« Я не думаю, чтобы
когда-нибудьбыла написана
более ужаснаясатира
против монастырей».
Дидро.
Литературноенаследие Дидросоставляютдве группыпроизведений.Одна – это сочинения, напечатанныепри его жизнии представляющиебольшой, но посуществу лишьисторическийинтерес; другая– несколькозамечательныхпроизведенийв прозе, едваизвестныхсовременникамДидро, но многоговорящихсовременномучитателю. Самоераннее из них– роман «Монахиня»(La Religieuse), в котором содержитсявеликолепноеисследованиепсихологиимонашескойжизни, равнокак резкие ееобличения.По-видимому, Дидро не показывал«Монахиню»своим друзьям, хотя под конецжизни опубликовалроман в «Корреспонданслитерер».
Роман«Монахиня»был написанДидро во второйполовине 1760 года.Однако широкаячитающая публикаполучила возможностьпознакомитьсяс этим произведениемлишь в 1796 году, спустя 12 летпосле смертиего создателя.Отдельныепривилегированныеподписчикина знаменитую«Литературнуюкорреспонденцию»МельхиораГримма значительнораньше узналио творческойистории книги, чем прочли еётекст, ибо в1770 году Гриммподробно рассказало той мистификациииз которойвыросла «Монахиня».
Историярождения замыслау Дидро и самасудьба егопредставляетзначительныйинтерес. Конец50-х годов 18 векаво Франциипринес сенсационныеразоблачениятайн монастырскихстен, частныхслучаев изуверства, происходящихза ними. Монастырскийбыт стал предметоможивленногообщественногообсуждения, и Дидро не могне остатьсяв стороне отэтого обсуждения.Будто бы отлица монахинииз Лоншанскогомонастыря, отличавшегосяособеннойсуровостьюсвоих нравов, он вместе сосвоими друзьямистал распространятьписьма, разоблачавшиецарящие в монастыряхнравы. Последнееписьмо появилосьв мае 1760 г ода, ауже в сентябретого же годаДидро в своейперепискеупоминает оработе надновым романом.Реальным прототипомСюзанны Симонениз романа «Монахиня»была монахиняМаргаритаДеламар, судебноедело которойо снятии с неёмонашескогообета получилов то время широкуюогласку и исккоторой судомбыл отвергнут.История МаргаритыДеламар, котораяпо воле матери, жаждавшей послесмерти мужазаполучитьвсе его состояние, провела вмонастырскихстенах болееполувека (60 лет), рассказанав монографии:GeorgeMay. Diderot et “La religieuse” (New – Haven — Paris, 1954). Такимобразом подпером Дидропривычная вте временаистория «монахинипоневоле» сталахудожественнымобобщениемсудьбы личностив феодально- абсолютистскомобществе, гдешироко простираетсявласть католицизма.
Когда Дидрописал «Монахиню», ему было уже47 лет. К этомувремени у писателясложилась своясистема эстетическихвзглядов. Унего была собственнаяконцепция жанраромана, причемлежала она врусле реалистическихисканий писателя.По Дидро, романдолжен изображатьне «химерическиеи привольныесобытия», апоказывать«мир, в какоммы живем», рисовать«характеры, взятые из гущиобщества», утверждатьистину, простотуи естественность.Роман – этокартина нравовэпохи, воссозданная«правдивымидеталями». Всемэтим требованиямроман «Монахиня»отвечал полностью.Жизненностьсюжета и реалистичностьповествованияпоражают читателя.Дидро создалкнигу- исповедь, где героиня– не исключительнаянатура, а жертвасоциальнойсистемы, в которойона живёт. «Монахиня»- социально-психологическийроман. В немДидро развенчиваетмонастыри какпорождениевсего жизненногоуклада феодально- абсолютискогообщества. Насилиенад личностьюбедной девушкиесть общеепроявлениерабства и деспотизма, царящих в данномобществе иуничтожающихв человеке еголучшие человеческиекачества, прививаяи культивируяв нем противоестественныестрасти, заражаяего ложью, лицемериеми неспособностьюмыслить.
