Реферат по предмету "Иностранные языки"


Искусство в судьбе человека По повести ВГ Короленко Слепой музыкант

Искусствов судьбе человека
(По повестиВ.Г.Короленко“Слепой музыкант”)

… Музыка тожевеликая сила, дающая воз-
можностьвладеть сердцемтолпы… Да, он
прозрел… он чувствует и людское горе, и
людскуюрадость, онпрозрел и сумеетна-
помнитьсчастливымо несчастных...
(В. Г. Короленко)

“Глаза, — сказал кто-то, — зеркало души”. Бытьможет, вернее было бы сравнитьих с окнами, которыми
вливаются в душу впечатленияяркого, сверкающегоцветного мира”,- написал В. Г.Короленко всвоей чудес-
ной поэтической повести “Слепоймузыкант” о слепом от рождения, ноочень одаренноммальчике. Великий
гуманист Владимир Галактионович в этом произведении попыталсяответить на вечные вопросыо том, что
такоесчастье, какуюроль играютв жизни человекаискусство илюбовь.
Петрусь (такзвали слепого) родился живыми подвижнымребенком, нопостепенносделался задумчивым,
стремящимсяпроникнутьв тайны, емунедоступные. Ведь он был лишен самого прекрасногопути познания
мира- красок, света, всех оттенковживой и прекраснойприроды.
Два человека приняли сначалаособое участиев судьбе ребенка.Его мать и дядяМаксим. Этотмужчина, в
свое время известный забияка, уехалв Италию и примкнулк Гарибальди.Оттуда вернулся калекой, “правую
ногуему совсемотрезали, ипоэтому онходил на костыле, а левая рукабыла поврежденаи годиласьтолько на
то, чтобы кое-как опираться напалку”. Дваразных начала- нежность ипоэтичностьматери и мужествостаро-
говоина — помоглиПетрусю узнаватьмир.
Сначала онизучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупываякаждый предмет. С волнениемчитаем мы отом, как знакомилсяон с весенниммиром, песнямиптиц. Малыш, не в силах понятьвсего многообразия,
“тихозастонал иоткинулся назадна траву”. Онбыл в глубокомобмороке.
Ему шел пятыйгод, когда искусствовошло в егожизнь. Тонкийпсихолог, Короленкоудивительноточно
передаетчувства, которые испытывает слепой ребенок.Автор подмечаетедва уловимыепереживания, впечат-
ления движения детскойдуши. Благодаря тому, что несчастныйродился в богатойсемье и окруженлюбящими
людьми, он получаетвозможностьразвить в себехудожественныйдар.
На свирели игралИохим. И этаигра на простойдудке, которуюдеревенскийпарень сделалсам после дол-
гихпоисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчикав музыканта.И Петрусь
каждый вечер приходилв конюшню слушатьмузыку Иохима.Долго пришлосьматери на лучшемзаграничном
пианино “бороться с куском украшеннойвербы”. Мальчик не признавалее игры. Своейдушой он чувствовал
родноеи близкое в звуках свирелии пугался приисполнениишумной и хитройпьесы. И толькокогда барыня
поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство”и открыла и у себя такоеже, она сумелазаставить
мальчикаполюбить своюигру. С помощьюзвуков ребенокучился постигатьи состояниедуши и цвета.
“Это увлечение музыкой сталоцентром егоумственногороста: оно заполнялои разнообразилоего сущест-
вование”.Слепой училсяиграть на пианино, но любил такжеи дудку.
Благодарярежиму, заведенномудядей Максимом, мальчик нормальноразвивалсяфизически идаже позна-
комилсяс соседской девчонкой Эвелиной, котораястала товарищем всей его жизни.Им хорошо вместе.Эве-
линао многом рассказываетПетру, а тотиграет для нее, стремясь всесвои впечатленияпереложитьна музыку.
Детская дружба переросла вюношескуюпривязанность, а затем и внастоящую любовь. Эвелина порой
переставалазамечать недостаткисвоего возлюбленного, да и Петр вместес ней не чувствовалего так остро.
Ночем больше Петрстановилсяличностью, тембольше страдалот своей ущербности.И, может быть, зам-
кнулсябы он в себе исделал себя навсегда несчастным, если бы не дядя.Ведь недаромтот отдал своездоровье
засчастье людей.Максим постояннодобивался, чтобы и племянникдумал меньшео своем недостатке, а больше о страданияхдругих, чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило, что богатаяусадьба — недо-
статочный, тесный мир дляподростка, ажизнь здесь совсем не похожана ту, которойживет большинстволю-
дей.Поэтому и Петрусь,“ставший ужеюношей, вырос, как тепличныйцветок, огражденныйот резких сторон-
нихвлияний далекойжизни”.
Ивот в усадьбуприглашаются различныегости, в томчисле и музыканты. Петр и сам порой выезжает в
люди.Все эти впечатления, с одной стороны, развили “замечательную тонкость ощущений” у него, “слухего
чрезвычайно обострился”. С другой — привелик душевномукризису. Емуказалось, чтожизнь не нужна, в него
вложена некая злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Желание, которое судьба
удовлетворилав последствиина одно мгновение, когда он узнал, что его ребенокродился нормальным.
Юноша сталуверять, чтоему лучше былобы, если бы онбыл нищим, потомучто в заботахо пропитаниии
тепле ему некогдабыло бы думатьо своем несчастье. Но встреча снастоящимслепым нищимпотрясает его.И
твердый, как сталь, дядяМаксим предлагает Петру броситьвсе преимуществабогатой жизнии по-настоящему
испытатьвсе тяготы, участь несчастных.“Ты умеешьтолько кощунствоватьсо своей сытоюзавистью кчужому
голоду! ...“ — бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяетсяк бродячим слепым
музыкантам.Но играл он не ту интимнуюмузыку, что вусадьбе, длясебя и близких.Сейчас его игравеселила народ в праздникии ярмарки, апорой умиляла или заставлялагрустить. Вконце концовстрадания, окоторых
онузнал по собственному опыту, излечилиего, душа исцелилась,“как будтострашный кошмарнавсегда исчез
изусадьбы”, куда Петр возвращается.Мы видим, что помогла емуобрести душевныймир народнаямузыка, которойон овладел всовершенстве.А вскоре оновладел и высотамиклассическоймузыки в Киеве.
Юноше довелось испытать идругое счастьев жизни. Читателяохватываетудивительнаярадость, когдаон
узнает, что Петр и Эвелинасыграли свадьбу.И их любовьбыла вознаграждена.Родился сын.В течении долгих
месяцев Петр боялся, что ребенокбудет слепым.Но слова доктора:“Зрачоксокращается.Ребенок видитнесом-
ненно”,- “будто прожглив мозгу огненнуюдорогу”.
Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал: “… несправедливо обиженный
судьбоюподымет современем доступноеему оружие взащиту других, обездоленныхжизнью, и тогдая недаром
проживуна свете, изувеченныйстарый солдат...”.Мечта староговоина сбылась.Повесть кончаетсяэпилогом, в
которомрассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыкепублика слышалаи
“живоечувство роднойприроды”, игремящую гулкобурю в небесах, и мелодию, счастливуюи свободную, как
степнойветер. И вдруг находящийся в зале Максим услышал песню слепых: “Подайте слепеньким… р-ради Христа”.И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценкодействительнопрозрел,
потомучто его искусствослужит людями напоминает“счастливымо несчастных...”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.