Хакасскийгосударственныйуниверситет
им.Н.Ф. Катанова
Специальность:021700 — Филология
Морфемныйанализ слов
соскрытым j(й)
Курсоваяработа
Выполнилстудент 3 курсаб
ФеськовКузьма Владимирович
Проверилкандидат пед.наук,
доценткаф. русскогоязыка
ОстриковаТатьяна Александровна
Абакан,1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………03
Глава1. Теоретическиеосновы обученияразбору слов
сосрытым j(й)
1.1.Звукобуквенныйсостав русскихслов …………………………………07
1.2.Морфемный(морфологический)анализ …………………………………12
1.3.Отборслов со скрытымj (й)для
морфологическогоанализа………………………………………………………………14
1.3.1.Скрытыйj (й)на стыке корняи
суффикса………………………………………………………………………………………………16
1.3.2.Скрытыйj (й)на стыке основыи
окончания……………………………………………………………………………………………17
Глава2. Обучениеучащихся разборуслов со скрытымj(й)
2.1.Вопрос о формефиксации словсо скрытым j(й) …… 19
2.2.Разбор словсо скрытым j(й) всловообразова-
тельномсловаре………………………………………………………………………………………20
2.3.План разбораслов по составус элементами
фонетическогоразбора………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………24
Библиография……………………………………………………………………………………………………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Истокисложностейпри изучениирассматриваемойнами проблемызаложены вспособе подачиматериала вшколе. С цельюупрощения идоступностиматериала дляшкольниковиз программывыведены некоторыеважные понятия, например, фонема.Что заставляетучителя приподаче материалаизыскиватьразличные«обходные»пути для объясненияязыковых явлений.В частности, учащиеся частопутают понятия«звук» и «буква», испытываютзатрудненияпри морфемноманализе, например, в случаях соскрытым j(й)и др.
Исследуемаятема неотрывносвязана сомногими разделамирусского языка, такими как: графика, фонетика, словообразование, морфологияи др.
Русскоеписьмо являетсязвуковым, и егоосновнымиэлементамивыступаютбуквы. Назначениебукв алфавитасостоит в передачезвуков данногоязыка. Отношениебукв к обозначаемымими звукам речирассматриваетсяГРАФИКОЙ. Графикаопределяет, какими общимиприемами располагаетписьмо дляпередачипроизношения.В зависимостиот системызвуков русскогоязыка и отскладывающейсявеками в русскомписьме графикиотношения междубуквами и звукамив современномрусском правописаниидовольно сложны.Обычно однабуква в разныхусловиях обозначаетнесколькоразных звуков.Особенностьюрусской графикиявляется то, что не все буквыобозначаютодин звук, какэто обычнобывает призвуковом письме.С этой сторонывыделяется3-и вида букв.
Большинство букв обозначает по одному звуку.
Ряд гласных букв может обозначать сразу два звука.
Кроме того,ъ, ь сами по себе не обозначают звука.
Внашем исследованиимы обратимподробноевнимание на2-ой из выделенныхздесь видовбукв, именноони составляютпредмет нашегоизыскания.
РазделФОНЕТИКИ включаетизучение звуковойстороны русскогоязыка. Важностьэтого разделаопределяетсятем, что звуковаясторона речиявляется темсредством, которое позволяетучастникамречевого общенияпередаватьдругим содержаниесвоих мыслей.Обеспечиваяречевое общение, звуки речивыполняютспециальнуюфункцию.
Речевыеявления двусторонни: каждое из нихв неразрывнойсвязи обладает, с одной стороны, значением, сдругой – звуковымсоставом. Взвуковой сторонеее различительныевозможностиприобретаютособую социальнуюзначимость.РАЗЛИЧИТЕЛЬНОСТЬи выступаеткак наиболееобщее свойствозвуковой стороны.
Дляобозначениязвука речи всоциальномаспекте введентермин ФОНЕМА, который уточняетобычные представленияо звуках речи.Фонема проявляетсяв речи в отдельныхконкретныхзвуках; онаможет включатьв пределахизвестногодиапазонанесколькоразновидностейзвуков в физическомсоотношении, поскольку онине выступаютпо отношениюдруг к другуразличителямизначимых элементов.Конкретныезвуки, входящиев одну фонему, носят названиеОТТЕНКОВ ФОНЕМ.Наблюдениеоттенков фонемзатрудненотем, что они непривлекаютк себе вниманияговорящихвследствиеотсутствияу них самостоятельнойразличительнойроли в процессеобщения.
Наконец, следует отметить, что фонемы, служа для различениязначимых единиц, сами по себене являютсяносителямизначений.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕявляется важнойтемой в учебнойпрограмме порусскому языку.Оно, в сущности, пронизываетВСЕ ТЕМЫ МОРФОЛОГИИи имеет большоезначение дляпониманиямногих явленийязыка. Элементарныесведения поэтой теме учащиесяполучают ещев начальнойшколе, а в среднейшколе знанияпо этому вопросууглубляютсяи расширяются.
