МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
Филиал в г. Барнауле
Курсовая работа
по дисциплине «Информатика»
на тему
«Внешняя память компьютера»
Исполнитель:
Группа
№ зачетной книжки
Руководитель:
Барнаул 2005
Содержание
Введение 3
Внешняя память 5
жесткие диски 8
Дисковые массивы RAID 11
Компакт-диски 13
Практическая часть 17
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
Под внешней памятью компьютера подразумевают обычно как носители информации (то есть устройства, где она непосредственно хранится), так и устройства для чтения/записи информации, которые чаще всего называют накопителями.
Как правило, для каждого носителя информации существует свой накопитель.
Первые носители информации для ЭВМ были бумажными (перфокарты, перфоленты). Для работы с ними существовало 2 отдельных устройства: перфоратор – для записи информации, счетчик – для считывания информации и передачи ее в оперативную память. Позднее появились магнитные носители информации (магнитные ленты, магнитные барабаны, магнитные диски), накопители которых совмещали в себе и устройство считывания, и устройство записи. А такое устройство, как винчестер, совмещает в себе и носитель, и накопитель. Для оптических носителей информации (компакт-дисков, цифровых дисков) накопители могут как совмещать функции чтения/записи, так и быть специализированными, например, только для чтения.
Накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД или винчестеры) представляют собой внешние ЗУ, в которых носителем информации являются жесткие несменные магнитные диски, объединенные в пакет.
НЖМД предназначены для долговременного хранения информации, постоянно используемой при работе с ПК: программ операционной системы, часто используемых пакетов программ, редакторов документов, трансляторов с языков программирования, документов и программ, подготовленных пользователем и т. д.
В настоящее время ПК без НЖМД практически не выпускаются. Если компьютер включен в локальную компьютерную сеть, то он может работать без собственного жесткого диска, но тогда он использует жесткий диск центрального сервера.
Винчестер устанавливается внутри системного блока и внешне представляет собой герметичную металлическую коробку, внутри которой расположены несколько дисков, объединенных в один пакет, магнитные головки чтения/записи, механизм вращения диска и перемещения головок.
Основными характеристиками винчестера являются:
— емкость, то есть максимальный объем данных, который можно записать на носитель;
— быстродействие, определяемое временем доступа к нужной информации, временем ее считывания/записи и скоростью передачи данных;
— время безотказной работы, характеризующее надежность устройства.
Емкость НЖМД зависит от модели ПК. Первый винчестер (начало 80-х годов) имел «колоссальную емкость» 10 Мбайт. Считается, что объем современного винчестера должен быть не менее 2 – 3 Гбайт. Последние модели ПК имеют винчестеры емкостью свыше 120 Гбайт, ожидается появление винчестеров емкостью до 320 Гбайт.
Чаще всего винчестер имеет имя С:. Однако емкость винчестера обычно очень велика, поэтому для удобства работы винчестер разбивают на участки. Каждый такой участок воспринимается операционной системой как отдельный диск и называется «логическим диском». Имена таких дисков – C:, D:, Е: и т. д. по алфавиту.
ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ
Устройства внешней памяти или, иначе, внешние запоминающие устройства весьма разнообразны. Их можно классифицировать по целому ряду признаков: по виду носителя, типу конструкции, по принципу записи и считывания информации, методу доступа и т.д.
Носитель — материальный объект, способный хранить информацию.
/>
В зависимости от типа носителя все ВЗУ можно подразделить на накопители на магнитной ленте и дисковые накопители.
Накопители на магнитной ленте, в свою очередь, бывают двух видов: накопители на бобинной магнитной ленте (НБМЛ) и накопители на кассетной магнитной ленте (НКМ- стриммеры). В ПК используются только стриммеры.
Диски относятся к машинным носителям информации с прямым доступом. Понятие прямой доступ означает, что ПК может «обратиться» к дорожке, на которой начинается участок с искомой информацией или куда нужно записать новую информацию, непосредственно, где бы ни находилась головка записи/чтения накопителя.[2]
Накопители на дисках более разнообразны
накопители на гибких магнитных дисках (НГМД), иначе, на флоппи-дисках или на дискетах; накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД) типа «винчестер»; накопители на сменных жестких магнитных дисках, использующие эффект Бернулли; накопители на флоптических дисках, иначе, floptical-накопители; накопители сверхвысокой плотности записи, иначе, VHD-накопители; накопители на оптических компакт-дисках CD-ROM (Compact Disk ROM); накопители на оптических дисках типа СС WORM (Continuous Composite Write Once Read Many — однократная запись — многократное чтение); накопители на магнитооптических дисках (НМОД) и др.
