Реферат по предмету "Иностранные языки"


Серебрянный век русской поэзии Творчество Маяковского

Реферат

натему:

Серебряныйвек
русскойпоэзии

Творчество В.В.Маяковского

ученика11г класса
МОУССШ №2
ЕрмоленкоДмитрия

План:

I.Характеристикасеребряноговека.

II.Литературныетечения серебряноговека.

1)Символизм.
2)Акмеизм.
3)Футуризм.

III.ТворчествоВ.В.Маяковского.



Характеристикасеребряноговека.

Конец19 — начало 20 в. Ощущениеприближающейсякатастрофы: возмездие запрошлое и надеждана великийперелом виталав воздухе. Времяощущалось какпограничное, когда уходитне только прежнийбыт, отношения, но и сама системадуховных ценностейтребует радикальныхизменений.
ВРоссии возникаетсоциально-политическаянапряженность: всеобщий конфликт, в котором сплелисьзатянувшийсяфеодализм инеспособностьдворянствавыполнять рольорганизатораобщества ивыработатьобщенациональнуюидею, и не желавшаяуступок вековаяненавистьмужика к барину- все это рождалоу интеллигенциичувство приближающихсяпотрясений.И одновременнорезкий всплеск, расцвет культурнойжизни. Особеннодинамично вэто время развиваласьрусская поэзия.Позднее поэзияэтой поры получиланазвание«поэтическогоренессанса»или «серебряноговека». Этословосочетаниепоначалуиспользовалосьдля характеристикивершинныхявлений поэтическойкультуры началаXXвека. Однакопостепеннотермин «серебряныйвек» сталиотносить к тойчасти всейхудожественнойкультуры Россииконца XIX-начала XXвека, котораябыла связанас символизмом, акмеизмом,«неокрестьянской»и частичнофутуристическойлитературы.

Литературныетечения
серебряноговека.

В литературеразвиваетсяновое течение- модернизм. Всвою очередь, оно делитсяна следующиенаправления: символизм, акмеизм, футуризм.Футуристывообще отрицалипрежний мирво имя созданиябудущего; кэтому течениюпринадлежалиМаяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.

Символисты.

