1 Что такое грамматическое значение? Поясните на примерах. Лексич-е знач. относится к самойреальности, а грам-е знач-е дополняет лексич-е знач. и выраж-т отношениек др. слову (согласование, примыкание). Напр. лекс. знач. «страна» — обознач.«государство», определенная территория, а грам-е знач-е слова «страна» — сущ,ж.р., ед.ч., и т.д. Грам-я форма — это яз-е средства, кот-е служат для выр-яграм-х значений. Эти средства — приставки, суффиксы и т.д. Напр. есть гл.делать — сделать, переделать. Грам-я категория — класс грам-х значений,объединенных однородностью грам-х значений: напр. сист. спряжений, категориявремен в рус. яз. — настоящее, прошедшее, будущее, старое, предпрошедшее и др.Словоформы представитель какой-то конкретной грам-ой категории. Совокупностьвсех грам-х форм составляет парадигму. Грам-я форма имеет и внешний смысл(окончание в падеже, в гл. форме) и внутреннее — отношение к к-л. лицу, др.предмету. Одна форма может иметь несколько значений: Напр. дать кому-нибудьчто-нибудь и кому-нибудь (объектное значение) стало холодно (субъектное).Иногда грам-е знач. накладывалось на смысловое и историч. слова теряли смысл:дуб — муж. рода, береза — ж.р.
2 Что такое части речи? Каковы принципы их классификации?Части речи — самые крупные грам-е классы слов,кот-е хар-ся 3 признаками: 1) единство обобщенного грам-го знач., оноабстраг-ся от лексич-го и обознач-т катерогии более общего порядка:предметность, процессуальность (глагол), качественность (прилагательное) 2)общность грам-х категорий и словоизменения. Общность определяется составомморфолог-х категорий, общность их организации, когда они выстраиваются впарадигму (спряжений, склонений)3) тождественность синтаксич-х функций. Т.е.они выступают в предложениях, словосочетаниях в общем виде (т.е. сущ. какправило -подлежащие, гл. — сказуемые и т.д.). 10 частей речи в современнойграмматике, кот-е дел-ся на 2 группы — знаменательные (имена сущ-х, прил-х ичислит-х, а также местоимение (только местоим.-сущ-е), глагол и наречие) и служебные(предлог, союз и частицы, а также междометие (служит для выр-я экспрессии,чувств)).
3 Назовите самостоятельные и служебные части речи. В современной грамматике 10 частей речи: одна группа- знаменательные / самостоятельные (сущ-е, прил-е, числ-е, местоим-е, глагол инаречие), другая — служебная (предл., союз, частицы и отдельно — междометие — их роль синтаксическая не определена.
4 Что такое модальные слова? Приведите примеры. Есть междометия вводные слова, подражания(дзин-дзин), побуждения, выражения чувств (ах, ну, ай, да)). Модальные словаони бывают побудительные, согласительные, благодарительные (очевидно, вероятно,разумеется, конечно). Функции вводных слов, а семантика — определение отношенияк действительности, или дополнительная оценка.
5 Грамматические особенности существительныхнарицательных и собственных. Сущ-е — часть речи, к-я обозначает предмет,называет св-ва, отвлченные от носителя и действия, отвлеченные от субъекта.Есть собственные и нарицательные сущ-е. Нариц-е — обобщенные явления. Собственные- индивидуальные. Обычно вторые употреб-ся в ед-ом числе (Киев, Афины).Собств-е имена могут переходить в нариц-е, и наоборот (Рыба — знак зодиака, и рыба).
6 Конкретные и облеченные сущ-е. Первые — конкретные сущ., когда предметывыступают в виде отдельных экземпляров или к-л. особей, они сочет-ся сконечными числительными и измен-ся по числам, согл-ся в роде, числе и падеже(дом, дома, три дома).
