Реферат по предмету "Иностранный язык"


Политический дискурс как объект лингвистического исследования

Курсовая работа
Политический дискурс как объектлингвистического исследования
Минск 2008

Оглавление
Введение
Понятие дискурса
Политический дискурс
Дискурс-анализ
Заключение
Список использованных источников

Введение
Политическая деятельность всегда играла особую роль вжизни общества. От определенной политической позиции или ситуации зависит местостраны на международной арене, ее взаимоотношения с другими государствами, еероль в деятельности мирового сообщества. Однако важную роль в определенииимиджа страны играет способ ее презентации политическими лидерами данногогосударства. Посредством выступлений политики имеют возможность обратиться какк международному сообществу, так и к гражданам своей страны.
Написание речей – весьма сложный процесс, так как вбольшинстве случаев политики в процессе выступления должны не толькопроинформировать аудиторию о каком-либо аспекте общественной жизни, но, чтоважнее, добиться расположения аудитории, убедить слушателей принять ту или инуюпозицию, а также заручиться поддержкой граждан.
Анализируя речи политических деятелей, можно выявитьстратегии и тактики аргументации, используемые ими с целью убеждения аудитории.Исследования выступлений позволяют, с одной стороны, прогнозировать дальнейшиедействия и намерения политика, а с другой – устанавливать наиболее эффективныеспособы воздействия на слушателей.
Объектом исследования является речевая коммуникация, вчастности тактики и стратегии аргументации и убеждения, используемые вполитическом дискурсе.
Предметом исследования в данной работе является системалингвистических средств, характерная для построения политического текста созначительным аргументативным потенциалом.
Актуальность работы определяется той ролью, которую играютв современной жизни политика, политические высказывания и политические деятели,постоянно использующие в своих речах стратегии и тактики убеждения, элементыаргументации.
Материалом для исследования послужили выступленияамериканского сенатора Хиллари Клинтон.
Цель работы сводится к выявлению конкретныхлингвистических средств аргументации, присутствующих в политическом дискурсе.Цель определила следующие задачи исследования:
Уточнение понятия “дискурс” в целом и “политическийдискурс” в частности; выявление основных характерных признаков политическогодискурса.
Изучение сущности понятий “аргументация” и “убеждение”, ихособенностей, истории развития, анализ основных стратегий аргументации,существующих на сегодняшний день.
Исследование лингвистических средств, несущихаргументативный компонент.
Выявление конкретных лингвистических средств аргументациии убеждения в политическом дискурсе.
Теоретическая значимость исследования связана с выделениемнабора лингвистических средств, специфичных для политического дискурса,содержащих и характеризующихся признаками аргументации. Полученные результатыспособствуют пониманию языковых механизмов воздействия политического дискурсана социум, процессов воспроизводства идеологий в конкурирующих дискурсах;дальнейшему исследованию проблемы способов воздействия на аудиторию вполитическом дискурсе.
Практическая ценность заключается в том, что материалы ирезультаты исследования могут быть полезными при разработке теоретическихкурсов по социолингвистике, для факультетов иностранных языков, журналистики вуниверситетах. Они могут найти применение на широком междисциплинарном уровне:в социологии, этносоциологии, этноконфликтологии, этнопсихологии.
Структура работы включает введение, три главы, заключениеи список использованных источников.

Понятие дискурса
Понятие «дискурс» существует относительно недолго, однакооно (так же как и понятие «текст») многозначно и многопланово. Само понятие«дискурс» пришло к нам вместе с понятием «дискурс-анализ», когда вниманиеисследователя стало переключаться с текста на «затекст». Наиважнейшимстановится контекстное поле, в частности социальный контекст, а затем изнаковый контекст (интертекстуальность – текстовые поля и текстовые секвенции).В результате понадобилось включить в анализ текстов такие категории, как жанр,нарратив, сценарий (литературоведческая парадигма), фрейм, миф (эпистемическаяпарадигма), аудитория, роль, статус (социологическая парадигма), интерпретация(герменевтическая парадигма). Как мы видим, дискурс-анализ игнорирует не толькограницы каждого конкретного текста, но и дисциплинарные разграничения,приобретая статус междисциплинарного исследовательского направления [33, с.11].