Личнуюсудьбу героини Дидро изображаетс высоких позициймыслителя — просветителя, показываянесоответствиеэтой судьбыидеалам разумаи гуманистическойморали. Глубокаяпрозорливостьмыслителя ихудожественнаяправда писателяпривели Дидрок выводу, чтов абсолюстскойФранции неосуществимпросветительскийидеал свободы.Сюзанна Симоненвырвалась измонастырскихстен, но нашлавне их, лишьсвободу бытьбесправной.Художественновоссозданнаясудьба «монахинипоневоле»позволила Дидрос большойвпечатляющейсилой выступитьпротив мракобесияи фанатизмацерковников, показать, чтофеодально — абсолюстскоеобщество обрекаетличность надуховное рабство.«Работаю ясидя, потомучто мне трудностоять. Тем неменее я страшусьсвоего выздоровления.Какой я тогданайду предлогне выходитьиз дому? И какиетолько опасностине ждут меня, когда я покажусьна улице! Я живув постояннойтревоге».
Антирелигиозноеи антиклерикальноепроизведениетакой разоблачительнойсилы, как «Монахиня», невозможнобыло опубликоватьв то время. Прижизни авторас романомпознакомилисьлишь доверенныедрузья Дидро.
Тем неменее романсыграл большуюроль в развернувшейсяв годы революцииантиклерикальнойи антицерковной пропаганде.Недаром позже, в 1824 году и 1826 году, он дважды запрещалсяцензурой Франции, где к властипришла буржуазия, поставившаясебе на службуцерковь и испуганнаясмелым, обличительнымдухом и антирелигиознымпафосом романаДидро. Сюжет«Монахини»несложен. Этопечальныеприключениямолодой девушки, насильно заточённойродителямив монастырь, становящейсятам жертвойразвратныхмонахинь и, наконец, убегаяиз монастыряна волю, в надежденачать частную, трудовую жизнь.Основное вромане – остраяпублицистическаянаправленность, связанная субедительнойкартиной душевныхпереживанийгероини. С большимреализмомпоказано, какв сердце тихойи покорной вначале девушкипоявляютсяпервые зародышисомнения, вскорепереходящиев чувства протестаи гнева, завершающегосяоткрытым бунтомпротив насилиянад влечениемк жизни, противмонастырскоголицемерия ирелигиозногообмана, противсуеверия, тираниии надругательстванад правомженщины насвободную, самостоятельнуюи радостнуюжизнь. С большиммастерством, которое одушевленопафосом антиклерикальногои обличительногопротеста рисуетДидро типызатхлогомонастырскогомира. Его героиняотрясает этотмир от своихног прах гниющеймертвичинымонастырскогосклепа. Такроман разрешаетдвойную идейнуюзадачу – задачуразоблачениярелигиозногофанатизма изадачу утвержденияобщественныхправ женщины, в защиту которыхДидро не разприходилось поднимать свойвзволнованныйи гневный голос.
В просветительскойлитературежанр романаприобретаетсвои подлинныечерты, становитсяэпосом частнойжизни. В нёмизображаютсябыт, нравы людейдемократическогосословия. Втаком духе ипишет Дидро.Новизна реалистическогоромана былав его тематике.Он изображаетжизнь современнуюи частную, поражаясвоей правдивостьюситуаций идеталей.
Положительныеперсонажи впросветительскойдраме частосхематичны, недостаточнореалистичны.Это объясняетсятем, что эстетикаПросвещениятребовала отдраматургане столькокритики обветшавшихформ жизни, устаревшихнравственныхпонятий, сколькосоздания образаположительногогероя, обладавшегоморальнымсовершенством.Но такого родасовершенныйчеловек былредкостью вжизни. Реальныйчеловек «среднегосословия» былсуществомкорыстным, далёким отпросветительскогоидеала. Егореальные чертыДидро воплотилв отце и материСюзанны.
В романеотражены типичныеобстоятельствавремени, связанныес пробуждениемчувства свободыв демократическоймассе, в «Монахине» — отражениетех сдвигов, которые произошлив умонастроениидемократическихслоев общества, протестовавшихпротив своегоприниженногоположения. Дидро в известноймере явилсяв «Монахине» учеником Ричардсона, основоположникаанглийскогоромана. Ричардсонбыл одним изпервых еголитературныхувлечений.Следы литературнойманеры Ричардсонаможно обнаружитьв языке и в некоторыхчертах стиля«Монахини».Однако Дидропо существудалёк от Ричардскогосентиментализма, посколькузаключённыйв нем дух страстногопротеста выходитдалеко за рамкисемейногоромана, романамещанскихдобродетелей.
