Сочинение.
«Нравственныйидеал в романеЛ.Н. Толстого»Война и мир".
И чем болеея размышляю, тем более двевещи наполняютдушу мою всеновым удивлениеми нарастающимблагоговением: звездное небонадо мной инравственныйзакон во мне.
И. Кант
План.
Мое понимание нравственного идеала.
Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Центральная идея романа.
Духовные искания Пьера Безухова.
Духовные искания князя Андрея.
Любовь – неотъемлемая часть характера Наташи Ростовой.
Мысль народная в романе.
Каждый изнас, наверное, не раз задумывалсяо том, что заставляетнас поступатьтак или иначе.Как мы различаемдобро и зло? И, скорее всего, никто не пришелк окончательномуответу. Большинствоиз нас воспринимаеткак данное, чтоубийство – этоплохо, а помощьближнему –хорошо. Добро, по-моему, нельзяопределить.Это субъективноепонятие и каждыйвоспринимаетего по-своему.Но я надеюсь, есть что-тоидеальное, заключающеев себе представлениякаждого человека– так называемыйнравственныйидеал, достичькоторый невозможно.То есть каждоепонятие о добре, о нравственномсовершенстве– его часть, и, следовательно, любой человек, поступающийсоответственносвоему собственному, субъективномупонятию о добре, будет приближатьсяк нравственномуидеалу.
Вопросы одобре и зле –вечные вопросы философии –не могли ненайти отраженияв романе-эпопееЛ.Н. Толстого«Война и мир», раскрывающемнашему взоруцелую эпоху, целое поколениелюдей началадевятнадцатоговека. ОднакоЛ.Н.Толстой, как и любойдругой человек, имел своипредставленияо нравственномидеале. И нампридется считатьего представленияправильными, так как весьмир романадействует поего законам.Л.Н.Толстой, как противниклюбых схем, представилнравственныйидеал в наиболеепростом и понятномвиде. Человекдолжен найтиБога внутрисебя, найти ту«другую, лучшую»любовь к ближнему, должен научитьсялюбить жизнь:
«Жизнь естьвсе. Жизнь естьБог. Все перемещаетсяи движется, иэто движениеесть Бог. И покаесть жизнь, есть наслаждениесамосознаниябожества. Любитьжизнь, любитьБога. Труднееи блаженнеевсего любитьэту жизнь всвоих страданиях, в безвинностистраданий».
К таким выводамприходит ПьерБезухов – одиниз любимыхгероев Л.Н. Толстого,– точнее неприходит, а«кто-то говоритему эти мысли».Откровениеприходит Пьеруво время плена. Потеряв физическуюсвободу, Пьеробретает иную, духовную:
«Поймалименя, заперлименя. В пленудержат меня.Кого меня? Меня? Меня – моюбессмертнуюдушу!»
«Он долгов своей жизниискал с разныхсторон этогоуспокоения, согласия ссамим собою… он искал этогов филантропии, в масонстве, в рассеяниисветской жизни, в вине, в геройскомподвиге самопожертвования, в романтическойлюбви к Наташе; он искал этогопутем мысли, и все эти исканияобманули его».Но писательне считает этиискания бесполезными, наоборот, каждаявеха в жизниПьера привноситсвою лепту втот стройный, гармоничныйвнутренниймир, каким тотстал послеплена. Пьер какбы поднимаетсяпо ступеням, и, приподнявшисьна одну ступень, он переосмысливаетсвои предыдущиепоступки, тоесть он способенк постоянномусамоулучшениюи самоочищению.В плену Пьериспытываетсильнейшиефизическиеи духовныепотрясения: сцена казнипленных, голод, постоянныйстрах смерти.Они толькоподтолкнулиПьера к кардинальномуизменениюмироощущения.Но самым важнымсобытием вплену и во всейжизни Пьераоказаласьвстреча с ПлатономКаратаевым– таким же пленным, солдатом Апшеронскогополка. ПлатонКаратаев –«олицетворениевсего русского, доброго и круглого».«Он любил илюбовно жилсо всем, с чемего сводилажизнь, и в особенностис человеком– не с известнымкаким-нибудьчеловеком, ас теми людьми, которые былиперед его глазами».Любовь к людям, к жизни, восприятиеее такой, какаяона есть, – вотчто перенялПьер у ПлатонаКаратаева.
Другой любимыйгерой Л.Н. Толстого– Андрей Болконский– так же как иПьер приходитк подобномумироощущениюпосле долгихпоисков. Основаего характера– гордость –одновременнои достоинство, и слабость. Всяжизнь его –постоянныйпоиск. Он пытаетсянайти свойТулон, чтобыобрести славу.Но желаниеславы для князяАндрея – желаниелюбви людской.Князь Андрейтак же, как иПьер, поднимаетсяпо ступеням.Основные вехиего жизни: светскаяжизнь, участиев кампании1805-1807 года, Аустерлицкоесражение, помолвкас Наташей, Отечественнаявойна – все ониимели своевлияние накнязя Андрея.Но прежде чемприйти к «правильному»мироощущениюему приходитсяпережить ужассмерти, увидетьстраданиядругих людей.Он получаетранение в Бородинскомсражении ипопадает наперевязочныйпункт, что становитсяпереломныммоментом в егосудьбе. Он встречаетАнатоля Курагина– своего врага,– которомутолько чтоотняли ногу, и не испытываетк нему чувстваненависти.Впоследствиион осознает, что, умирая, он«увидал врагасвоего и все-такиполюбил его».Он «испыталто чувстволюбви, котораяесть самаясущность душии для которойне нужно предмета».
«Любитьближних, любитьврагов своих.Все любить –любить богаво всех егопроявлениях»,– вот тот истиннохристианскийтезис, к которомуавтор приводитвсех своихлюбимых героев.Наташа Ростова– самый яркийженский образромана – всюжизнь следуетэтому утверждению.Любовь к людям, к окружающемумиру – ее неотъемлемаячасть. ПоэтомуЛ.Н.Толстой, скорее, не ееприводит этомутезису, а с еепомощью ведетк нему остальных.
В соответствиис основамисвоего мировоззрения, Л.Н.Толстой сближает любимыхгероев с народом.Высшая похвалаАндрею Болконскому– прозвище «нашкнязь», данноеему солдатамиполка. Наташа«умела понятьвсе то, что было… во всякомрусском человеке».А Пьер, попавв плен, отказалсяпереходитьв офицерскийбалаган и осталсяв солдатском, где все те качества, так мешавшиеему в свете:«сила, пренебрежениек неудобствам, рассеянностьи простота»– «давали емуположение почтигероя». В эпилогеПьер говорит:«Мы только длятого беремсярука с рукой, с одной цельюобщего благаи общей безопасности».Здесь мысльнародная выходитна высшую ступень– общечеловеческую.Пьер чувствуетсебя ответственнымза устройствомира, за благополучиекаждого человека.Он считает, чтозащитники добрадолжны объединиться, чтобы противостоятьсилам зла.