Тип накопления
Емкость, Мбайт
Время доступа, мс
Трансфер, Кбайт/с
Вид доступа
НГМД
1,2; 1,44
65-100
150
Чтение/запись
Винчестер
250-4000
8-20
500-3000
Чтение/запись
Бернулли
20-230
20
500-3000
Чтение/запись
Floptical
20,8
65
100-300
Чтение/запись
VHD
120-240
65
200-600
Чтение/запись
CD-ROM
250-1500
15-300
150-1500
Только чтение
CC WORM
120-1000
15-150
150-1500
Чтение/ однократная запись
НМОД
128-1300
15-150
300-1000
Чтение/запись
Примечание Время доступа — средний временной интервал, в течение которого накопитель находит требуемые данные — представляет собой сумму времени для позиционирования головок чтения/записи на нужную дорожку и ожидания нужного сектора. Трансфер — скорость передачи данных при последовательном чтении.
Магнитные диски (МД) относятся к магнитным машинным носителям информации. В качестве запоминающей среды у них используются магнитные материалы со специальными свойствами (с прямоугольной петлей гистерезиса), позволяющими фиксировать два магнитных состояния — два направления намагниченности. Каждому из этих состояний ставятся в соответствие двоичные цифры: 0 и 1. Накопители на МД (НМД) являются наиболее распространенными внешними запоминающими устройствами в ПК. Диски бывают жесткими и гибкими, сменными и встроенными в ПК. Устройство для чтения и записи информации на магнитном диске называется дисководом.
Все диски: и магнитные, и оптические характеризуются своим диаметром или, иначе, форм-фактором. Наибольшее распространение получили диски с форм-факторами 3,5" (89 мм) и 5,25" (133 мм). Диски с форм-фактором 3,5" при меньших габаритах имеют большую емкость, меньшее время доступа и более высокую скорость чтения данных подряд (трансфер), более высокие надежность и долговечность.
Информация на МД записывается и считывается магнитными головками вдоль концентрическихокружностей — дорожек (треков). Количество дорожек на МД и их информационная емкость зависят от типа МД, конструкции накопителя на МД, качества магнитных головок и магнитного покрытия.
/>
Каждая дорожка МД разбита на сектора. В одном секторе дорожки может быть помещено 128, 256, 512 или 1024 байт, но обычно 512 байт данных. Обмен данными между НМД и ОП осуществляется последовательно целым числом секторов. Кластер — это минимальная единица размещения информации на диске, состоящая из одного или нескольких смежных секторов дорожки.[3]
2. Жесткие диски
В качестве накопителей на жестких магнитных дисках (НЖМД) широкое распространение в ПК получили накопители типа «винчестер».
Термин винчестер возник из жаргонного названия первой модели жесткого диска емкостью 16 Кбайт (IBM, 1973 г.), имевшего 30 дорожек по 30 секторов, что случайно совпало с калибром «30/30» известного охотничьего ружья «Винчестер».
В этих накопителях один или несколько жестких дисков, изготовленных из сплавов алюминия или из керамики и покрытых ферролаком, вместе с блоком магнитных головок считывания/записи помещены в герметически закрытый корпус. Емкость этих накопителей благодаря чрезвычайно плотной записи, получаемой в таких несъемных конструкциях, достигает нескольких тысяч мегабайт; быстродействие их также значительно более высокое, нежели у НГМД.
Максимальные значения на 1995 г.:
емкость 5000 Мбайт (стандарт емкости на 1995 г.-850 Мбайт); скорость вращения 7200 об./мин; время доступа — 6 мс; трансфер — 11 Мбайт/с. НЖМД весьма разнообразны. Диаметр дисков чаще всего 3,5" (89 мм), но есть и другие, в частности 5,25" (133 мм) и 1,8" (45 мм). Наиболее распространенная высота корпуса дисковода 25 мм у настольных ПК, 41 мм — у машин-серверов, 12 мм — у портативных ПК и др.