«Монахиня»была опубликованав 1767 году, сразупосле первойбуржуазнойреволюции тогдакак написанаещё в 1760 году. СамДидро писалв одном письмео своём произведении:« Я не думаю, чтобы когда-нибудьбыла написанаболее ужаснаясатира противмонастырей».
Однако разоблачениемонастырствадано Дидро безвсякого гротескаи нажима. Сюзанна– нравственнои физическиздоровая девушкавсем своимсуществомвосстаёт противрелигиозногоаскетизма.Природа самасоздала её дляжизни. Общество, руководствуясьпредрассудкамиобрекает еёна отречениеот всех интересов, желаний, склонностей.Природа создалаеё свободной.В монастырскихпорядках всёпротивно ичуждо Сюзанне.Кликушескоесамоистязаниеили патологическоеизвращениечувств – вотс чем сталкиваетсяСюзанна, попавв монастырскуюсреду. Монахини видят в нейбунтовщицу, её начинаютмучить, терзать, в буквальномсмысле топчутногами, объявляясумасшедшей.
«Я простудиласьв сыром подземелье.Вся моя пищаза последниедни состоялаиз несколькихкапель водыи кусочка хлеба.Жизнь моя былав опасности, всё тело болело, я думала, чтомучения, которыея перенесла, окажутся дляменя последними». ИгуменьяАрпажонскогомонастыряпреследуетмолодую девушкупреступнымипритязаниями, питая к нейпротивоестественнуюстрасть. Монахини, утратившиечеловеческийоблик в мрачномказемате, учреждаяво имя Христа, склоняют еёна грязноесожительствосо старухой.Сюзанна в ужасе.Бежав из монастыря, перед ней сновапредстаётгрозная силапредрассудков.Она становитсячеловеком внезакона, преступницей, только потомучто не захотелаподчинитьсяпреступномузакону общества.« Не знаю какаяучасть ждётменя, но еслибы мне когда-нибудьпришлось вернутьсяв монастырь, каков бы он нибыл, — я не ручаюсьза себя: повсюдуесть колодцы».
На этомзаканчиваетсяроман Дидро.Автор намереннооборвал своёповествование.Пусть читательсам решит судьбудевушки, пустьисполнитсяон такой жетревогой заеё жизнь, каки она сама, иесли Сюзаннаещё не нашлав себе силыувидеть в своейсудьбе проявлениестрашнейшегообщественногопорока, то этодолжен сделатьчитатель. Пустьон видит передсобой не однуСюзанну, а тысячии десятки тысячзаживо погребённыхлюдей и загоритсяненавистьюк социальномуи политическомурежиму, которыйпорождает такиеужасные явлениядействительности.
Сюзанна решилаописать своизлоключенияв виде письмак маркизу деКруаммар, вкотором надеяласьполучить защитуи поддержку.Это философскоеповествованиеобязывало Дидробыть скупымна краски. Наивностьюи простосердечиемдышит каждаястрочка повести: все описаниялаконичны, сведены доминимума, здесьнет многоцветныхкартин природы, какими полонроман Руссо«Новая Элоиза», нет лирическихстраниц, раскрывающихпоэзию чувств.Перед намиподчас сухая, почти протоколическаязапись. И темне менее портретыотдельныхмонахинь очерченычётко, их повествованиеи психологияизображеныярко, рельефно.Духовный обликсамой героиниСюзанны вырисовываетсятакже весьмавыпукло. Эточуткая, отзывчивая, наивная немногосклонная крефлексиидевушка. Онаглубоко религиознаи тем не менее(в этом проявилосьисключительноехудожественноеискусствоДидро) каждыйеё поступок, каждое движениесердца являетсяпротестомпротив религии:
«Добраянастоятельницасотни раз говорила, обнимая меня, что никто нелюбит бога таксильно, как я, что у меня сердцеживое, а у другихоно из камня…Какнесправедливылюди!…Лучшеубейте своюдочь, но не запирайтев монастырьпротив воли.Да, лучше убейтееё. Сколько разя жалела, чтомоя мать незадушила меня, как только яродилась! Этобыло бы менеежестоко».
