Косцы очень обрадовались, увидев нас, спускающихся с холма.
10.Неизъяснимая свежесть разлита по всей округе.
Ответ:
3.Длинное бревно будет распилено рано или поздно. – управление 3. Какиесмысловые отношения не обнаруживаются в словосочетаниях, вычленяемых изпредложения: 1) обстоятельственные, 2) определительные, 3) объектные
1.Утром на восходе роса заливает травы.
2Полдевное солнце лилось на нас.
3.Ярко светились необыкновенно высокие, сочные, крупноцветные купальницы.
4.Желтые купальницы пахли прохладой и речным туманом.
5.Справарасстилалась цветущая луговина.
6.На краю луговины угадывалась речка.
7.Потом началась старая порубка.
8.Там она травку сорвет да там листик.
9.Корова слушала болтовню хозяюшки и жевала жвачку.
10.Парное коровье молоко обеспечит вам железное здоровье.
Ответ:
Яркосветились необыкновенно высокие, сочные, крупноцветные купальницы. – объектные.
4.Какоесловосочетание соответствует характеристике:
1.простое, субстантивное, свободное, смысловые отношения определительные, связь –управление.
а)прыгнул с вышки, б) рассказ учителя, в) слишкомтонкий, г) серебристая роса;
2.простое, свободное, глагольное, смысловые отношения объектные, связь – управление:
а)тонкий с виду, б) двигаться медленно, в) стремиться к цели, г) идти по дороге;простое, свободное, адъективное, смысловые отношения объектные, связь – управление:
а)золотая осень, б) слишком известный, в) по-весеннему ласковый, в) готовый купотреблению.
4.простое, свободное, наречное, смысловые отношения объектные, связь-управление:
а)далеко от берега, б) забросить далеко, в) слишком долго, г) по-осеннемутоскливо,
5.простое, свободное, субстантивное, смысловые отношения определительные, связь –согласование:
а)солнечный день, б) железная дорога, в) верный слову, г) по-летнему солнечный;
6. простое, свободное, глагольное,смысловые отношения обстоятельственные, (времени), связь – примыкание:
а)приехал к дочери, б) поздняя осень, в) вернуться к утру, г) путь в никуда;
7.простое, наречное, смысловые отношения обстоятельственные, (степени), связь – примыкание:
а)близко к дому, б) вежлив до крайности, в) очень близкий, г) очень вежливо;
8. простое, свободное, адъективное, смысловые отношенияобстоятельственные (времени), связь – примыкание:
а) знакомый с детства, б) знакомый брату, в) слишком хороший,г) хороший поступок;
9. простое, свободное, вумеративное,смысловые отношения обстоятельственные (места), связь – примыкание:
а) пять братьев, б) трое с пулеметом, в) первый урок, г)третий с краю;
10.простое, несвободное, прономинативное, отношенияобстоятельственные, связь – примыкание:
а)взглянуть на нее, б) всякий день, в) кто-то из древних, г) что-то из железа.
Ответ:
Простое,свободное, адъективное, смысловые отношения объектные, связь – управление:
а)золотая осень, б) слишком известный, в) по-весеннему ласковый, в) готовый купотреблению.
Задание№2 Задание. №1. Охарактеризуйтепредложения по коммуникативной целенаправленности, по наличию или отсутствиюэмоциональной окраски и по характеру выражаемого в предложении отношениясодержания к действительности:
1.Неужели я так изменился? (вопросительное предложение,содержит вопрос, выражает изумление, удивление).
2.Не простудиться бы вам. (возможностьсовершаемого, предостережение, желательность, забота, побудительностьвысказывания).
3.Что за скука, что за горе наше бедное житье! (восклицательное, сожаление,разочарование)
4.Не расскажешь ли ты нам о случившемся? (содержитвопрос, выражает заинтересованность, заботу).
5.Родина, вдуховном арсенале Нет святынь, священнее, чем ты. (гордость, восхищение, любовь к отчизне)
6.Яркое солнце струится в окошко. (тихийвосторг, радость, реальность сообщаемого).
7.Кто в юности не мечтает о единственной, высокой, настоящей любви? (риторический вопрос, выражает чувство несбывшихся надежд,сожаление об ушедшей молодости).
8.Теперь нарисованное море невозможно было отличить от настоящего. (высказывание содержитодобрительную оценку, желательный результат).
9.Кому нужна угрюмая стена Из кирпичей истерики и злобы?(Риторический вопрос, выражает недоумение, осуждение, неприятие.)
10.Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя… (Побудительное, желательность, выражает восхищениепредметом высказывания).
11.Веселись, пляши угарней, Развевай кайму фаты! (побудительноевысказывание, эмоционально окрашенное, содержит призыв, приглашение кдействию).
12.Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. (побудительное высказывание, содержит наставление. поучение,желательность).
