/>2007 – Год русского языка
«Великий, могучий и
прекрасный русский
язык»
Лекция
Учитель русского языка и
литературы
Самойлова Светлана
Викторовна
Язык есть исповедьнарода,
В нем слышится его природа
Его душа и быт родной
П. А. Вяземьский
Старший брат!.. Горячей любовью к младшим
бьетсятвое великое сердце. Твой язык – язык
борцов и мудрецов – стал первым языком на –
родов. На русском языке говорит совесть мира.
МустайКарим
Родной язык – это живаясвязь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом инастоящем, приобщается к культурному наследию.
Русский язык – этонациональный язык великого русского народа. Значение русского языка в нашевремя огромно. Современный литературный русский язык – это язык наших газет ижурналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений иучебных заведений, радио, кино и телевидения.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в рукахчеловечества. Однакопользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может лилюбой из вас с уверенностью сказать, чтоовладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этойкниги таких не окажется. И вот почему: чем большемы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острееощущаем необходимостьсовершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, многосделавший для развития и обогащениярусского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всемглавным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским,еще более труда, нежели другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо неодно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезнозадуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этомуучит стилистика — наука об умелом выборе языковых средств.
Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своейречи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Онинеустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи изавещали нам бережно относиться к родномуязыку. Русский язык всегда былгордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силыи великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,правдивый и свободный русский язык!»-писал И. С. Тургенев.
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокиечувства. Нет такого понятия, которое нельзябыло бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев иподчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь все, о чем мыузнаем из книг, воплощено в слове, вне словане существует!
Волшебные краски русской природы, описание богатойдуховной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — все воссоздаетсяписателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно языкназывают одним из самых удивительных орудийв руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.
Никто нерождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурныйоблик человека,— результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспитывает чувствоязыка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняетяркость выразительных средств и чистоту народного языка; учителя, которыепроводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже урокиматематики, географии, физкультуры или труда); книга большого писателя, театр,радио, телевидение — все это способствует выработке хорошего лингвистическоговкуса у детей и взрослых, у всех слушателей и читателей.
Нередкорассуждают таким образом: «Конечно, математику или физику надо специальноизучать. Но что касается языка, то уж говорить-то я умею без всякой науки». Всамом деле, язык — явление совершенно особенное в жизни человека. Важнейшеесредство общения — язык — доступно каждому с детства и используется постояннокаждым членом данного общества. Это создает у человека иллюзию, что онполновластный хозяин своей речи: кажется, что «мои» лингвистические вкусы, «мои» взгляды на язык и «мои» объяснения —объективная истина, обязательная для всех других. Здесь и кроетсяпричина появления невежественных с точки зрения науки «открытий» и ходячихмнений, хотя и возникают обычно они изискренних и совершенно добросовестных побуждений.
Конечно,есть такие скептики, которые считают: «Как сказал — так и ладно. Все равнопоймут»! Но правы ли они? Можно лиутверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие«неувязки» выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждыйиспытал на своем собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрымправилом «все равно поймут». Нет,неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильнопоймешь — неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личноедело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Что жетакое культура речи? В узком лингвистическом смысле — это владение языковыминормами (в произношении, ударении,словоупотреблении, в построении фраз и т. п.), а также умениепользоваться выразительными средствамиязыка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержаниемречи. Но культура речи в более широком смысле — это и культура чтения, иважнейшая часть общей культуры человека.
Самослово «культура» (от латинского сultura)буквально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано»,«возделано» и передано нам по наследствунашими предшественниками; это то, что «обрабатывается» и «возделывается»,шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям.
Язык —важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества. Культура речи (или культура языка)—это степень нашего владениянеистощимыми богатствами языка. В этом смысле и говорят о высокой культуреречи или о низкой, недостаточной речевой культуре того или иного человека и т.п. Как и в любой области знаний, совокупности навыков здесь все зависит от нассамих, от нашего желания овладеть высотами культуры.
В апреле 1941 года, выступая перед московскими школьниками-старшеклассниками, Михаил Иванович Калинин сказал: «Чтобы стать творцами большой жизни, вамнадо овладеть тремя предметами вашей учебной программы». В числе трех главныхшкольных дисциплин Михаил Иванович назвал физкультуру.Понятно, почему он поставил ее в ряд основных предметов: нам надо готовитьсебе здоровую смену. Молодежь должна быть сильной, ловкой, выносливой, а всеэти качества воспитывает и развивает физическая культура.