Наивностьеё олицетворяетздравый смысл,«естественностьчеловека».Перед взоромэтого наивного,«естественногочеловека»спадают маски, прикрывающиепороки цивилизации.Излюбленныйфранцузскимипросветителями18 века приём –судить современнуюим общественнуюсистему («цивилизацию»)судом наивногочеловека илидикаря (персУзбек в романеМонтескье,«Персидскиеписьма», наивныйюноша Кандидв одноименнойповести Вольтера.
Дидро прекрасноизображаетфизическуюи моральнуюизвращённостьмонахинь, котораяобъясняетсякак следствиепротивоестественногостремленияподавить своюплоть. Монашествоне подавляетживотные инстинкты, а, наоборот, усиливает их, жизнь в монастырепротивоестественна.Мысли автораугадываютсяв словах адвокатаМанури, защищавшегоинтересы Сюзанннына суде по поводурасторженияеё обета: «Датьобет бедности– значит поклястьсябыть лентяеми вором. Датьобет целомудрия– значит обещатьБогу постояннонарушать самыймудрый и самыйважный из законов.Дать обет послушания– значит отречьсяот неотъемлемогоправа человека– от свободы.Если человексоблюдает свойобет – он преступник, если нарушаетего – он клятвопреступник.Жизнь в монастыре– это жизньфанатика илицемера».
Своейповестью Дидровынес суровыйприговор мрачномуи бесчеловечномумиру монастырства.Он показал, каквраждебныечеловеческойприроде монашескиедогмы проникаютв сознаниелюдей и уродуютих внутренниймир. С немалойрассудочностью, реализмом, ясным прозрачнымстилем, с чувствомюмора, а такжео без каких-либословесныхукрашений. Вромане нашлосвоё отражениевсё неприятиеДидро к религиии церкви, трагическоеосознание силызла, а такжеприверженностьгуманистическимидеалам, высокимпредставлениямо человеческомдолге.
В отличиеот другихпроизведенийДидро «Монахиня»написана впатетическомтоне.В 1780 году, когдаДидро решил передать рукописьМельхиоруГримму тототзывался оней в письмесвоему другушвейцарскомужурналистуМейстеру от27 сентября 1780 года: “Это как быантипод “Жака– фаталиста”, он полон патетическихкартин. Он оченьинтересен, ивесь интерессосредоточенна героине, отлица которойведётся рассказ.Я уверен, чтоон опечалитваших читателейбольше, чем“Жак – фаталист”заставил ихсмеяться; поэтомуможет случиться, что они захотят, чтобы он окончилсяпоскорее. Егозаглавие –“Монахиня”, и я не думаю, чтобы когда– нибудь быланаписана болееужасная сатирапротив монастырей.Это произведение, в котором живописцымогли отыскатьдля себя многосюжетов, и еслибы этому непротивилосьтщеславие, егоистинным эпиграфомбыли бы слова:“И я тоже художник(son pittor anch’io)».
Можносказать, что«Монахиня»по своим художественнымкачествам стоитдаже выше чемизвестныйпространственно-филосовскийроман «Жак-фаталист».В «Монахине»почти не ощущаетсяприсущая литературе17 века «резонерская»манера – изобразительнаясторона здесьбогата, содержательнаи правдива.Рассказ о несчастнойдевушке перерастаетне только вобвинительныйприговормонастырству, но и феодальномустрою. Дидропоказывает, как равнодушная мать Сюзаннырасплачиваетсясвободой своейдочери за собственный«грех» молодости.(Сюзанна еёнезаконнаядочь и поэтомуне имеет правапретендоватьна наследствои состояниематери и отчима).Устами Сюзанныговорит земное, плотское начало, инстинкт природыили, как выражалисьпросветители«естественное»чувство. Сюзаннаудивляет своейобъективностьюи наблюдательностью.Её углублённыйанализ иногдадаже несоразмеренс её жизненнымопытом. Онаумеет различатьсправедливостьи чувствительность, абстрактныйпринцип добродетелии эмоциональноеего выражение, антагонизм«рассудка исердца». Онаподвергаетостроумнойкритике докладнуюзаписку ведущегоеё дело формальномыслящегоадвоката Манури.
Так как онасама рассказываето своей горестнойжизни, то наминогда досадноиз её уст словаи рассуждения, уместные, пожалуй, скорее в устахфилософа, чемдевушки, никогдане читавшей«Энциклопедии»:
Тем не менее, Сюзанна сохраняетоблик и душевныйстрой наивногосущества, цельной, непосредственнойнатуры. Девушкасо здоровымдушевным складом, она ведёт неравнуюборьбу противчёрного мира, порождающегоистерию, садизм, тайные пороки.