13.Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? (вопросительное поцели, содержит предположение, сомнение, неуверенность, с оттенкомпобудительности).
14.Ни дождя, ни тучи с градом. (утверждениереальности происходящего, удовлетворение существующим через отрицание).
15.Ну кто из нас весне не рад? (утвердительноевысказывание через отрицание, риторический вопрос).
16.Широта его взглядов не могла не изумлять меня! (Риторическое восклицаниевыражается через двойное отрицание в утвердительном значении).
17.Кто не почитает их извергами человеческого рода!.. (риторическоевосклицание содержит несомненное, бесспорное отношение говорящего к предметуречи).
18.Вы прочтете нам что-нибудь, не правда ли? (Вопросительноепредложение со значением желательности, побудительности, возможности действия).
19.Поэзия не подчиняется планированию. (Утверждение через категорическоеотрицание, безусловность, очевидность, бесспорность сообщаемого).
20.Ох, полезно человеку увидеть себя со стороны, да еще в увеличительное стекло! (Эмоциональноокрашенное высказывание с желательностью происходящего, содержит побудительныемотивы, осуждение отрицательных человеческих качеств).
Задание №2. Определите тип сказуемого в двусоставных предложениях
1.Снеговая крупа сменилась дождем (простое глагольное).Редкие его капли начали тяжело стучать по земле. (составное глагольное сказуемое) (Пауст.)
2.Медленно потянутся дни, долго будет моросить дождь. (простое глагольное) (Пауст.)
З. Низконад лугом носился (простое глагольное) сонный ястреб, река была пасмурна. (ставное именное сказуемое). ((Ч.)
4. Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шестькилометров (составное глагольное) (Пауст.)
5.Ночь темна (составное именное сказуемое), но видно всю деревню с еебелыми крышами и струйками дыма, идущими от труб. (Ч.) Задание №3.Определите синтаксическую функцию инфинитива 1. Жизнь свою в тайге он начинал звероловоми, конечно, уже лучше мог разобраться в следах зверей и по следам догадываться(часть составного глагольного сказуемого)) о планах зверей.2. Мыходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться (несогласованноеопределение) и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находитсяу нас под ногами.3. Ивот неведомый мне самому какой-то другой человек помог мне удержать (дополнение))в себе прекрасное мгновение: и как бы в награду за это олень-цветок превратилсяв царевну.4. Ябросился в горы искать (обстоятельство)) оленей, как будто бы напуганных зверейможно найти. 5. Травка – гончая собака, и дело ее – гонять для себя, но дляхозяина Антипыча поймать (подлежащее) зайца – это все ее счастье. (Пришвин).
Задание №4. Найдите в художественной литературепримеры всех типов односоставных предложений. Укажите источник. Определитеспособ выражения главного члена предложения (морфологический для именных и тип сказуемогодля глагольных) М. Пришвин «Кладовая солнца»
1.Безличное предложение в составе сложносочиненного:Ветер теплый, тихий, но вальдшнепов не было. (сказуемое выражено личным глаголом в значении безличного).
2.Безличное предложение: За ночь сильно вызвездило. (сказуемое выражено безличнымглаголом).
3.Простое односоставное определённо-личное: При первом рассвете выходим по одномув разные стороны в ельник за белками. (Сказуемое выражено глаголом 1 лица, мн.числа, настоящего времени).
4.Определённо-личное предложение в составе сложного: Незнаю и не хочу знать, как называется то дерево, на котором я увидел родныехохлатые почки. (сказуемое вформе глагола 1 лица единств. числа настоящего времени).
5.Определённо-личное в составе сложного предложения: Всюжизнь ходи в лесу, всё узнай, всё изучи, и всё-таки нет-нет и выйдет такое, чтоникак не поймёшь. (сказуемоев форме глагола 2 лица, единственного числа, настоящего времени).
6.Неопределённо-личное в составе бессоюзного сложного предложения: До прошлого года в нашей деревне пастуха никогда ненанимали, всё, бывало, дети пасут. (сказуемоевыражено глаголом прошедшего времени, мн. числа).
7.Назывное предложение с главным членом предложения подлежащим:Весна. Или: Мирные тени русских классиков! (подлежащее выражено именем существительным в первом случаеи словосочетанием во втором предложении).
Список литературы
1. Говорите и пишитепо-русски правильно. Розенталь Д.Э. (2007, 256 с.)
2. Культура речи. Введенская Л.А.(2001, 448 с.)
3. Правила русскойорфографии и пунктуации. Полный академический справочник. Под ред. В.В. Лопатина(2007, 480 с.)
4. Русский язык:Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Шклярова Т.В. (2004,2-е изд. 368 с.)
5. Справочник по правописаниюи стилистике. Розенталь Д.Э. (1997, 384 с.)
6. Языкознание. Русскийязык. Энциклопедия для детей. Т. 10. (1999, 3-е изд., 704 с.)