Реферат по предмету "Иностранный язык"


Зачем нужна риторика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологическийфакультет
Кафедрарусской литературы
Специальность«Русский язык и литература»
РЕФЕРАТ
ЗАЧЕМ НУЖНА РИТОРИКААкимова Л.П.
Проверила:
доцент Г.Х.Фазылова
УФА 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Зачем нужна риторика
2. Чему учит риторика
3. Так ли уж нова риторика какучебный предмет?
4. Что же представляет собойсовременная риторика?
5. Зададимся вопросом: нужна лиРиторика нам?
Заключение
Список использований литературы

Введение
Мы живем в сложном,противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мироткрытых границ и больших возможностей для развития человека. Например,возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другойстороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишеныпривычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многиене умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационнымсообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя своюточку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливопопросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.

1. Зачем нужна Риторика
Чтобы эффективно общатьсяв различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которыеставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализациичеловека.
1. Это осуществляется спомощью 1 линии развития, которая подразумевает:
-овладение умениямиориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этихситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и местовзаимодействия и т.д.);
-овладение умениямиреализовывать именно те устные и письменные тексты — речевые жанры(существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижениязадач общения в заданных ситуациях.
2. Чтобы развивать уменияфункциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:
-обучениеознакомительному и изучающему чтению;
-обучение умениям слушатьразличного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональнуюинформацию;
-обучение умению свободновыражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии сречевой ситуацией;
-овладениекоммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью,выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задачобщения.
Речь обогащаетсялексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи,важными для устных и письменных высказываний;
3. Чтобы развиватьинтеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки исамооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух,речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития,которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но иприменением специальных методов, приемов, специфической организациейпреподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное местозанимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи,риторические игры.
4. Чтобы помочь восмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важностидоброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного насотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.
2. Чему учит риторика
Риторика была введена вдополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века каксамостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определениюМ.В. Ломоносова, — «о всякой предложенной материи… красно говорить и писать».А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла втом, чтобы изучить грамматику родного языка.
Начиная с конца ХIХ векариторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшегообразования. Основная причина — отрыв от реалий современной жизни, чрезмерноеувлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическаяметодика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, нобессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».
Риторика учитанализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говоритчеловек, для чего, где, когда и как — адекватному речевому поведению.Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственныевысказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развиваютумения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводусвоего речевого поведения.
Так, риторика помогаетстать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегаетстрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуетсявзаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе ссотрудниками и начальством и т.д.
Риторика учит гуманитарномумышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное инеправильное — учит искать разные варианты решения одной и той же задачи.(Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, непоссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению клюдям, к миру.
Кроме того, она помогаетосознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением,значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своемуслову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобыобщались с тобой.
Риторика также учитумениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умениюизвлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать ипреобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц,диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, какотзыв, реферат, доклад, и т.д.
Ни для кого не секрет,что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мыслышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участниковтеле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самыхразличных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательныхявлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, икультуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мыобщаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центреоказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений вомногом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.
Современная риторика, вцентре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знанияо человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики,социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению нановом витке развития общества, в условиях открытости информационногопространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этимотличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХвеках.
Хотелось бы подчеркнуть,что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка,не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами,содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемамипреподавания.
Как показываетмноголетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результатецеленаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работаможет быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своимсодержанием, логикой изложения и технологией.
3. Так ли уж новариторика как учебный предмет?
Начиная с 70-90 гг. ХIХвека, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного ивысшего образования. Основная причина такого положения дела — мертвая,схоластическая методика преподавания риторики, когда учили главным образом натекстах древних риторов, и обучаемые создавали “свои” произведения какподражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию.
Итак, исчезаетспециальный предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуютнеобходимость работы над речью. К началу 20 века складывается областьпреподавания родного языка, которая называется в методике “развитием речи”,появляется наименование “культура речи” и т.д.
И наконец, в 70-е годы 20века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел “Связная речь”(Работа над изложениями и сочинениями). В данной статье не представляетсявозможным охарактеризовать методические поиски включения элементов риторики вкурс родного языка. Можно отметить только одно: стремление методистов включитьработу над речью в этот предмет.
Однако эта работа неставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать текстыразной коммуникативной направленности — разные речевые жанры, такие, какдоклад, отзыв, рецензия, приветственное слово, поздравительная речь,автобиография, благодарственное письмо, дискуссия, реферат и т.д. Хотяпотребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже вучебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем заданиятипа: “Напишите доклад”, “Подготовьте реферат”, “Перескажите кратко текст ”;“Подготовьте устное выступление на тему: ...”, “Выступите в дискуссии” и т.д.
О несоответствиитрадиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществеписал Л.Н. Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянскойшколе: “В моем личном опыте я не нахожу почти ни одного намека нато, чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими ккакому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет само собой… какумственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык — умение писать,читать и понимать идет само собой...”