Вопросысловообразованияинтересуютвсех, кто желаетглубоко и сознательноизучить язык.Это понятно, так как словообразование в широком толковании– это наука нетолько о том, как возникаютновые слова, но и о том, каковсостав ужеимеющихся вязыке слов.Следовательно, в этом планесловообразованиеможет бытьопределенокак разделнауки о языке, изучающийморфемныйсостав слови способы ихобразования.
Примернотакое же пониманиетермина «словообразование»мы встречаеми в работахГ.О. Винокура, В.В. Виноградова, Н.М. Шанского, Е.А. Земской имногих другихлингвистов.В более узкомзначениисловообразование— процесспроизводствановых слов отуже существующихв языке основ.
Необходимоучесть, чтообразованиеслов и анализих морфемногосостава являютсяСООТНОСИТЕЛЬНЫМИПРОЦЕССАМИИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУСОБОЙ.
Следовательно, изучениесловообразованиятесно СВЯЗАНОИ С ПРОБЛЕМАМИМОРФОЛОГИЧЕСКОЙСТРУКТУРЫСЛОВА, И С ПУТЯМИПОПОЛНЕНИЯСЛОВАРНОГОСОСТАВА ЯЗЫКА.
Находясьмежду лексикологиейи морфологией, словообразованиеявляется какбы связующимзвеном междуними.
АкадемикВ. В. Виноградовзамечает:«… словообразованиезанимает своеобразноеместо и рядулингвистическихдисциплин, будучи тесносвязано слексикологией— наукой о словарномсоставе языка- и в то же времяво многих отношенияхсближаясь сграмматикой, с учением оформообразованиии даже с синтаксисомсловосочетаний»1.
Изучениесловообразования, которое рассматриваетстроение иобразованиеслов, даетвозможностьнаглядно иглубоко раскрытьсложные языковыеявления, выявитьзакономерностив развитииязыка, выработатьу учащихсяумение самостоятельнонаблюдать ианализироватьязыковые факты.
Всеэто, несомненно, пробудит интереск языку, вызоветжелание изучатьлингвистику, без чего нельзяпо-настоящемуовладеть языкоми его грамматикой.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
РАЗБОРУСЛОВ СО СКРЫТЫМj(й)
1.1.ЗВУКОБУКВЕННЫЙСОСТАВ РУССКИХСЛОВ
Понятия«звук» и «буква»на первый взглядвесьма простые.И учащиеся, каки многие взрослыеграмотные люди, обычно бываютискренне убежденыв том, что онихорошо представляютсебе эти понятия, в то время какна самом делеони не различаютв своем сознаниипредставленияо звуке и букве, смешивают их, принимаютграфическийязык за языкпроизносительный.А подобноесмешение звукаи буквы недопустимоне только сточки зрениятех общихпредставленийо языке, которымидолжен располагатьвсякий современныйобразованныйчеловек. Такоесмешение отрицательносказываетсяна обученииорфографии, на осознаниии усвоении рядаорфографическихправил.
Прирассмотрениизвукобуквенногосостава русскогоязыка мы обратимсяк ГРАФИКЕ иФОНЕТИКЕ.
Преждечем подойтик теме данногопараграфа, дадим содержаниеосновных понятий, которыми будемв дальнейшемоперировать.
ГРАФИКА — а)совокупностьначертаний, через которыеустная речьпередаетсяна письме: буквыалфавита, знакиударения, апостроф; б)способы обозначенияфонем и их сочетанийпри помощи букв(или сочетанийбукв) алфавита; графика связанас фонемами какс таковыми, ине учитываетсмысловыхединиц языка; в)в более широкомпонимании: система соотношениймежду буквамии фонемами втексте (графикав широком охвате).
ФОНЕМА– это минимальнаязвуковая единицаязыка. Она обобщаетпредставлениео целом рядезвуков речи, противопоставленныхв данном языкевсем другимфонемам.
АЛФАВИТ– это совокупностьрасположенныхв определенномпорядке графическихзнаков-букв, которыми пользуютсяпри письме натом или иномязыке.
Современныеназвания буквразличаютсяна 2-а типа: КОМПЛЕКСНЫЕназвания букви ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ.Комплекснымиможно считатьназвания букв, обозначающиецелые классызвуков (фонем), объединенныхв группы однимобщим признаком, например: буквыгласных звуков, буквы согласных.
Названиягласных букв.
Нетолько в учебной, но и в научнойлитературепользуютсяназванием«гласные буквы».Они, конечно, неточны, чтоотмечалосьв литературе(например, Д.Н.Ушаковым, В.А.Богородицким), но экономны.
