/>
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881) родился в Москве в семье врача. К 15-ти годам интересы Федора Достоевского уже определились. Он знал, что будущее его — литература. Но отец, оставшись с семью детьми на руках, решил отдать сына в специальное Военно-инженерное училище в Петербурге. Молодой Достоевский совсем не хотел военного будущего и всю жизнь, потом считал ошибкой со стороны отца заставить его учиться на военного инженера.
С мая 1837 года судьба Достоевского навсегда связалась с Петербургом. Будущему писателю Петербург представился «самым умышленным и отвлеченным городом...» Устами своих героев он передавал позже и свое собственное отношение к нему: «это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влиянии на душу человека, как в Петербурге...» И все-таки Достоевский полюбил Петербург, который стал городом его молодости, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат.
В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей квартиры. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов. В таких же домах жили его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки. В своих петербургских произведениях Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов.
Из романа в роман переходят тесные, сжимающие героя комнаты-шкафы, «гробы», «каюты», с низкими потолками и маленькими окнами, со сломанной мебелью и обшарпанными обоями. Герои Достоевского обособленно существуют в этом мире. Его мечтатели, «подпольные» люди с раздвоенным сознанием, всегда живут «в углах», уходя от внешней жизни. Сам Достоевский во время написания своих романов тоже отъединялся от людей, «уходил в себя», неслучайно обычное время его работы — ночь, когда никто не мог ему помешать, когда он оставался совершенно один.
В августе 1843 года Достоевский закончил училище и был зачислен в Инженерный корпус. Вместо того чтобы «все силы отдавать литературе», ему приходилось «убивать время даром». После службы — чтение, театры, развлечения. Приезд Оноре де Бальзака в Петербург осенью 1843, его триумф среди петербургской молодежи стали решающими для Достоевского в выборе произведения для своего первого литературного заработка. В конце 1843 за 2-3 недели он перевел З65 страниц французского текста. Достоевский почувствовал себя писателем и, не прослужив и полугода, решил подать в отставку.
Школа мастерства, которую прошел Достоевский у Бальзака, сами произведения французского писателя стали сильным импульсом для молодого Достоевского.
Страстный читатель, Достоевский постоянно держал в поле зрения творчество многих западноевропейских и русских писателей. Почти все герои Достоевского читают. Книги, выбранные Достоевским для них, всегда неслучайны. Герой повести «Вечный муж» изучает статью Аполлона Григорьева «о хищных и смирных типах», Настасья Филипповна накануне смерти читает «Мадам Бовари», Рогожин — «Историю» Соловьева, Степан Трофимович знакомится с новинкой года — романом Гюго «Человек, который смеется» и перечитывает «Что делать?».
Но герои Достоевского — творческие личности, и каждый старается себя реализовать. Иван Петрович в романе «Униженные и оскорбленные» — молодой писатель. Бывший студент Раскольников опубликовал статью «О преступлении», один из героев романа «Идиот», Ипполит Терентьев, написал исповедь «Мое необходимое объяснение». Произведения героев раскрывают их внутренний мир и вместе с выбранными Достоевским для них книгами для чтения становятся дополнительными характеристиками их личности.
Достоевский начал свой путь в литературе с утверждения «маленького человека». Уже в названии повести чувствовался его вызов — «Бедные люди». Героем своего первого произведения Достоевский сделал бедного чиновника.
О Достоевском заговорил весь Петербург. Он стал бывать в разных литературных салонах, много общался с писателями, журналистами, критиками. И продолжал писать. Появились следующие повести — «Двойник», «Хозяйка», рассказы.
«Текущая действительность», как называл Достоевский современную ему жизнь, всегда живо интересовала его. Он посещал театры, выставки, изучал философию, историю, знакомился с различными теориями и учениями, вообще всегда был открыт всему новому. В молодости за свою открытость, увлеченность и мечтательство он серьезно поплатился.
В расцвете творческих сил (Достоевскому было всего 27 лет) его вырвали из литературного процесса. Сначала на восемь месяцев он был заключен в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, потом на 4 года отправлен на каторгу в Омский острог, после этого — почти шесть лет находился в ссылке в Семипалатинске.
Четыре года Достоевский жил в казармах вместе с убийцами и ворами. Он никогда потом не жалел об этих годах:?.. в каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей… Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров!… На целые томы достанет. Что за чудный народ-¦
После освобождения из каторги и переезда в Семипалатинск Достоевский смог вернуться к творчеству. В Сибири были созданы «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково». В апреле-мае 1854 года Достоевский познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой и решил взять на себя заботы об ее будущем.
В конце декабря 1859 года Достоевский вернулся в Петербург. Прежде всего Достоевский решил реабилитировать свое литературное имя. Вместе с братом Михаилом он начал издавать литературно-художественный журнал «Время», а чуть позже — «Эпоху». В журналах Достоевских появились новые произведения писателя: «Униженные и оскорбленные» (18б1) и «Записки из Мертвого дома» (18б2). Последний роман вернул ему былую славу, его стали называть новым Вергилием. Это был первый роман о русской тюрьме.
Свои впечатления о Европе он описал в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (18б3), своеобразных философско-путевых очерках.
Почти параллельно с созданием «Зимних заметок» Достоевский обдумывал замысел повести «Записки из подполья» (1864). Исповедь подпольного человека — философское введение Достоевского в цикл его больших романов.
В романах «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871 — 72), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879 — 80) — осмысление социального и духовного кризиса России с христианской точки зрения, диалогическое столкновение самобытных личностей, носителей своей «идеи», страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.
В 1878 г. семью Достоевских поразило страшное несчастие: умер младший сын Леша. Мальчик умер от эпилепсии, которую унаследовал от своего отца, — это обстоятельство тяжело подействовало на Федора Михайловича: вместе с женой он мучительно переживал утрату любимого сына. Вскоре, поддавшись на уговоры Владимира Соловьева и Анны Григорьевны, желавшей отвлечь мужа от горестных переживаний, Достоевский отправился в Оптину пустынь, где встречался со знаменитым старцем Амвросием, образ которого и все впечатления от посещения Оптиной отразились впоследствии в романе «Братья Карамазовы».
Достоевский был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с могилой Жуковского. Траурная процессия, проследовавшая до Александро-Невской Лавры, представляла собой невиданное явление. Весь Петербург провожал писателя в его последний путь. Церковь не могла вместить даже малой части всех желающих. В 1883 г. на могиле Достоевского был торжественно открыт памятник (архитектор Х.К. Васильев, скульптор Н.А. Лаврецкий).