Реферат по предмету "Иностранный язык"


Великий, могучий и прекрасный русский язык

/>2007 – Год русского языка
«Великий, могучий и
прекрасный русский
язык»
Лекция
                        Учитель русского языка и
                                       литературы
                         Самойлова Светлана
                                             Викторовна
                                                                               Язык есть исповедьнарода,
                                                                      В нем слышится его природа
                                                                      Его душа и быт родной
                                                                                            П. А. Вяземьский
                                         Старший брат!.. Горячей любовью к младшим
                                          бьетсятвое великое сердце. Твой язык – язык
                                         борцов и мудрецов – стал первым языком на –
                                         родов. На русском языке говорит совесть мира.
                                                                                                 МустайКарим
            Родной язык – это живаясвязь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом инастоящем, приобщается к культурному наследию.
            Русский язык – этонациональный язык великого русского народа. Значение русского языка в нашевремя огромно. Современный литературный русский язык – это язык наших газет ижурналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений иучебных заведений, радио, кино и телевидения.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в рукахче­ловечества. Однакопользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может лилюбой из вас с уверенностью сказать, чтоовладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этойкниги таких не окажется. И вот почему: чем большемы осознаем богатство и величие русского языка, тем требо­вательней становимся к нашей речи, тем острееощущаем необходимостьсовершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, многосделавший для развития и обогащениярусского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всемглавным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским,еще более труда, неже­ли другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо неодно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, все­гда полезнозадуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этомуучит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств.
Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своейречи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме­чательных русских писателей. Онинеустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи изаве­щали нам бережно относиться к родномуязыку. Русский язык всегда былгордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силыи великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,правдивый и сво­бодный русский язык!»-писал И. С. Тургенев.
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокиечувства. Нет такого понятия, которое нельзябыло бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев иподчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мыузнаем из книг, воплощено в слове, вне словане существует!
Волшебные краски русской природы, описание богатойдуховной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — все воссоз­даетсяписателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно языкназывают одним из самых удивительных орудийв руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.
Никто нерождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурныйоблик человека,— результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспиты­вает чувствоязыка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняетяркость выразитель­ных средств и чистоту народного языка; учителя, кото­рыепроводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже урокиматематики, географии, физкультуры или труда); книга большого писателя, театр,радио, телевидение — все это способствует выра­ботке хорошего лингвистическоговкуса у детей и взрос­лых, у всех слушателей и читателей.
Нередкорассуждают таким образом: «Конечно, мате­матику или физику надо специальноизучать. Но что ка­сается языка, то уж говорить-то я умею без всякой науки». Всамом деле, язык — явление совершенно осо­бенное в жизни человека. Важнейшеесредство обще­ния — язык — доступно каждому с детства и используе­тся постояннокаждым членом данного общества. Это создает у человека иллюзию, что онполновластный хо­зяин своей речи: кажется, что «мои» лингвистические вкусы, «мои» взгляды на язык и «мои» объяснения —объективная истина, обязательная для всех других. Здесь и кроетсяпричина появления невежественных с точки зрения науки «открытий» и ходячихмнений, хо­тя и возникают обычно они изискренних и совершенно добросовестных побуждений.
Конечно,есть такие скептики, которые считают: «Как сказал — так и ладно. Все равнопоймут»! Но правы ли они? Можно лиутверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие«неувязки» выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждыйиспытал на своем собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрымправилом «все равно поймут». Нет,неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильнопоймешь — не­правильно и поступишь. Значит, культура речи не лич­ноедело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Что жетакое культура речи? В узком лингвистиче­ском смысле — это владение языковыминормами (в про­изношении, ударении,словоупотреблении, в построении фраз и т. п.), а также умениепользоваться выразитель­ными средствамиязыка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержаниемречи. Но культура речи в более широком смысле — это и культура чтения, иважнейшая часть общей культуры человека.
Самослово «культура» (от латинского сultura)бук­вально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано»,«возделано» и передано нам по наследствунашими предшественниками; это то, что «об­рабатывается» и «возделывается»,шлифуется нами, что­бы передать следующим поколениям.
Язык —важнейшее средство человеческого общения и  орудие  художественного творчества.   Культура   речи (или культура языка)—это степень нашего владениянеистощимыми богатствами языка. В этом смысле и го­ворят о высокой культуреречи или о низкой, недоста­точной речевой культуре того или иного человека и т.п. Как и в любой области знаний, совокупности навыков здесь все зависит от нассамих, от нашего желания овладеть высотами культуры.
В    апреле    1941    года,    выступая    перед   московскими школьниками-старшеклассниками,   Михаил     Иванович Калинин сказал: «Чтобы стать творцами большой жиз­ни, вамнадо овладеть тремя предметами вашей учебной программы». В числе трех главныхшкольных дисцип­лин Михаил Иванович назвал физкультуру.По­нятно, почему он поставил ее в ряд основных предметов: нам надо готовитьсебе здоровую смену. Молодежь должна быть сильной, ловкой, выносливой, а всеэти качества воспитывает и развивает физическая куль­тура.