Названия, состоящие из одного звука: а, и, о, у, ы, э. Это названия букв, обозначающие соответствующие гласные: здесь буквы называются тем звуком, который обозначают.
Названия, состоящие из двух звуков: гласного и предшествующего ему согласного звука j (й): я – йа, ю –йу, е – йэ, ё – йо. Эти буквы называют еще ЙОТИРОВАННЫМИ гласными буквами. Йотированные буквы я, ю, е, ё, могут обозначать соответствующий гласный звук и без предшествующего j (й) и в сочетании с j (й). Поскольку в первом случае буквы я, ю, е, ё сигнализируют о чтении предшествующей согласной буквы как такой, которой обозначается мягкий согласный, эти буквы называют «смягчающими».
Всвязи с функциеййотированныхбукв обозначать«j(й)+гласный»следует ещераз обратитьсяк букве и.В ее названиинет предшествующегоj(й)(буква называетсяпросто «и»): название состоитиз одного звука(поэтому онои отнесено намик первой группе), но в отличиеот всех остальныхбукв первойгруппы (а,о,у,ы,э), обозначающихтолько тотзвук, которымони называются, буква иможет обозначатьне только [и]без предшествующегоj(й), как, например, в словах лиса, караси.в тех словах, где буква иследует послегласного, принамереннотщательномпроизношениивозможно произношение[и]с предшествующимj(й)(например сара[йи]).Встречаетсяпроизношение[йи]на месте начальнойбуквы ии в местоименияхих,им,ими, если они следуютпосле предлогови союзов, например: в ихдоме и томуподобное.
Какправило, сочетаниеj(й)с ипроизноситсяпосле разделительногознака (воробьи(воробь[йи]).Таким образом, можно утверждать, что букваи можетобозначатьне только [и]без предшествующегоj(й), но также [и]с предшествующимj(й).В этом отношенииона отличаетсяот других буквпервой группы.
Итак, для обозначениясочетаний «j(й)+гласный»употребляютсяособые буквы:я,ю,е,ё, но буква ивыполняет этуфункцию какбы «по совместительству».Я.К. Грот заметилпо этому поводу:«редко встречающийсядвоегласныййи…может обойтисьбез отдельногознака»1.
Остановимсяподробнее надвузначныхгласных буквахя,е,ё,ю,и.Они имеют дваосновных звуковыхсочетания.
буква я обозначает либо звук [’а]: пяльцы, либо сочетание звуков [йа]: яма;
буква е обозначает либо звук [’э]: перья, либо сочетание звуков [йэ]: ель;
буква ё обозначает либо звук [’о]: пёрышко, либо сочетание звуков [йо]: ёлка;
буква ю обозначает либо звук [’у]: пюре, либо сочетание звуков [йу]: юла;
буква и обозначает либо звук [’и]: пир, либо сочетание звуков [йи]: муравьи.
Особыхзамечанийтребует употреблениебуквы ё.Обозначая звук[’о], буква ёпо своему начертаниюсовпадает сбуквой е(кроме добавочногонадстрочногознака: двухточек над буквой).Это совпадениене случайно.Необходимостьв особой букведля обозначениязвука [о], следующегопосле мягкихсогласных, появилась врусском письмепримерно вXII-XIIIвв., когда в русскомязыке началдействоватьособый звуковойзакон переходаударенногозвука [э], находящегосяв позиции послемягкого согласногоперед твердым, в звук [о]:ель[йэл’]– ёлка[йолка].Осуществляласьзамена [э]на [о]на конце слова, например: бельё.
Букваё, предложеннаяКарамзиным, дает это особоепроисхождениезвука [о].Однаков печати непривилосьупотреблениебуквы ё, хотя она и входитв официальныйсостав русскогоалфавита.
Названиясогласных букв.
Названия букв для обозначения согласных, состоящие из соответствующего твердого согласного звука в соединении с последующим гласным э: «бэ», «вэ», «дэ», «жэ», «зэ», «пэ», «тэ», «цэ». К этим названиям примыкает «чэ», хотя оно и состоит из мягкого согласного звука с последующим гласным э.
Названия букв для обозначения согласных, состоящих из соответствующего согласного звука в соединении с последующим гласным [а]: «ка», «ха», «ша», «ща».
Названия букв для обозначения согласных, состоящие из соответствующего согласного звука в соединении с предшествующим ему гласным [э]: «эль», «эм», «эн», «эр», «эс», «эф».
Названиябукв, не обозначающихзвуков.
Сюда относятся названия «ер» и «ерь» для букв ъ и ь. В научной литературе употребляются именно эти названия.
Особого внимания заслуживает буква й. Буква й была богата названиями, но в последних изданиях нового школьного учебника она никак не названа. Среди названий букв, приводимых под каждой буквой, под буквой й повторно в качестве ее названия указано то же «й»1. В школьном орфографическом словаре для буквы й указывается принятое на протяжении многих лет название «и краткое».
