БЕЛЯЕВ АЛЕКСАНДРРОМАНОВИЧ (1884- 1942)
Страницы биографии.
АлександрРомановичБеляев родился16 (по старомулетоисчислению4) марта 1884 годав Смоленске, в семье священника.Отец и сынусвоему пророчилдуховную карьеру.И вот, 7 отроческихлет – под строгимнадзором духовныхотцов в Смоленскойсеминарии.
Родителибыли людьмиглубоко верующими, склоннымиоказыватьблаготворительностьбедным родственниками богомольцам, отчего в домевсегда быломного народа.В семье былоеще двое детей: сестра Нинаумерла в детскомвозрасте отсаркомы; братВасилий, будучистудентомветеринарногоинститута, утонул, катаясьна лодке. В детствеАлександр роснепоседой, любил всевозможныерозыгрыши, шутки; следствиемодной из егошалостей сталасерьезнаятравма глазас дальнейшейпорчей зрения.В играх и увлеченияхмальчик былнеобуздан, поэтому родителистаралисьприучить егок порядку исерьезномуотношению кделам.
Пожеланию отцаАлександраотдали учитьсяв духовнуюсеминарию, которую он изакончил в 1901г., однако продолжатьрелигиозноеобразованиеюноша отказалсяи поступил вДемидовскийлицей в Ярославле, собираясь статьюристом. Вскореотец умер, средствасемьи оказалисьограничены, на обучениеденег не хватало.Пришлось искатьвозможностьзаработать- Александрдавал уроки, рисовал декорациидля театра, играл на скрипкев оркестрецирка.
А.Беляевбыл увлекающейсянатурой. С раннихлет его влеклак себе музыка; он самостоятельнонаучился игратьна скрипке, рояле, могсамозабвенномузицироватьчасами. Ещеодной «забавой»были занятияфотографией, причем в самомэксцентричномварианте — съемках«фотографийужасов» (таксуществовалсделанный имснимок «человеческаяголова на блюдев синих тонах»).Мечтал юношаи о полетах: пытался взлетать, привязав крукам веники, прыгал с крышис зонтом, в концеконцов поднялсяв воздух намаленькомаэроплане.
Значительнаячасть жизнимолодого человекаоказаласьсвязанной стеатром, которыйон любил с детства.Сам он мог выступатьи драматургом, и режиссером, и актером. Домашнийтеатр Беляевыхв Смоленскепользовалсяширокой известностью, гастролировалне только погороду, но и поего окрестностям.Однажды, вовремя приездав Смоленскстоличнойтруппы подруководствомСтаниславского, А.Беляеву удалосьзаменить заболевшегоартиста — сыгратьвместо тогов несколькихспектаклях.Успех был полным, К.Станиславскийдаже предложилА.Беляеву остатьсяв труппе, однакоон по неизвестнойпричине отказался.
В жизниА.Беляеваопределеннуюроль игралимистическиесовпадения.Один случайоказался трагическим: как-то, находясьв гостях у дяди, будущий писательв компанииродственниковотправилсяпокататьсяна лодке. Непоехал с нимитолько братВася. Перед темкак сесть влодку, Александрзахватил ссобой кусокглины, из которогостал лепитьголову — случайныечерты оказалисьисключительнопохожи на лицооставшегосяна берегу брата, а вот выражениелица оказалоськаким-то застывшим, неживым. С досадыАлександрбросил слепокв воду, и в тотже моментпочувствовалбеспокойство.Он заторопилсяна берег, утверждая- с Васей что-тослучилось.Остальныевернулисьвместе с ним.У дома заплаканнаятетя сообщила, что Вася утонул, причем какоказалось, произошло этоименно в тотмомент, когдав воду был брошенслепок. Случившеесяпроизвело навсех странноеи ужасноевпечатление.
ПоокончаниюДемидовскоголицея А.Беляевполучил должностьчастного поверенногов Смоленске, и скоро приобрелизвестностьхорошего юриста.У него появиласьпостояннаяклиентура.Выросли иматериальныевозможности: он смог снятьи обставитьхорошую квартиру, приобрестинеплохую коллекциюкартин, собратьбольшую библиотеку.Закончив какое-либодело, он отправлялсяпутешествоватьза границу; побывал воФранции, Италии, посетил Венецию.
