Реферат по предмету "Иностранный язык"


Невербальное речевое воздействие

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Естественнонаучный факультет
Кафедра романо-германской филологии

Курсовая работа
по дисциплине «Коммуникативная риторика»
НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Автор — студентка группы 06 ЕЛ 1
В.В. Малькова
Руководитель — ст. преподаватель
Л.Н. Авдонина
Работа защищена с оценкой
Пенза 2007

Содержание
 
Введение
Глава 1. Речевое воздействие
Глава 2. Невербальные средства общения
2.1 Кинесика
2.2 Просодика
2.3 Проксимика
Заключение
Библиографический список
 
Введение
Составляющим элементом любой речевой коммуникации наряду ссобственно речевым знаком является невербальный сигнал. Невербальные средстваобщения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют слова, т.е.могут выступать как средство передачи информации.
Впервые серьезным исследованием невербального общениязанялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатокомпсихологии человеческого общения и автором методики обучения основамкоммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре «Пиз ТрейнингКорпорейшен» в Австралии.
Объектом данной курсовой работы являются невербальныесредства общения, применяемые прежде всего в деловом общении или во времявыступления перед аудиторией. Предмет исследования — эффективностьиспользования неязыковых средств, их соотношение с речевой информацией и воздействиена слушающих. Цель работы — проанализировать некоторые виды невербальныхсигналов, объяснить их значения, выделить средства, повышающие эффективностьречевого воздействия.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения ибиблиографического списка. В первой главе дается общее понятие речевоговоздействия, его задачи и основные приемы. Вторая глава подробно рассматриваетвиды невербальных сигналов, ситуации их использования. В заключении сделанывыводы.
Глава 1. Речевое воздействие
Речевое воздействие — это воздействие на человека при помощиречи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленнойговорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука — наукао речевом воздействии, об эффективном общении.
Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный(при помощи слов) и невербальный.
При вербальном (от лат. verbum — слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, вкакой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонациейговорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковыхсредств для выражения мысли, так и само содержание речи — ее смысл, приводимаяаргументация, расположение элементов текста относительно друг друга,использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы — это слова.
Невербальное речевое воздействие — это воздействие припомощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, нашеповедение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.)
Все эти факторы сопровождают и дополняют речь ирассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью,что и позволяет использовать термин «невербальное речевое воздействие».
Невербальные сигналы — это отдельные жесты, позы, чертывнешности, действия собеседников в процессе общения и т.д.
Функции вербальных и невербальных сигналов в общениисовпадают. Как те, так и другие:
передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);
воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательноевоздействие);
воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное ибессознательное воздействие).
Правильно построенные вербальное и невербальное речевоевоздействие обеспечивают эффективность общения.
В процессе общения вербальные и невербальные факторыречевого воздействия тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметныеразличия в их роли на разных этапах общения.
Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важноезначение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и впроцессе отнесения собеседника к какой — либо категории — профессиональной,возрастной, интеллектуальной, социальной и др. По данным Е.А. Петровой, признакомстве в первые 12 с. общения 92% информации собеседники получаютневербально.
Аллан Пиз приводит мнения американских специалистов осоотношении вербальной и невербальной информации в общении: около 35% отводитсясловесным факторам и 65% несловесным. Сам Пиз отмечает, что словесный каналиспользуется людьми в основном для передачи информации о внешнем мире, внешнихсобытиях, т.е. предметной информации, а невербальный канал — для обсуждениямежличностных отношений.
Информация, которую передают в процессе общения вербальные иневербальные сигналы, может совпадать или не совпадать. Конгруэнтность — это соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность — противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности людиобычно склонны доверять невербальной информации.
Аллан Пиз отмечает подобные противоречия: «Мы частовидим крупных политиков стоящими на трибуне с плотно скрещенными на грудируками (оборонительная позиция) и опущенным подбородком (критичность иливраждебность). Но в то же самое время они пытаются убедить аудиторию в своейвосприимчивости и открытости идеям молодежи».
Таким образом, языковые единицы общения в неразрывной связис невербальными средствами помогают решить главную задачу речевого воздействия-изменить поведение или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении,убедить его сознательно принять нашу точку зрения.
Глава 2. Невербальные средства общения
Невербальные сигналы — материальные, чувственновоспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие длясобеседников вполне определенный, закрепленный данной культурой смысл.
Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы изнаки.
