Реферат по предмету "Иностранные языки"


Жанр автобиографии на примере Автобиографии Бенджамина Франклина

Министерствовысшего образованияРФ

РоссийскийГосударственныйПедагогическийУниверситет
им. А. И. Герцена

Факультетиностранныхязыков

К У Р С О В ОЙ П Р О Е К Т
Тема: Жанравтобиографиина примере«Автобиографии»
БенджаминаФранклина

Руководитель: Абиева Н. А.

Санкт-Петербург
2002

Содержание:
Введение 3 Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина 7 Заключение 21 Список литературы 22

Автобиография(греч. autуs– сам, bнos– жизнь, grбpho– пишу), формабиографии, гдеглавным героемявляется автор; обычно пишетсяот первого лицаи охватываетбольшую (илисамую важную)часть его жизни.
Автобиографическаяустановка, еслирассматриватьее в историческойперспективе, гораздо болеехарактернадля Новоговремени, нежелидля эпохи античности.Быть может, истоки самоанализаследует искатьдаже не в античнойлитературе, а в ветхозаветныхпсалмах, книгахпророков иновозаветныхпосланиях. Ноавтобиография– это не простосамоанализ, ей требуетсяопределеннаяповествовательнаяформа. В развитииавтобиографиикак таковойчетко прослеживаютсячетыре (не следующиенепосредственнодруг за другом)периода: онисовпадают сэпохами потрясенийи переворотов.В подобныхобстоятельствахотдельныеличности испытывалиострую потребностьв самовыражении– и создаваливыдающиесяпроизведения, тем самым, создаваяжанр автобиографии.
Одиниз таких конфликтныхпериодов пришелсяна эпоху крушенияантичного мира, и первым великимавтобиографомбыл св. Августин.После Августинавплоть до эпохиВозрожденияи Реформациине было созданони одной значительнойавтобиографии.Жанр автобиографииподнялся нановую ступеньглавным образомблагодаряБенвенутоЧеллини (1500–1571;«Жизнь Бенвенуто…»), Дж. Кардано(1501–1576; «О моей жизни»)и М. Монтеню.Если св. Августинописывал главнымобразом свойвнутренниймир, то Челлинисосредоточенна мире внешнем.Кардано и Монтеньинтересныхисторий нерассказывают, зато оба –первоклассныемастера психологическогоавтопортрета.Кардано классифицируетвсе человеческиекачества, апотом описывает, как каждое изних преломляетсяв его собственномхарактере.ПовествованиеМонтеня лишеносистемы, ноотличаетсяпревосходнымихарактеристиками.Из автобиографовэтого второгопериода следуеттакже упомянутьЭразма Роттердамского, Р. Грина и Дж.Беньяна.
Третийпериод расцветаавтобиографическогожанра был связанс веком Просвещения.Типичный авторэтого периода– Ж. Ж. Руссо. В«Исповеди»и других автобиографическихсочинениях(«Прогулкиодинокогомечтателя»,1802) он описываетсебя без всякихприкрас и пускаетсяв откровения, граничащиес эксгибиционизмом.Создателяминаиболее известныхавтобиографическихсочинений этогои следующеговеков были Б.Франклин, К.Гольдони, Дж.Казанова, Эд.Гиббон, И. В. Гёте, Шатобриан, В.Скотт, АнриБейль (Стендаль), Ли Хант, Т. ДеКуинси, А. Ламартин, Дж. Г. Ньюмен, Г. Берлиоз, ЖоржСанд, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Герцен, А. Троллоп, Г.Торо, Д. Рескин, Э. Ренан, Л. Толстойи Ф. Ницше.
Сначалом XXвека автобиографиявступает вчетвертыйпериод своегоразвития. Новыеоткрытия вобласти психологиизаставлялизадуматьсяо сложностичеловеческойличности, в томчисле о бессознательныхмеханизмахпсихическойдеятельности.Появилиськонкурирующиеидеологии, иих соперничествовыливалосьуже не в «войны»идей, но в войныв буквальномсмысле этогослова – и вмасштабах, превосходившихвсе прошлыеконфликты.Неудивительно, что в XXв. было написанобольше автобиографий, чем за все предыдущиеэпохи вместевзятые. Однакобыло бы затруднительновыделить какую-тоодну из них кактипичную длясвоей эпохи.К числу лучшихавтобиографовXXвека можноотнести Г. Адамса, Г. К. Честертона, Т. Драйзера, Х.Эллиса, А. Жида, Эд. Госса, М.Горького, Г.Джеймса, МаркаТвена, Г. Дж. Уэллса, У. Б. Йитса и Ж.П. Сартра.
