Реферат по предмету "Иностранные языки"


Шпаргалка по Русскому языку 3

--PAGE_BREAK--
11. Составное именное сказуемое и его структура

Составное именное сказуемое состоит из связки в спрягаемой форме, которая выражает комплекс предикативных значений, и именной части, которая содержит вещественное сод-ие сказуемого. Именная часть может быть выражена новой словоформой, способной сочетаться со связкой, или цельным словос-м (Иван – человек простого рода). В русском синтаксисе существует расширенное понятие о связочном компоненте:

1. связка быть 2. полусвязочный глагол, который может выражать значение выявл-я признака (Ученик оказался умным) 3. полнозначные глаголы в условиях их грамматикализации.

грамматические значения такого сказуемого заключены в связке. Если сказуемое имеет значение настоящего времени, отвлеченная связка есть может отсутствовать, сказуемое в таком случае называется либо простым именным, либо составным с нулевой связкой, например. Роль предик-ой связки могут вып-ть указательные частицы это, вот, значит, это значит: Нравиться — это дело юношей. Сказуемое может присоединяться к подлежащему и при помощи сравнительных слов как, словно, будто, точно, как будто, что, часто переходящих в частицы.

Составное именное сказуемое может осложняться третьим компонентом — в таком случае оно состоит из предикативного прилагательного, связки и именной части: Ты должен быть нашим первым драматургом.
12. Второстепенные члены предложения: традиционная классификация и современное по-нимание

Традиционные учения о второстепенных членах предложения – 2 напр-я:  1.по зн-ю (логическое) 2.по виду синтакс-й связи (формальное)

Начало логического направления – труды Востокова и Греча. Они выделяли дополнение и определение, обстоятельство включали в определение,( т.е использовали семантический критерий.)  Буслаев (середина XIX века) ввел понятие обстоятельства и 2 принципа классификации второстепенных членов? по типу подчинения  ? по значению (семантический)

Потебня наметил формальную классификацию – по типу подчинения.

Пешковский- о членах предл-я управляемых, согласуемых и примыкающих, отказывается от понятий доп-я, опр-я и обстоятельства.

В практике современной школы традиционная классификация – второстепенные члены предл-я рассм-ся как логическо-грамматические разряды. В конкретных словосочетаниях грамматическое значение связано с лексическим значением.

говорить с человеком – дополнение   различное значение, хотя    грамматические конструкции 

При вычленении второст-х членов важно учитывать характер их вхождения в предложение – входят они в словсо. или отн-ся ко всему предл-ю в целом – детерминант.

В русской грамматике 80 традиционно второстепенные члены предложения распределяются по группам распространяющих членов предложения (Шведова)? члены с присловной зависимостью? детерминанты

Золотова – у нее второстепенный член предложения может стать подлежащим – ему весело – так как она считает, что не существует односоставных предложений.

Определение — втор. чл. пред, поясняющий слово с предметным значением и обозначающий признак, качество или свойство предмета, выраж. небытийный признак предмета и выражающ. это знач-е формами прил, сущ, прич. (согл.-несогл.)

Дополнение— это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудием, по отношению к которому совершается действие или проявляется признак. Семант.классы: — объектные – обозначает предмет, на который направленно действие. — вторично объектные – обозначает адресата. — Агентивные – орудие действия.   — Субъектно-агентивные – лицо, предмет, который с самост-но вып-т действие.

— социативно-субъектные – лица и предметы, совместно с которыми совершается действие.

Грамм-е классы:   — прямое – обозначает предмет, на к-й о переходит д-е. Оно отн-ся к переходному глаголу и нах-ся в подч-й связи сильного упр-я.

Обст– это ВПЧ с ГЗ непредикативного признака, действия, состояния, или другого признака, который характеризует их со стороны качества, количества или различных внешних условий их протекания.
13. Понятие детерминации. Виды детерминантов
Белошапк.

Д.- ситуативный (неконститутивн. непредикативн.)определитель. Относится ко всему комплексу «предикат+конст. и неконст чл., зависящие непоср.от него»

У окна отец читает газету.

Учение Шведовой: сущ. чл.П., связ с его предик.центром, к-рые1)не обусл.его грам.формой или ЛЗ,2)не непоср.отн.к нему, а опр.его вместе со всеми отн. к нему чл.П Такие чл.П могут входить в состав П, построенных по разн. структурам.
 В предложении может быть несколько детерминантов. (Вчера ему стало плохо.)

Выражаются они разными способами: косвенными формами существительных, наречия, деепричастия, деепричастные обороты, субстантивные обороты.

Часто располагаются в абсолютном начале предложения, реализуют связь-свободное присоединение. Выделяют три основных типа детерминантов:

1. с субъектным значением

2 с обектным значением,

3 с обстоятельственным значением.
14. Односоставные предложения: история изучения и современные взгляды на проблему.
Вопрос об односоставных предложениях по-разному решался в истории русского синтаксиса. Первым выделил односоставные предложения Шахматов («Синтаксис русского языка»). До него односоставность объяснялась пропуском по какой-либо причине => предложение классифицировалось как неполное.

Основа теории Шахматова – психологическая концепция предложения. Психологическая основа предложения – это акт коммуникации. Коммуникация – это передача другим людям сочетания представлений, которые приводятся волей говорящего в предикативную связь. (т.е. коммуникация больше чем суждение.)

