Реферат по предмету "Иностранный язык"


Использование проектной методики на уроках иностранного языка

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего
профессионального образования
Новгородский государственныйуниверситет имени Ярослава Мудрого
Институт непрерывного педагогическогообразования
Кафедра социологии и билингвальногообразования
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Курсовая работа по дисциплине
«Методика преподавания иностранногоязыка»
по специальности 050303 Иностранныйязык
с дополнительной специальностьюПедагогика и психология
Руководитель:
к.п.н., доцент
Гектина Г.А.
Выполнила:
студентка группы 6263
Кукушкина А.Г.
Великий Новгород
2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проектная методика в обучении иностранному языку
1.1.  Метод проектов как педагогическаятехнология
1.2.  Специфика использования проектнойметодики на уроках иностранного языка
Выводы по I главе
ГЛАВА II Экспериментальное изучение использования метода проектов науроках английского языка в средней школе
2.1. Обобщение опыта работы учителей,использующих проектную методику в своей деятельности.
2.2. Анализ применения методапроектов в рамках педагогической практики
2.3. Условия эффективности использованияметода проектов в обучении
английскому языку в средней школе
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ
В свете стремительногоизменения и развития социально-экономической ситуации в мире в целом и в Россиив частности качественно меняются требования, предъявляемые обществом кличности. От современного выпускника школы требуется высокий уровеньсамостоятельности, развитое продуктивное мышление и относительнаясформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, социальная,информационная и ряд других. А с изменением социальных требований к человеку меняетсясодержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливаетбудущих выпускников школ к взрослой жизни и трудовой деятельности.
Новые ценности иориентиры образования (индивидуально-личностный подход в обучении,субъект-субъектные отношения учителя и учеников и т.д.), а также современныедостижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, вкотором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдаютпредпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Яркимпримером может служить метод проектов.
Приобретая все большуюпопулярность, метод проектов получил широкое применение в педагогике двадцатоговека, был и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых инаучных деятелей, освещающих различные аспекты этого метода. Так Бехтенова Е.Ф.[4] рассматривает в своем исследовании условия формирования проектнойдеятельности учащихся; влиянию метода проектов на формирование мотивации кучению и повышение познавательного интереса школьников посвящены работы Е. Евдокимовой,Т.В. Березиной, О.А. Гребенниковой [3;6;7]. В исследованиях Е. С. Полат [18;19] большое вниманиеуделено использованию информационных технологий в реализации метода проектов.Малая В. В. исследует метод проектов как средство развития творческихспособностей.
Значительное количествоисследований посвящено использованию метода проектов в обучении иностраннымязыкам. Среди них — научные работы Н.Ю. Абышевой [1], Т.В. Березиной, Е.С.Полат и других исследователей.
Актуальность выбраннойтемы обусловлена, в первую очередь, недостаточным исследованием условий ифакторов эффективности использования метода проектов при обучении иностранномуязыку. Кроме этого изучение проектной методики видится автору исследованиянеобходимым для его эффективного использования в своей будущей педагогическойдеятельности.
Цель исследования:
Выявить спецификуиспользования метода проектов на уроках иностранного языка и уточнить условияего эффективности при обучении английскому языку.
Объектом исследованияявляется процесс обучения иностранному языку учеников среднего звена.
Предмет исследования —использование проектной методики в обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования:использование метода проектов на уроках английского языка в средней школе будетнаиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
·         наличие выбора темыпроекта и форм организации работы;
·         систематическоеразвитие навыков проектной деятельности;
·         различные способыформирования групп;
·         повышениезначения презентационно-оценочного этапа работы и т.д.
Для достижения целиисследования были выдвинуты следующие задачи:
1.   Рассмотреть различные подходы копределению метода проектов и перечислить его характерные черты;
2.   Определить сущностные характеристикиметода проектов;
3.   Выявить особенности использованияметода проектов при обучении иностранным языкам;
4.   Проанализировать практический опыт поиспользованию метода проектов в педагогической деятельности;
5.   Выявить условия эффективногоприменения метода проектов в обучении английскому языку.
В качестве методовисследования были выбраны такие, как теоретический анализпсихолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме,беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение и др. исследования:Гимназия с углубленным изучением иностранного языка «Новоскул», 5 класс.

ГЛАВА I. Проектная методика в обучениииностранному языку
В данной главепредставлена попытка теоретического анализа проектной методики как современнойпедагогической технологии. Мы попытались осмыслить роль проектной методики всовременном образовании, дать краткий обзор истории метода проектов, а также рассмотретьего основные характеристики. Кроме того в первой главе определены особенностииспользования метода проектов на уроках иностранного языка.
