Министерствовысшего образованияРФ
РоссийскийГосударственныйПедагогическийУниверситет
им. А. И. Герцена
Факультетиностранныхязыков
К У Р С О В ОЙ П Р О Е К Т
Тема: Жанравтобиографиина примере«Автобиографии»
БенджаминаФранклина
Руководитель: Абиева Н. А.
Санкт-Петербург
2002
Содержание:
Введение 3 Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина 7 Заключение 21 Список литературы 22
Автобиография(греч. autуs– сам, bнos– жизнь, grбpho– пишу), формабиографии, гдеглавным героемявляется автор; обычно пишетсяот первого лицаи охватываетбольшую (илисамую важную)часть его жизни.
Автобиографическаяустановка, еслирассматриватьее в историческойперспективе, гораздо болеехарактернадля Новоговремени, нежелидля эпохи античности.Быть может, истоки самоанализаследует искатьдаже не в античнойлитературе, а в ветхозаветныхпсалмах, книгахпророков иновозаветныхпосланиях. Ноавтобиография– это не простосамоанализ, ей требуетсяопределеннаяповествовательнаяформа. В развитииавтобиографиикак таковойчетко прослеживаютсячетыре (не следующиенепосредственнодруг за другом)периода: онисовпадают сэпохами потрясенийи переворотов.В подобныхобстоятельствахотдельныеличности испытывалиострую потребностьв самовыражении– и создаваливыдающиесяпроизведения, тем самым, создаваяжанр автобиографии.
Одиниз таких конфликтныхпериодов пришелсяна эпоху крушенияантичного мира, и первым великимавтобиографомбыл св. Августин.После Августинавплоть до эпохиВозрожденияи Реформациине было созданони одной значительнойавтобиографии.Жанр автобиографииподнялся нановую ступеньглавным образомблагодаряБенвенутоЧеллини (1500–1571;«Жизнь Бенвенуто…»), Дж. Кардано(1501–1576; «О моей жизни»)и М. Монтеню.Если св. Августинописывал главнымобразом свойвнутренниймир, то Челлинисосредоточенна мире внешнем.Кардано и Монтеньинтересныхисторий нерассказывают, зато оба –первоклассныемастера психологическогоавтопортрета.Кардано классифицируетвсе человеческиекачества, апотом описывает, как каждое изних преломляетсяв его собственномхарактере.ПовествованиеМонтеня лишеносистемы, ноотличаетсяпревосходнымихарактеристиками.Из автобиографовэтого второгопериода следуеттакже упомянутьЭразма Роттердамского, Р. Грина и Дж.Беньяна.
Третийпериод расцветаавтобиографическогожанра был связанс веком Просвещения.Типичный авторэтого периода– Ж. Ж. Руссо. В«Исповеди»и других автобиографическихсочинениях(«Прогулкиодинокогомечтателя»,1802) он описываетсебя без всякихприкрас и пускаетсяв откровения, граничащиес эксгибиционизмом.Создателяминаиболее известныхавтобиографическихсочинений этогои следующеговеков были Б.Франклин, К.Гольдони, Дж.Казанова, Эд.Гиббон, И. В. Гёте, Шатобриан, В.Скотт, АнриБейль (Стендаль), Ли Хант, Т. ДеКуинси, А. Ламартин, Дж. Г. Ньюмен, Г. Берлиоз, ЖоржСанд, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Герцен, А. Троллоп, Г.Торо, Д. Рескин, Э. Ренан, Л. Толстойи Ф. Ницше.
Сначалом XXвека автобиографиявступает вчетвертыйпериод своегоразвития. Новыеоткрытия вобласти психологиизаставлялизадуматьсяо сложностичеловеческойличности, в томчисле о бессознательныхмеханизмахпсихическойдеятельности.Появилиськонкурирующиеидеологии, иих соперничествовыливалосьуже не в «войны»идей, но в войныв буквальномсмысле этогослова – и вмасштабах, превосходившихвсе прошлыеконфликты.Неудивительно, что в XXв. было написанобольше автобиографий, чем за все предыдущиеэпохи вместевзятые. Однакобыло бы затруднительновыделить какую-тоодну из них кактипичную длясвоей эпохи.К числу лучшихавтобиографовXXвека можноотнести Г. Адамса, Г. К. Честертона, Т. Драйзера, Х.Эллиса, А. Жида, Эд. Госса, М.Горького, Г.Джеймса, МаркаТвена, Г. Дж. Уэллса, У. Б. Йитса и Ж.П. Сартра.