Особенноинтересны тестраницы, гдеописаны моментывнутреннейборьбы Сюзанны, когда она сужасом замечает, что её начинаетразрушатьизнутри укладмонастырскойжизни.
«Монашескаяодежда прирослак моей коже, кмоим костями теперь давитна меня ещёбольше… О, поскореебы дожить доминуты, когдая смогу разорватьих и сброситьих с себя прочь!»
«В монастырея привыкла кнекоторымобычаям, откоторых не могуотучиться».
«Монахиня»написана впринятой в товремя формеисповеди, ввиде дневникагероини. Однакофункция этойформы необыкновенна.Мариво и Превоиспользовалиеё для того, чтобы обнажитьдушу, возвеличитьто, что казалосьсамым ценным– способностьк любви. ГероиняДидро лишинавозможностилюбить и поведатьо счастье любви– она монахиня.Повествованиеот первого лицапридает романуне толькоисповедальный, но и публтцистическийхарактер. Сюзаннавыступает вроли обвинителя.Она заговорилаголосом самогоДидро и многиестраницы романауподобляютсяпросветительскойпублицистике.Правда характеровне соблюдаетсяв таких случаях: вряд ли самойСюзанне доступназрелость социальногомышления, котораяобнаруживаетсяв её речах, веё рассужденияхо «человекеобщественном», его нравах и«склонностях, заложенныхприродой»:
«Таковы плодызатворничества.Человек создан, чтобы жить вобществе; разлучитеего – и мыслиу него спутаются, характер ожесточится, сотни нелепыхстрастей зародятсяв его душе, сумасбродныеидеи пустятростки в егомозгу, как дикийтерновник средипустыря.Посадитечеловека влесную глушь– он одичает.Из леса можновыйти, из монастырявыхода нет. Влесу ты свободен, в монастыреты раб. Требуетсябольше душевнойсилы, чтобыпротивостоятьодтночеству, чем нужде. Нуждапринижает, затворничестворазвращает.Что лучше –быть отверженнымили безумным? Не берусь решатьэто, но следуетизбегать и тогои другого».
Попыткигероини обрестисвободу вырастаютв символическуюкартину борьбычеловека сцелой системойподавления, закабалевания, унижения личности.Сюзанну можноещё и описатькак человека, осознавшегона пороге революциисвои права: право на свободу, на семью, любовьи наконец нажизнь. Тем самымеё борьба, еёвызов приобретаетобъективнореволюционныйхарактер.
Когда Сюзаннунасильно заточаютв монастырьДидро не интересуетпроблема истинностиверы, он незатрагиваетдогматовхристианскогоучения – егоинтересуетпрежде всеговопрос нравственный.Ему важно показать, до какой степенинравственногоодичания доводитмонастырскаяжизнь здоровыхи нормальныхлюдей. За стремлениевырваться измонастырскогозаточенияфанатичнонастроенныемонахини, подстрекаемыенастоятельницейХристиной, подвергаютСюзанну самымизощрённымпыткам: помещаютв карцер, морятголодом, топчутногами и т.д.
«Я насквозьпромокла, водастекала с моегоплатья на пол: на меня вылиливоду из большойкропильницы.Полумертвая, лежала я набоку, в лужеводы, прислонившисьголовой к стене, с приоткрытымртом и с закрытымиглазами».
Сюзаннасменила двамонастыря, нонигде не нашлапокоя. В Арпажонскоммонастыре онаопять — же столкнуласьс развратом, стала предметомсексуальныхвожделенийигуменьи. Кругзамкнулся длябедной девушки.За монастырскимистенами идётпроцесс неисцеления, а, на самом деле, разложениялюдей. « В какомдругом месте,- пишет Дидро,- печаль и злобауничтожиливсе общественныеинстинкты? Гдеобитают ненависть, отвращениеи истерия? Гдетлеют созревшиев тиши страсти? Монастырь –это темница, куда ввергаюттех, кого обществовыбросило заборт». В своихфилософскихтрудах Дидрораскрыл несостоятельностьрелигии с точкизрения требованийразума, в «Монахине»– показал гибельностьмонастырскогозатворничества, его несоответствиенормам морализдорового, нормальногочеловека.
