Реферат по предмету "Иностранные языки"


Исследование метафоры в творчестве С Есенина

ВВЕДЕНИЕ

В русском языке существуетмножествосредств, которыеиспользуютсядля построенияобразов, дляобразованийновых лексическихзначений. Способыобразованиязначений словразличны. Новоезначение словаможет возникнуть, например, путемпереноса названияпо сходствупредметов илиих признаков, в результатесходства выполняемыхфункций, появленияассоциацийпо смежности.Таким образом, значения являютсяпереносимыми.
Лексико-семантическиевариантымногозначногослова по-разномузависят одинот другого иразлично связанымежду собой.В учебной литературеназываетсяразное количествотрадиционныхтипов переносныхзначений слов.В одних случаяхвыделяют толькометафору иметонимию, вдругих — метафору, метонимию, синекдоху ифункциональныйперенос. Традиционныевиды переносныхзначений слова( метафора, метонимия, синекдоха, функциональныйперенос значения) связаны сдиахрониейсемантическойструктуры иотносятся кфигурам образнойречи ( тропам). Различия вчисле переносныхзначений объясняютсятем, что синекдохусчитают разновидностьюметонимии, афункциональныйперенос — разновидностьюметафоры.
Метафораиспользуетсяв бытовой ихудожественнойречи. Поэтическаяметафора отличаетсяот примелькавшейсябытовой метафоры своей свежестьюи новизной. Впоэзии и проземетафора нетолько средстволексическойвыразительности, но способ построенияобразов.
Задачаданной работы: изучение метафоры, ее структуры, разновидности, использованиеметафоры врусском языке.
Цельработы: исследованиеметафоры втворчествеС. Есенина.

Метафорой — ( отгреч. metaphora— перенос.) — называетсятроп или механизмречи, состоящийв употреблениислова, обозначающегонекоторый класспредметов, явлений и т.д., для характеризацииили наименованияобъекта, входящегов другой класс, либо наименованиядругого классаобъектов, аналогичногоданному в каком-либоотношении.В расширительномсмысле терминметафора применяетсяк любым видамупотребленияслов в непрямомзначении. Метафора- наиболеераспространенноесредство образованияновых значении, большая частьнаших обыденныхпонятий посвоей сутиметафорична.Наша бытоваяречь пестритметафорой:

идетдождь, он потерялголову, кружитсяголова, торговаясеть, встаетсолнце.

Ассоциируядве различныекатегорииобъектов метафорасемантическидвойственна.Двуплановость, составляющаянаиболее существенныйпризнак « живой» метафоры, непозволяетрассматриватьее в изоляцииот определяемого.В образованиии соответственноанализе метафорыучаствуютчетыре компонента: основной ивспомогательныйсубъекты метафоры, к которым применяютсяпарные терминыи соотносимыесвойства каждогообъекта иликласса объектов.Эти компонентыне полностьюпредставленыв структуреметафоры, вчастностиостаютсянеобозначеннымисвойствамиосновногосубъекта метафоры, составляющиеее семантику.Вследствиеэтого метафорадопускаетразные толкования.Когда говорят«Собакевичбыл настоящиймедведь», то имя «медведь», сохраняя отнесенностьк классу медведей, характеризуетиндивида, входящегов другой естественныйрод. СходствоСобакевича с медведем охватывает диффузный комплекс
признаков( косолапость, крепость, цветсюртука и т. д.), создающаяобраз индивида.Значение метафорыформируетсяпризнакамиименуемогокласса объектов( или их аналогами), совместимымис субъектовметафоры.
Содержащийсяв языковойметафоре образобычно не приобретаетсемиотическойфункции, т. е.не может статьозначающимнекоторогосмысла. Это вчастностиотличает метафоруот символа ( вузком смысле). В метафореустойчивоезначение. Онопрямо ассоциируетсясо словом каксвоим означающим.В символе устойчивобраз, выполняющийфункцию означающего.Символ можетбыть не тольконазван, но иизображен.Значение символане имеет четкихконтуров. Метафоруобъединяетс символом иотличает отзнаков и сигналовотсутствиерегулятивнойфункции, аследовательнои прямой адресации.
Метафораявляется нетолько ресурсомобразной (поэтической) речи, но и источникомновых значенийслов, которыенаряду с характеризующейспособны выполнятьноминативную, т.е. непосредственносвязанную сотражениемявлений действительностифункцию, закрепляясьза индивидомв качестве егонаименования( прозвище Медведь), либо языковойноминациейнекоторогокласса объектов( «анютиныглазки»,«розаветров»). В этом случаеметафоризацияприводит кзамещениюодного значениядругим.
Когитивная( познавательная) метафора являетсяотражениемреальной илиприписываемойобщности усоответствующихпредметов:

Стена.
1. Вертикальная часть здания, помещения…
2.перен. Всражении, вкулачном бою: тесно сомкнутыйряд людей;

Провалиться.
1. Упастьв какое-нибудьотверстие…
2.перен.Пропасть, исчезнуть( прост).