7 Грамматические особенности собирательных существительных. Собирательные — обозначаетнеопределенное множество предметов как одно неделимое целое: военщина, старье,зверье, родня, молодежь. Есть сложные переходные случаи. Напр., слова народ,группа, куча, коллектив не относятся к собир-ым, потому что они обозначаютраздельные множества и грамматически имеют множественное число (народы, группы).
8 Вещественные сущ. — они обозначают однородную массу, к-ю можно взвесить,но не посчитать: мука, сера, соль, крупа и т.д. Они не измен-ся по числам (хотяпо видам разл-ся: минеральные воды, масла благоуханные).
9Есть единичные среди них — сингулятивы: роса — росинка, солома-соломинка. Есть абстрактные — они обозначают качества, свойства, действия(отвлеченные качества): чтение, гнев, горе, радость. Слова с отвлеченнымзначением не имеют мн.ч., хотя могут иметь и индивидуализацию, т.е. происходитобогащение смысла (инициатива (общая детельность) и инициативы (конкретныепредложения)). Эти сущ. внешне не исчисляемы, но когда конкретные проявленияэтого качества, то можно употребить его во мн.ч. — красоты природы, выбрать издвух зол меньшее.
10 Одуш-е и неодуш-е сущ. К одуш-ым относятся назван. живых существ,мифологических животных (динозавр). К неодуш. относ. назван. растений (дуб,клен), собирательные одуш-е названия (люди, толпа-грамматически они ведут себякак неодуш-е), а также такие слова как «мертвец (я вижу мертвеца),покойник», но я вижу труп_ (он раньше обозначал «мертвое, поваленноедерево»). Есть сложные моменты: играть в казаки-разбойники (слововедет себя как неодуш-е, ибо «игра, которая называется казаки-разбойники»).Купить крокодила, но купить «Крокодил». Неодуш. чаще относятся к ср.р.
11 Категории грамматического рода. У неодуш. сущ. он определ-ся формально, по окончанию(дерево — ср.р., кедр. -(м.р.) сосна, пальма (ж.р.) ). Бытовые названия — живот-(м.р.), брюхо -ср.р., хотя одно и то же. К грамматич. роду относится обычно аббревиатурав соответствии с тем грам. родом, к-й лежит в основе стержневого рода. Но этоне верно в общем: ВУЗ (высш. учеб. заведение), но ВУЗ не среднего рода, а м.р.МИД — ср.р., но для обывателей — м.р. Есть сущ. общего рода — относ-ся и к м.р.и к ж.р.: плакса, староста, лектор. Немаркированные сущ. — читатель, студент,т.е. вообще эти классы людей. «студент сейчас невоспитан».
12 Категория числа. Есть единственное число, множественное и двойственное:глаз, глазы (мн.ч.), глаза (двойственное), четыре стола (двойственное), но пятьстолов (мн.ч.). Слова с отвлеченным значением не имеют мн.ч., хотя могут иметьи индивидуализацию, т.е. происходит обогащение смысла (инициатива (общаядетельность) и инициативы (конкретные предложения)). Радость, глупость,пошлость и т.д. Эти сущ. внешне не исчисляемы, но когда конкретные проявленияэтого качества, то можно употребить его во мн.ч. — красоты природы, выбрать издвух зол меньшее, говорить гадости. При этом меняется смысл — клоки (клокснега, ваты), клочья — мелкие кусочки. Формы с ударным окончанием мн.ч. на «а»,стали распространяться еще до времен Пушкина (раньше, напр. — домы, но сохранилисьформы годы, года с разн. смыслом).
13 Категории падежа. Падеж — («падение») — «не прямое значение». Исторически до10 падежей. В Р.П. есть еще родительный «части» — выпить стакан чаю. В Предлож.П. есть изъяснительное значение — говорить о чае, о деле. Сейчас их 6. В.П.переходит в Р.П. при отрицании («не давай ему руки»). В.П. употреб-ся тогдакогда говорится об определенном предмете ( не забудь чемодан).
