УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина
Кафедра общего и русского языкознания
Курсовая работа
КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ»БЕДНЫЕ ЛЮДИ"
студента3-го курса
Специальности: Русский язык илитература.
Филологического факультета
Научный руководитель:
Брест, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Колоративная лексика современного русского языка
Глава 2. Роль цветообозначений в романе «Бедныелюди»
Глава 3. Статистический анализ
§1. Лексемы со значением цвета
§2. Частеречная принадлежность колоративной лексики
§3. Частотность употребления прилагательных для передачицвета
§4. Ахроматические ихроматические тона
Глава 4. Психологический комментарий
Заключение
Литература
Введение
Несмотря на то, что с незапамятныхвремён цвет всегда окружал человека и влиял на него, мы сравнительно недавнонаучились воспроизводить цвет и свободно пользоваться им. До 19 века былоизвестно ограниченное количество красителей и, в основном, это были красителиорганического происхождения. Сейчас очень немногие вещи мы видим в ихпервоначальной окраске. К нашим услугам тысячи цветов и оттенков.
Интерес к словам, называющимцвет, не иссякает на протяжении десятилетий. Как отмечает В.Г. Кульпина, «концепциялингвистики цвета как самостоятельной научной парадигмы в современномязыкознании приобретает все более конкретные черты» [12].
Путём лабораторных исследований(работы М. Люшера и др.) было установлено, что отдельные цвета и их сочетанияпсихофизиологически воздействуют на человека.
Ряд исследователей (У. Бер, М. Люшери др.) пытался дать психологическую характеристику цветов и оттенков,определить, опираясь на экспериментальные исследования, специфику воздействияна человека того или иного цвета на физиологических и эмоциональных уровнях. Итогиисследований отражены в энциклопедиях и словарях символов Г. Бидерманна, Дж. Фолии др. Как отмечается, при наличии общих тенденций в воздействии того или иногоцвета (синий — успокаивает, красный — возбуждает, зелёный — помогаетсосредоточиться и т.п.), воздействие на разных людей бывает специфично ииндивидуально. Художники, для которых одной из важнейших задач являетсясоздание эстетического впечатления, очень большое внимание уделяют колориту, тоесть совокупности цветов живописного произведения, а также учитывают законысмешения и контраста цветов, тональности, насыщенности цвета и т.д. присоздании целостного и гармоничного образа [12].
Новизна данного исследованиязаключается в том, что впервые последовательно анализируется на предмет колоративнойлексики художественное произведение Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
Актуальность данногоисследования заключается в привлечении психолингвистического анализаиспользования колоризмов в определённом контексте, что позволяет использоватьего результаты при анализе художественного произведения «Бедные люди».
Объект данного исследования — художественное произведение Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
Предмет исследования — колоризмыв произведении «Бедные люди».
Цель исследования — изучить ипроанализировать колоризмы в произведении «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.
Исходя из темы, объекта и целиисследования, необходимо было решить следующие задачи:
Изучить литературу по темеисследования:
1. Сбор материала для анализа
2. Проанализироватьиспользование колоризмов в объекте исследования.
3. Определить частотностьупотреблений колоризмов в произведении Достоевского.
4. Определить роль колоризмов вромане Достоевского «Бедные люди»
Методы и приёмы исследования:
1. Материал собран методомсплошной выборки
2. Метод контекстуальногоанализа
3. Статистический метод
Глава 1. Колоративная лексика современного русскогоязыка
Колоративная лексика — этогруппа слов, выражающая значение цвета. Под колоризмом мы понимаем языковую илиречевую единицу, в состав которой входит корневой морф, семантически илиэтимологически связанный с цветонаименованием. Лексика, обозначающая цвет, какописательный элемент выступает в прямом значении, а также может иметьдополнительное образное значение.
Слова-цветообозначения изучалисьисследователями в различных аспектах. Описывался состав колоративной лексики,её семантическая структура. Исследования проводились в этнолингвистическом,сравнительно-историческом и психолингвистическом аспектах. Очень большой популярностьюпользуются исследования в области цвета в психологии. Доказанопсихофизиологическое влияние цвета на человека. Существуют попытки научнообосновать связь цвета и звука.