Симптомы — невербальные явления (движения, действия),бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическоеили физическое состояние участника общения.
Симптомы преимущественно представляют собой мимическиедвижения и их сочетания (симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости ит.д.)
Символы — невербальные явления, являющиеся носителямитак называемого социального символизма — символического значения,приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям.
Социальные символы непосредственно не участвуют вкоммуникации, но они несут коммуникативно релевантную информацию, опосредованновключаясь в процесс обмена информацией между людьми.
Примеры социальных символов: иномарка, норковая шуба,собственная вилла — зажиточность, длинные волосы у мужчин — артистическаяпрофессия и др.
Знаки, или собственно невербальные сигналы, — автоматизированоили сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуреопределенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этогозначения собеседнику.
Изучением невербальных средств общения занимаются следующиеотрасли лингвосемиотики: кинесика (экспрессивно — выразительныедвижения, поза, жесты, мимика, походка, визуальный контакт, направлениедвижения, длина паузы), просодика (интонация, громкость голоса, тембр,пауза, вздох, смех, кашель), таксемика (рукопожатие, поцелуй, похлопывание)и проксимика (ориентация пространства, дистанция).
 2.1 Кинесика
Естественный язык тесно соприкасается с ближайшей к немусемиотической системой — системой жестов. В кинесике исследователи жестов и позвыделяют простейшую (далее неразложимую без потери смысла) позу человеческоготела, кинеморф. Класс взаимозаменяемых поз образует кинеморфему. Главное дляисследователя — выделить такие позы, которые действительно что-то значат вданной культуре, т.е. являются знаками. Их называют изолятами.
Важным средством повышения эффективности речевоговоздействия оратора на аудиторию является его движение по аудитории. Неподвижнымораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движениеоратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. Рекомендуетсяспускаться в зал, ходить по аудитории, наклоняться к слушателям. Выступающемунеобходимо время от времени выходить из-за трибуны, становиться рядом с ней.
Походка оратора должна быть ровной, размеренной, безускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека: в таком случаепоходка разнообразит восприятие выступления, но не отвлечет от него. Руки приходьбе должны быть статичными. Не следует держать на ходу руки в карманах: этовоспринимается аудиторией как свидетельство скрытности или неуверенностиоратора.
Жесты — это выразительные движения головой, рукой иликистью, которые совершаются с целью общения и могут сопровождать размышлениеили состояние. Различают произвольные и непроизвольные жесты. Произвольнымижестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаютсясознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться внепроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемыебессознательно. Часто их обозначают как рефлекторные движения. Как правило, такиежесты бывают врожденными или приобретенными.
Жесты подразделяются на:
номинативные — их функция заменять, дополнять илидублировать вербальные средства. Номинативные знаки используются автономно иливместе с вербальными средствами. К номинативным относится большой разрядизобразительных жестов. Их особенность в том, что они передают чувственныйобраз предмета, действия (изображение размера, формы)
эмоционально-оценочные — выражают оценку чего-либо входе общения (огорченная отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знакпросьбы и др.)
указательные — выделяют предмет в коммуникативнойситуации, ориентируют собеседника в пространстве, направлены в сторонупредметов или людей с целью обратить на них внимание (указание пальцем,ладонью, головой);
риторические — имеют усилительный характер, усиливаютвыражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом.Риторические жесты могут подчеркивать ритмический рисунок высказывания,коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней каудитории);
игровые — шуточные, используемые для игры,развлечения (рожки для фотографирования);
вспомогательные — жесты, используемые преимущественнов качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержатьпод руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);
магические — используются в суеверных, магическихцелях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением).
Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять илизаменять какое — либо высказывание.
Различные положения рук.
Ладони вверх. Такое положение кисти руки необходимо вслучае получения чего — либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящеедвижение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего — либо.Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, тотребование (приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно символическиусиливается. Большую по размерам чашу и соответственно выражение позыповышенного ожидания можно получить, используя обе руки. Такие вытянутые, сповернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать увыступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления.
Ладони вниз. При таком положении кистей рук действиеих направлено на то, чтобы защититься от чего — то неприятного. При слегканапряженном исполнении это представляет собой предостерегающе — осмотрительныйжест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его подконтроль.
Пальцы.
Пальцы служат в основном для выделения жестов. Существуют чистопальцевые жесты, когда кроме пальцев ничего не задействовано.