15 Стакан чая — мера вещества (т.е. не жидкость, сухая заварка, насыпаннаяв стакан). Стакан чаю — жидкость, к-ю мы пьем.
16. На краю / на крае. «На краю» (более разг. форма)носит оттенок конкретности (стоять на краю бездны(предметность)). «На крае» —более лит. форма, носит более обобщенный характер (в значение «на окраине»)(записать на крае (крешке) доски — т.е. в самом уголке).
17 Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Прил-е — часть речи, к-я выр-т непроцессуальный признак предмета. Выдел-т 3 разряда прил-х: 1) качественные — непосредственно обозначает кач-во, св-во предметов (белый, красный). Они могутупотребляться как в краткой, так и в полной форме. 2) относительные — черезотношение к др. предметам (стеклянный — сделанный из стекла). 3) притяжательные— отношение собственности, принадлежности (отцовский портфель).
18 Степени сравнения прилагательных. Прил. могут измен-ся по степенямсравнения (тупой — еще тупее), но не все (слепой — нет «слепее»). Кромесравнительной степени (более низкий), есть еще и превосходная (самый тупой).Элятив — превосх-я степень с оттенком подобострастия, глубок. уважения: в самыекратчайшие сроки.
19 Разряды имен числительных. Числительное обозначает число ивыражает определ. количество однородных предметов. Есть 1)количественные — этоколичественный определитель почти всех сущ-х, к-е можно подвергнуть счету.(один,два, три). Они дел-ся на простые (два, три, тысяча), производные (пятнадцать,четыреста — образ-ся с пом. суф. или состоят из 2-х основ) и составные — в дваи более слова (четыреста тридцать пять) 2) собирательные (двое (пара), трое,четверо). У них также нет рода и числа. 3) дробные числительные — обозначают,числит. в дробных единицах. (три и две десятых). По структуре они составные.Могут быть ж.р. (одна шестая).
20 Склонение дробных числительных. При склонении измен-ся всесоставляющие их слова (двадцать две сотых — двадцати двух сотых). Особнякомстоит слово «полтора, полторы». Полтора часа, но полторы дыни, искл. полторы (суд. на первый слог) суток. Варианты: с тысячей рублей (счетные сущ-е), стысячью рублей (вытесняет др. формы), с тысячью рублями (это чистое числит.)
21 Склонение числительных на =десять. Ну, это потипу пятьдесят, шестьдесят — самипросклоняйте.
22 Склонение числительных 40, 90, 100. Они имеют только две падежныхформы. Девяносто — стоит обособленно. В И.П. девяносто, а во всехкосвенных — девяноста, сорока, ста. Сто книг—сдвумястами книгами, нет трехсот_ книг, т.е. может склоняться либоодна часть слова, либо обе.
24 Собирательные числительные, их грамматические особенности. С морфол. т.з числительные не имеютни рода, ни числа. Употреб. с сущ. м.р. (пятеро мужчин), со словами «детиребята, люди, лица», с названием детенышей животных (четверо медвежат), с сущ.,к-е имеют форму только мн.ч. (двое саней), с парными сущ. (четверо чулок, нолучше две пары чулок) Собир. числ. не употреб. с сущ. ж.р. (нельзя сказать троепортних, четверо дворничих, четверо преподавательниц), с сущ. к-е обозначают назван.животных (нельзя двое тигров), с сущ., наз-ми лиц высок. обществ. положения(министр).
26 Разряды местоимений. Есть 3 разряда: 1) местоимение-сущ-е. 2)мест-е-прилагательные 3) мест-я-числительные. В первый разряд входят слова «я,ты, вы, кто, что, это, кто-нибудь, кто-то…». В предл. они либо дополнение, либоподлежащее. Второй разряд -«мой, твой, ваш, этот, какой-нибудь». В предл. либоименная часть сказуем., либо определен. В третьем разряде: «сколько, столько,несколько, нисколько, несколько». Гл. функция мест. — замена в речисемантически самостоятельных слов.