Простая коммуникация – это передача двух представлений, 1 – психологический субъект, 2 – психологический предикат.

Психологический субъект – это представление господствующее над другим представлением  (предикатом).

Субъект и предикат коммуникации могут находиться к различных отношениях между подлежащим и сказуемым.
У Шахматова непоследовательность в теории, так как нет подлежащего и сказуемого, а есть главные члены, а классификация дана по подлежащему и сказуемому.
Пешковский

1.                     номинативные

2.                     неопределенно-личные

3.                     обобщенно-личные

4.                     безличные

5.                     инфинитивные
(Г54: + слова-предложения)
В современной синтаксической концепции по Шведовой. Определенно-личные – Иду в библиотеку – неполная регулярная контекстульно-необусловленная реализация
Золотова считает, что все предложения двусоставные, так как она вводит понятие модификации двухкомпонентной модели предложения. Определенно/неопределенно личные – это модификация по линии субъекта. Субъект может быть не назван. Безличные предложения – это всегда состояние лица, которое даже названо в предложении: Ему холодно. Для Золотовой ему – подлежащее (модификация предиката – это то же самое, что сказуемое в традиционном синтаксисе: начал играть, хочет петь). Свойство безличных предложений – инвалентность – независимость от субъекта.
15. Спрягаемо-глагольные односоставные предложения (определенно-личные, неопреде-ленно-личные, обобщенно-личные).

Определенно-личные предложения: грамм-е зн-е и средства выр-я главного члена. определенно-личное – О/с пр-я – пр-я, где главный выражен глаголом, указывает на личное окончание, на определенное лицо, которое может быть лицо говорящего или собеседника.  обобщенно-личное – Основной критерий семантический  (главный член выражается формой глагола 1 или 2 лица настоящего и будущего времени в форме изъявительного или повелительного накл-я)

Разл-ся два типа опр-личных пр-й в зав-и от формы выр-я глагола-сказуемого: 1)сказ. Выражено формой 1-го и 2-го лица изъявительного наклонения: НЕ ХОТИТЕ ли чаю? 2)сказ. Выражено формой 2-го лица повелительного наклонения: идите, выполняйте приказание….

. Неопределенно-личные предложения: грамматическое значение и средства выражения главного члена.  Односост.бесподлежащное предложение, главный член кот выражен глаг в форме 3-го лица м.ч. настоящего или будущего времени… либо в форме множественного числа прошедшего времени или сослагательного наклонения и обозначает действие, совершенмое неопределёнными лицами, не обозначенными вследствие их неизвестности или намеренного устранения из речи.

Обобщенно-личные предложения(главный член в основном выражен глаголом 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, реже  в форме 1-го или 3-го лица м.ч; обозначенное

глаголом действие в таких предложениях в равной степени относится к любому лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно… мысленно можно подставить подлежащее «все», «каждый, любой»)

С кем поведешься, от того  и наберешься. Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не

храним, потерявши –плачем.

выражение общих суждений, сентенций, чсасто  воплощаемых в пословицы и поговорки:

В ОБЛП может выражаться действие, часто происходящее, относимое к самому говорящему: ИДЁШЬ вдоль опушки, ГЛЯДИШЬ за собакой
16. Номинативные предложения.

ГЧП выражает реальность предмета или содержит указание на него, или называя одновременно оценивая данный предмет.

Значение бытия, сущ-я какого-либо ф-ра. Оно предполагает наличие второго плана (всегда настоящего времени ) Номинативные предложения включают в себя только о/с подлежащие, т.о. нет ЧП, который относится к сказуемому (дополнение или обстоятельство). Грамм-е зн-е бытийности выр-ся двумя сторонами этих предл-й: независимая форма (Ип), с другой стороны констатирующая интон-я.  Отс-е глагольного компонента – не нулевая и не пропущенная связка в номинативном предл-ии своеобразна, расширенное наст время, т.о. номинативное предл-е легко помещ-ся в любой контекст с временным планом.  По цели выск-я номинативные предл-я м.б. только повествов-ми. По частной модальности зн-е всегда утвердительное. По наличию ВЧП может быть как распростр-е, так и нераспр-е

Спорные? границ номинативных пр-й (распр-е номинативные). Шахматов, Пешковский, Виноградов – номин-е предл-е распр-ся только теми ЧП, которые отн-ся непосредственно к подлежащему. С т.з. синтакс-й теории все номин-е предл-я делятся на: 1.нерасчлененные 2.расчлененные. Эта т.з. связана с конц-ей Шведовой о детерм-х.  Все предл-я с детерм-ми отн-ся к номинативным предл-ям расчлененной структуры. Все остальные нерасчлененной структуры.

Семант. группы Номинативных П.

1. Бытийные, утверждают бытие предмета речи (мысли). Мороз. В лесу звенят сосульки.

2. Указательные, идея бытия осложняется указ-ем на предмет речи (мысли). В структ-ю схему входят частицы вот, вот и. Вот мельница.

 3. Побуд-е: побуд.-пожелательные (Внимание! Привет!) и побуд.-повелительные, которые требуют быстрой реакции адресата (Огонь!).

4. Оценочно-бытийные, констатируют бытие предмета и содержат эмоц-ю х-ку. Ну и мороз!