Еслирассматриватьавтобиографическийжанр более слитературной, нежели с историческойточки зрения, в нем можновыделить рядсоставляющих.Автобиографииразличаются, во-первых, посоотношениюфизическихи «ментальных»событий – потому, сколькоместа отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениями окружениюавтора, а с другой– его мыслями переживаниям.Во-вторых, автобиографииразличаютсяпо разнообразиюи широте затронутыхв них проблем, что, в свою очередь, зависит отвозможностейи жизненногоопыта автора, от характераего интересови кругозора.В-третьих, имеютсяеще различияморальногосвойства, частичнообусловленныенекоторымидополнительнымифакторами:«активностью»и надежностьюпамяти автобиографа, его честностьюи объективностью, откровенностью, с которой онрассказываето себе или выноситте или иныеоценки. Наконец, автобиографииразличаютсяпо своим художественнымдостоинствам– по тому умению, с каким авторотбирает самоеважное, организуетматериал, оцениваетвзаимосвязипричин и следствийи выявляетединый планза многообразиемжизненныхявлений.
Цельавтобиографии– представитьжизнь (или какую-тоее часть) какнекое целое, когда описываемыесобытия отделеныот настоящегонеким временнымпромежуткоми автор можетотнестись кним более илименее беспристрастно, а сами событияуспели приобрестив его глазахбольшую илименьшую осмысленность.Следовательно, автобиографияотличаетсяот дневника, день за днемфиксирующегофакты и впечатления.Она отличаетсятакже и отвоспоминаний(хотя их частопутают), потомучто представляетсобой личнуюисторию автора, в то время какмемуары – историюсобытий, в тойили иной степенизатрагивающихвсе общество.
Хотяжанр автобиографииобычно считаютпрозаическим, по крайней мереодин его прославленныйобразец, «Прелюдия»У. Вордсворта, завершеннаяв 1805, имеет формупоэмы. Вообщеавтобиографическиемотивы (скрытоили явно) встречаютсяв поэзии не такуж редко: достаточновспомнить«Сатиры» и«Послания»Горация, «Новуюжизнь» Данте,«ПаломничествоЧайльд Гарольда»Дж. Байрона,«InMemoriam»А.Теннисона.Теже мотивы частоприсутствуютв эссеистике– у Ч. Лэма, У.Хэзлитта, Р. Л.Стивенсонаи других авторов.Более того, даже личноеписьмо – в сущности, автобиографический«анекдот» икомментариик нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковаязапись). Показательныв этом отношенииписьма Х. Уолполаи ВирджинииВулф.
Иногдав форму автобиографииоблекалисьвымышленныеистории – «РобинзонКрузо» Д. Дефо,«ПутешествияГулливера»Дж. Свифта,«ПохожденияЖиля Блаза»А. Р. Лесажа,«ПриключенияРодерика Рэндома»Т. Смоллетта,«Роб Рой» В.Скотта, «ИсторияГенри Эсмонда»У. М. Теккереяи многие другиекниги. Но стольже часто происходилообратное: романистызаставлялисвоих героевпройти черезиспытания, повторявшиеих собственныйжизненный опыт.Наиболее известныепримеры такогорода – «Амелия»Г. Филдинга,«Дэвид Копперфилд»Ч. Диккенса,«Адольф» Б.Констана, «Онаи он» и другиероманы ЖоржСанд, «ДженЭйр» ШарлоттыБронте, всероманы Л. Толстого,«В поискахутраченноговремени» М.Пруста, «Сыновьяи любовники»Д. Г. Лоренса и«Бремя страстейчеловеческих»У. С. Моэма.

Бенджамин Франклин (1706—1790) принадлежитк чи­слу выдающихся американских прогрессивных мы­слителей и общественных деятелей. Он сочетал в своем лице крупнейшего ученого-энциклопедиста, блестящегопропагандистапросветительскихидей и активногодеятеля буржуазной революции. По решению ВсемирногоСоветаМира 250-летиесо дня рожденияФранклина отмеча­лосьво всех странах.
Научнаяи общественнаядеятельностьФранклинанераз­рывносвязана самериканскойбуржуазнойреволюцией, с спра­ведливойвойной американскогонарода за своюнезависимостьв 1775—1783 годах.
Самымкрупным пообъему и наиболееизвестнымпроизве­дениемФранклинаявляется«Автобиография»(TheLifeofBenjaminFranklinwrittenbyHimself).Она была начатаФранк­линомв 1771 г. в Англии, писалась втечение многихлет, но так иосталасьнезаконченной.В первом изфрагментовописы­ваетсяего детствои жизнь до женитьбыв 1730 г. Второй, бо­леекороткий фрагмент, содержащийизвестныедидактическиестраницы оморальномсамоусовершенствовании, был написанво Франциив 1784 г. Третий ичетвертый, добавленныеФран­клиномуже в США в последниегоды его жизни, доводят повествованиедо 1757 г., обрываясьна эпизодах, связанных сприездом Франклинав Англию в качествепредставителяПен­сильвании.Сохранившийсяплан работыпоказывает, что Фран­клиннамеревалсянаписать историювсей своейжизни. Появлениекнигив свет такжеимеет своюдлительнуюисторию. Перваяи втораячасти былинапечатаныв Париже вофранцузскомпереводев 1791 и 1798 гг. На языкеподлинника«Автобиогра­фия»вышла целикомлишь в 1868 г.