В современных винчестерах стал использоваться метод зонной записи. В этом случае все пространство диска делится на несколько зон, причем во внешних зонах секторов размещается больше данных, чем во внутренних. Это, в частности, позволило увеличить емкость жестких дисков примерно на 30%.
Для того чтобы получить на магнитном носителе структуру диска, включающую в себя дорожки и сектора, над ним должна быть выполнена процедура, называемая физическим, или низкоуровневым, форматированием (physical, или low-level formatting). В ходе выполнения этой процедуры контроллер записывает на носитель служебную информацию, которая определяет разметку цилиндров диска на сектора и нумерует их. Форматирование низкого уровня предусматривает и маркировку дефектных секторов для исключения обращения к ним в процессе эксплуатации диска.
Максимальная емкость и скорость передачи данных существенно зависят от интерфейса, используемого накопителем.
Распространенный сейчас интерфейс AT Attachment (ATA), широкоизвестный и под именем Integrated Device Electronics (IDE), предложенный в 1988 г. пользователям ПК IBM PC/AT, ограничивает емкость одного накопителя 504 Мбайтами (эта емкость ограничена адресным пространством традиционной адресации «головка — цилиндр — сектор»: 16 головок * 1024 цилиндра * 63 сектора * 512 байт в секторе = 504 Кбайта = 528 482 304 байта) и обеспечивает скорость передачи данных 5-10 Мбайт/с.
Интерфейс Fast ATA-2 или Enhanced IDE (EIDE), использующий как традиционную (но расширенную) адресацию по номерам головки, цилиндра и сектора, так и адресацию логических блоков (Logic Block Address LBA), поддерживает емкость диска до 2500 Мбайт и скорость обмена до 16 Мбайт/с. С помощью EIDE к материнской плате может подключаться до четырех накопителей, в том числе и CD-ROM, и НКМЛ. Для старых версий BIOS для поддержки EIDE нужен специальный драйвер.
Наряду с ATA и ATA-2 широко используются и две версии более сложных дисковых интерфейсов Small Computer System Interface (интерфейс малых компьютерных систем): SCSI и SCSI-2. Их достоинства: высокая скорость передачи данных (интерфейс Fast Wide SCSI-2 и ожидаемый в ближайшее время интерфейс SCSI-3 поддерживают скорость до 40 Мбайт/с), большое количество (до 7 шт.) и максимальная емкость подключаемых накопителей. Их недостатки: высокая стоимость (примерно в 5 -10 раз дороже ATA), сложность установки и настройки. Интерфейсы SCSI-2 и SCSI-3 рассчитаны на использование в мощных машинах-серверах и рабочих станциях.
Для повышения скорости обмена данными процессора с дисками НЖМД следует кэшировать. КЭШ-память для дисков имеет то же функциональное назначение, что и КЭШ для основной памяти, т.е. служит быстродействующим буфером памяти для кратковременного хранения информации, считываемой или записываемой на диск. КЭШ-память может быть встроенной в дисковод, а может создаваться программным путем (например, драйвером Microsoft Smartdrive) в оперативной памяти. Скорость обмена данными процессора с КЭШ-памятью диска может достигать 100 Мбайт/с.
В ПК имеется обычно один, реже несколько накопителей на жестких магнитных дисках. Однако в MS DOS (MicroSoft Disk Operation System — дисковая операционная система фирмы Microsoft) программными средствами один физический диск может быть разделен на несколько «логических» дисков; тем самым имитируется несколько НМД на одном накопителе.[5]
3. Дисковые массивы RAID
В машинах-серверах баз данных и в суперЭВМ часто применяются дисковые массивы RAID (Redundant Array of Independent Disks — матрица с резервируемыми независимыми дисками), в которых несколько накопителей на жестких дисках объединены в один большой логический диск, при этом используются основанные на введении информационной избыточности методы обеспечения достоверности информации, существенно повышающие надежность работы системы (при обнаружении искаженной информации она автоматически корректируется, а неисправный накопитель в режиме Plug and Play (вставляй и работай) замещается исправным).[1]
Существует несколько уровней базовой компоновки массивов RAID:
1-й уровень включает два диска, второй из которых является точной копией первого;
2-й уровень использует несколько дисков специально для хранения контрольных сумм и обеспечивает самый сложный функционально и самый эффективный метод исправления ошибок;
3-й уровень включает четыре диска: три информационных, а четвертый хранит контрольные суммы, обеспечивающие исправление ошибок в первых трех;
4-й и 5-й уровни используют диски, на каждом из которых хранятся свои собственные контрольные суммы.