5. нек-е ученые включают в состав номин-х именительный темы. Для таких пр-й характерна недосказанность, главная задача – дать предст-е о той теме, которая дальше будет в предложении. 
Г80

-Не лично-субъектные предложения

-Лично-субъектные предложения
17. Безличные предложения.
Безличные (главный член не допускает обозначения субъекта действия в

 форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо

от активного деятеля) Светает. В боку колет. В коридоре накурено. Кругом ни души.

Безличные предложения:

БЛП – это такие предложения, ГЧП называет процесс или состояние, независимое от активного деятеля.

Шахматов: Их ГЧП не вызывает представления о лице, о предмете.

Пешковский: Это предложения, в которых не может быть подлежащего по самому изх строению.

Субъект устранен не только из речи, но из мысли.

Грамматические модели БЛП:

1.                     Собственно безличные глагол

•                      Невозвратно-безличные

•                      Возвратно-безличные

2.                     Личный глагол в значении безличного

3.                     личный глагол в безличной форме с отрицанием.

Неглагольные БЛП:

1.                     В составе глагольного члена слова СКС.

2.                     Краткие страдательные причастия Прош времени

3.                     Отрицательные слова нет, негде, нечего, некого, некуда в сочетании с инфинитивом и со связкой.

4.                     ФЕ с безличным глаголом.

Семантические группы БЛП:

1.                     Обозначают состояние человека или животного, состояние окружающей среды

2.                     Значение стихийности, непроизвольности

3.                     ГЧП обозначает наличие или недостаток чего-нибудь.
У безличных и инфинитивных предложений разные инфинитивы: в безличных он зависит от какого-либо слова, а в инфинитивном – нет.
Золотова считает, что все предложения двусоставные, так как она вводит понятие модификации двухкомпонентной модели предложения. Определенно/неопределенно личные – это модификация по линии субъекта. Субъект может быть не назван. Безличные предложения – это всегда состояние лица, которое даже названо в предложении: Ему холодно. Для Золотовой ему – подлежащее (модификация предиката – это то же самое, что сказуемое в традиционном синтаксисе: начал играть, хочет петь). Свойство безличных предложений – инвалентность – независимость от субъекта.
18. Инфинитивные предложения.
ИП – особый тип о/с, в которых ГЧП выражден полнозначным независимым инфинитивом или инфинитивным оборотом.

Выражает спектр семантических (модальных значений):

1.                     отношение долженствования

2.                     значение неизбежности

3.                     значение невозможности действия

4.                     волеизъявления.

5.                     желательности
такие предложения не включают в состав безличных, т.к. у безличных полная парадигма модальности, темпоральности; они передают отношения к не-лицу.

У безличных и инфинитивных предложений разные инфинитивы: в безличных он зависит от какого-либо слова, а в инфинитивном – нет. В инфинитивном предложении деятель всегда активное лицо. E.g. Почитать бы мне (деятель) сейчас книгу. У этих двух типов предложений разные парадигмы.
Исторически в подобных предложениях присутствовала связка, но сейчас она сохраняется в очень редких инфинитивных предложениях: В следующем году тебя будет не узнать. Такое положение связано с тем, что в инфинитивных предложениях закрепилось особое видение мира – с позиции необходимости, причем в данном типе предложений это значение передается не эксплицитно, а имплицитно. Имплицитные средства инфинитивных предложений фиксируют не только саму необходимость, но и причину ее возникновения.
 
19. Неполные и эллиптические предложения.

Неполное предл-е – предл-е с лексически незамещенными синтаксическими позициями. Основная сфера употребления – разговорная речь, диалог. Неполнота снимается контекстом. Все неполные предложения соотносятся с полными.

Неполные предл-я делятся на:? контекстуальные – это неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте (в ближайших предложениях или в том же) Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои.  ? ситуативные – это неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из сит-ии, подсказаны обстановкой

Кто-то постучался. Она приоткрыла дверь. – Можно? – спросил он тихо.      У Шахматова и у Пешковского неполные предложения объединяют разные по структуре предложения:? реплики диалога? самостоятельные по употреблению неполные предложения, особенностью структуры которых является отсутствие сказуемого устойчивые фразы – не сочетание  ? предложения в составе сложных предложений

Эллипт-е предл-ябыли выделены как разновидность неполных, но сейчас их рассм-т отдельно. Эллипт-е предл-я – это самостоятельно употребляемые предл-я, где устраненное глагольное сказ-е не возмещается из контекста или ситуации. Роды эллиптических предложений по связи с общим значением:? предля со знем движения, перемещ-я: Татьяна в лес, медведь за ней  ? предложения со значением речи, мысли Я ему про Фому, а он мне про Ерему? предл-я со значением битья, ударов Вот я тебя скалкой

? предл-я со значением брать, хватать Я за свечку, свечка в печку? предложения со значением наличия, бытия Вокруг месяца бледные круги

Золотова ставит под сомнение выражение эллиптичности предложений, так как есть самодостаточная структура, выражающая свое значение вне контекста. Я за свечку – свечка в печку. По Золотовой, если есть модель в языке, то, следовательно, это полное предложение. Неполные только те, которые обусловлены конкретной ситуацией в речи.

