Реферат по предмету "Иностранные языки"


Роман МА Булгакова Мастер и Маргарита

" ПЛАН
I. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита ".
II. Особенности речевой характеристики Маргариты.
1. Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера.
2. Внешняя речь и " темные силы ".
3. " Московский мир " и звероподобность внешней речи. I. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В моей работе я вновь обращаюсь к роману М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита". В предыдущей работе для исследования был взят образ кота Бегемота, образ перефирийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраивает образ ( портрет, речевая характеристика ), как эпизодический герой движет сюжет, помогая прочесть основные темы романа.
Сейчас для анализа я выбираю центральный образ — Маргариту. Почему это центральный образ?
Это связано с тем, что Маргарита в романе открывает те темы, которые позже будут развиты такими героями как Мастер и Иешуа Га-Ноцри.
Это темы веры, творчества, любви — все то, из чего вырастает истинная жизнь.
Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей — Елены Сергеевны Булгаковой.
Меня интересует, как этот образ помогает понять авторский замысел, как соотносится с другими героями произведения. Создавая образ Маргариты, автор использовал портрет, речевую характеристику, описывал поступки героини. Меня заинтересовало, как создана речь Маргариты, как она изменяется, с чем это связано, как помогает понять авторский замысел, ведь речевая характеристика — это то, что помогает заглянуть в глубины души героя, а вместе с тем и автора. Образ Маргариты не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты помогает открывать нам героиню, именно речь Маргариты ведет к пониманию как ее образа, так и других образов и тем в романе.
Почему именно речь? Мне кажется, что речевая характеристика Маргариты все время находится в движении, постоянно изменяется, в зависимости от действия происходящего в романе.
Кроме того, почти никто из известных мне булгаковедов, таких как М. Чудакова, Б.Гаспаров, Б. Соколов, не обращались к речевой характеристике Маргариты.
Моя основная задача — попытаться понять концепцию романа, анализируя изменение речевой характеристики Маргариты.
Как же создан образ? Что позволяет увидеть в нем речевая характеристика?
Впервые ее слова нам передает Мастер. В этих словах — чувства, такие как напряжение, сосредоточенность. Здесь же воедино соединяются голоса Мастера и Маргариты. Маргарита, во-первых, способна к диалогу, а во-вторых, даже в речи автора отразилось единство чувств Мастера и Маргариты.
Но вот исчез Мастер. Речь Маргариты становится отрывистой, исчезает смех, но появляется ощущение утраты, боль. Появившийся внутренний монолог свидетельствует о глубине и о степени интимности переживаний. Здесь же Маргарита говорит и о добре и зле, о лжи и правде. Эти нравственные величины для нее очень значимы. Речь ее уже напоминает молитву и проклятие одновременно, в этом некое предощущение и своей будущей судьбы, в которую войдут и Бог и Дьявол. Появление внутреннего монолога свидетельствует о глубине чувств Маргариты, поясняет, что значит Мастер для нее.
Но вот первая встеча с темными силами. Изменяется речь: появляются паузы, верх берут чувства. В этом изменении речи, ее темпа, направленности — своеобразный срез жизни. И появившаяся речь Маргариты в пересказе " правдивого повествователя " говорит о том, что авторское отношение к миру сходно с мироощущением Маргариты. Кроме того, в речи появляется сатанинское начало: хохот, ощущение вседозволенности. Предложения становятся короткими, отрывистыми — это отражение волнения и отсутствия гармонии одновременно. Появляется актерское начало. Но даже у этой «ведьмы» сохранились гуманистические ценности, вот поэтому останавливает она разгром в доме критиков, увидя ребенка, и при этом, стремится «смягчить» голос. В этом опять же есть и авторское отношение к реальному и жестокому миру.
Вот встреча с квартирой N 50. Все видим мы глазами Маргариты в этом авторское доверие. Внутренний монолог оформлен как внешняя речь, ведь в этой квартире все ясно. Исчезновение внутреннего монолога, бедность внешней речи — во всем этом ощущается предопределенность.
Сцена Бала. Маргарита лишь констатирует увиденное. В этом — понимание величия мира и желание понять его, а не изменить. Маргарита уже уподобилась свите, поэтому повторяет за Коровьевым и Бегемотом фразы. На балу же увидим мы и слезы очищения. И здесь Маргарита выражает авторское видение мира.
Бал проходит. К Маргарите вновь возвращается актерство, трудно даются воспоминания. Но, вспомнив Мастера, Маргарита меняется. Речь снова становится изорванной, ведь любовь многострадальна. В этом мире, когда уже вернулся Мастер, голоса их звучат только на внешнем уровне, ведь в мире Воланда нет тайн, Сатана знает все.
Оказываясь в подвале на Арбате, Маргарита вновь плачет — это еще ра з слезы искупления. Кроме того, она цитирует фразу из романа Мастера, предсказывая судьбу.
Мастер и Маргарита в ночь преображения. Голоса их вновь сливаются, звучат в унисон. В этой сцене Маргарита проходит через все этапы своего жизненного пути, все зто отразилось во внешней речи. Есть крик — и это общность с нечистой силой, есть шепот и слезы — это великая любовь к Мастеру. Именно речь Маргариты сравнивается с тем ручьем, который «струясь», несет вечность и покой.
Речевая характеристика показывает, как изменяется героиня, как изменяется мир, как образ Маргариты связан с другими образами, как автор относится к Маргарите и к миру. Кроме того, речь определяет основные ценности, нравственные идеалы героев романа.
Речевая характеристика оказывается тем зеркалом, которе отражает в себе не только внешнее, но и внутреннее состояние героя и мира.
Речевая характеристика несет многое для понимания романа. Ведь она открывает мир, нарисованный автором. Именно Маргарита в своей речи затрагивает темы веры и безверия, жизни и смерти, конечности и бесконечности человеческого бытия, творчества, предательства.
Именно Маргарите доверено увидеть Бал Сатаны, принять в нем участие и искупить грехи человеческие, став почти Христом для Мастера. Именно она будет крушить приземленный московский быт. Именно она будет подругой, женой, матерью Мастеру, она спасет его своей любовью, вернет его к жизни, она же подарит покой Фриде.
В романе образ Маргариты — центральный, ведь она та, которая спасла Мастера; жертвуя собой, сделала возможной встречу " князя тьмы " и Мастера, а затем и то, что Мастеру был дарован покой.
Именно любовь Маргариты, ее способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.
Таким образом, Маргарита — женщина, ведьма стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор всех этих трех миров.
Образ Маргариты важен для романа. Об этом свидетельствует и выбор имени героини, ведь Маргарита — значит " жемчужина ", ну а кроме того, в героине этой очень четко просматриваются черты самого дорогого для М.А. Булгакова человека в последние годы его жизни — Елены Сергеевны Булгаковой.
Речевая характеристика помогает понять величие образа Маргариты, вдохновляющей Мастера, открывающей ему дорогу к Иешуа Га-Ноцри. Именно она вносит в роман темы веры и искупления.
Роман оказывается духовным завещанием М.А. Булгакова, поэтому так много означает бережное и доброе отношение отношение автора к своей героине. Ведь по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.
