Александр Николаевич Островский явился создателем репертуара русского национального театра. Его пьесы: “Свои люди — сочтемся”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Лес”, “Доходное место”, “Гроза”, “Бесприданница”—не сходят со сцен театров до сих пор. В пьесах драматург вскрыл жизненные нравы купеческой Москвы. В изображении героев Островский был совершенно оригинален. Осуждая купцов-самодуров и увлекаясь вместе с тем самобытным их характером, бытом, Островский стремился отразить подробности их семейно-бытовой жизни. При этом он подчинял изображение деталей разоблачению характеров своих персонажей, этим Островский, на мой взгляд, близок Гоголю. Сатирическое изображение не помешало драматургу создать реальные образы, запоминающиеся характеры. Особенно, по-моему, ему удаются женские типы — это мятущиеся, ищущие, горячие сердца. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.
В первую очередь,— это Катерина из пьесы “Гроза”, социально-бытовой драмы, где конфликт доведен до трагической развязки. Катерина религиозна и романтична одновременно. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в атмосферу скопидомства и жестокого самодурства. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а “из-под неволи”, и Катерина на всю жизнь связана с тупым, недалеким и нелюдимым мужем, со злой, сварливой свекровью. Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью.
В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. И если следование религиозно осознанному закону супружеской верности оказывается в душе Катерины сильнее любви к Борису, то порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из “домашней тюрьмы” в ней сильнее чувства долга. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Ведь с Борисом бежать нельзя, он не взял ее с собой.
Признав моральный закон супружеской верности, Катерина второй раз нарушает его, но уже для того, чтобы обрести нравственную свободу, заплатив за нее жизнью. Добролюбов назвал это протестом против порядков “темного царства”.
Иная ситуация в драме “Бесприданница”. Лариса Огудалова — это не простая девушка из мещанской среды. Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Семья Огуда-ловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в провинциальном “обществе”. В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приведет к трагическому конфликту. Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость — основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса — младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу.
Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало “всякого сброду”. Жизнь в ее доме похожа на “базар” или на “цыганский табор”. Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти из нее выход. Девушка могла бы встретить и полюбить человека простого и искреннего и уйти с ним из “цыганского табора”. Но противоречивость эта лежит в основе характера героини. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непритязательности для нее оскорбительно. Героиня становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем “идеал мужчины”, человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Только убежденность в том, что Паратов навсегда ушел из ее жизни после их первых встреч, заставляет Ларису согласиться на брак с простоватым и недалеким Карандышевым. У нее нет богатого приданого, но есть девичья честь, и она видит единственный выход в том, чтобы выйти замуж за скромного человека, который даст ей тихую семейную жизнь. Но в глубине души Лариса презирает Карандышева. Отчасти он заслуживает такое отношение. С одной стороны, он презирает “цыганский табор” в доме Огудаловых и стремится к тихой семейной жизни. Но в характере его есть и отрицательные черты. Карандышев не только оскорбленный бедный чиновник, но и мелкий помещик, который благодаря женитьбе хочет приобрести вес в обществе. Ему хочется похвастаться красавицей женой, доказать, что он не хуже других, что Лариса идет за него ради личных достоинств. И потому он решается на убийство, когда оказывается обманутым ею.
Уезжая с Ларисой за Волгу, Паратов отдает последнюю дань своей прежней “волюшке” перед браком по расчету. Лариса же воспринимает предательство Сергея Сергеевича трагично, и поэтому ее душа умирает раньше, чем Карандышев убивает саму Ларису.
Теперь у героини нет ни приданого, ни чести. У Ларисы есть добрые и искренние чувства, но нет крепких моральных устоев. Она слаба, полна колебаний, легко подвержена соблазнам. “Ох, нет...— говорит она сквозь слезы, заглянув под обрыв.— Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил!… Жалкая слабость: жить хоть как-нибудь, да жить… Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая и несчастная”.
Лариса называет себя вещью и хочет продаться подороже. Все это — выражение страшного надрыва героини. Она умирает, примиряясь со своей горькой судьбой, ни на кого не жалуясь, никого не обвиняя, под “громкий хор цыган”. Это Островский, создав пьесу, бросает тяжелое обвинение всему порядку вещей, в котором молодая, чистая, одаренная женщина стала игрушкой легкомысленных страстей и предметом торговли. Создав социально-бытовую трагедию, Островский не только не поступился своими эстетическими принципами, которые нашел в первых своих комедиях, но разработал их дальше блестяще. Драматург показал сильные характеры, обусловил их появление национальными традициями и укладом жизни — все это поставило его драмы на недосягаемую высоту. Проходят годы, но не пропадает интерес к творчеству Островского.