1
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра Управления, административного права и АД ОВД
Реферат
На Тему: «Сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации»
Подготовил:
Курсант 144 взвода
Рядовой милиции
Красный А.Н.
Проверил:Преподаватеть кафедры
капитан милиции
Хряков В.А.
Белгород 2008
Примерное распределение времени:
План Реферата |
Страницы |
|
Вступительная часть |
4 |
|
Учебные вопросы: |
||
1.Понятие сотрудника органа внутренних дел. |
5 |
|
2.Общая характеристика обязанностей и прав сотрудников органов внутренних дел. Ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел. |
17 |
|
3.Контракт о службе в органах внутренних дел. |
24 |
|
4.Понятие и сущность должности. Классификация должностей. |
26 |
|
Заключительная часть (подведение итогов) |
33 |
|
Литература:
Основная:
1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., № 22, ст. 2063.
2. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
3. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503.
4. Приказ МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ МВД России от 26 июля 1996 г. № 446. Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в ОВД РФ.
Дополнительная:
1. И.В. Гутов, А.Н. Миронов Государственная служба в органах внутренних дел: Учебное пособие. М: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
2. Зубов И.Н., Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2000.
3. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999.
4. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2005.
5. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации (теоретико-правовое исследование). Воронеж, 1996.
Введение
Сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими и осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка, созданию гарантий общественной безопасности. Сотрудники органов внутренних дел, в силу специфики возложенных на них задач обладают рядом общих и специальных полномочий, которые направлены на защиту и охрану жизни и здоровья граждан, собственности и правопорядка.
Вопрос правового статуса сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации остается одним из главных в осуществлении служебной деятельности сотрудником ОВД РФ. Поэтому следует рассмотреть права и обязанности сотрудника системы МВД России, контракт о службе в органах внутренних дел, общие условия присвоения специальных званий. Кроме того, данная тема тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как административное право, административная деятельность, трудовое право, гражданское право и др.
Вопрос № 1.
Понятие сотрудника органа внутренних дел.
Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации - являются граждане Российской Федерации, состоящие в должно-стях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке при-своены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел имеют форменную одеж-ду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны ус-тановленных Министерством внутренних дел Российской Федера-ции образцов.
Сотрудники органов внутренних дел после прохождения соот-ветствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом министром внутренних дел Рос-сийской Федерации.
Согласно ст.6 Положения о службе в органах внутренних дел, гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются следующие специальные звания:
а) рядовой состав:
рядовой милиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
б) младший начальствующий состав:
младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
сержант милиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
старший сержант милиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;
старшина милиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
прапорщик милиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
в) средний начальствующий состав:
младший лейтенант милиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
капитан милиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
г) старший начальствующий состав:
майор милиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
подполковник милиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
полковник милиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
д) высший начальствующий состав:
генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции.
Специальные звания от рядового юстиции до старшины юстиции присваиваются слушателям и курсантам очных отделений учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, готовящих специалистов для следственных подразделений органов внутренних дел.
Звания начальствующего состава органов внутренних дел яв-ляются пожизненными. При прекращении службы к имеющемуся специальному званию добавляются слова «в отставке».
В законодательстве о службе в органах внутренних дел установлены следующие сроки выслуги в соответствующих званиях:
в звании рядового милиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции - 1 год;
в звании младшего сержанта милиции, младшего сержанта внутренней службы, младшего сержанта юстиции - 1 год;
в звании сержанта милиции, сержанта внутренней службы, сержанта юстиции - 2 года;
в звании старшего сержанта милиции, старшего сержанта внутренней службы, старшего сержанта юстиции - 3 года;
в звании прапорщика милиции, прапорщика внутренней службы, прапорщика юстиции_5 лет;
в звании младшего лейтенанта милиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции _ 1 год;
в звании лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции _ 2 года;
в звании старшего лейтенанта милиции, старшего лейтенанта внутренней службы, старшего лейтенанта юстиции _ 3 года;
в звании капитана милиции, капитана внутренней службы, капитана юстиции _ 3 года;
в звании майора милиции, майора внутренней службы, майора юстиции - 4 года;
в звании подполковника милиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции - 5 лет.
