БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
МИНСК, 2009
Рекомендации по развитию малого бизнеса
В целом по республике:
Регистрация и ликвидация. Необходимо стабилизировать и существенно улучшить законодательство, регламентирующее вопросы создания, регистрации и ликвидации малых предприятий.
В этих целях следует ускорить разработку и принятие законов: «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь» (новая редакция), «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об объединениях нанимателей (работодателей) в Республике Беларусь».
Кроме того, среди основных мер, упрощающих процедуру регистрации и ликвидации, можно выделить:
- переход на уведомительный принцип регистрации;
- реализацию полноценного принципа регистрации в одном окне;
- отмену требования о включении в учредительные документы названий видов деятельности;
- сокращение перечня документов, представляемых для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- переход на добровольный характер процедуры нотариального заверения документов при регистрации;
- ликвидацию нормы о минимальном уставном фонде при регистрации предприятия;
- введение института приоритетного кредитора и первоочередное удовлетворение его прав при проведении процедуры банкротства;
- упрощение процедуры продажи заложенного имущества.
Налогообложение. Как было отмечено выше, налогообложение - начиная от ставок налогов, их количества и заканчивая процедурой расчета и уплаты - является одной из основных проблем, тормозящих развитие предпринимательства в стране. Для улучшения ситуации можно предпринять следующее:
- снизить налогообложение хотя бы до уровня Российской Федерации (а можно и ниже) с целью создания равных условий хозяйствования с российскими предприятиями и повышения конкурентоспособности белорусской продукции;
- упростить налоговую систему посредством сокращения количества налогов и платежей (отмены отдельных налогов и объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу, упорядочивания взимания местных налогов и сборов), расширить круг субъектов, имеющих право использовать упрощенную систему налогообложения;
- принять меры по снижению налогообложения фонда оплаты труда;
- снизить действующие ставки местных налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования до общего размера, не превышающего 3%;
- отменить особые налоговые режимы и льготы для любых секторов и предприятий, т.е. обеспечить выполнение конституционного положения о равенстве условий хозяйствования;
- принять законодательную норму о вступлении в силу изменений в налоговом законодательстве как минимум через 12 месяцев после принятия и опубликования;
- упразднить требование отчитываться по неуплачиваемым налогам;
- создать электронную систему предоставления налоговой отчетности;
- увеличить период предоставления отчетности по налогам до 1 раза в квартал;
- провести ревизию принципов предоставления патентов для микробизнеса и индивидуальных предпринимателей.
Реализация этих мер значительно улучшит экономическую среду и создаст стимулы для развития малого бизнеса. В то же время можно предположить, что в долгосрочном периоде недостатки налогообложения валовой выручки будут иметь весьма важное значение, так что альтернативным вариантом может стать переход к налогообложению доходов (потока денежных средств). Налогообложение доходов позволит избежать увеличения налогового беремени для субъектов малого предпринимательства, имеющих небольшую прибыль или несущих убытки.
Данный «страховой эффект» может перевесить большую нестабильность налоговых поступлений, поскольку в случае малых предприятий, в особенности в странах с переходной экономикой, риски и неопределенность являются намного более высокими.
Права собственности. Отсутствие системы защиты прав собственности приводит к росту теневого сектора и регистрации предприятий за пределами Беларуси. Все это в значительной степени тормозит развитие бизнеса и его трансформацию из малого в средний и крупный. С этой целью, на наш взгляд, органам госрегулирования нужно осуществить следующие шаги:
- законодательно запретить конфискацию товаров во внесудебном порядке;
- отменить бюджетное планирование поступлений от уплаты штрафов и доведение до государственных органов планов по сбору штрафов и объему конфискованных товаров;
- ввести ответственность за придание нормативным актам обратной силы;
- принять законодательную норму о вступлении в силу изменений в законодательство, регулирующее экономическую деятельность, как минимум через три месяца после их опубликования.
- отменить институт «золотой акции».
Лицензирование и система выдачи разрешений. В сфере лицензирования необходимыми видятся следующие изменения:
- принять закон «О лицензировании отдельных видов экономической деятельности», в котором четко и ясно регламентированы процедура лицензирования и перечень лицензируемых видов деятельности;
- отменить лицензирование розничной торговли и других видов коммерческой деятельности, непосредственно неугрожающих жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;
- утвердить исчерпывающий перечень документов, требуемых для получения лицензий и разрешений, а также порядок их получения;
- унифицировать порядок и процедуры получения лицензий и разрешений во всех государственных органах;
- отменить требования нотариального заверения копий документов при получении разрешений и лицензий;
- сократить перечень документов, необходимых для получения лицензий и разрешений;
- увеличить срок действия лицензий и разрешений до 7 лет, автоматически продлевать их на такой же срок, в случае если коммерческая организация не нарушила установленное законодательство.
Проверки, штрафы и наказания. В данной области предлагаются следующие меры по поддержке развития предпринимательства:
- сократить размеры штрафных санкций за экономические нарушения;
- исключить возможности назначения и проведения внеплановых проверок, кроме случаев, связанных с расследованием уголовных дел;
- отменить полномочия контролирующих органов, связанные с конфискацией и внесудебным изъятием активов коммерческих организаций;
- отменить право блокировки расчетного счета коммерческой организации за исключением случаев, связанных с расследованием уголовных дел;
- ввести четкую законодательную процедуру оценки и возмещения контролирующими государственными органами ущерба, нанесенного коммерческой организации.
Доступ к информации и открытость государства:
- Ввести законодательную норму об обязательной публикации всех нормативных актов органов государственного управления различного уровня на сайтах, в средствах массовой информации в течение 2-х дней после их подписания, за исключением документов, которые попадают под категорию «государственная тайна»;
- обеспечить свободный бесплатный доступ к сведениям о государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, к данным о присвоении учетного номера плательщика, выдаче лицензий;
- осуществлять поддержку сайтов и выпуск специализированных бюллетеней с информацией маркетингового характера, о конкурсах, тендерах и программах финансирования МСП;
- создать кредитный реестр и обеспечить открытый доступ к позитивной и негативной информации о заемщиках;
- ввести норму об обязательном предоставлении гражданам и СМИ органами государственного управления, включая местные исполкомы, министерства и ведомства, информации обо всех видах государственных закупок и заказов.