Большой палец известен как палец давления, как символ власти,демонстрации превосходства. Большой палец, зажатый ладонью, говорит о том, чтоособая активность в данный момент либо подавляется, либо не должна проявляться.
Указательный палец символизирует волю и инициативноедействие. Именно поэтому он используется в большинстве указательных сигналов. Поднятыйвверх и застывший в этом положении палец служит для обозначения знака " Внимание!".
Жесты «рука — лицо».
Ладони наших рук превосходно приспособлены и для того, чтобыприкрывать лицо. Во многих жестах «рука — лицо» присутствует желаниечто-нибудь скрыть. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когдахотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься.
Поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа,потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочкууха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ — чаще всего эти жестысимволизируют ложь.
Рука — ухо. Целевые жесты, выполняемые за счет прикладыванияодной или обеих рук к ушам, служат для увеличения ушных раковин и должны как быпомочь уловить побольше акустических сигналов. Полную противоположность этомупредставляет тот случай, когда кто-нибудь прижимает свои руки к ушам, чтобыскрыться от шума. Символически зажатие ушей может также означать стремлениеперебить возражающего вам человека, как бы говоря: «Я совсем не хочуслушать то, что ты говоришь».
Рука — нос. В большинстве случаев прикосновение к носупредставляет собой знак проявления смущения, боязни оказаться застигнутымврасплох. Примечательно, что касания носа и попытка солгать очень частопроисходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовыхситуациях, т.е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.
Рука — глаза. Поднести руки к глазам (к лицу), значитвыразить отвращение, боль, но в то же время и примитивность. Потирание глаз (илиушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость.
Рука — лоб. Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, тотаким образом должно быть обеспечено отгораживание (экранирование) отнежелательных раздражителей. Этот жест используется для выражения концентрации.
Жесты «рука — рука».
Протягивание руки самому себе является в большинстве случаевбессознательным подражанием прикосновения со стороны других людей. Это всегдапридает нам своеобразное чувство уверенности и защищенности. В напряженныхситуациях мы склонны, так сказать, складывать кисти рук, сцепляя их между собойили обхватывая одной другую. Причиной такого поведения могут быть нервозность,возбуждение, скованность или замешательство и смущение.
Потирание рук может совершаться от внутреннего напряжения,или для расслабления мускулов, символизирует ожидание победы.
Закладывание рук за спину есть жест уверенности в себе ичувства превосходства. Он позволяет человеку бессознательно открыть своиранимые области тела. Если сзади руки в замке — это просто уверенность. Еслиодна рука держит другую за запястье — человек расстроен и пытается взять себя вруки (так появилась эта идиома). Чем выше сзади место обхвата одной рукидругой, тем более очевидна нервозность.
Позы — фиксированные, статичные положения тела,принимаемые человеком. Они бывают открытыми, закрытыми и авторитарными. Дляэффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не скрещены, аслегка разведены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегкаприподнят. Открытая поза демонстрирует стремление к контакту.
Закрытые позы — руки и ноги скрещены, руки закрывают груднуюклетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком. Скрещенные руки — поза обороны. В такой позе человек меньше усваивает слышимой информации. Исследованиепозы со скрещенными руками, проведенные в США, дали интересные результаты. Группестудентов предложили посетить курс лекций. Одной части группы велели нескрещивать ни руки, ни ноги, сидеть спокойно и расслабленно. Второй части тойже группы велели, наоборот, сидеть на лекции со скрещенными на груди руками. Вконце каждой лекции исследователи анализировали степень усвоенности материала иотношение студентов к лектору. Результаты показали, что группа, сидевшая соскрещенными руками, усвоила материал на 38 процентов хуже, чем те студенты,которые слушали лектора в расслабленной позе. Вторая группа продемонстрировалатакже более критичное отношение к лектору и теме лекции.
Эти исследования показали, что, когда слушатель скрещиваетруки, он не только начинает относиться к собеседнику более негативно, но именее внимательно относится к его словам. Вот почему во многих подготовительныхцентрах используют кресла с подлокотниками — так у слушателей меньше соблазнаскрестить руки на груди.
Авторитарные позы демонстрируют высокий статус говорящего,его превосходство над собеседником, стремление оказать на него давление. Примерыавторитарных поз: ноги шире плеч, руки за спиной, взгляд поверх очков инекоторые другие. Все они воспринимаются негативно.