Движениесимволистоввозникло какпротест противоскудениярусской поэзии, как стремлениесказать в нейсвежее слово, вернуть ейжизненную силу.Русской символизмрезко отличалсяот западноговсем своимобликом — духовностью, разнообразиемтворческихединиц, высотойи богатствомсвоих свершений.
Поэтами- символистамибыли — Брюсов, Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Иванов, Андрей Белый, Балтрушайтис.Их идеологомвыступалД.Мережковский, а учителем — В.Брюсов.
Своивзгляды Мережковскийизложил сначалав докладе (1892), азатем в книге"Опричинах упадкаи о новых теченияхсовременнойрусской литературы"(1893).Этимысли быливызваны ощущениемнеразрешимыхдуховных противоречийвремени. Выходиз создавшейсяситуациипредсказывалсячерез подъёмк «идеальнойчеловеческойкультуре» врезультатеоткрытия божественнойсущности мира.Эту цель должнобыло осуществитьискусство спомощью символов, выливающихсяиз глубин сознанияхудожника.Мережковскийустановил триглавных элементановейшей поэзии:«мистическоесодержание, символы и расштрениехудожественнойвпечатлительности».Свою концепциюон развил впублицистическихсвтатьях итрилогии яркихисторическихроманов «Христоси Антихрист»(1896-1905).
К.Бальмонт отстаивалиное представлениео новой литературев статье «Элементарныеслова о символическойпоэзии»(1900). Главнымздесь сталостремлениек «более утончённымспособам выражениячувсв и мыслей», для того чтобы«огласить»-«какбы против воли»автора – таинственный«говор стихий»Вселенной, мирового хаоса.В художественномтворчествебыла усмотрена«могучая сила, стремящаясяугадать новыесочетаниямыслей, красок, звуков», выразитьэтими средстваминевнятныезатаенныеначала космоса.Столь утончённоемастерствопоявилось вбогатом, подвижом, поэтическоммире самогоБальмонта.
В.Брюсовв статье «Ключитайн»(1904) писал:«Исскуствоесть постижениемира иными, нерассудочнымипутями. Искуството, что в другихобластях мыназываемоткровением».Науке былопротивопоставленоинтуитивноепрозрение вмомент творческоговдохновения.А символизмпонимался как
особаялитературнаяшкола.
А.Белый выдвинулсвой взглядна новую поэзию.В статье «Орелигиозныхпереживаниях»(1903) вдохновитель«младосимволистов»утверждал«взаимноесоприкосновениеискусства ираигии». В болеепоздних воспоминанияхА. Белый чёткоопределилпробуждения«младосимволистов»начала 900-х гг.:«приблизитьсяк мировой душе», передать всубъективнолирическихизданиях Еёголос». Мечтыо грядущемскоро прояснились.
Наполитику (события1905г.)А.Белый отозвалсястатьёй «Лугзелёный», гдегде с опоройна «страшнуюместь» Гоголянарисовалобраз-символ: Россия «спящаякрасавица, которую некогдане разбудятот сна». К мистическомупостижениюдуши родины,«сознаниясовременнойдуши» призывалА.Белый, а своюконцепциюназвал «религиейжизни».
Всесимволическиепрограммывоспринималисьновым словомв эстетике.Однако они былитесно связаныс мировой культурой: немецкойидеалистическойфилософией(И.Кант, А.Шопенгауэр), французкойпоэзией (Ш.Болдер.П.Верпен), с языкомсимволов О.Уальда, М.Метерлинка, позднего Г.Ибсена.
Отечественнаялитературнаяклассика даласимволистамглавное – пониманиечеловека исвоей родины, её культуры.В творчествеXIXв. были обретеныэти священныеценности.
В наследииПушкина символистыувидели слияниес царствомбожественнойгармонии, вместес тем – горькиераздумья орусской истории, судьбе личностив городе Медноговсадника. Великийпоэт притягивалпрозрениямив идеальнойи реальнойсферах жизни.Особой властьюобладала«демоническая»тема в поэзииЛермонтова, влекущая кнебесным иземным тайнам.Магнетизмисходил отгоголевскойконцепцииРоссии в еёнеостановимом движении кгядущему. Двйничествокак мрачныйфеномен человеческогодуха, открытоеЛермонтовым, Гоголем, Достоевским, определилочуть ли не ведущийпоиск поэтоврубежа веков.В филосовско-религиозных откровенияхэтих русскихгениев символистынашли для себяпутеводнуюзвезду. Их жаждеприкосновенияк «тайномутайных» по-иномуотвечали Тючев, Фет, Полонский.Тючевскоепостижениесвязей между«теми» и «этими»мирами, соотношениеразума, веры, интуиции, творчествамногое прояснилов эстетикесимволизма.Фет был дорогобразом художника, покидающего«родные пределы»в стремлениик идеалу преображающемускучную явьнеудержимоймечтой.
Непосредственнымже предтечейсимволистовстал Вл. Соловьёв.В реальнойдействительности, считал он, хаосподавляет «нашулюбовь и недаёт осуществлятьсяеё смыслу».Возрождениевозможно всближении сДушой Мира, вечной женственностью.Именно Онасвязываетприродную жизньс БожественноымБытием, земнуюкрасоту с небеснойистиной. Особаяроль в подъёмек таким высотамотводиласьискусству, поскольку внём «упраздняетсяпротиворечиемежду идеальными чувственным, между душойи вещью».

Акмеисты.