1.1. Метод проектов какпедагогическая технология
В настоящее времячрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методови средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию истандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий,причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов. В нашемисследовании понятия «метод проектов» и «проектная методика» являютсясинонимами.
Несмотря на «современный»статус, данная технология имеет многолетнюю историю. Проектная методика вобразовательном процессе используется уже около ста лет. Научным описаниемметода проектов занимались американские педагоги и философы Д. Дьюи, У.Килпатрик, Э. Коллингс и др., основываясь на постулатах прагматическойпедагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления». Ведущаяидея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения такимобразом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу«Все из жизни, все для жизни». Д. Дьюи подчеркивал необходимость опоры наличный опыт ребенка и полезность деятельности для реальной жизни.
В 20-х гг. ХХ в. методомпроектов заинтересовались советские педагоги (Б. В. Игнатьев, Е.Г. Кагаров,М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий). Его широко использовали в «трудовойшколе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудомучащихся в рамках общественно-полезных дел.
Сравнительный анализистории становления метода проектов показывает, что подходы к пониманию егосущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальноеотличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность методапроектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм,общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижениицели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальнойприспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Ценность методапроектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализацииобучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся. [6, c.29-30]
Тем не менее, обауказанных подхода содержат в себе положительные моменты, так как в жизни каждогочеловека необходимо развитие как индивидуальных особенностей, так и навыковсоциального взаимодействия.
Для ответа на вопрос «Чтопредставляет собой метод проектов в педагогическом процессе?» необходимовыделить его характерные особенности при анализе различных дефиниций.
В педагогическомэнциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, вкоторой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования ивыполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов». Авторыутверждают, что, «исторический опыт апробации данного метода показывает, чтоданная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должнабыть органично вплетена в образовательный процесс на ряду с другими методами итехнологиями обучения и воспитания». [16]
В определении Е.С. Полатделается акцент на самостоятельную деятельность учеников, сопровождающуюсядетальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практическогорезультата.
Также стоит обратитьвнимание на понимание метода проектов А. А. Хромовым как системы обучения,гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализациюличности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевыхкачеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающегообъективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, подконтролем учителя. [12]
В педагогике />проектная деятельность рассматривается как способ организациипедагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве исотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практическойдеятельности по достижению намеченных целей.
В соответствии суказанными определениями и различными описаниями метода проектов [6; 21;16]выделим его характерные черты:
·         Сотрудничество исотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации насамостоятельность учеников;
·         Использованиекомплекса знаний и навыков из различных областей;
·         Соответствиепоставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
·         Четкаяпоследовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
·         Творческаянаправленность, стимулирование самореализации и само-актуализации личности;
·         Ориентация напрактический, социально-значимый результат.
Анализ и обобщениеразличных подходов к структурированию проектной деятельности [3,17,22]позволяет выделить следующие этапы:
1.        Подготовительный:создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявлениеконкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению.
2.        Организационный:планирование деятельности, выбор методов работы, определение источниковинформации, организация групп и др.
3.        Деятельностный:работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников,консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.
4.        Презентативно-оценочный:представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов ипроделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и темновых проектов.
Роль проектной методики вобучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного идеятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работанад учебными проектами способствует развитию конструктивного критическогомышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическаятехнология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит —работает на социализацию личности ученика.
Широкое применение методапроектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов. Наиболееподробную типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколькоклассификаций проектов по различным критериям.
Разделение проектов посодержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебногопредмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могутбыть внутренними (региональными) и международными. Количество участников впроекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся наличностные и групповые (парные).
Наибольший интереспредставляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности.Здесь Е.С. Полат выделяет исследовательские, творческие, игровые,ознакомительные и прикладные проекты. [19, c.71-76] Такое многообразие свидетельствует об относительнойуниверсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическомпотенциале метода проектов.
Применяемый в системеобучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степениоткрывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослойжизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организациипрофессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все болеепопулярным.
Такие особенности методапроектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности,преобладание групповой работы и новизна позволяют с большой уверенностьюпредположить успешность использования указанной технологии на урокахиностранного языка. В следующем параграфе мы рассмотрим особенностииспользования проектной методики в обучении иностранному языку.
1.2. Спецификаиспользования проектной методики на уроках иностранного языка
В обучении иностранному языку метод проектов сталособенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этоговремени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия поиспользованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественнойпрактике преподавания иностранных языков метод проектов начал активноиспользоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большеераспространение. [11]
Довольно подробноизучением использования метода проектов в обучении иностранному языку занимаетсяЕ.С. Полат. В своей работе «Метод проектов науроках иностранного языка» она подчеркивает первостепенность обученияспособам речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку, которыйвыступает средством межкультурного взаимодействия. Е.С. Полат говорит опосреднической роли языка, как средства для «формирования и формулированиямысли», выдвигая следующие выводы:
·          Необходимостьактивной устной практики для каждого ученика с целью формирования умений инавыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистическойкомпетенции.