Другойпредмет, который Калинин считал одним из главных в школьном преподавании,предмет, необходимый людям разных профессий,— это математика. В наш вектехнического прогресса нет необходимости доказывать правильность этогоутверждения.
Однакоинтересно и знаменательно, что среди трех главных учебных предметов на первоеместо Михаил Иванович ставит изучениерусского языка.«Прежде всего,— говорил он,— вы должны хорошо знать русский язык. Ведьнет такой науки, которую вам придется изучать, нет такой сферы общественной деятельности,где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизнитакое знание необходимо для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли,чувства, самые глубины переживаний».
СказанноеМихаилом Ивановичем много лет назад с полным основанием можно адресовать и современноймолодежи. Знание русского языка вовсем его богатстве необходимо людям всех специальностей.
Правда,никто не может заставить человека говорить правильно, ярко, точно,выразительно, если он сам этого не хочет. Нопомочь человеку понять, почему он должен стремиться к овладению всемитонкостями речи,— это долг каждого, кому дорог наш язык.
Л. Н.Толстой говорил: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можносоединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словомже можно служить вражде и ненависти». Советский писатель А. Н. Толстойсправедливо считал, что «обращаться с языком кое-как — значит и мыслитькое-как: неточно, приблизительно, неверно». А И. С. Тургенев призывал:«берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданноенам нашими предшественниками...»
В наши дни русский язык поистине становится интернациональным. И это повелевает намвысоко держать знамя русского языка. Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту,правильность, точность и выразительность. «Мал язык — да горамикачает!» — говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этомугиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят оттого, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
И длятого, чтобы понимать все, что происходит в окружающем мире, для того, чтобы инас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современнымрусским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говоримнебрежно не только дома, но и на собрании,кое-как пишем не только весточку родным, но и заметку в стенгазету,читаем безграмотные вывески и объявления, слышим искаженную речь в трамвае, вмагазине и миримся с этим, не обращаем на это внимания, не придаем этому значения.
А ведь,сколько недоразумений возникает из-за языковой небрежности! Как часто мыобижаем друг друга, сами того не желая, из-за неумения ясно выразить своюмысль. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут бытьперетолкованы на другой лад! От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободноли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.
Конечно,можно возразить: мой культурный уровень, мойязык — это мое личное дело, и прошу оставить меня в покое.
Необходимопоговорить о стыде перед русским словом. Человек должен осознавать, что егоречь – его достоинство.
Стыд — одно из самых тонких, деликатных и вместе с темжизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и многостыдиться, если он человек. Поговорим о стыде перед словом. Чем большеэтого стыда, тем лучше наша русская речь.
Навопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, чтоэто порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь,как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одновытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можноеще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, — порок. Но незаметносквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарноепредложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачиваетсяболезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличноеобщество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
Так лиопасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да,ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти всевозрасты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, тов чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запахчужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами непроизносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в нашеподсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругалисьинтеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.
Поэтомуи возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писатьи не печатать ругательств: если непечатное слово стало печатным, бороться сэтим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием заменаругательств начальными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли выслово целиком или ограничились его знаком. Все равно это — сквернословие, вашсигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки,блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадываяподтекст этой фразы. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.
Какберечь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но приемы,принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия.
Неговорите плохих слов сами. Я знаю: поройсложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому чтонасмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. Здесьспасительна мысль о том, что бывают периоды в жизни человека, когда нет рядомдрузей, но остаются семья, работа, увлечения, учеба.
Некопируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то,сохраняйте самобытность и помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их,но то, что выходит из уст». Ошибочно считается, что, выругавшись, человекрасслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслаблениенеобходимо человеку. Но нельзя его найти |ни в курении, ни в вине, ни всквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в высочайшем спортивномнапряжении, в музыке, в рукоделии, коллекционировании, в качественномисполнении домашних дел.
А какбыть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом,но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной средеесть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на когоможно опереться, с кем вместе противостоять злу.