Сроки выслуги в звании старшины милиции, старшины внутренней службы, старшины юстиции, старшего прапорщика милиции, старшего прапорщика внутренней службы, старшего прапорщика юстиции, полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции, а также в званиях высшего начальствующего состава не устанавливаются.
Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное звание лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения 5 лет и более и которые проходят службу в органах внутренних дел по полученной в учебном заведении специальности, срок выслуги в звании лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции устанавливается в один год.
Первые специальные звания младшего лейтенанта милиции, младшего лейтенанта внутренней службы, младшего лейтенанта юстиции присваиваются:
сотрудникам, состоящим в должностях рядового и младшего начальствующего состава, окончившим специальные курсы Министерства внутренних дел Российской Федерации по программе, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации, средние специальные учебные заведения других министерств и ведомств и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
сотрудникам, состоящим в должностях рядового или младшего начальствующего состава, обучающимся на последних курсах высших или средних специальных учебных заведений, а также имеющим незаконченное высшее образование (не ниже 3-го курса) и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
гражданам, окончившим средние специальные учебные заведения и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
слушателям и курсантам высших учебных заведений МВД России, а также студентам специальных факультетов высших учебных заведений при переводе на последний курс.
Специальные звания лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы, лейтенанта юстиции присваиваются:
младшим лейтенантам милиции, младшим лейтенантам внутренней службы, младшим лейтенантам юстиции по истечении установленного срока выслуги в специальном звании, а окончившим высшие учебные заведения - независимо от срока выслуги в этом звании;
сотрудникам, имеющим специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, окончившим высшие учебные заведения либо средние специальные учебные заведения МВД России и назначенным на должности среднего начальствующего состава;
лицам, окончившим по очной форме обучения высшие или средние специальные учебные заведения МВД России;
гражданам, имеющим высшее образование и назначенным на должности среднего или старшего начальствующего состава.
Очередные специальные звания включительно до подполковника милиции, до подполковника внутренней службы, до подполковника юстиции присваиваются заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, начальниками высших учебных и научно_исследовательских учреждений и иными начальниками, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации.
Специальные звания полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации, а специальные звания высшего начальствующего состава - Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.
Сотрудникам, прикомандированным к органам власти, специальные звания присваиваются до полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции включительно по представлению руководителей этих органов и в порядке, предусмотренном законодательством о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Специальные звания высшего начальствующего состава этой категории лиц присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению руководителей этих органов власти, согласованному с Министром внутренних дел Российской Федерации, или по совместному представлению Министра внутренних дел Российской Федерации и руководителей соответствующих органов власти.
Очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава слушателям, адъюнктам и докторантам учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации присваиваются в соответствии со штатными должностями, которые они занимали до поступления на учёбу, без учёта изменений специальных званий в штатах по этим должностям, внесённых после поступления на учебу.
Сотрудникам, окончившим учебные заведения, адъюнктуру, докторантуру, очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются при соответствии очередных специальных званий званиям по штатным должностям, на которые они назначаются по окончании учебы.
Специальное звание начальствующего состава может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой должности, в порядке поощрения за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей. Сотрудникам, имеющим учёную степень или учёное звание, может быть присвоено специальное звание на одну ступень выше звания, предусмотренного по должности (за исключением специальных званий высшего начальствующего состава).
Гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, и после назначения на должность начальствующего состава в органы внутренних дел Российской Федерации присваивается специальное звание, соответствующее имеющемуся у него воинскому званию. Лицам, имеющим воинские или специальные звания младшего начальствующего состава выше звания рядового, при приёме их на службу в органы внутренних дел (зачислении на учёбу) на должности рядового или младшего начальствующего состава присваивается имеющееся у них звание одновременно с назначением на должность (зачислением на учёбу) начальником органа внутренних дел (учебного заведения), имеющим право назначения на должность (зачисления на учёбу), и независимо от звания, предусмотренного по данной должности.
При назначении офицеров запаса на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава первое специальное звание им может быть присвоено на одну ступень выше имеющихся у них воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в период прохождения действительной военной службы и пребывания в запасе в присвоенных им воинских званиях установленные сроки.