Еслирассматриватьавтобиографическийжанр более слитературной, нежели с историческойточки зрения, в нем можновыделить рядсоставляющих.Автобиографииразличаются, во-первых, посоотношениюфизическихи «ментальных»событий – потому, сколькоместа отводится, с одной стороны, поступкам, наблюдениями окружениюавтора, а с другой– его мыслями переживаниям.Во-вторых, автобиографииразличаютсяпо разнообразиюи широте затронутыхв них проблем, что, в свою очередь, зависит отвозможностейи жизненногоопыта автора, от характераего интересови кругозора.В-третьих, имеютсяеще различияморальногосвойства, частичнообусловленныенекоторымидополнительнымифакторами:«активностью»и надежностьюпамяти автобиографа, его честностьюи объективностью, откровенностью, с которой онрассказываето себе или выноситте или иныеоценки. Наконец, автобиографииразличаютсяпо своим художественнымдостоинствам– по тому умению, с каким авторотбирает самоеважное, организуетматериал, оцениваетвзаимосвязипричин и следствийи выявляетединый планза многообразиемжизненныхявлений.
Цельавтобиографии– представитьжизнь (или какую-тоее часть) какнекое целое, когда описываемыесобытия отделеныот настоящегонеким временнымпромежуткоми автор можетотнестись кним более илименее беспристрастно, а сами событияуспели приобрестив его глазахбольшую илименьшую осмысленность.Следовательно, автобиографияотличаетсяот дневника, день за днемфиксирующегофакты и впечатления.Она отличаетсятакже и отвоспоминаний(хотя их частопутают), потомучто представляетсобой личнуюисторию автора, в то время какмемуары – историюсобытий, в тойили иной степенизатрагивающихвсе общество.
Хотяжанр автобиографииобычно считаютпрозаическим, по крайней мереодин его прославленныйобразец, «Прелюдия»У. Вордсворта, завершеннаяв 1805, имеет формупоэмы. Вообщеавтобиографическиемотивы (скрытоили явно) встречаютсяв поэзии не такуж редко: достаточновспомнить«Сатиры» и«Послания»Горация, «Новуюжизнь» Данте,«ПаломничествоЧайльд Гарольда»Дж. Байрона,«InMemoriam»А.Теннисона.Теже мотивы частоприсутствуютв эссеистике– у Ч. Лэма, У.Хэзлитта, Р. Л.Стивенсонаи других авторов.Более того, даже личноеписьмо – в сущности, автобиографический«анекдот» икомментариик нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковаязапись). Показательныв этом отношенииписьма Х. Уолполаи ВирджинииВулф.
Иногдав форму автобиографииоблекалисьвымышленныеистории – «РобинзонКрузо» Д. Дефо,«ПутешествияГулливера»Дж. Свифта,«ПохожденияЖиля Блаза»А. Р. Лесажа,«ПриключенияРодерика Рэндома»Т. Смоллетта,«Роб Рой» В.Скотта, «ИсторияГенри Эсмонда»У. М. Теккереяи многие другиекниги. Но стольже часто происходилообратное: романистызаставлялисвоих героевпройти черезиспытания, повторявшиеих собственныйжизненный опыт.Наиболее известныепримеры такогорода – «Амелия»Г. Филдинга,«Дэвид Копперфилд»Ч. Диккенса,«Адольф» Б.Констана, «Онаи он» и другиероманы ЖоржСанд, «ДженЭйр» ШарлоттыБронте, всероманы Л. Толстого,«В поискахутраченноговремени» М.Пруста, «Сыновьяи любовники»Д. Г. Лоренса и«Бремя страстейчеловеческих»У. С. Моэма.
Бенджамин Франклин (1706—1790) принадлежитк числу выдающихся американских прогрессивных мыслителей и общественных деятелей. Он сочетал в своем лице крупнейшего ученого-энциклопедиста, блестящегопропагандистапросветительскихидей и активногодеятеля буржуазной революции. По решению ВсемирногоСоветаМира 250-летиесо дня рожденияФранклина отмечалосьво всех странах.
Научнаяи общественнаядеятельностьФранклинанеразрывносвязана самериканскойбуржуазнойреволюцией, с справедливойвойной американскогонарода за своюнезависимостьв 1775—1783 годах.
Самымкрупным пообъему и наиболееизвестнымпроизведениемФранклинаявляется«Автобиография»(TheLifeofBenjaminFranklinwrittenbyHimself).Она была начатаФранклиномв 1771 г. в Англии, писалась втечение многихлет, но так иосталасьнезаконченной.В первом изфрагментовописываетсяего детствои жизнь до женитьбыв 1730 г. Второй, болеекороткий фрагмент, содержащийизвестныедидактическиестраницы оморальномсамоусовершенствовании, был написанво Франциив 1784 г. Третий ичетвертый, добавленныеФранклиномуже в США в последниегоды его жизни, доводят повествованиедо 1757 г., обрываясьна эпизодах, связанных сприездом Франклинав Англию в качествепредставителяПенсильвании.Сохранившийсяплан работыпоказывает, что Франклиннамеревалсянаписать историювсей своейжизни. Появлениекнигив свет такжеимеет своюдлительнуюисторию. Перваяи втораячасти былинапечатаныв Париже вофранцузскомпереводев 1791 и 1798 гг. На языкеподлинника«Автобиография»вышла целикомлишь в 1868 г.