Другойпредмет, который Калинин считал одним из главных в школьном преподавании,предмет, необходи­мый людям разных профессий,— это математика. В наш вектехнического прогресса нет необходимости доказывать правильность этогоутверждения.
Однакоинтересно и знаменательно, что среди трех главных учебных предметов на первоеместо Михаил Иванович ставит изучениерусского языка.«Прежде всего,— говорил он,— вы должны хорошо знать русский язык. Ведьнет такой науки, которую вам при­дется изучать, нет такой сферы общественной деятель­ности,где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизнитакое знание необ­ходимо для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли,чувства, самые глубины переживаний».
СказанноеМихаилом Ивановичем много лет назад с полным основанием можно адресовать и современноймолодежи. Знание русского языка вовсем его богатстве необхо­димо людям всех специальностей.
Правда,никто не может заставить человека говорить правильно, ярко, точно,выразительно, если он сам этого не хочет. Нопомочь человеку понять, почему он должен стремиться к овладению всемитонкостями речи,— это долг каждого, кому дорог наш язык.
Л. Н.Толстой говорил: «Слово — дело великое. Ве­ликое потому, что словом можносоединить людей, сло­вом можно и разъединить их, словом служить любви, словомже можно служить вражде и ненависти». Со­ветский писатель А. Н. Толстойсправедливо считал, что «обращаться с языком кое-как — значит и мыслитькое-как: неточно, приблизительно, неверно». А И. С. Турге­нев призывал:«берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданноенам нашими предшественниками...»
В наши дни русский язык поистине становится ин­тернациональным. И это повелевает намвысоко держать знамя русского языка. Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту,правиль­ность, точность и выразительность. «Мал язык — да го­рамикачает!» — говорит пословица. Так будем же с ува­жением относиться к этомугиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят оттого, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми бо­гатствами русской речи.   
И длятого, чтобы понимать все, что происходит в окружающем мире, для того, чтобы инас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современнымрусским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говоримнебрежно не только дома, но и на собрании,кое-как пишем не только весточку родным, но и заметку в стенгазету,читаем безграмотные вывески и объявления, слышим искажен­ную речь в трамвае, вмагазине и миримся с этим, не обращаем на это внимания, не придаем этому зна­чения.
А ведь,сколько недоразумений возникает из-за язы­ковой небрежности! Как часто мыобижаем друг друга, сами того не желая, из-за неумения ясно выразить своюмысль. Если наша речь непонятна собеседнику, как лег­ко наши слова могут бытьперетолкованы на другой лад! От того, точно ли выражаем мы свою мысль, сво­бодноли владеем речью, зависит, будем ли мы правиль­но поняты окружающими.
Конечно,можно возразить: мой культурный уровень, мойязык — это мое личное дело, и прошу оставить меня в покое.
Необходимопоговорить о стыде перед русским словом. Человек должен осознавать, что егоречь – его достоинство.
Стыд — одно из самых тонких, деликатных и вместе с темжизненно необходимых качеств. Че­ловек должен стыдиться, и многостыдиться, если он человек. Поговорим о стыде перед словом. Чем большеэтого стыда, тем лучше наша русская речь.
Навопрос «Что такое сквернословие?» от­вечают по-разному. Одни утверждают, чтоэто порок, недостаток, позорящее свойство. Дру­гие считают, что это болезнь,как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одновытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можноеще не закурить, не выпить, не сказать, не произ­нести, — порок. Но незаметносквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарноепредложение, не упот­ребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачиваетсяболезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличноеобщество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
Так лиопасно распространение скверно­словия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да,ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти всевоз­расты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, тов чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запахчужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные сло­ва, нами непроизносимые, но слышимые, не­заметно и глубоко проникают в нас, в нашеподсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругалисьинтеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегав­шие к мату.
Поэтомуи возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писатьи не печатать ругательств: если непе­чатное слово стало печатным, бороться сэтим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием заменаругательств началь­ными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли выслово целиком или ограничились его знаком. Все равно это — сквер­нословие, вашсигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки,блин, японский городовой. Мы сме­емся, услышав их, правильно угадываяподтекст этой фразы. Культурные ругательства не луч­ше и не чище обычных.
Какберечь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но приемы,принятые и одобренные вами, помогут избе­жать сквернословия.
Неговорите плохих слов сами. Я знаю: по­ройсложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому чтонасмешки непри­ятны, обидны, мы боимся остаться в одиночест­ве. Здесьспасительна мысль о том, что быва­ют периоды в жизни человека, когда нет ря­домдрузей, но остаются семья, работа, увле­чения, учеба.
Некопируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то,со­храняйте самобытность и помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их,но то, что выходит из уст». Ошибочно считается, что, выругавшись, человекрасслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслаблениенеобходимо человеку. Но нельзя его най­ти |ни в курении, ни в вине, ни вскверносло­вии. Его можно найти в мечте, сильной и яр­кой, в высочайшем спортивномнапряжении, в музыке, в рукоделии, коллекционировании, в ка­чественномисполнении домашних дел.