Сотрудникам, перемещённым из одной службы (подразделения) в другую, для личного состава которой установлены иные специальные звания, такие звания присваиваются на общих основаниях. При этом новое специальное звание не должно быть ниже имеющегося у сотрудника специального звания. Вид присвоенного специального звания должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.
Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня подписания приказа о присвоении этого звания. Время пребывания сотрудника в сниженном специальном звании в срок выслуги в восстановленном звании не засчитывается. Сотрудники, имеющие звания рядового и младшего начальствующего состава, назначенные на должности среднего начальствующего состава, представляются к присвоению первого специального звания среднего начальствующего состава независимо от срока выслуги в имеющемся звании. Срок выслуги в специальном звании исчисляется с момента окончания срока выслуги в предыдущем звании. В срок выслуги в специальном звании лицам, назначенным на должности младшего начальствующего состава, засчитывается время их пребывания в соответствующих воинских званиях в период прохождения военной службы по призыву и контракту, а также в специальных званиях младшего начальствующего состава в период службы в органах внутренних дел с учетом сроков выслуги.
Представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки.
При неправомерной задержке присвоения специального звания сотруднику органов внутренних дел компенсируется денежное и вещевое довольствие, которое он получал бы при своевременном присвоении специального звания, а начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к званию, несет дисциплинарную ответственность. При задержке в присвоении очередного специального звания в связи с проводившейся служебной проверкой, по результатам которой не наложено какого_либо дисциплинарного взыскания (приказом начальника органа внутренних дел), задержанное звание присваивается сотруднику со дня, когда истек срок выслуги в предыдущем специальном звании.
Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников, имеющих звания младшего начальствующего состава, производится как мера дисциплинарного взыскания решением прямых начальников, которым предоставлено право присвоения указанных званий.
Снижение в специальном звании на одну ступень сотрудников, имеющих звания среднего и старшего начальствующего состава, производится Министром внутренних дел Российской Федерации.
До восстановления сотрудника в прежнем звании и присвоения ему очередного специального звания повторное снижение в специальном звании не допускается.
Сотрудники, а также лица, имеющие специальное звание с добавлением слов “в отставке”, могут быть лишены специальных званий при прекращении гражданства Российской Федерации или при осуждении за совершенное преступление.
Сотрудники, сниженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании независимо от занимаемой штатной должности приказами начальников, принявших решение о снижении в звании, им равных начальников и выше, но не ранее чем через год со дня снижения в звании и при наличии положительной аттестации.
Сотрудники ОВД могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях:
а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;
б) нахождения за штатом;
в) прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.
Занимая должности и становясь государственными служащи-ми, сотрудники органов внутренних дел приобретают необходимые полномочия выступать от имени государства. Правовое положение сотрудников, обладая общими чертами с правовым статусом иных субъектов, характеризуется рядом особенностей, которые придают им иную качественную определенность. Эти особенности выража-ются через должности рядового и начальствующего состава, прин-ципы службы в органах внутренних дел, служебные обязанности и права, объем государственно-властных полномочий.
Особенности административно-правового статуса сотрудника обусловлены:
особым порядком нормативно-правового регулирования;
индивидуальным принятием Присяги на верность народам России;
назначением на должности рядового и начальствующего состава;
наличием форменной одежды;
постоянным ношением и хранением табельного огнестрель-ного оружия и специальных средств;
наделением правом применять меры государственного при-нуждения;
наличием запретов и ограничений;
установлением специальных званий и возрастных ограни-чений;
установлением дополнительных правовых и социальных га-рантий.
Специфика службы в органах внутренних дел позволяет клас-сифицировать сотрудников на руководителей и специалистов, причем последние подразделяются на выполняющих внутренние и внешние функции.
Руководители - это государственные служащие, выполняющие определенные функции органа внутренних дел, однако превали-рующими в их государственной служебной деятельности являются управление соответствующей системой и обеспечение ее функционирования в должном порядке. На данную категорию служащих возлагаются обязанности по подбору и расстановке кадров, коор-динации деятельности структурных подразделений и отдельных со-трудников, контролю за исполнением решений, созданию условий работы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, а также другие административные распорядительные функции.
По масштабу компетенции различаются руководители органов внутренних дел и руководители структурных подразделений этих органов.