АвтобиографияФранклина —это рассказчеловека «третьегосословия» отом, как он, полагаясьтолько на своисилы, достигзнаний и славы.Многие эпизодыэтого жизнеописаниясталиклассическими, как, например, появлениебесприютногоюношиФранклина наулицах Филадельфии— города, которыйдолжен былстать аренойего возвышения,— с тремя краюхамихлеба, купленнымина последниеденьги. Безвсякой рисовкиФранклинповествуето своей жизни, комментируетсвои удачи икритикуетошибки. Идеологическаясхема автобиографиитакова: сперва Франклинприменяетвыработанныеим правилапрактическойморали длядостиженияматериальнойнезависимости; затем он используетматериальноеблагополучиедля дальнейшегопросвещениясвоего разумаи для деятельностина пользуобщества.
Пафосрассказа, какэто хорошочувствовалисовременники, был в том, чтогерой автобиографии, молодой буржуа, возвышалсяне путем отреченияот своего классаи перехода каристократиии не в качестве«плута», достигающегосвоей целиценойобмана и униженийперед сильнымимира сего, нов рамкахповседневнойжизненнойпрактики буржуазиии как ее выдающийсяпредставитель, которого немогут не признаватьдажевраги. ДругФранклинаВоган, прочитавпервую часть«Автобиографии», писал Франклину(убеждая егоопубликоватьрукопись), чтоистория егожизни можетиметь большеезначение, чем«все жизниПлутарха, взятыевместе». Воганнамечает нескольковажнейших (сточки зрениябуржуазногоПросвещения)воспитательныхзадач, которыепризвана выполнитькнигаФранклина: онапокажет, чточеловек неявляется посвоейприроде злобнымживотным и чтоего моральныекачествазависят отусловий воспитания; она покажет, сколь малонеобходимознатное происхождение«для счастья, добродетелии величия».Наконец, онабудет способствоватьнадлежащемувзглядуна американскуюреволюцию, показав высокиедостоинстваодного из еевиднейшихвождей.
Этойоценке Франклинаего современникамирезко противоречитукоренившийсяв XIXвека и поддержанныйв особенностиромантикамивзгляд на Франклинакак на проповедникафилистерскойморали и грубогоапологетабуржуазно-собственническогоидеала. Карлейльназывает Франклина«отцом всехянки», подразумеваяпод «янки» типамериканскогобессовестногобуржуа-дельца.Ките с презрениемговорит о«философствующемквакере, набитомскареднымипоучениями».Этисужденияосновываются, главным образом, на дидактическихстраницах«Автобиографии».
В «Автобиографии»Франклинрассказывает, как в пору своегодуховногосамоопределенияв Филадельфиион «возымелдерзкий ичестолюбивыйзамысел» прийтик моральномусовершенству.Он установилс этой цельютринадцатьобязательныхдобродетелей, к овладениюкоторыми емунадлежалостремиться: воздержание, молчаливость, стремлениек порядку, решительность, бережливость, прилежание, искренность, справедливость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, смирение.Франклинрассказывает, как, не надеясьсразу овладетьвсеми тринадцатьюдобродетелями, он практиковалих по очереди.Он приводитсоставленнуюим табличку, на которой онкаждодневноотмечал своидостиженияи промахи напути моральногосовершенствования.Франклин нескрывает, чтопоставленнаязадача быладля него неотрывнаот задачиматериальногопреуспевания.С характернойдля него откровенностьюон рассказывает, как, желая произвестиблагоприятноевпечатлениена соседейсвоим трудолюбиеми тем повыситьу них свойкоммерческийкредит, он самперевозилбумагу в своютипографиюна ручной тележкетак, чтобы всеэто видели.Такой поступок, по правилампрактиковавшейсяФранклином«моральнойарифметики», согласовывалсяс добродетелямиприлежанияи бережливости, но, без сомнения, приходил впротиворечиес добродетельюискренности, так как не вызывалсянеобходимостью.
В самомначале своей«Автобиографии»Франклин снекоторойгордостьюзаявляет: «…по своемупроисхождениюя не был ни богат, ни знатен ипервые годымоей жизнипрошли в бедностии безвестности…»
Подчеркиваяприоритетмелкого тружениканад богатымбездельником, Франклин вовсене предполагалограничитьпределы капиталистическойсобственности.Его большеустраивалаумереннаясоциально-политическаяпрограммаВольтера, чеммелкобуржуазныйрадикализмРуссо. Однако, подобно Вольтеруи Руссо, Франклинборолся заторжествоновой, болеепрогрессивнойкапиталистическойформации, выступалпротивфеодальныхпережитков, которые в условияхАмерики тоговремени усугублялисьотвратительнойсистемой рабства,gэтом — огромнаяисторическаязаслуга Франклина.