По-моему, именно Маргарита, заслуживает «не покоя», а «света», ведь она принесла в жизнь такие драгоценности как любовь и созидание.
Доверяя своей героине возможность открыть истинные ценности человеческого бытия, автор не просто говорит о своем отношении к конкретной героине, а скорее предъявляет миру свою концепцию вечных ценностей, свое ощущение бытия. II. Роман — духовное завещание М.А. Булгакова.
Еще до ее слов появляется такая характеристика, как внезапность: "… внезапно заговорила она." Во фразе «Нравятся ли вам мои цветы ?» есть направленность и на себя, и на собеседника, и на целый мир. И сразу же дана характеристика голоса. Мне, кажется, что не будь фразы, а будь лишь эта характеристика, изменилось бы не многое, а точнее, ничего бы не изменилось. Каков этот голос? Он отчетлив,"… он низкий довольно-таки, но со срывами,… показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены." В голосе этом есть внутренняя напряженность ( ведь " со срывами "), есть и погруженность в себя («низкий»), и уже в голосе отразилось великое одиночество, ведь вторит ему лишь эхо, и отражает его даже стена, которая наделена самой нелестной цветовой гаммой: желтизной и грязью. В следующей фразе:" Вы вообще не любите цветов ?", мы видим уже обращение к другому человеку, уходит направленность на себя. И опять очень важна характеристика голоса, даваемая Мастером. " В голосе ее была, как мне показалось, враждебность." И почти сразу же — усмешка. И сразу же молчание, из которого вырастает предощущение любви. Враждебность, усмешку, молчание можно объяснить мироощущением одинокого человека, который, сталкиваясь с кем-то другим, сначала враждебен, ироничен и лишь позже может проявить свое истинное отношение.
Следующую фразу мы слышим опять же из уст Мастера. " Она -то впрочем, утверждала впоследствии, что… любили мы давно-давно, не зная друг-друга..." То есть Маргарита, обретающая любовь, обретает и уверенность. Речь оказывается объединяющим началом, уравнивающим двух героев: " Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как буд- то знали друг-друга много лет".
В своей речи Маргарита пророчествует: «Она сулила славу, она подгоняла… и… стала называть Мастером..., нараспев и громко повторяла отдельные фразы...» Чувства героини отражаются в ее речи, то есть когда она счастлива, то и говорит она " нараспев и громко, и когда позже начились неприятности для Мастера, то Маргарита " перестала смеяться", и ее речь изменилась. Фразы ее коротки, отрывисты. Есть ощущение срыва. В тот трагический вечер, когда Мастер сжигает свой роман, Маргарита впервые плачет."… заплакала неудержимо и судорожно." В плаче этом великое понимание Мастера, поэтому и следующая фраза полностью направлена на главного героя: «Боже, как ты болен. За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу. Что же это такое ?» Многократные повторы, разброс в мыслях, множество вопросов — все это говорит о необычайном волнении героини, неясности, запутанности мыслей о самом дорогом ей человеке. Но даже в этом состоянии растерянности Маргарита полностью концентрирует свою речь на Мастере. Позже ее речь характеризуется как «бормотание» и «невнятное». Но собравшись, она начинает говорить «спокойнее». И в ее речи появляются фразы о том, что ложь невыносима для нее, что отвечать на добро предательством она не может, то есть это своеобразные нравственные принципы. Но в этом монологе видна борьба чувств. Здесь и решимость, и вера в человека, и растерянность, и надежда, и страх за близкого человека. Этот монолог помогает нам увидеть и понять чувства героини, а не только ее мысли. Последняя фраза Маргариты в этом эпизоде: " Не бойся, потерпи несколько часов. Завтра утром я буду у тебя". Здесь видно стремление успокоить, внести мир, подарить счастье Мастеру. Но уже просматривается разделенность героини и Мастера. " Потерпи несколько часов " — ведь это же предсказание будущего одиночества. В этой же фразе опять есть направленность в себя, то есть опять же во фразе мы видим мысли и чувства.
Наша первая встреча с Маргаритой — это рассказ о ней Мастера Ивану Бездомному в клинике профессора Стравинского. Интересно, что в рассказе Мастера, Маргарита наделена лишь внешней речью. Почему такое странное место рассказа? Это не только линия сюжета, это подтверждение какого-то душевного напряжения, душевной траты в судьбе Маргариты! Почему рассказывается это Ивану Бездомному? Рассказывается человеку, не имеющему дом, а значит, и любовь, то есть Иван схож с Мастером, до встречи с Маргаритой. Передает речь Маргариты Мастер. Почему? Это человек тонкой душевной организации, кроме того любящий Маргариту, а значит, хорошо понимающий ее. Мастер — художник, а значит, может увидеть в человеке самое прекрасное, самое значимое. А то, что Мастер видит в Маргарите способность вести диалог и то, как он ее видит, говорит о том, что Маргарита очень важна как для Мастера, так и для романа в целом, кроме того равновелика главному герою.
В чем же особенность речевой характеристики Маргариты в этом эпизоде?
Во-первых, это внешняя речь. Внутренних монологов мы не слышим. Но это не от безликости образа. Ведь мы слышим речь Маргариты от Мастера, да и жизнь Маргариты только внешняя; внутреннее, духовное появится позже. Внешняя речь очень насыщена эмоциями, чувствами: здесь и враждебность, и усмешка, и молчание, и ощущение счастья, и тяжкое горе, и волнение, и решимость, и вера в человека, и растерянность. Все эти чувства полностью переданы в речи и отражают отношение Маргариты как к Мастеру, так и к окружающему миру. Но речевая характеристика помогает воссоздать и картину мыслей, отражает психологическое состояние Маргариты. Только из речи видно, когда мысли Маргариты направлены на себя, когда на Мастера, а когда на весь мир. Малейшее изменение в мыслях отражается в речи главной героини. Сразу можно определить, когда Маргарита уверена в себе, а когда одинока, лишена покоя, и в мыслях ее царит хаос. В этом эпизоде речевая характеристика очень важна, так как открывает мысли, чувства, психологическое состояние героини. Иными словами, можно сказать, что слова — «зеркало души».
Во второй части мы видим, что о Маргарите рассказывает сам «прав- дивый повествователь». Появляется портретная характеристика, но при этом слышен и голос самой Маргариты, и ее речь изменяется. В чем эти изменения и как развивается и усложняется образ Маргариты, можно понять, анализируя ее фразы и монологи.