Другие меры. Среди других мер господдержки можно отметить:
1. Пересмотр и ревизия подходов, содержания и значимости, ежегодно разрабатываемых программ государственной поддержки предпринимательства и наполнение их конкретными мероприятиями по созданию и организации работы центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого бизнеса, созданию равных условий хозяйствования и свободной конкуренции, сотрудничеству крупных и малых предприятий.
Особенно актуально создание в каждом районе малых предприятий по оказанию услуг населению по обработке земли, заготовке и доставке топлива, переработке сельскохозяйственной продукции и сырья, заготовке и переработке дикорастущих ягод, грибов, лекарственных трав, нетоварной древесины и другого местного сырья. При этом возможно использование средств государственного фонда содействия занятости для развития самозанятости, а также для создания семейных и кооперативных предприятий.
2. Активизация работы Межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также соответствующих комиссий облисполкомов. Для этого следует организовать экспертизу действующего и принимаемого законодательства на предмет устранения административных барьеров, в том числе с участием объединений нанимателей (работодателей) и Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.
3. Улучшение доступа к кредитным ресурсам и недвижимости для малого бизнеса. Для этого необходимо:
- упростить процедуры и стимулировать коммерческие банки, в том числе путем снижения требований резервирования и величины уставных фондов, к кредитованию малых предприятий;
- создать условия для развития организаций и обществ взаимного кредитования, гарантийных и страховых фондов для малого бизнеса;
- упростить процедуры доступа и стоимость аренды производственных площадей для частных предприятий.
4. Уменьшение вмешательства государственных органов в процессы ценообразования. В частности, необходимо отменить установление правительством предельных индексов повышения цен; обязательный расчет плановых и отчетных калькуляций; ограничения на включение в состав затрат стоимости консультационных, аудиторских, информационных и маркетинговых услуг, а также затрат на рекламу; нормы регулирования рентабельности и предельных размеров оптовых и розничных надбавок. Соответственно, отпадет необходимость применения экономических санкций за несоблюдение дисциплины цен [18].
В частности по ИП Русакович:
Арендная плата. В связи с 4-х кратным повышением арендной платы необходимо значительно уменьшить арендуемую площадь.
СП ООО «МЦС» определило минимальный размер дилерского павильона - 10 м2. Исходя из этой нормы необходимо определить оптимальный размер павильона. Оптимальным размером можно считать 12 м2. Эмпирическим путем было установлено, что на такой площади можно разместить рабочее место продавца-консультанта и менеджера, компьютеры, установить стеллаж для телефонов, стеллаж для аксессуаров и рекламные стенды Velcom, при этом будет относительно свободно для 2-3 посетителей.
У ИП Русаковича А.Л. есть два варианта решения поставленной выше задачи:
- сдать в субаренду 30 м2, причем по более высокой цене, так как место хорошее;
- продать павильон и купить новый.
Экономическое обоснование:
1. Опрос предпринимателей уже работающих на рынке, желающих иметь торговую точку на центральном входе и новых, только открывающих свой бизнес выявил предполагаемую цену м2 при субаренде - это 50 у.е. (приблизительно по этой цене сдают павильоны 12-16 м2 которые построили зимой 2009 г. на центральном входе, однако субарендатору не придется платить 8 млн р. за право арендовать там павильон, на мой взгляд чистое вымогательство и взятка, но официально как-то связано с тендерами).
Таким образом, при новой аренде равной 1680 у.е. (42*40) мы сможем компенсировать 1500 у.е. (30*50) и итоговая сумма арендной платы составит всего 180 у.е. в год или 2160 у.е. в год (4 644 000 р.)
В 2008 г. арендные платежи составляли 11 610 000 р., в 2009 г. станут 4 644 000 р.
Экономический эффект составит: 11 610 000 - 4 644 000 = 6 966 000 р.
2. Продажа павильона принесет максимум 11 000 у.е., при этом время за которое он продастся неизвестно. Предположим он продался сразу. Новый павильон 12м2 будет стоит порядка 4000 у.е. с установкой и всеми монтажными работами. У ИП останется 7000 у.е. (14945000 р.)..В 2008 г. арендные платежи составляли 11 610 000 р., в 2009 г. станут 12 29 7600 р..
Экономический эффект составит: 11 610 000 - 12 297 600 + 14 945 000 = 14257 400 р.
Из вышестоящих расчетов видно, что экономически выгоден второй вариант, но одновременно он является реально сложноосуществимым и займет много времени. И если нет 100% уверенности том , что большой павильон продастся за месяц лучше выбрать первый вариант:
- желающих субарендовать много;
- большое количество желающих позволить установить выгодную нам цену;
- оформить все можно в течении недели.
Ликвидация последствий указа №760:
Изменение сферы применения единого налога. У ИП Русаковича А.Л. есть два варианта решения поставленной выше задачи:
- регистрация юр. лица, а конкретно ЧУП - частного унитарного предприятия или ООО - общества с ограниченной ответственностью;
- свертывание легальной продажи телефонов и торговля из-под полы, как на стойках рынка «Ждановичи». Способы серой торговли сотовыми телефонами нелегальны и являются коммерческой тайной, поэтому описаны не будут.
Какой вариант лучше должен решать предприниматель. В первом случае потребуются значительные затраты времени и финансов. К тому, же с приходом такой компании, как «Евросеть» и ее планом создать более 150 магазинов по республике и активный выход на розничный рынок официальных дилеров (Ньюленд, Елко, Дансис), вызывает сомнение конкурентоспособность новой маленькой фирмы. Второй вариант явно противозаконен.