Общественно-политическаяи теоретическаядеятельностьФранклинатакже явиласькрупным шагомвперед. Его имянавсегда вошлов историю науки, в историюпросветительскойфилософии XVIIIвека.
Франклинполучил широкуюизвестностькак естествоиспытатель, как выдающийсяпредставительпередовойтехническоймысли XVIIIстолетия, какблестящийзнаток политическойэкономии, какисторик, социологи философ. Онбыл также авторомзамечательныхлитературныхпроизведений, метких памфлетов, остроумныхпародий на«священные»книги.
В своей«Автобиографии»Франклин сообщает, как еще враннем возрастеон с помощьюсвоего отцаизучал техникуи научилсяконструироватьв опытном порядкенебольшиемеханизмы.«…Отец, — пишетФранклин, —стал брать меняс собой напрогулки ипоказывал мнеплотников, каменщиков, токарей, медникови других мастеровза их занятиями, чтобы иметьвозможностьобнаружитьмои склонностии определитьменя к такомуремеслу, котороеудержало быменя на суше.Мне всегда стех пор доставлялоудовольствиевидеть, какуправляютсясо своимиинструментамихорошие мастера; мне пошло напользу и то, что я приобрелнекоторый навыки мог сам сделатькое-что в доме, если нельзябыло найтимастера; крометого, я умеюсвоими рукамиизготовлятьнебольшиемашины длямоих опытов».
В своей«Автобиографии»Франклин повествуето том, как онеще в 15-летнемвозрасте началсомневатьсяво многих религиозныхдогматах, несмотряна строго религиозноевоспитание, полученноев семье. Такназываемыесвященные книгине удовлетворялимолодого Франклина, и он стал скептическиотноситьсяк самому понятию«божественноеоткровение».Однаждыв его руки попалонесколько книг, направленныхпротив деизма.Эти книги оказалина молодогоФранклинаглубокоевлияние. «Аргументыдеистов, — писаламериканскиймыслитель, —которые приводилисьдля опровержения, показалисьмне гораздосильнее, чемсами опровержения; короче говоря, я вскоре сталсамым настоящимдеистом».
Воспитанныйв религиозномотношении впресвитерианскихправилах, Франклин считалнекоторые догмыэтого вероисповедания, вроде признаниявечных божественныхзаконов илипредопределенияодних людейк спасению, адругих к осуждению, неразумными.В результатеон пересталпосещать публичныесобрания своейсекты и сделалвоскресеньене днем молитв, а днемнаучных занятий.
В своей«Автобиографии»Франклин пишет, что от религиионзаимствовалтолько верув существованиебога и в созданиемира. Эти принципыФранклин называетсущностьювсякой религиии находит ихво всех вероисповеданиях.Отсюдаон делаетуже чистопросветительскийвывод: все религиив одинаковойстепени полезны, если они поддерживаютнравственность, и в одинаковойстепени вредны, если они разделяютлюдейи сеют междуними вражду.Исходя из этого, Франклин призываетк свободе совести, к свободевероисповеданийи критикуетфанатизм влюбых егопроявлениях.
С большимсарказмомрассказываетФранклин осодержаниирелигиознойпроповеди, прочитаннойоднажды пресвитерианскимсвященником.В этой проповедивыдвигалосьтребованиек молящимсясоблюдать пятьпринципов: святость воскресногодня, усердноечтение священногописания, посещениев должное времяцерковныхслужб, принятиевсех религиозныхтаинств и, наконец, проявление«должногоуважения» кслужителямбога, т. е. К духовенству.«Все это, возможно, было хорошо,— заключаетФранклин, — нотак как этобыло совсемне то, чего яожидал от проповедина этот текст, я потерял надеждууслышать о томиз какой-нибудьдругой проповеди, возмутилсяи больше непосещал егопроповедей».Быть может, такое поведениеи предосудительно, рассуждаетФранклин, ноон не собираетсяприноситькаких-либоизвинений, ибоего цель состоитв том, чтобы«изложитьфакты, а не втом, чтобыих оправдывать».
С цельювысмеять религиозныхфанатиков, нетерпимоотносящихсяк инакомыслящим, Франклин написалзамечательную, полную искрящегосяостроумия«Притчу противпреследования», в которой, пародируятеологов, убедительнопоказываетвнутреннююнесостоятельностьцерковнойдогматики.«Притча противпреследования»Франклина —боевой просветительскийпамфлет, доступныйсамым широкимслоям читателей.
