Бугаева И.В.
Исследованиесакральногоономастиконапозволяетполучить богатыеи разнообразныесведения орелигии, историии культуренарода. В.П. Нерознаксчитает, чтолингвокультурологическизначимой являетсяэнциклопедическаяинформация, стоящая заименем [Нерознак1983].
Сакральныйономастиконизучался донастоящеговремени фрагментарно.Больше всегоисследованийпосвященосакральнойтопонимике[М.В. Горбаневский, В.Я. Дерягин, А.А. Минкин, И.И.Муллонен, Н.М.Теребихин идр.] и именамсвятым [В.И. Супрун, Б.А. Успенский, А.В.Юдин]. Несколькоработ посвященономинацииБогородичныхикон [Л.Д. Самохвалова, З. Тростерова].В настоящемисследованиипредставленырезультатыизучения структурыи составахристианскогосакральногоономастикона.
Понятия святостии сакральностивсегда быливажными длясознания верующегочеловека. Поэтомув процессеустроения иорганизациижизни, приономастическойноминациилюдьми движутосознанныементальные, духовно-нравственныепредставления.Понятно желаниеосвятить всеокружающее, защитив темсамым себя исвоих близкихот действиянечистой силы, злых духов ипр. После принятияхристианстваземное пространствовосточныхславян организовывалоськак НебесныйИерусалим. ТакпротоиерейЛеонид Лебедевпишет о культурномландшафтеРоссии: «ПредставлениеРусской земликак образаОбетованнойЗемли ЦарстваНебесного, ИерусалимаНового (Откр.21, 1-2), развитие ивоплощениеэтого представленияв зримых архитектурныхобразах и названияхразличных мест– самая поразительнаяи захватывающаяособенностьцерковно-богословскогои народногосознания РусиX-XVII вв.» [Лебедев1989: 140]. Не толькостроительствохрамов, часовен, обетных и поклонныхкрестов сакрализуетсреду обитаниячеловека, нои наименованиеразных географическихобъектов, предметовматериальнойи производственнойжизнедеятельностии культурыспособствуетсозданию единогосакральногопространства, а празднованиемногочисленныхцерковныхпраздниковведет к сакрализациивремени и календаря.
Сакральныйономастиконпредставленагионимами.Агионим, поопределению, приводимомув Словаре русскойономастическойтерминологии,– «имя святого»[Подольская1978:26]. Такое определениетермина агионимкажется намнедостаточноточным. Греческиеagios — священныйи onyma — имя, названиепозволяют болеешироко пониматьтермин агионимкак номинациюлюбого именисобственного, связанногосо святостью, т.е. как гипероним.В этом случаеразряды агионимовпредставленысложной системой, в которую входятагиоантропонимы(собственноимена святых), агиотопонимы, эортонимы(название церковныхпраздников), экклезионимы(название храмови монастырей), иконимы (наименованиеикон), которыесоставляютономастическоепространство, объединенноезначениемсвятости [Бугаева2006]. То, что Н.В.Подольскаяназывает агионимом, т.е. имя святого, предлагаемназываетагиоантропонимом, под которымпонимаемапеллятивно-антропонимическийкомплекс, служащийдля номинациипрославленныххристианскихсвятых. Именноагиоантропонимычаще всегоявляются ономаосновойдля номинациидругих предметови объектов, которые относятсяк сакральномуономастиконуили связаныс ним опосредованно.
Собственнок сакральномуономастиконуотносятся:
теоним — имяБога. В православнойтрадиции в этугруппу можновключить наименованияСвятой Троицы, Лиц СвятойТроицы, Спасителя, Небесных бесплотныхСил (Ангелы, Архангелы, Серафимы, Херувимыи др.), Богородицы;
агиоантропонимы– имена собственныепрославленныхсвятых: великомученицаАнастасияУзорешительница, преподобныйСавва Освященный, апостол АндрейПервозванный, прп. СерафимСаровский;
агиотопонимы– имена собственные, обозначающиегеографическиеназвания. К нимотносятсятопонимы, образованныеот теонимов(Архангельск, Троицк, Богородицк), имен святых(Борисоглебск, Петропавловск), наименованийЕвангельскихсобытий (Вознесенск, Успенское, Сретенка, Рождественское), важнейшиххристианскихпраздников(Воздвиженка, Покровское)и имеющие всложном наименованиикомпонентсвято-, бого-и в составномнаименованиисвятой (Святогорск, Богослово, Боголюбск, Святой Афон, озеро Святое).Разновидностьютопонимовявляются агоронимы(названия площадей), годонимы (названияулиц, переулков), гидронимы(названия водныхобъектов).
