МинистерствообразованияРФ
Самарскийгосударственныйпедагогическийуниверситет
Институтфилологическогообразования
Кафедражурналистики
Курсоваяработа
«Жанринтервью врегиональнойпрессе»
(на примерегородскойгазеты «Чапаевскийрабочий»)
Выполнил:
Студент 34группы
Илясов Денис
Научныйруководитель:
К.ф.н., доцент
ВыровцеваЕкатеринаВладимировна
Самара 2003
Содержание.
С.
Введение 3
Глава 1.Жанроваяхарактеристикаинтервью. 6
Глава 2. Местоинтервью вструктурегородскойгазеты «Чапаевскийрабочий» 9
Глава 3. Рольжурналиста, его профессиональноемастерствов подготовкеинтервью. 14
Заключение 23
Списокиспользованнойлитературы 24
Приложения 25
Введение
Отличительнаяособенностьинтервью – егодвуадресность: журналист(интервьюер), обращаясь ксвоему непосредственномуадресату(интервьюируемому), выстраиваетособую публицистическуюдраматургиюбеседы в расчетена восприятиебудущего читателя(адресат массовый).
Особаямера убедительностипроизведений этого жанраобусловленатем, что информацияидет в «прямомэфире» от политикаили экономиста, ученого илихудожника, чейавторитет вданной областинесомненен.
Интервьюдля журналиста– это, с однойстороны, способполученияинформациипутем непосредственногообщения с человеком, владеющим этойинформацией; а с другой –публицистическийжанр в формебеседы, диалога, в котором журналистс помощью системывопросов помогаетинтервьюируемому(источникуинформации)как можно полнее, логическипоследовательнораскрыть даннуютему.
Курсоваяработа на тему«Жанр интервьюв региональнойпрессе» напримере городскойгазеты «Чапаевскийрабочий» дляменя — возможностьпроанализироватьвостребованностьжанра интервьюв местной прессе.Потому чтоименно интервьюподкупает своейжизнеспособностьюи степеньюдоходчивости.Поэтому темакурсовой работыактуальна длясегодняшнегодня.
«Высшимпилотажем»называют интервьюпрофессиональныежурналисты.При подготовкекурсовой работыя, руководствуясьтеорией журналистики, изложеннойв книгах В.А.Аграновского«Вторая древнейшая.Беседы о журналистике»1, В.И. Антонова«Информационныежанры журналистики»2,«Введение втеорию журналистики»3, В.В. Ворошилова«Журналистика»4, З.С. Смелковой, Л.В. Ассуировой, М.Р. Савовой, О.А Сальниковой«Риторическиеосновы журналистики»1, проанализируюинтервью какжанр, его особенности.Это составиттеоретическуюбазу курсовойработы. Анализируяжанровое разнообразиематериалов, опубликованныхв городскойгазете «Чапаевскогорабочего», хочуопределитьместо этогожанра в региональнойпечати, имеющей, как известносвои особенностив отличие отСМИ другогомасштаба.
Особоезначение вподготовкеинтервью играетсам журналист, его мастерство.Об этом идетречь в книгахГ.В. Лазутиной«Основы творческойдеятельностижурналиста»2, У.И. Отта«Вопрос+ответ=интервью»3, М. Шостака «Интервью.Метод и жанр»4.
Эмпирическуюбазу составятстатьи, опубликованныев книге «Власть, зеркало илислужанка? Энциклопедияжизни современнойроссийскойжурналистики».
Цельюработы являетсяисследованиеинтервью какжанра, которыйявляется однимиз востребованныхв современнойжурналистике.Для достиженияэтой цели поставленыследующиезадачи:
проанализировать место интервью в современных СМИ на примере одной городской газеты;
определить особенности подачи интервью в рамках городской газеты.
Работасостоит извведения, трехглав, заключения, списка использованнойлитературыи приложений.Во введенииобосновываетсяактуальностьтемы, определяютсяцели и задачикурсовой работы, дается обзорлитературыпо теме. В первойглаве рассматриваютсявопросы теорииприменительнок жанру интервью.Во второй главеанализируютсяпубликациигородскойгазеты «Чапаевскийрабочий» вжанре интервью, которые представленыв приложениях.В третьей главепредпринимаетсяпопытка проанализироватьроль журналистаи его профессиональноемастерствопри подготовкеинтервью длягородскойгазеты. В заключениипредставленывыводы. Списоклитературыотражает степеньизученностикруга проблем, очерченныхтемой курсовойработы и обоснованностисделанныхвыводов.
Глава1.
Жанроваяхарактеристикаинтервью.