Образнойназываетсяметафора, создающаязрительноевпечатлениеоб обозначаемоми имеющая экспрессивно-оценочноезначение:

Звезда.
1. Небесноетело, видимоепростым глазом, в форме светящейсяточки на небе.
2.перен.О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость;

Крест.
1. Фигураиз двух пересекающихсяпод углом линий.
2.перен.Страдания, испытания (устар. )

Изобразительностьметафорическихименованийосновываетсяна применениисформированногообраза однихпредметов кдругим: образзмеи — к человеку, цвет зеленый- к молодости, образ игры вбирюльки — кжизни. ( заниматьсяпустяками).
Частнымслучаем образнойметафоры являетсяэмоциональнаяметафора. Дляее возникновениядостаточнолишь субъективно — эмоционального сходства явлений:

Мычать.
1.Издаватьзвуки, кричать( окорове, быке).
перен. Невнятно говорить,
издаватьнечленораздельныезвуки (разг.);

История.
1. Действительностьв ее развитии, движении.
2.перен.Происшествие, преимущественнонеприятное, скандал.

Существуеттакже стертаяметафора, котораяутратиласемантическиемотивированныесвязи значений:

Пачка.
Несколько однородных предметов, сложенных, упакованных
вместе.Пачка папирос.
2. Частькостюма балерины- несколькокоротких юбокиз
тонкойматерии, нашитыходна на другую( спец.).

В метафоренаблюдаетсясложностьотношенийпрообраза иобраза. Метафорическиесвязи весьмаприхотливыи чаще всегоявляются имплицитными( скрытными ).На семном уровнеэто выглядиткак переходгипосемы ( частоконнотативной) из производящегозначения вгипосему илигиперсемупроизводного.В слове лиса‘хищноемлекопитающееиз семействасобачьихc длиннымпушистым хвостом‘имеется скрытаяконнотативнаясема ‘хитрость‘, по народнойтрадицииприписываемаяэтому животному.Второе значениеэтого слова- ‘хитрый, льстивый человек‘возникло наоснове коннотативногосозначенияи включает егокак гипосистемув новое значениеслова.
Вопроспервичнойфункции метафорырешается по-разному.В риторике илексикологииметафорарассматриваласьпрежде всегокак средствономинации.Однако естьоснованиясчитать исходнойдля метафорыфункцию характеризации, связывающаяее с позициейпредиката.Семантическаядвуплановостьметафоры затемняетее предметнуюотнесенность.Референция(отнесенностьактуализованных, включенныхв речь, имен, именных выражений, именных группили их эквивалентовк объектамдействительности) метафорыосуществляетсяобычно черезустановлениеее анафорическойсвязи с прямойноминациейпредмета.
Метафораможет бытьпростой, состоящейиз одного выражения, употребленногов переносномзначении ( вместоулей — « кельявосковая»), и развернутой.Примером развернутойметафоры являетсяследующийотрывок извступленияк поэме В.Маяковского« Вовесь голос», в которомпоэт уподобляетсвою позициюгрозному оружию:

Парадомразвернув моихстраниц войска,
Япрохожу построчечномуфронту...

Метафорахарактеризуятот или инойпредмет, явление, понятие делитсяна несколькотипов: индивидуально- авторская, антропоморфная, генитивная, зооморфная, синестезия(кинестезия).
Индивидуально — авторская метафора — ассоциативная семиляция по субъективным семам:

Твоесолнце когтистымилапами
Прокогтялосьв душу как нож...;

Словноя весеннейгулкой ранью
Проскакална розовомконе...

Антропоморфная метафора — приписываются свойства человека либо животным, либо неодушевленным предметам.

Моресмеялось.
Монахпомойноговедра.

Генитивная метафора — одна из компонентов употребляется в форме Р.п.

Тростинкимачт.

Зооморфная метафора — приписываются свойства животного человеку, либо неодушевленному предмету.

Совесть- когтистыйзверь.
Собакевичбыл настоящиймедведь.

Синестезия ( кинестезия ) — языковая метафора, но происходит семиляция чувственных признаков, сенсорных.

Горькиемысли, сладкиемечты, холодноесердце, горячая
любовь.