Цвет всегда имел и имеет большоезначение в жизни человека. Это находит отражение в художественной литературе. Колоративнаялексика в художественном произведении является выражением мысли автора; онауказывает не только на смысловые значения, но и позволяет проникнуть впсихологию писателя, понять его эмоциональное состояние в момент написанияпроизведения. Слова-цветообозначения становятся символами, сравнениями,метафорами, они демонстрируют отношение автора к описываемому предмету илиявлению. Каждый отдельно взятый колоризм занимает своё определённое место вцветовой картине художественного произведения. Своеобразие употребления слов,называющих цвет, и есть проявление авторского стиля. В связи с этимнеудивительно, что уже изучалась колоративная лексика в произведениях великихписателей, например, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Шолоховаи других.
Особенности выбора автором техили иных слов-цветообозначений могут быть обусловлены определённой тематикой,проблематикой и тем, за счёт чего автор достигает выразительности. Писательможет воздействовать на читателя через образ благодаря наглядности, цвету. Ониспользует слова, которые помогают читателю представить то, что описывается впроизведении, при этом накладывают свой отпечаток личность, мировидение, стильавтора. Колоризмы могут использоваться писателем с разными целями: для точногоопределения цвета предмета, как средство эмоциональной характеристики, какобразное средство. Колоративная лексика может быть фоном произведения, выражатьвнутреннее (психологическое) состояние персонажей, авторский подход к окружающемумиру [12].
Глава 2. Роль цветообозначений в романе «Бедныелюди»
Известно, что заглавие являетсянеотъемлемой частью любого произведения, а его «словесное оформление»непосредственно связано с выражением авторского «я». Поэтому слова,составляющие заглавие, являются «ключом» к авторскому пониманиюпредставленной в тексте ситуации [10, c.67].
Слова, входящие в названиеанализируемого рассказа, «выводят» нас на две текстовые доминанты. Перваяопределяется существительным люди, обозначающее нечто обладающее заранееопределённым списком качеств, повадок, потребностей. Вторая актуализируется прилагательнымбедные. На наш взгляд, оно является определяющим и для интерпретацииромана. Семантика прилагательного бедные определяется не толькофизической сущностью, но и эстетическими понятиями, нравственными категориями. Вромане под семантикой прилагательного бедные подразумевается материальнаянедостаточность.
Способы построения «цветовыхобразов» в структурно-композиционном плане близки. Макар Девушкин вписьмах к Варваре Доброселовой опирается на колористические единицы.
А вот теперь весна, так имысли все такие приятные, острые, затейливые, и мечтания приходят нежные; все врозовом цвете.
Варвара Доброселова тожеобращается к колоризмам в своих письмах.
Что за прелесть на ней цветы!Пунсовые крестиками.
В образе Макара Девушкина авторвыделяет цвет его волос — седой.
Дожил до седых волос; греха засобою большого не знаю.
В романе «Бедные люди»кроме цветообозначений встречаются светообозначения.
Уж такое дело темное, маточка!
Я так живо, так живо все припомнила,так ярко стало передо мною все
прошедшее, а настоящее так тускло,так темно!.. .
На сердце холодно, на душе темно;в памяти все вы были, моя бедная ясочка.
Но сегодня свежее,яркое,блестящее утро, каких мало здесь осенью, оживило меня, и я радостно еговстретила.
Солнце светит кругом яркимилучами, и лучи разбивают, как стекло, тонкий лед Светло, ярко, весело!
В ходе работы мы заметили, чтоболее тёмные тона встречаются в письмах Макара Девушкина, как способность неменяться, жить одним чувством. А в письмах же Варвары Доброселовой яркие,светлые тона. Роль свето- и цветономинаций не ограничивается лишь «живописанием»,она гораздо значительнее: элементы этого ряда выступают в качествефокусирующего компонента художественного произведения.
Цветовая симметрия позволяетувидеть, что главные герои в романе всё-таки разные.
