Реферат по предмету "Иностранные языки"


Вечная тайна истоков добра и зла по 2-ой главе Мастера и Маргариты

Вечнаятайна истоковдобра и зла.
(по2-ой главе романа«Мастер и Маргарита»)
Источникзла есть тщеславие, а
источникдобра – милосердие…
Ф.Шатобриан

Втораяглава «Мастераи Маргариты»– одна из самыхнапряженныхи трагичныхглав романа.Она написанас такой пронзительнойглубиной ощущений, масштаб поставленныхв ней проблемтак велик, чтодаже будучипрочитаннойотдельно отвсего текста, оставляетнеизгладимоевпечатлениецелостного, ёмкого и законченногопроизведения.Чем же вызваныэти впечатлениячитателя?
Казалосьбы, обычная длятех временситуация: допросневиновногочеловека, схваченногопо ложномудоносу, егоосуждение безособых основанийи приведениеприговора висполнение.Таких примеровв истории (и внаше время) –тьма тьмущая.Вовсе не этоделает эпизодтаким трагичным.Что же рождаетощущение окончательнонаступившейбезысходностине только длягероев романа, но и для нас, читателей?
Самыйпростой ответна этот вопроснапрашиваетсясам: Булгаков, фактически, дает свою версиюбиблейскогосюжета. Можносделать вывод, что вся ершалаимскаячасть «мастераи Маргариты»как бы подкрепляетсяСвященнымПисанием, егофилософскойи морально-нравственнойглубиной, непререкаемымвечным авторитетом.Но это толькона первый взгляд.Вспомним, чтосамое простоеобъяснениене всегда верно.Не ставил Булгаковсвоей цельюпересказыватьевангельскиесюжеты!.. Посмотримна роман не сточки зрениялюдей началаХХI века, а глазамисовременниковавтора – москвичей30-х годов векадвадцатого.Многое станетясно. Это былопо-настоящемустрашное время, когда каждыйчувствовалсвое полноебессилие передбезжалостнойгосударственноймашиной, ломавшейи уничтожавшейлюдей, семьи, народы… Почему? За что? Да, зато, за что былосужден ИешуаГа-Ноцри, ни зачто… Вернееза то, что говорилправду, за то, что позавидовалии оклеветали«друзья», «знакомые»,«доброжелатели».
Ноне только всопоставлениивремен силаи глубина главыромана. Она впопытке понятьвнутренниймир человека, которому волеюсудьбы илислучая довелосьстать судьей, приниматьрешение: житьили умеретьдругому человеку.Отсюда становитсяясным, почемупочти вся глава написана отлица ПонтияПилата. Вседругие действующиелица описаныкак бы контурно: мы слышим ихслова, видимих одежду, номы не знаем (иникогда неузнаем), о чемдумали и чточувствовалиИешуа, МаркКрысобой, первосвященникКаифа. Почему? Ведь, на первыйвзгляд, весьэпизод романа– противопоставление, поединок ПонтияПилата каколицетворениязла и ИешуаГа-Ноцри какдоброго человека.Отчего же тогдаавтор так подробноописываетмысли, ощущения, видения ипредчувствияпрокуратораи ничего неговорит о мысляхИешуа? НеужелиБулгаков подыгрываетзлу? Нет, не вэтом глубинныйсмысл главыи романа в целом.
Авторпоставил передсобой задачуболее трудную.Булгаков пытаетсяпонять: чтоесть само зло? Что есть добро? Где они рождаются, из чего истекают?
Получаемли мы ответына эти вопросы? Нет. Потому чтонет однозначногоответа на них.И эта глава –повод, исходныйматериал, способнаправить мысличитателей врусло раздумийо добре и зле.А ответ каждыйнаходит сам.Каков же он дляменя?