Запрет на привлечение неродственников и не более трех человек. Если будет выбран вариант создания юр. лица, то это ограничение не будет помехой. Следует помнить, что придется нанимать постоянного или приходящего бухгалтера, а возможно экономиста и юриста.
Если ИП выберет второй вариант, то придется нанять официально родственников, а неофициально использовать своих старых сотрудников. При этом у нас не будет идти стаж. Либо постоянно использовать договоры подряда (хотя этого нюанса при современном законодательстве я не знаю.)
Экономические расчеты:
1. При регистрации юр.лица необходимо оплатить 60 евро гос. пошлины, внести 800 или 1600 евро в уставной фонд (УП или ООО). Заново открыть расчетный счет, получить печать и тд., расходы на это на порядок выше чем у Индивидуальных предпринимателей. Приблизительные расходы 1000 - 2000 евро.
2. При нелегальной торговле в доход пойдут не выплаченные государству налоги (таможенные пошлины, НДС, налог на прибыль, ФСЗН), в расходы пойдут откаты администрации рынка и проверяющим до 500 евро в месяц.
Экономически явно выгоднее черная торговля, но так хочется честно работать и не думать, как укрыть доходы и не боятся всего и вся.
Лицензирование ремонта мобильных телефонов. У ИП Русаковича А.Л. есть два варианта решения поставленной выше задачи:
- для продолжения деятельности по гарантийному и постгарантийному ремонту, заняться получением лицензии;
Для этого необходимо будет приобрести все требуемое оборудование, нанять профессиональных ремонтников (у нас в стране очень развился формализм - если ремонтируешь бытовую технику, надо иметь специальное образование инженера или техника, а то что человек, хоть и учился на повара, с 2000 года отдал себя служению мобильному телефону и такой опыт имеет по их ремонту к 2009, практически 8 лет - это никого из чиновников не волнует), выделить помещение по стандартам.
Все это опять требует значительных затрат финансов и времени.
- Как вариант можно заключить договор с независимой мастерской и просто принимать телефоны в ремонт, как посредник. Доходы от ремонтной деятельности уменьшаться, но и проблемы тоже.
Экономические расчеты:
1. Опросы ремонтников показали, что организация ремонтной мастерской полностью соответствующей требованию лицензии потребует капитальных вложений от 5000 до 10000 USD. ИП Русакович такого не потянет.
2. Приемка телефонов в ремонт, по опросам работающих по такой схеме, будет приносить от 100 до 1000 USD в месяц.
Но в последнее время очень многие готовы платить больше за оперативный ремонт, т.е. сдал телефон, а через час два забрал.
Работая по второму варианту ИП теряет этих клиентов. Хотя, имея трубки на подмену можно решить эту проблему. Затраты на телефон б/у от 10 до 50 у.е за штуку.
Реализация телефонов в кредит. У ИП Русаковича А.Л. есть два варианта решения поставленной выше задачи:
- заключить договор с банком или даже не одним и продавать телефоны в кредит;
- продавать телефоны в кредит без участия банка, путем долговых расписок.
Вариант является полулегальным и к тому же коммерческая тайна, по этому описан не будет. Этим способом можно продавать серые телефоны. И все, что пожелаете.
Прочие проблемы, описанные в выводах по разделу:
Остальных проблем касаться не будем, так как причины их вызвавшие нам не подвластны для устранения. Вызваны НТП, ростом благосостояния части общества, насыщением рынков сбыта, тарифной политика сотовых операторов и т.д.:
- насыщение такого сегмента рынка телефонов, как рынок первой покупки;
- падение спроса на такие аксессуары, как чехлы (селикон и кожа), ханд-фри, сумочки, веревки, держатели автомобильные, подставки;
- падение спроса на дешевые подделки и желание покупать оригинальный товар (пусть китайский, но качественный и лицензионный).
- появления большого количества конкурентов;
- общего снижения цен на аксессуары.
- сильного замедления роста абонентской базы «Velcom»;
- стабилизации рынка сотовой связи и аксессуаров;
- снижение количества вновь подключаемых абонентов по стандартным планам;
- рост количества абонентов по новым тарифным планам Рrivet, комиссионное вознаграждение по которым на порядок ниже.
Однако их решения возможно путем приспособления к сложившимся условиям бизнеса. А также прогнозированием и планированием рыночной ситуации в будущем. Тщательно разработанные маркетинговые исследования, политика формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИС) могли бы решить указанные проблемы. Но это требует значительных затрат финансов и времени, большого штата и большой фирмы.
Исходя из выше сказанного, предлагаю к рассмотрению программу решения проблем частного предпринимательства в целом на 2009-2010 гг.
Программа поддержки и развития предпринимательства на 2009-2010 гг.
и мероприятия по ее осуществлению
Программа состоит из 6 пунктов:
1. Защита прав собственности и развитие рыночных институтов.
2. Налоги и их администрирование.
3. Лицензирование и система выдачи разрешений.
4. Проверки, штрафы и наказания.
5. Регистрация и ликвидация.
6. Доступ к информации и открытость государства [17].
В каждом пункте четко и кратко расписана суть проблемы, обоснование, пути решения и необходимые мероприятия и действия.
Защита прав собственности, развитие рыночных институтов
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений:
- запрет на конфискацию имущества и товаров во внесудебном порядке;
- отмена бюджетного планирования и доведения до государственных органов планов по сбору штрафов и объему конфискованных товаров;
- создание условий для упрощенного перехода ИП в юридические лица;
- осуществление мер по реальной защите прав собственности на товары и имущество при осуществлении хозяйственной деятельности;
- четкое честное формулирование в действующем законодательстве определения «Момент рейдовой налоговой проверки»;
- введение ответственности за введение нормативных актов задним числом;
- создание действующего механизма предусматривающего административную и уголовную ответственность за вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования- не собственниками предприятий;
- поэтапная отмена ограничений предельного уровня наценок, рентабельности, декларирования цен;
- принятие законодательной нормы о вступлении в силу изменений в законодательство, регулирующее экономическую деятельность, как минимум, 3 месяца после их опубликования;
- создание действенного механизма судопроизводства в стране, при котором суды будут судить по закону а не по ложно понятым государственным интересам, а их решения будут, безусловно, и оперативно выполняться всеми в стране;
- отмена моратория на продажу акций, приобретенных за чеки «Имущество»;
- создание полноценного фондового рынка и развитие конкуренции среди финансовых организаций и учреждений;
- создание в стране эффективно действующей системы кредитного рейтинга корпоративных ценных бумаг;
- отмена института «золотой акции»;
- создание самостоятельного антимонопольного ведомства для организации эффективного антимонопольного регулирования.