Звук, обозначаемыйбуквой й, в школьнойпрактике ещесовсем недавносчитался полугласным.В современныхшкольных учебникахон отнесен ксогласным. Этохорошо, посколькуи звук, обозначаемыйв русском письмебуквой й, и звук, обозначаемый(вместе с соответствующимигласными звуками)буквами я,ю,е,ё(а иногда и буквойи), являются«представителями»согласнойфонемы йот.
Особенностьюрусской графикиявляется и то, что в русскомписьме звукj(й), находящийсяперед непосредственноследующим заним гласнымзвуком, вообщене обозначаетсясамостоятельнойбуквой. Вместесо следующейза ним гласнойj(й)обозначаетсяОДНОЙ гласнойбуквой.
Особоговнимания требуетеще соотношениемежду звукомj(й), обозначаемыйгласными буквамия,ю,е,ё,и, и звуком, обозначаемымбуквой й.Оба эти звукаявляются ОТТЕНКАМИ(вариантами), то есть видоизменениямиодной и той жефонемы j(й).Буквой йобозначаетсяв русском языкеодин из вариантовфонемы j(й), который встречаетсяв русских словахв конце слога:май,май/ка,пой/дет.
1.2.МОРФЕМНЫЙ(МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ)АНАЛИЗ
ПриМОРФЕМНОМАНАЛИЗЕ СЛОВАвыделяютсявсе живые (сточки зрениясовременногоязыка) морфемы, то есть значимыечасти, имеющиесяв анализируемомслове. При морфемноманализе насне интересуетпорядок присоединенияморфем. Морфемныйанализ отвечаетна вопрос: «Какиеморфемы выделяютсяв данном словес точки зрениясовременногоязыка?», то естьискомой величинойморфемногоанализа являютсяморфемы. Следовательно, морфемныйанализ определяетНАЛИЧИЕ в словетех или иныхморфем, из которыхоно складывается.
«Золотымправилом»морфемногочленения словявляетсяСОПОСТАВЛЕНИЕОДНОКОРЕННЫХИ ОДНОСТРУКТУРНЫХСЛОВ И ВЫДЕЛЕНИЕЖИВЫХ АФФИКСОВ; причем анализируемоеслово должнорассматриватьсяна фоне присущихему грамматическихформ. Именнотакой способгарантируетнас от механическогочленения слов.
Членениеслов на морфемывсегда должнобыть ОСМЫСЛЕННЫМ, ОБОСНОВАННЫМ, ДОКАЗАТЕЛЬНЫМ.Нельзя поддаватьсямеханическомучленению, порождаемомуслепой аналогией.Вот почему приморфемноманализе малосказать: «Словоделится натакие-то морфемы»,«надо обязательнодоказать, почемуоно делитсяи состоит именноиз этих, а недругих значимыхчастей».
Незадумываясьнад смысловойстороной слова, учащиеся частомеханическирассекаютслова, зрительноразыскиваязнакомые морфемы.Такое членениеприносит лишьвред. Необходимопомнить, чтозрительныйобраз словачасто обманчив.Например, подбираяоднокоренныеслова, мы убедимся, что бессмысленновыделять мнимуюприставкувос — в глаголахвосторгатьсяи восхищаться,за-вглаголе забыть,по — в глаголе победить.Если подобнаябессмысленнаяакция будетсовершена, томы невольносблизим совершенноразные словасовременногоязыка: восторгаться— торговать, восхищать— хищение, забыть— быть, победить—бедствовать. Конечно, некогдаподобное членениебыло закономерным, но следуетучесть, чтословарь и семантикаслов непрерывноизменяются.
Правильноеморфемноечленение словимеет большоезначение и ВЛЕКСИЧЕСКОМПЛАНЕ.
Извсего сказанногоследует, чтоважнейшимтребованиемк морфемномуанализу являетсяСИНХРОННЫЙПОДХОД к слову, то есть, анализируяслово, мы должныисходить изсовременногоего состоянияи не выходитьза пределы техсвязей и соотношений, которые характеризуютсинхроннуюсистему языка.Профессор В.А.Богородицкийвыдвигал требование«рассматриватьморфологическийсостав слов, как он чувствуетсяВ СОВРЕМЕННОМЯЗЫКЕ, то естьстатически...».Такая же точказрения излагаетсяв современнойлингвистическойлитературе(в трудах Н.М.Шанского, Н.Д.Арутюновой, А.И. Смирницкогои других).
Реальноестремлениевникнуть висторическиесвязи внутриструктурыслова, то естьгенетическийподход к анализуслов, приводитне только ксмешению различныхаспектов, нои искажаетпредставлениеоб истинномсостояниисовременногоязыка.