Дискурс – это слово, которое пришло к нам в серединепрошлого века из французского языка, да так и осталось в этом звучании с тойтолько разницей, что для исследователей, работающих в рамках социальных наук,это – ′дискурс, а для лингвистов это – дис′курс. Характерно, чтодва варианта произношения связаны с двумя вариантами содержания термина.Двузначность понятия «дискурс» заключается в том, что под ним понимается идеятельность и ее результат [5, 3, 7, 10, 14]. Дискурс – это целенаправленноесоциальное действие и речь, погруженная в жизнь. Дискурс трактуетсяисследователями также как сложное единство языковой практики иэкстралингвистических факторов [32].
Для сохранения цельности дискурс-исследований ключевым (интегративнозначимым) является обощающее понятие код, вбирающее в себя как вербальные, таки невербальные «знаки» [27, с. 6].
По мнению Ухвановой-Шмыговой И.Ф., если дискурс являетсяпроцессом, а не результатом, то его изучение возможно только на материалесовременных текстов. Так дискурс-анализ становится методикой, работающей сограниченным числом текстов, и определяется как анализ исключительно устнойречи в процессе ее звучания [32, с. 7].
Если же дискурс является продуктом речевой деятельности,тогда под дискурс-анализом понимается анализ любых сообщений/текстов,независимо от времени их порождения. Здесь уже в фокусе внимания и сам текст, ите условия его функционирования, которые получили свое отражение в тексте.Текст рассматривается как определенный комплекс, построенный на основевзаимодействия целого ряда кодов (вербальных и невербальных) [4, 14].
И там, и тут текст – это событие. Но если в одном случаетекст – это событие взаимодействия реальных людей, то в другом – взаимодействиятекста и читающего/смотрящего/слушающего [26; 11].
Сегодня дискурс-анализом занимаются не только социологи илингвисты. Работы дискурс-исследователей схожи с деятельноятью специалистов порекламе и связям с общественностью, имиджмейкеров [23].
Дискурс – это любой текст (устный и письменный,современный и исторический, реальный и искусственно сконструированный) во всейего полноте и многозначности, полифоничности и полифункциональности, с учетомреального и потенциального, реального и «достраиваемого», конструируемого. Егоплан содержания, кроме непосредственно коммуницируемого, включает в себя целыйкомплекс знаний о мире, социуме, коммуникантах, коммуниктивных кодах и ихвзаимодействии [32, с. 10].
Соответсвенно, дискурс-анализ – это комплексный анализвсех видов содержания и реконструкции всех видов заложенных в него контекстов.Дискурс – это текст, «открываемый» субъектами в процессе коммуникации. Открытиепроисходит как для говорящего/пишущего, так и для слушающего/читающего, либопереводчика, интерпретатора. Текст неизбежно вбирает в себя массу значений иливсевозможных аспектов, видов, типов содержания. В нем – и значения, которыевкладывают субъекты коммуникации, и значения, которые рождаются от совмещениякоммуникативного и ситуативного планов рождения и восприятия речи. Это также изначения, рождающиеся от характеристик речи и поведения, а также отразнообразного опыта коммуникантов: интеллектуального, национально-культурного,исторического, языкового, речевого, социального, эстетического и т.д. [32, с.10].
Синтез и владение этим огромным множеством оттенковсодержания являет собой то, что называют дискурс-компетенцией коммуниканта.Наличие дискурс-компетенции позволяет быть коммуникативно грамотным и значитпредвидеть последствия функционирования текстов в социуме, а также учесть ихвлияние как на судьбы общества, так и свою собственную судьбу [32, с. 11].