Будучимногоаспектнымявлением, метафорасоставляетпредмет изученияряда отраслейзнаний и разделовлингвистики.Как определенныйвид троповметафора изучаетсяв поэтике(стилистике, риторике, эстетике), как источникновых значенийслов — в лексикологии, как особый видречевого употребления- в прагматике, как ассоциативныймеханизм иобъект интерпретациии восприятияречи — в психолингвистикеи психологии, как способмышления ипознаниядействительности- в логике, философии(гносеологии)и когитивнойпсихологии.
Наиболееполно метафораизучена влексикологии.
Обаосновных типаполнозначныхслов — именапредметов иобозначенияпризнаков — способны кметафоризации, значения. Чемболее многопризнаковым, информативнобогатым инерасчлененнымявляется значениеслова, тем легчеоно метафоризируется.Среди имен этопрежде всегоконкретныесуществительные- имена естественныхродов, реалийи их частей, создающиеметафорическиеперифразы (баловеньсудьбы, питомецбрани). Среди признаковыхслов — это прилагательные, обозначающиефизическиекачества ( колючийответ), описательныеглаголы ( совестьгрызет, мыслитекут) и др. Иногдавыделяемаясентенциональнаяметафора порожденааналогией междуцелыми ситуациями( небросай словна ветер).
Поспособу воздействияна адресатаметафора делитсяна эпифоры идиафоры. Дляпервых основойявляетсяэкспрессивнаяфункция ( апелляцияк воображению), для вторых — суггестивная(апелляция кинтуиции). Покогнитивнойфункции метафорыделятся навторостепенные( побочные ) ибазисные ( ключевые). Первые определяютпредставлениео конкретномобъекте иличастной категорииобъектов, ( совесть- когтистыйзверь), вторые ( это всегда диафоры) определяют способ мышления о мире ( картину мира ) или о егофундаментальнойчасти ( весьмир театр, и мыего актеры).
Метафоризациязначения можетпроисходитьв пределаходной функциональнойкатегории словлибо сопровождатьсясинтаксическимсдвигом. Метафора, не выходящаяза пределыконкретнойлексики, используетсядля целей номинации.Вторичная дляметафоры функцияслужит техническимприемом образованияимен предметов( белокглаза, ножкастола). Номинативнаяметафора частопорождаетамонимию.Метафоризациязначения признаковыхслов заключаетсяв выделениив объекте (соответствующемклассе объектов) признаков, уподобляемомпризнаком, присущим другомуклассу предметов(тупойнож и тупаяболь, тупоешило и туройученик).Метафора этоготипа имеетэвристическую, познавательнуюценность ислужит источникомполисемиислова. Закономерности расширениясочетаемостипризнаковыхслов сводятсяк движению отконкретныхк абстрактными к действиюпринциповантропо изооморфизма.Метафоризациязначения можетсопровождатьсяпереходомсуществительногоиз именнойпорции в предикатную.
Метафораэтого типаимеет своейцелью индивидуализациюобъекта. Образнаяметафора вводитв язык синонимы( пугливыйи заяц). Обратныйописанномупроцесс переходапризнаковогозначения вкатегориюконкретнойлексики нетипичен дляметафоры.
Длявыясненияприроды метафорыважно определитьее синтаксическиесвойства. Предложениес метафорическимсказуемымсинтаксическисходно с утверждениемтождества последующимчертам:
оно выражает фактуальное суждение ( метафора, как и тождество, констатируется);
указывает на неградуированный ( статичный ) признак ;
дает константную характеристику предмета;
не допускает синтаксического распространения признаковыми словами, указывающими на меру сходства.
Оноотличаетсяот предложенийтождества последующимпризнакам:
истинность метафорически выраженного суждения не всегда может быть логически установлена;
предикатная ( образная ) метафора не может быть кореферентна своему субъекту;
метафорическое предложение асимметрично, т.е. не допускает инверсии своих членов.
Этисвойства сближаютметафорическиепредложенияс утверждениямисходства, подобия.Синтезируяконценты тождестваи подобия, предложенияс субстантивнымметафорическимпредикатомнаиболее близкик предложениямклассифицирующеготипа ( Выроза и Этотцветок роза). Метафорическихпредикат принимаетотрицаниетолько в контекстепрямого выражения.
Естественноеместо метафоранаходит впоэтической, художественнойречи, в которойона служитэстетической( а не собственноинформативной) функции языка.Это проявляетсяв том, что к метафоренет стандартноговопроса. В поэзии, не придерживающейсяпринципаэксплицитности, метафораупотребляетсяпо преимуществуво вторичнойдля нее номинативнойфункции, вносяв именные позицииатрибутивныеи оценочныезначения. Дляпоэтическойречи характернабинарная метафора( метафора — сравнение ), объединяющаяв генитивноесочетания именасопоставляемыхпредметов — объектов (брильянтыросы, тростинкимачт).Благодаряобразу метафорасвязывает языкс мифом и искусствоми соответствующимиим способамимышления — мифологическим, художественным, синтетическим.Метафора играетбольшую рольв формированииконцептуальныхсистем.
В поэзиии прозе метафоране только средстволексическойвыразительности, но способ построенияобразов.
Всякаяметафора рассчитанана не буквальноевосприятиеи требует отчитателя уменияпонять и почувствоватьсоздаваемыйего образно- эмоциональныйэффект. Умениевидеть второйплан метафоры, содержащеесяв ней скрытоесравнение, необходимодля освоенияобразных богатствлитературы.
Многиечерты метафорысовпадают собщими свойствамисравнения. Ноесть некоторыеособенности, присущие именнометафоре. Задумаемся, с какой цельюмастера стихаи прозы прибегаютк этому приему, называя толькото, с чем сравниваетсяизображаемыйпредмет илипонятие, и утаиваяего прямоенаименование? Делается этодля того, чтобызаставитьработать мысльи воображениечитателя. Метафоратребует от насдуховногоусилия, котороесамо по себеблаготворно.СтихотворениеА.С.Пушкина «Пророк» являет собойвыразительныйпример того, как развернутаяметафора практическиреализует тусамую задачу, которая сформированав заключительномстихе:

«Глаголомжги сердцалюдей».

Проникаяразумом и чувствомв смысл каждогоиз звеньевразвернутойметафоры, мынеизбежноподвергаемсямощному воздействиюпоэзии: метафора- своеобразныйрычаг, приводящийв движение уми душу читателя.
Можновыделить дваосновных типаметафор. В первомиз них неназванный, но подразумеваемыйпредмет можетбыть выявленс достаточнойотчетливостью.Так, читая уПушкина:

Улыбкойясною природа
сквозьсон встречаетутро года,

мы понимаем, что « утрогода» — это весна икак — то иначетолковать этуметафору невозможно.Или возьмемтакие строкиу А.А. Фета:

Какаягрусть! Конецаллеи
Опятьс утра исчезв пыли,
Опятьсеребряныезмеи
Черезсугробы поползли.

Метафора« серебряныезмеи »звучит чрезвычайнотаинственно, пробуждаетсложные эмоции, по предметныйплан ее вполнеконкретен, этовьюга, поземка.
Метафорывторого типадопускаютразные понимания, соединяютнесколькопредметныхзначений. Так, возможны вариантыв толкованиивыражения «угль, пылающийогнем», в «Пророке».Не подыскатьединственногоконкретногозначения дляесенинского« розовогоконя».
Наоснове метафорпервого типамогут строитьсяаллегории.Метафора второготипа поройприближаетсяк символу.
Поэтическаяметафора отличаетсяот примелькавшейсябытовой метафорысвоей свежестьюи новизной.
Есениноставил намчудесное поэтическоенаследство.Его талантраскрылсяособенно яркои самобытнов лирике. Лирическаяпоэзия удивительнобогата и многограннапо своему душевномувыражению, искренностичувств и драматизму, по своей сердечнойвзволнованностии человечности, лаконичностии живописностиобразов.
Есенинобладал неповторимымдаром глубокогопоэтическогосамораскрытия:
--PAGE_BREAK--
Несказанное, синее, нежное...
Тихмой край послебурь, послегроз,
Идуша моя — полебезбрежное-
Дышитзапахом медаи роз.
..............................................................
Синиймай. Зареваятеплынь.
Непрозвякнеткольцо у калитки.
Липкимзапахом веетполынь.
Спитчеремуха вбелой накидке.
..............................................................
Мелколесье.Степь и дали,
Светлуны во всеконцы.
Вотопять вдругзарыдали
Разливныебубенцы.

Подобношишкинскомулесу или левитанскойосени нам бесконечнодороги и близкии « зеленокосая»есенинскаяберезка — самыйлюбимый образпоэта; и егостарый клен« наодной ноге», стерегущий« голубуюРусь»; и цветы, низкосклонившиев весеннийвечер к поэтусвои головки.
Всебогатствословеснойживописи уЕсенина подчиненоединственнойцели — дать читателюпочувствоватькрасоту и животворнуюсилу природы:

Сыплетчеремуха снегом,
Зеленьв цвету и росе.
Вполе, склоняяськ побегам,
Ходятграчи в полосе.

Никнутшелковые травы,
Пахнетсмолистойсосной.
Ойвы, луга и дубравы,-
Яодурманенвесной.