Сотрудники органов внутренних дел, выделенные в разряд спе-циалистов и исполняющие внутренние функции, участвуют в обеспечении потребностей эффективного выполнения задач, воз-ложенных на конкретный орган внутренних дел. Их деятельность раскрывается через установление и поддержание на требуемом нормативными актами уровне необходимых и достаточных органи-зационных и правовых отношений внутри структуры самого органа внутренних дел. Это кадровые и воспитательные вопросы, обуче-ние персонала, вопросы финансового и тылового обеспечения, ме-дицинское обслуживание и т.п.
Таким образом, учитывая неодинаковую направленность власт-ных полномочий, объем власти и характер мер государственного при-нуждения, сотрудники органов внутренних дел подразделяются на:
- наделенных властными полномочиями по отношению к ли-цам и структурным звеньям, подчиненным им по службе; правом осуществлять государственное принуждение мерами дисциплинар-ного воздействия; полномочиями по отношению к третьим лицам и правом осуществлять меры административного воздействия (руководители);
- наделенных властными полномочиями по отношению к третьим лицам и правом осуществлять меры административного воздействия (специалисты).
Нетрудно заметить, что в обоих случаях сотрудники органов внутренних дел выступают как представители власти.
Из этого следует, что к представителям власти относятся не только руководители, но и исполнители. Так, представителем вла-сти является и начальник органа внутренних дел (милиции) и по-стовой милиционер, наделенный соответствующими Государствен-но-властными полномочиями и правом давать указания, связанные с обеспечением общественного порядка, имеющие общеобязательный характер. Причем в некоторых случаях полномочия представителя власти по применению мер непосредственного принуждения могут быть реализованы на всей территории Российской Федерации.
Сотрудники органов внутренних дел, на которых возложено выполнение внешних функций, осуществляют их путем проведения комплекса мероприятий. Так, сотрудники милиции проводят меро-приятия по охране общественного порядка и борьбе с преступно-стью, а сотрудники паспортно-визовой службы, выведенной из со-става милиции, обеспечивают паспортизацию и регистрацию граж-дан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако следует учитывать, что все сотрудники системы Министерства внутренних дел, в том числе и не являющиеся сотрудниками мили-ции, могут привлекаться к выполнению задач милиции. В этом слу-чае на них распространяются обязанности и права, гарантии право-вой и социальной защищенности, а также ответственность, преду-смотренные для сотрудников милиции (ст. 6 Закона Российской Федерации «О милиции»). Внешние функции, таким образом, ха-рактеризуют назначение органов внутренних дел, то, ради чего эти органы и созданы.
Вопрос 2.
Общая характеристика обязанностей и прав сотрудников органов внутренних дел. Ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел.
Правовое положение сотрудников органов внутренних дел есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности этих лиц, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ Конституции РФ, законов и иных нормативных актов, регулирующих деятельность персонала системы ОВД, позволяет выделить общие служебные обязанности и права сотрудника; кон-кретные права сотрудника См/ Кудрявцев А.В., Сердюк П. П. Служба в органах внутренних дел Комментарий. Схемы. М., 1996. С. 6-9.
.
1. Общие служебные обязанности права сотрудника ОВД.
Сотрудник ОВД выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соот-ветствии с действующими нормативными актами, Присягой, контрактом.
Служебные обязанности по каждой должностной категории разрабатываются непосредственными начальниками и утверждают-ся соответствующими прямыми начальниками ОВД.
Ответственность за своевременное и полное доведение до со-трудников их прав и обязанностей возлагается на непосредственных начальников.
Сотрудник ОВД в своей служебной деятельности руководству-ется требованиями законов и не может быть ограничен решениям политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.
Сотрудник милиции независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан оказать помощь, в т.ч. первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни; в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
2. Конкретные права сотрудника ОВД.
Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями и показателями оценки качества работы, условиями продвижения по службе, а так-же получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей.
Посещение в установленном порядке предприятий, учрежде-ний и организаций независимо от форм собственности, а также в случае необходимости в порядке, определяемом действующим за-конодательством - жилых и иных помещений граждан.
Принятие решений, участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями, внесение предложений по совер-шенствованию службы в любые инстанции РФ.