Дискурс – это (так же как и текст) деятельность, феномен ифункция одновременно. Но в дискурсе деятельность сужена до еесоциально-ориентированных речевых проявлений. В свою очередь, при рассмотрениидискурса в качестве феномена, связанного с деятельностью, акцент делается нато, что это феномен социально-ориентированной речевой деятельности,«прочитанный» лишь с этих позиций. Наконец, дискурс если и рассматривается спозиций его функциональной нагрузки, то лишь в функции социальной ориентации иорганизации [35, с. 12].
Шейгал Е.И. рассматривает дискурс как целостное речевоедействие с семиологических позиций, тем самым совершается системное описаниефункционирующего языка, языка в действии. Она приходит к выводу, что адресантиспользует комбинации элементарных речевоздействующих сил при доминированииодной из них в составе обощенной коммуникативной силы дискурса. В то же время,интерпретируя языковые знаки коммуникативного уровня в определенном тексте(предикативные единицы, предложения, последовательности предложений и т. д.)как единицы речевой деятельности (речевые акты, речевые шаги, речевые ходы и т.д.), автор утверждает, что необходимо расматривать их функциональные свойствакак аспекты функционирования данных знаков в их традиционном понимании:семантическом, сигматическом, синтаксическом (лексико-синтаксическом) ипрагматическом [35, с. 15].
Центральной интегративной единицей речевой деятельности,находящей отражение в своем информационном следе – устном/письменном тексте,является дискурс. Коммуникативно-функциональное описание предполагаетрассмотрение взаимодействия синтаксических, семантических ипрагмалингвистических особенностей текста и его компонентов в ракурседеятельностного подхода к языку.
Согласно Шейгал Е.И., дискурс характеризуется такимикоммуникативно-функциональными параметрами, как:
1) предельность и одновременно отсутствие строгихструктурных ограничений. Дискурс может включать в себя любое количество иперечень единиц речевой деятельности: от последовательности двух и болееречевых актов до множества речевых событий;
2) системность, заключающаяся в соблюдении закономерностейпродуцирования любого дискурса и его составляющих регулярными способами речевойдеятельности (сигматическими, семантическими, прагматическими,синтаксическими);
3) функциональная завершенность и коммуникативнаяопределенность конкретного дискурса, Этот параметр собственно деятельностный(функциональный) и служит, как следует из коммуникативно-функциональногоподхода к исследованию, основным смыслоразличительным в реальной коммуникации ивыделительной в научно-исследовательской практике критерием перехода единицречевой деятельности в конкретный дискурс языковой личности [35, с. 16].
Дискурс может рассматриваться как коммуникативнаяситуация, включающая сознание коммуникантов и текст, создающийся в процессеобщения. В дискурсе находят отражение фрагменты действительности – внешняя поотношению к дискурсу ситуация, являющаяся содержательным предметом, темойобщения, и коммуникативная среда или ситуация, составляющая предметноеокружение коммуникантов во времени и пространстве в процессе языковоговзаимодействия, Данное определение дискурса не противоречит пониманию его какцентральной интегративной единицы межличностного общения. Оно дополняет такоеопределение субстанциональным компонентом, указывая на природу участвующих вмежличностном общении субъектов окружающего мира [23, с. 16].
Речедеятельностное пространство дискурса многомерно.Разносторонняя разработка понятийного аппарата семиотики применительно клингвистике позволяет распространить, с учетом особенностей речевойдеятельности, основные характеристики описания языкового знака на егофункционирование в условиях реальной коммуникации. К таким характеристикамязыкового знака относятся прежде всего аспекты описания отношений, в которые онвступает с объектами речевой/неречевой действительности: сигматический,семантический, прагматический, синтаксический. Аспекты языкового знака могутрассматриваться в коммуникаимвно-функциональном плане как координатыречепроизводства (коммуникативного развертывания) дискурса [35, с. 16].
Коммуникативно-функциональное пространство дискурсаинтегрирует речевоздействующие силы четырех вышеназванных координат и описываетсовокупное речевое воздействие на адресата, планируемое автором дискурса.
