Реферат по предмету "Иностранные языки"


Рецензия на поэму А А Ахматовой Реквием

РассохинаНастя, 11 А.
kozyavka@inbox.ru
Рецензияна поэму А. А.Ахматовой«Реквием»

30-егоды для АнныАхматовой былипорой наиболеетяжелых испытаний.Через десятьлет начнетсявторая мироваявойна. Но и вто время в Россиишла война. Войнамежду государствоми народом. Волнарепрессийпоглотила едвали не всех друзейи знакомыхАхматовой, коснулась ее семьи: вначалебыл арестовани сослан сын, а затем и второймуж Н. Н. Пунин.Сама Ахматоважила в постоянноможидании ареста.Семнадцатьмесяцев онапровела в длинныхтюремных очередях, надеясь попастьк сыну.
АннаАхматова понимала, что и ее собственнаяжизнь виситна волоске. Иона, как и миллионылюдей в то время, с тревогойприслушиваласьк каждому стукув дверь. В тегоды писатьбыло немыслимо.Поэтому онане записываласвоих стихов, чтобы не создаватьпротив себяулик, и уж темболее не печаталась.Но, несмотряни на что, именнов те годы у АнныАхматовой былнаибольшийтворческийподъем.
Вэто время Ахматовуначинают привлекатьбиблейскаяобразностьи ассоциациис евангельскимисюжетами. Напротяженииэтих лет онаработает надстихами, составившимипоэму «Реквием», где образыМатери и казнимогоСына соотнесеныс евангельскойсимволикой.
Библейскиеобразы и мотивыв поэме даютвозможностьрасширить временные ипространственныерамки, чтобыпоказать, чтосилы зла, взявшиев стране верх, вполне соотносимыс крупнейшимиобщечеловеческимитрагедиями.Всесильныймрак каторжныхлагерей олицетворяеткошмарный мирсталинскихрепрессий.
Масштабытрагедии заданыуже первымистроками посвященияв поэме: «Передэтим горемгнуться горы, Не течет великаярека…». Первыестроки — этознаки апокалипсическогомира, библейскиймасштаб заставляетмерить событиясамой крупноймерой. В поэмеречь идет нетолько о несчастьеодной героини, но и об исковерканнойсудьбе всегонарода, о миллионах безвинныхжертв.
Начало- жестко, тревожно.Пространствозвучания раздвигаетсяблагодарякоординатам, которые даетавтор: горы иустремленностьвверх — и каторжныеноры, как обозначениениза (ада). Взвучание мыслышим противопоставлениедвух миров: благополучияи трагедии(«светлый день»и «каменныеноры»). Все чувствагероини обостренныи слух ее улавливаетзвуки, которыене слышны другомумиру.
Возникаетобраз всеобщейбеды: «Подымалиськак к обеднеранней, По столицеодичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце нижеи Нева туманней, А надежда всепоет в дали».Трагедия, окоторой идетречь в поэме, вызывает впамяти самоестрашное изпреступлений, которые знаетчеловечество- распятие Христа.И здесь Ахматовасумела разглядетьгоре матери, о котором дажесказать страшно:
Магдалинабилась и рыдала,
Ученик любимыйкаменел,
А туда, гдемолча Матьстояла,
Так никтовзглянуть ине посмел.
СамаМать не плачет, точнее, не плачетее лицо, потомучто оно плакатьустало. Лицовыражает страдание, а плачет душа.Потому что душаникогда несможет забытьэтого горя. Онабудет рыдатьвечно. Вся глубинастраданиявыразиласьна лице Матери, поэтому никтои не посмел нанее взглянуть.Плач по казненномусыну — это нетолько плачЖенщины надсыном, это плачМарии над Иисусом, это плач всехматерей надсвоими сыновьями.
Характернойособенностьюпроизведенияявляется егозвучание. Ахматоваписала, что в«Реквиеме»единственнымаккомпанементомможет бытьтолько тишинаи резкие отдельныеудары похоронногозвона. Эта тишиназвучит: песняразлуки, плачдетей, женскийвой, кадильныйзвон, хор ангелови т.д.
Вовторой части«Вступления»слышится колыбельная:
Тихо льетсятихий Дон,
Желтый месяцвходит в дом.
Входит в шапкенабекрень.
Видит желтыймесяц тень.
Эта женщинабольна,
Эта женщинаодна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесьобо мне.
Нотолько вместоласковых слов«спи, моярадость, усни», мы слышим совсемдругие, пронизанныеболью слова.Потому что этаколыбельнаяне на сон, а насмерть.
УАнны Ахматовойникого не осталось.Она одна, ейнезачем жить, и она зоветсмерть:
Ты все равнопридешь — зачемже не теперь?
Я жду тебя- мне очень трудно.
Я потушиласвет и отвориладверь
Тебе, такойпростой и чудной.