Такимобразом, Франклинрассматриваетнауку не какслужанкутеологии, а какмогучее орудиедля практическойдеятельностилюдей. Он выдвигаетисключительноплодотворнуюмысль о том, что учащиесядаже низшихклассов должнызнакомитьсяс промышленнойи сельскохозяйственнойдеятельностью.
В своей«Автобиографии»Франклин говорито боге в духекультаразума эпохифранцузскойбуржуазнойреволюции. Онназывает богалишь источникоммудрости иутверждает, что человеческийразум долженобращатьсяк богу толькоза тем^ чтобыумножить своисобственныепознания. Франклинсообщает, что он придумалдаже специальнуюмолитву, в которойв духе просветительскогорационализмаобращаетсяк богу содной толькопросьбой: «Возрастиво мне мудрость, которая откроетмне мое истинноеблаго». Поэтомув форме молитвыФранклин посути делаполемизируетс религией, провозглашающейбожество источникомвсех истинныхблаг. С точкизрения Франклина, истинное благооткрываетчеловеку толькоегособственныйразум.
В этой же молитве Франклин, опять-такиполемизируяв скрытом видес теологией, обращаетсяк деистическомубогу спросьбой укрепитьего решимостьисполнять всето, что предписываетсямудростью. Этимсамым Франклинкак бы хочетсказать: незаповеди, установленныебогом, должнылежать воснове человеческихдел, а предписаниясамого человеческогоразума.
Франклинзаканчиваетсвое любопытноеобращение кбогу положением, что человекдолжен служитьбогу, делаядобро другимлюдям.
Американскийпросветительотбрасывает«потусторонний»мири признаетпрежде всегосуществованиереальных вещей, реальнойприроды, которуюследует изучатьи с которойчеловекуприходитсявести беспощаднуюборьбу.
Вся знаменитая«Автобиография»Франклинаиллюстрируетосновную мысльфилософа, чтожизненныхуспехов можнодобиться, ориентируясьпрежде всегона свои силы, а не на божественныепредначертания.Даже тогда, когда Франклинссылаетсяна помощь«божественногопровидения», он тут же оговаривается, что бог умудрилего использоватьте конкретныеземные средства, к которым онпостоянноприбегал икоторыеи принесли емуподлиннуюудачу.
В своихестественнонаучныхисследованиях, в своих высказыванияхо технике Франклинвсе времяконкретизируетисходноеположениесвоего философскогомировоззрения: природа, материальныевещи хотя исозданы божеством, однако изменяютсяпо внутреннеприсущим имзаконам, и людидостигаюттолько тогдауспехов, когдаони действуютна основе этихзаконов.
Вся его«Автобиография»пронизанарешающей мыслью: сначала людиобращаютсяк ощущению, копыту, а затемуже из этогоопыта делаютлогическиевыводы. В этойсвязи Франклинпротестуетпротив безапелляционной, заносчивойманеры опровержениятех или иныхдоводов. Надосначала проверитьсвоюсобственнуюточку зрения, а затем ужеопровергатьдоводы, кажущиесяневерными.Франклинсчитал, что егоучение обэлектричестветолько тогдасделалосьдостаточноубедительным, когда оно былоподтвержденомногочисленнымиопытами.
Такимобразом, Франклинрассматриваетопытное, эмпирическоепознание какнеобходимуюпредпосылкурациональногопознания.
Не сомневаясьв объективномсуществованииприроды и еезаконов, а такжев способностичеловека познатьприроду, Франклинсчитал бесспорными объективностьвремени ипространства.Он принималэто как самособою разумеющийсяфакт.Точно так жеон считал самособою разумеющейсяобъективнуюсущность причинныхсвязей. В егоисторическомочерке оПенсильваниисодержитсякритика телеологическогоподхода кдействительности, т. е. Утверждения, что якобы каждыйпредмет, существующийв мире, посколькуон сотворенбогом, выполняетнекоторуюбожественнуюцель. Хотя Франклин, какдеист, признавалсотворениемира богом, онвместе с тембылглубоко убежден, что то, что мыназываем «целью», порожденоне богом, а самойприродой. Дажелюди, учил он, ставя передсобою определенныецели, действуютсогласно своейприроде, т. е. Согласноестественнымзаконам. Именнов этом смыслеон и начинаетвведение ксвоему «Историческомуочерку» знаменитымисловами: «Природечеловека свойственнодостигатьбесконечногоразнообразияцелей на основенесколькихпростых принципов».Развивая дальшеэту идею ирассматриваячеловека, какживотное, делающееорудия, Франклинсчитал, что человек, воздействуяна природу исоздавая орудиятруда, ставитцели, не зависящиеот каких бы тони было потустороннихсил.