·          Важностьпредоставления ученикам возможности мыслить, рассуждать над возможными путямирешения проблем с тем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал всвоей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей».
·          Необходимостьвключения учащихся в активный диалог культур, чтобы языквоспринимался «как средство межкультурного взаимодействия».
Данный подход к обучению, по мнению исследователя,предполагает перенос акцента «со всякого рода упражнений на активнуюмыслительную деятельность учащихся». Для чего, безусловно, подходит проектнаядеятельность. [18]
В ходе работы над проектом учащиеся овладеваютразличными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатсяработать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычномтексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проектапроисходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общениеучеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладеваютумениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точкузрения.
Особый интерес представляют предложенные Е.С. Полат международныетелекоммуникационные проекты, в которых посредством компьютерных телекоммуникацийорганизуется совместная проектная деятельность учащихся-партнеров из разныхстран. Исключительность их использования в обучении иностранному языку состоитв создании языковой среды и на ее основе создании потребности в использованиииностранного языка на практике. Участники подобного проекта в реальностиприменяют полученные знания и могут оценить всю важность имеющихся навыковобщения. [18]
Н. Кочетурова выделяет следующие отличительныеособенности проектов, предназначенных для обучения языку:
·          использованиеязыка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
·          акцент насамостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
·          выбор темы,вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями,в которых выполняется проект;
·          отбор языковогоматериала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой ицелью проекта;
·          наглядноепредставление результата. [11]
К этому списку всоответствии со спецификой предмета можно добавить такие характеристики как:
·         коммуникативнаянаправленность проектов;
·         приоритетгрупповой работы в проектной деятельности;
·         повышение ролипрезентационно-оценочного этапа, на котором происходит защита проекта ирефлексия.
Общие черты метода проектов и указанныеспецифические особенности проектной деятельности в обучении иностранному языкунакладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогическойпрактике. Однако наличие несомненных преимуществ и возможностей позволяет говоритьоб огромном образовательном и воспитательном потенциале метода проектов дляобучения иностранному языку, который педагоги реализуют в своей работе.
Выводы по I главе
Обобщая полученные в ходеанализа данные, можно сделать следующие выводы:
·         Метод проектов,являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системеобразования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистическойи социальной направленности.
·         Проектнаядеятельность обладает четко выраженной структурой и отличительнымиособенностями, среди которых можно отметить соответствие личностнымпотребностям учащихся, самостоятельность в работе, творческая направленность,ориентация на практический результат и т.д.
·         Использование методапроектов в обучении иностранному языку в определенной степени обусловленаспецификой учебного предмета и характеризуется коммуникативной направленностью,ситуативной обусловленностью, интеграцией знаний из разных областей,необходимостью отбора языкового материала для работы и т.д.

ГЛАВА II. Экспериментальное изучениеиспользования метода проектов на уроках английского языка в средней школе
Во второй главе нашегоисследования проведен анализ опыта работы учителей применяющих метод проектов впедагогической деятельности, а также представлены данные, полученные в ходепедагогической практики. На основе обобщения имеющейся информации обиспользовании метода проектов на уроках английского языка, выявлены наиболееважные, на наш взгляд, условия эффективного применения метода проектов вобучении иностранному языку.
2.1. Обобщение опытаработы учителей, использующих проектную методику в своей деятельности
С целью опровержения илиподтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также реализации поставленных задачнами был проведен ряд исследований, включающий в себя:
1.        интервью и беседыс педагогами практиками по проблеме использования метода проектов вобразовательном процессе;
2.        чтение статей обопыте использования проектной методики;
3.        анализ продуктовдеятельности (стенгазет, плакатов и др.);
4.        наблюдение заработой над проектом и др.
В ходе бесед с педагогамигимназии «Новоскул» (Селянова Наталья Александровна, Трофимова МаринаНиколаевна) удалось проследить позитивное отношение учителей к данной технологии.Среди положительных факторов были названы развитие познавательных интересовшкольников, возможность во время самостоятельной работы учеников болеетщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего примененияличностно-ориентированного подхода в обучении, а также возможность передать ведущуюроль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение,возникающее в педагогической деятельности.
В рамках проектнойтехнологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии,мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
Кроме того метод проектовобладает большим воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошознакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность,активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.