Колористическая симметрияуглубляется пояснением «его» и «её». А втор заставляетчитателя с особой силой почувствовать, насколько различна «цветоваясущность» у каждого из них, а значит, насколько различны они сами.
Описывая внешность героев, авторобращает наше внимание на цвет волос Макара Девушкина — седой. Но вовнешности человека цвет волос — «категория» изменчивая. Этоприлагательное обозначает качество абсолютное, мыслимое без оттенков истепеней, и передаёт не только цвет, но и ассоциативные признаки, с нимсвязанные. Седина — это символ прожитых лет, обретённого жизненного опыта, а нетолько возраста.
Изображая Варвару Доброселовучеловеком эмоционально более богатым, чем Макар Девушкин Достоевский используетглагол покраснела и деепричастие краснея.
Автор выбирает эти слова, таккак, с одной стороны, они обращают внимание читателя на переживания героя; с другойстороны, не называют прямо эмоции героя, скорее, указывают на высшую точку в ихразвитии, когда человек не может справиться с собой. Контекст употребленияцветового слова, обозначающего эмоциональное состояние Варвары, построен попринципу градации: каждое новое упоминание о румянце подчёркивает, насколькоискренне и глубоко способна чувствовать Варвара Доброселова: я смешалась,потерялась, покраснела еще больше Покровского. Однако переживаемое неограничивается чувством сильного смущения от сознания своего поступка. Здесь ирастерянность от неожиданной встречи, и волнение:
"Ну вот, этогонедоставало еще! — закричал он. — Ну, не стыдно ли вам так шалить! Уйметесь ливы когда-нибудь?" И сам бросился подбирать книги.
Своего героя Макара ДевушкинаДостоевский лишает «цветового» выражения лица.
Анализ цвето- и светообозначенийв романе Ф.М. Достоевского позволяет по-новому увидеть главных героев рассказа,приблизиться к пониманию его глубокого смысла. Парадигма света и цветаразвёртывает в тексте авторскую концепцию бытия. Цвето-световые номинации втексте романа представляют собой языковое выражение социальной,культурологической, исторической позиции писателя. [10, с.67-71]
Глава 3. Статистический анализ
О связи цвета и восприятия,цвета и оценки в языковой картине мира существует немало интересных работрусских и зарубежных психологов и лингвистов [1, c.58].Я поставила целью рассмотреть, как воздействует цвет на эмоционально-смысловоевосприятие произведения. В качестве материала для анализа был использован романФ.М. Достоевского «Бедные люди».
§1. Лексемы со значением цвета
В произведении выявлено всего65 лексем со значением цвета, из них:
Прилагательные, непосредственнопередающие цветовой признак предмета (пунсовый (1), розовый (3), красный (3),румяный (1), рыжий (1), седой (5), жёлтый (5), чахоточный (1), ржавый (1),синий (3), белый (2), чёрный (8)). Всего 34 употребления.
…подопрет ручонкой розовующечку…
Во-первых, в доме у нас, начистом входе, лестницы весьма посредственные; особливо парадная — чистая,светлая, широкая, всё чугун да красное дерево.
Он рыжий, чухнакакая-то, кривой, курносый, грубиян: всё с Терезой бранится, чуть не дерутся.
Фамилия его Горшков; такой седенький,маленький; ходит в таком засаленном, в таком истертом платье, что больносмотреть; куда хуже моего!
Даль темнеет; всё как-тотонет в тумане, а вблизи так всё резко обточено, словно резцом обрезано, — лодка,берег, острова; бочка какая-нибудь, брошенная, забытая у самого берега,чуть-чуть колышется на воде, ветка ракитовая с пожелтелыми листьямипутается в камыше, — вспорхнет чайка запоздалая, то окунется в холодной воде,то опять вспорхнет и утонет в тумане.
Глядя на нее, сердцеразрывалось, бывало: щеки ее ввалились, глаза впали, в лице был такой чахоточныйцвет.
Ржавыйгвоздь,на котором крепилась полка и который, кажется, нарочно ждал этой минуты, чтобсломаться, — сломался.
Владимир!.. — шептала вупоении графиня. Грудь ее подымалась, щеки ее багровели, очи горели...