Применительно к дискурсу конкретной языковой личностиреализованные речевые действия в этих измерениях принимают характериспользованного потенциала данных координат в виде применяемого адресантомсоответствующего арсенала сигматических, семантических, прагматических исинтактических способов речевой деятельности [35, с. 17].
Речедеятельностное пространство конкретного дискурсаязыковой личности рассматривается как соответственно развернутая по даннымкоординатам интеграция элементарных речевоздействующих сил: аргументирующей(семантика), мотивирующей (сигматика), прагматической (прагматика) иаккумулирующей (синтактика).
Вектором аргументирующей силы является тот объект илиявление, на семантическое описание которого ориентирован дискурс. Семантическаяинформация регулируется критерием истинности/ложности смыслов. Такая информацияможет не быть общей для адресанта и адресата. Вектором мотивирующей силы являетсятот перечень объектов и явлений, которые тесно связаны с личностью адресата исоздаю фонд общих знаний коммуникантов. Сигматическая информацияпредназначается для сигнализации адресантов адресату о наличии у них такогофонда общих мнений и регулируется критерием искренности/неискренности [35, с.18]
Признание того, что дискурс – это текст, реализуемый всубъектной ситуации общения, ведет за собой понимание того, что в содержаниидискурса, как бы на равных, выступают два плана — предметно-тематический исубъектно-тематический. Иначе говоря, мы пишем/говорим о чем-то, а значит осебе; в своем дискурсе мы постоянно конструируем не только мир, но и себя, иделаем это постоянно, каждый раз как бы заново, под-тверждая либо отрицаякоммуницируемое ранее. Но мир реальности неоднозначен, впрочем, как и мирзнаков, ибо оба они постоянно меняются. И это не удивительно: в основе развитиякаждой — дихотомические структуры. И если мир реальности предстает перед нами встолкновении субъект-предметных (наше общение с миром) и субъект-субъектныхвзаимоотношений (наше общение друг с другом), то мир знаковой реальности — встолкновении знаков (кодов), которые их (эти взаимоотношения) репрезентируют, аэто, соответственно, языковые и речевые формы репрезентации [29, 30, 42].
Политический дискурс
В потенциальном измерении дискурс представляет собойсемиотическое пространство, включающее вербальные и невербальные знаки,ориентированные на обслуживание данной коммуникативной сферы, а также тезауруспрецедентных высказываний и текстов. В потенциальное измерение дискурсавключаются также представления о типичных моделях речевого поведения и наборречевых действий и жанров, специфических для данного типа коммуникации.
Применительно к семиотическому пространству политическогодискурса можно говорить о неоднородности задействованных в нем «языков»: помимовербальных знаков и паралингвистики, существенное значение имеет политическаясимволика и эмблематика, семиотика зданий или, шире, семиотика пространства (знаковоеиспользование пространства). В политическом дискурсе знаковый статусприобретает сама фигура политика и определенные поведенческие моменты (знаковыедействия) [35, с. 21, 22].
Политический дискурс по существу является выражением всегокомплекса взаимоотношений между человеком и обществом, и, таким образом, этоявление по сути своей функционально направлено на формирование у реципиентовнекоторого фрагмента мировосприятия или картины мира. Используя политическийдискурс в качестве пробного камня, можно понять, как в разных языковыхколлективах моделируются культурные ценности, как пропагандируется социальныйпорядок, какие элементы языковой картины мира остаются за пределамисознательных речевых стратегий говорящих, как формируется концептуальная картинамира, присущая каждому языковому коллективу [35, с. 26].
В политическом тексте содержится как экстралингвистическаяинформация (картина мира), так и знаковая информация (картина мира,представленная через знак, номинацию) [31, с. 49].