В возрастетридцати пятилет А.Беляевзаболел плевритом.Лечение оказалосьнеудачным — развился параличног и туберкулезпозвоночника.Болезнь протекалаочень тяжело.Молодая женаего покинула, сказав, не длятого она выходилазамуж, чтобыухаживать забольным мужем.В поискахспециалистов, которые бымогли ему помочь, А.Беляев с матерьюи старой нянейпопал в Ялту.Там в больницеон начал писатьстихи. Постепеннонаступилонекотороеулучшение.
Чтобыпрожить, необходимобыло работать.Сначала А.Беляевстал воспитателемв детском доме, потом его устроилина должностьинспекторауголовногорозыска — онорганизовалтам фотолабораторию, позже пришлосьуйти в библиотеку.Жизнь в Ялтебыла оченьтяжелой, и А.Беляевс помощью знакомыхперебралсяс семьей в Москву, устроился наработу юристконсультом.В свободноевремя он пробовалзаниматьсялитературой- в результатев газете «Гудок»стал печататьсяс продолжениемего первыйрассказ «ГоловапрофессораДоуэля»(1925). Позжерассказ былпринят журналом«Всемирныйследопыт».Публикацияповлекла засобой установлениетесных связей, а затем и сотрудничествос журналами«Всемирныйследопыт» и«Вокруг света».В Москве А.Беляевпрожил до 1928 г.; за это времяим были написаны«Остров погибшихкораблей»,«Последнийчеловек изАтлантиды»,«Человек-амфибия»,«Борьба в эфире», опубликовансборник рассказов.Писал авторне только подсвоим именем, но и под псевдонимамиА.Ром и Арбел.
В 1928 г.А.Беляев с семьейпереехал вЛенинград, ис этих пор занималсяисключительнолитературой, профессионально.Так появились«Властелинмира», «Подводныеземледельцы»,«Чудесный глаз», рассказы изсерии «ИзобретенияпрофессораВагнера». Печаталисьони, в основном, в Московскихиздательствах.Однако вскореболезнь опятьдала о себезнать, и пришлосьпереехать издождливогоЛенинградав солнечныйКиев. Условияжизни в Киевеоказалисьлучше, а вотдля творчествавозникли препятствия- рукописи тампринималитолько на украинскомязыке, поэтомуприходилосьих пересылатьв Москву илиЛенинград.
1930год оказалсядля писателяочень тяжелым: от менингитаумерла егошестилетняядочь, рахитомзаболела вторая, а вскоре обостриласьи его собственнаяболезнь (спондилит).В итоге, в 1931 г.семья вернуласьв Ленинград: незнание украинскогоязыка сделаложизнь в Киевеневыносимой.Постоянныебытовые неурядицымешали писать, и все же А.Беляевсоздает в этигоды пьесу«Алхимики...», роман «Прыжокв ничто».
Помимобытовых проблеми проблем создоровьем, большие проблемывозникали ис изданиемпроизведений: редакторы ихбезжалостносокращали, переделывали.В то время влитературеособо важнойтемой считалсятехническийпрогресс. Вугоду этомурассказ «ЗвездаКЭЦ», по воспоминаниямдочери писателя,«был настолькосокращен, чтопревратился…в техническийсправочник».Только значительнопозже удалосьвосстановить, а затем и увеличитьпервоначальныйавторскийтекст.
ТворчествоА.Беляева визвестнойстепени неровное: его ранниепроизведенияинтереснее, чем поздние; этическиевопросы частооказываютсяболее занимательными, чем самыеоригинальныенаучно-техническиегипотезы, аромантическийпафос привлекательнеедетективногосюжета. Писателяостро интересовалвопрос человеческойпсихики: функционированиямозга, его связис телом, с жизньюдуши, духа. Можетли мозг мыслитьвне тела? Возможнали пересадкамозга? Какиепоследствияможет повлечьза собой анабиози его широкоеприменение? Существуютли границы увозможностивнушения? А угенной инженерии? Попытке решитьэти проблемыпосвященыроманы «ГоловапрофессораДоуэля», «Властелинмира», «Человек, потерявшийлицо», рассказ«Человек, которыйне спит», «Хойти-Тойти».Своеобразнымпродолжениемэтих размышленийстали романы-гипотезы, помещающиечеловека вразные средысуществования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).За всеми этимипроизведениями- страстноестремлениеписателя-инвалидабросить вызовфизическойограниченностибезграничногочеловеческогодуха, гимн ничемне ограниченнойсвободе и надеждана то, что подобнаясвобода делаетчеловека лучше, нравственнее, благороднее.