А какбыть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в це­лом,но пресечь сквернословие в семье, в клас­се можно. Даже в самой ужасной средеесть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на когоможно опе­реться, с кем вместе противостоять злу.
Ругательствуможно противопоставить слово хорошее. Заяви себе: «Сегодняшний день — мойглавный день!». И приди в школу наряд­ным, наведи вокруг себя порядок, теплоулы­байся и сердечно похвали человека за ме­лочь. Помни о неприкосновенностиличности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Тывсегда так». А если не сдержались, попросите прощения.
Верующиелюди утверждают, что, когда че­ловек говорит плохие слова, от него отлетаютангелы-хранители, и тогда человек становит­ся беззащитнее и уязвимее.
В БГПУдействует единственная в республике служба, где ежедневно спасают «великий имогучий».
— Яскучаю за Москвой! — услышала на днях от некой томной девицы, прогуливавшейся под руку с молодым че­ловеком пофойе театра. Не знаю, как вынес этот не­мыслимыйречевой оборот юноша, но мое нежное фило­логическое ухо он резанул, какмузыканта фальшивая нота. От подобных языковых ляпов просто спасу нет: слова «звОнит», «уплОчено», «дОговор» и иже с нимипре­следуют меня ежедневно, заставляя жалеть о том, что я не родиласьпару веков назад.
В сущности, ведь для интеллигентно­го человека дурно говорить долж­но бы считатьтаким же неприли­чием, как не уметь читать и пи­сать...», — отмечал Чехов всвоей заметке о красноречии «Хорошая новость». «Речь — это и есть цивилизация»,— идет дальше Томас Манн в книге «Волшебная гора». Можем ли мы счи­тать себяцивилизованными людьми, если речь наша далека от совершенства?
 Язык —основное средство общения, и знание его норм предполагает адекватное вла­дениеситуацией.
Всовременном обществе информация играет самую важную роль. Но умением пере­датьи принять информацию, а значит, быть по­нятым, владеет не каждый. Если вы неумеете грамотно общаться, вас ждет коммуникативная неудача: неподписаниеважного контракта, про­вал при собеседовании, ссора из-за пустяка. Знатьрусский язык не просто необходимо, но и Опрестижно. Наша служба доказывает этона практике ежедневно.
Каковозначение слова «салага»? Как пра­вильно: согласно указу или согласноуказа? На­до говорить бОмжи или бомжИ? Звонки с прось­бойобъяснить то или иное слово, правило на ка­федре русского языка Башкирскогогосударст­венного педагогического университета раздава­лись постоянно.Преподаватели филфака с не­изменной вежливостью и обстоятельностью на них отвечали. «А не создать ли нам специальнуютелефонную службу?» — задалась однажды воп­росом заведующая кафедройдоктор филологи­ческих наук, профессор Евгения Андреевна Яко­влева. Так в октябре2002 года начала свою работу единственная в республике Служба русско­го языка(в России подобные службы существу­ют только в Москве, Воронеже и Самаре).
Сегодня деятельность службы не ограничива­ется телефонным форматом. Она гораздоши­ре: это редактирование любых текстов — науч­ных, официально-деловых, художественных, под­готовка по русскомуязыку к поступлению в ву­зы, помощь в составлении рекламных объявле­ний,наименований магазинов, индивидуальные консультации по вопросам языка.
Безграмотностьсегодня просто вопию­щая. В этом смысле сред­ства массовой информации,телевидение, ин­тернет играют негативную роль. Порой от дикто­ров центральныхканалов такое услышишь! CMC-сообщения,которыми обмениваются под­ростки, вообще отвергают все правила русского языка:исключаются знаки препинания, заглав­ные буквы, активно используются сокращенияслов. Автоматически все это переносится и в те­тради. С недавних пор Службарусского языка осва­ивает еще одну сферудеятельности: лингвисти­ческую экспертизу. Помните знаменитую фразу «Казнитьнельзя помиловать»? Порой неправильно поставленная запятая способна вершитьчеловеческие судьбы. За неосторожное упот­ребление какого-то слова приходитсяотвечать не меньше, чем за дела. Судебные иски, свя­занные с защитой чести идостоинства, наруше­нием авторских прав, спорами по поводу непра­вильногоупотребления орфографии и пунктуа­ции в официальных документах, растут с каж­дымгодом. Люди обращаются к языковедам с просьбой подтвердить, что выражениеявляется оскорблением, что реклама несет скрытый не­желательный подтекст и т.д. В обществе случаются периоды пре­небрежения к нормам языка, но это сродни бо­лезни,которая проходит. И люди снова начина­ют понимать важность правильной,красивой, адекватной речи. Ведь счастье — это когда те­бя понимают...
И, взаключение, вспомним прекрасное стихотворение в прозе Ивана СергеевичаТургенева, не потерявшее актуальность в наши дни.
                               РУССКИЙ   ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка иопора, овели­кий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при видевсего, чтосовершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой языкне был дан великому народу!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.