Жанровоесвоеобразиепьесы А. С. Грибоедова«Горе от ума»
Комедия «Гореот ума» создаваласьв начале 20-х гг.XIX в. Главныйконфликт, накотором построенакомедия, –противостояние«века нынешнего»и «века минувшего».В литературетого времениеще имел властьклассицизмэпохи ЕкатериныВеликой. Ноустаревающиеканоны ограничивалисвободу драматургав описанииреальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основуклассицистическуюкомедию, пренебрег(по мере необходимости)некоторымизаконами еепостроения.
Любое классицистическоепроизведение(драма) должнобыло строитьсяна принципахединства времени, места и действия, постоянствахарактеров.
Первые двапринципа довольнострого соблюденыв комедии. Впроизведенииможно отметитьне одну, какбыло принятолюбовную интригу(Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин –Лиза, Лиза –Петруша), новсе они как бывыстраиваются«в одну линию», не нарушаяединства действия.В классицистическомпроизведениилюбовной парегоспод соответствовалапара слуг, пародирующаяих. В «Горе отума» эта картинасмазана: самахозяйская дочьвлюблена в«слугу» (Молчалина).Таким образомГрибоедов хотелпоказать реальносуществующийтип людей влице Молчалина, которого Фамусов«безродногопригрел и ввелв секретари…»(а теперь Молчалинмечтает статьдворянином, женившись надочери Фамусова).
Большинствоклассицистическихпроизведенийбыло построенона принципе: долг выше чувства.В комедии «Гореот ума» важнуюроль играетлюбовный конфликт, который перерастаетв социально-политический.
Все героипроизведенийклассицизмабыли четкоразделены наположительныхи отрицательных.Этот принципв комедии соблюдаетсятолько в общихчертах: такназываемоефамусовскоеобществопротивопоставляетсягерою, выражающемуновые, прогрессивныевзгляды. Ноесли рассматриватькаждого представителяэтого обществав отдельности, то выяснится, что каждый ихних не так ужплох. Например, в образе Фамусова(главного антиподаЧацкого вобщественномконфликте)вырисовываютсявполне понятныеположительныечеловеческиечерты: он любитдочь, желаетей добра (в своемпонимании), аЧацкий для него– родной человек(после смертиотца ЧацкогоФамусов сталего опекуноми воспитателем)в начале комедии.Фамусов даетЧацкому вполнедельные советы:
…Во-первых, неблажи,
Именьем, брат, не управляйоплошно,
А главное –поди-тка, послужи…
Образ же положительногогероя, прогрессистаЧацкого, отмеченнекоторымиотрицательнымичертами: вспыльчивостью, склонностьюк демагогии(не зря Пушкиннедоумевал: зачем главныйгерой произноситпламенные речиперед этимитетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмернойраздражительность, даже злобой(«Не человек– змея» – этооценка Чацкогоего бывшейвозлюбленнойСофьей). Такойподход к главнымгероям свидетельствуето появленииновых, реалистическихтенденций врусской литературе.
В классицистическойкомедии обязателенхороший конец, т. е. победаположительногогероя и добродетелинад пороком.В «Горе от ума»количествоотрицательныхгероев во многораз большеколичестваположительных.К положительнымможно отнестиЧацкого и ещедвух внесценическихперсонажей– родственникаСкалозуба, окотором онговорит: «Чинследовал ему, он службу вдругоставил, в деревнекнижки сталчитать»; и племянникакнягини Тугоуховской, о котором онас пренебрежениемсообщает: «…он химик, онботаник, князьФедор, мойплемянник».И из-за несоответствиясил положительныегерои в пьесетерпят поражение,«они сломленысилой старой».Фактическиже Чацкий уезжаетпобедителем, так как он уверенв своей правоте.Кстати, использованиевнесценическихперсонажей– также новаторскийприем. Эти героипомогают осмыслитьпроисходящеев доме Фамусоваболее широко, в масштабахстраны. Они какбы расширяют, раздвигаютрамки повествования.
По законамклассицизмажанр произведениястрого определялего содержание.Комедия должнабыла бытьюмористической, фарсовой либоносить сатирическийхарактер. КомедияГрибоедоване только сочетаетв себе два этихтипа, но ещевбирает в себячисто драматическийэлемент. В комедииесть такиегерои, как Скалозуб, Тугоуховские, смешные в каждомсвоем действии, каждом своемслове. Использованытакже и другиеприемы комическогоизображения: говорящиефамилии (Скалозуб, Молчалин, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), «кривоезеркало» (Чацкий– Репетилов).
Главные героикомедии неоднозначны.Над главойсемейства ихозяином домаФамусовым мывесело смеемся, когда он заигрываетс Лизой, из коживон лезет, чтобывыдать своюдочь за нелепогоСкалозуба, нозадумываемсянад устройствомобщества тоговремени, когдаон, взрослыйи уважаемыйвсеми человек, опасается, «чтостанет говоритькнягиня МарьяАлексевна».
Чацкий ещеболее неоднозначныйгерой. Он в чем-товыражает точкузрения автора(выступаетрезонером), сначала иронизируетнад московскимижителями, укладомих жизни, но, мучаясь отнеразделеннойлюбви, озлобляясь, начинает обличатьвсех и вся.
Итак, Грибоедовхотел высмеятьпороки современногоему обществав комедии, построеннойв соответствиис канонамиклассицизма.Но, чтобы болееполно отразитьреальную ситуацию, ему пришлосьотступить отканонов классицистическойкомедии. В итогемы можем сказать, что в комедии«Горе от ума»сквозь классицистическуюформу произведенияпроглядываютчерты новоголитературногонаправления, реализма, открывающегодля писателяновые возможностиизображенияреальной жизни.