АвтобиографияФранклина —это рассказчеловека «треть­егосословия» отом, как он, полагаясьтолько на своисилы, достигзнаний и славы.Многие эпизодыэтого жизнеописаниясталиклассическими, как, например, появлениебесприютногоюношиФранклина наулицах Филадельфии— города, которыйдолжен былстать аренойего возвышения,— с тремя краюхамихлеба, купленнымина последниеденьги. Безвсякой рисовкиФранклинповествуето своей жизни, комментируетсвои удачи икритикуетошибки. Идеологическаясхема автобиографиита­кова: сперва Франклинприменяетвыработанныеим правилапрактическойморали длядостиженияматериальнойнезависи­мости; затем он используетматериальноеблагополучиедля дальнейшегопросвещениясвоего разумаи для деятельностина пользуобщества.
Пафосрассказа, какэто хорошочувствовалисовременники, был в том, чтогерой автобиографии, молодой буржуа, возвышалсяне путем отреченияот своего классаи перехода кари­стократиии не в качестве«плута», достигающегосвоей целиценойобмана и униженийперед сильнымимира сего, нов рамкахповседневнойжизненнойпрактики буржуазиии как ее выдающийсяпредставитель, которого немогут не признаватьдажевраги. ДругФранклинаВоган, прочитавпервую часть«Автобиографии», писал Франклину(убеждая егоопубликоватьрукопись), чтоистория егожизни можетиметь большеезначе­ние, чем«все жизниПлутарха, взятыевместе». Воганнамечает нескольковажнейших (сточки зрениябуржуазногоПросвеще­ния)воспитательныхзадач, которыепризвана выполнитькнигаФранклина: онапокажет, чточеловек неявляется посвоейприроде злобнымживотным и чтоего моральныека­чествазависят отусловий воспитания; она покажет, сколь малонеобходимознатное происхождение«для счастья, добродетелии величия».Наконец, онабудет способствоватьнадлежащемувзглядуна американскуюреволюцию, показав высокиедостоин­стваодного из еевиднейшихвождей.
Этойоценке Франклинаего современникамирезко проти­воречитукоренившийсяв XIXвека и поддержанныйв особен­ностиромантикамивзгляд на Франклинакак на проповедникафилистерскойморали и грубогоапологетабуржуазно-собствен­ническогоидеала. Карлейльназывает Франклина«отцом всехянки», подразумеваяпод «янки» типамериканскогобессовест­ногобуржуа-дельца.Ките с презрениемговорит о«философствующемквакере, набитомскареднымипоучениями».Этисужденияосновываются, главным образом, на дидактиче­скихстраницах«Автобиографии».
В «Автобиографии»Франклинрассказывает, как в пору своегодуховногосамоопределенияв Филадельфиион «возымелдерзкий ичестолюбивыйзамысел» прийтик моральномусовер­шенству.Он установилс этой цельютринадцатьобязательныхдобродетелей, к овладениюкоторыми емунадлежалостремить­ся: воздержание, молчаливость, стремлениек порядку, реши­тельность, бережливость, прилежание, искренность, справедли­вость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, сми­рение.Франклинрассказывает, как, не надеясьсразу овла­детьвсеми тринадцатьюдобродетелями, он практиковалих по очереди.Он приводитсоставленнуюим табличку, на которой онкаждодневноотмечал своидостиженияи промахи напути моральногосовершенствования.Франклин нескрывает, чтопоставленнаязадача быладля него неотрывнаот задачиматериальногопреуспевания.С характернойдля него откровен­ностьюон рассказывает, как, желая произвестиблагоприятноевпечатлениена соседейсвоим трудолюбиеми тем повыситьу них свойкоммерческийкредит, он самперевозилбумагу в своютипографиюна ручной тележкетак, чтобы всеэто ви­дели.Такой поступок, по правилампрактиковавшейсяФранкли­ном«моральнойарифметики», согласовывалсяс добродетелямиприлежанияи бережливости, но, без сомнения, приходил впротиворечиес добродетельюискренности, так как не вызывалсянеобходимостью.
В самомначале своей«Автобиографии»Франклин снекото­ройгордостьюзаявляет: «…по своемупроисхождениюя не был ни богат, ни знатен ипервые годымоей жизнипрошли в бедностии безвестности…»
Подчеркиваяприоритетмелкого тружениканад богатымбездельником, Франклин вовсене предполагалограничитьпределы капиталистическойсобственности.Его большеустраи­валаумереннаясоциально-политическаяпрограммаВольтера, чеммелкобуржуазныйрадикализмРуссо. Однако, подобно Вольтеруи Руссо, Франклинборолся заторжествоновой, болеепрогрессивнойкапиталистическойформации, выступалпротивфеодальныхпережитков, которые в условияхАмерики тоговремени усугублялисьотвратительнойсистемой рабства,gэтом — огромнаяисторическаязаслуга Франклина.