«Беспочвенныефантазии, отвлекающиеот актуальныхзадач социалистическогостроительства»подвергалисьрезкой критикесо сторонывластных структур, что в позднийпериод творчествавынудило А.Беляевак созданиюпроизведений, в которых основное- переченьизобретений, открытий, техническихдостиженийи воспеваниекоммунистическогобудущего («Подземныеземледельцы»,«Под небомАрктики», «Чудесноеоко» и др.). Вхудожественномотношении этипроизведениямалоинтересны.Не случайноподлиннымзавещаниемписателя сталего последнийроман в 1941 г. — «Ариэль».Он перекликаетсяс известнымроманом А.Грина«Блистающиймир», в чем-топродолжая егои, одновременно, опровергая.Герой романанаделен способностьюлетать безкаких-либонаучных обоснованийэтого талантасо стороныавтора. ОбразАриэля — лучшеедостижениеписателя, вкотором предметнореализоваласьвера авторав неограниченныетворческиевозможностичеловека. Подконец жизниА.Беляев отказалсяот навязываемыхему техническихи социальныхпроблем и вполной мереотдался тому, что влекло еговсегда: романтическомуописанию человека, преодолевающего«земное притяжение».
Незадолгодо войны писательперенес очереднуюоперацию, поэтомуна предложениеэвакуироваться, когда началасьвойна, он ответилотказом. ГородПушкин (пригородЛенинграда), где жил в последниегоды А.Беляевс семьей былоккупирован.В январе 1942 г.писатель умерот голода. Оставшиесяв живых женаи дочь писателябыли вывезенынемцами в Польшу.
ТворчествоБеляева какосновоположникасоветскойфантастики.
Вмолодостизаболел тяжелойболезнью позвоночникаи большую частьжизни провелприкованнымк постели; м.б., именно поэтомугероями НФпрозы Б. сталилюди, обладающие“сверхспособностями”: плавающие вморе как рыбы, летающие какптицы, общающиесябез помощислов. Дебютировалр-зом “ГоловапрофессораДоуэля” (1925), позжепереработаннымв одном. роман(1937). Лучшие романыБ. — “Островпогибших кораблей”(1926), “Последнийчеловек изАтлантиды”(1927), “Человек-амфибия”(1928), “Властелинмира” (1929), “Ариэль”(1941)и др. — несмотряна очевидныеполитическиеи научныеанахронизмы, смогли выдержатьпроверку временем, многократнопереиздавалисьи вошли в “золотуюбиблиотечку”подростковогочтения.
НоБеляев безудержноувлечён театром, некоторое времяон играет насмоленскойсцене. Но недолго, вскоре он поступаетв Демидовскийюридическийлицей в Ярославле.Закончив его, он получилдолжностьпомощникаприсяжногоповеренногои возвращаетсяв Смоленск. Ивот скопленыденьги, и онотправляетсяв заграничноепутешествие: Венеция, Рим, Марсель, Тулон, Париж. В РоссиюБеляев возвращаетсяс массою яркихвпечатлений.В 1915-ом, на 31-ом годужизни, Беляевзаболевает: туберкулёзпозвоночника.Мать – МаргаритаКонстантиновнаБеляева – увозитего в Ялту.Постельныйрежим… С 1917 г. – вгипсе! В 1919 годуумирает егомать, и АлександрРоманович, тяжело больной, не может дажепроводить еёна кладбище.В 1921-ом всё-такивстаёт на ноги.
Работаетинспекторомпо делам несовершеннолетнихв Ялтинскомуголовномрозыске, воспитателемв детском доме, позднее, в Москве– служащим внародном комиссариатепочты и телеграфа, юрисконсультомв Наркомпрессе.Вечерами пишет.И вот, в 1925 годув 3-ем номере“Всемирногоследопыта”появляетсяневедомыйдотоле фантастА. Беляев. Кпоявлениюпервого рассказафантасту былоуже сорок. Этобыл рассказ“Голова профессораДоуэля”. А болезньснова уложилаего на 3,5 годав гипсовуюкровать. Этотпериод болезнисопровождалсяпараличомнижней половинытела.
Нопожилой, скованныйгуттаперчевымортопедическимкорсетом, человекэтот в 1932 годупоехал работатьв Мурманск –плавать нарыболовномтраулере. И непотому, чтотребовалосьпополнить запасжизненныхвпечатлений.Нет! Простозаработатьна хлеб.
А в 1941г. – перед самойвойной – виздательстве“Современныйписатель” вышлапоследняя прижизни писателякнига – роман“Ариэль”. Междупервым и последнимпроизведениямиуместилось16 лет.