Дисковые массивы второго поколения — RAID6 и RAID7. Последние могут объединять до 48 физических дисков любой емкости, формирующих до 120 логических дисков; имеют внутреннюю КЭШ-память до 256 Мбайт и разъемы для подключения внешних интерфейсов типа SCSI. Внутренняя шина X-bus имеет пропускную способность 80 Мбайт/с (для сравнения: трансфер SCSI-3 до 40 Мбайт/с, а скорость считывания с физического диска до 5 Мбайт/с).
Среднее время наработки на отказ в дисковых массивах RAID — сотни тысяч часов, а при 2-м уровне компоновки — до миллиона часов. В обычных НМД эта величина не превышает тысячи часов. Информационная емкость дисковых массивов RAID — от 3 до 700 Гбайт (максимальная достигнутая в 1995 г. емкость дисковых накопителей 5,5 Тбайта=5500 Гбайт).
Применяются и НЖМД со сменными пакетам и дисков (накопители Бернулли), использующие пакеты из дисков диаметром 133 мм, они имеют емкость от 20 до 230 Мбайт и меньшее быстродействие, но более дорогие, чем винчестеры. Основное их достоинство: возможность накопления и хранения пакетов вне ПК.
Основные направления улучшения характеристик НМД:
использование высокоэффективных дисковых интерфейсов (E1DE, SCSI); использование более совершенных магнитных головок, позволяющих увеличить плотность записи и, следовательно, емкость диска и трансфер (без увеличения скорости вращения диска).
4. Компакт-диски
.
Общии сведения о компакт-дисках
В 1982 году фирмы Sony и Philips завершили работу над форматом CD-аудио (Compact Disk), открыв тем самым эру цифровых носителей на компакт-дисках. Принцип работы этих дисков – оптический. Чтение и запись осуществляется лазером. В компакт-диске данные кодируются и записываются в виде последовательности отражающих и не отражающих участков. Отражение интерпретируется как единица, «впадина» — как ноль.
Приведу некоторые технические параметры компакт-дисков. Рабочая длина волны лазера — 780 нм. Диаметр компакт-диска 120 мм. Толщина диска 1,2 мм. Объем диска 700 Мб (74 мин аудио). Вес 14-33 г. Цепочка углублений (pits) расположена по спирали как в грампластинке, но в направлении от центра (фактически CD является устройством последовательного доступа с ускоренной перемоткой). Интервал между витками — 1.6 мкм, ширина пита — 0.5 мкм, глубина — 0.125 мкм (1/4 длины волны луча лазера в поликарбонате), минимальная длина — 0.83 мкм (рис. 1).
/>
Рис. 1. Поверхность компакт-диска.
Существуют модификации в 80 минут (700 МБ), 90 минут (791 МБ) и 99 минут (870 MB). Номинальная (1x) скорость передачи данных — 150 КБ/сек (176400 байт/сек аудио или «сырых» данных, 4.3 Мбит/сек «физических» данных). В то время как все магнитные диски вращаются с постоянным числом оборотов в минуту, то есть с неизменной угловой скоростью (CAV, Constant Angular Velocity), компакт-диск вращается обычно с переменной угловой скоростью, чтобы обеспечить постоянную линейную скорость при чтении (CLV, Constant Linear Velocity). Таким образом, чтение внутренних сторон осуществляется с увеличенным, а наружных — с уменьшенным числом оборотов. Именно этим обуславливается достаточно низкая скорость доступа к данным для компакт-дисков по сравнению, например, с винчестерами.[2]
Классификация компакт-дисков
Существует множество стандартов и форматов компакт-дисков – в зависимости от назначения и производителей. Приведудляпримерадалеконевсесуществующие: Audio CD (CD-DA), CD-ROM (ISO 9660, mode 1 & mode 2), Mixed-mode CD, CD-ROM XA (CD-ROM eXtended Architecture, mode 2, form 1 & form 2), Video CD, CD-I (CD-Interactive), СD-I-Ready, CD-Bridge, Photo CD (single & multi-session), Karaoke CD, CD-G, CD-Extra, I-Trax, Enhanced CD (CD Plus), Multi-session CD, CD-Text, CD-WO (Write-Once). Полное описание их займет слишком много места, и это не является целью написания данной работы.
