Реферат по предмету "Иностранные языки"


Богатство мыслей и чувств лирики АС Пушкина

Реферат
по литературе.
Тема:
«Богатствомыслей и чувств лирики А.С.Пушкина».

План.
I.Вступление.Лирика А.С.Пушкина в оценках критиков философов и религиозных деятелей.

II.Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. 1. Тема свободы- ведущая тема лирики Пушкина. 2. Служебные и общественные идеалы. 3. Осуждение тирании, угнетения. а) Мотив личной свободы. б) Уважение личности другого человека, его свободы. в)Cвобода творческой личности. г) Свобода как всеобъемлющие понятие, как основа
жизни человека. 4. Тема гражданственности и патриотизма в лирике
А.С.Пущкина. а)Мотивы любви к родной природе. б) Мотив служения общественным идеалам как
проявление гражданской позиции. в) Политические идеалы А.С.Пушкина. 5. Тема дружбы. 6. Любовная лирика. 7. Тема назначения поэта и поэзии.
III.Заключение.

I.
В своевремя В. Г. Белинскийв силу присущейему способностиисто-рическогомышления счелнужным ограничительноопределитьсоциальнуюзначимостьсвоих оценокхудожественныхпроизведений.Он писал о Пушки-не:«Пушкин принадлежитк вечно живущими движущимсяявлениям, неос-танавливающимсяна той точке, на которойзастала ихсмерть, нопродол-жающимразвиватьсяв сознанииобщества. Каждаяэпоха произносито них свое суждение, и как бы невернопоняла она их, но всегда оставитсле-дующей заней эпохе сказатьчто-нибудьновое и болееверное, и ниодна никогдане выскажетвсего».
В 1859 годуАполлон АлександровичГригорьев писало Пушкине: «Пушкин- наше все: Пуш-кин- представительвсего нашегодушевного, особенного, такого, чтоостается нашемдушевным, особеннымпосле всехстолкновенийс чужим, с другиммиром. Пушкин- пока единственныйполный очеркнароднойличнос-ти,… полныйи целый, но ещене красками, а только контураминабро-санныйобраз нашейнародной сущности…Сфера душевныхсочувствийПуш-кина неисключаетничего до негобывшего и ничего, что после ибудет правильногои органически- нашего».
Вокругимени Пушкинасоздаетсяатмосферасвоего родаобожествленияносителя ивыразителяосновных свойств«национальнойдуши». Хотя естьи ни менее великиеписатели. Пушкина- в меру уровнякультурностигосподствующихклассов дореволюционнойРос-сии — усиленноизучают, издают, на нем «воспитывают»подрастающиепо-коления.
Чтобыпоказать, какоесодержаниенередко вкладывалив понятие«на-циональныйпоэт», приведемодин пример.В торжественнойречи, произне-сеннойв 1891 году на праздникепамяти Пушкинав одной из гимназий, учащимся сообщалисьследующиеистины: «Идеалпушкинскогополитическогоустройстватакой: свободнаяпреданностьдолгу внизу, но милосердноемогуществонаверху… Пушкинбыл убежден, что православиеесть основанашего национальногохарактера, нашей народности, что монахаммы обя-занынашей историей, следовательно, и просвещением»
Чрезвычайнолюбопытнуюхарактеристикупушкинскогогения полсотнилет тому назаддал французскийкритик Мелькиорде Вогюэ в своейкниге о русскомромане.
В главе, посвященнойрусскому романтизмуи пушкинскойпоэзии, М. деВогюэ пишет:«Надо признать, что творчествоПушкина, взятоев целом, необнаруживаетникаких этническихчерт. Это — романтик, проникнутыйдухом, воодушевлявшимв то же самоевремя его собратьевв Германии, Англии и Франции; он выражаетвсеобщие чувстваи влагает ихв русские темы; но национальнуюжизнь он созерцаетизвне, как ивсе из его мира, глазами художника, свободногоот всякоговлияния расы.
»… Развеэто значитумалить Пушкина, похитив егоу расы для того, чтобы отдатьчеловечеству? Я этого не думаю".
"… Случайность, заставившаяего родитьсяв России, моглабросить егов любую другуюстрану; еготворчествоот этого нисколькобы не из-менилось, оно бы осталосьтем, что оноесть, простыми верным зерка-лом, в котором отражаютсявсе человеческиечувства пододеждой, приня-тойоколо 1830 годаобразованнымобществомЕвропы. Эти жестихи, вос-певающиерусскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменитьнекоторыеслова, будутвоспевать теже предметыдля анг-личанина, француза илиитальянца".
"… Еслипрекрасно бытьсыном Рюрика, то еще болеепрекрасно бытьсыном Адама; и если, как этоиные думают, является большейзаслугой бытьпонимаемымтолько в Москве, то, может быть, еще большаязаслуга, заставлятьдумать, плакатьи улыбатьсяповсюду, гдедышит человек; и Пушкину этоудалось".