4. Что жепредставляет собой современная риторика?
Современнаяриторика не может быть слепком, копией русской риторики 19 века. Мы не можем,например, просто издать самые лучшие из этих учебников (Мещерякова, Сперанскогои мн. других). Современная риторика базируется на достижениях современныхгуманитарных наук — лингвистики, теории коммуникации, психологии общения,этики, социологии, логики, семиотики и т.д.
В центрецентре современной риторики общающийся человек, человек, который общается.Следовательно, риторика — антропоцентрический предмет. Поэтому естественна егопрактическая направленность, его задача как учебного предмета — научитьэффективному общению, что, конечно, требует определенной теоретической базы.
Итак, риторика- учебный предмет, при разработке которого реализуются оба направлениямодернизации образования:
— за счетдостижений современных базовых смежных наук;
— за счетпотребностей настоящего и будущего общества, так как риторика учиткоммуникативным (риторическим) умениям на новом витке развития общества вусловиях открытости информационного пространства и колоссальных возможностейинформационных технологий.
5. Зададимся вопросом:нужна ли Риторика нам?
Насколько необходимы длянас риторические знания и умение применять их — сегодня и в будущем? Начнем стого очевидного факта, что природа человека с древнейших времен до наших днейосталась неизменной по крайней мере в одном своем проявлении: человек оченьмного говорит ( 65% рабочего времени проходит в устном общении, 2,5 года — расход чистого времени на беседы у среднестатистического жителя Земли, поданным американских ученых, что составляет 400 томов по 1000 страниц успеваемнаговорить за свою трудовую деятельность).
Таким образом, человекразумный был и остается человеком говорящим.
Значит, говорили иговорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем этоплохо: общение людей, не получивших специальной (риторической!) подготовки,эффективно (успешно) всего лишь на 50%. Конечно, это весьма приблизительныеоценки, сухие факты и цифры, но и они свидетельствуют о многом: необходимосовершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.
«Приходит министр впарламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорит…
Но министр плохой актер.Он не чувствует обстановки, не понимает ситуации, и неточности начинаютнагромождаться одна на другую. Какая-нибудь забубенная голова выкрикиваетнелестное замечание. Как плохой актер от неправильно поданной реплики, министртеряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жестыперестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, делонедоделанным., а впечатление произведено отрицательное. Не понял министр своейроли — провалился» (Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на сцене).
Не правда ли, это звучитдостаточно современно? Однако в целом уровень речевой культуры общества вдореволюционной России и в первые послереволюционные годы был несравненно вышетого, что мы имеем теперь, спустя почти столетие.
Почему это произошло?Каковы причины того, что лишь немногие наши современники сохранили высокуюречевую культуру? Ответить на эти вопросы необходимо, чтобы представитьперспективы реконструкции и возрождения отечественной речевой культуры, увидетьвозможные пути грядущего «риторического Ренессанса» в России. Безвозвращения риторики вряд ли мыслимо и возрождение отечественной культурывообще. Ведь роль слова именно в русской культуре традиционно была особеннозначительна.
Именно поэтому можно говоритьо том, что слово современное (и будущее) реально возвращается к античному,сократовскому идеалу: оно должно быть полно смысла, глубоко, насыщено мыслью.Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это,прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче.
И так, риторика, особенносовременная, — это прежде всего школа мысли, а затем уже — школа слова.
Хорошую современнуюпубличную речь можно охарактеризовать так же, как некогда было сказано о речахзамечательного афинского оратора и политического деятеля Демосфена: «Неищите у него украшений, там имеются только доводы. Аргументы и доказательстваскрещиваются, подталкивают друг друга, стремительно бегут перед вашими глазами,выбрасывая на ходу восхитительные блестки антитез».
Значит, современная речь- это некая " литературная геометрия", результат усиленноймыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четкихсмыслов точно употребленных слов. Мужественная логика слова вызывает у нашихсовременников одобрение и восхищение скорее, нежели женское изящество. Чтобыубедиться в этом, посмотрим, как пишет о прекрасной речи Алексей ФедоровичЛосев: «Слова всегда были для меня глубоким, страстным,завораживающе-мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеютталантливо говорить! И как я искал, как я любил, как я боготворил этих людей!Боже мой, что это за чудный дар — уметь говорить и уметь слушать, когдаговорят! В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается,серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобиедрагоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начиналноситься по безбрежной и бледной зелености мысленного моря, на которомвспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алымивсплеками!» (Лосев. Жизнь).
Ядром, центромсовременной риторики является тот путь от мысли к слову, который в классическойтрадиции описывался как совокупность трех этапов: изобретение содержания,расположение изобретенного в нужном порядке и, наконец, словесное выражение.Что сказать? Как? Какими словами? Вот три главных вопроса, на которые мы учимсяотвечать, получая риторическое образование, чтобы овладеть мастерствомэффективной речи.
Этот центральный иотправной раздел общей риторики будем называть риторическим каноном, так кактри этапа пути от мысли к слову — изобретение, расположение и словесноевыражение — определяются системой специальных законов и правил — каноном (греч.kanon).
Узнав эти законы и усвоивпринципы, человек сможет уверенно ориентироваться в любой ситуации, требующейот него связной осмысленной речи.

Заключение
Итак, перед нами — задачаисследовать путь от мысли к слову, как промелькнувшую идею превратить в хорошуюриторически грамотную речь, т.е. можно ли сделать так, чтобы мыслей сталобольше, чтобы они были интересней, чтобы идеи не ускользали и не мешали другдругу а получили стройный порядок, и наконец, ожили в слове.
Нам необходимо проникнутьв тайны совершенно особой жизни — жизни идей, понятий. Это необходимо, потомучто научиться говорить можно только научившись думать.

Список использованнойлитературы
1. Ладыженская Т.А. Роскошь илинеобходимость? Зачем нужна риторика // Учительская газета. – 2006. -№23.
2. Панов М.И. Зачем сегодня нужноискусство красноречия?
3. Александров Д.Н. Риторика.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Религиозное, социальное и политическое значение верований горё (из истории религии Японии)
Реферат Курсовая работа: Отопление жилого здания
Реферат Организация отделов маркетинга на предприятиях
Реферат Эмперическое и теоретическое
Реферат Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием
Реферат Экономические взгляды А. А. Богданова
Реферат Громадянство України
Реферат Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни
Реферат Державне право України
Реферат Мировоззренческие категории предельных оснований в универсальных измерениях культуры
Реферат Эксплуатация и технология измерений систем Е1
Реферат Государственный кредит в Украине
Реферат Громадська адміністрація у Польщі
Реферат Деликтная ответственность: понятие, отличительные признаки, условия наступления
Реферат Доказывание в арбитражном процессе