Продвижение по службе, участие по своей инициативе в кон-курсе на замещение вакантной должности, переподготовка (пере-квалификация) и повышение квалификации.
Ознакомление со всеми материалами своего личного дела, от-зывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело в порядке, определенном МВД России, а также приобщение к личному делу своих объяснений.
Проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство сотрудни-ка; объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для за-щиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.
Сотрудник вправе обратиться в вышестоящие ОВД или в суд для разрешения споров, связанных со службой в ОВД, в т.ч. по во-просам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, прохождения службы, реализации прав сотрудника, перемещения по службе либо на службу в другую местность, дисциплинарной ответственности сотрудника, его правовой и социальной защиты, увольнения со службы в ОВД.
Получение денежного содержания с учетом результатов и ста-жа службы, уровня его квалификации; продовольственного обеспечения; пенсионное обеспечение с учетом стажа службы.
Далее рассмотрим более подробно некоторые наиболее значи-мые права и обязанности сотрудников системы органов внутренних дел, определенных нормативно-правовыми актами.
Наиболее важным правовым актом, который определяет права и обязанности сотрудника органов и подразделений системы МВД, является «Положение о службе в органах внутренних дел Россий-ской Федерации».
В Положении закреплены нормы, что сотрудники ОВД имеют форменную одежду и им выдаются удостоверения и жетоны уста-новленного образца. В ст. 1 Положения закреплено право сотруд-ников на постоянное ношение и хранение табельного оружия и; специальных средств после прохождения соответствующей подготовки. Порядок реализации этого права определяет МВД России.
Ядром правового статуса сотрудника являются его служебные обязанности и права. Статья 1 Положения гласит: «Сотрудник ор-ганов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами, в пределах своей компетенции на занимаемой должности в соответ-ствии с действующим законодательством, Присягой, настоящим Положением и контрактом».
При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. При получении приказа или указания, явно противоречащего закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона.
Очень большую роль играет закрепление в законодательстве деловой защиты сотрудника от давления и необоснованного вмешательства в его служебную деятельность в случае отказа выпол-нить им незаконный приказ.
Сотрудник органов внутренних дел в своей служебной дея-тельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих по-литические цели (ч. 4 ст. 4 Положения).
Для обеспечения этих требований должностные лица в уста-новленном порядке могут принять меры административного воз-действия и т.д.
Сотрудники ОВД имеют право на применение физической си-лы, специальных средств и огнестрельного оружия. Порядок их применения определяется Законом «О милиции».
В Законе «О милиции» (ст. 18) определены обязанности всех без исключения сотрудников милиции на территории РФ независи-мо от занимаемой должности, места нахождения и времени. Это:
оказание помощи (в т.ч. первой доврачебной) гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений, несчастных случаев или находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном
для жизни;
в случае обращения граждан с заявлением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае
непосредственного обнаружения таких событий, принятие мер к
спасению людей, предупреждению и пресечению правонарушений,
задержанию лиц по подозрению в их совершении, охране места
происшествия и сообщение об этом в ближайшее отделение милиции.
Важнейшим правовым актом, определяющим обязанности всех сотрудников ОВД, является Присяга. Она возлагает на сотрудников следующие обязанности:
- соблюдать Конституцию и законы РФ, уважать и со-блюдать права и свободы гражданина; добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на него служебные обязанно-сти;
- достойно переносить трудности, связанные со службой
в ОВД, быть честным, мужественным, бдительным, хранить государственную и служебную тайну;
- не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами РФ правовой порядок.
Исходя из общественной значимости задач, решаемых сотруд-никами органов внутренних дел, установлены специальные гаран-тии, направленные на обеспечение их нормальной деятельности. Например, уголовным законодательством установлена ответствен-ность за посягательство на жизнь работника милиции, оскорбление его в связи с исполнением возложенных обязанностей по охране общественного порядка, а также за оказание сопротивления работнику милиции.
В правовой статус сотрудника входит и его ответственность.
Статья 4 Положения о службе определяет, что за противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Это может быть дисциплинарная ответственность (она регламентируется Положением о службе); административная - регламентируется законодательством и наступает за административные правонарушения; уголовная - за совершение преступления в соответствии с действующим уголовным законодательством.