II.
«Егонадо сослатьв Сибирь» — негодовалимператор.Разумеется, его, возглавившегозаговор противотца, болезненнозадел намекв оде «Вольнос-ть.

О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавних
Сложивший царскую главу.

И всеже возмущалани она, а стихи типа Сказок и посланийнапример — »КЧа-адаеву".Формально то, что мы называемюжной ссылкой, значилосьслу-жебнымперемещением.Но по сути этобыла именноссылка: Пушкинаудаля-ли изстолицы, отправлялипод надзор. Онуехал из Петербургав мае 1820 года — чтобы вернутьсяв 1826. На 5 лет оноказался исключенне только изсветской жизнистолицы, но иво многом изжизни литературныхкружков и сообществ.Служебнымиобязанностямичиновник Пушкинперегру-женне был. В этомбыла относительнаясвобода, нопоэт Пушкинощущал себяизгнанником- и это не моглоне сказатьсяв его творчестве.1820-1822 годы в творчествеПушкина — расцветромантизма.
В стихотворении«Деревня» (1819)Пушкин выступаетпротив крепостно-гоправа. Чтобыподчеркнутьвсю несправедливостькрепостногоправа, Пушкинв построениистихотворенияприбегает кприему противопоставле-ния.В первой частистихотворениядана светлая, мирная картинадеревни. Далееследует резкийпереход ковторой частистихотворения, где поэт свозмущениемуказывает набесправноеположениекрепостногокрестьянства.
Различноесодержаниедвух частейстихотворенияопределилои разли-чиеобразных средствязыка поэта.Интонация речив первой частисти-хотворенияспокойная, ровная, дружественная.Поэт тщательноподбираетэпитеты, передаваякрасоту сельскойприроды. Вовторой частиинтонациядругая. Речьстановитсявзволнованной.Поэт подбираетметкие эпитеты, дает выразительнуюречевую характеристику:«барство дикое»,«на пагубу людейизбранноеСудьбой», «неумолимоговладельца».
Чтобылучше понятьидейно — образноесодержаниеромантическогомето-да, давайтеобратимся кодному изизвестнейшихстихотворенийПушкина тойпоры — к «Узнику».Это своеобразнаяформула романтическогомиро-восприятия.
Стихотворениеоткрываетсяобручи «темницы»и томящегосяв ней «уз-ника».Вам никогдане приходилов голову задатьвопрос: за какоепрес-туплениегерой «сидит»? На какой срокосужден? Какпроисходилсуд? Где расположенатюрьма? Разумеется, не приходило.И это абсолютноНормаль-но иправильно.Потому что позаконам романтизмаподобные вопросыи не могут возникать.Основное содержаниеромантизма- выражениестраданий душиот несоответствиядействительностиидеалам: мирне таков, какимдолжен быть.И остро ощущающийэто несоответствиеромантическийгерой чувствуетсебя чужим вэтом серомобыденном мире.Он одинок, онзагнан в клетку.Отсюда центральныемотивы романтизма- тема свободы, бегства изтюрьмы в некийиной, недостижимыйи манящий мир.Люди кажутсябез-ликой массой, герой ищет своймир вне толпы: там, где небо, море — стихия.
Вскормленныйв неволе орелмолодой,
Мойгрустный товарищ...