16 лет– и около старассказов, множествоочерков, статей, рецензий, пьес, сценариев, повестей, наконец,17 романов. Последниегоды писатель-фантастжил в городеПушкино, чтопод Ленинградом(ныне Санкт-Петербург).Немцы быстровзяли этотмаленькийгородок. Началисьтяжелые дни.Продуктовыезапасы понемногуистощались, и семья Беляевыхначала голодать.Глава семьи– АлександрБеляев – началсдавать первым.В конце декабря1941года он слёг, а 6-го января1942 г. скончался.
Откудаже черпалписатель-фантастсвои неисчерпаемыезапасы фантазии? Давайте понаблюдаемход событийнекоторых егопроизведений.Рассмотримроман “Тайнаего глаза”Мориса Ренара.Он рассказываето судьбе молодогофранцуза, потерявшегона войне зрение.А таинственныйдоктор Прозопзаменяет емуглаза аппаратами, которые улавливаютэлектричество.Но точно также – лишь электрическийоблик внешнегомира – видити электромонтёрДоббель в рассказеБеляева “Невидимыйсвет”! Заимствование? Темы, пожалуй, да. Но не сюжета.Можно найтилитературныепараллели идля некоторыхдругих произведенийА. Беляева. Сего романом“Властелинмира” можнобыло бы, например, сопоставитьповесть “Машинаужаса” В. Орловского.
В парубеляевскому“Хойти-Тойти”можно было быподобрать ещёроман М. Райнера“Новый зверь”.Но в своихпроизведенияхон не толькоперенимаетчужие идеи. Онразрабатываетв своих рассказахприём парадоксально-эксперементальнойситуации: “Чтобыло бы, еслибы?…”. Что произойдёт, если замедлитсяскорость света(“Светопреставление”)? Или исчезнетпритяжениеземли (“Надбездной”)? Илибудут побежденывездесущиековарные микробы(“Нетленныймир”)? Или человексумеет расправитьсяс потребностьюво сне (“Человек, который неспит”)?
КнигиБеляева будилиинтерес к наукеи учили добруи мужеству, заражаливсепоглощающейжаждой познания.Это качествои находиложивой откликв сердцах читателей.Он начинал свойлитературныйпуть как театральныйкритик, а сталписателем-фантастом.16 лет поисков, надежд. Разочарований.Больших творческихудач и неудач.Горьких вынужденныхперерывов. Ноне только физическиепреграды вставалина его пути.Находилисьлюди в корнеотрицавшиефантастику.Почти не обнаруживаетсястатей 20-30 годов, проникнутыххотя бы долейсимпатии ктворчествуАлександраБеляева – едвали не единственногописателя, предвоеннойнашей литературы, столь преданнои целеустремлённопосвятившегосебя разработкетрудного жанра.
Дажеи сейчас становитсядо боли обидноза писателя, к труду которогос таким непониманиемотносилисьпри его жизни.Становитсяособо ощутимата горечь, скоторою ончувствовалсебя забытымписателем, забытым коллегами, непонятымкритиками.Большой этодар – видеть“то, что временемскрыто”. А. Беляевв совершенствевладел этимдаром. И он нерастерял его, не растратилна полпути: сберечь этотредкий дарпозволила емубезграничнаячитательскаялюбовь к егокнигам. ИмяАлександраБеляева, одногоиз первопроходцевсоветскойфантастики, заняло прочноеи заслуженноеместо в историинашей литературы.
Жилкогда-то воФранции такойписатель – Жанде Ла Ир.Таквот, в одном изего романов, а именно “Иктанери Моизета”, талантливыйучёный Оксусприживляетчеловеку акульижабры. И тотвольготно, почти как рыба, чувствует себяв водной стихии.Роман этот, по-видимому, попался в рукикогда-то молодомуБеляеву. Но онещё и не помышлялтогда о литературномпоприще, а потомуроман де Ла Ирапопался емуи отложилсяв памяти. Нооднажды АлександрРомановичпрочитал водной из газетзаметку о судебномпроцессе, проходившемв Буэнос-Айресе.
Судиличудо-хирургапрофессораСальватора, который с согласияродителейпроводилэкспериментальныеоперации надетях индейцев– делал, например, более подвижнымисуставы руки ног. Сальватораосудили на 10лет, обвинивего в том, чтоон искажаетобраз божий.Эта газетнаязаметка напомнилао старой книге, породив желаниенаписать о томже, но – лучше.Именно онанатолкнулаписателя намысль написатьроман “Человек-амфибия”(1928).