Первая фраза второй части кажется полукриком, полустоном больного человека, страстно утверждающего свои ошибки и равняющего их с предательством. Поэтому и появляется троекратное «да» и образ Левия Матвея, «вернувшегося слишком поздно». Это своего рода предощущение библейской тематики, темы великой веры. Повествователь называет Маргариту " доведенной до отчаяния женщиной". Жизнь кажется застывшей, но нет, мы видим пробуждение человека, и это тоже отражается в речи. Маргарита «просыпается с предчувствием, что… что-то произойдет». И это ощущение рождает веру; вновь вводится тема веры, то есть автору необходимо дать эту тему во всех возможных проявлениях. " Я верую! — шептала Маргарита торжественно,-я верую!". Шепот создает впечатление исповеди, что говорит о стремлении автора подчеркнуть библейский сюжет. И действительно, Маргарита начинает говорить о том, что жизнь ее «пожизненная мука», что послана ей эта мука за грехи: за ложь, обман, за " тайную жизнь, скрытую от людей". Этими словами перед нами открывается душа Маргариты, в которой лишь страдание. Но душа эта живет, ведь она верит и способна осознать свою жизнь. Да и последующее действие говорит о той очень важной автору мысли, что всякому воздастся по заслугам. Но шепот Маргариты не исчезает, он превращается во внутренний голос. Маргарита во всех своих мыслях помнит лишь о Мастере, поэтому и слезы, и «возбужденное состояние» тогда, когда она перебирает свое «имущество»: «испорченную огнем тетрадь», фотографию, «книжку сберегательной кассы». Истинные ценности — это духовные ценности, когда любой образ, напоминающий о жизни души, вырастает до огромных размеров, способных охватить все бытие — «обгоревшая тетрадь», со словами «тьма спустилась на Средиземное море...» Но вот мы слышим смех Маргариты. Удивительно, что вызван он рассказом домработницы Наташи о «фокусах в театре». Может быть, в этом некая предопределенность? Но в начале для Маргариты это всего лишь «смешной разговор». Отправившись «гулять», Маргарита и там «думает о своем», хотя прислушиваясь к разговору в троллейбусе, узнает об еще одном чуде, втором за это утро, а именно, о том, что у " покойника из гроба… исчезла голова". Вот уже в это " свое " входит основная сюжетная линия романа. Может быть, это " свое " с ней и не разъединялось. И вновь появляется внутренний монолог, состоящий из воспоминания о том, что " ровно год назад… на этой самой скамье она сидела рядом с ним". Постоянное переплетение внутренних монологов показывает, что, по мнению автора, истинно ценно. Маргарита вспоминает все мельчайшие детали. Но кроме воспоминаний Маргарита ведет и мысленный диалог с Мастером, в котором говорит о том, что жизнь для нее невозможна без Мастера, а если его нет в живых, то ей нужна «свобода дышать воздухом», которая возможна лишь при исчезновении памяти. Себя она видит «выключенной» из жизни. Но есть и предчувствие, родившееся в ее душе утром — это уверенность в том, что что-то случится. " Да случится! " — это " звуковая волна странных похорон," тех, что заронили в душу Маргариты некоторое любопытство и одну, быть может почти все решившую фразу: " Ах, право, дьяволу бы и заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет! Интересно знать, кого это хоронят с такими удивительными лицами? " Интересно, что размышления о великой любви, связанной с ней темой веры, порождают мысль о дьяволе. Что это значит? Скорее всего, это и великая способность самопожертвования во имя любви, и признание того дьявола, что позже принесет в мир разрушение, хотя разрушение, творимое дьяволом, несет миру благо. Отсюда и трагедия мира, в котором гармонию творчества рушат, а возрождает ее «князь тьмы». Может быть поэтому удивляется Маргарита, видящая в мире лишь способность рушить, появившемуся посланнику дьявола, почти способному на возрождение души другого человека. Ответом на этот мысленный вопрос и стала первая фраза Азазелло, с которой начался его диалог с Маргаритой.
По началу в речи Маргариты некоторое удивление, поэтому и спрашивает она: «Какая голова?», «Как же это может быть?» Исчезновение головы — это все возрастающая абсурдность, все так же непонятная Маргарите. Здесь есть и предчувствие чуда. Кроме того, так же заявлены темы веры и безверия. Чуть позже ее уже " поразили странные враки неизвестного гражданина ". Но узнав, что за гробом покойного идут «литераторы», Маргарита меняется. На лице ее «появляется оскал», и «голос ее стал глух». Мир почти полностью разрушен, даже те, которые должны созидать души человеческие — писатели, вызывают у Маргариты лишь оскал, ведь они убили истинного творца. Поэтому сталкиваясь с ними, Маргарита становится почти зверем. Ее речь напоминает шипение и рев раъяренного зверя. Спрашивая у незнакомого ей человека о критике Латунском, Маргарита прищуривается. Все ее вопросы звучат холодно, настороженно и резко. «А вы их знаете в лицо ?», «Это блондин-то ?», «На патера похож ?» Даже последующее молчание Маргариты свидетельствует не о примирении, а о настороженной ненависти. Поэтому столь естествен ее ответ о том, что " Я еще кой-кого ненавижу", да и звучит эта фраза «сквозь зубы». А говоря о том, что «об этом неинтересно говорить», Маргарита еще раз подчеркивает глубокую внутреннюю замкнутость и свое бережное отношение к самому для нее дорогому, к Мастеру. Но вот процессия миновала, и Маргарита слышит от Азазелло: "… Я к вам послан по дельцу". И уже удивление Маргариты сменяется страхом. " Маргарита побледнела и отшатнулась ". Дальше в ее фразе мы видим стремление защититься, поэтому столь резко, четко и быстро начинает она говорить: " С этого прямо и нужно было начинать, — заговорила она, — а не молоть черт знает что про отрезанную голову! Вы меня хотите арестовать ?". Но страх сменяется гневом, отсюда и злоба, слышимая в ответе: " Новая порода появилась: уличный сводник...", да еще и " Мерзавец!". Но после того, как Азазелло читает Маргарите отрывок из романа да еще и ее собственные мысли, Маргарита испугана, удивлена, потрясена. И вновь это подтверждает крах мира, где человеку дают привыкнуть к великой разъединенности, когда к нему все глухи, когда есть великий страх и ожидание предательства. Ее слова отрывисты, появляются паузы: " Я ничего не понимаю, — тихо заговорила Маргарита Николаевна, — про листки еще можно узнать… проникнуть, подсмотреть… Наташа подкуплена? да? Но как вы могли узнать мои мысли?… " Но поняв, что Азазелло что-то известно и про Мастера, Маргарита уже не удивляется, а лишь молит о том, чтобы ей хоть что-нибудь сказали о судьбе ее возлюбленного. Теперь говорит она молящим шепотом: " Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте". " Боже! ". Узнав, что Мастер жив, Маргарита становится спокойней, но душевное напряжение очень велико." Простите, простите, — бормотала покорная теперь Маргарита… У меня нет предрассудков, я вас уверяю, — Маргарита невесело усмехнулась..." Да и сам повествователь называет эту речь " бессвязной ". И в Маргарите уже пробудилось любопытство. Спрашивает она теперь уже «вкрадчиво», говорит " задумчиво". Это значит, что Маргарита уже успокоилась. Но поняв, что если она принимает предложение Азазелло, то сможет «там узнать о нем», Маргарита теперь согласна на все. " Еду !" — в этом восклицании великая решимость, готовность пожертвовать всем ради Мастера. " Я не знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет… Я погибаю из-за любви !". После исчезновения Азазелло, Маргарита, уже " ни о чем не размышляя..., побежала из Александровского сада вон". В этом " не размышляя "- не просто покорность, а возможно, уже предощущение той великой силы, с которой ей в ближайшем времени придется столкнуться.
