ПетербургДостоевскогов романе «Преступлениеи наказание»
Общественнаяатмосфера конца60-ых годов и еёотражение видеологическомромане «Преступлениеи наказание».С такими мыслямиприступил Ф.М.Достоевскийк одному изключевых произведенийсвоего творчества– к роману«Преступлениеи наказание».Это одна изсамых сложных, историческиважных, интересныхкниг в историилитературы.Писатель начиналработу над нейв условияхтрудного времени.Россия вступаетв сумеречнуюпереходнуюэпоху, эпохуреформ, прозванную«железнымвеком». Петербургстановитсяеё олицетворением.
Естьдва Петербурга.Один – город, ослепляющийсвоей красотой, творение гениальныхархитекторов.Петербургпетровскихвремен, дворцовыхпереворотов, пышных балови роскошныхприемов, ПетербургДворцовойплощади и Дворцовойнабережной.Но есть и другойПетербург –город грязныхдорого, пыльныхулиц, бедныхлюдей, живущихв тесных клетушках.
С самыхпервых страницромана переднами предстаетПетербург, ноавтор описываетне его божественноевеличие, неослепительнуюкрасоту, нежизнь высшегосвета. Достоевскийрешает показатьчитателю другуюсторону севернойстолицы, помещаяглавных героевне в центрегорода, гдебьет ключомжизнь аристократов, а на окраинеПетербурга.На улицах городапроисходятужасные вещи.Здесь кончаютжизнь самоубийством, просят милостыню, совершаютубийства, видятстрашные сны.Но никто неприходит напомощь. Все какбудто ослеплии оглохли. Никтоне видит страданий, переполняющихсердца, не слышиткриков душио помощи, никтоне проявит хотькапли сострадания.Все погруженыв себя, в своисобственныепроблемы.
Здесьже мы видимглавного герояромана, студентаПетербургскогоуниверситета, Родиона Раскольникова.На протяжениицелого месяцаего преследовало«болезненноеи трусливоеощущение, которогостыдился и откоторого морщился».Одинокий юноша, брошенный вкруговоротобщественныхстрастей, лишенныйпрочной духовнойпочвы втянутыйв идейную борьбу, вступает вболезненныеотношения смиром. Живетон в «крошечнойклетушке, шаговшесть длиной, имевшей самыйжалкий вид ссвоими желтенькими, пыльными ивсюду отстающимиот стен обоями».Сцена знакомстваРаскольниковас Мармеладовымв трактирезадает тонвсему повествованию.«Понимаетели вы, милостивыйгосударь, чтозначит, когданекуда большеидти…», «А колине к кому, колиидти большенекуда! Ведьнадобно жечтобы всякомучеловеку хотькуда-нибудьможно былопойти…» – такпроисходитзнакомствоРаскольниковаи Мармеладова, обедневшегочиновника «сотекшими отпостоянногопьянства веками».Исповедальныймонолог Мармеладова, который тутже выслушиваетглавный герой, окрашиваетвсю ситуациюв драматическиетона. Под пьяныйхохот и ядовитыенасмешки посетителейраспивочнойрассказываетчиновник историюсвоей жизни.В романе возникаетобраз Петербургамертвенного, холодного, равнодушногок судьбам людей.Семья Мармеладовамногодетная: больная жена– КатеринаИвановна ичетверо полураздетыхдетей. КатеринуИвановну, которуюпогубило противоречиемежду прошлойобеспеченнойи богатой жизньюи жалкой, нищенскойнастоящей, преследуютглубокий, страшный, чахоточныйкашель, бессонные ночи в ожиданиимужа, плач голодныхдетей. СоняМармеладова, старшая издетей, вынужденаторговатьсобой. Не пойдиСоня на улицу, умерли бы сголоду её домочадцы.Даже самоубийствокак достойныйвыход исключено.Соня становитсягрешницей, жертвует собой, отказываетсяот себя, но верав Бога, какединственнаянадежда наспасение, непокидает её.Она живет в«большой комнате, но чрезвычайнонизкой», котораяпоходила на«сарай, имелавид весьманеправильногочетырехугольника, и это придавалоей что-то уродливое»,«желтоватые, обшмыганныеи истисканныеобои», «бедностьбыла видимая; даже у кроватине было занавесок».+ Все герои, поставленныев невыносимыедля жизни условия, находятся внепрерывномнервном напряжении.Они озлобленына себя, на своихблизких, наокружающиймир. Герои немогут миритьсяс такой жизнью, злоба на которуюдоводит доостервенения.Так они создаютсвои теории, идеи, воплощениекоторых в жизньприводит кнепоправимымпоследствиям.Все герои отчастистановятсяпреступниками.
Такчто же такоеПетербург дляДостоевского?«…Петербург, не знаю почему, для меня всегдаказался какою-тотайною. Ещё сдетства, почтизатерянный, заброшенныйв Петербурге, я как-то всебоялся его».Можно прийтик выводу, чтоПетербург дляДостоевскогогород одиноких, несчастныхлюдей, городтесных пыльных, вонючих улиц, город убийстви кошмаров.
…Авторрешает освободитьглавных героев.Отправляя ихв Сибирь, накаторгу, ондарит им свободу, позволяетобрести искреннеераскаяние, душевное спокойствие, помогает найтилюбящего, необходимогочеловека.