Мероприятия по реализации приведены в приложении 1.
Налоги и их администрирование
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений:
1. Упрощение налоговой системы, консолидация налогов и сборов.
1.1. Отмена всех налогов, взимаемых в процентах к фонду оплаты труда (Чрезвычайный налог и отчисления в фонд содействия занятости).
1.2. Объединение в один платёж всех налогов с прибыли;
1.3. Отмена отчислений в инновационные фонды для негосударственных предприятий (Фонды Министерства торговли РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ и др.);
1.4. Отмена налога на недвижимость с активной части основных фондов.
1.5. Отмена налога на услуги.
1.6. Упрощение порядка уплаты экологического налога;
1.7. Отмена ограничений отнесения ряда расходов на себестоимость;
1.8. Переход на плоскую шкалу подоходного налога с физических лиц по ставке не выше 13 % с одновременной отменой обложения доходов ниже уровня прожиточного минимума.
2. Снижение общей налоговой нагрузки, создание условий для стимулирования инвестиций и инноваций.
2.1. Отмена оборотных налогов.
2.2. Отмена налогов с продаж.
2.3. Снижение ставки налога на недвижимость для юридических лиц.
2.4. Снижение уровня налогов на дивиденды до уровня не выше чем в РФ (9%).
2.5. Разрешение юридическим лицам закупать мелкие партии товара, сырья, комплектующих в РФ за наличный расчёт с последующей оплатой НДС в бюджет РБ (до 60000 RUR по одной сделке).
2.6. Снижение нормативов отчислений на социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев.
2.7. Отмена особых налоговых режимов и льгот для любых секторов и предприятий, т.е. обеспечение выполнения конституционного положения о равенстве условий хозяйствования.
2.8. Снижение общей налоговой нагрузки до уровня не более 30% ВВП.
3. Упрощение бухгалтерского учёта, сокращение документооборота, переход на международные стандарты бухгалтерской отчётности.
3.1.Пересмотр принципов упрощённой системы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса с целью их большей привлекательности.
3.2. Введение электронной системы предоставления налоговой отчётности.
3.3. Увеличение периода представления отчётности по налогам и уплаты налогов до одного раза в квартал.
3.4. Введение электронной системы предоставления статистической отчётности и сокращение её объёмов.
3.5. Введение в Налоговый кодекс РБ нормы, трактующей все противоречия налогового законодательства в пользу налогоплательщика.
3.6. Сокращение сроков хранения бухгалтерских документов после проверки.
Решение данных конкретных вопросов продемонстрирует наличие доброй воли и взаимного понимания между деловым сообществом и властью. Белорусская налоговая система в целом требует системной трансформации. Считаю необходимым создать рабочую группу по разработке принципиально нового налогового законодательства. Половина участников этой группы должна состоять из представителей объединений промышленников и предпринимателей. Она должно стать основой конкурентного делового и инвестиционного климата Беларуси. Это повысит роль каждого налогоплательщика как гражданина.
Мероприятия по реализации приведены в приложении 2.
Лицензирование и система выдачи разрешений
Считаю, реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений:
- отмена лицензирования розничной торговли и других видов коммерческой деятельности, которые непосредственно не угрожают жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;
- унификация перечня всех видов разрешений и порядка их получения в одном нормативном документе (по примеру Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003 г. N 17);
- утверждение исчерпывающего (не подлежащего расширительному толкованию) перечня документов, требуемых для получения лицензий и разрешений, а также порядка их получения;
- установление административной ответственности для лиц, выдающих лицензии (разрешения) за требование от лицензиатов предоставления документов, а также предъявление к лицензиату требований, не предусмотренных положениями о порядке выдачи лицензий (разрешений);
- унификация порядка и процедур получения лицензий и разрешений во всех государственных органах;
- сокращение перечня документов, необходимых для получения лицензий и разрешений;
- приведение в соответствие с Декретом Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003 г. N 17 принятых в его развитие Положений о лицензировании определенных видов деятельности в отношении сроков, на который выдаются лицензии;
- отмена нормы о прекращении действия лицензии в связи с реорганизацией юридического лица.
Проверки, штрафы и наказания
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений:
- ограничение размера штрафных санкций на юридических лиц 5% от сумм доначисленных налогов и сборов;
- введение четкого разграничения размера штрафа в зависимости от вида нарушения законодательства;
- приведение в соответствие с действующим законодательством Республики Беларусь максимального ограничения общей суммы административных штрафов на должностных лиц юридического лица в размере не более 50% (Трудовой кодекс) от начисленной заработной платы за соответствующий месяц;
- разрешить банковским учреждениям кредитовать предприятия, организации при наличии обеспечения и соответствии кредитному риску, для выплаты налогов, штрафов и пени;
- устранить дублирование санкций, предусмотренных за нарушение законодательства в бухгалтерском учете;
- следует немедленно прекратить практику внесудебного изъятия собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Это касается и применения ареста денежных средств на счетах, бесспорное списание средств на основании одного предписания налоговых органов.
Многочисленные злоупотребления налоговых инспекций в этом вопросе приносят огромные убытки и путаницу в расчетах с контрагентами и государством.