Когда Сюзаннеудаётся наконец-тоубежать измонастыря онапоступает наслужбу к прачке.«Принимаю бельёи глажу его.Работа оченьтяжелая; кормятменя скверно, помещение икровать оченьплохи, зато комне относятсяпо-человечески.Муж – извозчик, жена его грубовата, но, впрочем, добрая женщина.Я была бы дажедовольна своейучастью, еслибы могла надеятся, что мой покойне будет нарушен».
В столкновениис хищническойморалью людей- собственникови уставоммонастырскойжизни раскрываютсяположительныечерты СюзанныСимонен. Онасвободолюбива, не выноситнасилия, человечна, имеет здоровыенравственныепонятия. Таковморальный идеалсамого автора, прошедшегосуровый путь, боровшегосяза свободучеловека, заутверждениеего естественныхстремленийи чувств.
Такая убедительностьв описаниирелигиозногогнета во многомдостигаетяДидро засчетего твёрдыхатеистическихубеждений.«Кажется богнисколько несчитается сжеланиямисмертных, действуяпо своемясобственному(и недоступномуих разумению)усмотрению.Более того, Библия, говоритДидро, содержитсвидетельстважестокостиБога, если тотсуществует,- она призываетубивать тех, кто не разделяетрелигиозныхубеждений, будьто брат, сын, мать, супруга,- «не спорь сними, а немедленноубей!». «Очаровательнаяпрограмма, исоставленаона от именибога!» — замечаетДидро. Кудаболее достойнымии гуманными, по его мнению, оказвваютсяпринципы терпимости, уважения взглядовдругих людей, даже если онине совпадаютс твоими собственными.Идеологи буржуазнойреволюцииобосновывалипринцип равенства, из котороговытекало признаниекаждого членаобщества личностью, что в свою очередь, предполагалоуважение образамыслей каждого, терпимостьпо отношениюк его взглядам, толерантность.
Этой проблематикеДидро уделяетдольшое вниманиекак раз в связис критикойрелигиозногофанатизма.Нетерпимость, убеждает онв статье, написаннойдля «Энциклопедии», а также в другихработах, неразрывносвязана с любымрелигиознымучением, в томчисле и с христианством.«Священникнетерпим ужепо самому своемуположению: онпревратил бысвой культ вничто, если быпризнал, чтои другие культыугодны богу…»
Нетерпимость, продолжаетДидро, погубиломножествочеловеческихжизней; онапорождаетзлобные доносыи сеет ненавистьсреди людей,«ограничиваетумы и увековечиваетрассудки»,«нетерпимостьвсегда враждебнаистине и выгодналишь лжи», таккак истиналюбит критику, от неё она тольковыигрывает; ложь боитсякритики, ибопроигрываетот неё».
Призывывеликого гуманиста– просветителяк терпимостисохраняют своеважное значениевплоть до нашихдней, когданеобходимостьобъединениялюдей различныхнациональностейи верований.В религиознойнетерпимости, полагает Дидро, выражаетсяпротиворечивостьлюбого религиозногоучения: вместотого, чтобыжертвоватьсвоей кровью, проливают чужуюкровь, а проповедьлюбви к ближнемуведётся с помощью«огня и меча».Эта мысльпоследовательноразвиваетсяв творчествеДидро. Художественнойже вершины визображенииижестоких релтгиозныхфанатиков ижертв этогорелигиозногофанатизма Дидродостигает взнаменитой«Монахине».Талант писателяв сочетаниис остротой ума, меткостьюнаблюдения,«сократической»оособенностьюспособа егомышления вцелом позволилиДидро развиватьидеи Просвещенияв яркой художественнойформе, котораяобеспечиваласильное эмоциональноевоздействиена читателей.Дидро выразительнейшимикрасками нарисовалкартину трагическойсудьбы Сюзанны.Роман сталобличениемлицемерия иоткровеннойлжи, невежества, алчности, жестокости, скрывающихсяза монастырскимистенами. Издевательствамонахинь доходилидо крайнейстепени бесчеловечности.Её лишили одеждыи обуви, перебиливсюеё посуду, забралииз кельи всенеобходимыевещи, оставивтолько голыйтюфяк; ей плевалив лицо и поливалинечистотами, а пол по которомуона ходилабосыми ногами, посыпали толчёнымстеклом. К физическимстраданиямдобавилисьнравственные — Сюзанну объявилиодержимой ипрокляли. Врезультатеэтих мученийдевушка тяжелозаболела и только чудомизбежала смертиблагодарясчастливомувмешательствувикария.