Знание и правильное распознавание поз и жестов значительнооблегчает оратору процесс владения аудиторией. Аллан Пиз в своей книге «Языктелодвижений» замечает: «Во время публичного выступления длявыступающего неприятно заметить, что его слушатели прикрывают рот руками. Еслиаудитория небольшая или беседа идет приватно, разумно было бы остановиться испросить: » Не хочет ли кто-нибудь прокомментировать мои слова?" Этопозволит аудитории высказать свое несогласие открыто, а выступающий сможетразъяснить свою позицию и ответить на вопросы.
Когда слушатель начинает поддерживать голову рукой, значит,он заскучал. Человек вынужден подпирать щеку, чтобы окончательно не заснуть. Постукиваниепальцами по столу или носком по полу ошибочно истолковывается как сигнал скуки,но на самом деле эти движения говорят о нетерпении. Если вы в процессевыступления заметили такие сигналы, то следует каким — то образом вовлечьчеловека, постукивающего пальцами, в процесс, иначе он может негативно повлиятьна остальную аудиторию. Если же слушатели разделились на тех, кто подпираетголову руками, и на тех, кто нетерпеливо постукивает пальцами, значит,выступающему пора заканчивать. Помните, что скорость постукиваниясвидетельствует о степени нетерпения слушателя. Чем быстрее он стучит, темболее нетерпелив и раздражителен".
Самому оратору необходимо придерживаться некоторыхрекомендаций в принятии позы и использовании жестов. Если оратор стоит, ногидолжны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Если человек выставил впередлевую ногу, он демонстрирует агрессивность, если же он выставил правую, то оноткрыт к диалогу, сотрудничеству. Слушатели нередко подсознательно воспринимаютэту информацию.
Локти следует держать не ближе трех сантиметров от корпуса; прижатыек туловищу локти свидетельствуют о неуверенности оратора. Не следует опиратьсяна невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, котораяотрицательно воспринимается аудиторией.
Жестами необходимо сопровождать речь, желательнодемонстрировать открытые позы и жесты. Руки должны быть подвижны, раскрыты,направлены в сторону слушателей. Лучше всего использовать движения рук всторону слушателей, когда ладони раскрыты (ладони оратора должны быть видныаудитории).
Важно использовать риторические жесты: руки должны слегкарасходиться и сходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.
Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующимтребованиям:
Жестикуляция должна быть естественной, следоватьестественным импульсам человека к жестам.
Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны бытьнепрерывными.
Жесты необходимо разнообразить, не стоит повторять одни и теже. Это действует раздражающе на аудиторию.
Нельзя прерывать начатые жесты, следует доводить их до конца.
Визуальный контакт (взгляд).
С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживатьзрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора,тогда это рассматривается как поддержание контакта. В зависимости отобстоятельств могут быть выделены три зоны взгляда:
деловой взгляд направлен на треугольник «глаза — нос». Он создает впечатление серьезности намерений.
социальный (неформальный) взгляд направлен натреугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Такой взгляддемонстрирует дружеское отношение, желание контактировать.
интимный взгляд направлен на треугольник,образованный глазами и солнечным сплетением речевого коммуниканта. Онпоказывает личную заинтересованность.
Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушателиполагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны,что заставляет их слушать более активно и внимательно.
По использованию взгляда в ходе выступления можно датьследующие рекомендации.
Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, невыделяя никого из них персонально.
В большой аудитории следует разбить зал на секторы ипереводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, неоставляя без внимания ни одного из секторов.
Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго — при формулированиинекоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт сослушателями.
Не смотреть в процессе выступления на пол, окно, ноги, впотолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта саудиторией.
Длительный, интенсивный, серьезный взгляд, направленный вглаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемогодавления.
 2.2 Просодика
Голосиграет огромную роль в речевом воздействии. Оттого, нравится ли он слушателям, зависит сила его воздействия. Однако основнымпараметром голоса, определяющим его воздействующую силу, является громкость.
Громкий голос всегда дает преимущество его обладателю,особенно в публичной речевой деятельности. Громкость голоса создает впечатлениеубежденности говорящего, его уверенности в своей правоте, компетентности. Часто(особенно в России) громкий голос в официальном общении рассматривается какпризнак высокого статуса человека, сигнал высокой должности, занимаемой им. Громкийголос также часто воспринимается как свидетельство решительности человека: онневольно заставляет слушать его обладателя. Фразы, произнесенные громко ибезапелляционно, часто оказывают завораживающее действие на слушателей, лишаютих возможности возразить собеседнику. Резкое повышение громкости голоса обычноусиливает воздействие на адресата.