В стихахЕсенина природаживет богатойпоэтическойжизнью. Она всяв вечном движении, в бесконечномразвитии иизменении.Подобно человекуона рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.В изображенииприроды Есениниспользуетбогатый опытнародной поэзии.
Он частоприбегает кприему олицетворения.Черемуха у него«спитв белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут,«тучакружево в рощесвязала»,«пригорюнилисьдевушки — ели»,«улыбнуласьсолнцу соннаяземля»,«словнобелою косынкойподвязаласясосна»,«заряокликает другую»,«плачетметель, какцыганскаяскрипка», и «березыв белом плачутпо лесам»,«кленочекмаленький маткезеленое вымясосет»,«тихо- в чащеможжевеляпо обрыву, осень- рыжая кобыла- чешет гриву»,«вечер, свесившисьнад речкойполощет водоюбелой пальцысинихног», сосна «покачнуласькак старушка»,«чиститмесяц рога».Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы — все в стихахЕсенина движется, живет вместес человеком.Болото «куритоблаком», ивы «вызваниваютв четки».
Природау Есенина играети переливаетсявсеми цветамирадуги:
Синийтуман. Снеговоераздолье,
Тонкийлимонный лунныйсвет...
.........................................................
Золотоюлягушкой луна
Распласталасьна тихой воде.
..........................................................
Яв твоих глазахувидел море,
Полыхающееголубым огнем.
.........................................................
Овсех ушедшихгрезит конопляник
Сшироким месяцемнад голубымпрудом.
.........................................................
Гаснуткрасные крыльязаката,
Тиходремлют в туманеплетни.

Цветоваягамма способствуетпередаче тончайшихнастроений, придает романтическуюодухотворенность, свежесть образамЕсенина.
Любимыецвета поэта- синий, голубойи золотой. Этицветовые тонаусиливаютощущение необъятностипросторовРоссии («толькосинь сосетглаза»,«солнцаструганныедранкизагораживаютсинь»и т.п.), создаютатмосферусветлой радостибытия («вечеромлунным, вечеромсиним»,«предрассветное,синее, раннее»,«влетний вечерголубой»), выражают чувствонежности, любви(«голубаякофта, синиеглаза»,«пареньсинеглазый»,«заметалсяпожар голубой»и т.п.). Золотойблеск переливаетсяв его стихах:«Сердце — глыбазолотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорви- голова».
Отсюданеожиданность, смелость многихкрасочныхэпитетов уЕсенина. Поэтговорит: «ОРусь, малиновоеполе», или «розовыйконь», или «синеесчастье». Этаромантическаяструя, если такее можно назвать, занимает значительнуюдолю в есенинскойстилистике.Стилистическиесредства цветовойхарактеристикиЕсенин умеетиспользоватьисключительнотонко для созданияпоэтическогонастроения:

Синийтуман. Снеговоераздолье,
Тонкийлимонный лунныйсвет.
Сердцуприятно с тихоюболью
Что- нибудь вспомнитьиз ранних лет.

В поэзииЕсенина наспокоряет изахватываетв «песенныйплен»удивительнаягармония чувстваи слова, мыслии образа, единствовнешнего рисункастиха с внутреннейэмоциональностью, душевностью.
Тяготениене к отвлеченностям, намекам, туманнымсимволаммногозначности, а к вещностии конкретностиотличает поэтикуЕсенина. Поэтсоздает своиэпитеты, метафоры, сравнения иобразы. Но онсоздает их пофольклорномупринципу: онберет для образаматериал изтого же деревенскогомира и из мираприроды и стремитьсяохарактеризоватьодно существительноедругим. Вот, например, образлуны. Поэт говорит:«Золотоюлягушкой лунараспласталасьна тихой воде!»или «Хорошобы, на стогулыбаясь, мордой месяцасено жевать».Или «Луна, как желтыймедведь, в мокрой травеворочается».Лягушка, морда, медведь — всеочень конкретнои сразу переноситв ту обстановку, которую в данномстихотворенииописывает поэт.
У Есенинавечер золотойметелкой «расчищаетпуть»,«синийсумрак бредет», как стадо овец.
Эпитеты, сравнения, метафоры влирике Есенинасуществуютне сами по себе, ради красивойформы, а длятого, чтобыполнее и глубжевыразить себя.
Отсюдастремлениеко всеобщейгармонии, кединству всегосущего на земле.Поэтому одиниз основныхзаконов мираЕсенина — этовсеобщий метафоризм( что позже приведетпоэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихиии предметы — все это, по Есенину, дети однойматери — природы.
Примеромполного взаимопроникновенияприроды и человекаможет служитьстихотворение«Зеленаяприческа».Оно развиваетсяв двух планах:березка- девушка.

Чтошепчет тебеветер ?
Очем звенитпесок ?
Ильхочешь в косы- ветви
Тылунный гребешок?

Читательтак и не узнает, о ком это стихотворение- о березке илио девушке. Потомучто человекздесь уподоблендереву — красавицерусского леса, а она человеку.Березка в русскойпоэзии — символкрасоты, стройности, юности; онасветла и целомудренна.
Рядомс поэтическимидеталями земногомира («белыхяблонь дым»,«странаберезовогоситца»,«весеннейгулкой ранью»)-образмифологический, символический- образрозового коня.Розовый конь- символ восхода, весны, радостижизни. Но и реальныйкрестьянскийконь на зарестановитсярозовым в лучахвосходящегосолнца. Сутьэтого стихотворения- благодарственнаяпесня, благословениевсего живого.
Стройсравнений, образов, метафор, всех словесныхсредств взятиз крестьянскойжизни, роднойи понятной.