27 Морфологические категории глагола. Время, лицо, число, залог, наклонение,вид, род — грам. категории глагола. Многие формы глагола не способны выразитьвсе эти 7 форм (достроить). Надо не забывать о инфинитиве — в нем глагол отражаетвид и залог.
31 Времена глагола. Синонимия времен. СВ — употребление одного времени вдругом: историч. С.: «Прихожу я вчера и вижу» (время-то настоящее). Так всемогут меняться: настоящее вместо будущего, прошедшее вместо будущ. («Так я тебеи поверил!») и т.д.
37 Наречие, его грамматические особенности. Н. — часть речи, к-я передаеткачество или обстоятельство других качеств или действий. Есть качественные Н.(от качественных прилагательных) (говорить красно), причастные Н. (вопрошающевзглянул), Н. как функц. прил-х (человек так себе). Н. на «о» и «е» сталиобразовываться активно в кон. XIXвека, они не измен-ся (заочно, досрочно). У Н. есть субъективные оценки(давненько, хорошенько). Есть сравнительные степень (вольнее, ярче) Н. ипревосходная (покорнейше просить, нижайше кланяться). Есть эмоциональноевыражение степени (малиночка, ранешенько, преглупо, чрезвычайно). Естьпереходные Н. (по-хорошему, зачастую, вслепо) этокачественно-обстоятельственные оттенки. Н. могут относ-ся к прил., прич., ксамому Н.
38 Слова категории состояния. Это состояние чего-то, что неподпадает ни под какую часть речи. Ex. Выражениеего лица страшно(кр. прил.). Ему это было страшно (Наречие, к-е относится кнаречию же) интересно. Ему стало страшно (описание состояния — это и есть словакатегории состояния).: скучно, надо, нельзя, должно, можно, жаль — ониупотреб. в функц. только сказуемого (я скучаю). К словам категории состояниямогут относится сущ., местоимения, наречия времени, места, количества, можетбыть инфинитив.
39 Словосочетания, их разряды. Виды словосочетаний — субстантивные(сущ. — стержневое слово), глагольные (предиктивные). Главное — какое словостержневое. Словосочет. дел-ся по структуре на: 1) простые (новый дом, отдатькнигу) 2) сложные (неудержимое желание странствовать) 3) комбинированные —т.е. те, к-е состоят из нескольких стержневых слов, словосочетаний, а те находятсяв состоянии примыкания, подчинения друг другу (увлеченно читать интересную книгу).
40 Предложения, их разряды. Разряды предл. — простое, сложн., сложносочиненные,починенные, сложноподчиненные, сложнобессоюзные, вводные предл., прям. речь идр.
41 Что такое предикативность. Это соотнесенность высказывания сдействительностью.
42 Сочинение как синтаксическая связь. Соч-е как синтакс-я связь —сочинительная связь меж равноправными элементами. Это предложение, в котором ниодин элемент не может быть компонентом другого.
43 Подчинение как синтаксическая связь. Это связь меж взаимоподчиненными посмыслу элементами предложений.
44 Согласование, его грамматические особенности. Соглас-е — вид подчинительнойсвязи, к-я выр-ся уподоблением зависимого слова форме господствующего.
45 Управление, его грамматические особенности. У. — один из видов подчинительнойсвязи. Он может быть прямым или через предлоги. Есть варианты — поражатьсячем-либо (восхищаться) и поражаться чему-либо (удивиться). Явление «управление»по своему происхождению семантико-грамматическое, а значит важен смысл. Естьразг. формы: отзыв о чем-либо (лит.), отзыв на что-л. (устар.).
46 Примыкание, его грамматические особенности. П. — это подчинительная связь, прик-й в роль зависимого слова выступают слова неизменяемые (нареч.,прилагательные, инфинитив, деепричастие).