Под ограничениями для сотрудника милиции как государственного служащего понимаются обусловленные законодательством условия и запреты, ставящие сотрудника милиции в определенный правовой режим, выходить за пределы которого запрещено законодательством.
Сотрудник милиции как государственный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного само-управления;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управ-лении этой организацией;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной
службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
- использовать в неслужебных целях средства материально-
технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
- получать гонорары за публикации и выступления в качестве
государственного служащего;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения
(подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения),
связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе
и после выхода на пенсию;
- принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
- выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных коман-дировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с госу-дарственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
- принимать участие в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах полити-ческих партий, общественных, в том числе религиозных, объедине-ний для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Вопрос 3.
Контракт о службе в органах внутренних дел.
Контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации, а при приеме на должности, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федера-ции, областного бюджета автономной области, окружных бюдже-тов автономных округов, краевых, областных бюджетов краев и областей, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга и местных бюджетов, - начальника органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Фе-ерации и соответствующим органом исполнительной власти.
По контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоя-щего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, льготы и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.
В контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств.
Контракт заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника органов внутренних дел, которое предусмотрено действующим за-конодательством.
Контракты о службе с гражданами, назначенными на должно-сти рядового и младшего начальствующего состава органов внут-ренних дел, заключаются на определенный срок, но не менее чем на три года.
Контракты о службе с гражданами, назначенными на должно-сти среднего, старшего и высшего начальствующего состава, за-ключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.
Контракт может быть продлен или перезаключен по соглаше-нию сторон не позднее, чем за два месяца до окончания срока, ус-тановленного в контракте.
В случае служебной необходимости сотрудник органов внут-ренних дел может привлекаться для выполнения обязанностей, не предусмотренных контрактом, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по занимаемой должности.
Форма и условия контракта разрабатываются и утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.
Контракт расторгается:
а) по инициативе органа внутренних дел, если обнаруживается
несоответствие стажера предъявляемым требованиям;
б) по инициативе стажера, если органом внутренних дел нарушаются предусмотренные контрактом обязательства.
Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутрен-них дел Российской Федерации.
Для лиц, назначаемых на должности высшего начальствующе-го состава, выпускников высших и средних специальных учебных заведений, поступающих на службу по распределению, а также при назначении на должность по конкурсу испытательный срок не ус-танавливается.
Вопрос 4.
Понятие, сущность должности. Классификация должностей.
Государственные должности, замещаемые государственными служащими, составляют в своей совокупности институт государственной службы. Вне государственных должностей государственной службы не существует.
Должность, по определению В. Даля, это «служебное место». Оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к лицу, «входящему в обязанность службы», устанавливает служебные права и обязанности служащего.
В государственном аппарате должность служит связующим звеном между государством, структурой и компетенцией органа государства, с одной стороны, и государственным служащим - с другой. Должность, по определению «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, - это «постоянное установление, предназначенное к непрерывному осуществлению определенных целей государства» Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. ЕфроН-Т. X. Лейпциг. СПб., 1893. С. 928.
.
С этой точки зрения должность есть первичный элемент организационной структуры, ставящий предел дифференциации управленческих функций государства и одновременно обеспечивающий устойчивость, постоянство осуществления этих функций посредством закрепления их с помощью правовых норм. Должность - простейшая ячейка государственного аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль, стабильный круг обязанностей, возложенных на этого работника.
С одной стороны перечень и категории должностей напрямую обусловлены задачами и функциями, определенными для конкретного государственного органа. Так, например, в связи с передачей органам внутренних дел функций по осуществлению контроля в сфере миграционной политики, в системе МВД России были сформированы соответствующие подразделения, предусматривающие в своей структуре различные вновь вводимые должности государственной службы.
С другой стороны - с помощью должностей обеспечивается персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Классификация должностей содействует профессионализации аппарата государства. Она нацеливает гражданина на приобретение определенных знаний, выполнение определенной работы, получение определенного места в служебной иерархии.
Должность в правовой науке определяется в самых разнообразных значениях и сочетаниях.
С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т.е. от конкретного лица, ее замещающего. Она первоэлемент, «кирпичик» государственного органа. Таким образом, государственный служащий не является «собственником» замещаемой им должности. При осуществлении должностных функций он лишь должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных актах служебные функции и задачи.