Общественно-политическаяи теоретическаядеятельностьФранклинатакже явиласькрупным шагомвперед. Его имянавсегда вошлов историю науки, в историюпросветительскойфилософии XVIIIвека.
Франклинполучил широкуюизвестностькак естествоиспы­татель, как выдающийсяпредставительпередовойтехническоймысли XVIIIстолетия, какблестящийзнаток политическойэкономии, какисторик, социологи философ. Онбыл также авторомзамечательныхлитературныхпроизведений, метких памфлетов, остроумныхпародий на«священные»книги.
В своей«Автобиографии»Франклин сообщает, как еще враннем возрастеон с помощьюсвоего отцаизучал техникуи научилсяконструироватьв опытном порядкенебольшиемеха­низмы.«…Отец, — пишетФранклин, —стал брать меняс собой напрогулки ипоказывал мнеплотников, каменщиков, тока­рей, медникови других мастеровза их занятиями, чтобы иметьвозможностьобнаружитьмои склонностии определитьменя к такомуремеслу, котороеудержало быменя на суше.Мне всегда стех пор доставлялоудовольствиевидеть, какуправ­ляютсясо своимиинструментамихорошие мастера; мне пошло напользу и то, что я приобрелнекоторый навыки мог сам сде­латькое-что в доме, если нельзябыло найтимастера; крометого, я умеюсвоими рукамиизготовлятьнебольшиемашины длямоих опытов».
В своей«Автобиографии»Франклин повествуето том, как онеще в 15-летнемвозрасте началсомневатьсяво многих религиозныхдогматах, несмотряна строго религиозноевоспи­тание, полученноев семье. Такназываемыесвященные книгине удовлетворялимолодого Франклина, и он стал скептиче­скиотноситьсяк самому понятию«божественноеоткровение».Однаждыв его руки попалонесколько книг, направленныхпротив деизма.Эти книги оказалина молодогоФранклинаглубокоевлияние. «Аргументыдеистов, — писаламери­канскиймыслитель, —которые приводилисьдля опровер­жения, показалисьмне гораздосильнее, чемсами опро­вержения; короче говоря, я вскоре сталсамым настоящимдеистом».
Воспитанныйв религиозномотношении впресвитерианскихправилах, Франклин считалнекоторые догмыэтого вероиспо­ведания, вроде признаниявечных божественныхзаконов илипредопределенияодних людейк спасению, адругих к осужде­нию, неразумными.В результатеон пересталпосещать публич­ныесобрания своейсекты и сделалвоскресеньене днем молитв, а днемнаучных занятий.
В своей«Автобиографии»Франклин пишет, что от религиионзаимствовалтолько верув существованиебога и в созданиемира. Эти принципыФранклин называетсущностьювсякой религиии находит ихво всех вероисповеданиях.Отсюдаон делаетуже чистопросветительскийвывод: все религиив оди­наковойстепени полезны, если они поддерживаютнравствен­ность, и в одинаковойстепени вредны, если они разделяютлю­дейи сеют междуними вражду.Исходя из этого, Франклин призываетк свободе совести, к свободевероисповеданийи кри­тикуетфанатизм влюбых егопроявлениях.
С большимсарказмомрассказываетФранклин осодержа­ниирелигиознойпроповеди, прочитаннойоднажды пресвите­рианскимсвященником.В этой проповедивыдвигалосьтре­бованиек молящимсясоблюдать пятьпринципов: святость воскресногодня, усердноечтение священногописания, посеще­ниев должное времяцерковныхслужб, принятиевсех религиоз­ныхтаинств и, наконец, проявление«должногоуважения» кслу­жителямбога, т. е. К духовенству.«Все это, возможно, было хорошо,— заключаетФранклин, — нотак как этобыло сов­семне то, чего яожидал от проповедина этот текст, я потерял надеждууслышать о томиз какой-нибудьдругой проповеди, возмутилсяи больше непосещал егопроповедей».Быть мо­жет, такое поведениеи предосудительно, рассуждаетФранклин, ноон не собираетсяприноситькаких-либоизвинений, ибоего цель состоитв том, чтобы«изложитьфакты, а не втом, чтобыих оправдывать».
С цельювысмеять религиозныхфанатиков, нетерпимоотно­сящихсяк инакомыслящим, Франклин написалзамечательную, полную искрящегосяостроумия«Притчу противпреследова­ния», в которой, пародируятеологов, убедительнопоказываетвнутреннююнесостоятельностьцерковнойдогматики.«Притча противпреследования»Франклина —боевой просветитель­скийпамфлет, доступныйсамым широкимслоям чита­телей.