49 Сложное синтаксическое целое. Это такая разновидность текста, вк-ом высказывание строиться на матерьяле последовательно выстроенных сложныхпредложений и сложных синтаксических конструкций. ССЦ — это такое единствосложных предложений, к-е построены по принципу последовательности.
50 Текст, особенности и свойства. Текст — это оформленное письменноили устно высказывание, к-е хар-ся внутренней связанностью и завершенностью.Его обязательные признаки — 1) завершенность 2) связанность.
51 Что такое дискурс? Дискурс — «движение туда и сюда» — связанный текст всовокупности с экстралингвистическими (внеязыковыми) факторами, т.е. к-евыходят за рамки контекста. Др. словами — это речь, погруженная в жизнь(репортаж, живая беседа). Дискурс дел-ся на 1) фреймы — к.-л. типичныеситуации, сценки; это структура данных, составляющих знания человека о мире 2)сценарии — показывают как фреймы развиваются в к.-л. ситуации. Основные функции— убеждение и эмоциональное воздействие. Дискурс не текст, он не может применятьсяк древности. Рема — высказывание, глагол, говорение.
1. Грамматическиезначения
В любом знаменательном слове совмещаются лексическое играмматическое значения. Грамматическое значение выступает какдобавочное к лексическому и выражает различные отношения (отношение к другимсловам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающемудействие, или другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности ивремени, отношение говорящего к сообщаемому и.т.д.). Обычно слово имеетнесколько грамматических значений. Так, страна имеет значение женскогорода, именительного падежа, единственного числа; глагол читал содержит всебе грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужскогорода, несовершенного вида.
Грамматические значения находят в языке свое морфологическоеили синтаксическое выражение. Они выражаются формой слова.
Грамматическое значение в слове может выражаться также с помощьюдругих слов, с которыми данное слово связано в предложении.
Под термином «грамматические категории» понимаетсясовокупность однородных грамматических значений. Значения отдельных падежей объединяютсяв категорию падежа, значения отдельных форм времени – в категорию времени.Грамматическая категория относится к грамматическому значению как общее к частному.Окно: категория рода от значения среднего рода. Читай: категориянаклонения от глагольной формы, выражающей грамматическое значение повелительногонаклонения.
При выявлении грамматической формы имеются в виду языковыесредства, служащие для выражения грамматических значений. Беру: окончание–у указывает на 1-ое лицо, единственное число, настоящее время, изъявительное наклонение.
Грамматическая форма представляет собой соотношениеграмматического значения и грамматического способа в их единстве.
2. Части речи. Принципы ихклассификации. Самостоятельные и служебные ч.р. Модальные слова
Частями речи называются основные лексико-грамматическиеразряды (классы), по которым распределяются слова языка исходя из признаков: 1)семантического (обобщенное значение предмета, действия ли состояния, качестваи.т.д.); 2) морфологического (морфологические категории слова); 3)синтаксического (синтаксические функции слова).
Части речи – самостоятельные (знаменательные) и служебные.
В особые группы входят модальные слова, междометия извукоподражательные слова.
Самостоятельные (знаменательные) части речи либо называют предметы, качестваили свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Ониимеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложениивыступают в роли главных или второстепенных членов. Самостоятельные части речи– 7 разрядов слов: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное,местоимение, глагол, наречие, категория состояния.
Служебные части речи лишены номинативной (назывной) функции. Онипроявляются в отношениях и связях между словами и предложениями (предлоги,союзы), а также при передаче смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженныхсамостоятельными частями речи (частицы). Служебные части речи: предлоги, союзы,частицы.
Модальные слова служат для выражения говорящим оценки своеговысказывания в целом или отдельных его частей с.т.з. их отношения к объективнойдействительности.
Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителямиопределенных чувств (Ох! Чу! Фу! Увы!) и волеизъявлений (Вон! Стоп! Тс!).
Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлениювоспроизведением восклицаний, звуков, криков и.т.д.: кря-кря, му-у,дин-дин и.т.д.
3. Грамматические особенностисуществительных нарицательных и собственных
Имя существительное – часть речи, объединяющая слова сграмматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимыхкатегорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложениии.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.
В зависимости от лексико-семантических и отчастиграмматических признаков имена существительные делятся на нарицательные исобственные.
Нарицательные существительные служат наименованиями однородныхпредметов,действий или состояний: человек, мать, остров, река, книга, праздник, радость,горе, сон, езда.
Семантически они противостоят именам существительным собственным,которые являются названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных:личные имена, фамилии, географические, административно-территориальныенаименования, названия литературных произведений, астрономические названия,названия исторических эпох и событий, народных движений, знаменательных дат идр.: Иван, Елена, Петров, Владимиров, Европа, Двина, Рязань, «Война и Мир»,Марс, Земля, эпоха Возрождения, Великая Отечественная война, День Победы.
Формально-грамматическая особенность собственных существительных– наличие у них только формы единственного числа. Появление множественногочисла связано с употреблением слова в другом значении, поэтому форма множественногочисла в этом случае не является соотносительной по значению с формойединственного числа.
Собственные имена существительные употребляются в форме множественногочисла: 1)при обозначении разных лиц и предметов, одинаково называющихся (двоеИвановых, обе Америки); 2)при обозначении лиц, находящихся в родственныхотношениях (братья Карамазовы, господа Головлевы). При обозначении типа людей,свойств их характера имена собственные могут перейти в разряд именнарицательных: маниловы, чичиковы, хлестаковы.
4. Грамматические особенностисуществительных конкретных и абстрактных
Имя существительное – часть речи, объединяющая слова сграмматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимыхкатегорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложениии.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.
В зависимости от лексико-семантических и отчастиграмматических признаков имена существительные делятся на конкретные иабстрактные (отвлеченные).
Конкретные существительные употребляются для названия определенныхпредметов и явлений реальной действительности, взятых в отдельности и потомуподвергающихся счету: книга, школа, дом, девочка.
Отвлеченные (абстрактные) существительные называют действие или признакв отвлечении от производителя действия или носителя праздника. Такие имена необразуют соотносительных форм числа и не сочетаются с количественнымичислительными: изучение, возникновение, отправление, белизна, ненависть,эгоизм, лиризм, выборы, каникулы. Однако некоторые отвлеченные существительные,приобретая конкретное значение, употребляются во множественном числе: зимниехолода, разные судьбы, семь бед – один ответ, южные широты, различные температуры.
5. Грамматические особенностисобирательных существительных
Имя существительное – часть речи, объединяющая слова сграмматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимыхкатегорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложениии.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.
В зависимости от лексико-семантических и отчастиграмматических признаков имена существительные делятся в том числе и насобирательные.
Собирательные существительные формой единственного числа обозначаютсовокупность одинаковых лиц или предметов как одно неделимое целое. Они неопределяются количественными числительными, но обладают особыми словообразовательнымисуффиксами: -в(а), -ств(о), -еств(о), -ур(а), -ат: листва, детвора,студенчество, учительство, профессура, пролетариат.
6. Грамматические особенностивещественных существительных
Имя существительное – часть речи, объединяющая слова сграмматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимыхкатегорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложениии.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.
В зависимости от лексико-семантических и отчастиграмматических признаков имена существительные делятся в том числе и навещественные.
Вещественные существительные обозначают однородную по своему составумассу, вещество (жидкости, металлы, химические элементы и соединения, пищевыепродукты, сельскохозяйственные культуры и.т.д.): вода, свинец, амидопирин,кислород, сахар, сыр, мясо, рожь, хлопок. Они имеют форму только одного числа(или ед.ч. или мн.ч.): молоко, азот; сливки, дрожжи. Они не сочетаются сколичественными числительными, но, как слова, обозначающие измеряемое вещество,могут сочетаться со словами меры: килограмм муки, гектар пшеницы, литр молока,много воды. При этом вещественные существительные употребляются в формеродительного падежа единственного числа в отличие от существительныхневещественных, которые в таких случаях имеют форму множественного числа. Уряда существительных мужского рода имеются две формы родительного падежа:сахара – сахару, чая – чаю, снега – снегу.