С правовой точки зрения понятие «должность» используется также традиционно, определяя порядок установления и содержание статуса лица, занимающего государственную должность и включаемых в него элементов. В такой трактовке должность является центральным понятием государственной службы.
С финансовой точки зрения должность - это бюджетный пост. Штаты государственных служащих должны быть учтены в государственном бюджете. Создание и изменение перечня должностей оказывает большое влияние на формирование бюджета, как всей Федерации, так и ее субъектов.
Кроме того, целый ряд ученых (Н.М. Казанцев Казанцев Н.М. Толковый словарь правового содержания понятий государственной службы. М., 1996. С.49., Д.Н. Бахрах См.: Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1985. С.5.
и др.) определяют должность в статусно-правовом смысле. В такого рода определениях даются характеристики правового положения государственного служащего, замещающего определенную должность.
Другие теоретики (С.С. Студеникин, Г.И. Петров и др.) рассматривают должность в функциональном смысле. В такого рода определениях дается характеристика компетенции, соответствующей правовому положению государственного служащего определенного органа.
Применительно к органам внутренних дел в статусно-правовом аспекте, например, можно рассматривать инспекторские должности различных служб (лицензионно-разрешительной, миграционной, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка), наделенных практически одинаковыми контрольными и надзорными полномочиями по применению мер административного принуждения.
Наиболее тесно должность связана с компетенцией органа и его структурными звеньями. Компетенция органа распределяется между его структурными подразделениями, а компетенция последних - внутри каждого их них - по должностям. Должность закрепляет часть компетенции, полномочий органа.
В качестве примера, подкрепляющего данный тезис, можно привести соотношение компетенции территориальных органов внутренних дел (горрайорганов) и органов внутренних дел на транспорте. В частности, в структуре последних отсутствуют должности сотрудников ГИБДД, паспортно-визовой и некоторых других служб, так как они не выполняют целого ряда функций, присущих территориальным подразделениям.
Должности на государственной службе следует различать по правовой форме выражения и закрепления их правового статуса, т.е. закреплены ли они в Конституции РФ, в обыкновенных законах или в других правовых актах.
Кроме того, должности различаются по органам, их устанавливающим. Все должности делятся на устанавливаемые палатами Федерального Собрания РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами и др. Практическое значение данной классификации заключается в том, что каждый государственный орган должен знать объем своих полномочий в части установления государственных должностей.
Так, Президент и Правительство РФ утверждают положения о министерствах и принимают акты, определяющие полномочия руководящих работников министерств, они же утверждают организационную структуру министерств и штатные расписания.
Таким образом, одни органы утверждают статус должности - вводят ее в перечень государственных должностей, определяют место в организационной структуре, устанавливают оплату труда.
Объем же полномочий по этим должностям определяется другими органами (руководителями органов, структурных подразделений), которые осуществляют основные функции руководства отраслями, предприятиями, учреждениями, в которых утверждаемые должности состоят.
Включение должности в структуру государственного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных подразделений и количество последних как в целом по органу, так и по структурным подразделениям. Законодательством установлен определенный порядок составления (разработки), утверждения и регистрации штатных расписаний как существующих, так и вновь создаваемых государственных органов.
Кроме того, следует иметь в виду, что содержание элементов штатного расписания различно. Так в штатных расписаниях подразделений ОВД кроме перечисленных характеристик конкретные должности определяются также предельным уровнем специального звания и должностным окладом.
В действующем законодательстве государственная должность определяется как «должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей»
В данной норме раскрывается узловое понятие для организации государственной службы в Российской Федерации, а именно - понятие государственной должности. Кроме того, здесь обозначены основные элементы правового статуса государственной должности. Таким образом, правовой статус государственной должности является неотъемлемой составной частью законодательного регулирования государственной службы и одновременно основой для разработки должностных положений и инструкций государственных служащих и других документов о специальных правах и обязанностях государственных служащих и порядке их деятельности.
Государственная должность определяет границы деятельности государственного служащего, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность «по исполнению и обеспечению полномочий» государственного органа. Поэтому важно отличать понятия «государственная должность» от близко примыкающего к нему понятия «специальность государственного служащего».