Cнаибольшейсилой просветительскиевзгляды Франклинасказываютсяв его социологическихвоззрениях.Он видит в обществерезультатсоглашенийлюдей в интересахсвободы, причемв первую очередьпонимает подсвободой правокаждого человекана самостоятельнуюхозяйственнуюдеятельность.Франклин, подобно другимбуржуазнымпросветителям, идиллическирисует себекапиталистическийстрой как строй, где якобы каждыйпоступаетсогласно велениямсвоего разумаи своей совести.В духе идейбуржуазнойреволюцииФранклинпровозглашаетравенство людейот рождения.Отсюда еговыступлениепротив сословныхпривилегий, его критикарабства. Франклинвыступает вкачестве одногоиз вождейаболиционизмав США, т. е. Боретсяза отмену рабстванегров, каквредного, антигуманногоинститута.
Как и всепросветители, Франклин пытаетсяподойти к обществуи человеку сточки зренияабстрактной«человеческойприроды».Поэтому рабствоон рассматриваеткак самое жестокоеунижение человеческойприроды, какнарушениеэлементарныхбиологическихзаконов. Рабствопревращаетчеловека вживотное-автомат.У раба, заявляетФранклин, вырабатываетсяпривычка дажепередвигатьсяподобно машине, т. е. По желаниюсвоего хозяина.У раба приостанавливаетсямышление. Онзнает толькоодно решающеечувство — чувствостраха. Освобожденныхрабов, утверждаетФранклин, нужнонаучить пользоватьсягражданскойсвободой, позаботитьсяоб ихобразовании.
В 1728 годуФранклин организовалв Филадельфиисвоеобразноепросветительскоеобщество —философскую«Хунту», ставящуюсвоей цельюпропагандудеистическогомировоззренияи отдельныхнаучных знаний.В дальнейшемнебольшая«Хунта»превратиласьв влиятельноепросветительскоефилософскоеобщество, причинившеенемало неприятностейамериканскомудуховенству.
Характерендемократическийсостав «Хунты».Туда входилипопреимуществужаждущие знанийремесленники, подмастерьяи даже рядовыерабочие. В«Автобиографии»Франклин сообщаето первых членах«Хунты», ееглавных организаторах.В ней былиДжозеф Брайнтнал— бывший переписчику нотариуса, ТомасГодфрей —математик-самоучка, Николас Скалл— землемер, Вильям Персоне— сапожник, Вильям Могридж—столяр, ВильямКоулмен — приказчики др. Входилив «Хунту» имолодые буржуавроде РобертаГрейса.
Франклиновская«Хунта» изучалаглавным образомвопросы натурфилософии, морали и политики.Каждый из членовэтой просветительскойорганизациивыступал поочереди сфилософскимидокладамиили лекциямина любую темупо собственномувыбору.
«Нашидискуссии, —сообщает Франклин,— проводимыеподруководствомпредседателя, должны былибыть проникнутыдухом искреннегостремленияк истине. В нихне было местаспору радиспора или радипобеды, и, воизбежаниеполемическогопыла, все слова, выражающиенепреклонностьличного мненияили прямоепротиворечиемнению другого, вскоре сталисчитатьсянедопустимымии были запрещеныпод страхомнебольшихденежных штрафов».
«Хунта»существоваласвыше 40 лет ибыла на протяженииэтогопериода лучшейфилософскойшколой в провинции.«Хунта»не занималасьда и не моглазаниматьсяпропагандойатеизма. Онаставила передсобой болееумеренные цели— распространениеобщих научныхсведений о миреи его закономерностях.Однако всечлены «Хунты»в той или инойстепени критиковалиходячие церковныедогмы и велиборьбу противфеодально-сословныхпредрассудков.
Большоевнимание уделялФранклин организациив Америкебиблиотечногодела. В этойобласти егопросветительскаядеятельностьпринесла особобогатые плоды.В те временав колонияхне было ни одногохорошего книжногомагазина. Любителямчтения приходилосьпосылать закнигами в Англию.Наамериканскомконтинентемассовое хождениеимели только«священныекниги». Франклинсообщает, чтоон прежде всегопредложил, чтобы все члены«Хунты» снеслив одну комнатусвоиличные книгии превратилиих в общественноедостояние.«Увидевпреимущества, которые представлялаэта маленькаяколлекция книг,— сообщает онв главе шестой«Автобиографии»,— я предложилрасширить кругчитателей, организовавбиблиотекуна основеобщественнойподписки». Онсобрал сначала50 человек — особыхлюбителейкниги, которыесогласилисьвнести вступительныйвзнос в размере40 шиллингов иплатить ежегодно10 шиллинговдля пополнениябиблиотечногофонда. На этиденьги сталивыписыватьновые книги, и была такимобразом созданабиблиотека.Франклин судовлетворениемсообщает, чтовслед за этойбиблиотекойстали организовыватьсябиблиотекиво всех другихгородах и провинциях.«Числобиблиотек, —пишет Франклин,— увеличивалосьблагодарячастным пожертвованиям, чтение вошлов моду, и нашнародза неимениемпубличныхразвлечений, которые отвлекалибы его от занятий, стал болееначитанным, так что черезнескольколет иностранцыотмечали, чтоу нас люди былиболее развитыи сведущи, чемлюди того жеобщественногоположения вдругих странах».