Какизвестно, языксистематическиЗАИМСТВУЕТслова из другихязыков. Но прианализе словнельзя переноситьв русский языкте членения, которые свойственныданным словамв языке-источнике.
Морфемныйанализ не толькоэффективен, но и вполнедоступен длякаждого, практическивладеющегоязыком. Вотпочему А.М.Пешковскии, давший в своихработах блестящиеобразцы синхронногоанализа составаслова, считал, что важнейшимпринципомизученияморфологическогосостава словаВ ШКОЛЕ являетсяопределениеВ СЛОВАХ СОВРЕМЕННЫХКОРНЕЙ И АФФИКСОВ.
Итак, МОРФЕМНЫЙАНАЛИЗ ВЫЯВЛЯЕТМОРФЕМНЫЙСОСТАВ СЛОВА, ТО ЕСТЬ СОВОКУПНОСТЬВСЕХ, В СИНХРОННОМАСПЕКТЕ ВЫДЕЛЯЕМЫХВ СЛОВЕ МОРФЕМ.
Неоднократныенаблюденияпоказали: чембыстрее и увереннееучащиеся могутанализироватьсостав слова, чем быстрееи больше онимогут подобратьнеобходимыеродственныеслова, а такжеизменятьграмматическиеформы данногослова, тем вышеорфографическаяграмотностьучащихся.Сознательныймотивированныймомент значительноповышаетэффективностьизучения орфографии.
--PAGE_BREAK--
1.3.ОТБОРСЛОВ СО СКРЫТЫМj(й)
ДЛЯМОРФОЛОГИЧЕСКОГОАНАЛИЗА
Звукj(й), находясьперед гласным, не обозначаетсясамостоятельнойбуквой, а вместесо следующимгласным обозначаетсяодной буквой; так я–йа,ё –йо,е–йе (э),ю –йу,и–йи.Такимобразом, этигласные буквыобозначаютслог. Разделительныезнаки ъ(в приставках),ь(во всех другихслучаях) употребляютсятолько передбуквами я,е,ё,ю, и для обозначениятаких написаний:польёт(пал’йот)– полёт(пал’от);полью(пал’йу)– полю(пал’у);семьи(с’еnм’йи)– семи(с’еnм’и);белья(б’еnл’йа)– беля(б’еnл’а).
Приморфологическоманализе особоговнимания требуютслучаи, когдабуквы я,ю,е,ё,иобозначаютдва звука, одиниз которых j(й)входит в однуморфему, другой– в следующую.В этих случаяхморфологическийсостав слови их форм написьме оказываетсязатемненным.Так, формы края,краёв,краямнаписьме допускаютлишь такоеделение: кра/я,кра/ёв,кра/ям, причем, коренькра — являетсябессмысленными расходящимсяв звуковомотношении сформой именительногопадежакрай, тогда кактранскрипцияобнаруживает, что в произношенииво всех этихформах одинаковыйкорень край — (край/а,край/оф,край/ам,край).Еще большескрыт на письмекорень л’й — в формах лью,льёшь,льёт, легко обнаруживаемыйв транскрипции:л’й/у,л’й/ош,л’й/отстакими жеокончаниями, как н’еnс/у,н’еnс’/ош,н’еnс’/от.поэтому дляраскрытияпроизношенияв подобныхслучаях используетсятранскрипция.
Какуже говорилось, в русском языкеесть среднеязычныйсогласныйзвук j(й), который неимеет в русскойграфике своегопостоянногоизображения.Эта специфическаяособенностьрусской графикичасто приводитк большимзатруднениямв членениислов, так какразличноеизображениезвука j(й)на письме затемняетморфологическийсостав слов.
Нужнопомнить, чторусский j(й)по сравнениюс другимисонорнымисогласными(р, л, м,н),несмотря насвою частотность, имеет малуюфункциональнуюнагрузку. Лишьв трех случаяхйотированныебуквы я,е,ё,ю,а также ичитаются, как сочетаниейота с соответствующимгласным звуком:
а)вначале слова:яма(йама),ель(йэл'),елка(йолка),юла(йула),их(йих);
б)послегласных: моя(майа),моей(майэй),моё(майо),мою(майу),мои(майи);
в)послеъ,ьразделительныхзнаков: объятия,съезд,объем,предъюбилейный,судья,судье,судьей,судью,судьи.
j(и)в сочетаниис ина письме передаетсяодной буквойи(хозяй(ский)+ин=хозяин,строй(ка)+ить=строить,мой+и=мои.
Затрудненияв анализе словпоявляютсяв тех случаях, когдаj(и)находится настыке двухморфем: а)корняи суффикса, б)основы и окончания.
Рассмотримконкретныепримеры трудныхслучаев морфемногочленения словиз-за наличияв словахj(и).