Считаю необходимым разработку и принятие единого системного нормативного акта, содержащего исчерпывающий перечень видов нарушений и размеров санкций. В противном случае, ситуация с применением санкций носит хаотичный характер: санэпидемстации, пожарные, экологи, налоговые органы, таможенные органы, милиция, органы валютного контроля, регистрирующие органы, имея различные нормативные акты применяют их достаточно вольно, что приводит к многочисленным случаям повторного наказания за одно и тоже нарушение различными органами власти.
Размер штрафов должен быть соответствовать размеру нанесенного обществу ущерба либо степени опасности правонарушения.
Регистрация и ликвидация
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений:
- переход на уведомительный принцип регистрации;
- установление общей правоспособности коммерческих организаций - отмена требования об указании в учредительных документах предмета деятельности (видов деятельности;
- реализация в полной мере принципа «одного окна» при государственной регистрации организаций без лишних формальностей;
- установление исчерпывающих перечней документов, предоставляемых для государственной регистрации: отмена права регистрирующего органа требовать предоставления дополнительных сведений и документов;
- освобождение собственника имущества, учредителей (участников) - физических лиц от обязанности лично являться для подачи документов в регистрирующий орган;
- отмена норм о формировании уставных фондов коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ) до государственной регистрации;
- переход на добровольный характер процедуры нотариального заверения документов при регистрации;
- освобождение инвесторов от обязанностей проводить экспертизу достоверности неденежного вклада в уставный фонд предприятия при стоимости до 100 базовых величин;
- отмена ограничений по созданию и участию в коммерческих организаций лиц, которые являются собственниками имущества (учредителями, участниками, руководителями) коммерческих организаций, находящихся в процедуре ликвидации;
- установление предельных сроков проведения ликвидационных проверок (не позднее 3 месяцев с момента принятия решения о ликвидации организации) и их проведение без согласования с Комитетом государственного контроля;
- сокращение состава обязательной отчетности ликвидируемых организаций;
- установление периодичности предоставления отчетности в процедуре ликвидации 1 раз в квартал;
- освободить ликвидируемые организации от обязанности предоставлять статистическую отчетность;
- освободить ликвидируемые акционерные общества от проведения обязательного аудита;
- установление упрощенного порядка проведения ликвидационных проверок и исчерпывающего перечня вопросов, подлежащих установлению при ликвидационной проверке;
- наделение ликвидируемых организаций правом продавать свое имущество для удовлетворения требований кредиторов определенным покупателям, а не на торгах, если стоимость этого имущества не превышает 100 базовых величин;
- наделение организаций (в том числе ликвидируемых) правом передавать документы на государственное хранение в электронном виде.
Мероприятия по реализации приведены в приложении 5.
Доступ к информации и открытость государства
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений:
- введение законодательной нормы об обязательной публикации всех нормативных актов всех органов государственного управления различного уровня на веб-сайтах, в средства массовой информации в течение 2-х дней после регистрации в государственном реестре за исключением документов, которые попадают под категорию «государственная тайна», с обязательным опубликованием фамилий разработчиков этих нормативных актов;
- введение обязательной нормы согласования (общественного обсуждения) проектов законов, постановлений, распоряжений и других нормативных актов, касающихся хозяйственной деятельности с представителями бизнес-сообщества, советами предпринимателей;
- свободный бесплатный доступ к сведениям о государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, к данным о присвоении учетного номера плательщика, данным о выдаче лицензий для всех;
- государственная финансовая поддержка сайтов, выпуск специализированных бюллетеней с информацией маркетингового характера, о конкурсах, тендерах и финансировании малых и средних предприятий, организаций и учреждений;
- введение законодательной нормы об обязательной публикации балансов всех органов государственного управления, в том числе по исполнению бюджетов всех уровней по статьям, не представляющих государственную тайну;
- введение обязательного ежегодного аудита всех структур государственного управления и публикации результатов в СМИ (газеты, журналы или веб-сайты) в течение месяца после завершения проверки;
- введение законодательной нормы об обязательстве менеджмента акционерного общества информировать миноритарных акционеров о сделках менеджмента, в которых могут быть скрыты их личные интересы;
- создание и выпуск радио- и телепередач информационно - аналитического характера, широко освещающих актуальные вопросы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в республике;
- подготовка, издание и распространение (при финансовой поддержке государства) информационно-статической прогнозной информации о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь (бюллетеней, компакт-дисков, справочников; баз данных основных источников сырья и материалов, энергоносителей, средней з/пл, стоимости кредитных ресурсов и другое);
- введение нормы об обязательном представлении гражданам и СМИ органам государственного управления, включая местные органы власти и самоуправления, госкомитеты, министерства и ведомства, информации обо всех видах государственных закупок и заказов;
- законодательного оформления нормы (не менее 15%) размещения заказов государственных предприятий и организаций на малых предприятиях;
- систематичное ежемесячное опубликование в интернет (и других изданиях) развернутой информации судебной практики за прошедший месяц касающейся хозяйственной деятельности;
- Упрощение системы регистрации средств массовой информации в стране, создание информационных ресурсов предприятий и организаций.
Мероприятия по реализации приведены в приложении 6.
Внедрение системы электронного документа оборота «Клиент-Банк»
Обоснование внедрения программы
Внедрение данной системы будет описано на примере ИП РУСАКОВИЧ.
Данный индивидуальный предприниматель обслуживается ОАО «Приорбанк». Два раза в неделю он сдает наличность в банк и каждый день совершает различные операции с расчетным счетом(платежи, выписки и тд.). При этом необходимо каждый день тратить несколько часов для поездки в банк и обратно. Если при составлении платежных документов будет допущена ошибка, приходиться ездить несколько раз из банка в офис и обратно. Такие многократные поездки приносят предпринимателю значительные финансовые потери (бензин, амортизация машины), потери времени (от 25 до 60 часов в месяц) и нервов.
Для ликвидации сложившейся ситуации было предложено перейти на удобную и надежную систему электронного документооборота «Клиент-Банк», которую ОАО «Приорбанк» предлагает для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Став пользователем системы, можно управлять счетом прямо из офиса.