Интервью(английскоеinterview – беседа)– целенаправленная, зафиксированнаябеседа, предназначеннаядля распространенияв печати (порадио, ТВ). Жанринтервью являетсяодним из самыхпопулярныхв современныхсредствахмассовой информации.И особеннопопулярен онстал в 90-х годах.Это объясняетсямногими факторами.Во-первых, сизменениемполитическихусловий и началомдемократии, у интервьюируемогопоявиласьвозможностьвысказать вбеседе с журналистомсвою точкузрения. Ведьдо этого с 1919 г.существовалинститут цензоров, и они моглинастоять натом, чтобы влюбом материале, в том числе ив интервью, была сделанаправка – вымарывалисьстрочки и дажеабзацы. В советскоевремя собеседниквыступал отлица коллектива, рассматривалсяне как отдельнаяличность, а каксоставляющаяобщества. Аотсюда и придиркицензоров. Сустранениеминститутацензоров, свосстановлениемопределенныхсвобод, журналистполучил возможностьобращатьсяк интервьюируемомукак к индивидуальности.
Современномумассовомучитателю, зрителю, слушателюпреимущественнонеобходимыфакты, сообщенияо каком-либособытии, минимумили вовсе отсутствиекомментариев, глубокогоанализа. Крометого, интервью– это жанр, позволяющийполучить неискаженнуюкорреспондентоминформацию, что тоже немаловажно.
Интервью– особый речевойжанр. И строитсяв форме диалогамежду журналистоми интервьюируемым, реплики которых, как правило, выделяютсяв газетномтексте разнымишрифтами.
Диалогичностьв интервьювыступает нетолько какспособ построениягазетноготекста, но икак способорганизацииматериаловна газетнойполосе.
Общаясхема текстаинтервью трехчастна.В основе –«логическаясхема описательногоили событийноготипа».
В зависимостиот первоначальнойкоммуникативнойцели журналистабудет:
а) либомотивацияобщественнойзначимостипроблемы, либосвидетельствокомпетентностимнения интервьюируемого;
б) таили иная формапредставлениягероя интервью.
Определяяформу «классическогоинтервью» какцепочку иззвеньев «вопрос-ответ», М.И. Шостак выделяеттакие разновидности(основание –цель и характербеседы): информативные, экспертные, проблемные, интервью-знакомства1.На первый планвыделяетсяодин из смысловыхцентров:
либо это социально-психологический портрет личности (человек и время),
либо анализ актуального события, социального явления, общественной проблемы через призму индивидуального мнения авторитетного лица.
Особенностьжанра интервьюв том, что всеформы высказыванийкорреспондентанаправленытолько на получениеинформации.Обращение-вопрос, обращение-сообщение, обращение-побуждениек действию, используемыев интервью, помогают донестидо читателядополнительнуюинформацию.
В теориижурналистикиоговариваются«бинарностьпонятия «интервью»: универсальныйметод полученияинформациии публицистическийжанр, характеризуемыйдиалоговойформой изложенияматериала.Нередко, выстраиваятекст, располагаявопросно-ответнуюинформацию«по нарастающей», журналистстремитсязафиксироватьвнимание читателяна главном. Ина первом планедолжны бытьответы. Ведьименно с ответомприходит понимание.А пониманиеи ответ диалектическислиты и взаимообуславливаютдруг друга, одно без другогоневозможно1».
