Размышляя надстраницамирассказа АндреяПлатонова«Маркун».
Из писателей20-х – 30-х годовнашего столетиямы не знаем идесятой части.Их произведенияканули в небытие, а сами они былизабыты. Большинствоиз них погубилтолько зарождавшийсяв то время госзаказна литературныепроизведения.Ведь писатель – это, как поэт,«не должность, а состояниедуши». Однаконастоящиепроизведенияискусства незабудутсяникогда. Так, например, каждыйрассказ АндреяПлатоноваотличает новаторствостиля, новыеформы и глубокоефилософскоесодержание.
Рассказ«Маркун» былназван по имениглавного героя– молодогоизобретателя,– который обрелцель жизни, понял ее смысл.Он решил посвятитьвсю ее без остаткаслужбе человечеству.Машина, которуюон проектирует, должна дать«человеку вего немощныеруки новыймолот безумноймощи». В итогеон создаеттакую машину, мощность которой«возрастаетбесконечно; и предел ее –прочностьметалла, изкоторого сооруженымоторы». Онработал надней многиемесяцы, а можети годы и теперьона стала воплощениемв реальностиего знаний, доказательствомих истинности.Ведь его считали«дураком, нетем дураком, какого любяти жалеют, а тем, которого ненавидят», и считали потому, что его восприятиемира кореннымобразом отличалосьот восприятияокружающихего людей. Оннаписал линиями, с помощью циркуляи линейки, песнюводяного пара.«От этого чертежау него волнойподнималасьмузыка в крови».Но даже егодруг «не поняли отвернулся».Маркун оченьтяжело переживаетэто духовноеодиночество.«Мне оттоготак нехорошо, что я многопонимаю», –говорит он вфинале рассказа.
Всю свою жизньон вспоминаеткак «бессильнуюи ничтожную, запутаннуюв мелочах». Он«оттого несделал ничегораньше», «чтозагораживалсобою мир, любилсебя». Но теперьвсе изменилосьв жизни Маркуна.Он говорит: «Яузнал, что я –ничто, и весьсвет открылсямне, я увиделвесь мир, никтоне загораживаетмне его, потомучто я уничтожил, растворил себяв нем и тем победил.Только сейчася начал жить.Только теперья стал миром.Я первый, ктоосмелился».
Здесь Платоновподнимаетпроблемупредназначениячеловека, котораяинтересовалавсех наиболеезначительныхписателей ХХвека. Но новаторствоПлатоновазаключаетсяв том, что такуюсложную философскуюпроблему онраскрываетна несколькихстраницахкороткогорассказа. Такая«концентрация»различных идейзаставляетписателя работатьнад каждымсловом, вкладываяв него новоезначение. Этоделает рассказыПлатоноваподлиннымишедеврамирусской словесности.