Собственноакмеистическоеобьединениебыло невеликои просуществовалооколо двух лет(1913-1914). Кровные узысоединяли егос «Цехом поэтов», возникшим почтиза два года доакмеическихманифестови возобновлённымпосле революции(1921-1923). Цех сталшколой приобщенияк новейшемуискусству.
В январе1913г. появилисьв журнале «Аполлон»декларацииорганизаторовакмеистическойгруппы Н. Гумилёваи С. Городецкого.В неё вошлитакже Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич идр.
В статье«Наследиесимволизмаи акмеизм»Гумилёв критиковалмистицизмсимволизма, его увлечение«областьюневедомого».Вотличие отпредшественниковвождь акмеистовпровозгласил«самоценностькаждого явления», иначе – значение«всех явлений-братьев».А новому течениюдал два названия-истолкования: акмеизм и адамизм– «мужественнотвёрдый и ясныйвзгляд на жизнь».
Гумилёв, однако, в тойже статье утвердилнеобходимостьдля акмеистов«угадыватьто, что будетследующий часдля нас, длянашего дела, для всего мира».Следовательно, от прозренийневедомогоон не отказывался.Как не отказалискусству вего «мировомзначении облагородитьлюдскую природу»о чём позжеписал в другойработе. Преемственностьмежду программамисимволистови акмеистовбыла явной
Непосредственнымпредтёчейакмеистов сталИннокентийАнненский.«Исток поэзииГумилёва, — писалаАхматова, — нев стихах французкихпарнасцев, какэто принятосчитать, а вАнненском. Яведу своё «начало»то стиховАнненского».Он владелудивительным, притягивающимакмеистов даромхудожественноприобразооватьвпелатления от несовершеннойжизни.
Акмеистыотпочковалисьот символистов.Они отрицалимистическиеустремлениясимволистов.Акмеистыпровозглашаливысокую самоценностьземного, здешнегомира, его красоки форм, звали«возлюбитьземлю», какможно меньшеговорить овечности. Онихотели воспетьземной мир вовсей его множественностии силе, во всейплотской, весомойопределенности.Среди акмеистов- Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин, Городецкий.

Футуристы.

Футуристывышли на литературнуюарену несколькораньше акмеистов.Они объявиликлассику и всюстарую литературукак нечто мертвое.«Только мы — лицо нашеговремени», — утверждалиони. Русскиефутуристы — явление самобытное, как смутноепредчувствиевеликих потрясенийи ожиданиеграндиозныхперемен в обществе.Это надо отразитьв новых формах.«Нельзя, — утверждалиони, — ритмысовременногогорода передатьонегинскойстрофой». Футуристывообще отрицалипрежний мирво имя созданиябудущего; кэтому течениюпринадлежалиМаяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.
В декабре1912 г. в сборнике«Пощёчинаобщественномувкусу» вышлапервая декларацияфутуристов, эпатировавшаячитателя. Онихотели «Сброситьс пароходасовременности»классиковлитературы, выражали«непреодолимуюненависть ксуществовавшемуязыку», называлисебя «лицомвремени», создателяминового «самоценного(самовитого)Слова».
В 1913 г.была конкретизированаэта скандальнаяпрограмма: отрицаниеграмматики, синтаксиса, правописанияродного языка, воспевание«тайны властнойничтожности».
Подлинныеже стремленияфутуристов, т.е. «будетлян», раскрыл В.Маяковский:«стать делателемсобственнойжизни и законодателемдля жизни других».Искусству словабыла сообщенароль преобразователясущего. В определённойсфере — «большогогорода» — приближался«день рождениянового человека».Для чего ипредлагалосьсоответственно«нервной»городскойобстановкеувеличить«словарь новымисловами», передатьтемп уличногодвижения«растрёпаннымсинтаксисом».
Футуристическоедвижение былодовольно широкими разнонаправленным.В 1911 г. возниклагруппа эгофутуристов: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др.С конца 1912 г. сложилосьобьединение«Гилея»(кубофутуристы): В.Маяковскийи Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский.В 1913 г.- «Центрифуга»: Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов.
Всемим свойственнопритяжениек нонсенсамгородскойдействительности, к словотворчеству.Тем не менеефутуристы всвоей поэтическойпрактике вовсене были чуждытрадициямотечественнойпоэзии. Хлебниковво многом опиралсяна опыт древнерусскойлитературы.Каменский — надостиженияНекрасова иКольцова. И.Северянинвысоко чтилА.К.Толстого, А.М.Жемчужниковаи К.Фофанова, Мирру Лохвицкую.Стихи Маяковского, Хлебниковабыли буквально«прошиты»историко-культурнымиреминисценциями.А предтечейкубофутуризмаМаяковскийназвал Чехова-урбаниста.