Глава2.Место интервьюв структурегородскойгазеты «Чапаевскийрабочий»
Прежде, чем начатьразговор оместе интервьюв структурегородскойгазеты, надоотметить, чтогазета, выходящаяв маленькомгороде, имеетсвои особенности.Она пишет олюдях, которыхнеплохо знаютв городе (сослуживцы, соседи, друзьядетей, фронтовыетоварищи дедови т.д.) Отсюдаи требованияк информации: она должна бытьдоступна ипонятна каждому, кто читаетгазету. И конечноинформацияне должна содержатьтех сведений, которые и такизвестны истарому, и малому.Интервью, одиниз тех жанров, которые сохраняютв газетнойпубликации«эффект подлинностии непринужденности, что так ценятлюди, живущиев «глубинке».Проанализировавпубликациив номерах газетыза 8 месяцев2002 г., заметил, чтоинтервью – одиниз популярныхв «Чапаевскомрабочем» жанров.Еженедельноинтервью публикуютсяв разных формах.По пятницамэто блиц-интервьюили экспресс-интервью.Как правило, публикуютсяна первой странице, и от журналистатребуется четкосформулироватьвопрос. А затемлаконично иконкретнопередать ответыинтервьюируемых, чтобы читательполучил представлениеоб их позициях.Такое интервью– своего родаинструментизученияобщественногомнения. Примерподобногоинтервью вприложении№1 С.25
Частов «Чапаевскомрабочем» используютсятакие формыжанра, какмини-интервью, экспресс-опрос.Особенно еслиэти материалыпредполагаетсяразместитьна страницах, обращенныхк подростками молодежи — «Зебра» и «Молодежныйклуб». Почему? Да потому чтона вопросыотвечают сверстники, герои этихмини-интервьюлегко узнаваемыв школьной истуденческойсреде. И потомуинтересны длятех, к кому этоинтервью обращено.Здесь допустимывыражения ислова, господствующиев подростковойи молодежнойсреде, сленг.Ведь это мировосприятиеделает герояинтервью «своим»- он тоже живетсреди тех жепроблем – пьянство, наркомания, тусовки, «стрелки»,- но это не мешаетему оставатьсясобой, дистанцироватьсяот тех, ктобессмысленнопрожигаетжизнь. То, каксделан текств интервью, обращенныхк подростками молодежи –как раз и образуетэмоциональныйклимат беседы.Нарушениетрадиционныхграниц предложения, незавершенностьфразы, некотораяразмытостьстиля – все этопомогает журналистамподчеркнутьхарактер общенияв молодежнойсреде.
Редко, новстречаетсяинтервью –монолог, когдакакое-то лицоотвечает навопрос, предложенныйжурналистом, цельным рассказом.В данном случаеиспользуетсяинтервью какметод полученияинформации.
Довольнораспространенадругая форма: интервью-знакомство.Часто их сопровождаетрубрика «Нашгость». Приэтом на первыйплан выдвигаетсяособый смысловойцентр – показатьсоциально-психологическийпортрет личности– человек и егодело. Именнотак сделаноинтервью «ВдохновениеВалерия Щежина»1.Журналист сразуобъясняетчитателю (ваннотации), длячего он беретинтервью: «Черезмесяц ВалериюГеоргиевичуЩежину исполнитсяпятьдесят, какраз повод, чтобыподвести некоторыеитоги. Не в смысле, что построил, посадил, вырастил, а в плане музыкальноготворчества, благодаря чемунаш собеседникуже состоялсякак музыканти композитор».Интервьюразворачиваетсясвободно, непринужденно, журналист мягковводит герояв разговор, задавая традиционныевопросы и помогаягерою сориентироваться, о чем, необходимообязательнорассказатьгорожанам, когда-то знавшимего по временамбардов. Используютсяи вопросы, предполагающиеразговор обочень личном:«Если не секрет, поделись каксочиняешьмузыку…», «Необидно, чтомногие твоиработы остаютсяневостребованными?»,« Как ты планируешьотметить свойюбилей?». Журналисто многом, чтокасаетсяинтервьюируемого, осведомлен.Но это не мешаетразговаривать.Даже напротив, способствуетраскрытиюобраза музыкантаи певца какфигуры многозначнойв искусстве.Характерно, что в этом интервьюжурналист, задавая вопросы, используетпредлог, такназываемыйинформационныйповод, что ипозволяетвыявить «философиюличности» нафоне «философиипрофессии»1:
Наиболеетрудная частьинтервью –личные вопросы- не остаютсябез ответов.«Новик – значит«новый»»2– такой же типинтервью, подтверждающийсказанное.
Журналистыиспользуютподачу материалав форме интервьюи как способзнакомствас героем. Пример- «Его ВеличествоСлучай». Работаетметодистомв центре детскоготворчестваЕлена Будюкова.Интервью с ней, в Международныйдень театра,- попытка узнать«каково это, в двадцать двагода поступитьв профессиональныйтеатр, работатьбок о бок смастерами, ссамим Монастырским…»3Интересноеинтервью дополняютфотоиллюстрациисо сценами изтеатральныхпостановоки фотографияактрисы.
В тематическойполосе «Службаздоровья» подрубрикой «Темаразговора»– пример аналитическогоинтервью: «Итогигода. Прогнозна будущее».Его дал газетеглавный врачЦГБ. В день памятивоинов–интернационалистовв России» газетапоместилаинтервью «Печальныйдень», котороедал А.Г. Доронин, возглавляющийЧапаевскийгородской отделРоссийскогосоюза ветерановАфганистана4.Название интервью– эмоционально–смысловойфон публикации.