Многовнимания уделилФранклин созданиюв СевернойАмерике новыхучебных заведений.Ему принадлежитзаслуга организациитак называемойАкадемии, дававшейвозможностьмолодежииз рядов третьегосословия получатьуниверситетскоеобразование.Руководителемэтой Академиибыл избран самФранклин.
Можносказать безпреувеличения, что нет тойобласти народногообразования, где бы Франклинне сказал своегослова, не провелбы мероприятий, содействующихборьбе с невежествоми средневековымипредрассудками.
Как выдающийсяфилософ-просветитель, Франклин особеннобольшое вниманиеуделял вопросамморали. Он небыл сторонникоматеистическойморали, подобноГольбаху иГельвецию.Уступая теологам, Франклин вместес Монтескьеготов признать, что религиознаямораль содействуетоблагораживаниюнравов. Но вместес тем он, как идругие просветители,— горячий сторонниксветской морали.Понимая подморальюправила и нормыповедениялюдей, Франклинбыл глубокоубежден, чтоэти нормы создаютсясамими людьми, зависят отлюдей и имеютмало отношенияк заповедямрелигии.
Франклиномнаписан целыйряд работ повопросам морали.Однакоон считал, чтоего «Автобиография»являетсясвоеобразнымучебным пособиемпо морали. Онначинает главупервую«Автобиографии»с обращенияк своему сыну, как бы желаяэтимсказать: учтиопыт своегоотца и поступайтаким же образом, как и твой отец.«Удача мненеизменносопутствовала,— заявляетФранклин, —даже в позднейшийпериод моейжизни, апоэтому неисключенавозможность, что мои потомкизахотят узнать, какими способамия этого достиг…Кто знает, вдругони, находясьв подобных жеобстоятельствах, станут подражатьмоим действиям».
Такимобразом, ужес самого начала«Автобиографии»Франклинотмечаетчеловеческий, светский, сугубоземной характерморальныхтребований.Это в своеобразном, американскомоформлениипросветительскаямораль разумногоэгоизма.
Посколькумораль, с точкизрения Франклина, создаетсялюдьми, а небогом, от людейзависит сделатьсвое поведениедостойным, полезным длякаждого человекав отдельностии для обществав целом. Онутверждает, что моралиможно –и должноучиться. Франклинподробно сообщаетв «Автобиографии», как он замыслилсмелый и трудныйплан достиженияморальногосовершенства.Я пожелал жить, указываетамериканскиймыслитель, никогда несовершая никакихошибок, победитьвсе то плохое, к чему менямогли толкатьсоответствующиеобстоятельства.Вначале можетпоказаться, рассуждаетФранклин, чтопосле ответана вопрос, чтохорошо и чтоплохо, человекв состояниилегко совершатьхорошие поступкии с такой желегкостьюотказыватьсяот дурных поступков.Однако вскореФранклин обнаружил, что он поставилперед собойгораздо болеесложную задачу, чем предполагалвначале. Вто время какего вниманиебыло занятотем, как бы избежатьодной ошибки, он сплошь ирядом совершеннонеожиданнодля себя совершалдругие ошибки.Стремясь действоватьразумно, человекиногда оказываетсяв плену своихукоренившихсядурных привычекили склонностей.В итоге Франклинпришелк мнению, чтопростого разумногоубеждениянедостаточнодля предохранениячеловека отпромахов. Длятого чтобыдобиться устойчивогонравственногоповедения, необходимоискоренитьв себе вредныепривычки. Дляэтой цели, сообщаетФранклин, онвыработалспециальныйметод. Существоэтого методасводится квыработкеглавных «моральныхдобродетелей»и к уяснениютех приемов, при помощикоторых каждаяиз этих добродетелейстанет длячеловекаобязательной, само собоюразумеющейсянормой поведения.Франклин называетцелых 13 «добродетелей»этого типа, причем ни однаиз них не имеетникакого отношенияк религии.
Франклинначинает перечислениесвоих моральныхзаповедейс «воздержания», причем сразустановитсяочевидным, чтоонвкладываетв понятие воздержанияотнюдь несредневековыйпринцип аскетизма.Речь идет оправе человекаудовлетворятьсвои материальныепотребности, но в духе разумногоэгоизма.Франклин учит, что чрезмерноенасыщение пищейможетпринести вредпищеварению, т. е. Человеческомутелу, а все, чтовредно человеку, его организму, то, по Франклину, аморально.Таким образом, франклиновскаяидея «воздержания»прямо противоположнасредневековомуаскетическомуучениюоб умерщвленииплоти.