Политичекий дискурс обладает не только смыслом (соотнесенс реальностью), но и сущностной «привязкой» (соотнесен субъектно с определеннойгруппой или группами людей). Различные субъекты общения по-разному отражаются вдискурсе: коммуникативные формы порождают свое содержание [31, с. 50].
Анализ сущностной информации политического дискурса естьанализ коммуникативно-номинативный: кто общается и как общается. Политическийдискурс представлен в лицах. Лицо сливается с текстом, но одновременно самоявляется текстом. Это «наслоение» или смешение содержаний порождает новоесодержание. В итоге автор приходит к тому, что один и тот же текст,произносимый разными лицами, «распадается» на разные тексты: они иначедекодируются аудиторией, иначе структурируются, классифицируются, ранжируются.Они дают иную картину социального взаимодействия [31, с. 51].
По мнению И.Ф. Ухвановой-Шмыговой, смысло-сущностныеисследования политического дискурса могут дать значимый материал как осовременной дискурсии в целом, так и о политическом дискурсе в частности.Необходимо выявить те признаки, которые характерны для политической дискурсиина данном этапе развития социума, а также определить исторические инационально-специфические черты политической дискурсии,преемственность/непреемственность тех или иных стилей, типов, форм общения,композиционных решений [31, с. 51].
В академическом и эпистемологическом контекстах анализполитического дискурса (политический дискурс-анализ ) не является «строгооформленной» дисциплиной и скорее функционирует как междисциплинарноеметодологическое направление, интегрирующее теории и практики анализаполитических текстов (дискурсная прагматика, когнитивный дискурс-анализ,конверсационный анализ, критический дискурс-анализ и т.д.).
 
Дискурс-анализ
Политический текст является продуктом столкновенияразличных интересов и стратегий, равнодействующих идей, волевых усилий идискурсов политических субъектов [34, с. 170].
Политический текст – это вербализованная политическаядеятельность во всех ее проявлениях: как знаковых/символических (нормативная иаккумулятивная деятельность), так и незнаковых (тексты-перформативы). Этопонятие охватывает тематический объем и стилевые особенности реализованной вязыке и средствами языка политической активности.
Политический дискурс – это совокупность политическихдискурсий социума: дискурса власти, контрдискурсии, публичной риторики,закрепляющих сложившуюся систему общественных отношений либо дестабилизирующихее [35].
Современные исследования речей политических лидеровпредставлены двумя методиками: дискурс-анализом (максимально широкаяисследовательская парадигма) и семиотическим анализом (более узкий подход, т.к.он не учитывает в достаточной мере общественно-исторических условий, в которыхфункционирует объект анализа, а сконцентрирован лишь на знаковой характеристикедискурса) [34, с. 164 ].
Политический дискурс-анализ представляет собой сложнуюсистему работы с текстом, позволяющую препарировать дискурс на разных уровнях.Более того, политический дискурс может быть проанализирован, с точки зренияразных подходов (дискурсная прагматика, гендерный подход, конверсационныйанализ, изучение структуры аргументации и т.д.) [45].
Традиционно внимание исследователей привлекает уровеньсодержания. В этой связи, анализ идеологий, систем включения / исключения ит.д. сводится к выявлению доминирующих стереотипов представления о «своих» и«чужих», изучению клишированности, автоматизаций дискурса и т.д., что на уровневыбора источниковедческих методик означает приверженность к частотному анализу,анализу тематического ряда (преимущественно при работе с источниками массовойкоммуникации) и, лишь отчасти, исследованию семантических структур. Отчасти этоозначало бы попытку ответить на вопрос: «Что Они говорят о Нас?» [9].
В этой связи, необходимо обратиться к грамматике,локальной семантике (на уровне локальной семантики не просто исследуется«политический словарь», а уделяется внимание импликациям,согласованности смыслов и т.д.), синтаксису, стилю, риторике, структуреаргументации и т.д. и в данном случае необходимо ответить на вопрос: «Как Ониговорят о Нас?».