Специальность характеризует род трудовой деятельности, требует определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем профессионального образования или практического опыта (например, оперативный уполномоченный подразделения уголовного розыска и подразделения по борьбе с экономическими преступлениями; эксперт-почерковед и эксперт-химик).
Кроме того, государственная должность - это должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственный орган уполномочен Российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в праве принимать общеобязательные решения. Полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Таким образом, государственная должность заключает в себе часть полномочий (права и обязанности), которые являются составной частью компетенции данного государственного органа.
В качестве существенного элемента правового статуса государственной должности можно выделить установленный круг обязанностей и прав по исполнению и обеспечению полномочий конкретного государственного органа. Причем права и обязанности по одной государственной должности должны быть увязаны с правами и обязанностями по другим государственным должностям. Это требование диктуется необходимостью упорядочения и четкого закрепления служебных отношений между государственными служащими как внутри данного органа, так и между вышестоящими и нижестоящими органами.
Поэтому не случайно в законодательных и иных нормативно-правовых актах, определяющих правовой статус сотрудников органов внутренних дел, говорится, что они выполняют обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.
Кроме того, указанные нормативные акты выделяют в общем перечне должностей такие, как:
- рядового и начальствующего состава;
- оперативного, инспекторского, руководящего и командного,
профессорско-преподавательского состава;
- постоянного и переменного состава;
- среднего, старшего и высшего начальствующего состава;
- замещающиеся по конкурсу, посредством назначения, путем заключения индивидуальных контрактов;
- по выполнению основных, обеспечивающих функций и функций общего руководства.
В качестве элемента правового статуса государственной должности можно выделить ответственность должностного лица за исполнение своих обязанностей. В статье речь идет об ответственности государственного служащего за нарушение должностных действий по службе (в рамках обязанностей и прав по должности), а равно за недостижение цели по вине государственного служащего.
Кроме того, нельзя обойти вниманием установленное денежное содержание, т.е. предусмотренные законодательством размеры должностного оклада и надбавок к нему (см. например, ст. 22 закона «О милиции»).
Материальные основания государственной должности - это не только денежное содержание государственного служащего, но и все расходы, связанные с предоставлением льгот, гарантий, пенсионным и медицинским обеспечением, а также с обеспечением деятельности на конкретной должности (сотрудник ИВС, участковый уполномоченный).
К элементам правового статуса государственной должности можно отнести порядок и условия замещения конкретной должности, а также порядок ее учреждения.
Заключение
Таким образом, подводя итоги сказанному, оценивая все перечисленные признаки в совокупности, можно сформулировать следующее краткое определение государственной должности правоохранительной службы органа внутренних дел: это штатная единица, предусмотренная в структуре ОВД для обеспечения реализации его задач и функций, замещаемая в соответствии с законодательством лицами, наделяемыми необходимыми властными полномочиями по выполнению обязанностей за плату из федерального либо регионального бюджетов.
Литература:
1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., № 22, ст. 2063.
2. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
3. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503.
4. Приказ МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ МВД России от 26 июля 1996 г. № 446. Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в ОВД РФ.
6. И.В. Гутов, А.Н. Миронов Государственная служба в органах внутренних дел: Учебное пособие. М: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
7. Зубов И.Н., Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2000.
8. Кудрявцев А.В., Сердюк П.П. Служба в органах внутренних дел. Комментарии. Схемы. М., 1996.
9. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2005.
10. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации (теоретико-правовое исследование). Воронеж, 1996.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Архитектура стран Пиренейского полуострова |
Реферат | Античные воззрения на мир |
Реферат | Партизанское вижение в войне 1812 г. |
Реферат | Астраханский кремль |
Реферат | Арабская литература и поэзия |
Реферат | НДС и земельный налог |
Реферат | Армянская культура в XIX веке |
Реферат | Архитектура Греции |
Реферат | Архитектура: Ле Корбюзье |
Реферат | The Vairous Uses For Potassium Essay Research |
Реферат | Why The Birth Rate Is Dropping Here |
Реферат | Кризис трёх лет |
Реферат | клиновидная кость |
Реферат | Успешный бизнесмен: психологические особенности |
Реферат | Викторина Москва и москвичи |