Другой пример.Интервью подрубрикой «Повашей просьбе».Все вопросыв нем составленыс учетом тех, что задаютчитатели газеты.Интервьюируемый– 1-ый зам. главыадминистрациигорода — человекдостаточнокомпетентный, который успелна разных должностяхпоработатьво властныхструктурах, стоял у истоковмногих начинаний.Сегодня онопять во власти.Как же он оцениваетсделанное, надчем сегоднясчитает важнымпоработатьи что предпринимаетдля решениягородскихпроблем, каклицо ответственное, и авторитетноеу большей частигорожан.
В интервьюсобраны тевопросы, которыеволнуют в нашемгороде всех.И ответы развернуты, понятны. Редакциясумела расположитьинтервьюируемогок достаточнооткровенномудиалогу наканунепрофессиональногопраздникастроителей.Есть в интервьюи вопрос, радикоторого, возможно, и был задуманматериал: «Чтов городе делаетсядля того, чтобыподнять авторитетпрофессиистроителя?»Дело в том, чтов 80-е годы в городебыл трест«Чапаевскстрой»и строительствовелось хорошимитемпами, нопотом все рухнулои профессионалы-строители, оставшись безработы, сталиуезжать изЧапаевска вСамару и другиегорода, где ониоказалисьвостребованы.
В логическойсхеме интервью«Космическиймарафон длиноюв 747 суток» – нетолько продолжениетемы «Нашиименитые земляки», которую «Чапаевскийрабочий» ведетдавно и ужерассказывало земляке — космонавтеСергее Авдееве.В интервью сэтим человеком, предложенномв газете 18 января2002-го года, подчеркиваетжурналист, естьответы на вопросы, касающиесяроссийскихприоритетовперед другимидержавами. Напервый планв этом интервьювыдвигаетсяпомимо смысловогоцентра – человеки время — анализявления, котороеволнует многихздравомыслящихлюдей: не уступилили мы приоритетовв космическойнауке и практикеосвоения космоса? Удачно используемыйв интервьюэлемент – справка– делает всесказанное болеедостоверными еще раз подчеркивает, насколькосостоятеленавторитетчеловека, которогогазета сделалаинтервьюируемым.
Интервьюв «Чапаевскомрабочем» — удачныйспособ знакомствачитателей сгероями. И оттого, какаякоммуникационнаязадача решается, зависит многое: либо мотивацияобщественнойзначимостипроблемы, либосвидетельствокомпетентностимнения интервьюируемого; либо та илииная формапредставлениягероя.
Установитьконтакт с читателем, подготовитьк личному восприятиюдиалога непростая задача.Помогает решатьэту ее эмоционально, конкретно инестандартноаннотация кинтервью. «Извезды становятсяближе» — этомуинтервью предпосланатакая аннотация:
«Поистине, где только нивстретишьвыходцев изЧапаевска.Оказывается, есть «нашилюди» и в самомкрупном Российскомнаучном центрепо изучениюВселенной, такназываемойСпециальнойАстрофизическойобсерваторииРАН (РоссийскойАкадемии наук), расположеннойв горах СеверногоКавказа натерриторииКарачаево-Черкессии»1.
В коллективномопыте вводав ситуацию, накопленномсотрудникамиредакции, используютсявсевозможныелиды: лид — определение(о герое), лид– деталь, лид– история, лид– вопрос, лид– цитата довольночасто применяютсяв оформленииматериаловс пресс-конференций,«Прямых линий»с авторитетнымилюдьми городаили со специалистами, способнымипролить светна проблему, волнующую всех.
Глава3.
Рольжурналиста, его профессиональноемастерствов подготовкеинтервью.
Журналист, как правило, стремитсяпостроить своюбеседу в зависимостиот характераконкретногоматериала ипредполагаемойкомпозицииинтервью, учитываетиндивидуальныекачества собеседника, определяеттональностьматериала, основываясьна собственномтворческомопыте. Во всемэтом, несомненно, заметную рольиграет индивидуальностьжурналиста.
Важно иметьв виду, что какбы журналистне стремилсяпобыстреепередать вредакцию«горяченькое»интервью, онне должендемонстрировать, что торопится.Суетой, лихорадочнымидействиямиможно «смазать»стремлениечеловека отвечатьна вопросы, аименно он, возможно, и есть главныйсвидетельпроисшествия, ценный очевидецсобытия. Дажеесли произошлоЧП и есть объектдля интервью, надо успокоитьсясамому, спокойнозаданные вопросыпомогут успокоитьсяи потенциальномуинтервьюируемому.Для творческогоколлектива«Чапаевскогорабочего»характеренименно такойподход. Ибомногие опытныеинтервьюерыподчеркиваюткак важен душевныйнастрой журналиста.Ведь тогдаможно рассчитыватьна доверительностьинтонации. Аэто — одна изслагаемыхубедительности интервью. Особенно если оно имеетцелью «пролитьсвет» на проблему.
