Реферат по предмету "Иностранные языки"


Биография ИС Тургенева

Доклад

ИванСергеевичТургенев

Выполнил
ученик10А класса
среднейшколы №1
ДорохинАлександр

ТургеневИван Сергеевич.
(28.X.1818-22.VIII.1883)

Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик.Родился в семьеСергея Николаевичаи Варвары ПетровныТургеневых.Отец, отставнойкавалерийскийофицер, происходилиз старинногодворянскогорода, мать – измалородовитой, но богатойпомещичьейсемьи Лутовиновых.Детство Тургеневапрошло в родительскомимении Спасском-Лутовинове, близ г. МценскаОрловскойгубернии; первымего учителембыл крепостнойсекретарь егоматери ФедорЛобанов. В 1827 г.Тургенев переехалс семьей в Москву, где продолжилсвое образованиев частных пансионах, затем подруководствоммосковскихпедагоговПогорельского, Дубенскогои Клюшникова, позднее известногопоэта. К 14 годамТургенев свободноговорил на трехиностранныхязыках и успелпознакомитьсяс лучшимипроизведениямиевропейскойи русской литературы.В 1833 г. он поступилв московскийуниверситет, а в 1834 г. перевелсяв Петербургский, где окончилв 1837 г. словесноеотделениефилософскогофакультета.
Встуденческиегоды Тургеневначал писать.Его первымипоэтическимиопытами былипереводы, небольшиепоэмы, лирическиестихотворенияи драма «Стено»(1834), написанныев модном тогдаромантическомдухе. СредиуниверситетскихпрофессоровТургеневавыделялсяПлетнев, одиниз близкихдрузей Пушкина,«наставникстарого века…не ученый, нопо-своему –мудрый». Познакомившисьс первымипроизведениямиТургенева, Плетнев объяснилюному студентуих незрелость, но выделил инапечатал 2наиболее удачныхстихотворения, побуждая ученикапродолжитьзанятия литературой.
Однакоинтересы Тургеневаеще не былисосредоточенына литературномтворчестве.Он считалнедостаточнымполученноеим университетскоеобразование.Весной 1838 г. Тургеневуехал за границу, его привлекалБерлинскийуниверситет.Овладев самымисвежими выводамисовременнойфилософскойнауки, Тургеневв 1841 г. возвращаетсяв Россию.
Первые2 года на родинепосвященыпоискам будущегопоприща. СначалаТургенев мечтаето преподаваниифилософии исдает магистерскиеэкзамены, давшиеправо на защитудиссертациии получениекафедры. Нопуть к преподавательскойдеятельностиоказываетсязакрытым всамом начале; надежды навосстановлениекафедры философиив Московскомуниверситете, где Тургеневнамеревалсяслужить, нет.В конце 1842 г. Тургеневхлопочет опоступлениина службу вминистерствовнутреннихдел, занимавшеесятогда изучениемвопроса о возможностиосвобождениякрестьян. Готовяськ будущей должности, он составляетзаписку «Несколькозамечаний орусском хозяйствеи о русскомкрестьянине», в котором пишето необходимостисерьезныхперемен вхозяйственноми правовомположениикрестьянскогосословия. В1843 г. Тургеневбыл зачисленв канцеляриюминистра, новскоре разуверилсяв своих надеждах, потерял всякийинтерес к службеи через двагода вышел вотставку.
Втом же годупубликуетсяпоэма Тургенева«Параша», ачуть позже –сочувственныйотзыв о нейБелинского.Эти событиярешили судьбуТургенева: отныне литературастановитсядля него главнымделом жизни.
ВлияниеБелинскогово многом определилостановлениеобщественнойи творческойпозиции Тургенева, Белинский помогему встать напуть реализма.Но путь этотпоначалу оказываетсятрудным. МолодойТургенев пробуетсебя в самыхразных жанрах: лирическиестихотворениячередуютсяс критическимистатьями, вследза «Парашей»появляютсястихотворныепоэмы «Разговор»(1844), «Андрей»(1845),