Отчегоименно орел? Почему не щегол, не синица? Образорла — оченьромантическийсимвол. Преждевсего, это птицагордая (не даетсяв ру-ки, не приручается!), одинокая (орлыникогда несобираютсяв стаи). В нем- мощь свободногополета, тягав поднебесье…Обратите внимание: стремлениек свободе уорла — врожденное, ведь он вскормленв неволе. Тоесть, это стремление- определяющеекачество; утративего, орел пе-рестаетбыть орлом, перестает бытьромантическимсимволом. Кудазовет орелузника? В очарованнуюдаль, в тот мир, который всегдаживет в во-ображении, в душе романтическогогероя, противостоямиру реальному:
Туда, где за тучейбелеет гора,
Туда, где синеютморские края,
Туда, где гуляемлишь ветер… да я!.."
Романтическоестихотворение«К морю» вчерненаписано былоперед отъездомпоэта из Одессы, а обработанои законченов начале октября1824 года.
Поэтическоеизображениеморя сочетаетсяв стихотворениис размышле-ниямипоэта о своейсудьбе изгнанникаи о судьбахнародов. Морепотому близкои дорого Пушкину, что оно представляетсяживым воплощениеммя-тежной исвободнойстихии, мощии красоты. Этимикачествамив восприя-тииромантическинастроенныхсовременниковПушкина обладалидва «влас-тителядум» тогдашнегомолодого поколения- Байрон и Наполеон.
В строфах, посвященныхНаполеону, Пушкин ясноне говорит освоем отношениик нему. Но раньшев стихотворении«Наполеон»(1821) поэт охарактеризовалего как тирана.
В БайронепривлекаютПушкина такиечерты знаменитогоанглийскогопоэта, какгениальность(«умчался гений»), свободолюбие(«исчез, опла-канныйсвободой»), неукротимыйдух борца («какты, могуч, глубоки мрачен, какты, ничем неукротим»).
Стихотворение«К морю» былопрощаниемПушкина нетолько с морем, но и с романтическойлирикой.
СредистихотворенийПушкина видноеместо принадлежиттем, в которыхпоэт с изумительнойпоэтическойсилой и любовьюрисует картиныродной природы.Несравненныйживописецприроды, Пушкинвоспринималее не толькозорким глазомхудожника итонким слухоммузыканта, нои любящим своюродину сердцемгорячего патриота.
С детскихлет, когда Пушкинуезжал на летов Захарово, любовь к роднойприроде прочновошла в егодушу. Эта любовькрепла и шириласьи нашла своехудожественноевыражение встихотворениях, поэмах, романе«Евгений Онегин».
Но креалистичномуизображениюприроды Пушкинподошел несразу. В периодюжной ссылкипоэта его стихиносят романтическийхарактер. Та-ково, например, стихотворение«К морю» (см.выше).
В стихотворении«Осень» мынаходим нетолько изображениеприроды в осеннююпору; переднами разнообразныекартины жизни: охота помещиков, от которойстрадают засеянныеполя крестьян, катание наконьках, зим-ниепраздники ит.п.
Из всехвремен годаПушкин отдавалпредпочтениеосени: «Из годовыхвремен я радлишь ей одной».
Осеньприятна и дорогаПушкину нетолько своей«прощальнойкрасой»: она- время года, наиболеерасполагающеепоэта к творчеству;«Осень… порамоих литературныхтрудов», — говорилПушкин.