Небо такое холодное, синееи по краям разведено всё красными, огненными полосами, и эти полосы всё бледнееи бледнее становятся; …
По временам меня клонил сон,в глазах зеленело…
По синей воде встает белыйпар, тонкий, прозрачный.
Прилагательные, употреблённые впереносном значении (чёрные мысли, чёрные дни, чёрное горе). Всего употреблений- 3.
Эти дни были так недолги; ихсменило горе, чёрное горе, которое бог один знает когда кончится.
Входящие в состав устойчивыхвыражений (в розовом цвете). Всего употреблений — 2.
Глаголы, связанные с передачейцвета (чернеть (2), синеть (1), зеленеть (1), краснеть (16), багроветь (1)). Всегоупотреблений — 21.
Тогда всё становится мрачнее,небо хмурится облаками, желтые листья стелятся тропами по краям обнаженного леса,а лес синеет, чернеет, — особенно вечером, когда спустится сырой туман идеревья мелькают из тумана, как великаны, как безобразные, страшные привидения.
Существительные, связанные спередачей цвета (седина (1), зелень (2)). Всего употреблений — 3.
Как там свежо, хорошо, какаягам зелень!
Наречия, связанные с передачейцвета (серенько). Всего употреблений — 1.
Уж потом только какосмотрелся, так всё стало по-прежнему — и серенько и темненько.
Деепричастия, связанные спередачей цвета (краснея). Всего употреблений- 1.
Я бросилась к первой полке; недумая, не останавливаясь, схватила в руки первый попавшийся запыленный, старыйтом и, краснея, бледнея, дрожа от волнения и страха, утащила к себекраденую книгу, решившись прочесть ее ночью, у ночника, когда заснет матушка.§2. Частеречная принадлежность колоративной лексики
По частеречной принадлежностиколоративная лексика в романе распределяется следующим образом:
Прилагательных — 38 употреблений(чёрный (8), седой (5), синий (3), рыжий (1), ржавый (1), чахоточный (1),жёлтый (5), золотой (4), пунсовый (1), розовый (3), румяный (1), красный (3),белый (2));
Существительных — 4 употребления(седина (1), зелень (2), золото (1));
Глаголов — 21 употребление (краснеть(16), зеленеть (1), чернеть (2), синеть (1), багроветь (1));
Деепричастий — 1 употребление (краснея(1));
Наречий — 1 употребление (серенько(1)).§3. Частотность употребления прилагательных дляпередачи цвета
Наиболее распространённым иёмким для передачи цвета являются прилагательные, которые в зависимости отчастности можно разделить на три группы:
1. Прилагательные,зафиксированные в тексте от 8 до 4 раз.
Лексема чёрный встречаетсяв тексте 8 раз и употребляется с существительными мысли, лестница, дни,горе, мантилья, собака, дома.
В печке опять трещит огонь; подсядемвсе к самовару, а в окна посматривает продрогшая ночью чёрная наша собакаПолкан и приветливо махает хвостом.
В эту же группу входитприлагательное жёлтый, обозначающее цвет существительных забор,жилетка, дом, листья (употребляются 5 раз).
Окна наши выходили накакой-то жёлтый забор.
Так же в группу входитприлагательное седой употребляется с существительным волосы и сименами собственными.
Фамилия его Горшков; такой седенький,маленький; ходит в таком засаленном, в таком истертом платье, что больносмотреть; куда хуже моего!
2. В группу слов среднейчастотности входят лексемы, зафиксированные 3 раза, это лексемы:
Красный — 3словоупотребления с существительными дерево, нос, полосы.
И последние слова он такжалобно протянул нараспев, что мне показалось, что он заплакать готов отдосады, зачем книжки хорошие дороги, и что вот сейчас капнет слезинка с егобледных щёк на красный нос.
Розовый — 3словоупотребления с существительными цвет, щёчка.
А дитя-то, шалунья-то наша,призадумается; подопрёт ручонкой розовую щёчку, ротик свой раскроетхорошенький и, чуть страшная сказка, так жмётся, жмётся к старушке.
Синий — 3словоупотребления с существительными мальчик, небо, вода.
