НиколайВасильевич Гоголь
(1809-1852)
Н. В. Гоголь, великий русскийписатель, создалсобственныйхудожественныймир, в которомживёт уже несколькопоколенийрусских читателей.Ни у одного изрусских классиковне оказалосьстолько нарицательныхперсонажей, как у Гоголя.ГоголевскийГородничий, Хлестаков иЧичиков, ТарасБульба и АкакийАкакиевич- всеэти персонажи, творческимвоображениемгениальногопрозаика, воспринимаютсянами как историческиеили действительносуществовавшиеличности.
Невозможнопереоценитьто влияние, которое Гогольоказал на русскую, да и на мировуюлитературу. Достоевский, говоря о себеи своих литературныхсовременниках, сказал, что всеони «вышли из
«Шинели»Гоголя, повести, опубликованнойв 1842 году.
Неоднократнок гоголевскомутворчествуобращалсяотечественныйи зарубежныйтеатр и кинематограф, а американскиепочитателиталанта писателяв 1985 году создалив США Гоголевскоеобщество.
УроженецПолтавскойгубернии, выходециз мелкопоместногодворянства, Гоголь оказалсяединственнымиз отечественныхклассиков, ктосмог органичносоединить всвоём творчестведве братскиеславянскиекультуры- русскуюи украинскую.Ибо дебютировалГоголь какпевец Малороссиис её народно- поэтическимитрадициями.И в то же время«Вечера нахуторе близДиканьки», бывшие, по оценкеПушкина, «живымописаниемплемени поющегои пляшущего», являли собойсвежий, задорныйвзгляд писателя, принадлежавшегок общероссийскойкультуре иявлявшегосягражданиномвеликой империи.Это подчёркиваетсяи в словах Пушкина:«Как изумилисьмы русскойкниге, котораязаставляланас смеяться, мы, не смеявшиесясо времен Фонвизина!»
Юный Гоголь-Яновский, получивдомашнее образованиеи поучившисьв Полтавскомуездном училище, с 1821 года продолжилучёбу в Нежинскойгимназии высшихнаук. Семилетнееобучение взаведении многодало впечатлительномуюноше. Там емуи была привиталюбовь к театру(он часто игралв любительскихспектаклях), там он пробовалсвои силы впоэзии. В 1828 годуГоголь переезжаетв Петербург, и исполненныйрадостныхнадежд, мечтая«сделать жизньсвою нужноюдля благагосударства».
В севернойстолице будущийписатель столкнулсясо многимитрудностями: социальнымии финансовыми.Оказавшисьв роли чиновника(то писца, топомощникастолоначальника), Гоголь на себеиспытал все«прелести»иерархически- казарменногои бюрократическогомира николаевскойРоссии. Этотжизненныйматериал оказалсяв будущем незаменимымподспорьемпри работе над«петербургскими»повестямиГоголя.
Однако первыйпечатный опытГоголя оказалсястоль неудачным, что почти весьтираж со своейюношескойпоэмой «ГансКюхельгартен»он сжёг. Но всеголишь через двагода, с выходомв свет «…Вечеров», гадкий утёнокпревращаетсяв прекрасноголебедя русскойлитературы.В том же 1831 годупровинциалзнакомитсяс самим Пушкиными выходит в еголитературноеокружение. Кэтому же времениотносятся несовсем удачныепопытки преподаванияистории сначалав Патриотическомженском институте, а затем и накафедре всеобщейистории Санкт-Петербургскогоуниверситета.Служить двуммузам — историии литературе-Гоголь не смог.Поэтому в конце1835 года он, работаянад комедией«Ревизор», предпочёлоставить должностьадъюнкт-
Профессора.Критик Белинскийобъявил егов этом, 1835 году,«главой литературы», занявшим местоПушкина. Действительно, в этом годуувидели светсборники повестей«Миргород»и «Арабески».
Реалистическаяфантастикаприсуща егоглавным произведениям– «Ревизор»и «Мёртвыедуши». Комедия«Ревизор»оказаласьлупой, черезкоторую авторсумел разглядетьтьму недостатковниколаевскойэпохи. Недаром императорНиколай 1, на премьере изволивший«хохотать отвсей души», признался, чтов этой комедиибольшевсех досталосьему самому.Однако обличительнаясила «Ревизора»направленане только противсоц. дисгармонии, но и противпороков человечества.
После 1836 года, когда был поставлен«Ревизор», Гоголь частоуезжает заграницу, гдеон в общей сложностипровёл околодвенадцатилет. Ностальгияпо Родине отразиласьи в «Мёртвыхдушах», первыйтом которыхбыл опубликованв 1842 году. Основнымв поэме сталвопрос обисторическомпредначертании:«Русь, куда жеты несёшься? Дай ответ. Недаёт ответа».
Неудовлетворённостьидейным результатомработы, первыепризнаки психическогозаболевания, а также усиливающийсярелигиозныймистицизмпривели великогописателя кзатяжномудуховному итворческомукризису.
Во второмтоме Гогольстремитсявывести светлыестороны российскойдействительности.Первая главатак и начинается:«Зачем же выставлятьнапоказ бедностьнашей жизнии наше грустноенесовершенство?…»Однако кризиспродолжался, и венцом разочарованиястало то, чтов феврале 1852 года, за десять днейдо его кончины, Гоголь сжёгбеловую рукописьуже законченноговторого тома«Мёртвых душ».От него сохранилосьтолько пятьчерновых глав.Что это было? Невероятнаявзыскательностьхудожника илиразочарованиечеловека в силеискусства? Неизвестно.Мы знаем толькото, что Гоголь, благодарясвоему гениювошёл в числовечных спутниковчеловечестваи его место врусской литературерядом с Пушкиным.