1.3.1.СКРЫТЫЙ j(й) НАСТЫКЕ КОРНЯИ СУФФИКСА
Основнаятрудность приизучении случаев, когда j(и)находится настыке корняи суффиксаобусловленатем, что учащиесяиспытываютзатрудненияв определенииистинного корняи суффикса.Часто они относятj(и), который принадлежиткорню к суффиксу, в результатечего искажаетсяморфемный стройрусского языка, возникаютпроблемы сродовым соотнесениемслов. Например, в слове веять– корень вей — и суффикс а, учащиеся жемогут выделитьв этом словенеправильныйкорень вея — и вообще невыделить суффикса.
Подобныеошибки возможныне только вслучаях, когдаразбираетсяглагол. Онивозникают такжеи при разборедругих частейречи. В словебо/ецистинный морфемныйсостав бой+ ец(ср.: бойца),воин—вой+ин(ср.: (вой(ск)а).В слове военныйймежду двумягласными сливаетсясо звуком е;в слове паять— кореньпай(ср.:пайка); в слове затеять—корень затей(ср.:затей/ник).
Нижеприводим таблицу, в которой подобраныслова со скрытымj(й)на стыке корняи суффикса.Цель даннойтаблицы состоитв том, чтобынаглядно показатьчастотностьвстречаемостиподобной трудности, а так же снабдитьучителя дополнительнымрабочим материалом, для повышениякачества уроковпо теме.
Таблица 1. Скрытый j(й) на стыке корня и суффикса.
Хоккеист – хоккеj/ист
Сергеевич – Сергеj/эвич
Кройка – кроj/ить
Лаять — Лаj/ать
Хозяин – хозяj/ин
Строитель — строj/итель
Батареец — батареj/эц
Боязнь — боj/азнь
Веялка — веj/алка
Веяние –веj/ание
Вклеивать – в/клеj/ивать
Гвардеец – гвардеj/эц
Героизм — героj/изм
Раздвоение – раз/двоj/эние
Доильщица – доj/ильщица
Паяльник – паj/альник
Заячий – заj/ачий
Змеёнок – змеj/онок
Китаец – китаj/эц
Клеёнка – клеj/онка
Кроильный – кроj/ильный
Нагноение – на/гноj/эние
Наслоение – на/слоj/эние
Освоение – о/своj/эние
Сеятельная – сеj/ательная
Таяние – таj/ание
Паевой – паj/эвой
Построение – по/строj/эние
Присвоение – при/своj/эние
Пробоина – про/боj/ина
Свояк – воj/ак
Скамеечка – скамеj/эчка
Струящиеся – струj/ащиеся
Таинство – таj/инство
Усваивать – усваj/ивать
Засеяли – за/сеj/али
1.3.2.СКРЫТЫЙ j(й) НАСТЫКЕ ОСНОВЫИ ОКОНЧАНИЯ
Вслове бакалея—основа бакалейиокончание -а(ср.: бакалей/н/ый);авария =аварий+ -а (ср.: аварий/ный);движение =движений+-э(род. п. мн. ч. движений).
Частоне только учащиеся, но даже студенты-первокурсникифилологическихфакультетовпедагогическихинститутовзатрудняютсяустановитьграницу междуосновой и окончанием.
Причинойэтих ошибокявляется то, что в школахмало занимаютсяморфемныманализом слов, в которых имеетсярасхождениемежду звуковыми буквеннымсоставом.
Рассматриваемыйнами трудныйслучай гораздоболее частотен, в отличие отпредыдущего.Также как и прирассмотрениислучаев, когдасрытый j(й)находится настыке корняи суффикса, приведем таблицу, в которой собранытипичные случаи, нахожденияj(й)на стыке основыи окончания.
Таблица 2. Скрытый j(й) на стыке основы и окончания.
Делает – делаj/эт
Называют — называj/ут
Пользуj/утся
Надеется – надеj/этся
Героя — героj/а
Моя — моj/а
Вращается – вращаj/этся
Чешуя – чешуj/а
Создаётся – создаj/отся
Затея — затеj/а
Чаепитие – чаепитиj/э
Шея – шеj/а
Гвардию – гвардиj/у
Настроение – настроениj/э
Вовторой главемы рассмотриметодическуюсторону изученияслов во скрытымj(й).
ГЛАВА2. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯРАЗБОРУ СЛОВСО СКРЫТЫМ j(й)
2.1.ВОПРОС О ФОРМЕФИКСАЦИИ СЛОВСО СКРЫТЫМ j(й)
Важнымявляется вопросо форме фиксациислов, имеющихна стыке морфемj(й).Н.М. Шанскийпредлагаетпри анализеслов устранить«безйотицу»1, то есть, вопрекирусской графике, обозначатьналичиеj(й)в слове.