В этом эпизоде мы можем проследить не только изменения в речи Маргариты. Здесь вырастает образ мира, который отражен автором в речи Маргариты. Постоянное изменение темпа речи, ее характера, разные уровни — это почти срез жизни. Да и Маргарита становится не просто той, которая подарила любовь, поддержку Мастеру, но и той, которая, словно зеркало, показывает людской мир, не обязательно при этом ему подражая. Ведь если мир бездуховен, если счастье сводится к особняку, деньгам и нарядам, то у Маргариты все счастье — это любовь и те предметы, что напоминают ей о Мастере, а это: фотография, обгоревшая тетрадь, то есть те образы, что говорят о духовной жизни человека, как тетрадь, в которой из одной фразы вырастает бытие. Мир разорван, мечется, в нем нет гармонии, мира, нет истинного творца, хотя в мире этом всем и воздается по заслугам, но будет это лишь тогда, когда придет в мир этот " князь тьмы".
Парадокс: в мир несет гармонию Сатана. В этом великая трагедия мира, когда способен услышать другого тот, кто сам воплощение безверия и греха.
Но автору необходимо сказать не только это. По его мнению, дьявол не самый страшный в мире, ведь он не разрушает, а скорее созидает разрушенное человеком, например, жизнь Маргариты. В душе Маргариты зарождается вера, а ведь вера способна творить чудеса, например, возродить человека. Поэтому, когда в душе Маргариты появилась вера, главная героиня вновь обрела свой сильный характер. Быть может в этом и рецепт спасения миру. Необходимо верить в истинные ценности, и тогда жизнь будет гармоничной, созидающей и будет дарить человеку счастье.
Речевая характеристика не только и не столько создает образ самой Маргариты, но передает, а скорее отражает мир во всех его проявлениях и авторское отношение к этому миру; способна она передать и самые сокровенные авторские замыслы.
Но вот Маргарита ожидает назначенное время, чтобы отправиться к" иностранцу ". И в это время речь Маргариты очень интересна. Мысли героини, как и ее душевное состояние очень близки автору, поэтому речь ее дана в пересказе повествователя. Одна из первых фраз — это фраза о том, что «временами ей начиналось казаться, что часы сломались и стрелки не движутся». Здесь великое напряжение ожидания и, в то же время, какая-то умиротворенность, ведь часы «двигались, хотя и очень медленно». И чуть позже произойдет почти воскрешение Маргариты. Крем будет наполнен для нее жизнью, здесь будут и запахи: «запахло болотными травами и лесом», и цвет, тот самый желтый, что когда-то соединил их с Мастером :«жирный, желтоватый крем». Быть может это своего рода предзнаменование грядущих событий. И под конец Маргарита разбивает часы. Быть может это символическая деталь говорит о переходе в другое измерение, в мир других ценностей. И сразу после этого Маргарита «буйно расхохоталась», ведь она вновь стала «кудрявой черноволосой женщиной лет двадцати,… скалящей зубы». Автору очень важен этот эпизод, поэтому и появился пересказ слов Маргариты. Ведь Маргарита почти что воскресает, воскресает, изменяя жизнь ( «разбитые часы» ), а воскрешение это возможно лишь тогда, когда в душе есть хоть капля надежды на жизнь. Мир, в котором живет, а точнее жила Маргарита, очень болен, ведь жизнь в нем несет дьявольский крем ( цвет, запах ), и создавая жизнь, крем этот все же разрушает, хотя рушит то, что создал мир: «морщинку», «желтенькие тени у висков»,«сеточки… у глаз». И трагична судьба того мира, в котором дьявольское разрушение оказывается более благостным, чем мирское созидание.
И Маргарита меняется «не только внешне». «Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной...» Освобождение от прежнего облика — это не единственное, что принес Маргарите крем, произошло своего рода освобождение души от страха. Об этом и говорит появляющийся хохот, свидетельствующий и о причастности Маргариты к новой силе, к дьявольскому окружению. И вот уже в душе Маргариты царит облегчение. И вот уже меняется ее голос. Она кричит уже «громко и охрипшим голосом». И дальше мы слышим только крик, но, кроме того, меняются и сами фразы, теперь мы слышим короткие предложения с частыми повторами некоторых слов, чаще имеющих отношение к Сатане. Но кроме того, речь направлена и на окружающих. " Что хороша ?", " Это крем! Крем, крем...", " Бросьте, бросьте", " Берите..., берите,… прячьте". В этом изменении речи отразилось изменение жизни, где все быть может стало проще, легче и не столь мучительно. И вот уже Маргарита слышит вальс, хотя и «сыплющийся в переулке», то есть в ее жизни появляется музыка, но музыка эта лишена гармонии, быть может потому, что «в переулке», то есть в мире. Мир извратил и музыку. Не исчез внутренний монолог, но теперь изменились мысли Маргариты. Сейчас она думает о коварном поступке. Дальнейшая ее речь — актерство, где слышится и грусть, и скука, и гнев, и сарказм. Все это говорит об изменении внутреннего мира Маргариты. И вот, когда Маргарита говорит с Азазелло, мы вновь слышим и крик, и повторяющиеся слова, и вернувшиеся эмоции, и появившееся актерство.«Милый, милый Азазелло!». И Азазелло был «приятен искренний, радостный порыв Маргариты».
Парадокс: слуге дьявола приятна искренность.
И вот, вылетая, Маргарита уже вновь взвизгнула, но при этом подумала о том, что она забыла одеться, но теперь это уже не самое главное, ведь приличия мира людей исчезли, Маргарита перешла в новый мир, и как бы подтверждая это, внизу «сильнее грянул вальс». И улетая, она кричит все громче и громче, и вслед ей летит «совершенно обезумевший вальс». В крике этом все большее и большее освобождение от себя самой, от людского облика, от человеческого мира.
Маргарита получает свободу, но свобода эта дарована ей дьяволом и, поэтому, одностороняя. В ней нет свободы души, в ней лишь свобода действий, взглядов, нравов, то есть, скорее освобождение от людской обыденной, хотя и многое разрушающей, жизни.
Но Маргарита не сразу попадает к Воланду, для начала ей надо новыми глазами взглянуть на город. И весь ее полет дан опять же внутренними монологами, то есть все мысли и чувства Маргариты глубоко личные, и видятся автору ценными.
Быть «невидимой и свободной» — это наслаждение для Маргариты, но все же она задумывается о благоразумии". И вот Маргарита начинает совершать череду «ненужных поступков»: разбивает диск вывески, заглядывает в кухню одной из квартир. Быть может в действиях ее уже проявляется «чертовщина», но ведь она как и Сатана рушит то, что этого заслуживает. Поэтому и устраивает она погром в квартире критика Латунского. Разрушая дом Латунского, Маргарита мстит тому, кто разрушил ее жизнь, жизнь Ма- стера, тому, кто претендует на право вмешиваться в чужое сознание, жизнь, творчество. И дела ее благославлены небом, но небом ночным, темным, поэтому и входит Маргарита в квартиру по «лунной дорожке». Маргарита кричит, и криком ей вторит единственное существо — это «беккеровский кабинетный инструмент».