Высота голоса также относится к параметрам речевоговоздействия. Деловое общение должно вестись низким тоном. Тембр голоса передаетэмоциональные состояния говорящих. В голосе выступающего должны быть напор,усилие, некоторый призыв следовать за мыслью.
К интонации публичного выступления предъявляютсяследующие требования:
1) она не должна быть однотонной, ее надо изменять напротяжении всего выступления.
2) интонация должна быть естественной и соответствоватьсодержанию. Интонация, не отражающая содержание речи, раздражает слушателей ивызывает недоверие словам, иногда даже создает комический эффект.
Небольшие паузы следует делать до и после важныхмыслей. Важно избегать больших пауз и использовать средний темп речи. ДейлКарнеги в книге " Как выработать уверенность в себе и влиять на людей,выступая публично" описывает, как пользовался этими приемами Линкольн:" Он часто останавливался среди речи. Когда Линкольн подходил к важнойидее и хотел, чтобы она глубоко проникла в сознание его слушателей, оннаклонялся вперед и некоторое время ничего не говорил, глядя им прямо в глаза. Этонеожиданное молчание производило такое же действие, как и неожиданный звук, — онопривлекало внимание. Слушатели напряженно, внимательно ждали, что будет дальше".
 2.3 Проксимика
Фактор организации пространства объединяет сигналы,связанные с расположением собеседников относительно друг друга, и являетсядовольно значимым в процессе коммуникации. Американский антрополог Эдвард Т. Холлбыл одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека. Вначале 60 — х гг. он ввел в обиход слово «проксимика» (от англ. рroximity — близость).
Размеры личной пространственной территории человека можноразделить на 4 четкие зоны дистанций (пространственные зоны).
1. Интимная зона (от 15 до 46 см).
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зонучеловек охраняет как собственность. Разрешается проникнуть в эту зону тольколицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители,супруги, любовники, близкие друзья и родственники.
2. Личная зона (от 46 до 1,2 метра)
На таком расстоянии от окружающих мы стоим на вечеринках,официальных приемах, дружеских встречах или на работе.
3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)
Это расстояние, которое обычно отделяет нас от постороннихлюдей.
Общественная зона (более 3,6 метров)
При обращении к большой группе людей, такое расстояние являетсянаиболее предпочтительным.
Сильная коммуникативная позиция у тех, кто легко меняетдистанцию общения — подходит к разным собеседникам, свободно отходит и вновьподходит.
Умеренный пространственный экспансионизм (стремлениесокращать дистанцию до собеседника, занять больше пространства) повышаетэффективность речевого воздействия. Можно подойти поближе к аудитории,отдельным слушателям.
Горизонтальное расположение участников общения: людиза круглым столом непроизвольно доброжелательны, через стол напротив друг друга- наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция дляделовой беседы — через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборотадруг к другу. Замечено также, что когда люди сидят рядом, то убеждать слеванаправо (в сторону правой руки) легче, чем справа налево.
Вертикальное положение: высокие люди всегда кажутсяавторитетнее. Поэтому лучше выступать стоя, а также вставать при желаниисказать что-либо важное. На трибуне, над аудиторией, оратор обычно чувствуетсебя более уверенным, чем на одном уровне со слушателями.
Влияет на эффективность общения и само место общения:в темном и тесном помещении с низким потолком легче убеждать, чем в большом исветлом. Дейл Карнеги советует: " Если ваши слушатели разбросаны в зале,то попросите их перейти вперед и сесть к вам поближе. Добейтесь этого прежде,чем начнете выступление".
К невербальным сигналам, повышающим эффективность речевоговоздействия, следует отнести и фактор внешности говорящего. Особенностьюпсихологии аудитории является то, что слушатели — это одновременно и зрители. Поэтомув первую очередь в ораторе привлекает его внешний вид. Одежда выступающегодолжна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь. Вцелом коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда,контраст темных и светлых тонов. Сочные цвета одежды характеризуют человека какуспешного и радующегося жизни. Расстегнутый пиджак — стремление к контакту,застегнутый — стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак — готовностьвзаимодействовать. Американские специалисты по проведению переговоров отмечали,что, по их наблюдениям, если мужчины до конца переговоров остаются взастегнутых пиджаках, договоренность обычно не достигается.