ВторойморальнойзаповедьюФранклинпровозглашает«молчание», конкретизируяего требованиемговорить толькото, что можетпринести пользумне и другимлюдям. Здесьопять-таки, неназывая религии, Франклин вскрытой формеполемизируетс теологами, которые вышевсего ценятрелигиозныепроповеди.
ТретьейдобродетельюФранклинпровозглашает«порядок», подразумеваяпод ним систематичностьи организованностьчеловекав его занятиях.Он говоритдалее о таких«добродетелях», как «решительность»,«бережливость»и т. д., причем вкачестве особойсамостоятельнойдобродетелиназывает«трудолюбие».Не терять временипопусту, заявляетФранклин, бытьвсегда занятымчем-либо полезным, отказыватьсяот каких быто ни было ненужныхдействий —только присоблюденииэтихусловий человеквправе считатьсядействительнотрудолюбивыми моральным.Здесь Франклинне только критикуетпаразитизмфеодалов ирабовладельцев, но и намекаетна паразитизмцерковников.Только в последней,13-й «добродетели»Франклин какбудто отдаетдань религии, выдвигая требования«подражатьИисусу». Однакотут же он в одинряд с Иисусомставит Сократаи таким образомрассматриваетИисуса Христане как бога, акак историческуюличность. Этимсамым онснова используетсвои принципыморали дляборьбы с духовенством.
Франклинсообщает в«Автобиографии»ряд характерныхподробностейо борьбе заморальноеусовершенствованиеи открытопризнает, чтоне достиг вряде случаевжелательныхуспехов.
Подводя итогисвоим рассуждениямо морали, Франклинчистосердечнозаявляет, чтоу него нет иследа специфическихдогматов какогобы то ни быловероисповедания.«Я сознательноизбегал их»,— восклицаетон.
В главеседьмой «Автобиографии»Франклин неожиданнодлячитателя заявляет, что он признаетбессмертиедуши и считает, что бог непременновознаграждаетдобродетельи наказываетпорок «илиздесь, или взагробнойжизни». Этоположениесвидетельствуето том, что Франклин, вступая впротиворечиесо своимипредшествующимиформулировками, делает уступкурелигиознойморали. Однакоон и тут не можетне критиковатьофициальныхдогматов церкви.Утверждение, что вознаграждениедобродетелии наказаниепорока возможноилиназемле, илив загробнойжизни, даетвозможностьоспариватьориентировкуцеркви напотусторошщймир. Фраиклинкак бы заявляет: кто хочет, пустьориентируетсяна загробнуюжизнь, но людивправе вознаграждатьдобродетельи наказыватьпороки здесь, на земле, причембольшинстволюдей стоитименно на этой, а не на религиознойточке зрения.Большинстволюдей, заявляетФранклин, «действуетне из альтруистическихсоображений», т. е. Руководствуетсяне верой в богаи в загробнуюжизнь, а личнымиинтересами, причем наиболеепередовые изних с самогоначала рассматриваютсвои интересыкак одно целоес интересамиродины.
В многочисленныхтрудах Франклинапо вопросамморали (почтивсе они опубликованыв настоящемиздании) содержитсянемало устаревших, наивных положений.Иногда Франклинодобрительновысказываетсяо капиталистическомнакоплении, а в связи с этими о буржуазномстяжательстве.Однако при всехэтих порокахи недостатках, свойственныхбуржуазнымпросветителям, он все же стоитвпереди многихдругих своихпрогрессивныхсовременников.
Среди огромноготворческогонаследия Франклина(включающегополитическиетрактаты, философскиеэссе и притчи, сатирическиепамфлеты, естественнонаучныетруды) особоеместо занимает«Автобиография»(1771-89; 1-е полноеиздание наанглийскомязыке 1868), признаннаяклассикойамериканскойлитературы.Развивая идеюнравственногосовершенствования, Франклин выделил13 добродетелей, к которым должнастремитьсяличность: воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость.
Не случайнопоэтому передовые, просветительскиеидеи Франклина, еговыступленияв защиту международногосотрудничествав интересахобщественногопрогрессапользовалисьособым почетому передовыхпредставителейрусской общественноймысли. Франклинаценили в Россиии как великогоученого, и какдипломата, и просто какчеловека свысокими моральнымикачествами.
Список литературы.
1. Историяамериканскойлитературы.Изд-во АкадемииНаук СССР, М.,1947.
2. Историявсемирнойлитературы.«Наука», М., 1988.
3. ВениаминФранклин. Избранныепроизведения,«Политическаялитература, М., 1956.
4. Ресурсысети Internet.