Маргарита принесла смерть миру вещей в квартире человека, стремящегося к разрушению. Маргарита, став частью темной силы, стала рушит дело рук человеческих, разбивая стекла, но трагично, что вторит ей в этом человек. Швейцар «точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей». Остановить Маргариту смог лишь испуганный мальчик, согласившийся на то, чтобы ему снилась Маргарита. Увидев беспомощного, Маргарита постаралась «смягчить свой осипший преступный голос», то есть для нее сохранились гуманистические ценности, и она способна осознавать и понимать все, что она делает, будь это разрушение или созидание. Но мир больше не интересует Маргариту, ведь за свое разрушение ему уже частично воздано. Покинув мир людей, Маргарита вошла в мир Луны, и хотя внизу вновь появились огни города, более Маргарита не захотела оказаться в мире разрушенной жизни. Скорее всего, автору мир видится таким же лишенным гармониии созидания, достойным кары, поэтому и появляется речь Маргариты в пересказе повествователя, и внутренний монолог, соединяющие в одно мысли, чувства и Маргариты, и автора.
До встречи Маргариты с Воландом мы услышим еще несколько реплик Маргариты — это будут пронзительные крики, произнесенные «с достоинством», «непечатное ругательство», сопровождаемые свистом и смехом. Но при этом будет исчезать внутренняя речь. Если в начале " Маргарита летела и думала ...", то кончает она тем, что «понеслась в Москву». Своебразный ритуал превращения в ведьму закончился. Изменилась не только внешность Маргариты, но и речь: внутренний монолог почти исчезает. Изменилась и внешняя речь, которая вначале была плавной, а позже стала резкой.
Уже по дороге в Москву Маргарита «догадывалась, к кому… в гости ее везут,» но при всех ее размышлениях — это уже не мысли, ведь Маргарита лишь констатирует факты, не обдумывая их. И даже попадая в квартиру N 50, Маргарита в начале тоже лишь отмечает тьму, ступени, огонь, необъятность зала. И даже та внутренняя мысль выглядит как внешняя речь, быть может потому, что Коровьев даст ответ на вопрос который сама себе задала Маргарита, а может быть и потому, что в квартире этой, где царят эти темные силы нет и не может быть своих личных, тайных мыслей, здесь царит ясность. И вот уже почти исчезла внутренняя речь, а внешняя теперь все больше и больше напоминает речь уверенного в себе человека. Речь вновь становится четкой, но при том оживает и сердце: «под сердцем у нее было холодно, надежда на счастье кружила… голову». И во время этого разговора единственной реакцией на все будет реакция сердца, ведь мысли в этой квартире читают все, а вот чувства — это то, что всегда будет с Маргаритой. Ее фразы становятся вновь короткими, как и тогда, когда в душе ее была ясность, были покой и вера. И вновь появляется шепот — это уже что-то среднее между испугом и удивлением. К Маргарите возвращаются чувства: волнение, страх. Автору необходимо сказать, что покой Маргарита обретает только в квартире N 50, но это не связано с «испорченностью» Маргариты, это говорит об искревленном мире, где разрушающее начало дьявола не самое страшное, ведь самые страшные — обычные люди.
И вот встреча с «князем тьмы». И вновь Маргарита очень наблюдательна, ее глазами мы видим квартиру. И еще до начала разговора Маргарита обращается к своим мыслям, которые оформлены, как внешняя речь. Одна из первых фраз Маргариты подсказана ей Коровьевым, и произносит она ее по частям. «Ни в коем случае...- начала Маргарита». " Ни в коем случае, мессир, справившись с собой, тихо, но ясно, ответила Маргарита и, улыбнувшись, добавила: — я умоляю вас не прерывать партии. Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность ее напечатать. Уже в этой фразе мы видим собранную, спокойную Маргариту. Она умна, ведь шахматы — игра властелинов мира, и попросив Воланда не прерывать партию, Маргарита высказала свое отношение к Воланду, свое понимание его роли в мире. И дальше Маргарита будет интересоваться шахматами, которые окажутся почти равными жизни. «Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигуры были живые ». И дальше Маргарита будет говорить тихо, но это не от ощущения своей незначительности или величия Воланда, а скорее от понимания ненужности суеты, волнений в мире Сатаны. Но вот в ее речи появляются и эмоции: «Ах, может ли это быть!», «О да, я никогда не видела такой вещицы.»
Пробудившиеся мысли вновь вызывают мысли-констатации того, что она видит. Разглядывая глобус, Маргарита видит жизнь, но жизнь эту не обдумывает, а лишь пробегает по ней глазами. И вот уже в ней просыпается любопытство, ей интересны возможности темных сил. Всплеск эмоций вызывает у Маргариты видение из ее прежней жизни — это Наташа и Николай Иванович.
Первую встречу Маргариты с Воландом автор показывает глазами Маргариты. Ей, умной, способной чувствовать, он доверяет показать и увидеть мир темных сил. Автору важно показать неглубину мира Сатаны, поэтому и исчезает внутренний монолог, Маргарита лишь видит что-то и фиксирует. В этом же темном мире беднеет и внешняя речь — почти исчезают эмоции, есть лишь покой. В речевой характеристике отражается не только сама Маргарита, но тот мир, с которым она сталкивается.
Сцена Великого бала у Сатаны. Мы видим ее глазами Маргариты. В этом эпизоде Маргарита вновь лишь констатирует увиденное, не анализируя его. Перед Маргаритой проходят все миры, вся история, и не анализируя все события, Маргарита принимает все за данность, за то, что невозможно изменить, но можно познать. Быть может таким же было и авторское отношение, ведь многие его мысли и идеи были доверены Маргарите. Во внешней речи Маргариты тоже происходят изменения, хотя есть и продолжение старых тенденций, а именно, Маргарита повторяет некоторые фразы, нашептанные ей Бегемотом или Коровьевым.«Крикните ему: „Приветствую вас, король вальсов!“. Маргарита крикнула это… » По новому и слышит себя Маргарита: она " подивилась тому, что ее голос, полный как колокол, покрыл вой оркестра. Человек от счастья вздрогнул...". На этом балу Маргарита осознает свое величие, ведь она способна подарить счастье такому человеку как Иоганн Штраус, да и на балу, по словам Коровьева, без внимания Маргариты гости «захирели», а позже Фриде Маргарита подарит покой. В начале Маргарите интересны и удивительны гости, поэтому она задает вопросы, хотя и «машинально». Но чем дальше, тем меньше остается сил у Маргариты, тем больше усталость, поэтому и становятся короткими фразы, меняется голос. " Да, — глухо ответила Маргарита". Речь и действия Маргариты на балу часто механические, она все время " поднимает руки ", " однообразно скалясь, улыбалась гостям." В шуме бала Маргарита слышит и музыку. Говорит же на балу Маргарита только с Фридой, той, которая как и она, лишена покоя. И будучи королевой дарует этот покой. Быть может, это предсказание будущего покоя самой Маргариты? Но вот приходит усталость, и бал оборачивается для Маргариты мукой, из всех чувств остается лишь страдание. Но церемония встречи гостей закончилась. Маргарита плачет " от боли в руке и ноге". Эти слезы символичны, ведь причиной их стало прошлое. Но есть и вторая половина бала, где появляется утешенная Маргарита, ожившая от «кровавого душа». И вновь Маргарита облетает залы, видя все вновь, все замечая и ничему не удивляясь. Память выдает лишь одно слово — " Фрида", после чего Маргарита чувствует, что у нее «начала кружиться голова». Все ощущения Маргариты выглядят как воспоминания и стоят в прошедшем времени, кроме того, в памяти сохранилось не все. И вновь " силы Маргариты стали иссякать ". И в конце бала к Маргарите возвращаются чувства — она " содрогнулась ", увидев голову Берлиоза, замерла, увидев Барона Майгеля и, появление этого человека, бывшего в ее прежней московской жизни вновь вызывает мысль, оформленную как внешняя речь. Последующие события выглядят как сон; Маргарита теперь только видит и слышит, великая усталость побеждает, очнется же Маргарита, лишь входя в «приоткрытую дверь» ювелиршиной гостиной.
