Сочинение.
«Самое страшноев утопиях то, что ои сбываются...»Н. Бердяев
Роман «Мы» былнаписан Замятинымв 1920-ом году, в тосложное дляРоссии время, когда онаотказываласьот старой моделижизни и строила«новую жизнь», в которой, помнению многихлюдей, их ждётсветлое будущее...
Об идеях построения«идеальногообщества», илиутопии, размышлялимногие философы, писатели, которыесчитали возможнымтакое общество, где все живутсчастливо, гденикто ни в чёмне нуждаетсяи все равны, грезя такимобразом будущим, торопя ходвремени. Нобыло немалои таких, ктосомневалсяв праве человекавмешиватьсяв естественноетечение жизни, подчинять еёкакой-либотеории строительстваобщества всеобщегоблага». Писатели-антиутописты, в том числе иЗамятин, показывалитрагическуюсторону построениятакого общества, доводя возможныеего результатыдо абсурда, фантастики.
В романе «Мы»Замятин решает, по какому путиразвития пойдётдальнейшееформированиенарода, чтоможет ждатьновые поколения.Так в фантастическомстиле авторпоказываетвозможныйвариант будущегомира. Переднами разворачивается«математическисовершеннаяжизнь» Единогогосударства.В начале романадаётся символическийобраз «огнедышащегоинтеграла», чуда техническоймысли и в то жевремя жестокогоорудия порабощениялюдей. Человекпри помощитехники превращаетсяв бездушныйпридаток машины, которым можнолегко манипулировать, у него отобралисвободу, сделавиз него добровольногораба. Человеку– «нумеру», укоторого нетдаже собственногоимени, внушается, что несвобода,«жизнь радивсех» – это иесть «счастье».В Едином Государственет ни любви, ни сострадания, ни мыслей, нимечтаний – всёэто здесь считаетсячем-то дикими ужасным, вносящимдискомфортв повседневнуюжизнь, а красивымсчитаетсятолько «разумноеи полезное»: машины, одежда…Даже интимнаяжизнь «нумеров»- это государственнаяобязанность, которую необходимовыполнять всоответствиис «табелемсексуальныхдней». Над жизньюобщества властвует«однотипность», обеспечиваемаятехникой и«хранителямит».
Один из самыхярких символовромана – образЗелёной стены, которая отделяетЕдиное Государствоот «ужасного»и «чужого»окружающегомира Природы.«Стена» — этосимвол упрощенияжизни, отстранениячеловека отреального мирас его многообразиеми сложностью.
Своим романомЗамятин предупреждаетчеловечествоо грозящейопасности –диктатурегосударстваи власти. Какпоказали последующиесобытия истории, опасения писателяне были беспочвенными.Русский народпережил множествогорьких уроков, среди них иколлективизация, и всеобщая«уравниловка», и слепая вераво «всезнающего»вождя. Многиесцены в книгеневольно заставляютпроводитьпараллели снедавним прошлым: единогласныевыборы, манифестацияв честь Благодетеля, жизнь во имядвижения кобщей цели…Из историиможно вспомнитьещё многое, кпримеру, каклюдям «промывали»мозги, постоянныйконтроль заличной жизнью, наказуемостьинициативы, не говоря ужео том, что многиесвободы существовалитолько формально.Даже «стена»- символ «идеальногомира», существовалана самом деле, если вспомнитьту же Берлинскуюстену или «железныйзанавес», отделявшиесоциалистическоеобщество от«разлагающеговлияния Запада».Как всё это намзнакомо изнедалёкогопрошлого, и какужасно сознавать, что всё этобыло предсказанописателем, ноничего существенногоне было сделано, чтобы этогоне произошло.
Как известно, СССР не выдержалпроверки временем, но, к сожалению, люди не учатсяна прежнихошибках, и ещёсуществуют«государствавсеобщегоблагоденствия»…Так, к примеру, можно вспомнитьте же США. Здесьлюди становятсязаложникамисвоих же свободи считают это«счастьем».Они хотят принестиэто «счастье»всему миру ввиде «глобализма»,«американскоймечты». Те жегосударства, которые сопротивляютсянатиску США, причисляютсяими к «Оси зла», в отношениикоторой можнодаже пренебречьнормами международногоправа...
Как показываетистория, всякиесистемы в крайностисвоей опасны, будь то тоталитаризм, или демократия, и как мы видим, утопии не такуж невозможнына самом деле, и это, действительно, очень страшно, что они сбываются...