Нет необходимости готовить платежные документы и заявки на бумаге и доставлять их в банк. В любой момент можно получить выписки по счетам, подтверждение проведения операций или иную справочную информацию.
Для работы в системе не нужно отказываться от привычных бухгалтерских и офисных программ. Созданные в бухгалтерской программе платежные документы можно передать в «Клиент-Банк», а из системы «Клиент-Банк» получить выписки по счетам и другие пришедшие из банка документы.
Банк предоставляет широкий спектр услуг с использованием системы «Клиент-Банк». Система проста, удобна в использовании и имеет большие возможности для организации работы.
«Клиент-Банк» получил сертификат Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь № BY /112 03.2.3.УВ 0015 на соответствие требованиям нормативных документов Республики Беларусь.
Высокий уровень безопасности обеспечивается наличием шифрования и электронной подписи, организации доступа с помощью персонального электронного ключа. Исключается опасность подделки подписей, кражи бумажных бланков и других бумажных документов.
И самое главное: можно возложить обязанности по проведению всех банковских операций на сотрудника (продавца-консультанта и менеджера), а самому только контролировать процесс выполнения, заезжая на офис 2 раза в неделю, чтобы забрать наличность.
Описание программы
Система "Клиент-Банк" разработана так, чтобы максимально упростить процесс заполнения и доставки в банк всех видов документов и облегчить работу с ней неподготовленному пользователю. Например, благодаря использованию справочника корреспондентов ввод нового документа занимает менее одной минуты.
Система "Клиент-Банк" обладает широким набором функций для управления документами и позволяет:
- создавать, редактировать платежные и другие документы, вести их учет;
- печатать подготовленные документы;
- осуществлять поиск и сортировку по любому из полей документа, архивацию и разархивацию всех типов документов;
- передавать в банк по каналам связи подготовленные документы и принимать из банка результаты их обработки и выписки о состоянии счетов клиента;
- вести архивы отправленных в банк документов.
Не требуется предоставлять экземпляры документов на бумажных носителях, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Работать с программой может несколько пользователей по определенным для них правам и любой документ может быть подписан несколькими пользователями
Система «Клиент-Банк» обеспечивает предварительный контроль на этапе создания документа, получение оперативных ответов из банка в случае ошибки или неправильного набора документов, а так же контроль обработки документа в банке путем изменения его статуса на каждом этапе.
Для наиболее полного взаимодействия Клиента и Банка система позволяет вести переписку с работником банка, получать экономическую и другую интересующую информацию из банка, получать информацию из разных отделений банка для проведения централизованного анализа по счетам.
Система «Клиент-Банк» полностью соответствует действующему законодательству и отвечает положениям Гражданского кодекса и нормативных актов Национального банка Республики Беларусь.
В основу работы Системы Электронных Платежей «Клиент-Банк» положен принцип «Запрос-Ответ». То есть, Клиент формирует запрос, шифрует, подписывает его электронной подписью и отправляет в Банк. Пришедший в Банк запрос регистрируется, проверяются права Клиента на обработку данного запроса, формируется ответ, шифруется и отправляется Клиенту.
Порядок работы:
1. На компьютере Клиента устанавливается программа.
2. В Банке для каждого Клиента создается электронный почтовый ящик.
3. Связь компьютера Клиента с программно-аппаратным комплексом банка происходит при помощи модема или Интернета (по выбору).
4. В сеансе связи компьютер Клиента передает в Банк электронные сообщения (запросы), которые попадают в электронный почтовый ящик в Банке.
5. На запросы Клиента Банк в электронный почтовый ящик помещает ответ.
6. При следующем сеансе связи Клиент забирает ответ Банка.
Подключившись к системе «Клиент-Банк», становятся доступны следующие виды услуг:
- рублевые платежи;
- валютные платежи;
- платежные требования;
- реестры платежных требований;
- заявления на акцепт платежных требований;
- заказ на выдачу наличных денежных средств;
- заявки на покупку/продажу валюты на внебиржевом валютном рынке;
- заявки на покупку/продажу валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже;
- заявки на конверсию валют;
- заявления на аккредитив;
- реестр распределения валютных средств;
- выписки по счетам за любой день и период;
- запрос текущего остатка;
- информация о состоянии картотек;
- списки на зачисление денежных средств на счета;
- деловая информация;
- курсы валют;
- новости;
- периодическая рассылка;
- переписка с персональным менеджером;
- сообщения в банк;
- архив переданных в банк платежных документов.
Удобный и настраиваемый интерфейс. Каждая задача открывается в отдельном окне, которое можно располагать на экране в удобном для работы порядке. При входе в программу автоматически запускается «Навигатор запросов», который позволяет легко и удобно работать пользователю с запросами. Здесь можно увидеть все запросы сегодняшнего дня. Можно просмотреть сразу все запросы, выбрать необходимый запрос и работать с ним в отдельном диалоговом окне. Имеется возможность завести несколько пользователей системы и установить им различный уровень доступа к задачам, счетам и запросам. Для настройки печатных форм имеется возможность выбрать печать в графическом или текстовом виде. Простые в использовании шаблоны платежных инструкций и заявок. Каждый документ вводится в отдельном окне в понятном для восприятия человеком виде. Создание шаблонов для регулярно повторяющихся платежей. Для работы с платежными инструкциями и заявками предусмотрена возможность создания шаблонов часто используемых видов документов.
Предварительный контроль на этапе создания платежного документа.
Перед тем, как документ будет полностью сформирован, производится контроль правильности и полноты заполнения полей, осуществляется контроль на соответствие справочникам. Контроль каждого этапа обработки документа в банке. С каждым сеансом связи с банком можно видеть статус этапа обработки документа в банке. Система позволяет хранить архивы документов.