И вновь описание мира темных сил доверено Маргарите, ведь ее внутренний мир созвучен с миром автора. Она воспринимает этот мир таким, какой он есть. В речи ее лишь вопросы — это стремление понять. Но кроме того, бал оказывается для Маргариты освежающим сном, доставшимся нелегко, принесшим страдания во имя познания и обретения уверенности и новой судьбы во всех мирах. В речевой характеристике отражается и внутренний мир Маргариты, и отношение автора, и мир темных сил.
И вот уже бал закончен. Что же с Маргаритой? Как изменилась ее речь? Во всем облике и словах ее усталость, ведь перед ней проходит почти вся темная жизнь. " О нет, мессир, — ответила Маргарита, но чуть слышно." " Это водка? — слабо спросила Маргарита". Но быть может с этой усталостью и происходит ее возвращение в реальный мир свиты Сатаны. И вот, избавляясь от усталости бала, Маргарита уже улыбается. Но вместе с этим появляется и внутренний монолог, где она вспоминает о своей прошлой земной жизни до бала, и мысль ее направлена на бытовое: «вернулись силы, как будто она встала после долгого освежающего сна, кроме того, почувствовался волчий голод,… он еще более разгорелся». И вот Маргарита уже пристально наблюдает за поведением Бегемота, который в свите не просто шут, а своеобразное зеркало Сатаны. И вот уже Маргарита оживляется, становясь близкой этой компании, даже частично теряет свое имя, став теперь уже «Марго». В ее речи появляются чувственные восклицания: " Я так взволновалась! — воскликнула Маргарита". В ней просыпается любопытство, она вспоминает прошедший день, но эти воспоминания даются ей трудно, поэтому фраза ее разорвана множеством многоточий. " Ну да, Ну да… А то ведь дело в том, что этот человек на лестнице… Вот когда мы проходили у подъезда… Я думаю, что он наблюдал за этой квартирой..." Быть может в этой фразе уже предсказана невозможность возвращения к прошлому своему, которое столь тяжело и страшно. И вот начинается разговор о Мастере, и уже изменились чувства Маргариты, ее слово " в сердце " сопровождается глубоким волнением, голос ее становится глух. Но на вопрос Воланда, почему же были биты стекла у Латунского, Маргарита очень скупо отвечает, как бы стремясь скрыть даже перед всезнающим что-то свое, глубоко личное. Но говоря, что «он ( Латунский ) погубил одного мастера », Маргарита пугается предложения убить критика. Поэтому появляется страстное " нет,… нет, умоляю вас, мессир, не надо этого." И вновь Маргарита разговаривает со свитой. Но вот Маргарита «робко сказала: » Пожалуй мне пора… Поздно." Вот она уже смутилась. И вот появляется внутренний монолог, это минута душевного напряжения. Поэтому и говорит Маргарита чуть слышно. Вот уже в сердце ее тоска, появилось ощущение обмана и ощущение собственной ненужности, бездомности, одиночества. Но мысль о том, чтобы преступить свою гордость и попросить самой, прорывает внутренний монолог, и оформлена автором как речь внешняя. И таким же молчаливым криком стала мысль о том, чтобы утопиться. Но и дальнейший разговор с Воландом Маргарита выдержала с честью. Мне кажется, что и бал, и ужин были испытанием. Испытание болью Маргарита выдержала с честью, выдержала она и испытание неоправдываемых надежд, испытание на силу и гордость. И вот Маргарита уже почти готова просить за Мастера, как вдруг, «спотыкаясь на словах», а значит волнуясь, вздыхая, она сказала: " Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она удушила своего ребенка." В этой фразе великая сила Маргариты, и позже, признавая себя легкомысленной, Маргарита объясняет свою просьбу стремлением даровать покой другому человеку. Мне кажется, что для автора очень важно, что Маргарита не попросила за Мастера. Ведь за Мастера нельзя просить, ему должно воздасться за его творчество. И вот Маргарите дарована возможность не попросить, а уже потребовать возвращения Мастера. " Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера". При этом, лицо Маргариты исказилось судорогой. Вся речь Маргариты отрывиста, бессмыслена — все это говорит о великом волнении, о всепоглощающей любви. " Ты… ты, ты ". " Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь словами". Все это говорит о том, что чувства переполняют душу Маргариты, упокаивается же она только прикоснувшись к Мастеру. В этой страстной, страдающей как от раны, изорванной речи отражается как в зеркале великая любовь. И вот уже Маргарита стремится убедить Мастера во всесильности Воланда. И теперь она убеждает его, уговаривая как мать: " Выпей, выпей. Ты боишься? Нет, нет, верь мне, что тебе помогут." И Маргарита же отказывается верить в то, что Мастер — душевнобольной. И здесь мысли Маргариты — это мысли автора. " Ужасные слова! Ужасные слова! Он Мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом." К Маргарите возвращаются человеческие чувства: страх, слабость перед страшным известием. И вот Маргарита говорит Воланду о своем желании: " Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было." Это стремление вернуть себе и Мастеру покой, создать гармоничный мир на Арбате, в квартире подвала. Здесь Маргарита уже жена, хранительница очага, отсюда и стремление к свету. Но вот появляется Могарыч, и Маргарита преображается, теперь она уже шипит как кошка, себя же ощущает ведьмой, хотя здесь она мстит той предающей московской жизни. Но Маргарита стремится не только к тому, чтобы спасти Мастера, она стремится сохранить творца, и здесь очень горячо это отстаивает. Ее внешняя речь очень выразительна, и во внутреннем монологе уже нет нужды, ведь мир, в котором находятся и Мастер, и Маргарита способен слышать все и читать любые мысли. Прощание Маргариты и Воланда напоминает молитву: " Прощайте, прощайте," " Маргарита молитвенно протянула обе руки к Воланду." Все это перед возвращением в тот страшный мир, который дал возможность в Сатане увидеть Бога.