иконимы — именасобственные, обозначающиенаименованиеикон: иконаВсех Святых, икона святителяНиколая, иконаБожией МатериУтоли моя печали»;
эортонимы –имена собственные, обозначающиеназвания церковныхпраздников: ПреображениеГоспода Богаи Спаса нашегоИисуса Христа, Успение ПресвятойВладычицы нашейБогородицыи ПриснодевыМарии, СоборАрхистратигаМихаила; святителяНиколая, архиепископаМир Ликийскихчудотворца; иконы БожиейМатери «Знамение»;
экклезионимы- имена собственные, обозначающиеназвания соборов, храмов и монастырей, часовен: Свято-Даниловмонастырь, БогоявленскийСобор, храмЖивоначальнойТроицы, храмИверской иконыБожией Матери, храм св. прав.Иоанна Кронштадского; часовня блгв.кн. АлександраНевского.
Важно отметить, что теонимыи агиоантропонимыявляютсяономаосновамидля наименованиятолько несколькихтипов агиотопонимов- полисонимов[i](Санкт-Петербург, Борисоглебск)и гидронимов[ii](источник прп.Иринарха, колодецпрп. Сергия).Все остальныеразновидностиагиотопонимовобразованыот других разрядовагионимов.Например, многиекомонимы[iii], годонимы[iv] иагоронимы[v]названы понаименованиямхрамов, которые, в свою очередь, названы поагиоантропонимам.Например, селоКонстантиновка(Николаевскаяобл.) названопо находящемусятам мужскомумонастырюравноапостольныхКонстантинаи Елены; а поназваниюКиево-ПечерскойЛавры сталиименоватьсяПечерскаяплощадь и Печерскаяулица в Киеве.ЗнаменитыйАндреевскийспуск получилсвое названиев XVIII веке по церквиАндрея Первозванного, построеннойна том месте, где по преданию, водрузил крестапостол Андрей.Практика посвященияхрамов во имясвятых былашироко распространенаво всем православноммире [Мельник1999].
Как видим, основнойспособ образованиясакральныхонимов – трансонимизация, т.е. переходонимов из одногоонимическогоразряда в другой.
Выделяетсянескольконаправленийтрансонимизации, например:
1) агиоантропоним– агиотопоним: св. Петр – Санкт-Петербург;
2) агиоантропоним– экклезионим– агиотопоним: св. Илия – храмсв. Илии – селоИльинское;
3) теоним – эортоним– экклезионим- агиотопоним: ПресвятаяБогородица- праздник Введениево храм ПресвятойБогородицы– Введенскийхрам – улицаВведенская;
4) теоним — иконим– эортоним –экклезионим: Божия Матери– икона БожиейМатери Владимирская– СретениеВладимирскойиконы ПресвятойБогородицы- храм Владимирскойиконы БожиейМатери в Сретенскоммонастыре.
Такой способмногоступенчатойноминациипредлагаемназвать способомдревовиднойноминации.Причем направлениеи последовательностьтрансонимизациичетко определяютсяи мотивируются.Ядерной единицейили ономаосновойвсегда выступаеттеоним илиагиоантропоним.
Трансонимизацияможет происходитькак внутрикласса сакральныхонимов, так ипереходитьв другие онимическиеклассы. Естьеще несколькоразрядов именсобственных, которые условноможно отнестик группе сакральныхонимов. Это –названия памятников, фондов, братств, обществ, приютов, орденов, кораблейи т.д. с использованиемагиоантропонимов.Приведем примерыиз российскихсредств массовойинформации: Президент Фондасвятого Всехвальногоапостола АндреяПервозванногоС.Е. Щеблыгинпосетил Красноярскс рабочим визитом; Президент В.В.Путин сталлауреатомпремии АндреяПервозванного«За веру и верность»; Страховаякомпания св.Андрея Первозванного– новое имя наотечественномстраховомрынке; В Санкт-Петербургепланируетсяустановитьпамятник св.апостолу АнреюПервозванному; Братство св.Андрея Первозванного.Статья в газете«Московскийкомсомолец»называется«Святой Даниилне уберег субмарину»и рассказываетоб атомнойподводной лодке«Святой ДаниилМосковский», на которойпроизошел пожар[МК от 08.09.2006]. В Москвеизвестно издательство«Святой Киприан», есть компьютерныйцерковнославянскийшрифт «Киприан».Примеров много.