С чувствомкрайнего овращенияДидро выводитв этом романехристианок, жестоких ираспущенных; он показывает, чтов монастыряхтечёт жизнь, полная отнюдьне христианскойлюбви и состраданияк ближнему, аненависти излобы. Там, гдепринимаютсямрачные обеты, противоречащиеестественнымвлечениямприроды, гдегосподствуетрелигиозныйфанатизм, убеждаетДидро, там появляютсязло и ханжествои человек становитсянесчастен. –спрашиваетон у читателя.– Где нет ниотца, ни брата, ни сестры, ниродственника, ни друга?.. Гдеживут рабствои деспотизм? Где можно встретитьумы, одержимыенечистымивидениями, которые неотступнопреследуютих и волнуют? Где можно встретитьглубокое уныние, бледность, худобу – всёэти признакичахнущей иизнуряющейсебя человеческойприроды? Гдеслышатся поночам тревожныестоны, а днёмльются беспричинныеслёзы, которымпредшествуетбеспредметнаягрусть? Гдеприрода, возмущеннаяпринуждением, ломает всепоставленныеперед нею преграды, приходит внеистовствои ввергаетчеловека втакую безднуразврата, откоторой нетисцеления? Гдеразвиваютсяжестокостьи любопытство?
Отвечая наэти вопросы, Дидро указываетне только намонастыри, нона всю сферуцерковнойжизни, порождающейназванныесоциальныепороки. обусловившаяих в конечномсчёте причина– невежество, суеверие, отсутствиеобразованности.
И всё – такинесмотря нате ужасы, чтотворились вмонастыре унесчастнойСюзанны былапонимающаядуша. Это быламонахиня поимени Урсула.Именно онасогласиласьпомочь Сюзаннеи спрятать усебя провокационныезаписи к адвокатуМанури противмонастыря итех издевательствах, что там творились.Сюзанна былапоистине опечаленаи разбита, когдаузнала, чтоУрсула скончалась:
«Я осталасьодна у её изголовья.Мне трудноописать ваммое горе, и всёже я завидовалаеё участи. Яподошла к ней, горько плакала, целовала множествораз, накрылапростыней еёлицо, чертыкоторого уженачали меняться…И вот я одна вмонастыре, олнана всём свете, так как я незнаю ни единогоживого существа, которое интересовалосьбы мною».
По своейразоблачительнойсиле трагическаяповесть Дидроо монахине –невольницене имеет себеравных в литературе17 века. Проницательнораскрыв психологиюрелигиозногоаскетизма Дидросумел показатьпроцесс перерождениячеловеческогосознания поддавлениемрелигии, и этимповесть взначительнойстепени выходитза рамки просветительскогомировозрения– она вполнеможет занятьместо в реалистическойлитературе19 века.
Списокиспользуемойлитературы:
Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18 – 19 века.
История зарубежной литературы 17 – 18 веков. С. Д. Артамонов, З. Т. Гражданская Р. М.Самарин.
История французкой литературы. Черневич М.Н. и др. М. 1965 г.
История французской литературы учеб. Андреев Л.Г. и др. 1987 г.
История французской литературы с древнейших времён. М. 1946 г.
Яхонтова М. А. Очерки по истории французской литературы. М. 1958.г.
Писатели Франции М. 1964 г .
Штейн А. Л. и др. История французской литературы. М. 1988 г .
Сент – Бёз Ш. Литературные портреты. М. 1970 г .
Кривушкина Е. С. Французская литература 17 – 20 веков. Иваново 2002 г.
Дени Дидро «Монахиня» Москва «Советская Россия» 1984 г.
Министерствообразованияи науки РоссийскойФедерации.
ГОУ ВПО «Удмуртскийгосударственныйуниверситет»
Институтиностранныхязыков и литературы
Кафедразарубежнойлитературы
Контрольнаяработа.
Тема: Идейно – художественноесвоеобразиеромана ДениДидро “Монахиня”
Выполнила: студентка ИИЯЛ
Группы№ 3021
МаликоваНаталья
Проверил:
Д.Ф.Н., профессорАветисян В.Н.
Ижевск
2004год