Перечитываяглаву, я поймаласебя на мысли, что нет явноположительныхи отрицательныхгероев. И почему-тоПонтий Пилат, про котороговсе в Ершалаимешепчут, что он«свирепоечудовище», вызывает жалость, а иногда исострадание.Зол ли Пилат? Зло ли он? Нет! Ведь не хочетон смерти арестантаи делает все, что в его силах, дабы отменитьсмертный приговор: подает знакиИешуа, проситпервосвященника, срываясь наугрозы:"…тогдауслышишь тыгорький плачи стенания.Вспомнишь тытогда спасенногоВар-равванаи пожалеешь, что послал насмерть философас его мирнойпроповедью!"Не может человекизменитьсяза одно утро, а Пилат послеразговора сИешуа меняется.Ведь подействовалина него словао том, что правдуговорить «легкои приятно»! Проследим заразговоромпрокураторас Каифой. Сначала– уловки, лицемерие, но, как толькостановится«понятным, чтоГа-Ноцри уходилнавсегда», решается Пилатсказать правду:"…тесно мнес тобой стало, Каифа,…поберегисебя первосвященник…""…и с каждымсловом емустановилосьвсе легче илегче: не нужнобыло большепритворяться, не нужно былоподбиратьслова". Вот он, момент истины! Иешуа прав: вселюди добрые.И Пилат. Надотолько сброситьбелый плащ сжутким кровавымподбоем и начатьговорить правду! Но поздно, слишкомпоздно! Оттогои проносятсямысли «какмолнии», «а тоскаосталась». Ябы сказала, чтотоска эта–предсмертная.И получается, что живой Пилат«мертвее»казненногоИешуа. Надотолько заглянутьв «мертвыеглаза» прокуратора, которые в началеразговора сарестантомбыли «мутными», выражающимимуку, но ещёживыми! Послеоглашенияприговораумерло все: самПилат, «ненавистныйим город умер», даже вода вфонтане сталамертвой… Пророческимоказываетсястрашное видениеПилата, не зрямысль «о загадочномбессмертиизаставила егопохолодетьна солнцепеке».
ЕслиПилат – зло, топочему же Воланд(справедливыйсудия) исполняетего желаниеи отправляетвместе с Иешуав вечный путьпо лунной дороге? Все просто –в человекеизначальноесть доброеи злое. Вопросв том, что окажетсясильнее…
Итак, с одной стороны– Понтий Пилат, а с другой –Иешуа Га-Ноцри.Добр ли Иешуа? Да? Настолькодобр, что «отдает»Левия Матвея, человека, пожертвовавшеговсем ради идейсвоего учителя? Настолько добр, что «невольноявляется палачом»прокуратора.Невольный, новсе-таки палач.И здесь сокрытглубокий смысл: не только головнаяболь – причинаистязания. Нет! Иешуа «ломает» Пилата, егосознание, мироощущение, а это похлещекнута Крысобоя!
Иешуане добр и незол, он правдиви простодушен.Он говорит то, что думает.Говорит непросто правду(она у каждогосвоя), а истину.Истина в том, что болит головау прокуратора, и в том, чтособираетсягроза (тольколи в природе?), и в том, что «этилюди» хотятсмерти Га-Ноцри, и в том, что «злыхлюдей нет насвете»… А разнет злых людей, то нет и зла?! Вот в чем парадокс! Иешуа верит, что «рухнетхрам старойверы и настанетцарство истины».А пока одинИешуа говоритто, что думает, и не может солгатьдаже во спаениесобственнойжизни. Не ведает, что творит? Слабоумен? Наивен? Нет, иеще раз – нет! Просто не можетиначе. Физическине может! Сутьв том, что добрыйне тот, кто совершаетдобро, а тот, кто не умеетделать зло.
КогдаПилат совершаетзло? Тогда, когдавынужден (пообязанностили, по малодушиюли) поступатьне так, как думает, как хочет. Корочеговоря, когдапоступаетпротив совести.А ведь она спускуне даст! Изведет,«съест», «замучит».В этом, а такжев остром ощущениинеправильности, постыдностисвоих поступковнастоящаятрагедия прокуратораИудеи. ВеличиеИешуа в том, что он всегдамыслит, говорити поступаетпо совести.Булгаков недает полногоописания лицаИешуа, кромесущественнойдетали: «Подлевым глазому человека былбольшой синяк, в углу рта –ссадина с запекшейсякровью». Этадеталь свидетельствуето том, что говоритьправду не такуж «легко иприятно», ноесть удовлетворениеморальное: совесть чиста.Не может Иешуалгать, приспосабливаться, лукавить, тоесть делатьто, чего потомбудет стыдиться.А мы?.. А личноя?.. Вот в чемидейный замыселглавы – заставитьзадуматься.И я задумалась.И ещё. Оченьнадеюсь, чтов жизни мне непридется поступатьсясобственнымипринципами, совестью, азначит, порождатьзло.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.