Средняя школа№71
Автор: ФоминаЕлизаветаОлеговна, 10”В” класс
/>
(тезисы)
Научный руководитель
ГаптарИ.И.,
учитель русскогоязыка
илитературыСШ № 71
У каждогоиз потомковА.С.Пушкинасвоеобразная, неповторимаясудьба. И вместес тем все разнообразиеэтих судебизначальновоспринимаетсякак отсветбольшой судьбыпоэта. Все потомкипоэта в самыхразных жизненныхобстоятельствахстремилиськ истокам своегорода: посвятитьотчизне “ душипрекрасныепорывы ”, хранитьверность родине.
НатальяАлександровнаПушкина – первыйребенок в семьеАлександраАлександровичаПушкина, старшегосына поэта, который с 1867г.находился наслужбе в Виленском военном округе.Выйдя замужза Павла АркадьевичаВоронцова — Вельяминова, переезжаетв деревню Дубовка, находящуюсяв 10 – 12 км. от Бобруйска.Эта умная, волеваяи вместе с темчуткая и отзывчивая женщина, всестороннеодаренныйчеловек, способствовалапостройке школыв деревне Телуша, созданию Бобруйской городскойбиблиотеки, которая носитимя великогопоэта.
На переломедвух эпох вступалив жизнь дети Натальи Александровны– правнучкипоэта. Это былигоды революции, трудностистроительствасоветскойреспубликии его тяжелыепревратности.Их судьбы, судьбыих детей –праправнуковпоэта – свидетельствагордого смиренья, мужества, незабвеньяфамильной честии верностиродному краю.
Старшая дочь Натальи Александровны– Мария ПавловнаВоронцова — Вельяминова(1883 – 1932гг.) – терпеливои стойко переносилатрудностипервой мировойвойны. О другихдумала больше, чем о себе; вотношении слюдьми – внимательная, отзывчивая.Воспитывалау детей любовьк предкам, читалаим произведенияПушкина, рассказывалао его жизни, часто приезжалана могилу НатальиАлександровны.В сложное, противоречивоевремя двадцатыхгодов поездки Клименко намогилу владелицыимения вызывалинедовольствоместных властей, однако страхи униженияотступали передблагородством, чувствомответственностиза сохранностьи жизнь в будущихпоколенияхсвоих предков.
Софья ПавловнаВоронцова –Вельяминова, в замужествеКологривова, прожила большуюи нелегкуюжизнь, но всегдаоставаласьверна своимпринципам, былачеловекомтвердых нравственныхустоев. В началепервой мировойвойны С.П.Воронцова– Вельяминоваработала влазарете красногокреста в Бобруйске, потом в различныхдетских дошкольныхучрежденияхпод Москвойи в Москве. Приразных жизненныхобстоятельствахвстречаласьс другими детьмипоэта, с многочисленнымивнуками и правнуками.
Михаил ПетровичВоронцов –Вельяминов(1885 – 1951гг.) – выпускник1906 бывшегоЦарскосельскоголицея, возглавлялуездную земскуюуправу в Бобруйске, депутат 4-ойГосударственнойдумы. ПослеОктябрьскойреволюцииэмигрировалза границу, носумел сохранитьв своем сердцелюбовь к Родине.В последниегоды жизни былактивным членомобщества дружбы“Франция — СССР”.В 1937г. посетилв Париже выставку, посвященную100-летию со днясмерти А.С.Пушкина.Рассказы обэтой выставке, о жизненном, творческомпути знаменитогопредка потомвдохновилисына МихаилаПетровича, Георгия Михайловича, на поиски пушкинскихматериалов, находящихсяза рубежом.
ФеодосийПавлович Воронцов– Вельяминов(1888 – 1914гг.) во времяпервой мировойвойны пошелдобровольцемна фронт. Родныерасценивалиего поступоки как подвиг, и как самоубийство.Из-за сильнойблизорукостион был освобожденот воинскойслужбы, однакорешил, что емунеобходиморазделить ссолдатами всетяготы войны.Отказался они от льгот, предоставляемыхдобровольцам.Погиб в ВосточнойПруссии.
Все, кто зналВеру ПавловнуВоронцову –Вельяминову(1890-1920гг.), считали, что не можетбыть девушкижизнерадостней, чем она. Онапривлекаланеиссякаемым оптимизмом, решительнымхарактером, неуемной энергией.Главной цельюсвоей жизни, как и ее прапрадед, считала заступничествоза слабых ибеззащитных.
Постепенноволею обстоятельствпустело родовоегнездо у внучкипоэта на Бобруйщине.В атмосферемассовых репрессийодни из этогобольшого семействабыли сосланы, другие самипокидали родныекрая в поискахтихого, неприметногоместа, понимаяпревратностьвремени, непрекословяей, однако чтяверность отчизне.
Историк, профессор С.Б.Веселовскийотмечал, чтоПушкины предшествовавшихпоэту поколений“ старалисьбыть достойнымипредставителямисвоего рода, жили по меревозможностив ногу с событиями, делали каждыйсвое дело насвоем местеи в общем содействовалиспасению государстваи родины ”. Вполной меремы можем отнестиэти слова и кпотомкам поэта.” Твердые понятияо чести рода” передаютсяновыми пушкинскимипоколениями.
Средняя школа№71
Автор: ФоминаЕлизаветаОлеговна, 10”В” класс
Научный руководитель
ГаптарИ.И.,
учитель русскогоязыка
илитературыСШ № 71