Воздадимдолжное талантуписателя Беляева: забытый нынероман де ЛаИра, герой которогооставался лишьслучайнымнаучным феноменом, жертвой преступногоэксперимента, попросту бессиленсоперничатьс “Человеком-амфибией”, романом нетолько остросоциальным, но и провидческим.“Первая рыбасреди людейи первый человексреди рыб, Ихтиандрне мог не чувствоватьодиночества,- говорил беляевскийСальватор насуде. – Но еслибы следом заним и другиелюди прониклив океан, жизньстала бы совершенноиной. Тогдалюди легкопобедили бымогучую стихиюводы… Эта пустыняс её неистощимымизапасами пищии промышленногосырья моглабы вместитьмиллионы, миллиардычеловек…”
Развене эта глубокочеловеческаяцель экспериментовпрофессораСальватораявляется главнойв книге Беляева? И главной внаши дни, когдавполне реальныйгерой морскихглубин – прославленныйокеанографЖак Ив Кусто– публичнозаявляет: “Раноили поздночеловечествопоселится надне моря; нашопыт – началобольшого вторжения.В океане появятсягорода, больницы, театры… Я вижуновую расу“Гомо Акватикус”- грядущее поколение, рождённое вподводныхдеревнях иокончательноприспособившеесяк новой окружающейсреде.”
Нокритики в одинголос обвиняли“Человека-амфибию”в научной ихудожественнойнесостоятельности.Так, критик А.Ивич писал: “Вэтой научно-беспредметнойповести вместес тем нет нисоциального, ни философскогосодержания…“Человек-амфибия”оказалсяразвлекательнымроманом, книгойлёгкого чтения…Автор оторвалсяот реальныхзаконов природы, и его фантазиине имеют никакихоснований наосуществлениедаже в отдалённомбудущем.”
А романэтот, опубликованныйв 1928 году журналом“Вокруг света”, в читательскойанкете былпризнан лучшимпроизведениемза 5 лет работыжурнала. В томже 1928 году он вышелотдельнойкнигой. И тутже был дваждыпереиздан –настолько великбыл спрос наэту книгу!
В 1925 году, в 3-ем номеретолько-тольковозникшего“Всемирногоследопыта”был напечатанпервый рассказБеляева – “ГоловапрофессораДоуэля” — первоначальныйвариант егоедва ли не самогознаменитогоныне романа.
Гдеже скрываютсяистоки замыслаэтого романа? Например, содержаниерассказа немецкогофантаста началанашего векаКарла Груннерта“Голова мистераСтайла”, сводитсяк следующему…Появляютсяв популярнойгазете острыепублицистическиестатьи, стилемсвоим заставляющиевспомнитьталантливогожурналиста, погибшегонезадолго дотого в железнодорожнойкатастрофе.И выясняется: доктору Мэджишенуудалось вернутьи сохранитьжизнь отделённойот туловищаголове. ПозднееМэджишен конструируети приспособления, с помощью которых“погибший”печатает своистатьи. Что ж, и этот рассказмог быть прочитанБеляевым исохранён впамяти. Прибавимк этому популярныйв дореволюционныевремена аттракцион«живая голова2».
Можновспомнить ирассказ малоизвестнойрусской писательницыВ. Желиховской“Человек сприклееннойголовой”, вкотором умелец-хирургдоктор Себаллосто же оживлял– крайне вульгарно– погибшего.Впрочем, мотив“живой головы”в русской литературеможно быловыводить ещёиз “Русланаи Людмилы”: ведь именнос нею сталкиваетПушкин своегогероя. Но ясно, что натолкнулиБеляева намысль о первомего фантастическомрассказе, переросшемв последствиив широко известныйроман, конечноже не только, и не стольколитературныеассоциации, сколько, преждевсего, обстоятельствасобственнойжизни.
“ГоловапрофессораДоуля”, — писалон в одной изсвоих статей,- произведениев значительнойстепени автобиографическое.Болезнь уложиламеня однаждына три с половинойгода в гипсовуюкровать. Этотпериод болезнисопровождалсяпараличомнижней половинытела. И хотяруками я владел, всё же моя жизньсводилась вэти годы к жизни“головы безтела”, которогоя совершенноне чувствовал…Вот когда япередумал иперечувствовалвсё, что можетиспытывать“голова безтела”
Отсюда-то и идётто жгучее впечатлениедостоверностипроисходящего, с каким читается“Голова профессораДоуэля”. Разработкаэтого сюжета, ставшего подпером Беляеванеизмеримоглубже и значительнеевсех предшествующихлитературныхвариаций, явиласьдля писателясвоеобразнымвызовом собственнойболезни, физическойбеспомощности, которую преодолевалонеукротимоемужество духа.