И вот, прощаясь с Воландом, Маргарита получает в подарок подкову. Но она теряет эту подкову и вскрикивает " в отчаянии ": " Боже, я потеряла подкову! ". Уходя в прошлый мир, Маргарита обращается к Богу, теряя подарок Дьявола. В этом символический смысл: быть может этим обозначена конечная цель пути, но кроме того, сказано, что и в старую свою жизнь Маргарита больше не вернется. Быть может именно это и понимает Маргарита, сидя уже в подвале, поэтому и плачет от «пережитого потрясения и счастья». И внутри у нее появляется страх, что несгоревший роман это призрак, сон. И автор называет это " последней страшной мыслью ", а дальше Маргарита почти что совершает выбор, предопределяет свою дальнейшую судьбу фразой: " Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Да, тьма..." Этот путь к свету через тьму" — путь к вечности…
В этом эпизоде встречи Маргариты с Мастером речь Маргариты очень важна. В ее словах отражаются не только ее чувства, но именно ее словами предсказывается дальнейшая судьба Мастера и ее самой. Уже не в первый раз автор доверяет пророчество Маргарите, это говорит о том, что героиня близка автору, дорога ему и вобрала в себя представление автора о истинной женщине, матери, жене, хранительнице очага. Такой предстает Маргарита в этой сцене, и все это отражается в ее речи.
И вот Маргарита вновь вместе с Мастером. И вновь мысли ее обращены к строкам романа. Произнося их, Маргарита ощущает, " как свежеет". Сейчас Маргарита думает уже о Мастере, да и автор не разделяет их, говоря " это было неизвестно и Мастеру и Маргарите", «у обоих ныл левый висок». Маргарита спокойна, но иногда она преображается, вновь вспоминая прошедший день: " Маргарита… захохотала… и вскричала..." И вновь к ней возвращается серьезность, ведь она говорит о «черте», хотя в глазах ее горит огонь. " Я ведьма и очень этим довольна." Маргарита осознает свою новую сущность, и она страстно верит, верит в дьявола, вернувшего ей Мастера. И «она заговорила серьезно», и вновь в ее голосе слышатся интонации, вновь появляется стремление защитить Мастера: " Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный!.. Мой единственный, мой милый, не думай ни о чем. Тебе слишком много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь тебе, ручаюсь, что все будет ослепительно хорошо." Здесь есть уверенность Маргариты в себе, и цель ее жизни. Многочисленные повторы говорят о душевном волнении и о страстном желании Маргариты утвердить свои мысли. " Ах, ты, ты, ты, — качая растрепанной головой, шептала Маргарита, — ах ты маловерный несчастный человек. Я из-за тебя… потеряла свою природу и заменила ее новой.… Они опустошили тебе душу." Эти слова звучат как глубинно-душевное признание. И именно эти слова, произнесенные со страстной силой утверждения, пробуждают Мастера. И вновь Маргарита, плача, шепчет. В этом плаче, в этих слезах страстное стремление искупить. И поэтому, все сказанное плачущей Маргаритой воспринимается как исповедь, в которой нет места ничему, кроме боли и надежды. Плачущая Маргарита вселяет в душу Мастера надежду. Но вот вновь появляется Азазелло, и Маргарита радостно " вскричала", но для Мастера у нее оставлен шепот. В разговоре с Азазелло Маргарита все время меняет темы. Вспоминает она то, что ей " нравится быстрота и нагота", и то " как он стреляет,… семерка под подушкой, и любое очко..." Речь ее вновь становится сбивчевой, она как будто растекается, стремясь охватить все. И кульминацией становится тост: " Здоровье Воланда !" Но вот выпито заветное " Фалернское вино", и видя " лежащего Мастера", Маргарита уже шепчет: " Этого я не ожидала… убийца !" Все, что касается Мастера, для Маргариты священно и глубоко лично, поэтому и появляется шепот.
И вот воскресение… И Маргарита уже вторит Мастеру, но есть нечто, вызвавшее ее крик — это роман, который необходимо " взять с собой ". И Маргарита вновь над городом, и вновь она " страшно кричит: «Огонь !, » Гори, гори, прежняя жизнь! Гори, страдание !" Стремление очистить жизнь мира огнем, искоренить, убить страдания, внести в мир покой. И именно этот покой вселяет она в Ивана Бездомного своим беззвучным шепотом, своим прорицанием: "… и все у вас будет так, как надо...". И вновь Маргарита оказывается земной ясновидящей, несущей покой всем, кто это заслужил. И по ее речи можно определить ее отношение к герою. Говоря с Иваном шепотом, Маргарита предсказывает его будущую жизнь, ведь кроме Ивана шепот слышит лишь Мастер.
И прощальный полет над Москвой. Маргарита видит, но не обдумывает, ведь она вновь с нечистой силой. Именно Маргарита видит, как меняется облик всех в великую Ночь преображения, именно ей доверено спросить: " Почему… так изменился ?". Именно ей видится конь, как вселенная, ведь в нем и мрак, и туча, и «пятна звезд». Именно глазами Маргариты видим мы эту ночь, ведь Маргарита теперь не только близка автору, но и стала единым целым с Мастером, ведь у них появились общие мысли, и речь их звучит в унисон. И уже здесь Маргарита вновь просит за него, но это уже не нужно. " Прощайте! — одним криком ответили Воланду Маргарита и Мастер." В этом мире они сливаются воедино, становятся одним неразделимым целым. И Маргарита называет новые ценности их жизни — «беззвучие, тишину». И то, что назвать эти ценности доверено именно Маргарите, говорит о том, что ценности эти велики для автора.
В этой последней части речь Маргариты важна. Крик, надрыв появляются при общении с темной силой, слезы и шепот — при разговоре с Мастером. Но здесь появляется и общий внутренний монолог с Мастером, когда речь звучит в унисон. Обра з Маргариты выходит за рамки подруги Мастера, она становится равновелика ему, ведь своей любовью, своей жертвой дала ему возможность творить, вернула его в вечную жизнь. Поэтому и кажется Мастеру, что " слова Маргариты струятся так же, как струится… ручей." Слова Маргариты созидают новый мир.
Как же создан образ? Что позволяет увидеть в нем речевая характеристика?
Впервые ее слова нам передает Мастер. В этих словах — чувства, такие как напряжение, сосредоточенность. Здесь же воедино соединяются голоса Мастера и Маргариты. Маргарита, во-первых, способна к диалогу, а во-вторых, даже в речи автора отразилось единство чувств Мастера и Маргариты.
Но вот исчез Мастер. Речь Маргариты становится отрывистой, исчезает смех, но появляется ощущение утраты, боль. Появившийся внутренний монолог свидетельствует о глубине и о степени интимности переживаний. Здесь же Маргарита говорит и о добре и зле, о лжи и правде. Эти нравственные величины для нее очень значимы. Речь ее уже напоминает молитву и проклятие одновременно, в этом некое предощущение и своей будущей судьбы, в которую войдут и Бог и Дьявол. Появление внутреннего монолога свидетельствует о глубине чувств Маргариты, поясняет, что значит Мастер для нее.
Но вот первая встеча с темными силами. Изменяется речь: появляются паузы, верх берут чувства. В этом изменении речи, ее темпа, направленности — своеобразный срез жизни. И появившаяся речь Маргариты в пересказе " правдивого повествователя " говорит о том, что авторское отношение к миру сходно с мироощущением Маргариты. Кроме того, в речи появляется сатанинское начало: хохот, ощущение вседозволенности. Предложения становятся короткими, отрывистыми — это отражение волнения и отсутствия гармонии одновременно. Появляется актерское начало. Но даже у этой «ведьмы» сохранились гуманистические ценности, вот поэтому останавливает она разгром в доме критиков, увидя ребенка, и при этом, стремится «смягчить» голос. В этом опять же есть и авторское отношение к реальному и жестокому миру.