«В психологиипод интервьюпонимают методсбора информации, когда анализируютсяречевые высказыванияи другие доступныенаблюдениюреакции интервьюируемогов ходе специальноорганизованнойс ним беседы.Каждый из нассчитает, чтоон владеет этимметодом в тойили иной степени.В повседневнойжизни человека, способногос ходу понять,«чем дышит»собеседник, мы называемпроницательным, тонким психологом.Развитое «чутьена людей» какхарактеристикаприродногоума, как врожденноекачество, этоявление, котороедействительновстречается.Однако такихсамородковсреди тех, ктопроводит интервьюне так много, как хотелосьбы. Журналист, начав беседус вопросов обиографии иливопросов, несвязанныхнапрямую сбудущей работой, сможет снятьнапряжение, возникающеев первые минутыобщения с незнакомымчеловеком.Когда интервьюируемыйпочувствуетсебя увереннее, можно переходитьк более сложнымвопросам.
Когда всянеобходимаяинформацияполучена, следуютрасслабляющиевопросы, обеспечивающиемягкий, плавныйвыход из интервью, например, обувлечениях, отдыхе и т.п.»1
Исследователивыделяют следующиесредства длястимулированияпроцесса интервью, которые активноиспользуютсяпрофессиональнымижурналистами:
— выражениесогласия(внимательныйвзгляд, кивок, улыбка, словесноеподдакивание);
— использованиекоротких пауз;
— повторениеосновноговопроса;
— частичноенесогласие.(«Мне не совсемясно. Не моглибы Вы объяснить, что вы имеетеввиду?», «Итак, Вы только чтосказали… Уточните, пожалуйста»);
— уточнениепутем неправильногоповторенияответа;
— указаниена противоречиев ответах;
— повторениепоследних словреспондента(так называемыйметод «эхо»);
— нейтральноетребованиедобавочнойинформации;
— требованиевесьма определеннойдобавочнойинформации;
— необходимость разобраться, что скрываетсяза ответом типа«не знаю»: действительноенезнание, непониманиесмысла вопроса, боязнь датьнеправильныйответ…
Профессионалысоветуют выбратьлинию поведения:
1) задать несколькопрямых, болееподробных идетализированныхвопросов;
2) повторитьвопрос, изменивего формулировку;
— разрыв цепивопросов.
Вопросник, с которымотправляетсяжурналист наинтервью, нежесткий план, от которогонельзя будетотклониться.Вопросник чащевсего нужендля самоконтроляи проверкивозможностейобщения в течениибеседы, котороеможет уйти, если его нерегулировать, в другое русло.Но практикадоказывает, что «вопросник– это руководствок действию, вкотором предусматриваетсяимпровизация»1.И успех интервью«без провалов»во многом зависитот умения журналистаподать заготовленныйзаранее вопроскак импровизированный, объединив егос предыдущимответом, и представивкак логическивытекающийиз него.
Для собеседникаоскорбительначрезмерная«игра интеллекта»интервьюера- читательнедоумевает: более половинытекста интервьюзанимают рассужденияжурналиста.Хотя «самовыражениеинтервьюера– не в долгихрассуждениях, а в профессиональномумении вытянуть«новость» изсобеседника»2Как же удаетсярешать все этинепростыезадачи журналистамгородскойгазеты «Чапаевскийрабочий»?
Читая материалыв жанре интервьюв «Чапаевскомрабочем», отмечаешь, что журналистчаще всегоподготовленк разговору, знает, на какиесведения можетрассчитывать.
Материал«Я пришел сюдаработать»(«Чапаевскийрабочий, №8 от16 января 2002 г»)подан в формеинтервью –знакомствас новым руководителемслужбы водоканала.Проблемаводоснабженияв городе с больнойэкологией, спочти 100% изношенностьюводоводов –одна из острейших.Потому понятножелание горожанзнать: кто пришелв службу водоканала– профессионалили временщик.И журналист, представляянового руководителя, знакомит егос горожанами, задавая такиевопросы: «А счего вы начиналив Отрадном?, «Ивы надеетесь, что сможетечто-то повернутьв заржавевшеммеханизме ЖКХ?»