Творчество
ВладимираВладимировича Маяковского

МАЯКОВСКИЙВладимир Владимирович(родился 7 (19) июля1893, с. Багдади Кутаисскойгубернии — трагическипогиб 14 апреля1930, Москва), русскийпоэт, один изярчайшихпредставителейавангардногоискусства 1910- 1920-х годов. Вдореволюционномтворчествефорсированнаядо крика исповедьпоэта, воспринимающегодействительностькак апокалипсис(трагедия «ВладимирМаяковский»,1914; поэмы «Облаков штанах», 1915;«Флейта-позвоночник»,1916; «Человек»1916-1917).
После1917 г. — сотворениесоциалистическогомифа о миропорядке(пьеса «Мистерия-буфф»,1918; поэмы «150000000»,1921; «ВладимирИльич Ленин»,1924, «Хорошо!»,1927) и трагическинарастающееощущение егопорочности(от стихотворения«Прозаседавшиеся»,1922, до пьесы «Баня»,1929).
В поэме«Во весь голос»(1930) утверждениеискренностисвоего путии надежда бытьпонятым в«коммунистическомдалеке». Реформаторпоэтическогоязыка, оказалбольшое влияниена поэзию 20 века.

Семья.Учеба. Революционнаядеятельность

Родилсяв дворянскойсемье. ОтецМаяковскогослужил лесничимна Кавказе.После его смерти(1906) семья жилав Москве. Маяковскийучился в классическойгимназии вКутаиси (1901-1906), затемв 5-й московскойгимназии (1906-1908), откуда былотчислен занеуплату. Дальнейшееобразование- художественное: обучался вподготовительномклассе Строгановскогоучилища (1908), встудиях художниковС. Ю. Жуковскогои П. И. Келина, в фигурномклассе Училища живописи, ваянияи зодчества(1911- 1914 гг, исключенза участие вскандальных выступленияхфутуристов).
Еще в1905 г. в КутаисиМаяковский принимал участиев гимназическихи студенческихманифестациях, в 1908, вступив вРСДРП, вел пропагандусреди московскихрабочих. Несколькораз подвергалсяарестам, в 1909провел 11 месяцевв Бутырскойтюрьме.
Времязаключенияназывал началом своей стихотворнойдеятельности; написанныестихи у негоперед освобождениембыли отобраны.

