Тема художникав романе М. Булгакова«Мастер и Маргарита»
«Из всехписателей 20-х— 30-х гг. XXвека, наверное, Михаил Булгаковв наибольшеймере сохраняетсяв российскомобщественномсознании. Сохраняетсяне столькосвоей биографией, из которойвспоминаютобычно егописьма Сталинуи единственныйтелефонныйразговор стираном, сколькосвоими гениальнымипроизведениями, главное изкоторых —»Мастер и Маргарита".Каждому следующемупоколениючитателей романоткрываетсяновыми гранями.Вспомним хотябы «осетринувторой свежести», и придет на умпечальнаямысль, что вечнов России всевторой свежести, все, кромелитературы.Булгаков этокак раз блестящедоказал", —вот так в несколькихсловах БорисСоколов, известныйисследовательтворчестваБулгакова, сумел показать, какой вкладвнес писательв русскую имировую литературу.
Слово «мастер»не случайновынесено Булгаковымв заглавие егознаменитогоромана «Мастери Маргарита».Он действительноявляется однойиз центральныхфигур булгаковскогопроизведения.Мастер— историк, сделавшийсяписателем.Мастер — человекталантливый, но крайненепрактичный, наивный, робкийв житейскихделах. Он написалгениальныйроман о ПонтииПилате и наивноверил, что романэтот будеткому-то нужен, что его будутпечатать ичитать простопотому, что этохороший роман.При этом в своёдело, в свойроман он вкладываетвсю душу, и когдаоказывается, что труд егоникому не нужен, за исключениемодной лишьМаргариты, чтоон вызываетлишь озлоблениеи нападки критиков, для Мастеражизнь теряетвсякий смысл.
Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраств момент действияромана («человекпримерно тридцативосьми лет»)— это в точностивозраст Булгаковав мае 1929 года.Газетная кампанияпротив Мастераи его романао Понтии Пилатенапоминаетгазетную кампаниюпротив Булгаковаи его повести«Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных»,«Бег», «Зойкинаквартира»,«Багровыйостров» и роман«Белая гвардия».
СудьбаМастера складываетсяпод воздействиемразнонаправленныхмогущественныхсил, каждая изкоторых пытаетсяувлечь его засобой. Божественнойволей ему дарованписательскийталант, которыйделает безвестногосотрудникамузея Мастером.Работая надсвоим произведениемо «жестокомпятом прокуратореИудеи всадникеПонтийскомПилате», Мастертем самым выполняетзавет Бога. Ноживет он в мире, где злые, пошлые, скудоумныеничтожествапришли к власти, где, по великолепномуопределениюБулгакова,«чего ни хватишься, ничего нет».В этом миребожественныйдар Мастераоказываетсяпод запретомкак нечто оченьопасное. Мастер— человек, несозданный длятой жестокойборьбы, на которуюего обрекаетобщество. Онне понимает, что, став писателем, он тем самымпревращаетсяв конкуренталатунских-берлиозов, бездарей идемагогов, захвативших“литературнуюниву” и считающихеё своей законнойкормушкой, своей вотчиной.Они бездарныи потому ненавидятвсякого талантливогоконкурента.Они приспособленцыи подлецы, ипотому у нихстрашную злобувызывает человеквнутреннесвободный, человек, которыйговорит толькото, что думает.И они стараютсяего уничтожить.Это вполнеестественнои не может бытьиначе, но Мастерэтого не понимает.Он к этому неготов. Ненавистьи злоба этихлюдей его угнетает.К этому прибавляетсяощущениебезысходности, ненужностиего дела, егоромана. И Мастеротчаялся, сломался.
Однако Мастербыл единственнымв Москве человеком, который выбралверный творческийпуть. Он решилслужить великому, божественномуискусству, онне стал писатьна заказ, о том, «что можно».Но его неприспособленностьи слабость немогли не сказатьсяна его идеалах.Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходностьи свою ненужность, по собственнойволе приходитв клинику длядушевнобольных.
“У меня большенет никакихмечтаний ивдохновениятоже нет, — говоритон Воланду, —ничто менявокруг не интересует, кроме неё, менясломали, мнескучно, и я хочув подвал”. “Аваш роман, Пилат?”— “Он мне ненавистен, этот роман, яслишком многоиспытал из-занего”.
Но возникаетвопрос: мог лиглавный геройпоступитьпо-другому? Безусловно, мог. Мастер могпродолжитьсвою борьбуили же, если онсам отверг свойроман, мог найтидругую цельв жизни. Егопоступок лишьусилил душевныестрадания иего самого, иМаргариты. Онвозненавидели роман, и себясамого.
Булгаков несоглашаетсяс выбором Мастераи считает, чтоего герой незаслужил света.Но все-такипосле встречис Воландомавтор дает шанссвоему героюзавершить делосвоей жизнисловами: «Свободен! Свободен! Онждет тебя!»
На примересудьбы МастераБулгаков всвоем романепомещает важнейшиедля него мысли, суждения иразмышленияо месте художника, творческойличности вобществе, вмире, о еговзаимоотношенияхс властью исвоей совестью.Булгаков приходитк выводу о том, что художникне должен лгатьни себе, ни другимлюдям. Художник, который лжет, не в ладу сосвоей совестью, теряет всякоеправо на творчество.
В связи с этимфигура Мастерав романе неоднозначна: он остаетсявнутренне веренсебе, но в тоже время у негонет сил творитьна земле, лживосоглашаясьили настойчивосопротивляясьсуществующейобщественнойморали, еготворчестволишено компромиссов, поэтому он «незаслужил света, но заслужилпокой». И именноВоланд и егосвита восстанавливаютсправедливостьпо отношениюк Мастеру, делаяего рукописи«негорящими», что означает, по мысли самогоБулгакова, чтотолько истинноетворчествобессмертно!
Для писем:
katerina-post@yandex.ru