Ругательствуможно противопоставить слово хорошее. Заяви себе: «Сегодняшний день — мойглавный день!». И приди в школу нарядным, наведи вокруг себя порядок, теплоулыбайся и сердечно похвали человека за мелочь. Помни о неприкосновенностиличности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Тывсегда так». А если не сдержались, попросите прощения.
Верующиелюди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетаютангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.
В БГПУдействует единственная в республике служба, где ежедневно спасают «великий имогучий».
— Яскучаю за Москвой! — услышала на днях от некой томной девицы, прогуливавшейся под руку с молодым человеком пофойе театра. Не знаю, как вынес этот немыслимыйречевой оборот юноша, но мое нежное филологическое ухо он резанул, какмузыканта фальшивая нота. От подобных языковых ляпов просто спасу нет: слова «звОнит», «уплОчено», «дОговор» и иже с нимипреследуют меня ежедневно, заставляя жалеть о том, что я не родиласьпару веков назад.
В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считатьтаким же неприличием, как не уметь читать и писать...», — отмечал Чехов всвоей заметке о красноречии «Хорошая новость». «Речь — это и есть цивилизация»,— идет дальше Томас Манн в книге «Волшебная гора». Можем ли мы считать себяцивилизованными людьми, если речь наша далека от совершенства?
Язык —основное средство общения, и знание его норм предполагает адекватное владениеситуацией.
Всовременном обществе информация играет самую важную роль. Но умением передатьи принять информацию, а значит, быть понятым, владеет не каждый. Если вы неумеете грамотно общаться, вас ждет коммуникативная неудача: неподписаниеважного контракта, провал при собеседовании, ссора из-за пустяка. Знатьрусский язык не просто необходимо, но и Опрестижно. Наша служба доказывает этона практике ежедневно.
Каковозначение слова «салага»? Как правильно: согласно указу или согласноуказа? Надо говорить бОмжи или бомжИ? Звонки с просьбойобъяснить то или иное слово, правило на кафедре русского языка Башкирскогогосударственного педагогического университета раздавались постоянно.Преподаватели филфака с неизменной вежливостью и обстоятельностью на них отвечали. «А не создать ли нам специальнуютелефонную службу?» — задалась однажды вопросом заведующая кафедройдоктор филологических наук, профессор Евгения Андреевна Яковлева. Так в октябре2002 года начала свою работу единственная в республике Служба русского языка(в России подобные службы существуют только в Москве, Воронеже и Самаре).
Сегодня деятельность службы не ограничивается телефонным форматом. Она гораздошире: это редактирование любых текстов — научных, официально-деловых, художественных, подготовка по русскомуязыку к поступлению в вузы, помощь в составлении рекламных объявлений,наименований магазинов, индивидуальные консультации по вопросам языка.
Безграмотностьсегодня просто вопиющая. В этом смысле средства массовой информации,телевидение, интернет играют негативную роль. Порой от дикторов центральныхканалов такое услышишь! CMC-сообщения,которыми обмениваются подростки, вообще отвергают все правила русского языка:исключаются знаки препинания, заглавные буквы, активно используются сокращенияслов. Автоматически все это переносится и в тетради. С недавних пор Службарусского языка осваивает еще одну сферудеятельности: лингвистическую экспертизу. Помните знаменитую фразу «Казнитьнельзя помиловать»? Порой неправильно поставленная запятая способна вершитьчеловеческие судьбы. За неосторожное употребление какого-то слова приходитсяотвечать не меньше, чем за дела. Судебные иски, связанные с защитой чести идостоинства, нарушением авторских прав, спорами по поводу неправильногоупотребления орфографии и пунктуации в официальных документах, растут с каждымгодом. Люди обращаются к языковедам с просьбой подтвердить, что выражениеявляется оскорблением, что реклама несет скрытый нежелательный подтекст и т.д. В обществе случаются периоды пренебрежения к нормам языка, но это сродни болезни,которая проходит. И люди снова начинают понимать важность правильной,красивой, адекватной речи. Ведь счастье — это когда тебя понимают...
И, взаключение, вспомним прекрасное стихотворение в прозе Ивана СергеевичаТургенева, не потерявшее актуальность в наши дни.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка иопора, овеликий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при видевсего, чтосовершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой языкне был дан великому народу!