Изучение проектов иметодических рекомендаций к ним, данных к курсу «Happy English» и «Enjoy English» [24] атакже опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связипредлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Такимобразом, мы видим, что в своей работе педагоги реализуют основные принципыорганизации проектной деятельности, такие как: принцип детоцентризма, учетиндивидуальности учащихся и принцип кооперации [8], который проявляется в широкомвзаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различныхэтапах проекта.
Подготовительная работапедагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темыпозволяет также реализовывать принцип свободного выбора и принцип опоры на личныйопыт учащихся, а значит — повышать мотивацию на учебный процесс, чточрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьниковк обучению.
Сама подготовка можетстроиться по-разному. Иногда учеников изначально нацеливают на заключительныйпроект, когда вся речевая деятельности отработка материала подчинена итоговомурезультату [25]. В ином случае учащимся предлагается проект лишь послеознакомления с темой.
Учителя, как правило,занимают позицию консультанта и координатора в самостоятельной деятельностиучеников. Работа может быть организована по разному: только в течение уроковили сопровождаться внеурочными консультациями [20]. Степень координацииварьируется в зависимости от особенностей коллектива и этапов работы. Так,например, координация чаще всего является явной на подготовительном иорганизационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.
Также интереспредставляет этап оценивания, на котором педагоги могут поэксперементировать. Влитературе мне встретились следующие модели оценки: экспертная группа старшихшкольников [25] или экспертная группа лучших учеников [20].
Изучение продуктовдеятельности, являющихся результатом работы над проектами, позволяют суверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные подоминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражениеисследовательские, игровые и творческие проекты. Однако, на наш взгляд,предпочтение отдается ознакомительным проектам (исходя из типологии Э.Коллингза, их можно определить как органичный союз story projects (проекты по рассказам) и hand projects (ручные или конструктивные проекты))[2]. Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы,приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информацииактивизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать,работать с различными источниками информации.
Исходя из собранныхданных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты поанглийскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как иностранныйязык в данном случае является средством реализации некой темы, которая можетиметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории,географии и др.
Для опыта работыпедагогов гимназии «Новоскул», а также других отечественных педагогов, с работойкоторых я ознакомилась в журнале «Иностранные языки в школе», характерны какгрупповые, так и индивидуальные проекты. Что касается возрастной обусловленностииспользования метода проектов, учителя склоняются к мнению, что максимальнаяреализация возможностей метода проектов возможна на более старших ступеняхобучения (вторая половина средней школы и старшая школа), когда уровень знанийи умений учеников позволяет реализовывать крупномасштабные проекты спривлечением межпредметной информации. Тем не менее, проектная деятельностьприсутствует на всех этапах обучения: в начальной, средней и старшей школе.
Анализ опыта педагогов, намой взгляд, подтверждает эффективность проектной методики и ее большиевозможности для обучения языку. Педагоги демонстрируют различные приемысоздания проектных групп, модели презентации и оценки проектов. Имеющиесятеоретические положения, а также обобщенный опыт работы учителей помогли мне вподготовке к использованию метода проектов во время педагогической практики.
2.2. Анализ примененияметода проектов в рамках педагогической практики
Неоценимой возможностьюприменить полученные знания в работе, а также познакомиться с проектнойметодикой в действии мне предоставила педагогическая практика, которую япроходила в гимназии «Новоскул». В рамках практики я работала с 5 классом, мояязыковая группа составляла 14 человек. Стоит отметить, что уровень языка имотивации к учению у детей был разным, что приходилось учитывать в работе.
В течение своей работы япопыталась применить метод проектов в изучении двух тем «Geography and political outlook of the UK» и «Health and Body Care». Свою деятельность я пыталась построить, прежде всего,в соответствии с возрастными особенностями детей и с требованиями к проектнойдеятельности.
Что касается коллектива,мне приходилось учитывать специфику познавательных процессов пятиклассников,уровень внимания и мотивации. В этом году дети только перешли в среднюю школу,им было тяжело долго концентрировать внимание, требовались различные игровыеэлементы и другие методы привлечения внимания. Плюс ко всему, группа не отличаласьдисциплиной, так что приходилось тратить дополнительное время на создание нужнойобстановки.
Первый опыт проектнойработы представлял собой индивидуальный проект «If I want to be…» ученикам предлагалось выбрать, кем бы они хотели стать вбудущем или выбрать героя и написать 10 правил или шагов для достижения цели,например «If I want to be a teacher I should be clever». Целью проекта было познакомить учеников с основамитехнологии, и также отработать грамматическую конструкцию Этот проектвыполнялся в качестве домашнего задания. Я предлагала ученикам консультативнуюпомощь во внеурочное время. Результаты были оформлены в качестве своеобразныхпамяток (Приложение А).