Тянуськ теплу, вдыхаюмягкость хлеба
Ис хруптом мысленнокусая огурцы,
Заровной гладьювздрогнувшеенебо
Выводитоблако из стойлапод уздцы.

Здесьдаже мельница- бревенчатаяптица
Скрылом единственным- стоит, глазасмежив.

Солнцесравниваетсяс сохой, месяц- с ягненкомили с пастушьимрожком. Такиеметафоры исравнениянасыщают почтикаждое стихотворение.
В «Небесномбарабанщике»почти отсутствуютобразы, навеянныестарой христианскойпоэтикой. («Сердце- свечка за обедней»,- этот, да ещедва — три подобныхобраза только, пожалуй, и встретишьво всем стихотворении.При всей планетарности, космическойустремленностиобразов «Небесногобарабанщика»основа их жизненнореальна. Этоотносится ик развернутомуобразу — метафоре«солнце- барабан», играющемуважную идейно- композиционнуюроль в стихотворении, и образу «белогостада горилл», и другим.

Верьте, победа за нами!
Новыйберег недалек.
Волныбелыми когтями
Золотойскребут песок.
Намли страшныполководцы
Белогостада горилл?
Взвихреннойконницей рвется
Кновому берегумир.

Мыидем, а там, зачащей,
Сквозьбелесость итуман
Нашнебесный барабанщик
Лупитв солнце — барабан.

Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тенине захватываютвнезапно воображение, где на первыйвзгляд в природенет броских, запоминающихсякартин и многоедавно ужепримелькалось, поэт вдругнеожиданнои смело открываетновые краски:

Поетзима — аукает,
Мохнатыйлес баюкает...
Апо двору метелица
Ковромшелковым стелится.

Улыбнулисьсонные березки,
Растрепалишелковые косы.

Дремлетлес под сказкусна...

Метафоричностьобразов — эточерты художественногостиля поэта.
О способностипоэта раскрыватьна основе сходстваявлений внешнепредметнойи психическойжизни, пользоватьсяразличнымиприемамиметафоризации, выпуклогоконкретно — вещественноговыраженияпереживаний, идущими чащевсего от народнойзагадки и песни, много писалосьв критике и висследовательскойлитературе, обосновывалсявывод о том, что с годамиесенискаяконкретно — предметнаяобразностьвидоизменялась, качественнообогащаласьи совершенствовалась, пополняласьновыми приемамии формами.
Поэтулавливаетзапах вишени моха от поднимающейсякак бы из глубинылеса луны, ондаже слышит, как

… Нежноохает ячменнаясолома,
Свисаяс губ кивающихкоров.

Хвойнойпозолотойвзвениваетлес

Межкустов ворковаларека.

Этунеповторимуюи тленную красотупоэт пытаетсяпродлить, хотябы метафорически, в бытие природы.Отсюда слияниеженского образас пейзажем:

Салым соком ягодна коже,
Нежная, красивая, была
Назакат ты розовыйпохожа
Икак снег лучистаи светла.

Ивы- кроткие монашки.

Обращениек сравнительнойпоэтике раскрываетглубинную, пожалуй, генетическуюсвязь образов, символов, поэтическихреалий, окружающихесенинскогогероя. Это иобраз страдания- сердца, преображенныйЕсениным вразветвленнуюметафору, вовлекшуюв свое полеобразы глаз, лица, волос ит.д. Это и образконя — судьбыс трагическимфиналом, судьбызвезды, осеннейтемной ночи, пути — дороги, времени:

Чтокогда — то былоясно соколупора — времечко,
Чтолетал — то млад- ясен сокол поподнебесью...

Совершеннымсимволическиманалогом человекав поэтическоммироощущенииславянскихнародов являетсядерево.

Какдерево роняеттихо листья,
Такя роняю грустныеслова.

Своеобразнодополняетсямотив природыу Есенина образамиживотных. Поэтписал о любвик животным, осуждал жестокоеобращение сними.
Этиобразы используютсяв поэзии С. Есенинаи как традиционныелитературно- фольклорнаясимволика. Встихотворении«Русь»вороны — вестникинесчастья:

Понакаркаличерные вороны:
Грознымбедам широкийпростор.
Красногривыйжеребеноксимволизируетстарую патриархальнуюдеревню, ещене осознавшуюпереход к новойжизни.

Неужелион не знает, что живых коней
Победиластальная конница.

Чащевсего наименованиеживотных приводятсяв сравнениях, в которых сживотнымисопоставляютсяпредметы иявления, частоне связанныес ними в действительности, но объединенныепо какому — либоассоциативномупризнаку, служащемуосновой дляего выделения.