7. Грамматические особенностиединичных существительных
Имя существительное – часть речи, объединяющая слова сграмматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимыхкатегорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложениии.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.
В зависимости от лексико-семантических и отчастиграмматических признаков имена существительные делятся в том числе и наединичные.
Единичные существительные (сингулятивы) называют единичные предметы, выделенные измассы вещества или совокупности однородных предметов: горошина (горох),жемчужина (жемчуг), тесина (тес), снежинка (снег), крестьянин (крестьянство),профессор (профессура). В отдельных случаях сингулятивы образуютсяаналитически: головка лука, кочан капусты.
8. Грамматические особенностиодушевленных и неодушевленных существительных
Имя существительное – часть речи, объединяющая слова сграмматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимыхкатегорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложениии.с. выступает в функции подлежащего и дополнения.
В зависимости от лексико-семантических и отчастиграмматических признаков имена существительные делятся на одушевленные инеодушевленные.
Одушевленность-неодушевленность имен существительных лексическипроявляется в том, что существительные одушевленные обозначают преимущественноживых существ (людей и животных), а неодушевленные – предметы и явленияреальной действительности, не причисляемые к живой природе. Грамматическикатегория одушевленности – неодушевленности проявляется при склонениисуществительных: форма винительного падежа одушевленных существительныхсовпадает с формой родительного падежа, форма же винительного падежанеодушевленных существительных – с формой именительного падежа: студент –одушевленное имя (в.п. = р.п. студента), стол (в.п. = р.п. стол).
Категория одушевленности охватывает главным образом существительныемужского и женского рода. У существительных мужского рода, кроме сущ. на -а,-я, она проявляется в обоих числах (в.п. = р.п. студента, студентов). Усуществительных женского и мужского родов на –а, -я – только во множественномчисле (в.п. = р.п. студенток, юношей, судей).
К одушевленным существительным среднего рода относятся:1)существительные с суффиксами –ищ-(е), -овищ-(е), -лищ-(е): чудище, чудовище,страшилище; 2)некоторые субстантивировнные прилагательные и причастия:животное, насекомое, млекопитающее; 3)существительные дитя, лицо (в значениичеловек), существо (в значении живой организм).
Лексико-грамматическая категория одушевленности охватывает инекоторые названия умерших людей (мертвец, покойник), мифических существ (бог,дьявол, русалка), фигур в играх, кукол и др. (пожертвовал ферзя, любить своихкукол).
У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категорииодушевленности – неодушевленности (в названиях микроорганизмов, усуществительных образ, тип, характер): рассматривать инфузорий и инфузории;убивать бактерий и бактерии; создать яркие образы, особые характеры.
9. Категория грамматического рода
Лексико-грамматическая категория рода присуща всемсуществительным (за исключением слов, употребляемых только во мн.ч.). онаявляется синтаксически-независимой: род имени существительного определяет родовуюформу согласуемых слов (большой дом). Существительные разных родов различаютсяпарадигмой склонения (дом – дома, дому), словообразовательной структурой (брат– братья, учитель – учительница), некоторыми лексико-семантическимиособенностями (Тбилиси, леди). У неодушевленных существительных род являетсячисто формальным, у одушевленных – не только формальный, но и знаменательный,т.к. связан с различением названий лиц и животных мужского и женского пола.Категория рода отчетливо отображается только в формах ед.ч.
Мужской род – это разновидность грамматического рода именсуществительных, характеризующаяся особой парадигмой склонения, а уодушевленных существительных – принадлежностью к ней существ мужского пола:стол, край, домище, юноша.