Небо такое холодное, синееи по краям разведено всё красными.
3. Группа редких слов, которыеупотреблены автором 1,2 раза, представлены прилагательными по 2 раза белый (пар),по одному разу представлены прилагательные чахоточный (цвет), ржавый (гвоздь),рыжий (слуга), румяная (фигурка), пунсовые (цветы).
Встаёт белый пар поозеру; …
Ржавый гвоздь,на котором крепилась полка и который, кажется, нарочно ждал этой минуты, чтобсломаться, — сломался [1, с.58-61].
§4. Ахроматические и хроматические тона
Ахроматические тона — чёрный,белый, серый — представлены следующим образом. В синонимическом ряде созначением " цвета сажи, угля" прилагательное чёрный употребляетсячаще всего, т.к представлено в романе 8 раз. Значение то, что видится какчёрный цвет передаёт глагол чернеть (с существительными лес и небо). В общейсложности в тексте встречается 10 лексем с корнем черн-. Значение «цветаснега или мела» передаёт прилагательное белый (пар), употребляемое 2 раза.
Прилагательное серый, являющеесяосновным словом для выражения значения «цвет, получающийся из смешениячёрного и белого; цвета пепла», в произведении не употребляется; лишьвстречается один раз наречие серенько, синонимом к прилагательному серыйявляется седой, употребляется 5 раз.
Хроматические тона представленыследующим образом. Наиболее представительной в качественном и количественномпланах является группа слов, которая служит для обозначения красного цвета иего оттенков (19 словоупотреблений). В качестве синонимов к прилагательномукрасный «цвета крови» (3 употребления) выступают: пунсовый «ярко-красный»(1), розовый «бледно-красный» (3). Значение " стать красногоцвета", " приобрести красный цвет" имеют глаголы покраснеть,раскраснеться, глагол-синоним багровели (1)
Прилагательное жёлтый являетсяосновным для выражения значения «имеющий окраску яичного желтка, золота,янтаря, соломы, лимона» (5 употреблений), синонимом к нему являетсязолотой (4).
Холодная гамма представлена синим,зелёным цветами — всего 7 слов. Прилагательное синий " средний междуфиолетовым и зелёным", употребляется с существительными небо, вода, лес,встречается словосочетания посинелый мальчик — 1раз.
Основным словом для выражениязначения " цвета травы, листьев" в тексте выступает прилагательное зелёный(2 раза), в глаголе зеленеть (1) в значениях " приобрести зелёный цвет"," представляться как зелёный цвет" [1, с.61].
Глава 4. Психологический комментарий
Психологи связывают цвет сэмоциями человека: у каждой эмоции свое определённое место в цветовомпространстве, т.е. каждая эмоция соответствует определённому цвету, а каждыйцвет вызывает строго определённые эмоции [5, c.394].
С помощью оттенков красногоцвета автор подчёркивает состояние своих героев, их мысли, а такжеописывает их внешнее состояние.
Например:
Вот и теперь всё как-то рябитв глазах; чуть поработаешь вечером, попишешь что-нибудь, наутро и глаза раскраснеются…
И ощущения нежные, и мечтанияв розовом цвете — всё здесь есть!
Я помню, что я покраснеладо ушей...
С психологической точки зрения красныйцвет означает силу воли.
Он олицетворяет:
интерес к окружающему миру
активность
агрессивность
независимость
стремление к постоянномудвижению
стремление к соревнованию
подвижность
Красный — это основной цвет.
В психологии жёлтый цвет означает:
самопроизвольность
непосредственность
Он олицетворяет:
интерес к окружающему миру
активность
прожектерство
экспансивность
целеустремлённость
любознательность
Его психологические проявления:
непостоянство
оптимизм
оригинальность характера
весёлая натура
Жёлтый цвет так же, как икрасный является основным цветом.
Синий цвет означаетглубину чувства.
Он олицетворяет:
сосредоточенное внимание к своимделам
пассивность
вовлечённость
чувствительность
восприимчивость
стремление достичь цельности
Его психологические проявления:
спокойствие
удовлетворённость
нежность
любовь и привязанность
Синий — это основной цвет.