В грамматике 70 и 80 Шведова считает, что неполные предложения – это регуляция реализации: Ты уже купил эту книгу? – Купил. Схема одна и та же W.Vf, но контекстуально обусловленная неполная регуляция реализации.
20. Нечленимые предложения. Их трактовка в традиционном синтаксисе и в академиче-ских грамматиках русского языка 1970 г. и 1980 г,

По структуре предложения бывают:

1.членимые – 2.нечленимые – выск-я, которые не подверг-ся членению ни на ГЧП, ни ВЧП.

•не имею именной, структурной, семантической членимости. •Они функционируют как единое смысловое целое. •Состоят из частиц, модальных слов, междометий. •Предик-ть выражена нечетко.•Модели: да, нет, конечно, увы, ой – слова предлоги и оценочно междометные предложения.

PS. Следует отличать от модальных частиц в составе членимых предл-й!!!

По грамматической семантике П делятся на группы:- слова – предл-я; нечленимые предложении = 1 СЛФ — модальные слова

— Междометия. причем эта группа подразд-ся еще на несколько семантических подразделов:

    *   выражающие эмоц-ю оценку какого-либо положения дел: увы;    *    выр-е возд-е на кого-либо: ну, тсс, вон;    *      отраж-е формулы речевого этикета: С легким паром, До свидания, С добрым утром.    Спецификой междометий-понуждений является то, что они не только показ-т д-е, но и изображают его: цыц, вон, а ну его. 

Вокативные предложения. –обращ-я ослож-е выраж-ем нерасчл-й мысли, волеизъявления.

    Место ВП в классификационных схемах структурных типов простого предложения определяется по-разному: особый тип односоставных предложений, разновидность нечленимых предложений, разновидность номинативных предложений, тип, стоящий на границе односоставных и нечленимых предложений. Признаком, отличающим их от односоставных предл-й, является невозм-ть выд-я в них членов предл-я. Признаком, отличающим их от нечленимых предл-й, является наличие в них номинативно-звательной функции слов, образующих их конструктивную основу.

Генетивные предложения– о/с подл-е с главным в независимой форме Рп, который выражает какое-либо множество предметов в реальной действительности.

Г80: предл-я типа  Народу! Цветов!

Предл-я типа Чаю! Врача!Этот тип предл-й занимает промежут-е пол-е между самост-м грамматическим образцом и неполной реализ-ей либо двукомп-х глагольных предл-й (Дайте чаю! — Чаю!), либо предл-й инф-х (Денег бы достать! — Денег бы!).предл-я типа (Ему) рады. Без распространителей такие предложения функц-т в контексте, из которого ясен субъект состояния
21. Понятие осложненного простого предложения. Общая характеристика видов осложне-ния.
Любое предложение может быть осложненным и неосложненным. Нечленимые предложения могут быть осложнены вводным словом или обращением. Осложненные предложения классифицируются по типу осложнителя.

Осложнитель

Член предложения: Ряд однородных членов, С обособленным полупредикативным членом, С неполупредикативным – с уточняющим   

Не член предложения: Обособленные члены                 Вводная конструкция         Вставная конструкция       обращение
Предложения с однородными членами. ОЧ – словоформы, связанные сочинительной связью, занимающие в предложении одну синтаксическую позицию и связанные с одним членом предложения. Есть спор по поводу однородных сказуемых: Бабайцева за однородные =, а Шведова против. Промежуточная точка зрения у Леканта, он считает, что = можно считать однородными если = в двусоставном предложении с эксплицидно представленным подлежащим, если есть общие детерминанты, если есть общая связка. Если этих условий нет, то это промежуточный тип перехода ПП в СП (По утрам он плавал, по вечерам бегал в парке). Конститутивные признаки ОЧ: являются одним членом предложения, связаны с одним членом предложения или с основой, связаны сочинительной связью между собой, семантически одноплановые.
Обособление – это интонационное выделение члена предложения. Впервые сущность обособления исследовал Пешковский в начале 20 века, он ввел термин «обособленный оборот». Обособленный член выделяется интонационно в особую синтагму, что на письме выделяется графически. ОбЧ классифицируются по способу выражения (деепричастные об., адъективный об., причастный об., субстантивный, наречный, инфинитивный, сравнительный), по ф-ии, по смысловой нагруженности (полупредикативный и предикативный). Обособленный оборот – это интонационно выраженный, распространенный член предложения, который по смыслу относится не только к тому члену от которого он зависит грамматически, но и к какому-либо еще.

Полупредикативный обособленный член предложения осложняет не только форму, но и смысловую структуру предложения, т.к. они обозначают полусвернутую пропозицию. Их называют полупредикативными, т.к. они не имеют грамматических средств выражения предикативности, но при этом могут быть развернуты в предикативную ед-цу. Т.о. в предложении с полупредикативным обособленным членом 2 пропозиции: одна – развернутая, выраженная предикативной основой, а другая – полусвернутая, выраженная обособленным членом. Есть два типа отношений между развернутыми и полусвернутыми пропозициями.

3.                     они логически не связаны, т.е. такое предложение можно преобразовать в 2 самостоятельных или БСП. (Туча, большая и черная, приближалась к городу.)

4.                     они находятся в отношениях логической обусловленности (Я остановился, запыхавшись, на краю горы. – Я остановился на краю горы, т.к. запыхался).