Вот встреча с квартирой N 50. Все видим мы глазами Маргариты в этом авторское доверие. Внутренний монолог оформлен как внешняя речь, ведь в этой квартире все ясно. Исчезновение внутреннего монолога, бедность внешней речи — во всем этом ощущается предопределенность.
Сцена Бала. Маргарита лишь констатирует увиденное. В этом — понимание величия мира и желание понять его, а не изменить. Маргарита уже уподобилась свите, поэтому повторяет за Коровьевым и Бегемотом фразы. На балу же увидим мы и слезы очищения. И здесь Маргарита выражает авторское видение мира.
Бал проходит. К Маргарите вновь возвращается актерство, трудно даются воспоминания. Но, вспомнив Мастера, Маргарита меняется. Речь снова становится изорванной, ведь любовь многострадальна. В этом мире, когда уже вернулся Мастер, голоса их звучат только на внешнем уровне, ведь в мире Воланда нет тайн, Сатана знает все.
Оказываясь в подвале на Арбате, Маргарита вновь плачет — это еще раз слезы искупления. Кроме того, она цитирует фразу из романа Мастера, предсказывая судьбу.
Мастер и Маргарита в ночь преображения. Голоса их вновь сливаются, звучат в унисон. В этой сцене Маргарита проходит через все этапы своего жизненного пути, все зто отразилось во внешней речи. Есть крик — и это общность с нечистой силой, есть шепот и слезы — это великая любовь к Мастеру. Именно речь Маргариты сравнивается с тем ручьем, который «струясь», несет вечность и покой.
Речевая характеристика показывает, как изменяется героиня, как изменяется мир, как образ Маргариты связан с другими образами, как автор относится к Маргарите и к миру. Кроме того, речь определяет основные ценности, нравственные идеалы героев романа.
Речевая характеристика оказывается тем зеркалом, которе отражает в себе не только внешнее, но и внутреннее состояние героя и мира.
Речевая характеристика несет многое для понимания романа. Ведь она открывает мир, нарисованный автором. Именно Маргарита в своей речи затрагивает темы веры и безверия, жизни и смерти, конечности и бесконечности человеческого бытия, творчества, предательства.
Именно Маргарите доверено увидеть Бал Сатаны, принять в нем участие и искупить грехи человеческие, став почти Христом для Мастера. Именно она будет крушить приземленный московский быт. Именно она будет подругой, женой, матерью Мастеру, она спасет его своей любовью, вернет его к жизни, она же подарит покой Фриде.
В романе образ Маргариты — центральный, ведь она та, которая спасла Мастера; жертвуя собой, сделала возможной встречу «князя тьмы» и Мастера, а затем и то, что Мастеру был дарован покой.
Именно любовь Маргариты, ее способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.
Таким образом, Маргарита — женщина, ведьма стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор всех этих трех миров.
Образ Маргариты важен для романа. Об этом свидетельствует и выбор имени героини, ведь Маргарита — значит " жемчужина ".
Речевая характеристика помогает понять величие образа Маргариты, вдохновляющей Мастера, открывающей ему дорогу к Иешуа Га-Ноцри. Именно она вносит в роман темы веры и искупления.
Роман оказывается духовным завещанием М.А. Булгакова, поэтому так много означает бережное и доброе отношение отношение автора к своей героине. Ведь по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.
По-моему, именно Маргарита, заслуживает «не покоя», а «света», ведь она принесла в жизнь такие драгоценности как любовь и созидание.
Доверяя своей героине возможность открыть истинные ценности человеческого бытия, автор не просто говорит о своем отношении к конкретной героине, а скорее предъявляет миру свою концепцию вечных ценностей, свое ощущение бытия. ЛИТЕРАТУРА:
1. Булгаков М.А. Белая гвардия; Мастер и Маргарита: Романы / Пре дисл. В.И.Сахарова, — Мн.: Юнацтва, 1988, — 670с.
2. Андреевская М.И. О " Мастере и Маргарите " // Лит. обозрение. — 1991. N 5 — С.59 — 63.
3. Барков А.Н. Кто они — Мастер и Маргарита? // Наука и жизнь. — 1991. — NN 9 — 10.
4. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания // Сост. и посл. И.Белозерского, — М.: Худож.Лит., 1990,- 223с.
5. Гаврюшин Н. Литострои, или Мастер и Маргарита: [ О нравственных идеалах романа М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита " ] // Вопр.лит. — 1991. — N 8. — С.75-88
6. Галинская И.Л. Криптография романа " Мастер и Маргарита " Михаила Булгакова // Галинская И.Л. Загадки известных книг. — М., 1986. _ С.65 — 125.
7. Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита " // Даугава. — 1989. N1. — C. 78-90.
8. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки по теологии романа М. Булгакова " Мастер и Маргарита " // Наука и религия. 1987. — N 8. — С.49-51; N 9. — C.27-29.
9. Золотоносов М. " Сатана в нестерпимом блеске...": О некоторых новых контекстах изучения " Мастера и Маргариты " // Лит. обозрение. — 1991. — N 5. — С.100- 107.
10. Золотусский И. Заметки о двух Романах Булгакова: [ " Мастер и Маргарита " и " Белая гвардия " ] // Лит. учеба. — 1991. — N 2. — С.147-165.
11. Лакшин В. Булгаков // Смена. — 1988. — N 15. — С. 13-15, 31.
12. Лакшин В. Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита" // Лакшин В. Пути журнальные. — М. 1990. С.214-264.
13. Палиевский П. Последняя книга М. Булгакова [" Мастер и Маргарита "]: К 100 летию со дня рождения писателя // Библиотекарь. — 1991. — N 5. — C. 58-62.
14. Соколов Б.В. Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита ". Очерки творческой истории. — М.: Наука, 1991. — 127с.
15. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988. — 672с.
16. Яновская Л. Треугольник Воланда: [ О романе М. Булгакова " Мастер и Маргарита " ] // Неделя. — 1992. — Дек. — N 52. — С.12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древние германцы и их языки
Реферат Виды и составляющие цены. Характеристика их
Реферат Перспективы развития туризма в Костромской области
Реферат Байки кремлевской диггерши, или Потерянный рай
Реферат Интернет-магазин в структуре электронного бизнеса России
Реферат Black Civil Rights Essay Research Paper Black
Реферат Факторы конкурентоспособности ОАО "Укртелеком"
Реферат Статическая модель системы частотной автоподстройки частоты
Реферат Роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы
Реферат Маркетинговое исследование радиостанции "Наше время на милицейской волне"
Реферат Маркетинговое исследование "Восприятие бренда Nokia"
Реферат Личные и профессиональные качества PR- специалиста
Реферат Джеймс Джойс: слова и музыка
Реферат Фернан Магеллан, Васко да Гама
Реферат Конкурентоспособность товаров