В зависимости же от количества возможных операций записи компакт-диски разделяются на: CD-ROM (read only memory), CD-R (recordable), они же CD-WORM (write once read many), CD-RW (rewritable). Соответственно, СD-ROM изготавливается на заводе, и дальнейшая запись на него невозможна; CD-R предназначен для однократной записи в домашних условиях; CD-RW допускает множество операций записи. Диски CD-ROM представляют собой поликарбонат, покрытый с одной стороны отражающим слоем (алюминий или — для ответственных применений — золото) и защитным лаком с другой. Смена отражающей способности осуществляется за счет штамповки углублений в металлическом слое. На заводе их просто штампуют с матрицы.
Формат компакт-дисков
Поверхность диска разделена на области:
PCA (Power Calibration Area). Используется для настройки мощности лазера записывающим устройством. 100 элементов.
PMA (Program Memory Area). Сюда временно записываются координаты начала и конца каждого трека при извлечении диска из записывающего устройства без закрытия сессии. 100 элементов.
Вводная область (Lead-in Area) — кольцо шириной 4 мм (диаметр 46-50 мм) ближе к центру диска (до 4500 секторов, 1 минута, 9 MB). Состоит из 1 дорожки (Lead-in Track). Содержит TOC (абсолютные временные адреса дорожек и начала выводной области, точность — 1 секунда).
Областьданных(program area, user data area).
Выводная область (Lead-out) — кольцо 116-117 мм (6750 секторов, 1.5 минуты, 13.5 MB). Состоит из 1 дорожки (Lead-out Track).
Каждый байт данных (8 бит) кодируется 14-битным символом на носителе (кодировка EFM). Символы отделяются 3-битными промежутками, выбираемыми так, чтобы на носителе не было более 10 нулей подряд.
Из 24 байтов данных (192 бита) формируется кадр (F1-frame), 588 битов носителя, не считая промежутков:
синхронизация (24 бита носителя)
символ субкода (биты субканалов P, Q, R, S, T, U, V, W)
12 символов данных
4 символа контрольного кода
12 символов данных
4 символа контрольного кода
При декодировании могут использоваться различные стратегии обнаружения и исправления групповых ошибок (вероятность обнаружения против надежности коррекции).
Последовательность из 98 кадров образует сектор (2352 информационных байта). Кадры в секторе перемешаны, чтобы уменьшить влияние дефектов носителя. Адресация сектора произошла от аудиодисков и записывается в формате A-Time — mm:ss:ff (минуты: секунды: доли, доля в секунде от 0 до 74). Отсчет начинается с начала программной области, т.е. адреса секторов вводной области отрицательные. Биты субканалов собираются в 98-битные слова для каждого субканала (из них 2 бита — синхронизация). Используются субканалы:
P — маркировка окончания дорожки (min 150 секторов) и начала следующей (min 150 секторов).