Такимобразом, Франклинрассматриваетнауку не какслу­жанкутеологии, а какмогучее орудиедля практическойдея­тельностилюдей. Он выдвигаетисключительноплодотворнуюмысль о том, что учащиесядаже низшихклассов должнызна­комитьсяс промышленнойи сельскохозяйственнойдеятель­ностью.
В своей«Автобиографии»Франклин говорито боге в духекультаразума эпохифранцузскойбуржуазнойреволюции. Онназывает богалишь источникоммудрости иутверждает, что человеческийразум долженобращатьсяк богу толькоза тем^ чтобыумножить своисобственныепознания. Франклинсообщает, что он придумалдаже специальнуюмолитву, в кото­ройв духе просветительскогорационализмаобращаетсяк богу содной толькопросьбой: «Возрастиво мне мудрость, которая откроетмне мое истинноеблаго». Поэтомув форме молитвыФранклин посути делаполемизируетс религией, провозгла­шающейбожество источникомвсех истинныхблаг. С точкизрения Франклина, истинное благооткрываетчеловеку толькоегособственныйразум.
В этой же молитве Франклин, опять-такиполемизируяв скрытом видес теологией, обращаетсяк деистическомубогу спросьбой укрепитьего решимостьисполнять всето, что пред­писываетсямудростью. Этимсамым Франклинкак бы хочетсказать: незаповеди, установленныебогом, должнылежать воснове человеческихдел, а предписаниясамого человеческогоразума.
Франклинзаканчиваетсвое любопытноеобращение кбогу положением, что человекдолжен служитьбогу, делаядобро другимлюдям.
Американскийпросветительотбрасывает«потусторонний»мири признаетпрежде всегосуществованиереальных вещей, реальнойприроды, которуюследует изучатьи с которойчело­векуприходитсявести беспощаднуюборьбу.
Вся знаменитая«Автобиография»Франклинаиллюстри­руетосновную мысльфилософа, чтожизненныхуспехов можнодобиться, ориентируясьпрежде всегона свои силы, а не на божественныепредначертания.Даже тогда, когда Франклинссылаетсяна помощь«божественногопровидения», он тут же оговаривается, что бог умудрилего использоватьте конкрет­ныеземные средства, к которым онпостоянноприбегал икото­рыеи принесли емуподлиннуюудачу.
В своихестественнонаучныхисследованиях, в своих вы­сказыванияхо технике Франклинвсе времяконкретизируетисходноеположениесвоего философскогомировоззрения: при­рода, материальныевещи хотя исозданы божеством, однако изменяютсяпо внутреннеприсущим имзаконам, и людидости­гаюттолько тогдауспехов, когдаони действуютна основе этихзаконов.
Вся его«Автобиография»пронизанарешающей мыслью: сначала людиобращаютсяк ощущению, копыту, а затемуже из этогоопыта делаютлоги­ческиевыводы. В этойсвязи Франклинпротестуетпротив безапелляционной, заносчивойманеры опровержениятех или иныхдоводов. Надосначала проверитьсвоюсобственнуюточку зрения, а затем ужеопровергатьдоводы, кажущиесяневерными.Франклинсчитал, что егоучение обэлектричестветолько тогдасделалосьдостаточноубедительным, когда оно былоподтвер­жденомногочисленнымиопытами.
Такимобразом, Франклинрассматриваетопытное, эмпири­ческоепознание какнеобходимуюпредпосылкурациональногопознания.
Не сомневаясьв объективномсуществованииприроды и еезаконов, а такжев способностичеловека познатьприроду, Франклинсчитал бесспорными объективностьвремени ипро­странства.Он принималэто как самособою разумеющийсяфакт.Точно так жеон считал самособою разумеющейсяобъек­тивнуюсущность причинныхсвязей. В егоисторическомочерке оПенсильваниисодержитсякритика телеологическогоподхода кдействительности, т. е. Утверждения, что якобы каждыйпредмет, существующийв мире, посколькуон сотворенбогом, выполняетнекоторуюбожественнуюцель. Хотя Франклин, какдеист, признавалсотворениемира богом, онвместе с тембылглубоко убежден, что то, что мыназываем «целью», поро­жденоне богом, а самойприродой. Дажелюди, учил он, ставя передсобою определенныецели, действуютсогласно своейприроде, т. е. Согласноестественнымзаконам. Именнов этом смыслеон и начинаетвведение ксвоему «Историческомуочерку» знаменитымисловами: «Природечеловека свойственнодости­гатьбесконечногоразнообразияцелей на основенесколькихпростых принципов».Развивая дальшеэту идею ирассматри­ваячеловека, какживотное, делающееорудия, Франклинсчитал, что человек, воздействуяна природу исоздавая ору­диятруда, ставитцели, не зависящиеот каких бы тони было потустороннихсил.