Ну акак вели себякритики? Я. Рыкачёвписал: “По своемутипу “ГоловапрофессораДоуэля”, еслиможно так выразиться, роман переводной: именно длязападнойразвлекательнойфантастики, характернопривлечениепсевдонаучногоматериала…”
А междутем, это замечательноепроизведениевыдержалоиспытаниевременем иоказалось вовсене псевдонаучным.Среди читателейБеляева былв студенческиегоды известныйнаш хирург В.П. Демихов. Тотсамый доктор, который словнобеляевскийСальватор, подсаживалсобакам вторыеголовы. И онижили, эти вторые, и даже покусывализа ухо тех, ккому были“подселены”.
Далекаяюжная странавзбудораженапоявлениемв прибрежныхводах таинственногосеребристогосущества, которогомолва окрестила«морским дьяволом».Владелец шхуныдля ловли жемчуга, жестокий ивластный ДонПедро, решаетвыследить ипоймать этосущество. Темвременем егоневеста, прекраснаяГуттиэре, знакомитсясо странныммолодым человекомпо имени Ихтиандр…
Таковазавязка этойблистательнойромантическойдрамы, снятойпо мотивамфантастическогоромана АлександраБеляева «Человек-амфибия».Этот фильм — один из самыхкассовых завсю историюроссийскогокинематографа, лента, которуюможно смотретьвновь и вновь.Масштабные, уникальныедля своеговремени подводныесъемки, виртуознаярежиссура, волнующаямузыка и песникомпозитораАндрея Петрова, прекраснаяработа художников, первоклассныйактерскийансамбль — вотеще далеко невсе достоинстваэтой картины.А молодые актерыВладимир Коренев(Ихтиандр) иАнастасияВертинская(Гуттиэре) сталикумирами несколькихпоколенийроссийскихзрителей — посути, первыми«секс-символами»шестидесятыхгодов…
1936 годначинаетсяпубликацией«Звезды КЭЦ», которую авторпосвящаетпамяти Циолковского.«Звезда КЭЦ»- это прощальныйпривет одногофантаста другому.
В этомже году зановопишется второйвариант «ГоловыпрофессораДоуэля», и вмае «Вокругсвета» начинаетпечатать романс рисункамиодного из любимыххудожниковБеляева, Фитингофа, умевшего чувствоватьэпоху и характерыперсонажейи читать текстписателя.
Второйвариант — зрелаякнига. Беляевуже прошелчерез опытыЭвальда, Гаскеля, Волера, Брюхоненко…Валентин Стеблин, ученый и близкийзнакомый Беляева, спорил с нимне один вечер, обсуждая проблемыоживленияорганов телаи возможностьих автономногосуществования.
Новый«Доуэль» станетсимволом ученогов буржуазномобществе –талантливой, но беспомощнойголовы. В «Доуэле»- трагедия инженераДизеля, обокраденногои убитогоконкурентами, и видоизмененнаябудущая трагедияЭйнштейна, решившегосяна искания вобласти ядернойэнергии, имеяв виду лишьборьбу с фашизмом, и беспомощногои потрясенного, когда Пентагон, этот многоголовыйКерн, сбросилатомные бомбына мирные городаЯпонии…
В начале1938 года Беляеврасстаетсяс редакцией«Вокруг света».Последнее, чтов этом году онпечатает в«Вокруг света»,-это рассказ«Невидимыйсвет» и «Рогатыймамонт» и роман«ЛабораторияДубльвэ».
Одиннадцатьсамых интенсивныхтворческихлет (с годовымперерывом) ипубликациябольшинствароманов навсегдасвязывают имяАлександраБеляева с названиемжурнала.
Воткаким рисуетписателя впредпоследнийгод его жизничеловек, сотрудничавшийвместе с нимв газете «Большевисткийлисток»:
«Скромнообставленкабинет. Полупоходнаякойка. По стенам– картины сфантастическимиизображениями.Мерно гудитламповый приемник.Настольныйтелефон и книги…книги… книги…
Имизавалены стол, этажерка, шкафи до потолкався соседняякомната – библиотека.На койке лежитчеловек с высокилбом, лохматымичерными бровями, из-под которыхсмотрят ясные, проницательныеглаза…»
Вотсамая последняязаметка АлександраБеляева, напечатаннаяв «большевисткомлистке» 26 июня1941 года: «Трудсоздает, войнаразрушает. Намнавязаливойну-разрушительницу.Что ж? Будемразрушатьразрушителей.Наша армиядокажет врагу, что рабочиеи крестьяне, из которых онасостоит, умеютне только строитьзаводы и фабрики, но и разрушать«фабрики войны».