Какскелеты тощихжуравлей,
Стоятощипанныевербы...

Синийсумрак, какстадо овец;

по цветовомусходству:

Попруду лебедемкрасным
Плаваеттихий закат;

по близостии сходствуфункций:

Какптицы, свищутверсты
Из- под копыт коня...

Какжелна, над неюмгла носилась;

по какому- либо ассоциативному, иногда субъективновыделенномупризнаку:

Ябыл, как лошадьзагнанная вмыле,
Пришпореннаясмелым седоком...

Иногдапоэт используети характернуюдля русскойнародной поэзии- песни формупараллелизма:

Некукушки загрустили- плачет Танинародня.

В произведенияхЕсенина анималистическое( изображениеживотных ) сравнениеили зооморфнаяметафора частоперерастаетв развернутыйобраз:

Тихов чаще можжевеляпо обрыву.
Осень- рыжая кобыла- чешет гриву.

Желтыйцвет осеннихлистьев вызываетассоциациюс рыжей кобылой.Но осень нетолько «рыжаякобыла»(сходство поцвету), она «чешетгриву»: образ раскрываетсячерез сравнениес животнымзримо, в красках, звуках, движениях.
Вотпочему возникаетсопоставленияявлений природыс животными: месяц — «ягненочеккудрявый»,«жеребенок»,«золотаялягушка», весна — «белка», тучи — «волки».К животным иптицам приравниваютсяпредметы, например, мельница — «бревенчатаяптица», печь — «верблюдкирпичный».
На основесложных ассоциативныхсопоставленийу явлений природыпоявляютсясвойственныеживотным иптицам органы: лапы, морды, рыла, когти, клювы:

Волныбелыми когтями
Золотойскребут песок;

Клени липы в окнакомнат,
Веткилапами забросив,
Ищуттех, которыхпомнят;

Чиститмесяц в соломеннойкрыше
Обоймленныесинью рога.

Метафорическоеиспользованиеанималистическойлексики воригинальныхсравненияхсоздает своеобразиестиля С. Есенина, синкретизмобразов.
Использованиев произведенияхназвания животныхобычно сопровождаютсяприлагательными- эпитетами, чаще всего созначениемцвета: желтыйворон, медведь, заяц, бабочка; черный лебедь, конь, птицы, галки, жаба; красный лебедь, конь, красногривыйжеребенок, красношерстнаяверблюдица,; рыжая кобыла, рыжее стадо, рыжие щенята.Больше всегоцветовых определенийимеет словоконь: белый, буланый, красный, розовый черный.Эпитеты конкретизируютобразы животныхи служат средствомих поэтизации, авторскойоценки.
Поэтнаделяет ихчеловеческимикачествами:

Ижуравли, печальнопролетая,
Ужне жалеют большене о ком.
Набору со звонамиплачут глухари.
Плачетгде — то иволга.

Образыживотных используюти как символы, традиционноустановившиесяв русской литературеи фольклоре, например лебеди- символ красоты.
Чистосимволическоезначение приобретаюти цвета животных: красный конь- символ революции, розовый конь- образ молодости, черный конь- предвестниксмерти.
Дляположительнойобрисовкиобразов животныхиспользуютсяи эмоциональнаялексика, исловообразовательныесредства, иметафорическиеэпитеты, и особыеинтонации.
Каки в реальнойдействительности, поэтическоммире Есенинавремя и пространствосвязаны с движением( восход поливаеткрасной водойкапустныегрядки, болотокурит облаком, ветер пляшет, мрак синимлебедем выплылиз рощи ).
Есенинскаяметафора бываети именной иглагольной, каждая из которыхв свою очередьподразделяетсяна не олицетворяющуюсяи олицетворяющуюся.Именная неолицетворяющая:«снег черемухи»- цветы и олицетворяющая:«желтый лик»- диск месяца, глагольнаяне олицетворяющая:«сокроюсьмогилой» — умруи олицетворяющая:«колоколазаплакали»- зазвонили.
Такимобразом, существительноеявляется основойесенинскойметафоры, аолицетворенияи сравнения«держатся»на глаголе.Есенинскоеолицетворениенаряду с общимидля метафорыи сравненияформами ( глагольная:«прибрелавесна»; именная:«подол вечера»; эпитетная;«сонная тишина») имеет и своиспецифические.Например, эпитетиногда выступаетв форме наречия(«Плывет задумчиволуна») или краткогоприлагательного(«Осенний деньпуглив и дик»).
Есенинскаяметафоричностьстановитсяболее «скрытой».Самые, казалосьбы, простыеслова ( снег, цветение, голубой, песни и т.д. )метафоризуютсяи даже символизуются, неся в себедополнительныйхудожественныйсмысл, полученныйв контекстеесенинскоготворчества.
В стихотворении«Поет зима — аукает...» умелои со вкусомиспользованыантропоморфныеметафоры исравнения. Зима«аукает» и«поет», «баюкает»мохнатый лес,«метелицаковром шелковымстелится», авьюга ревети злится.