Сэтим мнениемнельзя согласиться.Как известно, запись усиливаетвосприятиеслова и активизируетзрительноезапоминаниесловесногоначертательногообраза. Вотпочему крупнейшиелингвистынастоятельнотребовали:«Оберегайтеученика со всейзаботливостьюот всякого виданеправильногонаписанияслова, пустьон со всемприлежаниемзапечатлеваетправильныеобразы слов…»И дальше: «Нипод каким видомне допускать, чтобы детивидели, а темболее писали, слова орфографическинеправильно»2.Это требованиевполне справедливо, так как зрительныйобраз словапри изученииорфографииимеет огромноезначение.
Дажепри фонетическоманализе нежелательнодопускатьизменениеграфическогообраза слова.Например, желаяграфическипоказать, чтов слове героизмпроизводящаяоснова оканчиваетсяна j(й), можно сделатьследующиезаписи: герой,герой/ск/ий,герой/ств/о,геро/изм.Причем устноследует датьсоответствующеепояснение.Можно такжеиспользоватьприем надписывания(например, герой/изм,армияйа,думаюйу).Безусловно, что нельзямириться счисто буквеннымделением слована морфемы, нои нельзя искажатьграфическийоблик слова.
2.2.РАЗБОР СЛОВСО СКРЫТЫМ j(й)
ВШКОЛЬНОМСЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМСЛОВАРЕ
Словарнаястатья словообразовательногословаря содержитслова, расчлененныена морфемы(приставки, суффиксы, окончания).И расположенныев алфавитномпорядке.
Дляпримера возьмемодно из словсо скрытым j(й)на стыке морфеми приведемсловарнуюстатью, соответствующуюэтому слову.
Воевать– во/ева/ть13.Как видно изпримера, скрытыйj (й)в слове никакне обозначен.Цифра 13 при словеобозначаетпорядковыйномер историческойсправки, куданеобходимообращатьсяза разъяснениеми за аналогичнымипримерами.
Чтоже предлагаетнам словарьв качествеисторическойсправки.
«13.ЗВУК j(й) ИЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕНА ПИСЬМЕ
Врусском языкеесть среднеязычныйсогласный j(й), который написьме обозначаетсяпо-разному:
а)В начале слогавместе со следующимза ним гласнымон обозначаетсяодной буквой: вместо jа(йа)пишут я, вместо jу(йу)пишут ю, вместо jэ(йэ)пишут е, вместо jо(йо)пишут ё.Например, яма,заюлить,ель,ёлка;
б)в конце слогаза гласнымзвуком этотзвук обозначаетсяй.Например, мой,майка.
Двоякоеизображениеэтого звукана письме иногданесколькозатемняетморфологическийсостав слова.Следует такжеучесть что йв сочетаниисина письме передаетсяодной буквойи(хозяй+ ин= хозяин).»
Далееприводитсянесколькопримеров. Каквидно из приведенногокомментария, учащимся даетсятолько лишькраткая справкаотносительновстреченнойими трудностии несколькопримеров. Безусловно, этого не достаточнодля того, чтобыдети моглиразобратьсясо всеми случаяминаличия срытогоj(й)на стыке морфем.Полный и исчерпывающийответ они должныполучить отучителя в школе.
2.3.ПЛАНЫ РАЗБОРАСЛОВ ПО СОСТАВУ
СЭЛЕМЕНТАМИФОНЕТИЧЕСКОГОРАЗБОРА
Анализязыка как методобучения русскомуязыку находитсебе широкоеприменениеи при изученииграмматики, и на занятияхпо правописанию, и в работе надсловарем, и приизучении языкаписателя.
Этотметод состоитв выделениипо определеннымпризнакамявлений языкаи в характеристикеих с определеннойточки зрения.
Однимиз видов анализаязыка являетсяграмматическийразбор. Этотвид работыспособствуетразвитию логическогомышления вообщеи аналитическихспособностейучащихся.
Грамматическийразбор являетсяэффективнымспособом доведениядо сознанияучащихся новыхдля них грамматическихсведений, правили определений.
Безумения выделятьв слове егосоставные части(морфемы): основуи окончание, корень, приставкии суффиксы –невозможноизучать частиречи. Помимоумения выделятьв слове егосоставныечасти, учащиесядолжны научитьсяподбиратьоднокоренныеслова и находитьпроизводящуюоснову слова.
Приведемпример планаразбора словапо составу.
Вклеивать
Выделить основу слова.
вклеивать
Дляправильноговыделенияосновы в словеисключительноезначение имеетумение учащихсяизменять формуслова: вклеивать– вклеивает– вклеивают.
Выделить окончание в слова.
вклеивать
Умениеизменять словотакже важнои при выделенииокончания: вклеивать –вклеивает –вклеивают.
Выделить корень в слова.