Настойчивоведет газеталинию, направленнуюна повышениеинформативностиматериаловинформационногожанра. Этойцели отвечают«Прямые линии».В нынешнем годугорожане, становясьинтервьюерами, имели возможностьсами задатьинтересующиеих вопросы, главе администрациигорода, начальникупаспортно-визовойслужбы, начальникудепартаментакультуры идругим. Тема«Прямой линии»объявляетсязаранее. Так, главе администрациибыло предложеноответить навопросы горожан, касающиесяпроблем благоустройствагорода, молодежнойполитики. Непростоввести читателейгазеты в проблемытакого интервью, обозначитьпозиции участников, но журналистам«Чапаевскогорабочего» этоудается. И чтонесомненноудачно: газетаобязательноинформируетчитателей отом, как главаадминистрацииотреагировална тот или инойвопрос, какиемеры принял.
«Его ВеличествоСлучай» — примеринтервью-зарисовки.О мастерствежурналистапозволяетсудить уже то, что в композиционноепостроениеинтервью журналиствводит описаниеобстановки, в которой происходилразговор, внешностии обаяния героини.Этот помогаетраскрытию еехарактера, установлениюконтакта считателем, готовя к активномувосприятиюдиалога.
Ввестичитателей вситуацию эмоциональнои конкретнопомогает здесьлид – деталь, воздействияна читателя:«Живет в нашемгороде девушка– Елена Будюкова.Работает методистомв центре детскоготворчества.Но это сегодня.А еще вчера…Помните спектакль«Моя жена лгунья», показанныйна сцене Дворцакультуры имениВ.И. Чапаеватворческимобъединением«Мастера сцены»из Самары, нераз выступавшимв нашем городе? Одну из ролейв нем исполнялаЛена. Каковоэто, в двадцатьдва года поступитьв профессиональныйтеатр, работатьбок о бок смастерами, ссамим Монастырским, а в двадцатьпять… Но чтодумает об этомсама Лена? Ичто для неетеатр?»1.Журналистактивно используетмногомерностьи многообразиедиалогическихединств: вопрос– стимул, реплика-размышление.
Последнийвопрос в этоминтервью помогаетпоставитьлогическуюточку: «Вы надеетесьвернуться? (втеатр – авт.).И следует ответ«Когда я ушласо сцены, топервое времяне знала, кудасебя деть. Весьмир сразу сталпустыней. Всемысли толькооб одном: театр, театр, театр.Потом вроденашла, чем заполнитьсвою жизнь.Старые связитоже не обрываю.Перезваниваемся.Если вдругпозвонит ПетрЛьвович и предложитработать вТеатре на Безымянке– полечу какна крыльях. Яверю: судьбаесть, и она приведетменя куда-нибудь.Может быть, нев театр. Главное– найти своеместо в жизни.Свое и толькосвое. Сыгратьодной тебепредназначеннуюроль»2.
Журналистуудалось убедитьчитателей, чтоперед ними –неординарнаяличность, емуудалось показатьчеловека, жизньи устремлениякоторого интересныесли не всем, то многим.
Естьв «Чапаевскомрабочем» рубрика«Актуальноеинтервью», когда речь идето полученииинформациина интересующиевсех вопросы.Таким получилосьинтервью«Казначейство– от слова «казна»»(7 мая 2002года №70-71).
Ваннотации кдругому интервью«Особая служба», тоже опубликованномупод этой рубрикой(5 июня 2002г, №87), авторактивно используетприем провокации, сообщая интервьюируемомуинформацию, которую получилот горожан, атакже собственныенаблюденияза тем, какнеудовлетворительновывозится изгорода мусор.Скорее всего, у читателейсоставитсябезотраднаякартина, основаннаяна беспомощноститех, кто призванбороться смусором. И это подтолкнетк необходимостирешать городскуюпроблему.
Жанринтервьюмногофункционален.Позволяетбыстро и точнорассказатьо том, что волнует,- интервью: «Винтересахквартиросъемщиков».Газета, выйдяна авторитетногособеседника– начальникаЖилищной инспекциипо г. Чапаевску, помогает горожанамразобраться, где и как онимогут получитьпомощь, еслиих неудовлетворительнообслуживаютслужба ЖКХ. Этоинтервью, традиционныйдиалог — вопрос-ответ, рассчитанона соучастиечитателей вобсуждениипроблемы.