Большое значение имеет стиль, в котором человекодевается (его общий внешний имидж). От стиля одежды во многом зависитвосприятие человека. Классический стиль подходит большинству людей и уместен вбольшинстве ситуаций. Обычно носителя классического стиля воспринимают какизлучающего надежность, силу, внушающего доверие и уважение, вызывающегоощущение персоны значительной и респектабельной. Такого человека могутвоспринимать как лидера или, по крайней мере, как достаточноквалифицированного, владеющего информацией человека, как профессионала.
Оратор, одетый в романтическом стиле, производит впечатлениечеловека творческого, необычного, возможно, приятного в общении, он вызовет вкультурной аудитории внешний интерес, но будет восприниматься при этом какнедостаточно компетентный и надежный человек. В малообразованной и смешаннойаудитории данный стиль вызовет прямое неприятие.
Таким образом, эффективность речевого воздействия определяютне только чисто языковые сигналы, но и умелое пользование невербальнымисредствами общения.
Заключение
Искусство речевого воздействия заключается в уменииговорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давлениясобеседника. С этой целью используются различные вербальные и невербальныеприемы коммуникации. Изучением невербальных сигналов занимается целый ряд наук:психология, теория массовой коммуникации, персонал — менеджмент, реклама,социология, конфликтология. Особый интерес они представляют и в лингвистическихдисциплинах: традиционная лингвистика, психолингвистика, коммуникативнаялингвистика, риторика.
В результате проделанной работы были сделаны следующиевыводы:
1. невербальные средства воздействия могут совпадать (конгруэнтность)или не совпадать (неконгруэнтность) с речевой информацией;
2. невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важноезначение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении, при выходеоратора на сцену и т.д., тем самым они задают общую картину восприятия личности;
3. невербальные сигналы, повышающие эффективность речевоговоздействия человека, могут быть сгруппированы в несколько факторов: факторорганизации пространства (проксимика), фактор физического поведения (кинесика),фактор голоса (просодика) и фактор внешности.
Безусловно, раскрытие значений наиболее частых поз и жестовне является универсальным; их воздействие на аудиторию может оказатьсяпротивоположным в различных ситуациях и будет зависеть от состава аудитории,темы и места выступления, личных качеств говорящего. Наличие у оратора тихогоголоса не указывает на провал выступления. Тем не менее, рациональное и умелоепользование невербальными средствами поможет установить необходимую атмосферуобщения и создаст приятное впечатление о человеке как собеседнике.Библиографический список
 
1. Пиз Аллан. Язык телодвижений: какчитать мысли окружающих по их жестам. — М.: Ай — Кью, 2005 — 284 с.
2. Карнеги Дейл. Как выработатьуверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — Минск: Изд-воСовременный литератор, 2006
3. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория ипрактика речевой коммуникации. — М.: Изд — во Дело, 2001 — 358 с.
4. Стернин И.А. Практическаяриторика. — М.: Изд. центр «Академия», 2003-269 с.
5. Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов н/Д: Изд — во Феникс, 2000
6. Толмачев А.В. Об ораторскомискусстве — М.: Политиздат, 1973
7. Александров Д.Н. Риторика: Учебноепособие для вузов. — М.: Юнити — Дана, 2000. — 534 с.
8. Волков А.А. Основы риторики — М.:Академический проект, 2005
9. Лабунская В.А. Невербальноеповедение. — Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1986
10. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружиев общении: мимика, жест, движение. — М.: Интерэксперт, 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ринногенные внутричерепные осложнения
Реферат Роль игр для закрепления звуков Р, Ръ и Л, Лъ
Реферат Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского
Реферат Рот и зубы Заболевания полости рта и зубов
Реферат Антикризисное управление пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов VI курса специальности 061100
Реферат Синдром Клайнфельтера
Реферат Синдром дисфагии 2
Реферат Роль нервной системы в воспалительной реакции
Реферат Роль игр для закрепления звуков Р Ръ и Л Лъ
Реферат Гострі ушкодження сумково звязкового апарата колінного суглоба
Реферат Лекарственные растения обладающие адаптогенными и психостимулирующими свойствами
Реферат Розвиток інфраструктури охорони здоров я в Донбасі у 20 х рр ХХ ст історичний аспект
Реферат Terry Fox Essay Research Paper Terry Fox
Реферат Изображение русского национального характера в произведениях Н С Ле
Реферат Аннотация статей по вопросу: «IQ: горе от ума»