Стихотворение « К Чаадаеву(1818)» проникнуто идеями борьбы с самодержавием.

…Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Написанное, в форме дружеского послания, оно отражало взгляды иполитическиенастроения, которые объединялиПушкина с егодругом П.Я.Чаадаевыми со всеми передовымилюдьми тоговремени. Поэто-мустихотворениешироко распространялось.
Важноотметить, чтоздесь патриотизмПушкина неразрывносоединяетсяв его представлениис революционнымслужениемродине. Любовьк родине неразрывнас борьбой заее свободу.
Чувства, высказываемыев стихотворении, находят точноеи яркое вы-ражениев ряде словесныхобразов. Мывстречаем такиевыразительныеме-тафоры, как«в нас горятеще желанья»,«пока свободоюгорим, покасердца длячести живы»,«звезда пленительногосчастья».
В своих«Стансах» (1826)поэт, убедившисьв безнадежностипопыток безподдержкинарода произвестиреволюционныйпереворот ивидя полноеотсутствиесвязи международом и передовымикругами общества, пытается убедитьНиколая I, которыйсвоими псевдолиберальнымипосулами сумелвнушить поэту, как и многимдекабристам, доверие к себе.Заканчиваются«Стансы» смелымпризывом к царюбыть «незлобнымпамятью», тоесть вер-нутьсосланных накаторгу декабристов.Стихотворениеэто, хотя и пол-ноеошибочных иполитическихиллюзий, всеже было невернооценено мно-гимисовременниками, и даже друзьямиПушкина.
Общительныйи умевший ценитьлюдей, Пушкинимел многодрузей, многописал о дружбе. Дружба длянего была тойсилой, котораясоединяетлю-дей в крепкомсоюзе на всюжизнь.
Друзейприобрел Пушкинеще в лицее; многим из нихон адресовалсвои послания, искренно изадушевнооткликалсястихами налицейскиегодов-щины.
Окончивлицей, выпускникирешили ежегоднособираться19 октября, в деньторжественногооткрытия в 1811году лицея. Вбольшом послании«19 октября 1925 года»Пушкин с сердечнойтеплотой обращаетсяк друзь-ям, вспоминаетдни лицея, своиходнокурсников.В те годы Пушкинбыл в ссылкеи не мог бытьс товарищами.
Пушкинтак пишет опосещении егов МихайловскомПущиным
… Поэтадом опальный,
О Пущинмой, ты первыйпосетил;
Тыусладил изгнаньядень печальный,
Ты вдень его лицеяпревратил.
Близкиему были и Дельвиг, и Кюхельбекер,«братья родныепо музе». Дельвигтоже посетилПушкина вМихайловском, и его приезд«пробудил (впоэте) сердечныйжар, так долгоусыпленный», и внес бодростьв душу изгнанника.
Лицейнавсегда осталсяв памяти Пушкинакак колыбельвольномыслияи свободолюбия, как «лицейскаяреспублика», сплотившаялицеистов в«свя-тое братство».
Стихотворение«И.И.Пущину»(1826) обращено кближайшемудругу Пуш-кинас лицейскихлет, декабристуИвану ИвановичуПущину, приговоренно-мук пожизненнойкаторге. Ононаписано 13 декабря, накануне первоговосстания наСенатскойплощади.
Перваястрофа стихотворениясовпадает спервой строфойпослания кПущину, обещанногопоэтом другуи начатогопосле посещенияим Михай-ловского.Послание осталосьнезаконченным.
К любовнойлирике ПушкинаотноситсястихотворениеК*** («Я помню чудноемгновенье...»)(1825). Летом 1825 г. вТригорскомгостила АннаПетровна Керн(племянницасоседки ПушкинаП.А.Осиповой).В первой строфепоэт вспоминаетпервую встречус ней, в 1819 г., вПетербурге, в доме Олениных.Керн писалао том, как Пушкинпередал ей этистихи в деньее отъезда изТригорского.«Он пришел утроми на прощаньепринес мнеэкземпляр 2-йглавы „Онегина“, в неразрезанныхлистках, междуко-торых я нашлавчетверо сложенныйпочтовый листбумаги со стихами:»Я помню чудноемгновенье"и проч. и проч.Когда я собираласьспрятать вшкатулку поэтическийподарок, ондолго на менясмотрел, потомсудорож-новыхватил и нехотел возвращать; насилу выпросилая их опять; чтоу него промелькнулотогда в голове- не знаю".