Cнаибольшейсилой просветительскиевзгляды Франклинасказываютсяв его социологическихвоззрениях.Он видит в об­ществерезультатсоглашенийлюдей в интересахсвободы, при­чемв первую очередьпонимает подсвободой правокаждого человекана самостоятельнуюхозяйственнуюдеятельность.Франклин, подобно другимбуржуазнымпросветителям, идил­лическирисует себекапиталистическийстрой как строй, где якобы каждыйпоступаетсогласно велениямсвоего разумаи своей совести.В духе идейбуржуазнойреволюцииФранклинпровозглашаетравенство людейот рождения.Отсюда еговы­ступлениепротив сословныхпривилегий, его критикарабства. Франклинвыступает вкачестве одногоиз вождейаболицио­низмав США, т. е. Боретсяза отмену рабстванегров, каквред­ного, антигуманногоинститута.
Как и всепросветители, Франклин пытаетсяподойти к об­ществуи человеку сточки зренияабстрактной«человеческойприроды».Поэтому рабствоон рассматриваеткак самое жесто­коеунижение человеческойприроды, какнарушениеэлемен­тарныхбиологическихзаконов. Рабствопревращаетчеловека вживотное-автомат.У раба, заявляетФранклин, вырабаты­ваетсяпривычка дажепередвигатьсяподобно машине, т. е. По желаниюсвоего хозяина.У раба приостанавливаетсямы­шление. Онзнает толькоодно решающеечувство — чувствостраха. Освобожденныхрабов, утверждаетФранклин, нужнонаучить пользоватьсягражданскойсвободой, позаботитьсяоб ихобразовании.
В 1728 годуФранклин организовалв Филадельфиисвоеоб­разноепросветительскоеобщество —философскую«Хунту», ставящуюсвоей цельюпропагандудеистическогомировоззре­нияи отдельныхнаучных знаний.В дальнейшемнебольшая«Хунта»превратиласьв влиятельноепросветительскоефилософ­скоеобщество, причинившеенемало неприятностейамерикан­скомудуховенству.
Характерендемократическийсостав «Хунты».Туда входилипопреимуществужаждущие знанийремесленники, подмастерьяи даже рядовыерабочие. В«Автобиографии»Франклин сооб­щаето первых членах«Хунты», ееглавных организаторах.В ней былиДжозеф Брайнтнал— бывший переписчику нотариуса, ТомасГодфрей —математик-самоучка, Николас Скалл— зем­лемер, Вильям Персоне— сапожник, Вильям Могридж—столяр, ВильямКоулмен — приказчики др. Входилив «Хунту» имолодые буржуавроде РобертаГрейса.
Франклиновская«Хунта» изучалаглавным образомвопросы натурфилософии, морали и политики.Каждый из членовэтой про­светительскойорганизациивыступал поочереди сфилософскимидокладамиили лекциямина любую темупо собственномувыбору.
«Нашидискуссии, —сообщает Франклин,— проводимыеподруководствомпредседателя, должны былибыть проникнутыдухом искреннегостремленияк истине. В нихне было местаспору радиспора или радипобеды, и, воизбежаниеполемиче­скогопыла, все слова, выражающиенепреклонностьличного мненияили прямоепротиворечиемнению другого, вскоре сталисчитатьсянедопустимымии были запрещеныпод страхомнебольшихденежных штрафов».
«Хунта»существоваласвыше 40 лет ибыла на протяженииэтогопериода лучшейфилософскойшколой в провинции.«Хунта»не занималасьда и не моглазаниматьсяпропагандойатеизма. Онаставила передсобой болееумеренные цели— распространениеобщих научныхсведений о миреи его законо­мерностях.Однако всечлены «Хунты»в той или инойстепени критиковалиходячие церковныедогмы и велиборьбу противфеодально-сословныхпредрассудков.
Большоевнимание уделялФранклин организациив Аме­рикебиблиотечногодела. В этойобласти егопросветительскаядеятельностьпринесла особобогатые плоды.В те временав ко­лонияхне было ни одногохорошего книжногомагазина. Люби­телямчтения приходилосьпосылать закнигами в Англию.Наамериканскомконтинентемассовое хождениеимели только«священныекниги». Франклинсообщает, чтоон прежде всегопредложил, чтобы все члены«Хунты» снеслив одну комнатусвоиличные книгии превратилиих в общественноедостояние.«Увидевпреимущества, которые представлялаэта маленькаяколлекция книг,— сообщает онв главе шестой«Автобиогра­фии»,— я предложилрасширить кругчитателей, организовавбиблиотекуна основеобщественнойподписки». Онсобрал сначала50 человек — особыхлюбителейкниги, которыесогла­силисьвнести вступительныйвзнос в размере40 шиллингов иплатить ежегодно10 шиллинговдля пополнениябиблиотеч­ногофонда. На этиденьги сталивыписыватьновые книги, и была такимобразом созданабиблиотека.Франклин судовлет­ворениемсообщает, чтовслед за этойбиблиотекойстали орга­низовыватьсябиблиотекиво всех другихгородах и провинциях.«Числобиблиотек, —пишет Франклин,— увеличивалосьблагодарячастным пожертвованиям, чтение вошлов моду, и нашнародза неимениемпубличныхразвлечений, которые отвле­калибы его от занятий, стал болееначитанным, так что черезнескольколет иностранцыотмечали, чтоу нас люди былиболее развитыи сведущи, чемлюди того жеобщественногоположения вдругих странах».