Затем в ходе работы надтемой «Health and Body Care» я запланировала групповые проекты. Перед тем какприступить к проектной деятельности, ребятам было предложено заполнить анкету (ПриложениеБ) с общими вопросами об их отношении к урокам иностранного языка, а также свопросами по проекту, чтобы выбрать наиболее подходящие формы работы.
Результаты анкетыпоказали, что из 14 человек лишь 8 нравится заниматься иностранным языком – 5человек ответили «Не совсем», «50 на 50» и т.д. Зато все участники опросанаписали, что любят работать в паре или группе, что послужило для менядополнительным стимулом к организации проектной деятельности.
На основе ответов анкетыи обсуждения в классе были выбраны три темы проектов:
·         «Healthyway of life and Body Care» ― оформление стенгазеты;
·         «Healthy 5A» ― создание справочника;
·         «Health and Healthy Life» ― создание карманного словарика.
Затем учащиеся поделилисьна группы на основе выбранных тем. Я подготовила ребятам инструкции длявыполнения проекта (Приложение В) и провела презентацию технологии работы надпроектом, где рассказала, как этапы должны быть в их работе, как распределятьобязанности и как презентовать проект.
Работа ребят осуществляласьво внеурочное время, а также в ходе уроков, где проектам отводилась половинаили треть времени. На заключительном уроке прошла защита проектов, где ребятапрезентовали наглядные результаты работы, рассказывали о своей деятельности иотвечали на вопросы группы. Оценка осуществлялась всеми учениками совместно. Вконце урока я предложила ребятам заполнить еще одну анкету по итогам проекта(Приложение Г) и поставила оценки.
Из 13 респондентов всеответили, что им понравилось работать над проектом, в том числе из-заинтересной темы или работы в группе. Судя по ответам ребят, активность вгруппах была разной: 7 человек на вопрос «Активно ли ты работал над проектом»выбрали вариант «да», остальные ответили «не очень».
Положительным моментом ванкете я считаю то, что из 13 человек 9 положительно ответили на вопрос ожелании поработать над другими проектами по английскому языку. На мой взгляд,уже это можно считать небольшим успехом в использовании проектной методики.
В ходе практики яопределила некоторые проблемные моменты в организации работы над проектами всредней школе.
Прежде всего, они былисвязаны с языковым общением. Пятиклассникам не хватало словарного запаса иязыковых навыков для обсуждения организационных вопросов проекта, так чтозначительная часть общения строилась на родном языке.
Кроме того, мне былоприходилось контролировать процесс работы в группах, так как ребята частоотвлекались и предоставляли всю работу своим «активным» одноклассникам.
Еще одна проблема быласвязана с межличностными отношениями в микрогруппах, которые непосредственновлияли на ход работы. Я сделала выводы, что в моем классе еще недостаточносформировано умении работать в команде и требуется дальнейшая работа в этомнаправлении.
Наиболее проблематичнымбыло то, что приходилось буквально «втискивать» проектную работу в учебныйплан. Ребятам было явно недостаточно 20 минут урока для оформления проекта иконсультирования. К тому же из-за лимита времени (в 5 классе у детей только 1рок английского языка в день) не удалось уделить должное внимание этапупрезентации и оценки результатов, на котором происходит защита проектов, оппонирование, рефлексивный анализ проделаннойработы и результатов.
Тем не менее, проектнуюработу в ходе педагогической практики я могу считать удачной, так как восновном ребята справились с заданиями, в ходе работы ученики прошли всеосновные этапы, и каждый ученик сделал хотя бы небольшой вклад в работу.Положительным был тот факт, что в презентации проектов участвовали все ученики,и каждый высказался по выбранной теме.
Анализируя проделаннуюработу и увиденные проблемы, я попыталась определить условия эффективностиметода проектов, соблюдение которых, поможет улучшить работу и избежатьдальнейших ошибок.
2.3. Условияэффективности использования метода проектов в обучении английскому языку всредней школе
Изучение условийэффективности метода проектов остается до некоторой степени открытым вопросом,прежде всего, по причине недостаточно широкого масштаба внедрения технологии впедагогическую практику. Однако, исследователи метода проектов, изучая его какцелостную систему, а также педагоги, использующие его в своей практике, так илииначе обращаются к вопросу факторов и условий его эффективного применения.
В своем исследовании япопыталась рассмотреть указанный метод в связи со спецификой учебного предмета иопределить условия эффективности использования проектной методики, характерныедля обучения иностранному языку в средней школе.
Опираясь на анализинформации, полученной в ходе практики и в беседах с педагогами, я решила,прежде всего, обратиться к такой важной составляющей реализации метода проектовв учебном процессе, как роль учителя в проектной деятельности, его цели задачии характер педагогического общения.