в/>клеивать
Какпоказываетопыт, при изучениисостава слованаибольшуютрудность дляучащихся представляетвыделениекорня, в связис чем именнона эту сторонунадо обратитьособое внимание.При выделениикорня надопредупредитьвозможностьдопущенияошибок в такихслучаях, когдаодинаковозвучащие корнидвух разныхслов принимаютза один и тотже корень, в товремя как междуэтими корняминет ничегообщего.
/>/>/>/>4)Выделить приставку(и)в слове.
Вклеивать
/>/>/>/>/>5)Выделить суффикс(ы)в слове.
вклеивать
Приведеннаясхема разборане всегда позволяетвыделить правильноморфемы. Мынамеренно взялидля разбораслово с трудностью, составляющейтему нашегоисследования.В этом словевстретилсяскрытый j(й)на стыке корняи суффикса, который мыникак не обозначили.Корень словаявно не полон.Это доказываети подбор однокоренныхслов: клей, клейкая(лента). Подобная«неполнота»слова можетвызвать у учащихсясложность сподбором однокоренныхслов и выделениемсуффикса.
Какпоступитьучителю в даннойситуации? Мыпредлагаемиспользоватьпри морфемноманализе словсо скрытым j(й)на стыке морфемэлементыфонетическогоразбора.
Фонетическийразбор являетсяодним из важныхметодическихприемов. Фонетическийразбор можетбыть различнымпо своему характеру, степени полнотыи углубленности.
Прианализе словво многих случаяхневозможноуспешно справитьсяс разбором, если учащиесяне будут располагатьосновнымисведениямииз фонетики.
Впараграфе 2.1мы уже рассматриваливозможные путипометы скрытогоj(й)в разбираемыхсловах.
Мыпредлагаемнесколько путейинтеграциисловообразовательногои фонетическогоразборов.
П/>/>/>/>/>еред разбором слова со скрытым j (й) учащиеся подбирают несколько (2-3) родственных слова, где корневая морфема оканчивается на й: клей, клейкий. Затем учащиеся разбирают слово как обычно: вклеивать. После того, как слово разобрано, учащиеся делают следующую запись: в — (приставка) + -клей — (корень) + -ива — (суффикс) + -ть (окончание).
В/>/>/>/>/>торой способ заключается в применении приема надписывания. При разборе слово записывается следующим образом: вклей ивать. Затем производится разбор слова: вклей ивать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаключенииэтой работымы подведемнекоторые итогии отметим важныемоменты приизучении словсо скрытым j(й).
Темойданной работымы обозначилиморфемныйанализ словсо скрытым j(й)и отметилиследующиеслучаи:
в начале слова: яма(йама), ель(йэл'),елка(йолка),юла(йула), их(йих);
после гласных: моя(майа), моей(майэй), моё(майо),мою(майу),мои(майи);
послеъ,ь разделительных знаков: объятия,судья.
Такжерассмотрелиособо сложныеслучаи разбораслов со скрытымj (й):
скрытый j (й) на стыке корня и суффикса: воин—вой+ин;
скрытый j (й) на стыке основы и окончания: авария =аварий + -а.
Былиразработаныспособы интеграцииморфологическогои фонетическогоразборов:
расписывание морфем по отдельности: вклеивать — в — (приставка) + -клей — (корень) + -ива — (суффикс) + -ть (окончание);
способ надписывания скрытого j (й): вклей ивать.
Важностьизучения даннойпроблемы вшколе велика, она помогаетучащимся осознать, на сколькобогат и разнообразенрусский язык.
Практикапоказывает, что ученики(особенно внациональныхшколах) пишутзначительнограмотнее, когда умеютосмысленноделить слована морфемы.
Внастоящейработе словообразовательнаясистема русскогоязыка рассматриваласьс синхронной(с современной)точки зрения.Особое вниманиеуделено систематизациислучаев наличияскрытого j(й)и методике ихразбора.
БИБЛИОГРАФИЯ
Д.И. Алексеев О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе//Русский язык в школе. – 1957. – №4.
Э.А. Бейкман Русское слово. – М., 1966.
В.В. Виноградов Русский язык. – М., 1986.
Г.О. Винокур Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. – М., 1967.
Е.А. Земская Заметки по современному русскому словообразованию//Вопросы языкознания. – 1965. — №3.
Е.А. Земская Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.
В.Ф. Иванова Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.
Е.И. Никитина Уроки русского языка в 4 классе (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М., 1975.
З.А. Потиха Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М., 1970.
З.А. Потиха Школьный словообразовательный словарь. – Волгоград, 1961.
Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.
Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М., 1997.
Система анализа языковых единиц/Под ред. Т.И. Орловой – Абакан, 1998.
А.В. Текучев Методика русского языка в средней школе. – М., 1969.
Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов Современный русский язык. Словообразование. Морфология. В 3 ч. – М., 1987.