Дремлетлес под сказкусна.

Поетзима — аукает,
Мохнатыйлес баюкает...
Апо двору метелица
Ковромшелковым стелится.

Улыбнулисьсонные березки,
Растрепалишелковые косы.

В раннихстихах Есенинаесть немалопривычных слухуметафор, созвучийи других элементовпоэтическогоорнамента, авместе с темпорой удачнонайденныеслова, аллитерациипридают простомусопоставлению, образу какую- то первозданность.Например:

Сонныйсторож стучит
Мертвойколотушкой.

В сочетанииэти эпитетыусиливают исоздают эффектдеревенскойумиротвореннойтишины.
В стихотворении«Микола» интонация«сказочно — волшебная».Создавая свойсказочный мир, поэт находитновые метафорыи эпитеты.

Кружевомлес украшен,
Елисловно купина,
Полощинам черныхпашен -
Пряжавыснежногольна.

Злыескорби, злоегоре
Дальхолодная впила;
Загораются, как зори,
Всинем небекупола.

Подберезкою — невестой,
Засухим посошняком,
Утираетсяберестой,
Словномягким рушником.

Былиннуютональность«Песни о ЕвпатииКоловрате»усиливаютметафоры, длякоторых материаломслужит не толькоземная природа, но и тела «небесные»: звезды — ласточкизагадывают«думу — полымя», называя месяц«желтым ягнищем», советуют емуне «бодаться»с тучами. А саммесяц находитсяна «привязи»и на землю «кровьюкашляет», видя, как татары льютреки крови.

Каквзглянулизвезды — ласточки,
Загадалидуму — полымя:
Чтой- то Русь захолынулася,
Альне слышит лязгубранного?

Щебетнулизвезды месяцу:
«Ойты, желтое ягнятище!
Тыне лени травунебесную,
Перестаньбодаться стучами».

Каквзглянул тутмеся с привязи,
Аин жвачка зубывытерпла,
Поперхнулсяс перепужины
Ина землю кровьюкашлянул.

Дляпоэта природа- это чудесныйи необъятныйхрам, в которомвсе прекрасно.Любовь к земле, к лугам и травам, лесам и озерампроникнутыстроки стихов.В них звучатзадушевныемелодии, какбы передающиедыхание самойприроды: порывыветра, шепотлистьев, пениептиц. Уже в самыхранних стихотворенияхприрода дляЕсенина незастывшийпейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническомединении счеловеком.
Образноевоплощение, четкая метафора, чуткое восприятиефольклора лежатв основе художественныхизысканийЕсенина.
ЛИТЕРАТУРА

Толковый словарь русского языка. в 4-х томах. Под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. Издательство «Терра», М., — 1996 г.
Лингвистический энциклопедический словарь. Под редакцией профессора В.Н. Ярцева. «Советская энциклопедия», М.,- 1990 г.
Словарь русской литературы. Под редакцией М.Т. Уртминцева. Издательство «Три богатыря», Нижний Новгород, — 1997 г.
Краткий словарь литературоведческих терминов.
Л. Тимофеев, Н. Венгров.Издательство« Учпедиз », М., — 1963 г.
Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника.Составил А.А. Воротников. Минск, «Валев» — 1995 г.
Литература. Справочник школьника. Под редакцией В.Я. Липкова, Н.Г. Быковой. Филологическое общество «Слово», М.,-1995 г.
Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 3-х частях, часть 1. Под редакцией Е.И. Дибровой. Издательство «Феникс» г. Ростов — на — Дону, 1997 г.
Современный русский язык. Составили Н.С. Волгина, Д.Э. Розенталь. Издательство «Высшая школа», М., — 1971 г.
История русской советской литературы. В 4-х томах. Под редакцией А.Т. Дементьева. Том 1. Издательство «Наука», М., — 1967 г.
Художественные искания Есенина. А.А. Волков. «Советский писатель»., М., — 1976 г.
Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. Прокушев Ю.Л. Издательство «Молодая гвардия», М., — 1989 г.
Сергей Есенин. Проблемы творчества. Сборник статей. Составил П.Ф. Юшин. Издательство «Современник», М., — 1978 г.
Сергей Есенин. Собрание сочинений в 3-х томах. Под редакцией Е.А. Есениной, С.А. Васильева. Издательство «Правда», М., — 1970 г.
Сергей Есенин. Избранное. Под редакцией Ж.Т. Новосельской, С. Крившенко. Издательство «Дальневосточное», Владивосток, 1972 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.