К полупредикативным членам относятся: обособленные определения, выраженные причастием, причастным оборотом, прилагательным, адъективным оборотом. Обособление определений связано с тем, что кроме значения атрибутивного, они выражают дополнительные семантические признаки (причины, уступки, одновременности).    
Уточнение – неполупредикативное осложнение, это отношение целого и части, отличается от полупредикативных осложнителей семантикой: только уточняют и конкретизируют сообщение. Также отличаются от полупредикативных структурой:

1.                     могут уточнять все члены предложения, в том числе и главные

2.                     связаны с уточняемыми специальной связью, которая до конца не изучена, — пояснением или уточнением.

3.                     могут быть связаны с уточняемыми союзами то есть, или, словами особенно, даже, например.

4.                     к ним относятся обороты со словами кроме и помимо (В денежном ящике, кроме денег, хранится и деловая корреспонденция).                    продолжение
--PAGE_BREAK--
22. Учение A.M. Пешковского об обособленных членах предложения. Обособление определений

В истории русской синтаксической науки долгое время существовал взгляд на обособленные члены как на сокращенные придаточные предложения.

Теория сокращения придаточных предложений была подвергнута критике со стороны А.А. Потебни, доказавшего ее антиисторизм.

  А.А. Потебня не только опроверг теорию сокращения придаточных, но и указал на главное отличие выделенного члена предложения от обычного — его осложненность семантическую, в частности отметил обстоятельственные оттенки значений у определений. Причем А.А. Потебня считает, что передается это различие не столько порядком слов, сколько тоном.
Далее разрабатывает теорию обособленных членов предложения А.М. Пешковский. Он и вводит в научный обиход сам термин. В работе «Русский синтаксис в научном освещении» этому вопросу посвящена целая глава — «Обособленные второстепенные члены». А.М. Пешковский определяет обособленный член предложения как такой, который уподобляется «в отношении мелодии и ритма — параллельно — в отношении связей своих с окружающими членами отдельному придаточному предложению». Пешковский подробно анализирует разные виды обособленных членов, намечает общие и частные условия обособления, уделив большое внимание интонации.

При описании самих членов предложения А.М. Пешковский опирается на их морфологическую принадлежность: обособленное прилагательное, присубстантивная сравнительная форма, деепричастие и т.д.

Несмотря на детальное описание обособленных членов предложения, А.М. Пешковский не раскрыл их смысловые и синтаксические функции. Опираясь на интонацию и ритм в определении обособленных членов, он, в отличие от А.А. Потебни, упустил по существу главное — особую сообщительную функцию этих членов предложения, их смысловую осложненность.

 Обособление определений.

Согласованное.

1. Как правило, обособляются распространенные определения выраженные причастием или деепричастием с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого сущ. Науки, чуждые музыке, были постылы, мне.

2. Обособляются два и больше постпозитивных одиночных определений, поясняющих имя существительное,

3. Обособляется одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение.

4. Определение обособляется, если оно оторвано от определяе¬мого существительного другими членами предложения; в этих случаях определение по смыслу связано также со сказуемым и имеет добавочный обстоятельственный оттенок. Зали¬тые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.

5. Определение, стоящее непосредственно перед определяе¬мым существительным, обособляется, если помимо атрибутив¬ного имеет также обстоятельственное значение.

6. Обособляются всегда определения, относящиеся к личному местоимению; такие определения носят атрибутивно-предикатив¬ный характер и имеют добавочное обстоятельственное значение.

Несогласованные определения.

1. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение

2. Обычно обособляются несогласованные постпозитивные определения, выраженные сравнительной степенью имени прила¬гательного.
23. Деепричастный оборот как вид осложнения предложения.
1.Обстоятельственная  функция является основой для деепричастий. Различные взаимоотношения Д с глагольными сказуемыми, которые создают оттенки времени, условия, уступки, причины, цели. Д выполняя функцию обстоятельств не утрачивают  значения процесса, что является основой добавочного высказывания, элементарного сообщения. Эта особенность деепричастия является условием обособления, независимо от пояснительных слов и положений в тексте.
Причины необособления деепричастий: утрата глагольного значения действия:

1. Во ФЗМ. 2. Одиночных деепричастий со значением кач характеристики действия, близкие по семантике к кач наречиям или предложно-падежным формам сущ.
24. Предложения с однородными членами. Вопрос об однородности сказуемых.
Сам термин однородности предложения говорит, что речь идет не о лексическом значении, не о морфологическом выражении, а о характере си связей их между словом и си определяемым ЧП.

Признаки:

1.                     ОЧП связаны сочинительными отношениями (отношения смыслового равноправия членов си ряда между которых е зависимости ни грамматической, ни смысловой. Для возникновения сочинительных отношений у соединяющихся компонентов должна быть лексическая одноплановость.

2.                     Члены одного ряда независимы друг от друга, но обладают грамматической зависимостью от 1 и того же определяемого слова.

3.                     В предложениях с ОЧП может быть несколько рядов ОЧП.

4.                     Ряд ОЧП строится на си сочинительной связи.

5.                     Си сочинительная связь – это связь си единиц при помощи интонации (соединения, перечисления, сопоставления, разделения) и сочинительных союзов.

6.                     Отсюда ряды ОЧП 2 типов: бессоюзные ряды и союзные.

7.                     Сочинительные союзы:

o                      Соединительные: и (да), ни-ни, тоже, также.

o                      Сопоставительно-противительные: а, но, зато, однако, же, а то.

o                      Разделительные: или, либо, то-то, не то – не то, то ли

o                      Присоединительные: да и, и = притом

o                      Градационные: не только, но и не столько, сколько.

8.                     Градационные отношения – это отношения, при которых 2 компонента, существуя наряду с первым актуализируются, подчеркиваются.

 ОЧП образуют открытые и закрытые ряды.

Открытые ряды – незамкнутый ряд, который может быть потенциально продолжен. Образуются при помощи бессоюзной связи, при соединительных, разделительных союзах

Закрытый – состоят не более чем из 2-ух компонентов, не может быть потенциально продолжен. Они образуются при помощи сопоставительно-противительных и градационных союзах.
Члены однородного ряда могут иметь любое морфологическое выражение, чаще выражается одной ЧР.  Могут выражаться и разными ЧР.
Ряды однородных ЧП могут иметь любую си структуру.
Члены Однородного ряда выполняют в предложении си функцию. Если члены ряда относятся к разным типам обстоятельств иди дополнений, они не являются однородными.
Однородность в ОПП структурно оформлена при помощи интонации, си союзах.
Интонация однородности – произношения одинаковым тоном каждого однородного члена в абсолютно одинаковом ударном и наличие соединит пауз м/у ОЧП.
Есть спор по поводу однородных сказуемых: Бабайцева за однородные =, а Шведова против. Промежуточная точка зрения у Леканта, он считает, что = можно считать однородными если = в двусоставном предложении с эксплицидно представленным подлежащим, если есть общие детерминанты, если есть общая связка. Если этих условий нет, то это промежуточный тип перехода ПП в СП (По утрам он плавал, по вечерам бегал в парке). Конститутивные признаки ОЧ: являются одним членом предложения, связаны с одним членом предложения или с основой, связаны сочинительной связью между собой, семантически одноплановые.
25. Вводные и вставные единицы
ВК – слова, сочетания слов, СЛС, ФЕ, П или их фрагменты, которые грамматически с Предложением не связаны, занимают в нем авторскую позицию, выполняют в предложении характеризующую или оценочную функцию, выражая различные аспекты субъективного отношения говорящего к сообщению
Вк – это вставка, внесение каких-л элементов которые соотносятся с содержанием на основе состава П или его частей, но выходят за границы обычных си связей в П.
Признаки ВК:

1. Связаны с предложением содержательно.

2. Си формальных показателей связи в предложении нет, чисто содержательных их связей с предложением называется интродуктивной, она формализована в: интонации водности, в позиции этой конструкции относительно предложения.

3. Обладают новой информацией.

Коммуникативная установка говорящего на включение, это конструкции в высказывание Мб разной.
Грамматические особенности:

1. Граммсемантика ВК связана с тем, какую оценку дает высказыва7нию говорящий:

— модальная оценка – субъективное отношение

— рациональная оценка – аналитические

— эмоциональные.

2. ВК вводятся в П при помощи особой интонации водности: паузы, понижение тона, быстрый темп.

3. Грамматически не связаны с П.:

— не прикрепляются ни к 1-ому ЧП.

— не связаны с основным П ни союзом, ни с/сл, даже если оно есть в составе.

4. относительно свободная позиция в П (Впереди, в середине, в конце П).

5. Вк выражает семантику огранич грамматического значения. Они группируются в семантико-фукнциональные группы названия которых соот ГЗВК.

6. В устной речи выделяются интонацией водности, на письме запятой, редко ().

7. Вк имеют различную грамм структуру: слова, вв сочетания, вв П.
ВВС не Чр, а Си квалифиц СЛФ.
ВВс морфологизированные могут быть представлены двояко:

1.Специфической ЧР, которая специализируется на функции водного слова, модального слова: конечно, возможно, безусловно, по-видимому, например.

2. Обособившееся СЛФ знаменательных ЧР:

-подумаешь, кажется, предположим, знаешь, видишь ли (глагол);

— знать, признаться, видать (инф.);

— к счастью, правда, словом, по слухам (сущ.;

— самое главное, самое большое (прилаг).

— сверх того, кроме того (мест)

— вдобавок (наречие).

ВВП – о/с или д/с конструкции, обычно нераспр-е или мало распространенные.

Семантико-функциональные группы ВВК:

1. Вводно-обобщительные: оценивают содержание высказывания с т.з. обычности/необычности предложения. Р. Случается, бывает, по обыкновению, по обычаю, как всегда, как водится.

2. Вводно-авторские (вводно-оценочные). Указывает на источник сообщения. Р. Как известно, по-вашему, с т.з., говорят, как известно.

3. Вводно-квалифицирующие характеризуют способ сформированной мысли. Р. Вернее, точнее, одним словом, так сказать.

4. вводно-модальные: оценивают степень достоверности сообщаемого, уверенность, неуверенность, сомнение.

5. вводно-связующие: отражают логические связи м/у отдельными предложениями или их частями: перечисления, противоп-я, следствия, выделения компонента выск-я.

6. вводно-эмоц-е: выражают различные эмоц оценки сообщ.
26. Обращение.
Обращением называется слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь. Обращение распространяет предложение, но не является его членом (т.е. не выполняет функцию подлежащего, сказуемого или второстепенного члена).

Различаются обращения нераспространенные (выраженные одним словом) и распространенные (при слове-обращении имеются пояснительные слова).

Функция обр – привлечь внимание собеседника. Само оно не заключает в себе сообщения и непременно употребляется с предложением.

Обращения выражаются сущ. в форме И.п. или субстантивным словом или СЛС.

Наиболее типичная форма обращения: имя собственное и нарицательное одушевленное существительное.

 Обращения могут представлять собой не только по названии лиц, к которым обращается говорящий, но и выражать эмоциональное отношение к этому лицу. Это достигается набором эмоций лексики или ироническим употреблением слов СЛС.

Грамматическая форма – называет предметы, явления, к которым обращаются, о которых говорит автор – олицетворение.

Вокативные П – п, которые по форме совпадают с обращениями, но помимо обозначают адресата речи, выражают нерасчлененную мысль, чувства или волеизъявления говорящего.

Р. Бабушка! С укором произнесла Олеся.
Рассматриваются по-разному:

— нечленимые конструкции

— о/с, где подлежащее Ип.

— особый тип о/с п, в которых ГЧП (имя) нельзя квалифицировать ни как подл, ни как сказ.

По значению:

— призывы (называют адресата речи, призывают внимание собеседника)

— содержат эмоциональную реакцию на слова и действия собеседника.

В разговорной речи Вокативные П от обращения отличаются интонацией, в письменной речи их выявить можно только по авторским ремаркам
27. Понятие структурной схемы предложения.
Существует 2 понимания структурной схемы (грамматика 80)

? по Шведовой – структурная схема – предикативный минимум предложения

Мальчик спит. N1Vf    Мальчик бросил мяч. N1Vf

? 2ой подход – номинативный минимум – при глаголе необходимо указывать присловный распространитель

Мяч находится в комнате. N1VfN2loc падежная форма сущ-го с наречным местным значением

Структурная схема может быть? свободная Мальчик бросил мяч (свободная конструкция предложения)? связанная (с ограниченным кругом лексики) День как день, Неделя как неделя, Чем он не жених.  Всего в грамматике-80 31 свободная структ-я схема (22 однокомп-е и 9 двухкомп-е).

Понятие парадигмы– система форм предл-я, отражающая частные модально-временные зн-я, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предл-я.

Синтакс-й индикатив:? настоящее время он учится? прошедшее время он учился? будущее время он будет учиться Синтаксически ирреальные накл-я:? сослагательное он учился бы? условное учился бы он? желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы? побудительное пусть он учится? долженствовательное он и учись

Некоторые предл-я имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долж-я или инфинитив Молчать – нет других форм.

Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реал-ии возв-ся к одной структурной схеме.

Виды регулярной реализации:

1.неполная реал-я  ? конситуативно обусл-я Вы кто? – Студент. N1N1 (я студент)  ? конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду)   2.реал-я со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство)  3.реал-я с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник)  4.модальная реал-я Он умеет (хочет, должен, готов) учиться   5.реал-я с замещ-ем позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный)   6.качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня)

7.отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой).
28. Парадигма предложения и регулярные реализации в трактовке академических грамма-тик русского языка.
Понятие парадигмы – система форм предложения, отражающая частные модально-временные значения, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предложения.
Парадигма п–я – система его форм, выражающая категорию предикативности в целом. Предикативность – комплекс модально–временных значений. Полная парадигма включает 8 форм.

Основателями трансформационного подхода явл. Н. Хомский и Хэррис / Ясперсон.

 Т. Ломтев учит. след. категории:

– утвердительность / отрицательность;

– вид сообщения (повеств/побудит)

– время

– модальность

– опред–ть / неопред–ть, обобщ–ть / формальность предмета.
У Шведовой ключ.понятие модальности, различ. 6 наклонений: реальное (индикатив), ирреальное (желательное, долженствовательное, побудительное, условное, сослагательное). Морфологически и синтаксически накл–я не вс.совпадают (пошли с нами! – гл. в ф.изъяв.н.прош.вр, а у п–я ирреальн. побудит. мод–ть). Синт.наклонение не всегда совпад–т с интенцией («почитал бы ты нам» – желат.накл–е, а интенция побудительная). Сущ. «омонимичные» формы пр–ий разной модальности («принял бы он нас, обязательно принял» – сослагат.накл; «принял бы он нас, мы так устали» – желат.накл–е).
Синтаксический индикатив:

?                      настоящее время он учится

?                      прошедшее время он учился

?                      будущее время он будет учиться

Синтаксически ирреальные наклонения:

?                      сослагательное он учился бы

?                      условное учился бы он

?                      желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы

?                      побудительное пусть он учится

?                      долженствовательное он и учись

Некоторые предложения имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долженствования или инфинитив Молчать – нет других форм.

Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реализации возводятся к одной структурной схеме.