Как утверждаютпреподаватели, роль педагога очень важна именно на подготовительном этапе. Анализособенностей коллектива, выработка модели поведения в течение проекта всоответствии с этими особенностями, а также создание творческой, непринужденнойатмосферы значительно повышают мотивацию учеников на работу в проекте, ихнацеленность на успех и желание применять полученные знания.
Учителю необходимовыработать широкий спектр тем, которые позволят каждому ученику реализовыватьсобственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектнойдеятельности. Это позволит ученику осознанно и мотивированно высказываться иработать над проектом, а значит — повысит шансы на успех и мотивацию к учению.
Помимо этого ситуация выборатемы помогает выявить особенности и интересы учеников. Все это позволяет лучшеузнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.
Также необходима оченьграмотная и гибкая работа на организационном этапе, когда происходит разработкаплана будущей деятельности, выбор методов работы, организация групп,распределение ролей и др. Педагогу следует учитывать уровень успеваемость попредмету, межличностные взаимоотношения в коллективе и другие особенностидетей.
Согласно опыту учителей,стереотип о том, что в группе «слабые» ученики потянутся за «сильными» невсегда находит вое отражение. Довольно часто педагоги являются свидетелямитого, что чрезмерная активность одних учеников подавляет других – не уверенныхв себе или менее успешных учеников. В этом случае некоторые учителя практикуют способразделения учеников на группы, разделяя учеников, менее способных или успешныхот одноклассников, отличающихся более высокими данными в их предмете. Ситуацияотсутствия выраженного лидера в группе создает условия для развития активностии самостоятельности.
В процессе работы я убедилась,что использование опорных материалов и инструкций, а также проведениепрезентации значительно облегчило работу над проектом. Однако были заметныпробелы в навыках групповой работы, умении распределить обязанности и выбратьстратегии действий. Это, на мой взгляд, говорит о необходимости дальнейшегосистематического развития навыков проектной работы, самостоятельности иактивности детей. Подобная работа, как мне кажется, сможет заметно повыситьэффективность проектной работы и отношение к ней самих детей. Ведь, когда всеполучается – сразу возрастает желание действовать дальше.
Также я отметиланеобходимость уделять больше внимания заключительному, презентационному этапуработы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексиипозволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять ихпрактическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку отосознания важности результатов и наличия значимых достижений.
Детальное изучениеданных, полученных в ходе исследования, позволяет, таким образом сделать выводо том, что поставленная нами гипотеза в основном подтвердилась. Так как, в ходеисследований была установлено, что учет особенностей конкретного ученическогоколлектива, создание ситуации выбора темы и формы работы над проектом,органичное сочетание различных способов формирования проектных групп, а такжеиспользование опорных материалов (в целях развития навыков проектной работы) вконечном счете ведет к повышению эффективности использования метода на урокахиностранного языка.
Выводы по II главе
·         Анализинформации, полученной в ходе исследования педагогической деятельности поиспользованию метода проектов позволил выявить положительное отношение кпроектной методике как к педагогической технологии, наличие высокоговоспитательного потенциала и возможности использования этого метода в рамкахличностно-ориентированного подхода в обучении, а также успешное применениеметода проектов на уроках английского языка.
·         Проблемнымимоментами организации проектной работы в средней школе могут быть:
1.        организацияязыкового общения в ходе работы;
2.        межличностныепроблемы в коллективном общении;
3.        организацияработы в группах;
4.        интеграцияпроекта в учебный процесс.
·         Для болееэффективного применения метода проектов в обучении иностранному языку должныбыть соблюдены следующие условия:
1.        возможностьвыбирать тему проекта и форму работы;
2.        использованиеопорных инструкций, материалов, компьютерных технологий и.т.д.;
3.        проведение работыпо развитию навыков проектной деятельности;
4.        использованиеразличных методов формирования проектных групп;
5.        повышениезначения презентационно-оценочного этапа работы и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследованиепосвящено изучению использования метода проектов в обучении иностранному языку.Целью исследования было выявление специфики использования метода проектов науроках иностранного языка и определение условий его эффективности при обучениианглийскому языку в средней школе.
Основной базой дляисследования была педагогическая практика в гимназии «Новоскул», в ходе которойпроводилась проектная работа с целью дальнейшего исследовательского анализа.
По результатам работыможно сформулировать следующие ключевые положения данной моего исследования:
1.        Метод проектовкак современная педагогическая технология представляет собой способ организациипедагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога ивоспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижениюнамеченных целей и характеризуется самостоятельностью учеников, опорой наличностные потребности, особенности и опыт учеников, а также наличиемконкретных практических результатов.
2.        Использованиеметода проектов в обучении иностранному языку предполагает учет специфики этогоучебного предмета напрямую влияет на организацию проектной деятельности, аименно: предполагает по большей части групповую проектную работу сакцентированием коммуникативной стороны процесса, дополнительную работу поотбору языкового материала и важность представления результатов.