Женский род – это разновидность грамматического рода имен существительных,характеризующаяся особой парадигмой склонения, а у одушевленных существительных– принадлежностью к ней названий существ женского пола: страна, Москва, неделя,вишня, радость, горошина, дочь, сестра. К женскому роду относятсясуществительные, имеющие в и.п. ед.ч. окончания –а, (-я): книга, земля.
Значение общего рода может быть соотнесено как с лицоммужского, так и с лицом женского пола: сирота, неряха, умница, Саша, визави,протеже, инкогнито.
Средний род – это разновидность грамматического рода имен существительных,характеризующаяся особой парадигмой склонения и значением неодушевленности (заединичными исключениями): село, ружье, дитя, насекомое, чудовище.
Во множественном числе категория рода частично утрачивается.
10. Категория числа
Категория числа имен существительных –лексико-грамматическая словоизменительная категория, находящая свое выражение впротивопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа:студент – студенты, учитель – учителя.
Форма числа, обозначающая один предмет в ряду однородных предметов,является формой единственного числа: стол, тетрадь, учебник. Формачисла, обозначающая неопределенное множество однородных предметов, являетсяформой множественного числа: столы, тетради, учебники.
Единственное и множественное число различаются средствами выражения:
1) наличием различных окончаний: книга – книги, дом – дома.
2) изменением окончания в сочетании с переменой местаударения: стена – стены, окно – окна.
3) усечением, наращением или чередованием суффиксов в основе:крестьянин – крестьяне, лист – листья, жеребенок – жеребята.
4) использованием супплетивных форм: человек – люди, ребенок– дети.
Ряд существительных не имеет соотносительных формединственного и множественного числа.
К существительным, имеющим только формы единственного числа,относятся:
1) отвлеченные существительные (смелость, храбрость, грусть,языкознание)
2) собирательные существительные (листва, студенчество)
3) ряд вещественных сущ-ных (серебро, водород, малина,молоко)
4) имена собственные (Москва, Дон, Урал)
Существительными, имеющими только формы множественного числа,являются:
1) некоторые отвлеченные существительные (каникулы, проводы,сумерки)
2) ряд вещественных существительных (сливки, щи, духи,сласти)
3) отдельные имена собственные (Чебоксары, Курилы, Пиренеи)
4) названия некоторых игр (шахматы, шашки, жмурки, прятки)
5) конкретные существительные, обозначающие предметы,состоящие из нескольких частей или парных предметов (ножницы, ворота, часы,грабли, перила).
Имена существительные вещественные в форме множественного числаупотребляются для наименования различных сортов и видов вещества(высококачественные стали, благородные вина, территориальные воды), изделий изданного материала, они могут указывать на большое количество вещества, обширноепространство (пески пустыни, бесконечные снега). Имена собственныеупотребляются в форме множественного числа и при обозначении типа людей (кабанихи,чичиковы), а также членов одной семьи (семья Артамоновых).
11. Категория падежа
Падеж – словоизменительная лексико-грамматическая категория именисуществительного, которая системой противопоставленных друг другу падежных формвыражает отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам,действиям и признакам. Отношения, создаваемые с помощью падежей, проявляются науровне словосочетания и предложения. В современном русском языке 6 падежей,однако количество передаваемых ими значений гораздо больше количества падежныхформ.
Значения, выражаемые падежами, делятся на 4 основные группы:субъективные, объективные, определительныеи обстоятельные.
Именительный падеж – независимая падежная форма. Она не употрепбляется спредлогами. Значения: 1)Субъектное (мальчик читает); 2)Объектное (Лекциязаписывается студентами); 3)Определительное (он был крестьянин).
Косвенные падежи по своему употреблению делятся на приглагольныеи приименные: читать книгу (приглагольный в.п.); чтение книги(приименный родительный падеж). В.П. бывает только приглагольным.