Маяковскийи футуризм

В 1911 г.завязываетсядружба Маяковскогос художникоми поэтом Д. Д.Бурлюком, в1912 г. организовавшемлитературно- художественнуюгруппу футуристов«Гилея» (смотриФутуризм). С1912 г. Маяковскийпостояннопринимаетучастие в диспутахо новом искусстве, выставках ивечерах, проводившихсярадикальнымиобъединениямихудожников-авангардистов«Бубновыйвалет» и «Союзмолодежи».
ПоэзияМаяковскоговсегда сохраняласвязь с изобразительнымискусством, прежде всегов самой формезаписи стихов(столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагаладополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимоестихотворнойстраницей.
СтихиМаяковскогобыли впервыеопубликованыв 1912 в альманахегруппы «Гилея»«Пощечинаобщественномувкусу», где былпомещен и манифест, подписанныйМаяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученыхи Бурлюком, внарочито эпатирующейформе заявлявшийо разрыве страдициямирусской классики, необходимостисоздания новогоязыка литературы, соответствующегоэпохе.
Воплощениемидей Маяковскогои его единомышленников-футуристово назначениии формах новогоискусства сталапостановкав петербургскомтеатре «Луна-парк»в 1913 его стихотворнойтрагедии «ВладимирМаяковский»(опубликованав 1914). Декорациидля нее изготовилихудожники из«Союза молодежи»П. Н. Филонов иИ. С. Школьник, а сам авторвыступил режиссероми исполнителемглавной роли- поэта, страдающегов отвратительномсовременномгороде, изуродовавшем, растлившемсвоих жителей, которые хотьи избираютпоэта своимкнязем, но неумеют признатьи оценить приносимуюим жертву.

«Творецв горящем гимне».
Поэзия1910-х гг.

В 1913 г. выходиткнига Маяковскогоиз четырехстихотворенийпод названием«Я», его стихипоявляютсяна страницахфутуристскихальманахов(1913-1915 гг «Молококобылиц», «Дохлаялуна», «РыкающийПарнас», начинаютпечататьсяв периодике, издаются поэмы«Облако в штанах»(1915), «Флейта-позвоночник»(1916), «Война и мир»(1917), сборник «Простое, как мычание»(1916).
ПоэзияМаяковскогонаполненабунтом противвсего мироустройства- социальныхконтрастовсовременнойурбанистическойцивилизации, традиционныхвзглядов напрекрасноеи поэзию, представленийо вселенной, рае и Боге.Маяковскийиспользуетвоинственноизломанный, грубый, стилистическисниженный язык, контрастнооттеняющийтрадиционныепоэтическиеобразы, — «любовьна скрипкиложите», «ноктюрн…на флейте водосточныхтруб». Лирическийгерой, эпатирующийобывателярезкостью, ломкой языкаи богохульством(«Арканом внебе поймалибога»), остаетсяромантиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующимценность «мельчайшейпылинки живого».
СтихиМаяковского1910-х годов былиориентированына воспроизведениев устной форме- с эстрады, навечерах, диспутах(сборник «Дляголоса», 1923; вжурналах, газетахи книжных изданияхстихи частопоявлялисьв исковерканномцензурой виде).Для восприятияна слух какнельзя лучшеподходили ихкороткие рубленыестроки, «рваный»синтаксис,«разговорность»и нарочитофамильярная(«панибратская»)интонация: «…Вам ли, любящимбаб да блюда, жизнь отдаватьв угоду?».
В сочетаниис высоким ростом(«здоровенный, с шагом саженным»)и зычным голосомМаяковскоговсе это создавалонеповторимыйиндивидуальныйобраз поэта-борца, площадногомитинговогооратора, защитника«безъязыкойулицы» в «адищегорода», словакоторого немогут бытькрасивы, они- «судороги, слипшиесякомом».

«Любовь- это сердцевсего»

Уже вранних бунтарскихстихах и поэмахМаяковскогозначительноеместо занимаетлюбовная лирическаятема: «Любовьмою, как апостолво время оно, по тысяче тысячразнесу дорог».Любовь «вымучиваетдушу» страдающего, одинокогопоэта.
В 1915 Маяковскийпознакомилсяс Лилей Брик, которая занялацентральноеместо в егожизни. Из своихотношенийпоэт-футуристи его возлюбленнаястремилисьпостроитьмодель новойсемьи, свободнойот ревности, предрассудков, традиционныхпринциповотношенийженщины и мужчиныв «буржуазном»обществе. Сименем Бриксвязаны многиепроизведенияпоэта, интимнаяинтонацияокрашиваетобращенныек ней письмаМаяковского.Заявляя в 1920-егоды, что «теперьне время любовныхляс», поэт темне менее сохраняетверность темелюбви (лирическиестихотворения, поэма «Проэто», 1923), котораядостигаеттрагическинадрывногозвучания впоследнихстроках Маяковского- в неоконченномвступлениик поэме «Вовесь голос»(1930).