Многовнимания уделилФранклин созданиюв СевернойАмерике новыхучебных заведений.Ему принадлежитзаслуга организациитак называемойАкадемии, дававшейвозможностьмолодежииз рядов третьегосословия получатьуниверситетскоеобразование.Руководителемэтой Академиибыл избран самФранклин.
Можносказать безпреувеличения, что нет тойобласти на­родногообразования, где бы Франклинне сказал своегослова, не провелбы мероприятий, содействующихборьбе с невеже­ствоми средневековымипредрассудками.
Как выдающийсяфилософ-просветитель, Франклин осо­беннобольшое вниманиеуделял вопросамморали. Он небыл сторонникоматеистическойморали, подобноГольбаху иГель­вецию.Уступая теологам, Франклин вместес Монтескьеготов признать, что религиознаямораль содействуетоблагоражива­ниюнравов. Но вместес тем он, как идругие просветите­ли,— горячий сторонниксветской морали.Понимая подморальюправила и нормыповедениялюдей, Франклинбыл глубокоубежден, чтоэти нормы создаютсясамими людь­ми, зависят отлюдей и имеютмало отношенияк заповедямрелигии.
Франклиномнаписан целыйряд работ повопросам морали.Однакоон считал, чтоего «Автобиография»являетсясвоеоб­разнымучебным пособиемпо морали. Онначинает главупер­вую«Автобиографии»с обращенияк своему сыну, как бы желаяэтимсказать: учтиопыт своегоотца и поступайтаким же обра­зом, как и твой отец.«Удача мненеизменносопутствовала,— заявляетФранклин, —даже в позднейшийпериод моейжизни, апоэтому неисключенавозможность, что мои потомкизахотят узнать, какими способамия этого достиг…Кто знает, вдругони, находясьв подобных жеобстоятельствах, станут подра­жатьмоим действиям».
Такимобразом, ужес самого начала«Автобиографии»Франк­линотмечаетчеловеческий, светский, сугубоземной характерморальныхтребований.Это в своеобразном, американскомоформлениипросветительскаямораль разумногоэгоизма.
Посколькумораль, с точкизрения Франклина, создаетсялюдьми, а небогом, от людейзависит сделатьсвое поведениедостойным, полезным длякаждого человекав отдельностии для обществав целом. Онутверждает, что моралиможно –и должноучиться. Франклинподробно сообщаетв «Автобиогра­фии», как он замыслилсмелый и трудныйплан достиженияморальногосовершенства.Я пожелал жить, указываетамери­канскиймыслитель, никогда несовершая никакихошибок, победитьвсе то плохое, к чему менямогли толкатьсоответ­ствующиеобстоятельства.Вначале можетпоказаться, рассу­ждаетФранклин, чтопосле ответана вопрос, чтохорошо и чтоплохо, человекв состояниилегко совершатьхорошие по­ступкии с такой желегкостьюотказыватьсяот дурных поступ­ков.Однако вскореФранклин обнаружил, что он поставилперед собойгораздо болеесложную задачу, чем предполагалвначале. Вто время какего вниманиебыло занятотем, как бы избежатьодной ошибки, он сплошь ирядом совершеннонеожиданнодля себя совершалдругие ошибки.Стремясь действоватьра­зумно, человекиногда оказываетсяв плену своихукоренив­шихсядурных привычекили склонностей.В итоге Франклинпришелк мнению, чтопростого разумногоубеждениянедоста­точнодля предохранениячеловека отпромахов. Длятого чтобыдобиться устойчивогонравственногоповедения, необ­ходимоискоренитьв себе вредныепривычки. Дляэтой цели, сообщаетФранклин, онвыработалспециальныйметод. Суще­ствоэтого методасводится квыработкеглавных «моральныхдобродетелей»и к уяснениютех приемов, при помощикоторых каждаяиз этих добродетелейстанет длячеловекаобязательной, само собоюразумеющейсянормой поведения.Франклин назы­ваетцелых 13 «добродетелей»этого типа, причем ни однаиз них не имеетникакого отношенияк религии.
Франклинначинает перечислениесвоих моральныхзапове­дейс «воздержания», причем сразустановитсяочевидным, чтоонвкладываетв понятие воздержанияотнюдь несредневеко­выйпринцип аскетизма.Речь идет оправе человекаудовлет­ворятьсвои материальныепотребности, но в духе разумногоэгоизма.Франклин учит, что чрезмерноенасыщение пищейможетпринести вредпищеварению, т. е. Человеческомутелу, а все, чтовредно человеку, его организму, то, по Франклину, аморально.Таким образом, франклиновскаяидея «воздержа­ния»прямо противоположнасредневековомуаскетическомуучениюоб умерщвленииплоти.