«Помещик»(1845), но вслед заними, почти стакой же регулярностью, пишутся прозаическиеповести и рассказы– «Андрей Колосов»(1844), «Три портрета»(1847). Кроме того, Тургенев пишетеще и пьесы –драматическийочерк «Неосторожность»(1843) и комедиюбезденежье»(1846). Начинающийписатель ищетсвой путь. Внем виден ученикПушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческойзрелости.
В 1843г. Тургеневпознакомилсяс гастролировавшейв Петербургезнаменитойфранцузскойпевицей ПолинойВиардо и полюбилее. В 1845 г. он навремя последовалза нею во Францию, а вначале 1847 г.уехал заграницууже надолго.Отъезд вырвалТургенев изпривычнойлитературнойи светскойсреды, новыеусловия жизнипобудили егоуглубитьсяв себя и многоев себе переоценить.Он достигаетнастоящегопрофессионализмав своей писательскойработе, еговзгляды наискусствостановятсяболее простымии строгими.
Вразлуке креплалюбовь к Родине.В заграничномуединениипробуждалисьдавние впечатления, сохранившиесяот детства илинакопленныево время поездокна охоту в Спасское(летом и осенью1846 г. Тургеневисходил с ружьемОрловскую, Курскую и Тульскуюгубернии). Впамяти возникликартины деревенскойи усадебнойжизни, русскиепейзажи, разговоры, встречи, бытовыесценки. Такзарождались«Записки охотника», которые принеслиТургеневуширокую известность.
Ещеперед отъездомписатель передалв журнал «Современник»очерк «Хорьи Калиныч».Неожиданныйуспех очерка, опубликованногов начале 1847 г., навел Тургеневана мысль написатьцелый ряд другихтаких же. Напротяжениипяти лет онипоявляютсядруг за другомна страницах«Современника», а в 1852 г. авторвыпускает ихотдельнымизданием.
Тургеневпишет ряд повестейо людях, «выломившихся»из социальнойсреды, к которойпринадлежатпо происхождениюи воспитанию.Этой теме посвящены«Дневник лишнегочеловека»(1850), «Два приятеля»(1853), «Затишье»(1854), «Переписка»(1854), «Яков Пасынков»(1856). Герои этихповестей терпятнеудачу в попыткахзаняться полезнойдеятельностьюили найти личноесчастье. Причинойдрамы «Лишнегочеловека»Тургеневсчитал столкновениеего духовныхинтересов истремленийс отсталымроссийскимобщественнымукладом. Тургеневдолго не находитникаких основанийдля надежды.
Переломнамечаетсяв первом Тургеневскомромане «Рудин»(1855), написаннымв разгар проиграннойКрымской войны.Тургенев пытаетсяосмыслить, завершившуюсяэпоху, выделивсамое важноев ней. Проблему«Лишнего человека»он видит по-новому.Рудин, геройромана наделенореолом пророческойисключительности.Характер Рудина предстаетсвоеобразнойзагадкой русскойобщественнойжизни.
В 1857г. правительствообъявило освоем намеренииосвободитькрестьян открепостнойзависимости.Тургенев летом1858 г. возвратилсяв Россию изЕвропы и сразуокунулся ватмосферуобщественногооживления. Онстал сотрудникомГерцена, журнала«Колокол» и«Современник».В 1858 г. он пишетповесть «Ася».Круг философскихпроблем отразилсяв его повестях«Фауст» (1856), «Поездкав Полесье»(1853 – 1857). Одной изглавных приметвремени дляТургеневаявляется процессвнутреннегоосвобожденияличности. Тургеневвсе чаще обращаетсяк мыслям онеповторимостичеловеческойиндивидуальностии поискамнравственнойопоры. В лирико-философскихповестях 50-ыхгодов созреваетмысль о спасительности«цепей долга», о самоотречении.Мысль эта получаетширокоесоциально-историческоеобоснованиев романе «Дворянскоегнездо» (1858).
В 1860г. Тургеневпишет роман«Накануне»которой вызвалбурную разноречивуюреакцию. Тургеневявно хотелобъединенияобщественныхсил Росси.