Проследимвозможнуютрансонимизациюядерных агионимов«Петр», «Сергий»и «Ольга» какономаоснов:
св. Петр св. Сергий св. Ольга экклезионим Петропавловский собор Свято-Троице Сергиева Лавра храм-часовня равноапостольной княгини Ольги иконим икона апп. Петра и Павла икона прп. Сергия Радонежского икона равноап. кн. Ольги эортоним 29/12 июня – Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла 25/8 сентября – преставление прп. Сергия, игумена Радонежского 11/24 – июля равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены гидроним
колодец и источник прп. Сергия источник равноап. Ольги полисоним Санкт-Петербург, Петропавловск Сергиев Посад
комоним Петровское, Петровка Сергиевка Ольгино агороним Петропавловская пл.
годоним Петропавловская улица, улица Петровка ул. Сергия Радонежского ул. Ольгинская эргоним
Фонды, общества, приюты в честь прп. Сергия Фонды, общества, приюты в честь св. Ольги фалероним
медаль и орден преподобного Сергия Радонежского медаль и орден святой равноапостольной княгини Ольги корабль корабль «Святой Петр» теплоход «Св. Сергий» «равноапостольная Ольга» памятник
памятник прп. Сергию (скульптор В. Чухаркин) памятники в Киеве, Пскове
Не все пунктымогут бытьзаполнены длякаждого агиоантропонима.Возможно, у наспока недостаточнофактическогоматериала.Следует учитыватьи тот факт, чтов разных православныхстранах естьсвои традициинаименования.Например, вБолгарии естьгостиница «Св.Николай» ипопулярныйкурорт «Свв.Константини Елена». Многиеуниверситетыи научные центрыносят именасвятых: университетимени СвятыхКирилла и Мефодияв г. Велико Тырново, научный центр«Св. ДасийДоростольский»в г. Силистраи др.
Можно представить, насколько можетбыть великсписок сакральногоономастикона, если учесть, что к 1988 годухристианскийименник насчитывал885 мужских и 245женских имен.В период с 2000 по2003 год это числоувеличилосьпосле массовогопрославленияновомучеников.Конечно, естьимена распространенныйи нераспространенные, но цифры достаточновнушительны.
При анализетопонимовследует бытьвнимательными, так как не всегдав основе наименованийгородов и улицлежат агиоантропонимы.Иногда в качествеономаосновыпри трансонимизациивыступаютобычные антропонимы, когда в честьизвестных ипрославившихсялюдей называлисьгорода и улицы.Это – мемориальныеназвания.
Большинствоагионимов –многокомпонентныесоставныеноминации, полная формакоторых встречаетсяв официальныхцерковныхдокументах, календаряхи т.п. В разговорнойречи обычноупотребляютсяредуцированныеформы агионимов, которые сохраняютграмматическиекатегорииапеллятива, обозначающегоименуемыйпредмет. Например: В воскресеньепойдем в Богоявленский(собор – м.р.); Сегодня празднуютСмоленскую(икона – ж.р.).Разница в оформленииграмматическогорода можетвыполнятьразличительнуюфункцию. В результатепоявляютсяомонимичныеимена собственные, различающиесяграмматическимродом и типомпарадигмы.Например: Владимирская– Владимирский.В предложении«Завтра Владимирская»категорияженского родауказывает нато, что речьидет о празднованиииконы ВладимирскойБожией Матери.Во фразе «Сегодняпойдем в Богоявленский, а завтра — воВладимирский»категориямужского родасвидетельствуето том, что имеетсяв виду храм, собор. ТакВладимирскаяи Владимирскийразличаютсяродовым статусом, а, следовательно, и типом склонения.Безусловно, будут и синтаксическиеразличия: ЗавтраВладимирская(праздник иконы)– Завтра — воВладимирскую(церковь).