ВторойморальнойзаповедьюФранклинпровозглашает«молчание», конкретизируяего требованиемговорить толькото, что можетпринести пользумне и другимлюдям. Здесьопять-таки, неназывая религии, Франклин вскрытой формеполемизируетс теологами, которые вышевсего ценятрелигиоз­ныепроповеди.
ТретьейдобродетельюФранклинпровозглашает«порядок», подразумеваяпод ним систематичностьи организованностьчеловекав его занятиях.Он говоритдалее о таких«доброде­телях», как «решительность»,«бережливость»и т. д., причем вкачестве особойсамостоятельнойдобродетелиназывает«тру­долюбие».Не терять временипопусту, заявляетФранклин, бытьвсегда занятымчем-либо полезным, отказыватьсяот каких быто ни было ненужныхдействий —только присоблюденииэтихусловий человеквправе считатьсядействительнотрудолю­бивыми моральным.Здесь Франклинне только критикуетпаразитизмфеодалов ирабовладельцев, но и намекаетна пара­зитизмцерковников.Только в последней,13-й «добродетели»Франклин какбудто отдаетдань религии, выдвигая требова­ния«подражатьИисусу». Однакотут же он в одинряд с Иису­сомставит Сократаи таким образомрассматриваетИисуса Христане как бога, акак историческуюличность. Этимсамым онснова используетсвои принципыморали дляборьбы с духо­венством.
Франклинсообщает в«Автобиографии»ряд характерныхподробностейо борьбе заморальноеусовершенствованиеи открытопризнает, чтоне достиг вряде случаевжелательныхуспехов.
Подводя итогисвоим рассуждениямо морали, Франклинчистосердечнозаявляет, чтоу него нет иследа специфическихдогматов какогобы то ни быловероисповедания.«Я созна­тельноизбегал их»,— восклицаетон.
В главеседьмой «Автобиографии»Франклин неожиданнодлячитателя заявляет, что он признаетбессмертиедуши и считает, что бог непременновознаграждаетдобродетельи на­казываетпорок «илиздесь, или взагробнойжизни». Этополо­жениесвидетельствуето том, что Франклин, вступая впроти­воречиесо своимипредшествующимиформулировками, делает уступкурелигиознойморали. Однакоон и тут не можетне критиковатьофициальныхдогматов церкви.Утверждение, что вознаграждениедобродетелии наказаниепорока возможноилиназемле, илив загробнойжизни, даетвозможностьоспари­ватьориентировкуцеркви напотусторошщймир. Фраиклинкак бы заявляет: кто хочет, пустьориентируетсяна загробнуюжизнь, но людивправе вознаграждатьдобродетельи наказы­ватьпороки здесь, на земле, причембольшинстволюдей стоитименно на этой, а не на религиознойточке зрения.Большин­стволюдей, заявляетФранклин, «действуетне из альтруисти­ческихсоображений», т. е. Руководствуетсяне верой в богаи в загробнуюжизнь, а личнымиинтересами, причем наиболеепередовые изних с самогоначала рассматриваютсвои инте­ресыкак одно целоес интересамиродины.
В многочисленныхтрудах Франклинапо вопросамморали (почтивсе они опубликованыв настоящемиздании) содержитсянемало устаревших, наивных положений.Иногда Франклинодобрительновысказываетсяо капиталистическомнакопле­нии, а в связи с этими о буржуазномстяжательстве.Однако при всехэтих порокахи недостатках, свойственныхбуржуазнымпросветителям, он все же стоитвпереди многихдругих своихпрогрессивныхсовременников.

Среди огромноготворческогонаследия Франклина(включающегополитическиетрактаты, философскиеэссе и притчи, сатирическиепамфлеты, естественнонаучныетруды) особоеместо занимает«Автобиография»(1771-89; 1-е полноеиздание наанглийскомязыке 1868), признаннаяклассикойамериканскойлитературы.Развивая идеюнравственногосовершенствования, Франклин выделил13 добродетелей, к которым должнастремитьсяличность: воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость.
Не слу­чайнопоэтому передовые, просветительскиеидеи Франклина, еговыступленияв защиту международногосотрудничествав интересахобщественногопрогрессапользовалисьособым поче­тому передовыхпредставителейрусской общественноймысли. Франклинаценили в Россиии как великогоученого, и какди­пломата, и просто какчеловека свысокими моральнымикаче­ствами.

Список литературы.

1. Историяамериканскойлитературы.Изд-во АкадемииНаук СССР, М.,1947.
2. Историявсемирнойлитературы.«Наука», М., 1988.
3. ВениаминФранклин. Избранныепроизведения,«Политическаялитература, М., 1956.
4. Ресурсысети Internet.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.