Летом1860 Тургеневсоставил проектпрограммы«Общество дляраспространенияграмотностипервоначальногообразования, которое неполучило откликау общественности».В феврале 1862 г.Тургенев печатаетроман «Отцыи Дети», гдепытается показатьрусскому обществутрагическийхарактер нараставшихконфликтов.Бестолковостьи беспомощностьвсех сословийперед лицомсоциальногокризиса угрожаетперерасти вразброд и хаос.На этом фонеразвертываетсяспор о путяхспасении России, который ведутгерои, представляющиедве основныепартии русскойинтеллигенции.Программалибералов, защитникомкоторой выступаетКирсанов, основанана высоких иблагородныхидеалах. Всеосенено идеейпрогресса, ведь речь идето превращенииРоссии в подлинноцивилизованнуюстрану. Идеалыэтих людейбезнадежнодалеки от реальности, им не спастистрану от катастрофы.
Либералампротивопоставлен«НигилистБазаров», вкотором читательбез труда узнавалвыразителяидей и настроенияреволюционноймолодежи. Базароввыражает этиидеи в самойкрайней форме, провозглашаетидею «Полногои беспощадногоотрицания».По его мнению, мир должен бытьразрушен дооснования. Онкатегоричноотрицает любовь, поэзию, музыку, семейные связи, долг, право, обязанность.ФилософияБазарова этожесткая логикажизни – борьбы.Базаров – эточеловек действительноновой формации, дерзкий, сильный, органическине способныйк иллюзиям икомпромиссам, достигшийполной внутреннийсвободы, готовыйидти к своейцели ни с чемне считаясь.Тургенев признает, что роль «Передовогокласса» переходитот дворянскойинтеллигенциик разночинцам.Тургенев вромане показываетнарушениенормальнойпреемственностипоколений: детиотказываютсяот наследияотцов, теряясвязь с прошлым, с корнями своегобытия, отцыутрачиваютестественнуюдля их ролилюбовь к идущимна смену, старостьи молодостьперестаютуравновешиватьдруг друга вобщем течениижизни. Темаразобщенностипоколенийприобретаетв «Отцах и детях»небывалуюглубину, рождаетмысль о возможноразрыве «связивремен», оразрушительномпроникновенииобщественныхпротиворечийв основаниисамой жизни.Идеал национальногоединства оставалсяглавным дляТургенева вовремя работынад романом.Критика неприняла роман.Обиженный иразочарованныйТургенев уехалза границу идолго не писал.В 60-ых годахопубликовалнебольшуюповесть призраки(1864) и этюд «Довольно»(1865), где звучалигрустные мыслиоб эфемерностивсех человеческихценностях.Почти 20 лет прожилон в Париже иБаден-Баденеинтересуясьвсем, что происходилов России.
В 1867г. завершаетработу надроманом «Дым».Роман наполняетсясатирическимии публицистическимимотивами. Главнымобъединяющимначалом становитсясимволическийобраз «Дыма».Перед читателемжизнь потерявшаявнутреннююсвязь и цель.
Весной1882 г. обнаружилисьпервые признакитяжелой болезни, которая оказаласьдля Тургеневасмертельной.Но в моментывременногооблегчениястраданийписатель продолжилработать и занесколькомесяцев досмерти издалпервую часть«Стихотворенийв прозе». Этотцикл лирическихминиатюр явилсясвоеобразнымпрощаниемТургенева сжизнью, родинойи искусством.Последняя книгаТургеневасобрала в себеглавные темыи мотивы еготворчества.Книгуоткрывалостихотворениев прозе «Деревня», а завершал ее«Русский язык», лирическийгимн, исполненныйверы Тургеневав великоепредназначениесвоей страны:«Во дни сомнений, во дни тягостныхраздумий осудьбах моейродины – тыодин мне поддержкаи опора, о великий, могучий, правдивыйи свободныйрусский язык! Не будь тебя-как не впастьв отчаяние привиде всего, чтосовершаетсядома? Но нельзяверить, чтобытакой язык небыл дан великомународу!»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.