Всеэто позволяетсделать вывод: успех любогоматериалазависит отмастерстважурналиста, его личности.Не даром ЯсенЗасурский таксказал: «Сегоднялюди хотятвидеть в журналистена нахала, которыйс апломбомразоблачаетвсех и вся, ачестного порядочногочеловека»1.И при этом необходимопомнить: «Силаинформационноговоздействияинтервью – внеформализованностиинтервью, вумении не подавлятьсобеседникаэрудицией, а«сопрягатьего видениепредмета сосвоим собственным, не подталкиватьпартнера к темфактам и явлениям, которые могутбыть ему неизвестны»…А известныйтелеведущийУрмас Отт советует:«не смущайсясвоей неосведомленностив том или иномвопросе: частичноенезнание скорееможет дажеактивизироватьбеседу. Важнаискренняязаинтересованностьвсех участниковбеседы»2.
Журналисты«Чапаевскогорабочего» этимруководствуютсяи предполагаютреакцию скептическинастроенныхлюдей, стремясьизбегать винтервью высказыванийтипа «ожидается, что».., «известно, что…», говорят, что…» Ведьиначе скептикобязательнозаметит с сарказмом:«Ожидаетсякем?», «Известнокому?», «Говоряткто?»…
Разныежурналистыготовят интервьюдля «Чапаевскогорабочего».Отсюда – отличияв комбинацииразного родавопросов, ихчередовании, последовательности.
ЭтоподтверждаетвысказываниеГ.В. Лазутинойо том, что интервьюоказываетсявполне удачным, с точки зренияинформационнойнасыщенности, если журналист:
« 1.Основательноподготовилсяк беседе (освоилпредмет обсуждения, имеет представлениео собеседникекак индивидуальности);
2. Научилсяконтролироватьход беседы, своевременнозамечая возникновениебарьеров иоперативнонейтрализуяих;
3.Владеетдостаточнымколичествомприемов, способныхстимулироватьобщение1».
ВалерийАграновскийв своей книге«Ради единогослова» тожеизложил рядпринципиальныхпозиций поведенияжурналиста:
«1.Истинный журналистдолжен идтик собеседнику, во-первых, смыслью, а во-вторых, за мыслью (нашивопросы должныпобуждатьсобеседникадумать и говорить).
2. Чтобыбеседа былаплодотворной, собеседниккак минимумдолжен бытьв ней заинтересован.В самом деле, журналист можетзадавать вопросыи по обязанности.Но получатьна них ответыон может толькопри желаниисобеседника.
3. Самжурналист какличность долженбыть интересенсобеседнику»2.
Анализируяинтервью в«Чапаевскомрабочем», замечаешь, что журналистыпредварительнообдумываютконцепциюинтервью, вопросывыстраиваюттак, чтобысоблюдаласьпоследовательностьв ответах.», учитывают, что«… следуетразвивать всебе умениетрудное, ноочень выгодноедля интервью(жанра личностного, интересногоименно «персонификацией»любой проблемы»); умение представитьинтервьюируемогов выгодномсвете, подчеркиватьего лидерствов беседе, старатьсяпередать егоманеру общения, стиль речи, скрывая, повозможности, намеченныезаранее контурыдиалогическогоединства, выстраиватьпереход отодной мини-темык другой и т.д.»1.
Вкаждом источникеинформацииесть свои возможностии ограничения.Что касаетсяинтервью, тоэто – самыйсубъективныйисточник информации.Ведь разныелюди, очевидцыодного и тогоже события, поразному о немрассказываюти часто дажерасходятсяво мнении. Нов этом заключаетсяи положительноесвойство этогоисточникаинформации– возможностьузнать инойвзгляд на проблему, расценитьситуацию сдругой точкизрения.
Журналистыгородскойгазеты помнят, что покушениена чью-то репутациюравнозначновторжению вчастную жизнь.При определенныхобстоятельствахрепутация можетпострадатьот одногонеосторожногозамечания илинеумело обработанногоответа интервьюируемого, неточно переданногосказанногочеловекомвыражения.Особенно еслиинтервьюери интервьюируемыйживут в одномнебольшомгороде, какЧапаевск. Вредакции «Чапаевскогорабочего»считают правиломпригласитьинтервьюируемого, чтобы он прочиталтекст интервьюдо выхода всвет, сверилцифры и фамилиив своих ответах.И подписалоригинал интервью, дав тем самымсогласие наего публикацию.
Вжурнале «Профессия– журналист»было опубликовановыступлениеСергея Титова«Визави, визави, визави…» спометкой «Одаинтервью». Такубедительнонаписал автор:«Интервью –мой любимыйжанр. Самыйлучший. Самыйклассный, самыйкрасивый. Яговорю пронастоящееинтервью, когдасобеседник– незаурядныйчеловек»1.И журналистаСергей Титовсравниваетс актером. Потому, что «каждыйраз должен бытьразным. Ведьэто не я долженбыть перед моимвизави. Личноя ему не нужен.Не для меня этоинтервью, необо мне. Я лишьсконцентрированныйчитатель, телезритель, я – его лицо, каждый разразное. Потомучто разныесобеседникиинтересуютсовершенноразных людей.Я пишу вопросыи чувствую, чтоя – режиссер, я готовлю грандиозныйспектакль, поскольку всеэто – слова, слова, как говорилГамлет.