Наличие актуальных справочников
В системе имеются справочники аналитики, такие как:
- статья прихода и расхода;
- банки;
- валюта;
- принадлежность к системе обработки платежей BIS;
- коды назначения платежа;
- коды видов валют;
- состояния запросов ( HomeBank );
- тип ошибок ( HomeBank );
- периодичность рассылки ( HomeBank );
- постоянные клиенты (рубли);
- постоянные клиенты (валюта);
- телефоны;
- должности;
- а так же другие справочники для работы с документами, которые ведутся отдельными задачами с соответствующими названиями;
- справочник кодов налоговых инспекций;
- справочник кодов платежей в бюджет;
- справочник кодов платежей в ФСЗН;
- справочник субсчетов отделов ФСЗН.
Все эти справочники обновляются автоматически при обмене запросами с Банком. Наряду с автоматически обновляемыми справочниками пользователь может создать справочник постоянных клиентов, на которых отправляются платежи, и их реквизиты (название фирмы, МФО и наименование банка, расчетный счет).
По всем вопросам, связанным с эксплуатацией системы «Клиент-Банк», можно обращаться в обслуживающий филиал банка, а также по многоканальной линии связи в г.Минске.
Для обслуживания в Системе электронных платежей «Клиент-Банк» необходимо соблюдать следующие условия:
1. Услуги предоставляются на основании заключенного договора.
2. Для заключения договора в банк предоставляется письменн ое заявление-анкета.
3. Предоставление в банк карточки открытого ключа проверки подписи Клиента, заверенные подписью и печатью.
4. Удостоверение регистрационной формы рабочего места подписью и печатью (форма предоставляется банком).
5. Изменения в доступе к счетам , блокировка доступа к счетам , снятие блокировки доступа к счетам , переустановка системы «Клиент-Банк» требуют письменного заполнения заявок по формам, предложенным банком.
6. Изменение любой информации, содержащейся в регистрационной форме рабочего места, требует ее удостоверения подписью и печатью.
7. Соблюдение Правил обслуживания Клиента в системе электронных платежей, которые являются неотъемлемой частью договора.
Для подключения к системе «Клиент-Банк» необходимо иметь:
1. Счет, открытый в Приорбанке.
2. Компьютер PC/AT с установленными ОС Windows 98/NT/2000/XP, имеющий следующую конфигурацию:
- процессор не ниже Intel PentiumII;
- оперативная память не менее 64 МВ;
- свободное дисковое пространство не менее 100 МВ;
- CD-дисковод;
- порт USB;
- TCP/IP протокол со статическим IP-адресом для сетевой карты либо для контроллера удаленного доступа;
- цветной монитор с разрешением не менее 800х600 px;
- дисковод 3.5” .
3. Доступ к сети Интернет или телефонная линия с АТ совместимым модемом.
В системе Клиент-Банк применены международные стандарты кодирования информации с использованием технологии электронной подписи, которые обеспечивают эффективную защиту передаваемых сообщений.
Преимущества использования электронной цифровой подписи (ЭЦП):
1. Повышается безопасность работы Клиента, связанной с подделкой подписей, кражей бумажных бланков и других бумажных документов, доставкой этих документов в банк.
2. Электронные документы содержат электронно-цифровые подписи с автоматическим контролем и шифруются.
3. Доставка в банк - электронная.
4. Существует возможность строгой организации документооборота Клиента с использованием нескольких подписей.
5. Используется система паролей.
6. Разграничение доступа по счетам и запросам.
7. Хранение ключей на защищенном устройстве.
Для осуществления защиты информации в программе используется система криптозащиты. Тип криптозащиты выбирается банком, так же как и вид носителя ключа. И Клиент и Банк имеют свою пару ключей: открытый и секретный электронные ключи. Открытыми ключами стороны обмениваются, и они не являются секретной информацией. Секретный ключ должен храниться в тайне и является средством электронной подписи.
Таким образом, каждая сторона имеет 3 ключа: свой открытый, свой секретный и открытый ключ получателя. Каждая пара ключей генерируется таким образом, что информация, зашифрованная одним из них, может быть расшифрована только другим и только им.
Информация, отправляемая от Клиента в Банк, шифруется открытым ключом Банка и может быть расшифрована только секретным ключом Банка. Кроме того, эта информация подписывается секретным ключом Клиента, и проверка правильности электронной подписи пройдет успешно только с помощью открытого ключа Клиента.
Это обеспечивает полную защиту электронных документов.
Экономический эффект от внедрения программного продукта
Стоимость внедрения услуги:
1. Регистрация клиента, установка программного обеспечения и подключения к системе - 62 000 р.
2. Ежемесячное вознаграждение за сопровождение - 77 500 р.
3. Восстановление системы после сбоя по вине пользователя - 31 000 р., в обслуживание программы (заложим 4 сбоя за год)
Годовые затраты составят - 62000 + 12 77500 + 124000 = 1 116 000 р.
Стоимость документооборота до внедрения системы «Клиент-Банк»:
1. Транспортные расходы:
Бензин - 518,5 1800 = 933 300 руб. (Расстояние: 30 км (дорога от павильона до банка и обратно) 1,2 (увеличивающий коэффициент на случай нескольких поездок) 12 (кол-во поездок) = 432 км в месяц, следовательно = 5184 в год. Расход бензина на 100 км = 10 литров, следовательно на 5184 км = 518,5 литров.
Амортизация машины - 30 12 2135 = 768 600 р. (30 у.е месячная амортизация - получена эмпирическим путем)
Годовые затраты составляют 1 701 900 р.
2. Канцелярские расходы:
Бумага - 360 20 = 7200 р. (месячный расход бумаги на эти цели - 30 л., годовой - 360 л., стоимость пачки в 500 листов - 10 000 р., следовательно, 1 лист стоит 20 р.)
Чернила - 1000 р.
Годовые затраты составляют 8200 р.
3. Затраты времени:
В среднем 27 часов в месяц уходило на поездки, в год это составит 324 часа. Если представить .что в это время человек работал в другом месте, то с учетом среднего заработка по Минску (около 327 у.е в месяц - 160 ч). Он мог получить доход в размере 662 у.е. или 1 413 370 р. Данная сумма условно отражает стоимость затрат времени.