Подведем некоторыеитоги. Во-первых, сакральныйономастиконпредставленнесколькимиразрядамиагионимов, составляющихопределеннуюструктуру.Ядерными единицамиявляются теонимыи агиоантропонимы.Также в составсобственносакральныхонимов входятагиотопонимыи их разновидности, иконимы, эортонимы, экклезионимы, т.е. те предметы, которые освященыопределеннымирелигиознымчином. Следующийуровень представлентрансонимами, восходящимик агионимам, которые лишьусловно можноотнести к сакральнымонимам (наименованиеорденов, фондови т.д.).
Во-вторых, трансонимизация– основнойспособ номинациив сакральномономастиконе.Выделяютсядва типа трансонимизации: внутри классаагионимов и«межклассовый»тип, когда именамисвятых называютсяобъекты и предметыобычного мира(гостиницы, корабли, издательстваи т.п.).
Изучение сакральногоономастикона, путей и способовноминаций, мотивированныхагионимами, обогатит нашизнания об именахсобственныхи поможет лучшеузнать русскуюисторию и культуру.Список литературы
1. Бугаева И.В.Агиотопонимы: частный случайотраженияментальностив географическихназваниях//Respectus Philologicus, Ж10 (15). 2006. ISSN 1392-8295- P.119-130.
2. ГорбаневскийМ.В. Из опытакультурно-историческогоанализа топонимии: русские топонимыи православие//Топонимы иобщество. М.,1989.
3. Дерягин В.Я.Топонимикаи ономастикаФерапонтовамонастыря. М.,1998.
4. Лебедев Л. (прот).БогословиеРусской земликак образаОбетованнойземли ЦарстваНебесного//ТысячелетиеКрещения Руси.– М., 1989.
5. Мельник А.Г.Практика посвященийхрамов во имяпатрональныхвеликокняжескихи царских святыхв XVI в.//Царь и царствов русскомобщественномсознании(Мировосприятиеи самосознаниерусского общества).Вып. 2. М., 1999.
6. Минкин А.А.Русская святостьв московскойтопонимии//ТопонимияРоссии. М., 1993. С.88-93.
7. Муллонен И.И.«Святые» гидронимыв контекстевепсско-русскогоконтактирования//ОномастикаКарелии: Проблемывзаимодействияразноязычныхономастическихсистем. Петрозаводск,1995. С. 17-28.
8. Нерознак В.П.Названиядревнерусскихгородов. М., 1983.
9. ПодольскаяН.В. Словарьрусской ономастическойтерминологии.Отв. ред. А.В.Суперанская.Москва, 1978.
10. СамохваловаЛ.Д. Синтагматическиеотношения вмикросистеменоминацииБогородичнойиконографии//Влияние Библиина литературныеязыки. МатериалыXXXI Всероссийскойнаучно-методич.конференцииСПбГУ. Вып. 7. СПб,2002. С.39-47.
11. Супрун В.И.Христианизациярусского именника//Христианство.М., 1996. С.53-58.
12. ТеребихинН.М. СакральнаятопонимияРусского Севера(К постановкепроблемы)// ВопросытопонимикиПодвинья иПоморья. Архангельск,1991. С. 24-34.
13. ТеребихинН.М. СакральнаягеографияРусского Севера(Религиозно-мифологическоепространствосевернорусскойкультуры).Архангельск,1993, 223 с.
14. ТростероваЗ. НазванияБогородицыв культурно-историческомареале slavia Orthodoxa какпредмет ономастическогоинтереса// ОномасикаПоволжья: Тез.докл. VIII межд.конф. Волгоград,8-11 сент. 1998/Отв. ред.и сост. В.И. Супрун.– Волгоград,1998. С.120-122.
15. УспенскийБ.А. Из историиканоническихимен. М., 1969.
/>
[i] Полисоним –имя собственное, обозначающееназвания городов.
[ii] Гидроним –имя собственное, обозначающееназвания водныхобъектов.
[iii] Комоним — имясобственное, обозначающееназвания сельскихпоселений.
[iv] Годоним — имясобственное, обозначающееназвания улиц, проспектов, проездов и т.д.
[v] Агороним — имясобственное, обозначающееназвания площадей.