В этом контексте наибольший интерес представляет (широкоразработанная в лингвистике) система анализа риторических ходов,экземплицирующих стратегии позитивной саморепрезентации и негативногопредставления «другого».
Согласно Шейгал Е.И., из всех видов коммуникативныхдействий для «политического» дискурса наиболее характерно интенциональноедействие «убеждение», проявляющееся а разных этноспецифическихмодусах-поступках. Эти этнокультурные модусы создаются сложным переплетениемдвух видов стереотипов: языковых, связанных с семантическими преференциямисамого языка, и коммуникативных, связанных со сложившимися нормами поведения иценностными критериями в обществе. Убеждение эффективно в том случае, если оноосуществляется по принципам, отражающим устоявшиеся манеры поведения ивзаимоотношения в коллективе [35, с. 33].
Итак, интерпретируя политический дискурс в егоцелостности, нельзя ограничиваться чисто языковыми моментами, иначе суть и цельполитического дискурса пройдут незамеченными. Понимание политического дискурсапредполагает знание фона, ожиданий автора и аудитории, скрытых мотивов,сюжетных схем и излюбленных логических переходов, бытующих в конкретную эпоху.

Заключение
Политический дискурс составляет значительную часть нашегообщения и обладает высокой степенью аргументации для отстаивания точки зрения,оправдания или опровержения мнения либо для получения одобрения от аудитории.
Анализ речей показал, что они сочетают в себе какаргументативные тактики, так и элементы логической аргументации. Текст насыщенаргументами, логическими доводами, перечислениями, рассуждениями с опорой нафактически-статистическую информацию.
В политическом дискурсе часто используются лексические истилистические средства, что может быть объяснено их большим аргументативнымпотенциалом, большой образностью, что немаловажно, если учитывать, что этитексты предназначены для публичных выступлений и призваны сразу овладетьвниманием слушателя, воздействовать на его чувства и эмоции.
Проанализировав речи Хиллари Клинтон, мы пришли к выводу,что для эффективного воздействия на аудиторию политические деятели прибегают кразличным средствам аргументации. Среди таковых можно выделить лексические(местоимения, ключевые слова, метафоры, сравнения, образные высказывания),стилистические (стратегии и тактики аргументации и убеждения), композиционные(речи имеют введение, основную часть и заключение).
Таким образом, мы на примерах показали, что аргументация иубеждение может реализовываться посредством различных вербальных стратегий. Дляэффективности убеждения политические деятели прибегают к различным тактикам. Впроцессе исследования были выявлены следующие тактики аргументации, присутствующиев политическом дискурсе:
1) стилистические (смягчение, повторы, оценочные слова);
2) семантические (явное отрицание, явная уступка,перенос);
3) аргументативные (апелляция к авторитету, риторическиевопросы, мининарративы, интимизация, создание очевидности и общеизвестностифактов, обещания, ссылка на традиционные ценности, оппозиция, положительнаясамопрезентация, дискредитация оппонента).
В целом анализ аргументативной коммуникации позволяетопределить позиции политического деятеля, установить способы воздействия нааудиторию и проследить структуру построения аргументов, чтобы определеннымобразом воздействовать на сознание слушателей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бренд и брендинг Брендинг как
Реферат Особенности воспитания упрямых детей
Реферат Cодержание деятельности социального педагога
Реферат Оценка правильности выбора профессии школьного учителя
Реферат Сексуально-трансмиссивные расстройства Вирус папилломы человека
Реферат Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»)
Реферат Ernest Rutherford Essay Research Paper Rutherford was
Реферат Лесной комплекс
Реферат Фінансова діяльність субєктів господарювання
Реферат Что выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов
Реферат Антиметастатическая активность препаратов природного происхождения 14. 00. 25 фармакология, клиническая фармакология
Реферат Прокурорский надзор и прокурорская деятельность
Реферат Обучение чтению как средство развития личности и формирования её базовой культуры
Реферат Теория распределения Д. Рикардо
Реферат Особенности формирования воспитательной системы современной школы