Весь я в моих писаниях. Л. Толстой
Лев Николаевич Толстой — художник с большим диапазоном тем, философских взглядов на окружающий мир и человека. Писателю свойственна неспешная манера повествования, он постепенно вводит читателя в круг своих вгзлядов и интересов, надолго оставляя в «плену» произведения.
Говоря об авторе такого монументального произведения, как «Война и мир», нельзя не удивиться широте его взглядов, умению вплести в ткань повествования вечные проблемы, волнующие человечество на протяжении всего существования. А между тем Толстой очень тенденциозен, он заранее решает, как ему относиться к тому или иному герою, событию, и, уж раз выбрав линию поведения, не сворачивает с нее, заставляя своих героев действовать строго установленной линии. Таков и роман «Война и мир».
Это колоссальное произведение о жизни русского общества в период 1805-1820 годов. Писатель рассматривает бытие через призму войны и мира, то есть отношение различных людей к войне-убийству, именно так Лев Николаевич-пацифист трактует войну, антиподом ей выступает мир, жизнь людей, их интересы, взгляды и мечты. Толстой излишне усложняет некоторых героев, его любимые персонажи: Андрей Болконский, его сестра княжна Марья и старик Болконский, Пьер Безухов, семья Ростовых, Кутузов — проводники философии автора, а отрицательные — Курагины, Шерер, Друбец. кой, Долохов — наделены автором самыми низменными пороками и инстинктами.
Толстой не дает им ни малейшего шанса улучшиться, самосовершенствуясь. Это вне интересов данных персонажей, и писатель наделяет их отвратительными характерами, поступками и помыслами. Вообще же роман представляет собой широкое полотно, рассказывающее о становлении личности в определенном историческом времени. На примере Наполеона автор показывает, как мелочные цели убивают душу самых активных и способных людей.
Толстой, рассуждая о войне, говорит о ее пагубности для большинства народа. Зачинщиков бойни, карьеристов, он наказывает судом истории. Наполеону автор отказывает в малейшей талантливости, показывая случайность его первоначальных побед, когда молодой и тщеславный генерал ради своих мелочных интересов затягивает в пучину бед и страданий целые народы.
Антиподом диктатору выступает Кутузов, жалеющий солдат, видящий бессмысленность русского похода в 1805 году. Командующий различает в солдатской массе отдельных людей, страдающих и умирающих ради чужих фантазий, тщеславных помыслов индивидуалистов. Но он уже будет совершенно иным в 1812 году после отступления из Москвы, размышляющим о своей вине, что не сумел отстоять древнюю столицу. Этот мудрый старик понимает, что падение Москвы не есть потеря России. Бережное отношение к солдату сохранится в полководце и тогда, когда начнут русские армии громить французов. Кутузов с позиции сильнейшего советует «пожалеть» французов — ведь они стали слабыми, им грозит неминуемая гибель.
На его фоне бесчеловечность Наполеона выступает почти фантастичной. Диктатор равнодушно смотрит на бессмысленную гибель подчиненных, кинувшихся через Неман. С восторгом погибают уланы, а Наполеон уверен, что «присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумное самозабвение. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку». После этой сцены понимаешь, что Наполеон лишь карьерист и авантюрист, волей судьбы сумевший подчинить себе огромные массы людей и погубивший их. Его собственное падение было только вопросом времени. И совсем не удивляет бегство диктатора, когда он под Березиной бросил погибать свою армию в «варварской России».
Толстой оправдывает борьбу русского народа, «поднявшего дубину войны», воюющего без всяких правил, ибо какие могут быть церемонии с завоевателями. Противопоставление Кутузова — Наполеона помогает автору показать истинный героизм одного ничтожность помыслов другого. Кутузов плоть от плоти своего народа, а Наполеон далек от собственных солдат, смотрит на них как на средство для достижения своих корыстных целей. Толстому удалось показать это гениально.