Стихотворение«Мадонна»обращено кневесте, Н.Н.Гончаровой.Та же картина(«Мадонна»итальянскогомастера, приписывавшаясяРафаэлю ипродававшаясяв Петербурге)упоминаетсяв письме Пушкинаот 30 июля 1830 г. кневесте: «Часамипростаиваюперед белокуроймадонной, похожейна вас как двекапли воды; ябы купил ее, если бы она нестоила 40000 рублей».
В стихотворении«Пророк» Пушкинв образе пророкаподразумевалпоэ-та. Картина, изображеннаяПушкиным, внесколькихмелких деталяхвосхо-дит к VIглаве КнигиИсаии в библии(шестикрылыйСерафим с горящимуг-лем в руке).
Стихотворениепервоначальнопредставлялособой частьцикла из четы-рехстихотворений, под заглавием«Пророк», противоправительственного, патриотическогосодержания, посвященных событиям 14декабря. М.П.Погодинобъяснял
П.А.Вяземскомув письме от 29марта 1837 г. что«Пророк» Пушкинон написалехавши в Москвув 1826 г. Должны бытьчетыре стихотворения, первое тольконапечатано(«Духовнойжаждою томим»)"
За годдо своей смерти, как бы подводяитог своейпоэтическойдея-тельности, Пушкин написалстихотворение«Я памятниквоздвиг себенеру-котворный...».
Ужев первой строфеПушкин подчеркиваетнародностьсвоего творчест-ва.А также становится видно, что у Пушкина, под конец жизни сильно развивается самолюбие, судя по всему из-за излишне восторженного мнения окружающих.
ДалееПушкин говорито своем историческомбессмертиии пророческипредсказываетбудущую широкуюизвестностьсвоей поэзиисреди всехна-родов России.
В IV строфесодержитсяосновная мысльвсего стихотворения- оценка Пушкинымидейного смысласвоего творчества.Пушкин утверждает, что право напризнание илюбовь народаон заслужил, во-первых, высокойче-ловечностьюсвоего творчества(«чувства добрыея лирой пробуждал»); во-вторых, своейборьбой засвободу («в мойжестокий веквосславил яСвободу»); в-третьих, защитой декабристов(«и милость кпадшим призы-вал»).
III.
В лирическойпоэзии Пушкинас особеннойполнотой ияркостью отрази-ласьсветлая личностьпоэта. «Живость, пылкость, впечатлительность, способностьувлекатьсяи увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаж-дущее дружбы, способноепривязыватьсяк человекувсеми силамидуши, горячийтемперамент, влекущий кжизни, к обществу, к удовольствиями тревогам, нравственноездоровье… — этичерты в лицеПушкина ясныдля всякого, кто читал егопроизведения, кто имеет хотямалейшее понятиео его жизни»,- писал о ПушкинеЧернышевский.
ЛирикаПушкина с необычайнойширотой иправдивостьюосветила всестороны и явлениясовременнойему действительности.
Но, являясь живымоткликом поэтана современнуюему жизнь, лирикаПушкина в тоже время перерастаетего время и нетеряет своегозначе-ния и внаши дни. Мыценим у Пушкинаполноту восприятияи ощущенияжизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служениюродине. Но лично я считаю, что нельзя обожествлять человека и навязывать свое мнение другим людям! Каким бы великим и знаменитым этот человек не был.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.