Зелёный цвет означаетгибкость ума.
Он олицетворяет:
сосредоточенное внимание к своимделам
пассивность
умение защищаться
цепкость
независимость
оригинальность суждений
Его психологические проявления:
упорство
самоуверенность
упрямство
самоуважение
Зелёный цвет также являетсяосновным [5, c.395-396].
С психологической точки зрения вромане можно выделить четыре основных цвета: синий, зелёный, красный ижёлтый. Эти цвета отображают основные психологические потребности человека — удовлетворённость чем-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение,активность, стремление к цели, ожидание чего-то хорошего, потребность в успехе.
Остальные цвета в романе — вспомогательные. Одним из таких является чёрный цвет, используется дляусиления крайности ситуации.
Например:
А теперь опять всё чёрныемысли, грустно; всё сердце изныло.
Эти дни были так недолги; ихсменило горе, чёрное горе…
А теперь всё пойдут грустные,тяжёлые воспоминания; начнётся повесть о моих чёрных днях.
Строго говоря, чёрный и серый,исходя из психологии, вообще не цвета, потому что чёрный — это отрицание цвета,а серый — нейтральный, бесцветный. И тот, и другой мы можем называть «бесцветными»[5, с.394 — 401].
Заключение
Мы видим, что Ф.М. Достоевскийбольше всего в своём романе употреблял красный цвет и его оттенки. Опираясь напсихологию, это говорит о том, что возможно Достоевский хотел, чтобы егособственная активность принесла ему богатый опыт и полнокровное ощущение жизни.Какие бы формы ни приняла эта активность — творческие усилия, деятельность воимя развития или экспансии, преувеличенные, чрезмерно драматизированныепоступки, — всё это обозначается тем цветом, который сопровождает красный водной группе с ним.
К красному цвету в романедобавлен жёлтый. Это придаёт цвету оранжевый оттенок, что означаетфизиологическое состояние активного расхода энергии.
Таким образом, цветовая лексикапредставлена 50 словами. Соотношение ахроматических цветов (чёрно-белое видениемира) и собственно цветов (цветовое видение мира) составляет АЦ: СЦ = 17: 43. Цветоваяпалитра тяготеет к тёплой гамме за счёт преобладания красного и жёлтого цветови их оттенков (ТГ: ХГ = 17: 2). Это может быть объяснено предметом описания,потому что в романе повествуется о жизни бедных людей, об их тяжёлой доле. И вэтих описаниях основными являются холодные цвета.
По количественному соотношениюпреобладающих ахроматических и хроматических тонов цветовая гамма романавыстраивается следующим образом: красно (29) — чёрно (10) — жёлтая (5). Этоцвета удивительной хохломской росписи, в которой, как считается, находитвыражение национальная русская цветовая картина мира.
Литература
1. Абрамова Е.И. Славянские языки: системно-описательный и социокультурныйаспекты исследования / Е.И. Абрамова — Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2008. — 58с.
2. Фрилинг К., Ауэр К. Человек — цвет — пространство: Прикладнаяцветопсихология / К. Фрилинг, К. Ауэр — Москва, 1973.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов — Москва: Русский язык,1991. — 670-715 с.
4. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в современном русском языке / Н.Б.Бахилина — Москва: Наука, 1975. — 287 с.
5. Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер — Москва: Вече: Персей, 1996. — 394 с.
6. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета / Г. Клар — Москва: Питер, 1998. — 94 с.
7. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев — Москва, 1993. — 57 с.
8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин — Москва: СоветскаяРоссия, 1979. — 56 с.
9. Панаева А.Я. Воспоминания / А.Я. Панаева — Москва: Художественнаялитература, 1972. — 144 — 145 с.
10. Научно-методический журнал. Русский язык в школе. Выпуск 1. — Москва: Министерствообразования Российской Федерации ООО Наш язык, январь / февраль 2003. — 67 с.
11. Научно-методический журнал. Русский язык в школе. Выпуск 6. — Москва: Министерствообразования Российской Федерации ООО Наш язык, сентябрь 2007. — 53 с.