Заключение.
Беляевмечтал вседостижениянауки подчинитьинтересамчеловека. Геройрассказа «Человек, который неспит»(1926) победилусталость, ненуждается всне и обладаетогромнойработоспособностью; рассказ «Нижизнь, ни смерть»(1926)посвящен проблемеанабиоза, котораясейчас волнует ученых многихстран; роман«Борьба в эфире»(1928) раскрываетблестящеебудущее радио; роман «Чудесноеоко» (1935) рассказывает, как с помощьютелевиденияпостигаетсятайна подводногомира. Поражаетширокий кругподнятых писателемнаучных проблем.Интересовалоего и все то, что было связанос покорениемчеловекомприроды,- будьто искусственноедождевание(«ВЦБИД», 1930) илигорода-спутники(«Зеленая симфония»,1930), проблемымикроорганизмовв воздухе («Нетленныймир», 1930) или использованиеэнергии ветра(«Воздушныйзмей», 1931), добываниеводы в пустыне(«Солнечныелошади», 1931) илипроблемыторфоразработок(«Чертово болото»,1931). Беляев писало силе и скоростиветра, развитииипланеризма, о двигателях, работающихна внутриатомнойэнергии, обиспользованииэнергии космическихлучей и о применениихимии в сельскомхозяйстве. Неслучайно создалБеляев и ряд очерков о великихрусских ученых– Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циалковском.
На фонеробкой ещефантазии раннейсоветскойлитературы, делавшей первыешаги в областинаучной фантастикии приключений, произведенияБеляева кажутсяпоистинеудивительными.И в основе всегосозданногописателем лежитсветлая гуманистическаяидея счастьячеловека. Беляевверил в могущество человека, вооруженногонаукой. Он сумелпоказать, чтов буржуазноммире любыедостижениянауки, попавшиев руки капиталистов, используютсяв корыстныхцелях. Погоняза прибыльюприводит кразрушениюгибели. Таковаидея рассказа«Пропавшийостров» (1935), таковыстраницы, обличающиенравы капиталистическихстран в романе«Человек, потерявшийлицо» (1929), таковчеловеконенавистникШтирнер изромана «Властелинмира» (1929), мечтающийпоработитьмир, таковаидея романа«Человек-амфибия»(1928), произведениянеобычайнойсоциальнойостроты и силы.Его герою Ихтиандруоткрываетсянезнакомыйи прекрасныймир, недотсупныйобычному человеку.Однако в хищническоммире погониза капиталомнет местабескорыстныммечтателям.Во всей полнотетрагедию ученогов буржуазноммире Беляевраскрыл в романе«Голова профессораДоуэля» (1937).
Основнойзадачей научнойфантастикиБеляев считалпоказ людейбудущего: «Человексоветскогобудущего – эточеловек, е знающийгнета эксплуатации, имеющий полнуювозможностьраскрыватьвсе свои творческиеспособностии дарования! Какие должныбыть мощныеяркие характеры, какая полнотаи разнообразиезапросов, потребностей, какова красотажизни!» И художникслова рисуетсоветскихлюдей, создающихплотины наВолге, добывающихводу в пустыне, строящих новыепрекрасныегорода и новоеобщество.
Полемизируяс Г.Уэллсом в1933 году в очерке«Огни социализма, или господинУэллс во мгле»(«Вокруг света»,№13), Беляев писали Днепрогэсе:«Вы слышите, знаменитый писатель, непревзойденныйфантаст, пророки провидецбудущего, специалистпо социальнымутопиям? Фантастическийгород построен! Сравните егос вашими городамиво мгле. Это неваш уэллсовскийгород! Вашиутопическиегорода останутсяна страницахваших увлекательныхроманов. Ваши«спящие» не«проснутся»никогда. Это– город «Кремлевскогомечтателя».Вы проигралиигру!».
ЛучшиепроизведенияБеляева написаныс подлинныммастерством.«Научную фантастикунельзя превращатьв скучнуюнаучно-популярнуюкнижку, внаучно-литературныйнедоносок»,-писал он. Приключенческиевещи писателя, такие, как рассказ«Остров ПогибшихКораблей»(1926-1927), впоследствиипереработанныйв повесть, содержатбольшой и интересныйпознавательныйматериал, увлекательнорассказываюто неизведанныхи таинственныхпросторахдалеких морей.