«Я хочубыть понят моейстраной»

Революциябыла принятаМаяковскимкак осуществлениевозмездия завсех оскорбленныхв прежнем мире, как путь к земномураю.
Позициюфутуристовв искусствеМаяковскийутверждаеткак прямуюаналогию теориии практикибольшевикови пролетариатав истории иполитике. Маяковскийорганизуетв 1918 группу «Комфут»(коммунистическийфутуризм), деятельноучаствует вгазете
«Искусствокоммуны», в1923 создает «Левыйфронт искусств»(ЛЕФ), куда вошлиего единомышленники- писатели ихудожники, издает журналы«ЛЕФ» (1923-1925) и «НовыйЛЕФ» (1927-1928). Стремясьиспользоватьвсе художественныесредства дляподдержкинового государства, пропагандыновых ценностей, Маяковскийпишет злободневнуюсатиру, стихии частушки дляагитационныхплакатов («ОкнаРОСТА», 1918-1921).
Грубость, четкость, прямолинейностьего поэтическогостиля, умениепревращатьэлементы оформлениякнижной и журнальнойстраницы вэффективныевыразительныесредства поэзии- все это обеспечивалоуспех «звонкойсиле поэта», целиком отданнойна службу интересам«атакующегокласса». Воплощениемпозиции Маяковскогоэтих лет сталиего поэмы «150000 000» (1921), «ВладимирИльич Ленин»(1924), «Хорошо!»(1927).

«ОкнаРОСТА»

К концу1920-х годов у Маяковскогонарастаетощущениенесоответствияполитическойи социальнойреальностивдохновлявшимего с отроческихлет высокимидеалам революции, в соответствиис которыми онстроил всю своюжизнь — от одеждыи походки долюбви и творчества.Комедии «Клоп»(1928) и «Баня» (1929)представляютсобой сатиру(с элементамиантиутопии)на обуржуазившеесяобщество, забывшеео тех революционныхценностях, радикоторых создавалось.
Внутреннийконфликт сокружающейдействительностьюнаступавшего«бронзового»советскоговека несомненнооказался средиважнейшихстимулов, подтолкнувшихпоэта к последнемубунту противзаконов мироустройства- самоубийству.

Использованнаялитература:

А.Ахматова «статьяА. И. Кирпичниковаиз «Энциклопедическогословаря Брокгаузаи Ефрона»
М.А.Бойцов
Р.М.Шукуров«справочникрусской литературы»
Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов«Русская литератураXXвека»
Н.И Харджиев, В.В. Тренин«Поэтическаякультура Маяковского1970»
КатанянВ.Маяковский:«Хроника эжизни и деятельности1985»
Б.Янгфельдт, К.М.Поливанов«Любовь – этосердце всего: В.В.Маяковскийи Л.Ю.Брик: «переписка1915-1930


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Analysis Of The Russian Revolution Essay Research
Реферат Актуализация авторского «замысла» (повторение «вопросы автору» фронтальная)
Реферат Сфера применения расчета наличными деньгами
Реферат Мой любимый литературный герой Капитан Блад из произведения Р.Сабатини
Реферат Химия и алхимия озонового слоя
Реферат Цінності людини за даними анкетних опитувань і тестів
Реферат Синтез жирных кислот
Реферат Валютные счета, их открытие и применение
Реферат Методологiя спростування теорiй i еволюцiя знання
Реферат Хронічний абструктивний бронхіт Типові клінічні прояви Методи діагностики Організація догляду
Реферат Личностные качества творческой личности
Реферат Вира брук
Реферат Методы изучения наследственности человека. Близнецовый метод
Реферат Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук
Реферат Основні поняття психології