Виды регулярной реализации:

1.                     неполная реализация

?                      конситуативно обусловленная Вы кто? – Студент. N1N1 (я студент)

?                      конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду)

2.                     реализация со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство)

3.                     реализация с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник)

4.                     модальная реализация Он умеет (хочет, должен, готов) учиться

5.                     реализация с замещением позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный)

6.                     качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня)

7.                     отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой).
29. Семантическая организация предложения.
отвлеченный грамматический образец предложения (структурная схема) кроме общего для всех предложений грамматического значения — предикативности имеет, независимо от лексических значений входящих в предложение слов, свою семантику, которая создается формальными значениями компонентов, правилами их лексического наполнения и, в неоднокомпонентных схемах, отношением компонентов друг к другу.

Языковое значение построенного по тому или другому образцу конкретного предложения формируется взаимным действием семантики этого образца и лексической семантики тех слов, которые заняли позиции его компонентов.
Семантическая структура предложения — это его абстрактное языковое значение, представляющее собою отношение семантических компонентов, формируемых взаимным действием грамматических и лексических значений членов предложения. Важно помнить, что категории семантической структуры предложения принадлежат целым классам предложений и поэтому представляют собой единицы общеязыковые.

В формировании значения предложения принимают участие не только его главные члены, но и распространители: сильные присловные распространители, детерминанты, неприсловные формы, распространяющие собою внутренний состав предложения. Так, например, предложение Отец любит сына означает отношение между субъектом и его эмоциональным состоянием, обращенным на объект. Предложение Клуб построен, означающее отношение между субъектом и его состоянием как результатом действия, будучи распространено формой тв. п. со знач. деятеля (Клуб построен студентами), включает в свое семантическое строение субъект действия; дальнейшее возможное, но не обязательное распространение (Клуб построен студентами прошлым летом) расширяет семантическое строение этого предложения: в него включается обстоятельственный определитель (временной квалификатор).

Центральными категориями семантической структуры предложения являются: 1) предикативный признак, т. е. признак, выявляющийся в объективно-модальном плане: во времени и в том или ином отношении к действительности (см. § 1894); эта категория реализуется как «действие» или «состояние» (понимаемые в самом широком смысле); 2) субъект — производитель действия или носитель состояния и 3) объект — тот предмет (также в широком смысле), на который направлено действие или к которому обращено состояние. .

диффузные по значению (семантически сложные, нерасчлененные) категории:

1) субъект действия / субъект состояния: У ребят наловлено рыбы (разг.) распространяющая  словоформа у ребят обозначает одновременно субъект действующий и субъект обладающий

2) субъект состояния / объект действия

3) субъектно-обстоятельственные квалификаторы

4) объектно-обстоятельствен-ные квалификаторы
Предложения разного грамматического строения и одинаковой семантической структуры находятся друг с другом в системных формально-семантических соотношениях. (стучат//кто-то стучит)
30. Порядок слов в русском языке и его функции.
Порядком слов в предложении считается расположение в нем его членов. Считается, что порядок слов в русском языке свободный. Однако это не так. Он относительно свободен из-за структурной связанности компонентов предложения и смысловой их значимости. Т.е. русский язык – язык с подвижным порядком слов.

Порядок слов определяется структурой и семантикой предшествующих предложений, коммуникативным заданием и т.д. Таким образом, порядок слов зависит от контекста. Он играет важную роль в актуальном членении. Актуальное членение – приспособление грамматической структуры предложения к задачам коммуникации.

Порядок слов в зависимости от актуального членения бывает

1.                     прямым (Матезиус – объективный) – тема          рема

Отец  приедет / завтра.

2.                     обратным = инверсия (Матезиус – субъективный) – рема         тема

Завтра приедет / отец.

Без ремы предложения не существует.

Прямой порядок слов называется нейтральным, а в результате инверсии возникает значимый порядок слов. Функция – поставить акцент. Инверсия подчеркнута интонационно – логическое ударение выделяет рему.

Порядок слов может иметь и чисто грамматическое значение. Тогда он служит для оформления синтаксических отношений между членами предложения. Москва – столица нашей страны. Столица нашей страны – Москва. Роль подлежащего и сказуемого определяется только порядком слов. Изменение порядка слов не приводит к стилистическим сдвигам в предложении. Это нарушается при появлении качественных прилагательных. Прекрасный город – Москва.

Грамматическую значимость имеет порядок слов в предложениях типа Июнь знойный. Знойный июнь – уже номинативное предложение. Место определяет функцию прилагательного или причастия. Успокоенная подруга ушла или Подруга ушла успокоенная.

Порядок слов определяет грамматическую значимость омонимичных форм существительных. День сменяет ночь. Мать любит дочь.

Порядок расположения членов предложения.

?                      тема=подл, рема=сказ => подл      сказ, иначе – инверсия

?                      тема=сказ, рема=подл => сказ         подл, иначе – инверсия

?                      нечленимые предложения => сказ         подл

?                      вопросительные предложения => сказ        подл

?                      прямой порядок слов: детерм         сказ          подл, если подлежащее – первое – инверсия

?                      согласуемые члены перед определяемыми словами, иначе – инверсия

?                      управляемые – после управляющих, иначе – инверсия

?                      примыкающие – перед и после господствующего слова, в зависимости от способа выражения и передаваемого значения

?                      сначала косвенное дополнение, затем прямое, иначе – инверсия

?                      зависимый инфинитив после слова, к которому относится, иначе – инверсия    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.