4. Психо-физиологические затраты:
Во сколько обходится нервотрепка в процессе коммерческой деятельности подсчитать трудно, нервы у каждого разные. У кого-то стальные канаты, у кого-то расшатаны . Поэтому, если представляется возможность уменьшить психическую нагрузку, надо ее использовать.
В денежном выражении для этого конкретного ИП восстановление душевных сил обойдется примерно в дополнительных 700 у.е. или 1 494 500 (отдых в Турции 12 дней в отеле 3* в 200 м от моря на условиях «все включено» с авиаперелетом туда и обратно)
Таким образом, общие годовые затраты на банковский документооборот составляли - 1 701 900 + 1 413 370 + 8200 + 1 494 500 = 4 617 970 р.
Общие годовые затраты после внедрения системы электронного документооборота "Клиент-Банк", составят -1 116 000 р.
Экономический эффект составит - 4 617 970 - 1 116 000 = 3 501 970 р.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аналитический отчет «Деловая среда в Беларуси 2009». - Минск: издательский центр Международной финансовой корпорации (IFC), Шведское управление по развитию международного сотрудничества (Sida), группа Всемирного Банка (WBG), 2009. - 82 c.
2. Аналитический отчет «Деловая среда в Беларуси 2008». - Минск: издательский центр Международной финансовой корпорации (IFC), Шведское управление по развитию международного сотрудничества (Sida), группа Всемирного Банка (WBG), 2008. - 104 c.
3. Белорусский бизнес-портал. // (www.bel.biz).
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2007. - 631 с.
5. Гриб, В. Предпринимательство - болезнь, которую не надо лечить // Предпринимательство в Беларуси. 1998. №10. С.11-16.
6. Декрет президента Республики Беларусь №11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 06.03.1999.
7. Декрет президента Республики Беларусь №15 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты президента Республики Беларусь по вопросам противодействия торговле людьми» от 22.11.2009.
8. Декрет президента Республики Беларусь №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2009.
9. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 04.10.1994.
10. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1996, № 34.
11. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь» // Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. - 1991, № 19; 1992, № 6, 1994, № 6; // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997, № 27; 1998, № 2; 2000, № 3.
12. Ильин, А. И. Планирование на предприятии: учеб.пособие. В 2 ч. - Минск: ООО «Новое знание», 2000. - ч.1 - 312 с., ч.2 - 416 с.
13. Малый бизнес: проблемы развития // НЭГ. 2000. №10. С.7.
14. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с персональными компьютерами, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.11.2008 № 138.
15. Михнюк, Т. Ф. Охрана труда: учеб. пособие. - Минск: ИВЦ Минфина, 2009.
16. Мишина, Л.А. Организация предпринимательской деятельности: учебно-методическое пособие для студентов ИПП по экономическим специальностям / Л.А. Мишина, Ф.М. Файзрахманов. - Минск: Издательский центр ИПП, 2008. - 50 с.
17. Муравьев, А. И. Предпринимательство: учебник / А. И. Муравьев [и др.]. - СПб.: Лань, 2007. - 696 с.;
18. Национальная платформа бизнеса 2008 - 2009 гг. разработанная Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей.
19. Основы предпринимательства: учеб.пособие / Под ред. Э. М. Гайнутдинова. - М.: Вышэйшая школа, 2000. - 182 с.
20. Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: - Утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1999.
21. Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете министров Республики Беларусь № 16 «О внесении изменения и дополнений в Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 июля 2008 г №35» от 31.03.2008 г.
22. Постановление Совета министров Республики Беларусь № 799 от 20.07.2009 г.
23. Постановление Совета министров Республики Беларусь №1280 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками» от 14 октября 2008 г.
24. Постановление Совета министров Республики Беларусь № 943 «Об установлении годовой стоимости патента» от 27.08.2009 г.
25. Постановление Совета министров Республики Беларусь №1419 «О внесении дополнений в Положение о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг» от 16.11.2008 г.
26. Постановление Совета министров Республики Беларусь №486 «О внесении дополнений в положение о лицензировании деятельности по заготовке и переработке древесины» от 10.04.2008 г.
27. Постановление Совета министров Республики Беларусь №669 от 27.05.2008;
28. Ракова, Е. Белорусский бизнес: состояние, тенденции, перспективы. Аналитический отчет / Е. Ракова [и др.]. - Издательский центр ИПМ, 2008. - 70 с.
29. Сайт Президента Республики Беларусь. // (www.president.gov.by).
30. Сайт Министерства статистики и анализа. // (www.belstat.gov.by).
31. Сайт Министерства по налогам и сборам. // (www.nalog.by).
32. Сайт Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. // (www.allminsk.biz).
33. Сайт Экономической газеты. // (www.neg.by).
34. Сайт газеты «Белорусы и Рынок». // (www.belmarket.by).
35. СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. № 53.
36. Семич, В. П. Охрана труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах и другой офисной технике: практ. пособие. - Минск: Высш. шк., 2007.
37. Указ президента Республики Беларусь №110 «О внесении дополнений и изменений в указ президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285» от 21.02.2008 г.
38. Указ президента Республики Беларусь №247 «О дополнительных мерах по упорядочению использования слов «национальный» и «белорусский» от 31.05.2009 г.
39. Указ президента Республики Беларусь №444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» от 14.09.2008 г.
40. Указ президента Республики Беларусь №581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты» от 08.12.2009 г.
41. Указ президента Республики Беларусь №302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» от 01.07.2009 г.
42. Указ №760 Президента Республики Беларусь от 12.01.2009 г. «О внесении дополнений и изменений» в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2009 г. № 285 ”О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности“.
43. Шехова, М. А. Проблемы и направления развития малого бизнеса в регионах // Бел. эконом. журнал, 2008. №1. С.80-88.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |