Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников.
Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Но если у второго мистическая его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу, «командует» другой стороной — пороками человечества, провоцирует их выявление («денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить», «женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли»), то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность перед искушением, смелость поступков главными ценностями бытия («Я…всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой,…я выплакала вес глаза»).
В слово «добро» автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не жалко перенести боль и страдания.Очень важна и ярка идея Булгакова, произнесенная устами Иешуа: «Все люди добрые». То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть «двенадцать тысяч лун» назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?»--прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает горькое «нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы».Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, «самым тяжким» из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма: «Поздравляю вас, гражданин, совратили!», «Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!», «Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие».
Итак, тема добра и зла у Булгакова — это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе — воздать каждому в соответствии с этим выбором. Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона — реальная, «земная» борьба черта и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать замысел автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско — гуманистические идеи. Я считаю, что главная ценность «Мастера и Маргариты» заключается в том, что Михаил Афанасьевич считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам.
Так в чем же спасение непреходящих ценностей по Булгакову? Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя — идеал.Мастер — тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, то, что он отступил, не продолжил борьбу за свою идею: «Ваш роман прочитали…и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен». Необычен и образ сатаны в романе. Почему эта сила «вечно хочет зла и вечно совершает благо»? Я увидел у Булгакова черта не мерзким и похотливым субъектом, а изначально служащим добру и наделенным большим умом, которому могут позавидовать обыватели Москвы: «Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда,…но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются». Он так или иначе наказывает человеческое зло, помогая справиться с ним добру.
Так появление «мессира» переворачивает сознание Ивана Бездомного, вступившего уж было на самый спокойный и удобный путь бессознательного повиновения системе, и он дал слово: «стишков больше писать не буду» и становиться профессором истории и философии. Прекрасное перерождение! А покой, подаренный мастеру и Маргарите?