3.        Для преодолениятрудностей в организации проектной работы на уроках английского языка иповышения эффективности использования технологии должен быть учтен комплексусловий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта,грамотное формирование групп, развитие навыков проектной деятельности и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.   Абышева Н.Ю. Эффективность примененияметода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf
2.   Альтернативные модели воспитания всравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентовпедагогических вузов [Текст] / Под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. –Новгород, 1994. – С. 172-183
3.   Березина, Т.В. Использование методапроектов на уроках английского языка как средства формирования положительногоинтереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина [Электронный ресурс] // collection.edu.ru/attach/17/11175.doc
4.   Бехтенова, Е.Ф. Педагогическиеусловия формирования проектной деятельности учащихся: на материаленационально-регионального компонента школьного исторического образования: дис.…канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. — Новосибирск, 2006. – 276 c.
5.   Венедиктова С.А. Проектнаядеятельность учащихся на уроках немецкого языка. [Текст] // ИЯШ, 2002. — № 1 — C.11-14.
6.   Гребенникова, О.А. Проектнаядеятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников:Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. – Великий Новгород, 2005. –181с.
7.   Гребенникова, О.А. Проектнаядеятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации[Текст]/О.А. Гребенникова // Ученые записки института непрерывногопедагогического образования. – Вып.6 – Великий Новгород: НовГУ им. ЯрославаМудрого, 2004. – Кн.2. – С.37-41
8.   Иванова, Л. Проектирование вобучении: дидактические принципы [Текст] / Л.Иванова // Учитель. – 2004. — №6.– С. 11-15
9.   Кагаров, Е.Г. Метод проектов втрудовой школе [Текст] / Е.Г. Кагаров. – Л.: «Брокгауз-Ефрон» — 1926. – 88с.
10.     Коптюг Н.М.Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. [Текст]// ИЯШ, 2003 — № 3.
11.     Кочетурова Н.Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] // orus.slavica.org/node/235
12.     Метод проектов вшкольном образовании [Электронныйресурс] // method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id=1100002960
13.     Нехорошева А.В.Из опыта работы по проектной методике. [Текст]// ИЯШ, 2002. — № 1. — C.18-21.
14.     Пахомова, Н.Ю.Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004.- №4. – С.93-96
15.     Педагогическаяэнциклопедия. Т.1/ под ред. А.Г. Калашникова. [Текст] – М.: Работникпросвещения, 1929.- 193с
16.    Педагогический ЭнциклопедическийСловарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад [Текст] – М.: Большая Российская энциклопедия,2002. – 528с.
17.    Петунин, О.В., Шошина, М.Ю.Воспитательная система «Мастерская достижений» [Электронный ресурс]// www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1080
18.     Полат, Е.С. Методпроектов на уроках иностранного языка/ [Электронный ресурс] // distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm
19.     Полат, Е.С. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С.Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.
20.     Сокова Г.А. Изопыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7 классе./ Г.А. Сокова // ИЯШ, 2002. — № 4. — C.53-55.
21.     Сиденко А.С.Метод проектов: история и практика применения. [Текст]/ А.С. Сиденко // Завуч,2003. – № 6. — C.96-111.
22.     Степанова Г.В.Метод проектов в обучении (датский метод) [Электронный ресурс] // kripk.onego.ru/divisions/vestnik/j05/05.doc
23.     Теслина О.В.Проектные формы работы на уроке английского языка. //ИЯШ,2002.- № 3. – C.41-46.
24.     Трубанева, Н.Н.Использование метода преоктов [Текст] / Н.Н. Трубанева // Обучение английскомуязыку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. – Обнинск: Титул, 2001.– С. 68-76
25.     Туркина Н.В.Работа над проектом при обучении английскому языку. [Текст] // Н.В. Туркина. – ИЯШ, 2002. — № 3. – C. 46-48

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Опорный материал повыполнению индивидуального проекта
«If I want tobe…»
“If I want tobe”
If I want tobe a …,
1. I should …
2. I should …
3.
4.
5.
6. I shouldn’t…
7. I shouldn’t…
8.
9.
10.
If I do so, Iwill be a …
Примеры работ:

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Анкета для учеников
1. Нравится ли тебезаниматься английским языком?____________________
2. Занимаешься ли тыанглийским дополнительно? _____________________
3. Что тебе нравится назанятиях английским больше всего?
а) читать   
б) переводить    
в) заниматься грамматикой
г) рассказывать стихи
д) играть   
е)________________________________(твой вариант)
3. Как тебе большенравится выполнять задания на уроке?
а) самостоятельно(одному) б) в паре в) в группе (команде)
4. Бывает ли на урокаханглийского языка такой вид работы, как Проекты?
а) да, часто                   б)да, но редко в) не бывает
Проект – творческаяработа с конкретным результатом (например, стенгазета, альбом, выставка и т.д.)Проект может выполняться самостоятельно или в группе.
а) оформить стенгазету,выставку плакатов   
б) сделать небольшую справочник        
в) составить альбом потеме                   
г) составить словарикЗдоровья
д)_________________________________________________ (твой вариант)
6. Какая тема тебе большевсего интересна?
а) Справочник здоровья      
б) Народные лекарства ирецепты
в) «Здоровый 5 «А»   
г) «Здоровый образ жизни»        
д) Советы по уходу засобой
Есть другие идеи? можешьпредложить тему! _____________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Инструкции для выполнениягруппового проекта
I. Проект «Healthy way oflife and Body Care» ― Выставка или Стенгазета
Этапы работы:
·         Найти информациюпро здоровый образ жизни и о том, как необходимо ухаживать за телом.
·         Подобратькартинки, иллюстрации, нарисовать плакаты.
·         Подготовить текст(текст для стенгазеты или подписи на плакатах).
·         Оформитьстенгазету или выставку.
·         Распределить ролидля выступления перед другими группами
Внимание: выступать недолжен один человек!
Примечание: Прежде чемписать итоговый текст на чистовик – дайте его на проверку преподавателю илитому, кто знает английский! Чтоб не было двоек за грамотность.
II. Проект «Healthy 5A»― Справочник
Этапы работы:
·         Найти информацию.(3 блока информации: что такое здоровье, что делают ученики нашего класса,чтобы быть здоровыми, их советы + ваши дополнения).
·         Подобратькартинки, иллюстрации, нарисовать рисунки.
·         Подготовитьитоговый текст, который будет написан в справочнике.
·         Оформитьсправочник (это может быть книжка размером в половину альбомного листа,презентация на компьютере или вариант вашей группы).
·         Распределить ролидля выступления перед другими группами.
Внимание: выступать недолжен один человек!
Примечание: Прежде чемписать итоговый текст на чистовик – дайте его на проверку преподавателю илитому, кто знает английский! Чтоб не было двоек за грамотность J
III. Проект «Health and Healthy Life» ― Карманный словарик
Этапы работы:
·         Найти информациюи подготовить текст для словарика
3 блока информации:
1. Почему важно вестиздоровый образ жизни?
2. Найти для каждой буквыанглийского алфавита 1-2 слова на тему «Здоровье и здоровый образ жизни»(упражнения, витамины, спорт и т.д.)
3. К каждому словуподписать, почему вы отнесли его в этот словарик
(Например:vegetables – It is good for health to eat vegetables)
4. Заключительная фраза вконце словарика (пословица про здоровье, совет или все, что вы придумаете)
·         Подобратькартинки, иллюстрации, нарисовать рисунки.
·         Оформить Словарик(это может быть книжка размером в половину альбомного листа, презентация накомпьютере или вариант вашей группы).
·         Распределить ролидля выступления перед другими группами.
Внимание: выступать недолжен один человек!
Примечание: Прежде чемписать итоговый текст на чистовик – дайте его на проверку учителю или тому, ктознает английский! Чтобы не было двоек за грамотность.
Презентация или Защитапроекта:
(Проект защищают один илинесколько участников. В вашем случае – не менее 2 человек).
Схемапрезентации:
1.        Названиепроекта
·         theproject is called…
·         thename of our project is ….
2.        Краткоесодержание – о чем проект, что в нем отражено. (Несколько предложений, примерыиз текста проекта)
·          Theproject (it) is about….
·          Ittells about…
·          It isdevoted (посвящен) to….
·          In ourproject we tell about…. for example …..
3.        Чем хорош илиполезен ваш проект. (Помогает задуматься о своем здоровье, рассказывает оздоровье, в проекте есть полезные советы)
·         thisproject is useful because ….
·         It isgood because it can help to ….
·         It isuseful because there are good advice (rules) about ….
4.        Ваше отношение кпроекту (понравилось делать или нет, было интересно или не было и т.д.)
·         Iliked (disliked) to work at the project because…
·         Theproject was interesting / boring because we …. (found new words, made pictures,worked in groups и т.д.)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Анкета по итогам работынад проектом
1. Понравилось ли тебеработать над проектом? ___________
2. Если да, то почему?
а) интересная тема               
б) понравилась работа вгруппе)
в) потому что этонеобычная работа     
г)______________________________(твой вариант)
3. Активно ли ты работал(а) в проекте?
а) да          
б) не очень                  
в) нет
4. Хотелось бы тебесделать еще какой-то проект по английскому?
а) да          
б) нет                  
в) пока не решил (а)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.