Исмерть ей нестрашна, а дажеприятна. А можетэто уже безумие?
Уже безумиекрылом
Души накрылополовину,
И поит огненнымвином,
И манит вчерную долину.
Смертьи безумие — близкиедруг другусостояния. Нобезумие страшнеесмерти, потомучто безумныйчеловек способенна все, даже насамоубийство.А Анна Ахматова—сильный человек, она не можетпозволить себесойти с ума, она должнапродолжатьжить и творить.
Чтобызабыть ночнойкошмар — человекпросыпается.А чтобы забытькошмар реальный? Наверное, нужнозаснуть. И, наверное, поэтому поэмазаканчиваетсяв стиле колыбельной:
И пусть снеподвижныхи бронзовыхвек,
Как слезы, струится подтаявшийснег,
И голубьтюремный гулитвдали,
И тихо идутпо Неве корабли.
Когдачеловеку становитсяплохо и одиноко- он замыкаетсяв себе. И постепенноначинает всевосприниматьпо-другому, унего появляютсядругие ценности.Смерть ему ужене страшна. Аэто значит, чточеловек духовновзрослеет, видит в жизнии смерти совершеннодругой смысл.
Какправило, заключительнаячасть реквиема- это мольба одарованиивечного покоя.Это радостныйи светлый мотив, идущий отпреисполненногонадеждой сердца.Надеждой наблаженство, на вечную жизньв раю. Анна Ахматоваже наоборот, не хочет этого.Она проситпоставить ейпамятник, чтобыне забыватьужасы этойжизни. Чтобыона и люди помнилиоб этом и послеее смерти.
Затем, чтои в смерти блаженнойбоюсь
Забыть громыханиечерных марусь,
Забыть, какпостылая хлюпаладверь
И выла старухакак раненыйзверь.
Онабоится забытьэто, потому чтов данный моментэто — смысл еежизни. Чтобыне прожитьжизнь зря, чтобыоставить память о себе и о своемвремени в сердцахлюдей, она обращаетсяк мотиву памятника.Она проситпоставить себепамятник уТюремной Стены,«где стоялая триста часови где для меняне открылизасов». Значит, это памятникне Ахматовой, не ее музе, апамятник всемжертвам репрессий, замученныхв 30-е и иные страшныегоды.
Вэпилоге, образы, встречающиесяв поэме раньше, приобретаютзвуковуюхарактеристику.Звуки усиливаютсяаллитерацией(звук «р»: страх, страницы, страдание)и анафорой («иту», «о них»).Звучание стиханапоминаетзвучание колокола, постепеннонарастающееи превращающеесяв набат. Достигаякульминации, звук обрывается.В наступившейтишине возникаетмотив временнойотдаленности: страданиесменяетсяскорбью.
«Реквием»Анны Ахматовой- подлинно народноепроизведение, не только в томсмысле, что онотразил и выразилвеликую народнуютрагедию, нои по своейпоэтическойформе, близкийк народнойречи. «Сотканный»из простых,«подслушанных», как пишет Ахматова, слов, он с большойпоэтическойи гражданскойсилой выразилсвое время истрадающуюдушу народа.
Несмотря на то, что «Реквием», и другие произведенияАхматовой 30-хгодов не былиизвестны читателю, они имеют большоезначения вистории советскойпоэзии тоговремени. Исвидетельствуюто том, что в тетяжелые годылитература, задавленнаябедой и обреченнаяна молчание, продолжаласуществовать­­наперекоррежиму.
И неважно, что вРоссии поэмабыла напечатанатолько в 1987 году.Главное, чтоэто произведениевсе-таки увиделосвет и завоевалосердца многихчитателей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы национальной идентичности
Реферат Правовое и социальное положение инвалидов на рынке труда
Реферат Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства
Реферат Принципы социологии и специфика социологии культуры
Реферат Правовое государство: состояние и развитие прав человека
Реферат Уголовная ответственность за квартирные кражи (вопросы квалификации)
Реферат Проблема социализации сельской молодежи
Реферат Компьютерные технологии обработки данных в товароведно-экспертной области деятельности
Реферат Попеременный двухшажный ход
Реферат Напряжённость хронополя, или как обнаружить гравитационную волну
Реферат Проблема наркомании в повести МА Булгакова Морфий
Реферат Программа социологического исследования на тему Субкультура молодежи
Реферат Процесс глобализации культуры характер противоречия последствия
Реферат Профилактика употребления наркотических и психотропных веществ
Реферат Пресс-конференция как коммуникация