Насамом делеслова – этомузыка. Послевстречи, ночью, усядусь заклавиатуру, чтобы перевестивсе метаморфозына музыку слов.Хорошее интервью– это симфония»2.Но «весь талантжурналистав финальномаккорде. Однаневерная нота– и смажетсявсе. Именнофинальныйаккорд будетеще долго звучатьв душе читателя».
ВсеволодБогданов, секретарьСоюза журналистовРФ, как-то сказал:«Сейчас наразных каналахТВ есть во многихвариантахинтервью счеловеком вмаске… Интервьюдают бандит, проститутка, политик, бизнесмен.Все это завлекательно, как игра, нопорой начинаешьсомневатьсяв достоверности, в искренноститого, кто в маске.Серьезныедиалоги втелевизионномэфире для меня, как зрителя, сослужилиогромную службу.Они помоглимне разобраться, кто есть ктов нашем обществе, кому можнодоверять инасколько, помогли сделатьвыбор»3.В региональнойпрессе, к которойотносится и«Чапаевскийрабочий», нетвозможностикого-нибудьскрыть подмаской. Читателиэтого не примут.Им нужен честныйи открытыйдиалог. И четкаяоценка фактов, событий.
Заключение
Жанринтервью имеетпоистиненеограниченныевозможности.Недаром журналистывысказываюттакую точкузрения на интервью:«Это возможностьпродемонстрироватьвысший пилотаж, естественноне превращаяего в самоцель»1.В интервьюпроявляютсяхарактеры, время. И дажето, что не всегдамогут объяснитьисторики ифилософы. Жанринтервьюмногофункционален.Он позволяетбыстро и точнорассказатьо взволновавшемсобытии, задавнескольковопросов очевидцам, и выйдя наавторитетногособеседника, развеятьвзбудоражившиемногих слухи…
Дляверного поведения, гибкости интервьюераважны зоркостьнаблюденияза поведениеми реакциямисобеседника.Но это не помешаетсамой беседе.Интервьюируемыйдолжен высказаться.Но неопытныйжурналист можетдопуститьошибку: не добившисьвнятных высказываний, передаст их, во многом присочиняя.А одно из главныхкачеств хорошегоинтервью — реализованное, хотя бы отчасти, отражениевысказыванийинтервьюируемого»2.
Приполном довериик интервьюеруможет получитьсяисповедальныйхарактер уинтервью. И неповеритьнапечатанномубудет уже невозможно.Только бы неслетались, какворонье, журналистына беду, случившуюсяв жизни человекаили потрясшуюстрану, какбыло в Норд-Осте, только бы несмаковалиледенящие душуподробности…
Итогда достоверностьбудет обеспечена.А именно достоверностьпозволяет жанруинтервью оставатьсядоступным ипонятным длячитателя слюбым образовательнымуровнем.
Вотношенииинтервью справедливаоценка журналистов-профессионалови читателей: самый востребованныйсегодня жанрв СМИ.
Список использованнойлитературы:
Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.
Антонов В.И. Информационные жанры журналистики. Саратов, 1994.
3 Введениев теорию журналистики./Сост. ПрохоровЕ.П. – М., 1992.
4 ВорошиловВ.В. Журналистика.Учебник СПб.,2001
5 ГавриловЭ. Законодательствои практика СМИ.М., 2000.
6 ЛазутинаГ.В. Основытворческойдеятельностижурналиста.М., 2000.
7 Отт У.И.Вопрос+ответ=интервью.М ., 1993.
8 Шостак М.Интервью. Методи жанр. М., 1997.
9 СмелковаЗ.С., АссуироваЛ.В., Савова М.Р., СальниковаО.А. Риторическиеосновы журналистики.М. 2000.
10 Власть, зеркало илислужанка? Энциклопедияжизни современнойроссийскойжурналистики.2т Издание СЖРоссии, 1998.
Профессия-журналист». 2002г. №№7,8…
Киселева Н.В. «Интервью как речевой жанр» -http://www.journ.ru/linkjournstud.shtml
13 Газета«Чапаевскийрабочий». Выпускиномеров с 1 январяпо 30 июня 2002 года.