В 1931 годуБеляев поселилсяпод Ленинградом.Вскоре писателяувлекла проблемапокорениякосмоса. Онизучает трудыК.Э.Циолковского, и новые, невиданныедоселе горизонтыоткрываютсяперед воображениемписателя: полетна Луну, искусственныеспутники, межпланетныепутешествия, открытие ранеене известныхмиров во Вселенной.Беляев еначинаетпереписку сЦиолковским, посвящает емусвой роман«Воздушныйкорабль» (1934-1935).Роман «Прыжокв ничто» (1933), повести«Звезда КЭЦ»(1936), «небесныйгость» (1937) и рядрассказоврисуют грандиозныекартины покорениякосмоса. Впредисловиико 2-му изданиюромана «Прыжокв ничто» Циолковскийписал в 1935 году:«Из всех рассказовна тему о межпланетныхсообщениях, оригинальныхи переводных, роман А.Р.Беляевакажется мненаиболеесодержательными научным».
ВеликаяОтечественнаявойна засталаБеляева тяжело больным, 26 июня1941 года, незадолгодо смерти, онпубликует вгазете «Большевисткийлисток» статью, клеймящуюпозором фашисткихзахватчиков.«Наша армиядокажет врагу, что рабочиеи крестьяне, из которых онасостоит, умеютне только строитьзаводы и фабрики, но и разрушать«фабрики войны».Писатель умер6 января 1942 года, твердо веряв победу советскогонарода.
В нашидни произведенияБеляева заслуженнозаняли местов ряду лучшихкниг мировойлитературы.Писатель создалпроизведения, которые будужить еще многиегоды, покоряясмелой фантазией, мастерством, романтикойоткрытий иподлиннымгуманизмом.
Я выбралаэту тему дляреферата, потому, что А.Беляев– мой земляк, и я горжусьэтим; мне захотелосьузнать большео биографиитакого незаурядногочловека, ставшегоосновоположникомрусской научнойфантастики, и как он шел кнаписанию своихфантастическихроманов. Егопроизведениякажутся реальнымидо невозможности, скорее всего, потому, что всегипотезы небыли голословными, а были подкрепленынаучными фактами.
Вывод.
Беляевпрожил интереснуюи плодотворнуюжизнь. Открылдорогу в неведомыймир научнойфантастики.Он выдержалмного испытаний: многочисленныеболезни, смертьматери и жесткуюкритику в адрессвоих произведений.Область еготворчествабыла трудна, неизведана.Как же он пришелк научной фантастике? Стремлениек новому и желаниеузнать неизвестноепроявилосьв детстве.
Отец отправлетсына в духовнуюсеминариюучиться насвященника, но к Вере он непривязался, выйдя оттудаатеистом – этобыл первый шагк творчеству, ведь христианствоотвергает жизньпосле смерти, что и описываетБеляев в своихбудущих произведениях.
Второй шаг –болезни, приковавшиеего к постели, паралич. Вотгде рождаетсяямысль о «жизниголовы безтела» и он воплощаетее в романе«Голова профессораДоуэля». В течениедругих произведениймы видим, чтоБеляев пытаетсяпоместитьчеловека вразные средыобитанияя, ипоказать незаурядныечеловеческиеспособности.Его романыпоистинезахватывающие, мне понравилсяроман «ГоловапрофессораДоуэля». Оченьинтересныйсюжет сопровождаетсямедицинскимигипотезами; написано живои динамично, кажется, чтовсе происходитна самом деле.Но я считаю, что пусть всебудет так, каксоздано природой.Воскрешениевсех мертвыхпринесло быглобальныепроблемы, например, перенаселениепланеты, дисбалансприроды и головуне заменитничто, наступитдисгармония.
Все же я советуювсем обогатитьсвою домашнююбиблиотекусборникомрассказовА.Беляева и, естественно, прочитать их, его произведениядействительнопомогают уйтиот суеты реальнойжизни.
Библиография:
Беляева С. Звезда мерцает за окном… — в сб.Фантастика-84. // М.: Мол.гвардия, 1984, с.312-347.
Ф.Бушитекова. Вступительная стать. Фантастика. 1976 г. // Лениздат, 1976.
М.А.Соколава. Вступительная статья. «Избранные романы» 1987г. // Изд. «Правда» стр. 3-15.
Беляев: страницы биографии и творчество