Q — дополнительная информация о содержимом дорожки:
число каналов
данные или звук
можно ли копировать
признак частотных предыскажений (pre-emphasis): искусственный подъем высоких частот на 20 дБ
режим использования подканала
q-Mode 1: во вводной области здесь хранится TOC, в программной области — номера дорожки, адреса, индексы и паузы
q-Mode 2: каталоговый номер диска (тот же, что на штрих-коде) — 13 цифр в формате BCD (MCN, ENA/UPC EAN)
q-Mode 3: ISRC (International Standard Recording Code) — код страны, владельца, год и серийный номер записи
CRC-16
Последовательность секторов одного формата объединяется в дорожку (трек) от 300 секторов (4 секунды, см. субканал P) до всего диска. На диске может быть до 99 дорожек (номера от 1 до 99). Трек может содержать служебные области:
пауза — только информация субканалов, нет пользовательских данных
pre-gap — начало трека, не содержит пользовательских данных и состоит из двух интервалов: первый длиной не менее 1 секунды (75 секторов) позволяет «отстроиться» от предыдущего трека, второй длиной не менее 2 секунд задает формат секторов трека
post-gap — конец трека, не содержит пользовательских данных, длиной не менее 2 секунд
Вводная цифровая область должна завершаться постзазором. Первый цифровой трек должен начинаться со второй части предзазора. Последний цифровой трек должен завершаться постзазором. Выводная цифроваяобластьне содержит предзазора.[5]
Практическая часть
Вариант 14
Используя ППП на ПК, необходимо определить расходы на содержание одного учащегося в группе продленного дня в городской школе в год по имеющимся данным.
Показатель
Принято в текущем году
Проект на следующий год
Средняя сумма расходов на одного учащегося в год:
заработная плата в год, руб
100,00
200,00
начисления на заработную плату, %
38,50
38,50
расходы на мягкий инвентарь, руб
200,00
200,00
Расходы на питание:
норма расходов на питание в день, руб.
10,00
12,00
число дней функционирования групп
210,00
210,00
Вычислите:
Сумму расходов на питание учащегося в текущем и проектируемом году;
Сумму расходов на содержание учащегося в текущем и проектируемом году;
Абсолютное и относительное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего в виде таблицы.
Введите текущее значение даты между таблицей и ее названием.
По данным таблицы постройте гистограмму с заголовком, названием осей координат и легендой.
1. Выбор ППП.
В данной задаче наиболее целесообразно применить и использовать табличный процессор MS Excel. Так как в нем можно наиболее полно отразить алгоритм работы, проектирование и графическое представление форм данных по нашей задаче.
2.Описание алгоритма решения задачи.
ТС — общая сумма затрат на содержание одного учащегося, Z – заработная плата, D – начисления на заработную плате, C – затраты на мягкий инвентарь, N – норма на питание в день, K – количество дней функционирования групп.
Сумма расходов на питание N*K
Сумма расходов на содержание учащегося Z+(Z*D/100)+C
Абсолютное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего: ABSпроект – ABSтекущ
О
Заработная плата в год
тносительное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего: (ABSпроект – ABSтекущ)*100/(N*K)тек
Норма расходов на питание
Начисления на заработную плату
/>
Число дней функционирования групп
/>
/>
Расходы на мягкий инвентарь
/>
Сумма расходов на питание учащегося в текущем и проектируемом году
/>
/>
Сумма расходов на содержание учащегося в текущем и проектируемом году
Абсолютное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего
/>
Относительное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего
/>
Р/>исунок 1 Неформализованное описание решения задачи
Z
/>
N
D
/>
K
/>
C
/>
Sпитание= N*K
/>
Sсодержание=Z+(Z*D/100)+C
/>
/>ABS=ABSпроект – ABSтекущ
/>ABS*100/Sтек.год
/>
Проектирование форм выходных документов и графическое представление данных по выбранной задаче.
3 Структура шаблонов таблиц
Таблица.1 «Расходы на содержание одного учащегося»
Колонка электронной таблицы
Наименование (реквизиты)
Тип данных
Формат данных
длина
Точность
B
Показатель
текстовый
67
C
Принято в текущем году
Числовой
14
2
D
Принято в текущем году
Числовой
20
2
Таблица 2 Расходы на содержание одного учащегося в группе продленного дня в городской школе в год
Колонка электронной таблицы
Наименование (реквизиты)
Тип данных
Формат данных
длина
Точность
B
Показатель
текстовый
67
C
Принято в текущем году
Числовой
14
2
D
Принято в текущем году
Числовой
20
2
E
Абсолютное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего (руб)
Числовой
19
2
F
Относительное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего (%)
Числовой
19
2
4 Расположение таблиц на рабочих листах MS Excel.
Таблица 3 Расходы на содержание одного учащегося
/>
Таблица 4. Итоговая таблица расходы на содержание учащегося в группе продленного дня в городской школе.
/>
5 Шаблоны таблиц с исходными данными
Таблица 6 Расходы на содержание одного учащегося
Показатель
Принято в текущем году
Проект на следующий год
Средняя сумма расходов на одного учащегося в год:
заработная плата в год, руб
C10
D10
начисления на заработную плату, %
C11
D11
расходы на мягкий инвентарь, руб
C12
D12
Расходы на питание:
норма расходов на питание в день, руб.
C14
D14
число дней функционирования групп
C15
D15
Таблица 6 Расходы на содержание одного учащегося в группе продленного дня в городской школе в год.
Показатель
в текущем году
проектируемом году
Абсолютное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего (руб)
Относительное изменение исчисленных показателей проектируемого года к показателям текущего (%)
Сумма расходов на питание учащегося, руб
C14*C15
D14*D15
D24-C24
E24*100/C24
Сумма расходов на содержание учащегося, руб
C10+(C11*C10/100)+C12
D10+(D11*D10/100)+D12
D25-C25
E25*100/C25
Итого (руб):
СУММ(C24:C25)
СУММ(D24:D25)
СУММ(E24:E25)
СУММ(F24:F25)
6Инструкция пользователя.
Последовательность действий пользователя при решении задачи:
Для запуска программы MS Excel из главного меню Windows нажимаем кнопкуПуск и выбираем MS Excel в меню Программы.
Вводим исходные данные в электронную таблицу формы кассового ордера
После того как ввели исходные данные, выделяем необходимые ячейки, выбираем формат ячейки и отмечаем необходимый тип данных (числовой, Дата, текстовый, денежный), в денежном формате выбираем число десятичных знаков
Выделяем всю таблицу и копируем ее на новый лист.
На новом листе выделяем всю таблицу выбираем в панели инструментов Данные →Фильтр→ Автофильтр. С помощью автофильтра мы можем отфильтровать данные по получателям и по видам оплат.
По полю сумма подводим итог и что бы итог отображался при фильтровании данных используем Вставка функции →математические→ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ.ИТОГИ далее выбираем область данных суммы.
Далее строим гистограмму.
7 Технология построения диаграмм
Нажимаем кнопкуМастер диаграмм на панели инструментов Стандартная.
Осуществляем построение нужной диаграммы:
Шаг 1. ВыбираемТип ( Гистограмма ) и Вид ( Обычная ) диаграммы, нажимаем кнопкуДалее.
Шаг 2. Нажимаем закладкуРяд, в окнеРяд удаляемесли есть лишние Ряды , Нажимаем добавить ряд, далее выделяем нужный диапазон в нашем случае(предельные издержки и предельная выручка) в окне подписи по оси Х нажимаем флажок:
В окнеИсточник данных диаграмм указываем диапазон
наименование товара путем выделения соответствующей зоны в
таблице, нажимаем флажок, нажимаем кнопкуДалее.
Шаг 3. Выбираем необходимые заголовки и нажимаем кнопку
Далее.
Шаг 4. Выполняем указанияМастера диаграмм и нажимаем
кнопкуГотово.
• Устанавливаем курсор в свободное место диаграммы, щелкаем
кнопкой мыши и удерживая кнопку перетаскиваем диаграмму на
необходимое полеЛиста.
Щелкаем кнопкой мыши в любой из точек на рамке Области диаграммы и растягиваем рамку диаграммы до нужного размера.
/>
Заключение
В данной курсовой мы рассмотрели тему «Внешняя память компьютера». А также выполнили практическую часть использовав табличный процессор MS Excel. Так как в нем можно наиболее полно отразить алгоритм работы, проектирование и графическое представление форм данных по нашей задаче.
В теоретической части рассмотрели виды внешней памяти:
Магнитные диски (МД)
Жесткие диски
Дисковые массивы RAID
Компакт-диски
А так же дали определение внешней памяти компьютера. Под ней подразумевают обычно как носители информации (то есть устройства, где она непосредственно хранится), так и устройства для чтения/записи информации, которые чаще всего называют накопителями.
Список литературы
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика: 7-9 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений — М.: Дрофа, 2002.
Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10-11 классов средн. школы. — М.: Просвещение, 2001.
Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для средн. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 2003.
Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика: уч. по базовому курсу. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ, 2003. — 464 с. (§ 2.14. Хранение информации, с. 91-98).